Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Ниже будут приведены небольшие рассказы, которые я писала в разные периоды своей жизни. В принципе, каждый рассказ – это уже маленькая жизнь… Все, что...полностью>>
'Рассказ'
11 января 1937 года в газете «Правда» была напечатана заметка «Текст Конституции сохранить на тысячелетия».1 В заметке рассказывалось о планах одной ...полностью>>
'Рассказ'
Поиск материала для диплома начался с того, что мною были очерчены весьма туманные и пространные границы желаемого. Дословно формулировалось это так:...полностью>>
'Доклад'
Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это зад...полностью>>

Программа для сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами экономических специальностей

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»

(Финакадемия)

Кафедра философии

Кафедра экономической теории

ОБСУЖДЕНО

Протокол заседания кафедры

№ 7 от «19 »февраля 2010г.

Зав. кафедрой философии

Чумаков А.Н.

УТВЕРЖДЕНО

Проректор по научной работе

Федотова М.А.

« » 2010г.

вальяно м.в., Зорина е.в., карамова о.в., кишлакова н.м.,

пивоварова м.а., Скибицкий М.М.

История и философия науки

программа

для сдачи экзамена кандидатского минимума

аспирантами экономических специальностей

ОДОБРЕНО

Совет по гуманитаризации

образования ФА протокол №4 «20» апреля 2010г.

Москва 2010

УДК

ББК

С

История и философия науки: Программа для сдачи экзамена кандидатского минимума аспирантами экономических специальностей Вальяно, Е.В. Зорина, Карамова О.В., Н.М. Кишлакова., Пивоварова М.А., Скибицкий М.М. — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, кафедра «Философия», 2010. — 49с.

Программа ориентированна на анализ феномена науки в широком социокультурном контексте и ее историческом развитии. Значительное внимание уделяется анализу мировоззренческих, методологических и аксиологических проблем современной науки, вопросам кризиса техногенно ориентированной цивилизации. В программе учтена специфика образования по специальностям экономического профиля.

© Финансовая академия при Правительстве РФ, 2010

© Вальяно М.В., Зорина Е.В., Карамова О.В., Кишлакова Н.М., Пивоварова М.А., Скибицкий М.М. 2010

Учебно-тематический план курса «История и

философия науки»

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

лекции

семинары

всего

Раздел I. Общие проблемы философии науки

Предмет и основные концепции современной философии науки

8

2

8

Наука современной цивилизации

4

2

6

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

8

2

10

Наука как познавательная деятельность, структура научного знания

4

2

6

Динамика науки как процесс порождения нового знания

4

2

6

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

4

2

6

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.

6

2

10

Наука как социальный институт

4

2

6

Итого:

42

16

58

Раздел II. Философские проблемы областей научного знания

(Философские проблемы экономической науки)

Философия и экономическая наука в III-м тысячелетии

6

2

6

Философские аспекты финансовой науки

4

2

6

Философское осмысление новой социоэкономической реальности

4

2

6

Философские проблемы информационного общества. «Человек информационный» и информационная экономика.

4

2

6

Итого:

18

8

26

60

24

84

Раздел III. История отраслей науки.

(История экономической науки)

13.

Генезис и эволюция экономической науки

2

2

4

14.

Зарождение и формирование неоклассической доктрины в экономической науке

2

-

2

15.

Специфика экономической науки в России

2

2

4

16.

Доктрина государственного регулирования в экономической науке: зарождение и развитие

2

-

2

17.

Становление и эволюция финансовой науки

2

2

4

18.

Новый инструментарий финансовой науки в конце ХХ века

2

-

2

19.

Экономическая наука в XXI веке

2

-

2

Итого:

14

6

20

Всего:

74

30

104

Содержание курса

Раздел I.Общие проблемы философии науки

1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Науковедение как особая отрасль знания. Проблема определения науки. Эволюция понятия «наука». Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Особенности экономического познания.

Логика развития науки, эволюция подходов к ее анализу.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позивитистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М.Полани, специфика их применения в сфере экономического знания.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки в целом и экономической науки в частности.

2. Наука современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Место науки в развитии современной цивилизации. Сциентизм и антисцитизм как ценностные мировоззренческие ориентации.

Наука как особая сфера культуры. Соотношение науки, философии и религии. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Наука и творчество. Этика науки и нравственная ответственность ученого.

3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и ее особенности: эмпирический, сакрально-кастовый, рецептурный, догматический характер знания, его непосредственная связь с практическими задачами. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, как выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Проблема начала науки. Возникновение науки, научные знания в Древнем востоке. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Научные программы античности и их специфика: математические программы Пифагора и Платона, атомизм Демокрита, логика Аристотеля, геометрия Евклида. Экономическая мысль Древнего мира.

Средневековое мировоззрение и особенности научного познания этой эпохи. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Достижения средневековой науки в области логики, риторики, математики, истории, экономическом познании. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек- творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Революция в мировоззрении в эпоху Возрождения. Развитие гелеоцентрической картины мира и идеи бесконечности Вселенной в трудах Дж. Бруно, Н. Коперника, Кеплера.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам и возникновение идеалов математизированного и опытного знания. Создание новой идеологии науки: критический дух, объективность, практическая направленность, принцип историзма в гуманитарном знании. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода. Соединение экспериментального метода с математическим описанием природы. Галилей и его роль в возникновении современной науки. Эмпиризм Ф. Бэкона, физика и рационализм Р. Декарта.

Наука Х1Х века. Проблема синтеза знания. Процесс дифференциации и первые признаки интеграции наук. Утверждение идеи всеобщей связи и эволюционного развития в естествознании. Стихийное проникновение диалектики в науку. Становление социальных и гуманитарных наук. Возникновение классической и марксистской политической экономии.

Резкое возрастание социальной базы науки, усиление связи науки с производством, создание промышленного сектора науки, информационный научный взрыв и его проявление в экономической науке.

4. Наука как познавательная деятельность, структура научного знания.

Наука как процесс познания. Цель и задачи науки. Законы науки. Структура науки, ее компоненты и функции. Специфика естественных и гуманитарных и экономических наук. Становление, развитие и особенности научного знания. Проблема истины. Критерии научности знания.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Экономическое знание и его особенности. Эмпирический и теоретический уровни знания, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая научная теория, ее структура и функции. Гносеологические предпосылки формирования научной теории. Научные понятия и способы их образования. Введение и исключение научных абстракций. Классификация научных теорий.

Основания науки, их структура. Научная картина мира, ее исторические формы и функции (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Идеалы и нормы научного познания. Философские, социальные, логические, семиотические и методологические основания науки.

Специфика методологии научного познания. Понятие научного метода. Предметно- содержательный, операциональный и аксиологический аспекты

метода. Специальные, общенаучные и универсальные методы. Методы эмпирического уровня научного познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент. Методы, используемые на теоретическом уровне научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, историческое и логическое, метод восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование. Взаимосвязь эмпирических и теоретических методов научного познания. Научное объяснение и научное предвидение, их особенности в сфере экономики. Интуиция и воображение в научном и экономическом мышлении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научные программы античности. Их специфика. Наука эпохи Средневековья. Системы управления наукой в современном обществе. Наука как особая сфера культуры. Функции науки

    Документ
    Социальная и нравственная ответственность ученого в современную эпоху. Современная философия науки. Логика развития науки, эволюция подходов к ее анализу.
  2. Методические указания для подготовки к экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки (1)

    Методические указания
    Экзамен кандидатского минимума по истории и философии науки проходит в два этапа. На первом этапе аспирант (соискатель) готовит реферат по истории науки, на втором этапе сдается экзамен по истории и философии науки.
  3. Методические указания для подготовки к экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки (2)

    Методические указания
    Экзамен кандидатского минимума по истории и философии науки проходит в два этапа. На первом этапе аспирант (соискатель) готовит реферат по истории науки, на втором этапе сдается экзамен по истории и философии науки.
  4. Учебно-методический комплекс для аспирантов экономических специальностей Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    История и философия науки: Учебно-методический комплекс для аспирантов экономических специальностей Вальяно, Е.В. Зорина, Карамова О.В., Н.М. Кишлакова.
  5. Рабочая программа для аспирантов по специальности Экономическая теория

    Рабочая программа
    Предлагаемый курс экономической теории направлен на подготовку аспирантов к сдаче экзамена кандидатского минимума по экономической теории. Представляет собой собрание установочных лекций и семинарских занятий по экономической теории,

Другие похожие документы..