Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Терроризм и контртеррористическая деятельность: вопросы теории. Понятие терроризма. Терроризм: начало истории. Новые формы и методы террористической ...полностью>>
'Документ'
6. Расследование преступлений в сфере экономической деятельности 20.12.11 7.Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боепри...полностью>>
'Документ'
Взаимодействие неорганических вяжущих веществ с жидкой средой и процесс их твердения. Неорганические вяжущие вещества, о которых было изложено выше, и...полностью>>
'Викторина'
Литературная викторина "Путешествие в сказки"Сегодня ребята из 5 "А" класса провели для учеников 1 "Г" класса увлекател...полностью>>

Реферат по дисциплине «Введение в языкознание» на тему: «Язык и речь»

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Литературный институт им. А.М. Горького.

Реферат

по дисциплине «Введение в языкознание»

на тему: «Язык и речь».

Студентки 1-го курса

Артамоновой М.В.

2003 г.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------3

  1. Язык и речь: общее и различное------------------------4

  2. Функции языка и их реализация в речи---------------10

  3. Основные концепции теории языка и речи----------14

Заключение-----------------------------------------------------18

Список литературы--------------------------------------------20

Введение.

В быту мы часто смешиваем понятия «язык» и «речь», говорим: разговорный язык, подразумевая речь; изучаем язык романов Тургенева, имеем в виду тексты, т.е. речь; люблю звучание церковно-славянского языка, тоже имеем в виду речь.

В некоторых языках понятия «язык» и «речь» имеют единое название: в украинском — мова, в литовском — kаlbа. Говорящий не строг в разграничении этих понятий потому, что «язык» и «речь на этом языке» — это, в сущности, две стороны одного и того же явления: изучаю немецкий язык значит и овладеваю немецкой речью.

Цель данной работы – показать язык и речь в единстве, как две стороны одного феномена, хотя в научном рассмотрении понятий «язык» и «речь» требуется не только их объединение, но и разграничение.

В связи с поставленной целью реферат построен следующим образом. Он состоит из трех частей и заключения. В первой части язык и речь представлены как бы в оппозиции, что позволяет наиболее четко охарактеризовать эти категории. Во второй части представлены основные функции языка и их реализация в речи. Третья часть представляет собой освещение теоретических разработок проблемы языка и речи в трудах крупнейших лингвистов. И, наконец, в заключении сформулированы некоторые выводы по рассмотренным темам.

Но прежде чем приступить к освещению означенных выше вопросов, необходимо дать определения ключевым понятиям.

«Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).» (Речь // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой М. 1990)

«Под языком следует понимать систему объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также систему правил их употребления и сочетаемости.» (там же.)

1.Язык и речь: общее и различное.

Л.В. Щерба считал, что речь— одна из сторон, или составных частей, языка (в широком смысле слова). В языке он видел:

а) структуру (грамматику, словарь, систему звуков и пр.);

б) механизмы речи, или прагматику языка;

в) материал языка, т.е. совокупность всего того, что на языке написано, произнесено — в его лучших литературных образцах.

К сожалению, многие авторы-лингвисты предметом своей науки признают лишь первую ипостась языка. Но в последние десятилетия и зарубежная, и русская лингвистическая наука стала включать в круг своих интересов такие понятия, как «речевая деятельность», «речевой акт», «психолингвистика», «дискурс», «рема»,риторика», «порождение речи», «неориторика», «лингвистика текста», «коммуникация», «адресат речи», «восприятие речи» (см.: Лингвистический энциклопедический словарь. Под. ред. В.Н. Ярцевой, М., 1990).

В речи реализуются все богатства языка, все его выразительные возможности. И это единственный канал их реализации.

В то же время язык обогащается через речь, в него входят новые слова, новые оттенки уже известных слов, их значения, новые варианты сочетаемости, новая фразеология. В речевой стихии возникает все новое в языке, переосмысливается и переоценивается старое, формируется «языковой вкус эпохи» (В. Г. Костомаров).

Как известно, язык — знаковая система; знаки — это слова, звуки, морфемы, словосочетания, фразеологические единицы и пр. Под системой подразумеваются уровни языка, его внутренние связи, взаимодействия, правила языка, парадигмы, модели.

Язык как знаковая система используется людьми для формирования и выражения мысли, эмоций, для внутреннего диалога, общения с другими людьми этого же языкового коллектива.

Речь — это само общение, выражение мысли, самовыражение личности. Речь — это вербальное, языковое общение, самовыражение.

Язык — потенциальная система знаков, сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека — языковой личности, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Его знаки и правила записаны в многочисленных фолиантах, таким образом он сохраняется для всех носителей данного языка (например русского), и для потомков, и для истории.

Речь — это действие и его продукт, это деятельность людей, :всегда мотивирована — вызвана обстоятельствами, ситуацией, всегда имеет определенную цель, направлена на решение каких-либо задач — социальных и личных.

Язык стремится к стабильности, он консервативен, принимает новшества не сразу, а лишь под давлением требований его целей и потребителей.

Например, русский язык времен А.С. Пушкина нам — спустя почти 200 лет — не только вполне понятен, но и в основном служит образцом, эталоном.

Речь, в силу своих связей с вечно бушующим океаном жизни допускает вольности, именно в речи (в узусе) появляются новые слова, фонетические и даже грамматические отклонения, которые либо так и остаются случайными, окказиональными и вскоре исчезают, забываются или, утверждаясь постепенно, становятся фактами языковой системы.

Язык подчиняется жесткой норме, которая в государстве приобретает силу юридического закона. Норма устанавливается, точнее — формулируется, специалистами-языковедами, которые руководствуются традицией, закономерностями языка, литературным употреблением языковых средств, языковой интуицией - чутьем фонетики, грамматики, стилистики. Норма сохраняется в виде словарей (толковых, орфоэпических, орфографических), в сводах грамматических и орфографических правил. Хранителями литературной нормы являются лучшие театры.

Люди, не владеющие нормами языка, подвергаются в цивилизованном мире определенной дискриминации: их не принимают в высшие учебные заведения, а также на работу по многим специальностям (в государственный аппарат, в органы массовой информации, на управленческие должности в деловом мире и пр.), они теряют уважение в обществе.

Речь тоже, в идеале, подчиняется норме литературного языка — и в словоупотреблении, и в произношении, и в правописании, но нарушения нормы в речевой стихии все же имеют место так как речь в отличие от языка индивидуальна. При всех усилиях школы и других образовательных систем вряд ли удастся когда-либо достичь стопроцентного овладения литературной нормой, потому что речь и утверждает, и постоянно корректирует ее, сама обновляет норму.

Не следует забывать и того, что нарушения нормы подчас необходимы как средство высшей выразительности. И.С. Тургенев, один из самых строгих стилистов (его произведения широко пользуются в обучении русскому литературному языку), порой сознательно идет на нарушения нормы: слово принципы нигилист Базаров у него произносит как «прынцыпы», а Кирсанов - «пренсипы», на французский лад. Цель авторского нарушения нормы — языковая характеристика этих персонажей.

Язык стабилизирует, сплачивает народность, нацию, государство, выполняет охранительные функции. Известны такие понятия, как «государственный язык», «язык межнационального общения». Для языка характерны центростремительные тенденции

Речь, являясь реализацией языка, разумеется, тоже объединяет людей одной народности и даже представителей разных народностей, но она в то же время порождает жаргоны, арго, профессионализмы, сохраняет диалектные и индивидуальные особенности людей. Иными словами, речь подвержена центробежным тенденциям.

Язык обслуживает весь народ как языковой коллектив, он в этом смысле безразличен к отдельным личностям. Речь же всегда индивидуальна, она продуцируется индивидом, обслуживает его, отражает и выражает его как личность, она ситуативна.

Язык имеет уровневую структуру (его уровни: произносительный, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический, уровень текста). Речь же линейна, она развертывается во времени и в пространстве подобно ленте или цепочке.

Язык конечен: в нем строгое число звуков (фонем), морфем, падежей, даже количество слов в каждый данный момент конечно и может быть сосчитано.

Речь теоретически бесконечна: количество предложений настолько велико, что вряд ли возможно сосчитать, а количество текстов не может быть сочтено даже теоретически.

Речь как процесс обладает определенным темпом, продолжительностью, громкостью, в письменном варианте — шрифтом, расположением на листе. Языку такие характеристики не свойственны.

С философской точки зрения, язык — это категория сущности и общего. Речь же выполняет роль явления и частного.

Знаки языка, в первую очередь слова, отражают реалии жизни, но вне речи, вне текста они как бы безмолвны, отвлеченны. Они не включены в событийное содержание.

В речи, в ее порождении и процессе, первичным фактором всегда является содержание, передаваемая мысль как бы ведет речевую ленту. Языковое оформление выражаемой в речи мысли, с точки зрения говорящего и пишущего, вторично, оно может быть вариантно. Одно и то же содержание может быть выражено разными средствами, и эта возможность нередко становится целью говорящего (например если его не поняли). На эту вариантность нацелено редактирование текста; гибкость выражения мысли становится целью обучения в школе.

Речь всегда подвержена качественной оценке, в том числе и с позиций нравственности: можно сказать правдивая речь— лживые речи, искренняя речь — лицемерная речь, красивая, художественная, выразительная речь — неряшливая, нецензурная, безграмотная речь.

К языку такие оценки неприменимы. Когда говорят: У Ивана Ивановича хороший язык, то имеют в виду не язык, а владение им, т.е. речь: Он говорит хорошо, правильно, выразительно.

Но не исключено и объединение смыслов: говоря о языке А.С. Пушкина, мы имеем в виду не только его речевую деятельность, но и обогащение языка, реформаторскую роль поэта в развитии русского литературного языка.

Такое же объединение мы видим в понятии «языковая личность», вошедшем в круг лингвистических исследований.

Это понятие объединяют такие признаки индивида, как степень владения родным языком, развитости механизмов речи (автоматизма), знание неродных языков, владение ими, индивидуальный стиль речи человека, его творческие данные (литературное творчество, артистизм), грамотность и культура речи, речевая активность личности, филологические познания, наличие или отсутствие дефектов в речи, склонности и увлечения в области языков и пр.

В речи отражается личность говорящего, носителя языка: языковые влияния в детстве и на протяжении жизни, образовательный, культурный уровень человека, его опыт, его увлечения. Вильгельм Гумбольдт писал: «Только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности». Изучение языка без речи, без текстов невозможно. Это подтверждается самыми разнообразными ситуациями: давно умершие языки становятся достояние современной науки. Так, санскрит, древнегреческий, готский, латынь, древнерусский становятся достоянием нашего времени только через дошедшие до нас тексты, т.е. через записанную речь.

По мере углубления в изучение речи последняя все более «обрастает» так называемыми невербальными компонентами речи, общения: жестами, мимикой, пантомимикой, оттенками голоса интонациями, элементами обстановки или фона общения, умолчаний, прежнего опыта и пр. На последнем основывается аллюзия — намек, доступный пониманию лишь немногих людей, иногда всего двоих: они друг друга понимают с полуслова, а окружающие не понимают ничего.

Теперь уже установлено, что живое общение, когда собеседники не только слышат, но и видят друг друга, когда в общении участвует все окружающее пространство, эффективнее вербального (языкового) более чем на 30%, а иногда в 2 раза.

Одно лишь вербальное общение, лишенное эмоционально фактора, зрительных и иных восприятий, теряет очень многое, возможно — самое ценное. В результате такого общения человек не понимает шутки, намека, он лишен чувства юмора, не воспринимает коннотаций — тех добавочных стилистических или семантических опенков, которые углубляют скрытый смысл сказанного, придают высказыванию тон непринужденности, интимности или отчужденности и т.п.

Поэтому в современной лингвистике активно развивается теория дискурса («речь как акт, действие, как событие» - франц.). Дискурс — это речь, погруженная в жизнь, один из компонентов деятельности, взаимодействия людей. Дискурс предполагает изучение, создание, моделирование фреймов (типовых ситуаций) и сценариев, что может помочь в исследованиях речи и применении их в жизни.

Дискурс обращен также к ментальным факторам, а также к особенностям восприятия речи: ее темпа, стилевого ключа общения; к формам этикета, включая речевой этикет, характера (уровня) юмора, аллюзий. Ведь нередко слушающему приходится разгадывать, можно ли всерьез воспринимать услышанное, и какое из двух-трех возможных пониманий услышанного является главным.

Не случайно современная наука обратилась к герменевтике — науке о толковании древних текстов, перенося ее функцию и методы на современное взаимопонимание людей.

Нетрудно заметить, что традиционная лингвистика отсекает все перечисленные выше факторы как неязыковые, обедняя этим многокрасочную палитру реального речевого общения людей.

Как цже было сказано во введении, отделять друг от друга язык и речь нельзя, поскольку они - две стороны одного феномена.

Язык и речь так же неразделимы, как левый—правый: одно без другого теряет всякий смысл.

М.М. Бахтин писал, что «родной язык — его словарный состав и грамматический строй — мы узнаем не из словарей и грамматик, а из конкретных высказываний, которые мы слышим и которые мы сами воспроизводим в живом речевом общении с окружающими нас людьми». Особенно тесно сближают язык и речь функции языка, ибо все они реализуются через речь, речевую деятельность. Но об этом чуть позже.

Небезынтересен также вопрос о том, что возникло раньше — язык или речь. Если судить по некоторым учебникам по общему языкознанию, где речь называют прагматикой языка (т.е. использованием его), то создается иллюзия об изначальном первичном наличии языка.

Однако современные гипотезы допускают, что первично все же общение (на заре человечества): потребность передачи информации, например о возникшей опасности, вынуждала наших предков закрепить постоянное значение за устойчивыми сигналами (знаками): так, определенный крик служил сигналом опасности, другой — приглашением к еде. Постепенно накапливалось некоторое количество сигналов — знаков с постоянным значением, а это уже начало языка, знаковой системы. Затем стали необходимы правила соединения слов, знаков для выражения более сложного содержания, а это зародыш грамматики.

Кстати, не исключено, что первые знаки могли быть не акустическими, а скорее графическими: сломанная веточка, черта на песке, сложенные камешки и т.п.

2.Функции языка и их реализация в речи.

В определении функций языка единства нет. В трудах по общему языкознанию наблюдается единство по следующим функциям языка (функция — это выполняемая роль): сообщения, коммуникативная, эмотивная и функция выражения мысли.

1. Функция сообщения, или информационная, состоит в том, что язык служит средством познания, сбора и оформления всех тех знаний, которые накоплены людьми в процессе их сознательной деятельности. Передача и хранение всей этой информации, изучение этого богатства осуществляются посредством устных и преимущественно письменных текстов, т.е. через речь, речевую деятельность.

Разновидностями указанной функции являются функции сохранения информации, контактная функция — связь времен и. поколений, функция оформления культурных ценностей.

Древние знания, культура, облеченные в формы речи (текста), обеспечивают связь поколений, разум и мысль — через тысячелетия. В формах речи на разных языках осуществляется контакт с народами, чья культура, ментальность и сам язык очень далеки от наших. В наши дни уже выдвигаются и развиваются гипотезы языка межпланетных контактов, появился термин космическая лингвистика.

Функция сохранения информации реализуется также в архивах, на государственном уровне, причем вполне вероятно, что какая-то часть материалов хранения никогда и никем не будет востребована; но хранить необходимо все: документы, протоколы, переписку, дневники, воспоминания... Мы знаем, как ценятся материалы, письма пушкинской эпохи, документы времен. Великой Отечественной войны, исторические реликвии.

1. У всех на слуху в наше время коммуникативная функция, ибо в ее реализации, в общении, разговорах, диалогах, полемике участвует каждый человек, член общества, она, в сущности, создает это общество как социум: без коммуникации, общения общество не могло бы существовать. Согласно гипотезе, сам язык возник на заре человечества из настоятельной необходимости общения.

Вероятно, для общения оно могло бы создать другую знаковую систему, какой-либо другой код — не вербальный: об этом теперь пишут не только фантасты, но и ученые. Однако исторически сложилось так, что созданный человечеством язык через речь прекрасно обслуживает коммуникативные потребности общества,

В практике ХХ в. термин коммуникация переводится как «общение», «обмен мыслями, сведениями, идеями» ( Коммуникация // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой — М., 1990). Обмен, общение на эмоциональном уровне не включен в понятие «коммуникация». Но в психологических научных трудах эти понятия разводятся: «коммуникация» определяется лишь как «смысловой аспект взаимодействия людей» (Психология. Словарь / Под, ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — М., 1990), тогда как общение они же определяют как «сложный про установления и развития контактов между людьми».

Кроме того, коммуникация, общение не исключают внутреннюю речь человека, как бы диалог с самим собой.

Этот вариант коммуникативной функции языка называют личностным (личностной функцией языка). Ведь все то, что человек говорит или пишет для других, он критически, оценочно осмысливает и для себя самого. Оценивает возможные последствия своего высказывания, в соответствии с этой оценкой корректирует свое высказывание и даже отказывается от него вовсе.

Наконец, коммуникативная функция языка может выступать как самовыражение личности, далеко не каждый писатель, поэт согласятся с тем, что он пишет для общения с другими людьми, наоборот, многие убеждены, что пишут только для себя и их литературное произведение — это самораскрытие духовного мира пишущего. А люди приходят и берут, как писал А. Блок.

В послёдние десятилетия наблюдается некоторое преувеличение роли коммуникативной функции языка, что отразилось и в самом определении языка как важнейшего средства человеческого общения. Такое определение можно встретить в бесчисленных учебниках русского языка ХХ в.

3. Буквально все авторы, изучающие функции языка, отмечают эмотивную. Она охватывает огромный диапазон в речевом поведении человека — от непроизвольного восклицания ой!, ай! До шедевров лирической поэзии или вокального исполнения. Эта функция языка реализуется в художественной литературе, ораторском искусстве, в дискуссионной речи — споре, полемике, дружеской беседе, праздничном веселье, песне, опере, драматическом искусстве — в театре.

Эмоциональная сфера в жизни людей чрезвычайно разнообразна; в сущности эмоционально нейтральная, бесстрастная речь не часто встречается даже в научной среде.

Язык располагает особыми средствами для выражения эмоций: вербальными — эмоционально окрашенными синонимическими рядами, формами субъективной оценки, системой тропов, фразеологией, коннотациями и пр. В устной речи такими средствам являются интонации, модуляции голоса, паузы, мелодика и ритмика речи, тембр голоса. К сожалению, нередко эти средства языка рассматриваются как дополнительные, второстепенные. Между тем возможности эмоциональных средств речи поистине безграничны, они умножают значения слов.

4. Функция формирования и выражения мысли. В жизни современного образованного человека это почти непрерывно «работающая» функция, поскольку мысль человека работает почти непрерывно, правда, с различной степенью напряжения. Это и воспоминания и раздумья в минуты отдыха, подготовка к устным высказываниям (иногда весьма напряженная), это и формирование письменного текста (тоже весьма ответственная функция), и решение различных задач (подчас очень сложных), наконец, это творческая деятельность, ценимая особенно высоко.

Мысль неотделима от речи, как и речь — от мысли. Мысленная, или внутренняя, речь имеет ряд ступеней «глубины», ее высшие ступени, близкие к внешней речи, вполне вербальны, подчиняются почти всем правилам языка и могут считаться, в сущности, неозвученной (не перешедшей на акустический код внешней речью.

Ступень формирования и выражения мысли в речевой деятельности человека настолько велика, что рассматриваемая функция языка вполне может быть признана важнейшей, ибо без ее выполнения не могут быть реализованы и первые три: информационная, коммуникативная и эмотивная.

5. Опишем функции языка, тоже реализуемые посредством речи, которые рассмотрены в трудах некоторых авторов.

Львов М.Р. в своей книге «Основы теории речи» пишет,что В.В. Виноградов наряду с функциями общения и сообщения называет функцию воздействия на других людей — просьба, повеление, приказ, убеждение, побуждение к каким-то действиям, В этих совсем не редких случаях высказывание может не содержать никакой новой актуальной информации — оно передает волевой акт говорящего.

Разновидностью функции воздействия служит агитационная. Психологи отмечают регулятивную функцию языка речи. Эта функция отмечается во внешней и во внутренней речи. И та, и другая выполняют роль плана поведения, поступков субъекта: это текстовый или мысленный проект его предстоящих действий; проекты нравственных отношений и быта, устройства социальной структуры общества, устройства государственности; это технические, строительные проекты, планы работ, мысленная подготовка к тем или иным поступкам, включая и высказывания.

В последние десятилетия возросло внимание исследователей к познавательной, когнитивной функции языка и речи. Язык стал хранителем знания — как общего, так и индивидуального. В речи это знание, облеченное в языковую форму, функционирует и обслуживает общество. Выполняя эту функцию, язык самообогащается, обогащается его лексика, усложняются языковые конструкции через речевую практику, так как познавательная деятельность непрерывно порождает ситуации, которые обнаруживают недостаточность или несовершенство наличных средств языка. Обогащение, развитие языка — функция речи.

В разных лингвистических учениях проблема функций языка и, следовательно, реализации их в речи решается по-разному. Так, немецкий языковед К. Бюллер к типологии функций идет от психических способностей человека мыслить, чувствовать и выражать волю; они порождают три функции языка: коммуникативную, функцию выражения и функцию обращения, им соответствует три типа высказываний: повествовательный, восклицательный и побудительный. Коммуникативная функция связывается с интеллектом человека, функция выражения обеспечивает аффективные, эмоциональные ситуации, функция обращения — ситуации просьбы, повеления, убеждения.

Функции языка, как и их реализация в речи, ее общие закономерности универсальны, не зависят от особенностей национальных языков, частностей индивидов, от социального положения говорящих и пишущих.

Функциональный подход к языку способствовал становлению теории речи, он породил функциональную стилистику, функциональную грамматику, функциональный подход в обучении языкам через речь.

Пражский лингвистический кружок создал учение о языке как о функционирующей системе, функциональной системе, служащей какой-то определенной цели. Понятие функции применительно к языку — это система целевых установок высказываний. Структурность и функциональность — вот два свойства языка, наиболее важные с точки зрения теории речи.

Функциональный характер языковой системы обеспечивает овладение языком в онтогенезе: человек (любого возраста) не может овладеть языком, родным или неродным, если изучаемый язык «не работает», не выполняет задач, диктуемых самой жизнью: общения, сообщения, воздействия, установления контакта, регулирования собственной деятельности, формирования и выражения мысли, познания, убеждения, выражения эмоций.

Речь как способ реализации потенциальных функций языка обеспечивает жизнь общества и каждого человека. Речь, произнесенная или записанная, служит средством организации совместного труда, единства народа, связи поколений.

Различные функции языка совмещаются, переплетаются, порождаются варианты, разновидности, рождаются новые функции…

Функционирование системы языка — это его жизнь, форма существования, поэтому так важно и в исследованиях языка, и его преподавании соблюдать единство структуры языка и его функционирования.

3.Основные концепции теории языка и речи.

В лингвистике понятия «язык» и «речь» разграничивались фактически, хотя и без специального разъяснения и описания этого разграничения, крупнейшими лингвистами В. Гумбольдтом, Г. Штейнталем, Г. Шухардтом, А. А. Потебней, Ф. Ф. Фортунатовым, Н. В. Крушевским, И. А. Бодуэном ле Куртенэ и др. Попытку теоретического разъяснения такого разграничения предприняли Ф. де Соссюр и Л. В. Щерба (см. его статьи «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» и « Очередные проблемы языковедения»)

Однако теоретическая разработка проблемы языка и речи главным образом связана с именем Соссюра, относившего различение языка и речи к самому предмету исследования — феномену языка (в его терминологии langage «речевая деятельность»), в котором, как считал он, соединены объекты принципиально разной природы: язык (langue) и речь (pаrоlе). Он считал, что, хотя в своем существовании язык и речь взаимообусловлены, они несводимы друг к другу и не могут рассматриваться с одной точки зрения, а «речевая деятельность, взятая в целом, непознаваема, так как она неоднородна». Соссюр поэтому настаивал на разграничении лингвистики языка и лингвистики речи. Концепция Соссюра подвергалась критике за слишком резкое разграничение языка (системы языка) и речи, поведшее к чрезмерной абстрактности метаязыка лингвистики, предмет которой ограничивался системой языка. Идея неоднородности, диалектической противоречивости феномена языка высказывалась учеными и раньше. Так, Гумбольдт различал язык, определяемый им как деятельность духа (еnergeia), форму языка — постоянные элементы и связи, реализуемые в речевой деятельности, и продукт этой деятельности (ergon)

В советском языкознании 30-х гг. 20 в. язык рассматривался как полифункциональный феномен, изучение которого не может быть отделено от конкретных форм речи. Система языка определялась. как совокупность правил речевой деятельности (работы Шербы, Л. П. Поливанова, С. И. Бернштейна и др.). Мысль Соссюра о соприсутсвии в феномене языка элементов системы и речи, напротив, побуждала формулировать достаточно жесткие принципы их разграничения. А. Х. Гардинер предложил «применять наименование «язык» ко всему тому, что является традиционным и органическим в словах и сочетаниях слов, а наименование «речь» — ко всему тому, что определяется конкретными условиями, «значением» и «намерением» говорящего». Достоянием речи он считал прежде всего функции слов в высказывании и соответственно такие категории, как субъект, объект, настоящее историческое, предложение, понимаемое как отнесенное к действительности высказывание (грамматическую структуру предложения Гардинер считал фактом языка).

Сходные мысли уже раньше высказывались И. А. Бодуэном де Куртене, разграничивавшим два вида единиц языка — единицы языковые и функционально-речевые. В отечественном языкознании А, И. Смирницкий относил к языку все то, что воспроизводится в речи (слова, фразеологизмы, морфологические формы), а к речи — все то, что производится в процессе коммуникации (словосочетания, конкретные предложения). Подобная точка зрения вызвала возражения тех, кто видел в языке и речи два аспекта одного феномена. Т. П. Ломтев полагал, что «все лингвистические единицы являются единицами языка и речи: одной стороной они обращены к языку, другой — к речи». Единицы речи суть реализации единиц языка. Эта точка зрения может быть применена к таким конструктивным единицам, как фонемы, морфемы, слова, синтаксические структуры, ср. такие пары единиц, как фон и фонема, морф и морфема, в которых «эмический» член принадлежит системе языка и характеризуется инвариантными признаками, реализуемыми в речевых вариантах (морфах, фонах). Между тем отрезки, получаемые в результате членения речевого потока по фонетическим и конкретно-смысловым признакам, т. е. слоги, такты (синтагма, в понимании Щербы), сверхфразовые единства (для письменной речи — абзацы), рассматриваются обычно только как единицы речи (текста), хотя и они обладают некоторыми типовыми характеристиками. Различение единиц языка и речи, согласно этому взгляду, оказывается обусловленным величиной расхождений между фиксируемым в системе языка типом и его речевыми реализациями. Для фонемы, морфемы и слова это соотношение является иным, чем для предложения. Некоторые ученые предложили выделять в языке иные, хотя и соотносительные с противопоставлением языка и речи аспекты. В информатике и теории коммуникации, оперирующих не только естественными, но и искусственными языками, используется противопоставление кода и сообщения. Те, кто рассматривает речь в статическом, структурном аспекте, пользуются противопоставлением системы и текста (Л. Ельмслев).

В ряде концепций выделяется не два, а три аспекта языка. Мысль о возможности троякого подхода к языку, перекликающаяся с идеями Гумбольдта, была высказана в 1931 Щербой, который различал: речевую деятельность (процессы говорения и понимания речи), производимую психофизиологическими механизмами индивида; языковую систему (словарь и грамматику языка); языковой материал, т. е. совокупность всего говоримого и понимаемого в той или другой обстановке. Косерю присоединил к оппозиции языка и речи третий компонент — норму, понимаемую как социально закрепленный узус — обязательные формы в стереотипы, принятые в данном обществе. Сюда он относил не только явления речи. (напр., ситуативно обусловленные стереотипы), но и явления языка, такие, как отклоняющиеся от продуктивного образца парадигмы склонения и спряжения. Тем самым в системе языка и в речи был выделен некоторый «окаменевший» компонент, охраняемый от изменений нормирующей деятельностью общества. Некоторые исследователи,(И. М. Коржинек, Г. В. Колшанский) сводили оппозицию языка и речи к противопоставлению реального объекта его научному описанию (теоретической модели). Эта точка зрения, заменяющая онтологическое различие эпистемическим, уязвима, т. к. ставит существование языка (системы языка) в зависимость от существования лингвистики, разрабатывающей модели его описания, сама же система языка утрачивает стабильность, поскольку одна в та же речевая реальность допускает различия в моделировании. Соссюровское противопоставление языка и речи обернулось, таким образом, проблемой реальности и объективности системы языка. Последняя либо определялась как часть или аспект речи (текста), либо отождествлялась с научной моделью, базирующейся на речевом материале, либо понималась как некоторая психологическая или социопсихологическая категория – языковое знание, языковая способность человека, «совокупность отпечатков, имеющихся у каждого в голосе» (Соссюр). Современной версией психологической традиции является введенное Н. Хомским противопоставление языковой компетенции и языкового исполнения (competence and performance) , представляющее собой аналог оппозиции языка и речи. Компетенция понимается как некоторое порождающее устройство, создающее речевые произведения. Термин «исполнение», применявшийся уже Соссюром (франц. execution), умаляет творческий характер речеобразования

В итоге развития идей языка и речи в каждом из этих соотносительных понятий был выделен статический и динамический аспекты, освещать которые в данной работе не представляется целесообразным.

Заключение.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что язык (код) и речь образуют единый феномен человеческого языка и каждого конкретного языка, взятого в определенном его состоянии.

Речь есть воплощение, реализация языка (кода), который обнаруживает себя в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Если язык — это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения; она создается приложением старого языка к новой действительности. Речь вводит язык в контекст употребления. Речь конкретна и неповторима в противоположность абстрактности и воспроизводимости языка; она актуальна, язык же потенциален; будучи событием, действием, речь развертывается во времени и реализуется в пространстве, язык же (код) отвлечен от этих параметров мира; речь бесконечна, система языка конечна; речь материальна, она состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами (слухом, также зрением, осязанием), язык (система языка) включает а себя абстрактные аналоги единиц речи, образуемые их различительными и общими (интегральными) признаками; иначе говоря, речь субстанциональна, а язык формален; речь активна и динамична, система языка в большей мере пассивна и статична; речь подвижна, язык относительно стабилен; речь линейна, язык же имеет уровневую организацию; речь стремится к объединению слов в речевом потоке, задача языка— сохранить их раздельность; речь есть последовательность слов, язык вносит в нее иерархические отношения; речь субъективна, являясь видом свободной творческой деятельности индивида, язык — достояние пользующегося им общества, он объективен по отношению к говорящим; речь произвольна, язык обязателен (императивен); речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива, ‚картину мира говорящего на нем народа; речь преднамеренна и обращена к определенной цели, в отличие от нецеленаправленности языка; речь контекстно и ситуативно обусловлена, язык независим от обстановки общения; речь вариативна, язык же (если отвлечься от проблемы диалектов) в каждый период своего существования инвариантен; речь допускает элементы случайного и неупорядоченного, в отличие от языка, образуемого регулярными чертами своих единиц и отношений между ними; речь отнесена к объектам действительности и может рассматриваться с точки зрения своей истинности или ложности, к языку истинностная оценка неприменима. За всем перечисленным можно увидеть противопоставление сущности и явления, общего и частного.

Список литературы

1. Гардинер А. Различие между «речью» и «языком», в кн.: Звегинцев В.А. История языкознания 19-20 вв. в очерках и извлечениях, ч. 2 М., 1965

2. Гумбольдт В. фон., Избранные Труды по языкознанию, М, 1984

3. Ельмелев Л. Язык и речь, в кн.: История языкознания 19-20 вв. в очерках и извлечениях, ч.2 М. 1965

4. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Ярцевой, М., 1990.

5. Львов М.Р. Основы теории речи. М. Academia, 2002

6. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М. , 1997

7.Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании, в его кн.: Языковая система и речевая деятельность. Л. 1974



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Реферат по дисциплине «Введение в языкознание»

    Реферат
    «Сравнительный анализ лексического, грамматического и фонетического строя восточнославянских языков на примере русского и белорусского, их основные сходства и различия».
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Введение в языкознание Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Введение в языкознание" призван ознакомить студентов с основами науки о языке, выработать начальные навыки лингвистического наблюдения и анализа (умение пользоваться лингвариями, что определяет профессионализм молодого
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины введение в методику обучения русскому языку разработчик умкд: доктор педагогических наук профессор Бирюкова Татьяна Геннадьевна

    Учебно-методический комплекс
    Цель преподавания дисциплины: познакомить с историей методики преподавания русского языка, проанализировать условия ее появления, тенденции развития; дать концептуальные положения обучения русскому языку в современном образовательном
  4. Реферат по дисциплине: «Русский язык и культура речи» На тему: «Особенности научного стиля речи»

    Реферат
    Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности, он принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями,
  5. Программа дисциплины «Введение в языкознание»  для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Другие похожие документы..