Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В соответствии с пунктом 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением...полностью>>
'Диплом'
Доходы и резервы их увеличения в торговых предприятиях. Доходы: методы анализа и прогнозирования на торговом предприятии. Инвестиции в торговле: исто...полностью>>
'Документ'
Цели: систематизировать знания педагогов о психологических особенностях детей дошкольного возраста, создавать условия в учреждении для организации инд...полностью>>
'Документ'
В.Г. Белинский писал: «Драматическая поэзия не полна без сценического искусства: чтобы понять вполне лицо, надо узнать, как оно действует, говорит, ч...полностью>>

Учебное пособие предназначено для студентов экономических, управленческих и других специальностей. Содержание

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Организация домашнего хозяйства

Глава 1

Домашнее хозяйство

1.1. Экономика семьи: макро– и микроподходы

Семья является сложным объектом для исследования, и каждая из наук, исследующая ее, создает свой набор определений и моделей. Поэтому при употреблении термина «семья» необходимо разграничение тех аспектов, которые вкладываются различными науками, парадигмами, школами, моделями. В экономическом анализе семьи сложились две традиции анализа: на микроуровне и макроуровне. Микроуровень определял анализ отдельной семьи, макроуровень – совокупность всех семей в обществе.

Итак, разграничим понятия семьи и домашнего хозяйства. Под семьей понимается группа, объединяемая общностью семейно родственных связей (супружество, родительство, родство),которая не обязательно проживает под одной крышей и не обязательно имеет общий бюджет. Домашнее хозяйство представляет собой группу людей, объединенных общими задачами, местом проживания, бюджетом и обычно семейно родственными связями. Понятия домохозяйства, индивида и семьи не тождественны друг другу. Домохозяйство раскрывается как хозяйствующий субъект, «вписанный» в соответствующую социальную структуру, – семью, родственные и соседские отношения. В основе домашнего хозяйства лежат властные отношения – права по контролю над совместной экономической деятельностью передаются одному из его членов – главе семьи.

В общем, цель домашнего хозяйства – обеспечение своим членам гарантированного уровня благосостояния вне зависимости от появления непредвиденных обстоятельств.

Основную функцию домашнего хозяйства следует определить как производство, реализация и сохранение человеческого капитала, который, в свою очередь, понимается как совокупность знаний, практических навыков и трудовых усилий человека. Представим деятельность домашнего хозяйства по формированию человеческого капитала с помощью схемы (рис. 1.1).

Рис. 1.1.Структура деятельности домашнего хозяйства по формированию человеческого капитала

Следует заметить, что универсальной модели домашнего хозяйства не существует, так как характеристики институциональной среды, в которой это домохозяйство находится, оказывают влияние на его структуру. В этой связи разделяют три идеальных типа домашнего хозяйства (не существующих в чистом виде): домашнее хозяйство в командной экономике, домашнее хозяйство в рыночной экономике и домашнее хозяйство в переходной экономике.

Основные характеристики этих типов домохозяйств приведены в табл. 1.1.

В поведении домохозяйств выделяют характеристики экономического субъекта, «оптимизирующего рационализатора»,но это не всегда возможно, и домохозяйства ведут себя в соответствии с другими принципами поведения, среди которых в рамках институционального анализа выделяются, в частности, следующие.

1. Ориентация на среднее мнение. Этот принцип поведения доминирует в ситуации неопределенности, когда отдельно взятое домохозяйство, не зная будущих результатов осуществляемых сегодня действий, ведет себя так же, как и остальные домохозяйства, т.е. как бы ориентируется на тех, кто, возможно, обладает более глубоким знанием, например, финансового рынка.

2. «Жизнерадостность».Следование принципу «жизнерадостности» (animal spirit)означает, по Дж. М. Кейнсу, что домохозяйство поступает так или иначе на основе «спонтанного оптимизма», «природного желания действовать».

Таблица 1.1

Основные характеристики трех основных типов домашнего хозяйства

3. Привычки. Они представляют собой правила поведения, которых придерживаются домохозяйства в своей деятельности. Следование таким правилам может быть эффективным с точки зрения экономии на издержках поиска и обработки информации об еще более эффективных правилах.

4. Обычаи. Под этим термином понимают вид социального принуждения, которое осуществляет коллективное мнение по отношению к индивидам.

5. Рутины. Это некие укоренившиеся шаблонные правила поведения. Отличие такого способа деятельности от предыдущих состоит в том, что он является внесознательным. Например, если покупка, продажа и т.п. предпринимаются на основе рутинного поведения, то это означает, что они осуществлены вне процедуры принятия решения.

В результате перехода к рынку и непрерывно продолжающейся трансформации был разрушен привычный уклад жизни российских домохозяйств, утеряны многие обычаи, привычки и рутины. Данный аспект означает, что домохозяйства оказались в трудной ситуации, для выживания им требуется все больше знаний, усилий и внимания.

Долгое время семьи исследовались как домашние хозяйства, и в этом качестве были основными объектами экономической теории. Они трактовались как «черный ящик», в котором осуществляется рациональный потребительский выбор, максимизирующий полезность или какую либо еще целевую функцию. Происходило отождествление понятий семьи, домашнего хозяйства и рационального индивида как главы семьи. Созданная модель хозяйственного поведения, называемая «экономический человек»,моделировала и семью, хотя не предполагала моральных обязательств и основывалась на следующих предпосылках:

• человек независим, т.е. индивид принимает самостоятельные решения исходя из своих личных предпочтений;

• человек эгоистичен. Он в первую очередь заботится о своем интересе и стремится к максимизации своей выгоды;

• человек рационален. Он последовательно стремится к поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки того или иного выбора средств ее достижения;

• человек информирован. Он не только хорошо знает собственные потребности, но и обладает достаточной информацией о средствах их удовлетворения.

Неоклассическая экономическая теория как бы не видела проблем распределения внутри семьи ее доходов и ресурсов. Но только в 1950 е гг. американский экономист Пол Самуэльсон предложил рассматривать проблемы взаимоотношений супругов, родителей и детей исходя из предположения, что существует последовательный «семейный консенсус», основанный на согласовании интересов или на компромиссе между членами семьи. По его мнению, связь между членами семьи является общей функцией благосостояния, даже если в реальности они действуют в своих эгоистичных предпочтениях. Семья в целом как бы стремится максимизировать свою общую функцию благосостояния. Самуэльсон в качестве аргумента употребил выражение «кровь – не водица», который стал частым аргументом в этой специфической области. При этом он и не предполагал, что оставит след в истории исследований семьи, а просто подробно рассмотрел параллель между распределением доходов в рамках семьи и всего общества.

Собственно макроэкономическим подходом в экономической теории, анализирующим проблемы семьи, является институционализм. Домашние хозяйства, точнее их вся совокупность, вместе с фирмами и государственными органами образуют целостную экономическую систему общества. Предполагается, что домашние хозяйства должны быть семейными. Они представляют один из первичных экономических и социальных институтов, т.е. имеют структуру, функции, коллективные нормы, ценности, которые определяют индивидуальные действия. Эти нормы и действия важны в процессе достижения потребительских целей и в воспроизводстве трудовых ресурсов. Особенностью институционального подхода является анализ взаимоотношений (между и внутри) социально экономических институтов как отношений, основанных на эквивалентном обмене. На мировом и национальных рынках домашние хозяйства (семьи) как бы обменивают свои трудовые ресурсы на продукты и услуги. Рассматривается и внутрисемейная возможность обмена, которая имеет две особенности. Первая – это разнообразие материальных и нематериальных эквивалентов во взаимоотношениях членов семьи. Вторая – равноценность этих эквивалентов в долгосрочном плане, например, обязанность отдать «долг» является нравственным правилом для супруга, родителей, детей.

В целом макроэкономический подход отражает проблемы управления всем обществом. Однако отдельно взятая семья – это не политика, которой необходимы адекватные цены и налоги, меры социальной поддержки населения и статистический учет, это «личная жизнь», личные проблемы. Приведем три причины, в силу которых необходим макроподход к семье в политике и макроэкономике, а именно на уровне семьи:

1) происходит воспроизводство рабочей силы всего общества;

2) осуществляется конечное потребление произведенного общественного продукта;

3) обеспечивается жизнеспособность всего общества как биологической, экономической и социальной системы.

С конца 1950 х гг. семья перестала быть неделимой единицей для экономического анализа. Абстрактная экономическая логика была применена к таким явлениям, которые считались ненаблюдаемыми для экономики, – выбор супруга, рождение и воспитание детей, распределение семейных доходов. В 1974 г. издательством Чикагского университета был выпущен сборник научных работ, который назывался «Экономика семьи». Среди авторов был Гарри Беккер, будущий Нобелевский лауреат по экономике за 1992 г., предложивший две экономические модели семьи.

В первой модели рассматривается семья в домашнем хозяйстве, которое Беккером названо мини фабрикой. Но эта «фабрика» производит такие блага, как дети, престиж, уважение, зависть окружающих, здоровье, альтруизм и чувственные удовольствия наряду с материальными благами и услугами. Особенность благ, производимых в домашнем хозяйстве, состоит в том, что они создаются не для продажи и не имеют рыночных цен. Однако это не означает, что они достаются людям даром. Специфические семейные блага имеют скрытые, «теневые» цены, сопоставимые с «потерянными заработками» из за отвлечения на работу по дому. Для семьи доходы, затрачиваемые на покупку товаров и услуг на рынке, так же ценны, как и то время, которое затрачивают члены семьи для производства семейных благ. С именем Г. Беккера связано начало традиции использования понятия «специфический семейный капитал»».Он появляется как результат накопления семейных специфических благ, создания механизмов семейного взаимодействия, т.е. всего того, что члены семьи теряют в случае развода.

Вторая модель семьи строится Беккером на утверждении, что семейные отношения являются альтруистическими. Однако если из этого же утверждения А. Маршалл продекларировал внеэкономичность семейных отношений, то Г. Беккер построил альтруистическую модель внутрисемейного распределения. В ее основе как аксиома лежит утверждение, что в семье всегда присутствует «альтруист» – член семьи, структура предпочтений которого определяется заботой о благосостоянии всех остальных. Его наличие – фактор, побуждающий всех членов семьи вести себя в соответствии с принципами альтруизма, не ожидать ответной благодарности. Общесемейная функция предпочтения соответствует аналогичной функции альтруиста, который может и не обладать признаками суверенной власти, но по содержанию своих функций являться главой семьи.

Концепция специфического семейного капитала получила признание и развивалась дальше. В 1982 г. Й. Бен Порат в работе «Семьи, друзья, фирмы и организация обмена» анализирует семью как сообщество отдельных личностей, которые могут извлекать сверхвыгоду или сверхдоход через общее производство в домашнем хозяйстве. Увеличение благосостояния напрямую связано с укрупнением индивидуальных домашних хозяйств. Члены семьи как бы заключают долгосрочный контракт или сделку, где представлены следующие три аспекта, дающие сверхдоходы:

1) семья как производственная компания, члены семьи которой пользуются выгодой в специализации индивидов, включая и внутрисемейное разделение труда;

2) семья как потребительский кооператив делает возможным общее использование «неделимых» товаров (дом, квартира, автомобиль и т.д.), и тем самым снижается стоимость жилья, автомобиля, это экономия в масштабах семьи;

3) семья как страховая компания вырабатывает гарантии взаимной помощи, например, поддержка на случай болезни или безработицы, возможно, на долгое время.

С течением времени объем благ, получаемых в домашнем хозяйстве, имеет шанс увеличиваться: внутрисемейная кооперация совершенствуется, партнеры лучше узнают друг друга, количество причин для конфликтов уменьшается. С течением времени специфический семейный капитал должен увеличиваться, а не уменьшаться. Главным фактором является эмоциональная уверенность в надежности партнера, следовательно, и желание сохранить контракты. Все знают, что эмоциональные отношения могут быть между людьми и без совместного ведения хозяйства, а экономические выгоды получены без заключения брака и даже без отношений партнерства. Но необходимо согласиться с существованием благ, получаемых только в семье и только в домашнем хозяйстве.

Тот же Й. Бен Порат объясняет и такие социальные явления, как одиночество и получившее все большее распространение отдельное проживание супругов. Он считает это выбором индивидов с доходом высоким настолько, что они не могут приобрести экономическую выгоду в семье и в ведении общего домашнего хозяйства. В целом выводы Й. Бен Пората относительно семьи таковы:

• современная семья специализируется преимущественно на эмоциональных отношениях и совместном потреблении;

• благосостояние семьи связано с гарантиями каждому ее члену более высокого уровня благосостояния, чем они имели бы вне семьи;

• оба фактора – экономическая выгода и эмоциональные отношения, любовь – играют по своему значительную роль в большинстве семей.

Альтернативный подход к семье и домашнему хозяйству был создан в рамках трансакционного анализа. Брачные контракты как точка отсчета анализа нашли поддержку у тех исследователей, которые увидели в них только часть существующих в обществах контрактов.

В трансакционизме важнейшими аспектами были признаны организация домашнего хозяйства и структура семьи. В качестве управляющей структуры был назван брак. Именно слабость современных супружеских отношений определяет и слабости семейного управления: разрастание конфликтов, неравные внутрисемейные статусы супругов, трудности в организации экономии в масштабах семьи. В терминологию трансакционистов в исследованиях семьи в качестве основных вошли категории «альтруизм», «семейная лояльность» и «переговоры». Члены семьи в решении своих проблем создают свою уникальную переговорную модель, но общим для жизнедеятельности всех семей является наличие такого «наилучшего варианта», как расторжение брака. Нахождение решения лучшего, чем развод, является преодолением «точки угрозы», необходимым условием для стабильности семьи.

В целом экономические исследования семьи отражают развитие самой экономической науки: неоклассическая теория (марджинализм) была теорией распределения ограниченных ресурсов, теорией потребительского поведения и спроса, и семья сводилась к абстрактной «коллективной личности». Во второй половине ХХ в. на Западе семья и домохозяйство оказались «модными» объектами и для экономистов. К ним были применены новейшие концепции: человеческий капитал, трансакционные издержки, теория игр, социальный обмен, несовершенство информации и т.д. Многие выводы оказались полезны не только специалистам по проблемам семьи, но и для применения в практике социального управления.

Отечественная традиция в изучении экономики семьи оказалась менее интересной. Идеологический пресс, особенности экономики тоталитарного общества определили доминирование макроподхода в изучении семьи, а экономика семьи советского толка оказалась лишь системой знаний и проблем самоуправления семьей в сфере человеческих потребностей. Последние должны были быть рациональными и соответствующими ценностям того общества. Знаменательно, что и у нас был выпущен в 1988 г. сборник статей под названием «Экономика семьи». Его авторы анализировали семью как сферу, где формируются важнейшие характеристики человека как трудового ресурса, самостоятельность семьи как экономической ячейки вне сферы общественного производства, статистику формирования и использования денежных доходов населения. А в предисловии редактор сборника Ю. Н. Нетесин признает, что собственно экономики семьи для советской науки не существовало. В то же время спрос на литературу по домоводству и тогда, и сейчас указывает на социальный заказ, востребованность такого рода знаний и подсказывает, какой именно должна быть экономика семьи. Здесь должны быть представлены теория и практика, здравый смысл и технологический уровень цивилизации.

Параллельность и взаимодействие теории и практики видны в выборе названия для чикагской экономической школы – «нью хоум экономикс» (new home economics).Старой «хоум экономикс» является учебная дисциплина, зародившаяся в США еще в XIX в. Ее название обычно переводят как «домоводство», но только советская и российская практика обучения искусству ведения домашнего хозяйства весьма не похожа на то, чем является «хоум экономикс» в США, Канаде, Великобритании, Индии и Пакистане. Она преподается там и в детских садах, и в университетах, дает возможность получить профессиональное образование в этой области. Выпускник такой специальности (home economist) может стать преподавателем, работником образовательного центра для взрослых или сервисной частной фирмы. В 1974 г. под эгидой ЮНЕСКО было проведено исследование подготовки молодежи к семейной жизни в развитых и развивающихся странах. В результате были сделаны два основных вывода:

• семья является необходимым условием стабильного развития обществ;

• всесторонняя подготовка к семейной жизни признана необходимостью.

Тогда же специальным решением ЮНЕСКО «хоум экономикс» получила статус базисной учебной дисциплины для средней школы, который до этого получили физика, химия, биология.

Сегодня ситуация в России изменяется к лучшему. В средней школе введен предмет «Технология», где есть темы: «Экономия», «Управление бюджетом». В специализированных классах изучаются предметы «Прикладная экономика», «Основы потребительских знаний». Это – альтернативы тому домоводству, которое конвейерным способом десятки лет готовило девочек к социальной роли домохозяйки, а мальчиков – в рабочий класс.

Подобного рода специальность в России появилась под названием «Домоведение», подготовка специалистов ведется в ряде российских вузов на протяжении последнего десятилетия. Согласно Государственному стандарту данной специальности, утвержденному в 2000 г., домоведение – это особый вид человеческой деятельности, целью которого является оказание услуг, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей членов семьи и индивидуумов социума. Деятельность выпускников данной специализации заключается в производстве услуг по благоустройству дома и окружающей среды, созданию благоприятных условий для жизни, труда, организации быта, уюта и организованного досуга. Такие специалисты содействуют принятию мер по укреплению здоровья, физическому и духовному развитию, формированию благожелательных межличностных отношений, внедрению современного стиля и образа жизни, индивидуальному образованию и воспитанию, а также созданию условий по защите интересов и прав членов семьи, домохозяйств и отдельных индивидуумов окружающего социума.

Экономика семьи в современном понимании домоведения включает темы не только экономические, не только традиционно понимаемые как домоводство. Современное домашнее хозяйство является многопрофильным, где члены семьи могут творчески применять обширный комплекс знаний, умений и навыков. Это знания правил организации групповой деятельности, которые позволят эффективно организовать домашний труд или отдых, знания об управлении семейным бюджетом, возможностях экономии денежных и других ресурсов семьи. Нужны знания по основным вопросам питания, медицинские знания по сохранению здоровья, педагогические знания по воспитанию детей, знания по эстетике и этике быта, культуре одежды. Современному человеку нужны знания о потребительском поведении, включая элементы материаловедения и товароведения, и основы законодательства, регулирующего отношения покупателя с продавцом. Не обойтись без знаний по эксплуатации техники в доме, включая инженерное оборудование, собственно бытовую технику и компьютер. Нужны знания о том, как организовать семейный или домашний бизнес, сопротивляться влиянию рекламы, разрешать конфликты, организовать семейный праздник, поддерживать отношения с родственниками и соседями… И этот перечень используемых в семейной экономике знаний не полон. Реальные семьи многое знают и умеют, упорны в своем стремлении улучшать жизнь, выбирают свои стратегии и технологии как быть счастливыми.

1.2. Семейные роли: социальное и экономическое содержание

Для семейной экономики важно распределение ролевых обязательств в семье и в домашнем хозяйстве. Роль– это, во первых, фиксация определенной позиции, которую человек занимает в какой либо системе отношений; во вторых – функция, которую он должен выполнять, занимая эту позицию; в третьих – одобряемый образец поведения, который ожидается от каждого, кто исполняет эту роль. Семья и домашнее хозяйство требуют выполнения определенного набора ролей – супружеских, родительских, хозяйственных.

Выделяются такие роли, как отец, мать, воспитатель, муж, жена, глава семьи, любимый, сексуальный партнер, друг, хозяин – хозяйка, покупатель, потребитель, золовка, невестка, сват и т.д. Мы черпаем свои представления о ролевых обязанностях на основании того, что видим в родительской семье и других знакомых нам семьях, в повседневном общении, в играх «дочки матери», на страницах книг и экране ТВ. Сначала роль осознается, затем проигрывается, создается представление и реализуется в собственной семье. Все эти представления глубоко индивидуальны, и нет ничего странного в том, что они у разных людей не совпадают. Муж и жена могут ожидать от супружества очень разного, по разному представлять свою семейную жизнь. Для того чтобы ролевое взаимодействие не было конфликтным, важно знать и сколько может быть ролей в семье и домашнем хозяйстве, и как хорошо они исполняются.

Традиционная классификация семейных ролей следующая.

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Роль включает в себя комплекс обязанностей, связанных с обеспечением необходимого уровня благосостояния.

2. Хозяин – хозяйка. Реализация роли предполагает приобретение продуктов, приготовление пищи, обеспечение уюта, чистоты и порядка, уход за одеждой и т.д.

3. Ответственный за поддержание родственных связей. Участие в семейных ритуалах и церемониях, организация общения с родственниками и социальное становление членов семьи.

4. Организатор семейной субкультуры. Формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, разнообразных интересов и увлечений.

5. Организатор досуга, развлечений.

6. Семейный психотерапевт. Осуществление действий, направленных на решение личностных проблем другого. Согласованность и полнота ролевого взаимодействия переживается супругами как удовлетворенность браком, друг другом, собой и особенно выполняемой ролью.

7. Любовный партнер.

8. Воспитатель.

Облегчить тяжесть домашнего труда, повысить его продуктивность помогает разделение труда, его специализация. Еще в первобытных племенах существовало половозрастное разделение труда. Мужчины охотились, женщины готовили пищу, дети собирали валежник. В наших семьях также есть специализация домашнего труда. Кто то сходил в магазин, кто то починил электророзетку, кто то приготовил завтрак, убрал комнаты, накрыл на стол. После еды один помыл посуду, другой убрал со стола, третий вынес мусорное ведро.

Такое разделение деятельности основано на учете пола, возраста, склонностей, желаний, возможностей. Неисправный водопроводный кран заменит отец. Мать лучше всех сошьет занавески, свяжет свитер. Восьмилетней дочери по силам мыть посуду и полы. Ее старшему брату ничего не стоит поднять на пятый этаж мешок картофеля. Когда в доме все дружно и весело трудятся, домашнее хозяйство спорится, ладится, успешно развивается. Наоборот получается, если папа смотрит телевизор, сын «крутит» музыку, дочь воротит нос от кухни, и только мама, придя с работы, тянет воз домашнего хозяйства. Не во всех семьях половозрастное разделение труда получило разумное развитие. Многие виды домашнего труда считаются чисто женскими. Дети, перегруженные школьными и вузовскими программами, не имеют времени и желания что нибудь делать по дому. И хотя женщины, заняв равные с мужчинами высоты в общественной жизни, ведут успешную борьбу за экономическое равноправие в семье, за равное, справедливое распределение домашних дел и все больше мужчин впрягается в воз семейных забот и тревог, все же женская доля остается довольно тяжелой. Этот традиционный конфликт может быть разрешен процедурой распределения домашней работы. В традиционной патриархальной семье все сделал бы отец. В современной – распределение работы должно осуществляться коллективно, на так называемом «семейном совете». Семейный совет как способ принятия решений не подразумевает принятие решений родителями за детей. Результатом его должен стать график домашней работы, понятный и одобренный всеми членами семьи.

График домашней работы упорядочивает и повышает эффективность работы по дому, а также наглядно представляет, кто, что, как делает и в каком количестве.

Графики составляются на неделю, которая является основным циклом домашних работ. К недельному графику прилагаются дополнения – месячный и годовой, в которых отражаются эпизодические и периодические работы, как то: генеральная уборка, месячные текущие уборки, стирки в прачечной, текущий ремонт, годовой ремонт, заготовка продуктов и т.п.

Существует и такой вариант разделения труда, когда за каждым участком домашнего хозяйства закрепляется ответственный. Он и планирует все остальное, в том числе и необходимую ему помощь остальных членов семьи и даже работников общественной сферы услуг. Главное – помогать друг другу, делать дело.

Планирование– это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Принцип планирования приложим не только к той части нашей жизни, которая проходит в большой экономике. Планирование – один из важнейших факторов эффективного ведения домашних дел. План можно составлять на различные периоды, но, безусловно, в разумных пределах. Вряд ли надо составлять перспективный план развития своего домашнего хозяйства до 2010 г. или на ближайшую пятилетку, а вот план на месяц или на неделю вполне будет хорошим подспорьем в рациональной организации ваших дел. Не обязательно составлять план на каждый месяц или неделю, достаточно, быть может, разработать его один раз, распределив обязанности в семье, и пользоваться им на протяжении какого то времени.

Планирование поможет распределить дела таким образом, чтобы на каждый день оставались лишь те из них, которые легко впишутся в повседневную работу по дому с учетом занятости членов семьи.

Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.

Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня. Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5–6 часов. Очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и тоже время. Таким образом вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время, хорошо знает, что к этому времени у него появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы.

Говоря о распорядке дня, не имеются в виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела на каждый день. Не надо излишним педантизмом доводить режим до карикатуры. Распорядок является своеобразным стержнем, на котором должно базироваться проведение как будничных, так и выходных дней.

В оценке справедливости распределения домашней работы может быть использован расчет свободного времени членов семейного коллектива. Воспользоваться можно формулой «рациональной величины свободного времени»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей. Содержание

    Учебное пособие
    В пособии раскрыты теоретические вопросы управления предприятием в условиях кризиса: понятие «кризис», классификация кризисов и причины их возникновения, основные виды кризисов жизнедеятельности организации и возможные пути выхода из них.
  2. Учебное пособие предназначено для студентов экономических вузов всех форм обучения, аспирантов, преподавателей, может быть полезно работникам инвестиционной сферы. © Попков В. П., Семенов В. П., 2001 © Издательский дом "Питер", 2001

    Учебное пособие
    П 41 Организация и финансирование инвестиций. - СПб: Питер, 2001. - 224 с.: ил. - (Серия "Ключевые вопросы").ISBN 5-318-00354-0В книге подробно рассмотрены особенности становления и развития инвестиционных процессов в коммерческой
  3. Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех,

    Учебное пособие
    Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2 .
  4. Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей, аспирантов, интересующихся вопросами управления

    Учебное пособие
    Рецензенты: Зав. кафедрой бухгалтерского учета Забайкальского института инженеров железнодорожного транспорта, д.э.н., профессор Л.С. ВигандтЗав. кафедрой мировой экономики Читинского института Байкальского университета экономики и права, к.
  5. Учебное пособие предназначено для студентов, а также для ас­пирантов и преподавателей экономических вузов

    Учебное пособие
    дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество (Фонд Сороса) и рамках

Другие похожие документы..