Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С 56 Практико-ориентированный подход – важнейшее условие реализации модели специалиста. Материалы межрегионального научно-методического совета (г. Ко...полностью>>
'Конспект'
Тексты (конспекты) лекций, по сути, являются учебно-методическим пособием по курсу. Его следует разбить на разделы в соответствии с тематическим план...полностью>>
'Документ'
Основним елементом суспільства, будь-якої форми соціальності є людина. Оскільки особистість є продуктом соціуму, то особливе місце серед соціально-пс...полностью>>
'Конкурс'
Приложение 3 к Положению о ярмарке-презентации общественных и государственных организаций Приморского края, занятых в сфере популяризации здорового о...полностью>>

Бобровой Галиной Андреевной, доцентом кафедры русского языка кандидатом филологических наук и Бутаковой Ларисой Олеговной, профессором кафедры русского языка доктором филологических наук программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Омский государственный университет

им. Ф.М. Достоевского

филологический факультет

кафедра русского языка

«утверждаю»

Проректор по учебной работе

Д.с.н., профессор В.В. Дубицкий

«_____» _______________ 2007 г.

Программа дисциплины

«Современный русский язык. Словообразование. Морфемика»

цикл ГОС ВПО специальных дисциплин (ОПД.Ф.04)

входит в число обязательных дисциплин

к образовательным профессиональным программам подготовки

специалистов филологии, бакалавров филологии по направлению 520313

«Филология»

Специальность

ФИЛОЛОГИЯ

Код специальности

021700

Форма обучения

Заочная ускоренная

г. Омск – 2008

Программа дисциплины

«Современный русский язык. Словообразование. Морфемика»

разработана Бобровой Галиной Андреевной, доцентом кафедры русского языка кандидатом филологических наук и Бутаковой Ларисой Олеговной, профессором кафедры русского языка доктором филологических наук.

Программа рассмотрена на заседании ученого совета факультета

Протокол № от « » ______________________2007 г.

Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по следующим специальностям: направление 520300 – филология, степень – специалист –филолог, бакалавр филологии.

Текущие формы контроля – лабораторные работы, контрольная работа по всем разделам курса, тест по основным теоретическим разделам курса. Итоговая форма контроля – экзамен.

  1. Распределение общего объема часов по видам учебной работы

Объем часов (по видам работы)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

В том числе

В том числе

курс

семестр

Всего

лекции

Практические занятия

семинары

лабораторные

Др.виды занятий

Всего

Курсовая работа

Реферат

Инд. занятия

Др. виды самост. работы (коллоквиум)

1

2

12

12

134

40

31

60

Общая трудоемкость дисциплины - 146 часов

Формы промежуточного и итогового контроля – собеседование, коллоквиум, реферат, консультации, контрольная работа; экзамен.

  1. Цели и задачи дисциплины.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Даная дисциплина занимает существенное место в ряду дисциплин специализированного типа, направленных на обучение специалистов-филологов.

Целью курса является формирование общих теоретических и прикладных навыков словообразовательных и морфемных языковых / речевых явлений. Формирование указанных навыков предполагает ознакомление с основами данных разделов науки о языке как в системоцентрической, так и антрополингвистической парадигмах.

Данная дисциплина непосредственно связана с дисциплинами «Фонетика» (раздел «Вариации фонем», «Фонология), «Лексикология» (разделы «Слово как основной языковой знак», «Лексическое значение»), «Морфология», «Синтаксис», «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Историческая грамматика», «История литературного языка».

В результате обучения филолог-специалист будет

    • иметь представления об основных этапах развития грамматики в России и за рубежом;

    • сформирует представление о сущности морфемных и словообразовательных процессов языка,

    • получит знания о предмете, объектах морфемики и словообразования, их соотношении с другими разделами науки о языке;

    • усвоит понятия системы и структуры, их единиц применительно к морфемному и словообразовательному уровням,

    • научится производить морфемный и словообразовательный разборы, определять тип деривации и деривационных отношений, классифицировать результаты деривационных процессов, моделировать мотивационные отношения и отношения производности.

Изучение курса предполагает дополнительную проработку наиболее сложных вопросов в самостоятельной работе студентов, формами контроля за которой являются коллоквиум, собеседования, рефераты. Семинарские занятия, посвященные моделированию деривационных отношений, словообразовательной структуры, должны проводиться с использованием мультимедийного комплекса и компьютерного класса с использованием создания и показа слайдов в режиме «Презентация». Для более эффективного усвоения курса студентам будет предложен электронный учебник.

  1. Тематический план

(с распределением общего бюджета времени в часах)

Курс

Семестр

Раздел дисциплины,

содержание

Всего

Аудиторные занятия (часов)

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

(промежуточного, текущего, итогового)

Лекции

Семинарские (практические) занятия)

Лабораторные занятия

2

3

1. Морфемика. Основные понятия. Виды и статус морфем. Асемантические части слова. Виды основ русского слова. Понятие членимости основы.

2.Словообразование. Понятие производности слова. Способы словообразования.

3. Исторические изменения структуры и состава слова в синхронии и диахронии.

4. Система словообразования как динамический феномен, ее единицы: ПС, пара, цепь, парадигма, гнездо.

5. Соотношение системы СО и структуры. Единицы структуры СО системы: СО тип, СО значение, СО модель, СО категория.

6.Синтаксическая и лексическая деривация. Фразеологичность семантики производного слова.

7. Потенциальные и окказиональные слова в системе русского словообразования.

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

1

1

8

7

8

15

4

15

10

8

8

10

10

15

8

8

1.Приставки и суффиксы: их роль в образовании слов и форм слова (реферат по: Земская Е.А., учебник; РГ-80; Лопатин В.В. Рождение слова)

2. Как разбирать слово по составу (реферат по: Шанский Н.М. В мире слов)

3. Происхождение слов и этимологический анализ (реферат по: Шанский Н.М. В мире слов).

4.Г.О. Винокур «Заметки по русскому словообразованию» (Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959).(рефераты + коллоквиум)

5. Системные отношения между морфемами

6. Понятие основы слова. Членимость и производность основы (собеседование по: Боброва Г.А. Сколько у слова основ).

7. Исторические изменения основы (работа со словарями)

8. Нетрадиционные концепции СО (рефераты).

9. Семантические и формальные типы мотиваций. Актуализация мотивационных отношений в речи (рефераты по: УлухановШиршов, Земская)

10.Понятие производности.Проиводность и членимость. Признаки производного слова

11.Словообразовательное значение, мотивационное значение, лексическое значение (Блинова О.И.)

12.Единицы словообразовательной системы: ПС, СО пара. Со парадигма, СО ряд, СО гнездо (работа со «СО словарем» Тихонова А.Н.)

13. Единицы структуры СО системы: СО тип, СО модель, СО категория. Рефераты.

15. Неологизмы, потенциальные слова и окказионализмы (рефераты).

Консультации по курсу

Всего:

12

12

134

4. Содержание дисциплины

  1. Лекция 1. Морфемика. Основные понятия. 1. Морфемика: наука о составе слова. Основные проблемы. Морфемика на уроках русского языка в школе. Основное понятие – понятие морфемы. Соотношение морфемы и слова, морфемы и морфа. Алломорфы и варианты. Морфемный анализ слова. 3. Виды морфем русского языка. Классификации морфем по разным основаниям: по роли в слове, по значению, по месту в составе слова, по «выраженности» / «невыраженности». Проблема морфемной «неполноценности» и проблема морфемных границ слова: интерфиксы, нулевые морфемы, субморфы. Проблема функционального разграничения морфем: взаимосвязь и пересечение словообразования и грамматики (категории вида, залога у глагола, рода и числа у существительного).

Лекция 2. Понятие производности слова. 1. Соотношение понятий «членимость» и «производность». Разработка проблемы в отечественном языкознании. Позиции Г.О. Винокура и А.И. Смирницкого: «спор о буженине». 2. Синхронная и диахроническая производность: критерии качественных и количественных изменений языковой системы. Определения синхронной производности и ее соотношение с понятием мотивированности. Традиционные и нетрадиционные концепции словообразования в отношении к производному слову (А.Н. Гвоздев). 3. Производные основа и слово: признаки, типовые черты. Производное слово – единица реального и ментального лексикона носителя языка. 4. Специфика словообразовательного значения производного слова: сущностный аспект и аспект сопоставления с грамматическим и лексическим значениями. Фразеологичность семантики производного слова: динамический аспект словообразовательной системы и языкового сознания. 5. Словообразовательная структура слова в сопоставлении с морфемной структурой. Понятие производящей базы и форманта: функциональное назначение, типология. 6. Типы формально-смысловых отношений между производным и производящим словами. Направление синхронной производности: способы установления в проблемных ситуациях. 7. Мотивационные отношения между словами: определение видов по разным классификациям. Расхождение формально-смысловой производности как расхождение производности и мотивированности.

Лекция 3. Способы словообразования. 1. Понятие способа словообразования. Функциональное назначение термина. Способ словообразования как классификационная единица и как реальность языкового сознания. Способ словообразования в синхронии и диахронии (критерий В.Н. Немченко, позиция О.Н. Трубачева). Способ словообразования в школьном курсе русского языка. 2. Традиционные классификации способов словообразования и их особенности (В.В. Виноградов, Н.М. Шанский). 3. Современные классификации (В.В. Лопатин, И.С. Улуханов, АГ– 80). Соотношение разных классификаций и их оснований (РГ-80, Е.С. Земская, А.Н. Тихонов, В.Н. Немченко). 4. Переходные явления в сфере способов словообразования. Динамика языкового существования: формирование новых способов словообразования на современном этапе развития языка.

ют?

Лекция 4. Система словообразования как динамический феномен, ее единицы: производное слово, пара, цепь, парадигма, гнездо. 1. Системность словообразования. Понятие словообразовательной системы и структуры с позиций теории систем. Асистемные моменты как проявления динамики и саморазвития словообразования. 2. Основные и элементарные единицы словообразовательной системы: целесообразность их выделения. Производное слово и словообразовательная пара. 3. Словообразовательная цепь: структура, отношения в цепи, особенности начального и конечного компонентов цепи. Словообразовательная цепь как показатель объема мотивационных отношений и ступенчатого характера производности в русском языке. Чересступенчатое словообразование как проявления динамических стратегий языкового сознания. 4. Словообразовательная парадигма: структура, отношения в парадигме. Словообразовательная парадигма как отражения деривационного потенциала производящего слова. Парадигмы типовые и реальные. Со- / противопоставление со словообразовательным рядом и грамматической парадигмой. 5. Словообразовательное гнездо: особенности структуры, формально-смысловых отношений внутри гнезда, подвижность границ, роль гнезд в системной организации лексики.

6. Словообразовательное поле: проблемность выделения данной единицы системы, структура, границы, принципы организации. 7. Основные единицы структуры словообразовательной системы. Словообразовательный тип: признаки, способы отнесения производных слов к одному типу. Противоречивость определения понятия словообразовательного типа в разных теориях языка. Деривация лексическая и синтаксическая, модификационное и мутационное словообразование. 8. Словообразовательная категория как отражение пересекающегося характера лексических и словообразовательных стратегий.

Лекция 5. Соотношение системы словообразования и структуры. Единицы структуры СО системы. 1. Как можно доказать системность СО? Какие черты системы есть у данного уровня языка? Есть ли здесь несистемные моменты, с чем они связаны, являются ли заранее «предопределенными» и почему? 2. Понятие системы и структуры в языке и в СО. 3. Единицы структуры СО. Можно ли минимальной единицей СО структуры считать формант, какова роль в ней СО структуры отдельного производного слова? 4.СО тип. Критерии выделения у разных авторов (Земская, Тимхонов, РГ-80, Лопатин, Улуханов). Классификация типов по Е.Куриловичу и М.Докулилу: лексическая/синтаксическая деривация, транспозиция / нетранспозиция, модификация и мутация. 4. СО модель. Разные подходы в понимании моделей (Немченко, Земская, Тихонов и др.). Разновидности моделей СО русского языка. 5. СО категория. Необходимость выделения такой единицы. Соотношения с типом и моделью.

Лекция 6. Потенциальные и окказиональные слова в системе русского словообразования. 1. Продуктивность и регулярность словообразовательных типов и словообразовательных средств. 2. Понятие неологизма (новообразования). Причины появления новых слов в языке: динамика лексической и словообразовательной системы как следствие динамики языкового сознания. Классификация новообразований. 3. Особенности потенциальных слов: потенциальное слово как семантический и лексический «резерв» языковой системы и как проявление механизмов коллективного языкового сознания. 4. Особенности окказионализмов. Типы окказионализмов. Окказиональное слово как результат действия креативной стратегии индивидуального языкового сознания. 5. Окказиональные слова и неологизмы: подвижность границ уровней системы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бобровой Галиной Андреевной, доцентом кафедры русского языка кандидатом филологических наук программа

    Программа
    Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по следующим специальностям: направление 520300 – филология, степень – специалист –филолог, бакалавр филологии.
  2. Язык и межкультурная коммуникация: современное состояние и перспективы Сборник материалов

    Документ
    Сборник материалов II Всероссийской научно-практической междисциплинарной интернет–конференции «Язык и межкультурная коммуникация: современное состояние и перспективы» посвящен исследованию различных сторон коммуникативного процесса
  3. Библиографический указатель указ главы республики мордовия

    Библиографический указатель
    5-летие, 25-летие, 50-летие, 100-летие и далее через каждые 50 лет со дня основания организаций, предприятий; 50-летие и последующие десятилетия со дня рождения видных деятелей.
  4. План основных мероприятий Форума юношеских талантов: Соревнования молодых исследователей «Шаг в будущее» в Центральном федеральном округе рф, Московской открытой конференции школьников «нттм-москва’ 2009»

    Документ
    Регистрация участников в холле Большого зала Дворца культуры МГТУ им. Н.Э. Баумана (1 этаж, Учебно-лабораторный корпус, Рубцовская набережная д. №.2 / 18).
  5. Администрация волгоградской области комитет по образованию и науке приказ

    Документ
    Об утверждении списка экспертов специализированных экспертных групп для проведения экспертной оценки практической деятельности в рамках аттестационных процедур педагогических работников государственных и муниципальных образовательных

Другие похожие документы..