Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Учебная дисциплина «Компьютерная алгебра» является одним из специальных курсов, изучаемых студентами четвертого курса, обучающихся по специальности «...полностью>>
'Документ'
Руководствуясь Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основами ценообразования в отношении электрической и тепло...полностью>>
'Закон'
В соответствии с Президентской инициативой «Стратегия развития наноиндустрии», утвержденной Президентом Российской Федерации 24 апреля 2007 г. № Пр-6...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Каждый ребенок в определенном возрасте начинает интересоваться своими родственниками, своим родом. Он спрашивает: а кто были его дедушка, бабушка, пра...полностью>>

Главная > Творческая работа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Творческая работа по краеведению

Селижаровская МОУ СОШ №1

Ученицы 10а класса Лариной Марии

Ученика 9а класса Ларина Ивана

Преподаватель Шишпарёнок С.А.

Селижарово 2008

Лесняк Николай Яковлевич

- учитель, краевед, исследователь.

По разному складываются человеческие судьбы: у кого-то жизнь течет по «накатанным рельсам», кто-то терпеливо и кропотливо идет по своему пути. А бывают судьбы, как яркие звезды, вспыхивают и горят, освещают все вокруг.

Такой мне представляется жизнь и судьба Лесняка Николая Яковлевича - неординарного человека: по призванию - учителя, по духу и образу жизни - истинного краеведа, исследователя, создавшего в средней школе №1 п. Селижарово музей, который в 2004 году перешёл в ведение районного музея.

Конечно, нет уже многого из того краеведческого материала, который собирался с 60-х годов, но осталось достаточно документального материала о Великой Отечественной войне, экспонаты из отдела быта, фотографии и альбомы по истории школы №1. Но что, пожалуй, самое важное, сохранился дух энтузиазма, энергетический потенциал, когда, перебирая фотографии, документы, экспонаты, понимаешь, с какой любовью все собиралось, с какой радостью ребята школы, объединившись вокруг своего наставника, ходили в походы, участвовали в кружках, проводили экскурсии. Одиннадцать лет (с 1959 по 1971 г.г.) музеем руководил Николай Яковлевич. За то время сменилось ни одно поколение школьников, но для каждого, кто работал в музее, это были незабываемые годы, наполненные иным смыслом.

За большой вклад в воспитание подрастающего поколения Николай Яковлевич Лесняк был удостоен звания «Отличника народного образования», в 1961 году - Заслуженного учителя школы РСФСР, награждён медалью им. Н.К. Крупской.

А ведь начиналось все не так просто. С 1952 года шло накопление краеведческого материала, изучалась история родного края. И как следствие, в 1957 году при средней школе № 1 открылась краеведческая комната (в 1957 году в газете «Верхневолжская правда» вышла первая статья Николай Яковлевич Лесняка «Комната краеведения»)

Ученики всегда тянулись к учителю географии, так как своей энергией, жизнелюбием он располагал к себе.

Родился Николай Яковлевич Лесняк 24 декабря 1921 года в семье крестьянина-середняка в п. Семёно-Полтавка Саратовской области. Родители, Яков Антонович и Пелагея Егоровна, - украинцы. После учёбы в школе в 1939 году окончил педагогическое училище. Затем служба в армии, в ВВС Тихоокеанского флота на Дальнем Востоке, школа младших авиаспециалистов, служба радистом и война... О ней Николай Яковлевич вспоминать и говорить не любил, хотя эти годы были прожиты так же достойно, о чём говорят награды: две медали «За боевые заслуги» и «За победу над Японией», а так же, благодарность генералиссимуса И.В. Сталина и благодарность военного Совета Тихоокеанского Флота за долголетнюю и безупречную службу.

Демобилизовавшись из рядов вооружённых сил в 1946 году, Николай Яковлевич поступает работать в среднюю школу №1 учителем географии, в 1952 году заканчивает заочно Калининский государственный педагогический институт по специальности - география. Через два года после открытия комнаты в 1959 году под музей был передан дом рядом со школой. Шаг за шагом создавались его отделы: собирались экспонаты, оформлялись стенды, изготавливались чучела. Все обретало своё место.

Работа по профессии и творчество у Лесняка тесно переплелись между собой: в школе работала метеостанция, в течение 6 лет выпускалась стенгазета «Глобус», долгие годы работал фотокружок (благодаря его работе мы имеем документальное подтверждение многообразию дел и внутреннему оформлению музея), ребята совершали экскурсии (сохранился альбом велосипедной экскурсии в город Торжок), много путешествовали по Селижаровскому району. Тургруппы школы №1 часто бывали на карьерах, выработках пос. Селище, где находили окаменелости, известняки. Каждая поездка заканчивалась разбором трофеев и определением их места в школьном музее.

Сохранилась Книга отзывов, в которой первая запись датирована 25 октября 1958 года: «Благодарим коллектив учителей за хороший тёплый прием своих бывших питомцев. За 2 года нашего отсутствия произошли изменения. Сегодня на нас школа произвела приятное впечатление. Благодарим учителей за данные нам знания» Калинина Е., Шашолина Г., Цидилина Г.

Последняя запись относится к 25 июня 1971 гола «С чувством глубокой благодарности мы относимся к ученикам и их учителям, создавшим такой замечательный музей. Этот музей свидетельствует о глубокой любви ребят к их краю и большом трудолюбии. Туристическая группа школ Смольнинского района г. Ленинграда».

Просматривая Книгу отзывов, не перестаешь удивляться, что посетителями музея были не только школьники первой школы, но и района, делегации предприятий района, городов Советского Союза и из-за рубежа. «Мы очарованы большим запалом молодежи Селижарова и достигнутыми успехами. Благодаря товарищу Лесняку мы узнали много интересного о Вашем крае. Мы с удовольствием будем писать вам письма и с нетерпением ждать ответа. Сердечно благодарим за приглашение. "Желаем всего наилучшего 28/ ХП- 1969 г. студенты Варшавского университета». «Мечтаем о таком же музее. Отлично! Здорово! Участники экскурсии средней школы № 4 - г. Торжка».

Аудитория посетителей музея многолика:

4.0б.1959г. - геолог Ухтинского геологического комбината Некрасов К.С.; ученики гор. Калинина, Торжокского р-на, п. Пено;

29.01.1960г. - Туристы - студенты Московского института тонкой химической технологии им. Ломоносова М.В.

ученики Талецкой, Ольховской, Пустошкинской, Шуваевской, Гафидовской, Сутокской, Оковецкой, Дрыгомской, Селищенской школ посетили музей в разные годы

9.06.1967г. – корреспондент газеты «Калининская правда» - Сергей Васильевич Беляев,

группа туристов из ГДР

9.05.1968 г. - семья погибшего за освобождение Селижарово полковника Кузьмина Д.И.

На протяжении многих лет музей был единственным центром краеведческой работы в районе, в нем были собраны экспонаты, фотографии, документы по разделам.

  1. Природа Селижаровского района

  2. Из истории нашего края

  3. Они освобождала наш район

  4. История Селижаровской средней школы № 1

В школе велась туристская работа по маршрутам. Всего было разработано 5 направлений. Некоторые из них актуальны и сейчас: например, «Малая кругосветка» - на байдарках вверх по Волге до её истока и обратно до Селижарова (продолжительность маршрута - 14 дней, протяженность 170 км. на байдарках и 26 км. пешком). По маршрутам продуман каждый день пути.

Говоря о Лесняке Николае Яковлевиче, нельзя не сказать о нем, как о самодостаточной личности.

Помимо многочисленных заслуг его помнят как художника: по описаниям он воссоздал зрительный образ огромного историко-архитектурного комплекса «Свято-Троицкий мужской монастырь» - центра исторической жизни п. Селижарово. Акварель монастыря, фотографии, документы и экспонаты перешли на хранение в районный музей. Из картин Николая Яковлевича сохранилось несколько: «Первый мост через Волгу», «Исток реки Волга», «Геологический разрез земной поверхности». Многочисленные педагогические работы и статьи в газете «Верхневолжская правда» за 50-60-ые годы, активное участие в общественной жизни п. Селижарово (дважды Николай Яковлевич был избран депутатом Селижаровского Райсовета депутатов трудящихся) – это далеко не полный перечень удивительного трудолюбия и энергии.

В музее хранится анкета ветерана педагогического труда Лесняка Николая Яковлевича. С августа 1946 года по август 1970 года он трудился учителем географии и черчения в средней школе №1. В анкете есть вопросы: Какими качествами, по-вашему, должен обладать в наибольшей степени учитель? Ответ: Прежде всего, идейной убеждённостью, умом, знаниями и трудолюбием. В работе учителя большую роль играет увлечённость. Самая страшная черта – безразличие. Вопрос: Ваше главное педагогическое кредо, педагогический принцип? Ответ: Труд, строгая требовательность и уважение личности учащихся - залог успеха в педагогической деятельности.

После скоропостижной смерти Николая Яковлевича – 3 января 1971 года – музей осиротел. К сожалению, не нашлось человека с таким же видением и краеведческой интуицией как у Николая Яковлевича. Говорят: «Незаменимых людей нет!», но в данном случае поговорка оказалась неприменима. Долгое время музей работал старыми запасами. Учителя обращались к его фондам для проведения уроков истории, географии, классных часов. Учителями были созданы стенды и альбомы в память об организаторе музея в школе №1. «Незаменимых людей нет», но у нас есть неповторимые, такие как Николай Яковлевич Лесняк, который оставил добрый след в памяти многих людей.

Свой рассказ об этом удивительном человеке, учителе-краеведе мне хотелось бы закончить воспоминаниями о нём нашего земляка, писателя Немчинова Геннадия Андреевича. В старших классах Николай Яковлевич был у него классным руководителем, преподавал географию и черчение.

«Лесняк …- пишет он, - казал­ся таким строгим и необычным в своём синем кителе, с сереб­ряной птичкой на нём... Вёл черчение, физкультуру в млад­ших классах... - и вдруг географию у нас в восьмом! Оказа­лось, вместе с другими нашими учителями-фронтовиками он поступил на заочное отделение пединститута, и вот, получил теперь уроки географии. После нескольких же уроков, которые Николай Яковле­вич провёл у нас, оказалось, что вовсе он и не строг, скорее весёлый и даже смешливый.

О войне Лесняк говорить не любил и отво­дил все вопросы и просьбы, но с охотой - о другом: просто житейском, потом все чаще увлекательнее - о лесных, речных походах, знании природы и умение чувствовать себя в ней свободно, уверенно, смело... Потом, позже, всё это выросло в настоящую страсть у самого учителя и захватило многих и многих его учеников...

У Лесняка постоянной и всеобъемлю­щей потребностью стало увлечение природой нашего края, познанье всех особенностей её, а затем и навсегда - приобщение учени­ков к туристским походам, в которых соединял всё: учил ви­деть и понимать живой окружающий мир, различать оттенки красок, узнавать звёзды, читая небо, любить реки и малые реч­ки, озёра и деревья, не теряться в любых обстоятельствах и при любых препятствиях - преодолевать их...

Он вкоренился в жизнь нашей Селижаровской земли так, что его везде считали уже своим, на любых дорогах района привыкнув видеть в летние, часто и в зимние каникулярные дни то в отдалённой деревне, то на лесной тропе. Краеведение начало поглощать его внимание и силы, расцвечивая его уро­ки новыми знаниями и красками: он учился вместе со своими учениками. Лесняк любил расспрашивать памятливых и очень внимательных ко всему родному деревенских ребятишек обо всём, что им самим казалось самым интересным в их родной деревне вокруг: лес, болото, река ли...

Прошло много лет… Мы в последние годы давно были в почти приятельских отношениях. Тесное общались в период моей работы в райгазете, на моих глазах Николай Яковлевич стал известным всей области географом, первым из наших учителей получил зва­ние заслуженного педагога, по его инициативе и ежедневном участии была построена школьная мастерская... Встречались в будни, я не забывал дороги в школу... Частенько вместе встре­чали и праздники: один посёлок, одни дороги, одна жизнь. Было во всём этом что-то трогательное и, как теперь видится, очень и очень роднящее…

Есть люди, которые прочно входят в память сотен и тысяч людей: завидная судьба. Конечно, если дело и память - доб­рые. Учитель наш Лесняк - из таких людей».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Савинова О. В. Методическое сопровождение изучения курса исторического краеведения

    Документ
    Изучение курса исторического краеведения в 9 классе базируется на учебном пособии под редакцией профессора В.М. Воробьева. Что касается его методического сопровождения, оно обеспечивается ведущим научным сотрудником ОИПП Савиновой О.
  2. Музыкальное краеведение в школе: задачи, проблемы, содержание методика, единство урочной и внеурочной деятельности

    Документ
    В концепции музыкального воспитания детей отмечается, что в новых социокультурных условиях нашего общества наблюдается возрастание роли музыкального образования как важного элемента саморазвития художественной культуры личности.
  3. И. П. Новосёлова "29" августа 2006 г. "29" августа 2006 г. Программа

    Программа
    Обеспечение эффективного развития инновационных процессов в школе, создание единого информационного пространства школы в ходе модернизации образования.
  4. Савинова О. В. Становление каскадно-кластерной модели методического сопровождения учителей истории и обществознания: региональные тьютеры и их инновационный опыт

    Документ
    Савинова О.В. Становление каскадно-кластерной модели методического сопровождения учителей истории и обществознания: региональные тьютеры и их инновационный опыт
  5. Публичный доклад (165)

    Доклад
    Школа имеет два здания с двумя пристройками, 2 спортзала, библиотеку, актовый зал, мастерскую, кабинет обслуживающего труда, медицинский кабинет, тренажерный зал, тир, школьную столовую на 90 посадочных мест, свою бухгалтерию, 2 компьютерных класса.

Другие похожие документы..