Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
T51 Токсическое действие алкоголя  T51.0 Этанола  ,980.0T51.1 Метанола  ,980.1T51.2 2-пропанола  ,980.2T51.3 Сивушных масел  ,980.3T51.8 Других спирто...полностью>>
'Статья'
Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Правовое регулирование рынка ценных бумаг: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспру...полностью>>
'Лекция'
Еще каких-нибудь пять лет назад Интернет в России был не более чем модным словом, по­лузагадочной технической новинкой, пришедшей с Запада вслед за м...полностью>>

Примерные программы Общепрофессиональные дисциплины примерная программа дисциплины мировой водный баланс, водные ресурсы земли

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Примерные программы Общепрофессиональные дисциплины

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МИРОВОЙ ВОДНЫЙ БАЛАНС, ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ ЗЕМЛИ,

ВОДНЫЙ КАДАСТР И МОНИТОРИНГ

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

В пределах выделенного учебным планом объема учебных часов дать студентам знания о природных водах, их запасах и распределении, значении и роли в жизни общества, использовании в народном хозяйстве, влиянии на их режим и качество антропогенной деятельности; о водном и водохозяйственном балансах; организации государственного учета водных ресурсов, государственном водном кадастре, водном кодексе и мониторинге водных объектов Российской Федерации; о задачах и единой научно-технической политике в области водного хозяйства, мероприятиях по охране и рациональном использовании водных ресурсов; основных водных проблемах в настоящее время и в перспективе.

2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать запасы, распределение водных ресурсов по территории и во времени; мировой водный баланс; статические, возобновляемые и располагаемые водные ресурсы России и мира; водообеспеченность территорий; природные и антропогенные факторы воздействия на водные ресурсы и влияния водохозяйственных объектов на природно-экологическую среду; принципы управления и рационального использования водных ресурсов; цели и задачи водного хозяйства, организацию государственного учета водных ресурсов, основные положения водного кодекса и мониторинга водных объектов Российской Федерации.

- владеть методами составления водного и водохозяйственного балансов, оценки изменений водных ресурсов под влиянием природных и хозяйственных факторов; приемами и способами получения, анализа и использования информации о водных ресурсах и водных объектах.

- иметь представление о водохозяйственных системах и комплексах, влиянии на водные ресурсы различных отраслей народного хозяйства, глобальных изменениях климата, проблемах малых и больших рек, внутренних морей и озер, других проблемах водного хозяйства, о принципах проектирования систем экологического мониторинга.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (час)

Вид занятий

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость

85

1

Аудиторные занятия

51

1

Лекции

34

1

Практические занятия (ПЗ)

17

1

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа

34

1

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

*

1

Вид итогового контроля

Экзамен

1

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

n/п

Раздел дисциплины

Лекции

П З

1

Предмет и задачи курса

*

-

2

Гидросфера, ее связь с другими оболочками Земли

*

*

3

Водопользование и водоотведение

*

*

4

Физико-химические свойства воды

*

*

5

Факторы, хозяйственной деятельности, оказывающие влияние на водные ресурсы

*

*

6

Современное состояние качества вод России и тенденции его изменения

*

-

7

Основные цели и задачи государственного учета вод и водного кадастра

*

*

8

Основные цели и задачи мониторинга водных объектов

*

*

4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Предмет и задачи

Водные ресурсы, водный кадастр и мониторинг водных объектов имеют свои специфические особенности отличающие их от других наземных объектов. Основные термины и определения. Значение водных ресурсов для жизни и деятельности человека, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Водные ресурсы и водные объекты мира и России.

2.Гидросфера, ее связь с другими оболочками Земли

Влагооборот в природе. Водный баланс земного шара. Статические (вековые) запасы воды. Речной бассейн, водный баланс речного бассейна. Возобновляемые водные ресурсы. Государственный водный фонд. Водные ресурсы: местные, региональные, глобальные; национальные, межгосударственные. Неравномерность распределения водных ресурсов по территории и во времени. Водообеспеченность отдельных регионов России и зарубежных стран.

3. Водопользование и водоотведение

Водопользователи и водопотребители. Требования к водным ресурсам коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, орошения и осушения земель, рыбного хозяйства, водного транспорта и лесосплава, энергетики и ре регулирования стока, рекреаций и др. Водохозяйственные комплексы, их назначение, типы.

Водный и водохозяйственный балансы.

4. Физико-химические свойства воды

Факторы, определяющие качество природных вод: климатические, физико-географические, антропогенные. Биологические особенности воды, Критерии, нормативы и стандарты качества природных вод. Влияние гидрологических и метеорологических факторов на качество воды. Загрязнение, засорение, истощение водных источников.
Эвтрофирование водоемов. Самоочищение природных вод. Источники загрязнения природных вод. Статистические и воднобалансовые методы оценки антропогенного воздействия на водные ресурсы. Качество природных вод как показатель состояния окружающей природной среды.

5.Факторы, хозяйственной деятельности, оказывающие влияние на водные ресурсы

Факторы, влияющие на условия формирования стока и элементы водного баланса; факторы, основные влияния которых вызвано изъятием воды из водных объектов; факторы, связанные с региональными и глобальными изменениями климата.

6.Современное состояние качества вод России и тенденции его изменения

Основные принципы и задачи охраны водных ресурсов. Водное законодательство. Водный кодекс Российской Федерации. Общие требования к охране водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, поступления ядохимикатов, радиоактивных, токсических и других вредных веществ, к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Нормативные показатели качества воды и предельно допустимые безвозвратные изъятия.

7. Основные цели и задачи государственного учета вод и водного кадастра

Управление и государственный контроль за использованием и охраной вод. Структура и общий порядок ведения водного кадастра. Классификация водных объектов и водопользователей. Организация первичного учета вод, их использования и качества. Территориальное деление, пункты наблюдения и потоки информации. Первичная кадастровая документация. Методы обработки и анализа информации. Ежегодные и многолетние данные по водным ресурсам, их использования и качества. Отчетные водохозяйственные балансы. Автоматизированная информационная система ведения кадастра.

8. Основные цели и задачи мониторинга водных объектов

Состав режимных наблюдений и методика их проведения. Основные показатели и критерии, используемые при анализе и оценке состояния водных объектов. Методы оценки изменения состояния водных объектов под влиянием естественных и антропогенных факторов. Системы математических моделей и машинных программ, имитирующих изменения состояния водных объектов. Использование ГИС – технологий в мониторинге водных объектов и их водосборов.

5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Не предусмотрен.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная:

  1. Авакян А.В., Широков В.М. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Екатеринбург: "Виктор", 1994.

  2. Вуглинский B.C. Водные ресурсы и водный баланс крупных водохранилищ. Л.: Гидрометеоиздат, 1991.

  3. Комплексное использование водных ресурсов и охрана природы. – Под ред. Шабанова В.В. – М., Колос 1994.

б) дополнительная:

  1. Вендров С. Л. Жизнь наших рек. -Л: Гидрометеоиздат, 1986.

  2. Восстановление и охрана малых рек. Теория и практика. -М.:Агропромиздат, 1969.

  3. Клиге Р.К. Изменения глобального водообмена. -М.: Наука, 1985.

  4. Лапшенков B.C., Отверченко Н.K., Мордвинцев М.М. Мелиорация малых и средних рек. Новочеркасск, 1994.

  5. Львович М.И. Вода и жизнь. -М.: Мысль, 1986.

  6. Нежиховский Р.А. Гидролого-экологические основы водного хозяйства. -Л: Гидрометеоиздат, 1990.

  7. Раткович Д.Я. .Гидрологические основы водообеспечения. -М.: ИВП РАН , I993.

  8. Соколов А.А. Вода: проблемы на рубеже XXI века. -Л.: Гидрометеоиздат., 1986.

  9. Федосеев И.А., Плахотник А.Ф. Человек и гидросфера. -М.: Наука, 1985.

  10. Шикломанов И. А. Влияние хозяйственной деятельности на речной сток. -Л. Гидрометеоиздат, 1989

  11. Яковлев С.В., Прозоров И.Ц., Иванов Е.Н., Губий И.Г. Рациональное использование водных ресурсов. -М.: ВШ,1991,

6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины

Для самостоятельной работы и углубления знаний, кроме основной литературы, студенты могут использовать дополнительную учебную, научную литературу и монографии, рекомендуемые преподавателем. В учебном процессе необходимо применять наглядные и технические средства обучения (кинофрагменты, слайды, плакаты и ПЭВМ), активные формы занятий.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Демонстрационные пакеты, стенды, ПЭВМ, средства оргтехники.

Программу составили:

Исмайылов Г.Х., профессор, Московский государственный университет

прирдообустройства

Овчаров Е.Е., профессор Московский государственный университет прирдообустройства

Косолапов А.Е., профессор, Новочеркасская государственная мелиоративная академия

Шкура В..Н., профессор, Новочеркасская государственная мелиоративная академия

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ГИДРОЛОГИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТОКА

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Гидрология и регулирование стока» имеет важное значение для подготовки инженеров по направлению Водные ресурсы и водопользование. Гидрологические и водохозяйственные расчеты являются обязательной частью любого проекта по использованию и охране водных ресурсов, а также обеспечения экологической безопасности территории и водных объектов. Они имеют большое значение для решения проблемы рационального использования водных, земельных, биологических и минеральных ресурсов территории и защиты окружающей среды.

Основная цель преподавания дисциплины «Гидрология и регулирование стока» - дать студентам необходимые знания о факторах и закономерностях формирования речного стока; режимах рек, озер, болот; способах и технических средствах измерения и определения основных гидрологических характеристик водотоков и водоемов; теоретических основах и методах инженерных гидрологических и водохозяйственных расчетов, научить применению этих методов при проектировании и эксплуатации водохозяйственных систем; при регулировании стока в соответствии с требованиями водопользования и в целях борьбы с наводнениями; научить методам оценки влияния антропогенных факторов на водные ресурсы.

Знания, полученные студентами в процессе изучения «Гидрологии и регулирования стока», необходимы при изучении таких дисциплин, как комплексное использование водных ресурсов, мелиорация земель, гидротехнические и природоохранные сооружения, сельскохозяйственное водоснабжение, обводнение и водоотведение, управление водохозяйственными системами, а также при работе над дипломными проектами и в последующей производственной деятельности специалиста в проектных, строительных, эксплуатационных и управленческих водохозяйственных и природоохранных организациях.

Базовыми дисциплинами, обеспечивающими успешное изучение дисциплины «Гидрология и регулирование стока» являются метеорология, климатология, инженерная геодезия, геология и гидрогеология, математическая статистика и теория вероятностей, информатика, общая экология.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • закономерности и основные факторы формирования речного стока;

  • питание и фазы водного и ледового режима рек, озер и болот;

  • о речных наносах и русловых процессах;

  • об организации и методах гидрологических наблюдений и исследований;

  • значение, задачи и основные виды регулирования стока, общую методику расчета водохранилищ;

владеть:

  • приемами и способами получения, обработки, анализа и оценки достоверности материалов гидрометрических измерений и гидрологической информации;

  • методами расчета основных гидрологических характеристик; параметров и режима работы водохранилищ, применяемыми при проектировании водохозяйственных и природоохранных объектов и сооружений,

уметь оценить экономическую и экологическую эффективность мероприятий по регулированию стока,

иметь представление:

  • о водной эрозии;

  • гидрологических прогнозах;

  • задачах и правилах использования водных ресурсов водохранилищ;

  • влиянии водохранилищ на окружающую природную среду, мероприятиях по предотвращению отрицательных последствий регулирования стока и охране водных ресурсов.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (час)

Вид занятий

Всего часов

Семестры

4

5

Общая трудоемкость

198

113

85

Аудиторные занятия

119

68

51

Лекции

51

34

17

Практические занятия (ПЗ)

51

17

34

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

17

17

-

Самостоятельная работа

79

45

34

Курсовая работа

*

*

Расчетно-графические работы

*

*

Рефераты

Вид итогового контроля

Экзамен

Зачет

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

ЛР

I. Гидрология

1

Предмет и задачи дисциплины

*

2

Речная система. Водный режим рек

*

*

3

Гидрометрия и ее задачи. Уровни воды.

*

*

*

4

Глубины воды

*

*

*

5

Скорость течения воды

*

*

*

6

Расходы воды

*

*

*

7

Водная эрозия, речные наносы, русловые процессы

*

*

*

8

Речной сток.

*

9

Генетические и стохастические методы определения основных характеристик речного стока

*

*

10

Внутригодовое распределение речного стока

*

*

11

Минимальный сток рек

*

*

12

Максимальный сток рек

*

*

13

Гидрологические прогнозы

*

II. Регулирование речного стока.

1

Значение, задачи и виды регулирования стока.

*

*

2

Водохранилища, их классификация и характеристики.

*

*

3

Общая методика расчета водохранилищ

*

*

4

Потери воды из водохранилища

*

*

5

Заиление водохранилищ

*

*

6

Суточное, недельное и сезонное (годичное) регулирование стока.

*

*

7

Многолетнее регулирование стока

*

*

8

Регулирование стока половодий и паводков

*

*

9

Компенсирующее и каскадное регулирование стока

*

*

10

Эксплуатация водохранилищ

*

*

11

Водохранилища и окружающая природная среда

*

*

4.2. Содержание разделов дисциплины

I. Гидрология

1. Предмет и задачи дисциплины



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерные программы Общепрофессиональные дисциплины примерная программа дисциплины природно-техногенные комплексы

    Примерная программа
    Дисциплина «Природно-техногенные комплексы» дает базовые знания об объекте деятельности специалистов в области природообустройства, об общих принципах природообустройства, обеспечивающих гармоничное сочетание интересов человека и
  2. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание

    Программа
    Образовательный портал. Новый проект по образовательным ресурсам. На портале представлены полнотекстовые версии многих учебных пособий, и другие полезные материалы для самообразования.
  3. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

    Основная образовательная программа
    Нормативные сроки освоения: 4 года (очная форма), включая лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, учебные и производственную практики, научно-исследовательскую работу.
  4. Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии

    Документ
    1. Дисциплина является основным курсом по блоку "Общепрофессиональные дисциплины" ГОСВПО от 10.03.2 рабочая программа составлена на основе требований указанного стандарта: Понятие о географической оболочке, ее становление
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (35)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) бакалавриата по направлению «Техносферная безопасность» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Другие похожие документы..