Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Основные цели изучения данной дисциплины состоят в формировании основ понятийно-категориального аппарата современного юриста, в усвоении тех принципо...полностью>>
'Документ'
5-дневный курс под руководством инструктора для ИТ-специалистов, умеющих работать с инфраструктурными сетевыми компонентами и каталогами Active Direc...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре методики преподавания математики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Помо...полностью>>
'Документ'
1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников агрессивность в достижении ...полностью>>

Темы Тема Раздел I. Что такое философия?

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дегтярев Е.В., Теплых Д.А., Теплых М.С.

ФИЛОСОФИЯ

Тематический тезаурус

РАЗДЕЛЫ

темы

Тема

Раздел I.

Что такое

философия?

1

Философия в системе духовной культуры

2

Предмет и функции философии

3

Мировоззренческие картины мира

Раздел II.

Зарождение

и развитие

философии

4

Философия Древнего мира

5

Средневековая философия

6

Философия эпохи Возрождения

7

Философия Нового времени

8

Современная зарубежная философия

9

Отечественная философия

Раздел III.

Философия

бытия

10

Проблема бытия

11

Материя как философская категория

12

Движение, пространство, время

13

Диалектика и метафизика

Раздел IV.

Философия

познания

14

Проблема сознания

15

Познавательные способности человека

16

Проблема истины

17

Научное познание

Раздел V.

Философия

человека

18

Человек и природа

19

Человек и общество

20

Человек и культура

21

Смысл жизни человека

Раздел VI.

Философия

общества

22

Общество как система

23

Проблема исторического развития

24

Наука и техника

25

Глобальные проблемы современности

Тема 1. Философия в системе духовной культуры

Мировоззрение – совокупность наиболее общих представлений о мире и месте человека в этом мире, о цели и смысле его существования; мировоззрение включает в себя миропонимание, мировосприятие, мироотношение.

Философия (греч. phileo – любовь; sophia – мудрость) – особый тип мировоззрения: системно-рациональное, теоретически оформленное мировоззрение; целостная система теоретических воззрений человека на мир, на себя и на свое место в мире. Первым греческим философом называют Фалеса, а первым, кто стал называть себя философом ("любомудром") был Пифагор. Философия направлена на постижение всеобщих связей в действительности; она теоретически обосновывает главные принципы мировоззрения, разрабатывает его общетеоретические основы. Философия как самостоятельное духовное образование возникла в Древнем мире, в период VII-VI вв. до н.э. Европейская философия берет начало в Древней Греции, где она зарождается через преодоление мифологического миропонимания.

Философское мышление – особый тип мышления, для которого характерны следующие черты: рационализм (опора на разум, доказательства), универсализм (стремление к всеохватывающему знанию), субстанциализм (поиск единого основания множества явлений), удивление, сомнение, рефлексия (мышление о мышлении). Усвоение философского мышления способствует формированию таких качеств культурной личности как критичность, самокритичность, ответственность.

Мифология – исторически первая форма духовно-практического, целостного и образного восприятия мира человечеством. Основная черта – антропоцентризм (очеловечивание природы). Важной функцией мифа являлось закрепление сложившихся в обществе традиций и норм.

Религия – тип мировоззрения, определяемый верой в существование сверхъестественных сил. Религия направлена на постижение сакрального мира. Характерной чертой религиозной картины мира является теоцентризм; в ее основе лежат принципы творения и откровения; безоговорочное влияние авторитета, отождествление веры и знания. Так, христианство определяет бытие как свободный дар Бога. Религиозные ценности выражаются в заповедях. Смыслом жизни в религии является личное спасение. В жизни общества религия является хранительницей вневременных ценностей.

Философия и культура. Философия является теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества, служит выражением самосознания конкретной исторической эпохи. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически-преобразовательной деятельности, выступает в роли методологии.

Философия и наука. До середины XIX века царило общее убеждение, что философия "царица наук". Как рациональное знание о действительности, выявляющее ее сущность, философия выступает в качестве науки. Современная философия наиболее тесно связана с наукой и выступает как методология науки; роль философии в научном познании сводится к методологии научного познания. В рамках целостной системы научного знания, философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. В отличие от науки философия постигает мир в его универсальной целостности. Философия отличается от науки тем, что большая часть философских утверждений эмпирически недоказуема.

Философия и искусство. Реализуя личностный подход в осмыслении проблем бытия, философия предстает в качестве искусства. Искусство, подобно философии, имеет личностный характер. В искусстве, в отличие от философии, опыт транслируется в образах (в философии – в понятиях, теориях).

Философия и религия. Философия отличается от религии тем, что она является теоретической формой освоения мира (религия – духовно-практическая форма) и тем, что в философии познавательная функция является ведущей (в религии – функция спасения души). Важнейшей ценностью в философии является истинное знание о мире.

Тема 2. Предмет и функции философии

Объект философии – бытие в целом; все существующее.

Предмет философии – это всеобщее, т.е. проблемы, решаемые философией имеют всеобщий, предельный характер. Философия теоретически анализирует всеобщие связи в системе "человек – мир". Характерной чертой философских проблем является их принципиальная открытость, нерешенность.

Философские проблемы – это трудноразрешимые вопросы в системе "человек – мир", которые имеют всеобщий, предельный характер; они носят принципиально открытый характер для новых решений.

Разделы философского знания: онтология, гносеология, антропология, аксиология, эстетика, этика, логика, эпистемология, история философии и др.

Онтология (греч. ontos – сущее, бытие, logos – учение) – учение о бытии; о сущем в мире. Онтологические вопросы: существует ли мира сам по себе или он существует от Бога? обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? каковы основные законы и движущие силы его развития? и т.п.

Гносеология (греч. gnosis – знание, познание, logos – учение) – учение о познании. Основные вопросы: способен ли человек познать мир? что такое истина? какими методами можно достичь истины? и др.

Антропология (греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении, сущности и эволюции человека.

Праксиология (греч. "praxis" – действие) – учение о человеческой деятельности, о ее эффективности, о реализации человеческих целей и ценностей в реальной жизни.

Аксиология (греч. axios – ценный) – учение о ценностях; изучает формы и способы ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений.

Эстетика (греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – учение о прекрасном и безобразном, комическом и трагическом, возвышенном и низменном; занимается исследованием сферы прекрасного, искусства и тех эстетических эмоций, которые прекрасное вызывает в человеке.

Логика (греч. logos – слово, разум) – учение об основных законах и формах мышления. Создателем логики является античный философ Аристотель.

Эпистемология (греч. episteme – знание, logos – учение) – учение о научном познании, исследующее достоверное знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие.

Этика (греч. ethos – нрав, обычай, характер) – учение о нравственности, морали, цель которого – обоснование модели достойной жизни (что такое добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д.).

Социальная философия – учение об обществе как особого рода реальности.

История философии – философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития.

Философия истории – раздел философии, в котором происходит постижение процесса общественной жизни.

Функции философии: мировоззренческая – философия формирует определенное видение, целостную картину мира и бытия человека в нем; помогает человеку в решении вопроса о смысле жизни; гносеологическая – философия накапливает, обобщает и транслирует новое знание; помогает человеку понять свое место в природе и обществе; методологическая – философия анализирует способы, приемы познания, выясняет проблемы, требующие изменения познавательного аппарата конкретных наук, выступает основой руководства к познанию и деятельности; логико-гносеологическая – философия обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знания; объяснительно-информационная – философия формирует мировоззрение в соответствии с новейшими достижениями науки и существующей социальной действительностью; критическая – философия учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа; ("подвергай все сомнению"); эвристическая – философия способна в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия; эта функция связана с методологическим значением философии; интегрирующая – философия объединяет достижения наук в единое целое; идеологическая – философия формирует мировоззрение в соответствии с достижениями науки и существующей социальной действительностью; аксиологическая – философия разрабатывает определенные представления о ценностях, формирует у человека и общества ценностные ориентации и идеалы; гуманистическая – философия дает обоснование ценности человека и его свободы, совершенства, "очищения души"; помогает человеку обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях; воспитательная – философия рекомендует каждому человеку в любой области жизни и деятельности следовать положительным нормам и идеалам нравственности; способствует приобщению человека к культурным ценностям; практическая – философия разрабатывает новые стратегии отношений человека и природы в меняющемся мире.

Тема 3. Мировоззренческие картины мира

Картина мира – особая форма миропонимания, интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, представляющая собой понятийно-образную систему представлений об общем устройстве мироздания, его основных свойствах. Любая картина мира выделяет существенные стороны действительности, но в то же время упрощает, схематизирует действительность. Выделяют типы картин мира: мифологическую, религиозную, научную, философскую.

Мифологическая картина мира – совокупность общих представлений о мироздании, характерная для ранних этапов развития человеческого общества. Характерными чертами мифологической картины мира являются: художественная образность, синкретизм, космоцентризм, перенос черт человека на мироздание (антропоморфизм).

Религиозная картина мира – совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элемент религиозного мировоззрения. Основные признаки: разделение мира на сверхъестественный и естественный, при господстве первого над вторым; теоцентизм; креационизм, эсхатология, провиденциализм, принцип откровения, наличие заповедей, в которых выражаются религиозные ценности. Религиозные картины мира мировых религий (буддизм, христианство, ислам) содержится в "священных книгах".

Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. Для научной картины мира характерны: математическая оформленность, направленность на истинное знание причин, обоснованность фактами, способность делать верные предсказания. Первая научная (классическая) картина мира носила механический характер, т.к. строилась с XVII века на базе классической механики, затем электродинамики. Переход к неклассической (современной) научной картине мира начался на рубеже XIX-XX вв. в связи с открытиями наличия случайности и эволюции природы. Формирование современной научной картины мира связано с открытиями в квантовой физике, теории относительности, синергетике.

Философская картина мира – система наиболее общих философских понятий (категорий), принципов, концепций, дающая на определенном историческом этапе представление о мире в целом. ФКМ в общем виде связана с т.н. "основным вопросом философии", т.е. вопросом об отношении мышления (духа, сознания) к бытию (природе, материи). В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу – философы делятся на материалистов и идеалистов. По вопросу о познаваемости мира выделяют гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. В зависимости от решения других филос. вопросов выделяют также следующие философские картины мира: теизм и атеизм; монизм, дуализм, плюрализм; метафизика и диалектика; детерминизм и индетерминизм.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. Его автор (Ф.Энгельс) выделил два аспекта основного вопроса философии: онтологический ("что первично материальное или идеальное?") и гносеологический ("познаваем ли мир?). В решении этого вопроса выявляются два главных философских направления – материализм и идеализм.

Идеализм – философское направление, считающее духовное начало основой бытия ("духовное первично, материя вторична"; "сознание определяет бытие"). Виды идеализма: объективный идеализм, субъективный идеализм, солипсизм.

Объективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала всего сущего признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой разум и т.п.). Наиболее известные представители: Платон, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Гегель.

Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое "я"; утверждается, что все (и идеи и вещи) существует только в сознании познающего субъекта (Дж. Берк­ли, Д. Юм, в некоторой степени И. Кант). С позиций субъективного идеализма, мир есть проекция комплекса человеческих ощущений.

Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, представители которого утверждают, что с достоверностью можно говорить лишь о существова­нии моего собственного "Я" и моих ощущений.

Материализм – философское направление, считающее материальное начало основой бытия ("материя первична, сознание вторично"; "бытие определяет сознание"). Согласно материализму, вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – это лишь фантастические отражения нашей собственной сущности. Истинное бытие есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение. Для материализма характерно отождествление материи и субстанции. Первыми материалистами считаются Демокрит, Левкипп, Эпикур. Виды материализма: метафизический (механистический) материализм, диалектический материализм.

Метафизический (механистический) материализм – течение в философии, согласно которому природа как единственная реальность не развивается, качественно неизменна, в ней есть только количественные (механические) изменения (в Древней Греции: Демокрит, Левкипп, Эпикур; в европейской философии Нового времени: Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.).

Диалектический материализм – течение в философии, согласно которому все сущее рассматривается как саморазвитие материи (природного мира) по диалектическим законам (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Г.В. Плеханов "советский" материализм и др.).

Теизм (греч. Theos – Бог) – философское направление, признающее существование Бога как самостоятельной духовной реальности, независимой от сознания человека ("Бог сотворил человека"). Сторонники теизма являются идеалистами.

Атеизм – философское направление, сторонники которого отрицают существование бога как самостоятельной реальности, полагая его плодом воображения человека (Л. Фейербах) и утверждая, что сущность религии – в фантастическом отражении в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни (Маркс, Энгельс, Ленин). Сторонники атеизма – материалисты.

Монизм (греч. monos – один) – утверждается, что многообразие всего сущего имеет одно первоначало, единую основу (субстанцию) либо материальную (материалистический монизм), либо идеальную, духовную (идеалистический монизм).

Дуализм (лат. dualis – двойственный) – утверждается, что в основе всего сущего лежат два равноправных и несводимых друг к другу первоначала: материальное и идеальное. Например, у Декарта в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм (лат. pluralis – множественный) – предполагается множество исходных оснований и начал бытия, либо материальных (материалистический плюрализм, например, у Демокрита – это атомы); б) либо идеальных (идеалистический плюрализм, например, у Г.Лейбница – множество "монад").

Рационализм (лат. ratio – разум) – философское направление, утверждающее, что мир устроен разумно, по законам логики, и поэтому разум есть главное орудие познания и критерий истины (Платон, Гегель и др.).

Иррационализм (лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) – философское направление, отрицающее разумное устройство бытия и возможно­сти его разумного, логического познания и совершенствования. Ос­новным видом познания здесь признается воля, инстинкт, вера, от­кровение и т.д., а сущность бытия рассматривается как нечто иррациональ­ное, недоступное разуму (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Бергсон и др.).

Детерминизм (лат. determino – определяю) – учение об объективной, необходимой взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности: (причинно-следственной связи): причина всегда предшествует следствию.

Индетерминизм – философское учение и методологическая позиция, представители которой так или иначе отрицают реальность причинных связей в природе, обществе, познании. Индетерминисты трактуют волю как автономную силу, утверждают, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняют сторонников детерминизма в фатализме.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тесты для самопроверки знаний раздел I. Что такое философия? Тема Философия в системе духовной культуры Как соотносятся философия и мировоззрение?

    Тесты
    Как соотносятся философия и мировоззрение? [а) философия и мировоззрение – это одно и то же; б) философия является составной частью мировоззрения; в) философия теоретически обосновывает принципы мировоззрения; г) философия шире мировоззрения]
  2. Что такое философия?

    Реферат
    В основе любой философской системы лежит всегда осознание философии, как особого рода человеческой деятельности, стремление отыскать ей подобающее место в бесконечном ряду феноменов этого мира.
  3. Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия?

    Лекция
    ["Тема нашего времени.". - "Наука" - это чистый символизм. - Мятеж наук. - Почему существует философия? - Точность науки и философское знание.
  4. Не исключено, что Вы уже задавали себе вопрос, что такое философия

    Документ
    Не исключено, что Вы уже задавали себе вопрос, что такое философия. На этот вопрос мы и попытаемся ответить в нашем учебном пособии, а также рассмотрим, как в истории общества менялось отношение к философии, ее назначению, содержанию и функциям.
  5. “Введение в специальность”. Для себя автор формулировал тему просто — “Что такое философия?” Однако вопрос о философии именно как о

    Документ
    0.1. Работа сложилась‚ прежде всего‚ в результате того‚ что автор дважды читал небольшой курс на философском факультете РГГУ по теме “Введение в специальность”.

Другие похожие документы..