Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Развитие индустрии гостеприимства с каждым годом набирает темпы. Так, в Москве городскими властями принято решение об увеличении до 2010 года номерно...полностью>>
'Документ'
С начала 1950-х годов накоплено большое количество исследований относительно влияния курения на здоровье, выявляющих связь между табакокурением и сер...полностью>>
'Документ'
23 ноября 2011 года в Универсальном выставочном зале Правительства Москвы на Новом Арбате состоялась VII-я церемония вручения наград Национальной общ...полностью>>
'Документ'
К концу XIX в. в Европе возникла система агрессивных во­енно-политических союзов. В 1882 г. сложился Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Ита...полностью>>

Главная > Пояснительная записка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Пояснительная записка (6 класс)

  • Цели и задачи программы: усвоение и применение учащимися в своей деятельности основных положений биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека. Учащиеся получают представление о многообразии растительных организмов, их классификации. Решать задачи экологического, эстетического, трудового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность.

  • Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы основного общего образования. Учебник В.В.Пасечник. « Биология. Бактерии·Грибы·Растения.6 класс » Дрофа. Москва 2008 г.

  • 68 часов, 2 часа в неделю.

  • Ведущие методы: наблюдения, эксперимент, беседа, рассказ, работа с книгой, демонстрация видеофильмов, познавательные игры, моделирование.

Прогнозируемый результат:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Тема (общая и подтемы)

Кол-во часов

Сроки освоения

Цели

Форма организации учебной деятельности

Виды контроля

Введение

1. Биология – наука о живой природе.

2. Осенние явления в жизни растений.

2

Сформировать у уч-ся знания о предмете.

Экскурсия в природу

Клеточное строение организмов

3. «Устройство увеличительных приборов и рассматривание клеток с помощью них» (лаб.)

4.Строение клетки.

«Приготовление и рассм. препарата кожицы лука под микроскопом» (лаб.)

5.«Пластиды в клетках листа элодеи» (лаб.)

6.Жизнедеятельность клетки.

7.Ткани.

5

Сформировать понятия о строении и жизнедеятельности клетки, об основных видах тканей. Научить работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.

Комбинированный; исследование.

Тестирование; фронтальный опрос; индивидуальный опрос.

Царства Бактерии и Грибы

8.Строение и жизнедеятельность бактерий.

9.Роль бактерий в природе и жизни человека.

10.Общая характеристика грибов.

11.Шляпочные грибы.

«Строение плодовых тел шляпочных грибов» (лаб.)

12.Плесневые грибы и дрожжи.

«Плесневый гриб мукор» (лаб.)

13.Грибы-паразиты.

6

Сформировать у учащихся знания об особенностях строения бактерий и грибов, о их роли в природе и жизни человека. Научить учащихся распознавать представителей этих групп организмов.

Комбинированый; беседа на основе демонстрационного материала.

Тест;

Биологич. диктант

Царство Растения

14.Разнообразие, распространение, значение растений.

15.Одноклеточные водоросли.

16.Многоклеточные водоросли.

17.Лишайники.

18.Мхи. «Строение мха» (лаб.)

19.Папоротники, хвощи, плауны.

«Строение спороносящего хвоща, папоротника» (лаб.)

20.Голосемянные.

«Строение хвои и шишек хвойных» (лаб.)

21.Покрытосемянные.

8

Сформировать у учащихся знания о разнообразии, распространении и значении растений разных отделов; научить их распознавать представителей этих групп организмов.

Комбинированный; исследование; беседа на основе демонстрационного материала.

Фронтальный опрос; тестирование.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

22. «Строение семян двудольных растений» (лаб.)

23. «Строение семян однодольных растений» (лаб.)

24.Виды корней и типы корневых систем.

«Стержневая и мочковатая корневые системы» (лаб.)

25.Зоны корня.

«Корневой чехлик и корневые волоски» (лаб.)

26.Видоизменения корней.

27.Побеги и почки.

«Строение почек» (лаб.)

28.Внешнее строение листа.

«Листья простые и сложные» (лаб.)

29. «Клеточное строение листа» (лаб.)

30.Влияние среды на строение листа. Видоизменение листьев.

31. «Внутреннее строение ветки дерева» (лаб.)

32.Видоизменения побегов.

«Строение клубня и луковицы» (лаб.)

33. «Строение цветка» (лаб.)

34. «Соцветия» (лаб.)

35. «Плоды» (лаб.)

36.Распространение плодов и семян.

15

Сформировать у учащихся знания о строении органов цветковых раст., об их видоизменениях; показать зависимость строения от среды обитания. Научить распознавать органы цветковых растений.

Комбинированный; исследование.

Фронтальный опрос; индивидуальный опрос; работа по карточкам; тестирование

Жизнь растений

37. «Химический состав растений» (лаб.)

38Минеральное питание растений.

39.Фотосинтез.

40.Дыхание растений.

41.Испарение воды растениями.

Листопад.

42. «Передвижение воды и минеральных веществ в растении» (лаб.)

43.Передвижение по стеблю органических веществ.

44.Прорастание семян.

45.Растительный организм как единое целое.

46.Способы размножения растений.

47.Размножение споровых растений.

48.Размножение голосеменных растений.

49.Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

50.Половое размножение покрытосеменных растений.

51.Опыление.

15

Сформировать у учащихся знания об основных процессах жизнедеятельности растений: фотосинтезе, дыхании, росте, развитии, размножении. Научить уч-ся правильно высевать семена, создавать условия, необходимые для роста и развития растений и размножать растения.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос; самостоятельная работа по карточкам; тестирование

Классификация растений

52.Основы систематики растений.

53.Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

54.Класс двудольные. Семейство Крестоцветные.

55.Семейство Розоцветные и Пасленовые.

56.Семейство Мотыльковые и Сложноцветные.

57.Класс однодольные Семейства Лилейные и злаки.

«Строение пшеницы» (лаб.)

6

Сформировать у учащихся знания об основных систематических группах; об основных признаках покрытосеменных растений, относящихся к различным семействам классов двудольных и однодольных растений. Научить уч-ся умениям определять их систематическое положение, составлять морфологическое описание растений.

Комбинированный урок.

Тестирование; индивидуальный опрос;фронтальный опрос.

Природные сообщества

58.Основные экологические факторы.

59.Характеристика основных экологических групп растений.

60.«Особенности строения растений разных экологических групп» (лаб.)

61.Растительные сообщества.

62.Взаимосвязи растений в сообществе.

63.Обобщающий урок по теме: «Природные сообщества»

5

Сформировать знания о факторах среды и их влиянии на растения, об основных экологических группах растений, о типах сообществ; выявить влияние на сообщества факторов живой и неживой природы. Научить объяснять взаимосвязь строения растения с условиями среды обитания; раскрыть взаимосвязь организмов в сообществе.

Комбинированный урок; беседа на основе демонстрационного материала;обобщающий.

Фронтальный опрос;

биологич. диктант

Развитие растительного мира

64.Происхождение растений.

65.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

66.Итоговый урок.

3

Познакомить уч-ся с основными этапами развития растительного мира, доказательствами исторического развития растений; дать представление об усложнении растений в процессе исторического развития; показать влияние деятельности человека на растит. мир.

Комбинированный урок

Программированный опрос

Тема

Кол-во часов

Сроки освоения

Цели

Форма организации учебной деятельности

Виды контроля

Введение

2

Сформировать у уч-ся знания о предмете.

Экскурсия в природу

Клеточное строение растений

3

Сформировать понятия о строении и жизнедеятельности клетки, об основных видах тканей. Научить работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.

Лабораторные работы №№1,2

Поурочный контроль: Тест.

Заполнение таблицы

Царство Бактерии

Царство Грибы

1

2

Сформировать у учащихся знания об особенностях строения бактерий и грибов, о их роли в природе и жизни человека. Научить учащихся распознавать представителей этих групп организмов.

Комбинированный

Поурочный контроль: Тест.

Биологич. диктант

Царство Растения

6

Сформировать у учащихся знания о разнообразии, распространении и значении растений разных отделов; научить их распознавать представителей этих групп организмов.

Комбинированный

Поурочный контроль.

Программированный опрос; заполнение табл.

Строение покрытосеменных растений

10

Сформировать у учащихся знания о строении органов цветковых раст., показать зависимость строения от среды обитания.

Лабораторные работы №№3,4,5,6

Итоговая проверка:

Срез знаний

Жизнь растений

5

Сформировать у учащихся знания об основных процессах жизнедеятельности растений.

Комбинированный

Тестирование

Классификация растений

3

Сформировать у учащихся знания об основных систематических группах; об основных признаках покрытосеменных растений, относящихся к различным классам.

Комбинированный

Срез знаний

Природные сообщества

1

Сформировать знания об основных экологических факторах и их влияние на растения. Научить объяснять взаимосвязь строения растения с условиями среды обитания

Комбинированный

Биологический диктант

Развитие растительного мира

1

Познакомить уч-ся с основными этапами развития растительного мира, дать представление об усложнении растений в процессе исторического развития; показать влияние деятельности человека на растит. мир.

Лабораторные работы.

  1. Устройство микроскопа и работа с ним.

  2. Приготовление и рассматривание кожицы чешуи лука под микроскопом.

  3. Строение семени фасоли.

  4. Клеточное строение листа.

  5. Строение стебля.

  6. Видоизмененные побеги.

Пояснительная записка (11 класс)

  • Цели и задачи программы: обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубить их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии. Раскрыть систему общебиологических знаний на долее высоком теоретическом уровне. Формирование естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Отразить проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.

  • Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования. Учебник А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник "Общая биология 10-11". Москва. Дрофа. 2007г.

  • 68 часов , 2часа в неделю.

  • Ведущие методы: наблюдения, эксперимент, лекция, беседа, рассказ, работа с книгой, демонстрация видеофильмов.

Прогнозируемый результат:

знать/понимать

  • основные положения биологической теории (эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Тема

Кол-во часов

Сроки освоения

Цели

Форма организации учебной деятельности

Виды контроля

Повторительно-обобщающий урок

по курсу 10 класса.

1

Систематизировать и обобщить знания учащихся полученных при изучении общей биологии в 10 классе.

Комбинированный

Основы учения об эволюции

1.Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

2.Ч. Дарвин и основные положения его теории.

3.Вид, его критерии.

4.Популяции.

5.Генетический состав популяций.

6.Изменения генофонда популяции.

7.Борьба за существование.

8.Естественный отбор.

9.Формы естественного отбора.

10.Искуственный отбор.

11.Приспособленность организмов.

12. «Приспособленность организмов к среде обитания» ( лаб.).

13.Изолирующие механизмы.

14.Видообразование.

15.Макроэволюция.

16.Система растений и животных – отображение эволюции.

17.Главные направления эволюции.

18.Закономерности эволюции.

19. «Изучение ароморфозов и идиоадаптации у организмов» ( лаб.)

20.Повторительно – обобщающий урок по теме.

20

Сформировать у учащихся знания о возникновении и развитие эволюционных представлений; познакомить с жизнью и трудами Ч. Дарвина; доказательствами эволюции. Сформировать понятия "вид", "популяция". Дать общее представление о современном состоянии теории эволюции.

Исследовательская.

Лекция.

Комбинированный.

Обобщающий.

Тест. Фронтальная беседа. Индивидуальный опрос.

Основы селекции и биотехнологии

21.Основные методы селекции и биотехнологии.

22.Центры происхождения культурных растений.

23.Методы селекции растений.

24.Методы селекции животных.

25.Селекция микрооргаизмов.

26.Современное состояние иперспективы биотехнологии.

27.Срез знаний по теме.

7

Познакомить уч-ся с центрами происхождения и одомашнивания сельскохоз. растений и жив-х; сформировать уважительное отношение к труду ученых-селекционеров на примере научной деятельности Н.И.Вавилова; сформировать представление об основных методах селекционной работы с растениями и животными и их использовании в сельхоз практике; сформировать понятие о биотехнологии и её основных направлениях.

Лекция.

Комбинированный.

Обобщающий.

Тест. Индивидуальный опрос. Фронтальная беседа.

Антропогенез

28.Положение человека в системе животного мира.

29.Основные стадии антропогенеза.

31.Движущие силы антропогенеза.

32.Современные проблемы человеческого общества.

33.Прародина человека.

34.Расы и их происхождение.

35.Кроссворд по теме.

36.Повторительно-обобщающий урок по теме.

8

Сформировать знания доказательств антропогенеза от животных; движущих сил эволюции человека; основных этапов антропогенеза; биологических основ деления человечества на расы.

Лекция.

Комбинированный. Обобщающий.

Тест.

Индивидуальный опрос.

Основы экологии

37.Что изучает экология?

38.Законы Б. Коммонера.

39.Среда обитания организмов.

40.Взаимосвязи факторов среды.

41.Абиотические факторы.

42.Местообитание и экологические ниши.

43.Основные типы экологических взаимодействий.

44.Конкурентные взаимодействия.

45.Основные экологические характеристики популяции.

46.Динамика популяции.

47.Экологические сообщества.

48.Сравнение биоценоза и агроценоза.

49.Пищевые связи в аквариуме.

50.Жизнь в сообществах.

51.Экологические сообщества.

52.Структура сообщества.

53.Взаимосвязи организмов в сообществах.

54.Пищевые цепи.

55.Экологические пирамиды.

56.Экологические сукцессии.

57.Круговоро биогенных элементов.

57.Влияние загрязнений на живые организмы.

58.Основы рационального природопользования.

59.Повторительно-обобщающий урок по теме.

24

Сосредоточить внимание на ведущих экологических понятиях и закономерностях. Сформировать знания о задачах экологии, закономерностях влияния различных факторов среды на организм; применениях экологических знаний в практической деятельности человека.

Комбинированный.

Лекция.

Зачет.

Обобщающий.

.

Тесты.

Фронтальная беседа.

Индивидуальный опрос. Биологический диктант.

Эволюция биосферы и человек.

60.Гипотезы о происхождения жизни.

61.Современные представления о происхождении жизни.

62.Основные этапы развития жизни на Земле.

63.Эволюция биосферы.

64.Антропогенное воздействие на биосферу.

65.Повторительно-обобщающий урок по теме.

6

Развить у учащихся систему знаний о биосфере, ее составе и функции; основных этапах развитие жизни на Земле, эволюции биосферы; антропогенного воздействия на биосферу.

Комбинированный.

Обобщающий.

Тест.

Индивид опрос.

Фронтальная беседа.

Пояснительная записка (10 класс)

  • Цели и задачи программы: она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии. Раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне. Формирование естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.

  • Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования. Учебник А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник "Общая биология 10-11". Москва. Дрофа. 2008г.

  • 68 часов , 2часа в неделю.

  • Ведущие методы: наблюдения, эксперимент, лекция, беседа, рассказ, работа с книгой, демонстрация видеофильмов.

Прогнозируемый результат:

знать/понимать

  • основные положения биологической теории – клеточной;

  • строение биологических объектов: клетки; хромосом.

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение.

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;

  • решать элементарные биологические задачи;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Тема

Кол-во часов

Сроки освоения

Цели

Форма организации учебной деятельности

Виды контроля

Введение.

1.Краткая история развития биологии.

2.Методы исследования в биологии.

3.Сущность жизни и свойства живого.

4.Уровни организации живой материи.

4

Систематизировать и обобщить знания учащихся о биологии; показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека; познакомить учащихся с методами биологических исследований; сформировать современные научные представления о сущности жизни и свойствах живого.

Лекция.

Комбинированный урок.

Фронтальная беседа.

Основы цитологии.

5.Методы цитологии. Клеточная теория.

6.Особенности химического состава клетки.

7.Вода.

8.Минральные вещества.

9.Углеводы.

10.Липиды.

11.Белки.

12.Нуклеиновые кислоты.

13.АТФ.

14. «Строение прокариотических и эукариотических клеток» ( лаб.)

15.Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

16.Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. « Наблюдение за движением цитоплазмы у растений» (лаб.)

17.Эндоплазматическая сеть. Лизосомы…

18.Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

19. «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках»( лаб.)

20.Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

21.Сходство и различие в строении клеток растений, животных, грибов.

22.Неклеточные формы жизни.

23.Обмен веществ и энергии в клетке.

24.Энергетический обмен в клетке.

25.Питание клетки.

26.Фотосинтез.

27.Хемосинтез.

28.Генетический код. Транскрипция.

29.Синтез белков в клетке.

30.Регуляция транскрипции и трансляции.

31.Повторительно-обобщающий урок по теме.

27

Расширить знания учащихся о клетке, ее химическом составе; строении прокариотических и эукариотических клеток, их функциях; процессах метаболизма, биосинтезе белка, его значением и биологической сущности.

Исследовательская.

Комбинированный.

Урок изучения и закрепления новых знаний; урок обобщения и систематизации.

тесты; индивид. опрос; фронт. беседа.

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.

32.Жизненный цикл клетки.

33.Митоз.

34.Мейоз.

35.Бесполое размножение.

36.Половое размножение.

37.Развитие половых клеток.

38.Оплодотворение.

39.Онтогенез.

40.Эмбриональный период.

41.Постэмбриональный период.

42.Кроссворд по теме.

43.Повторительно-обобщающий урок по теме.

12

Углубить знания о процессах митоза, мейоза, онтогенеза, их значении для организмов. Сформировать представление об организме как целом, со свойственными ему механизмами согласованного функционирования органов в процессе жизнедеятельности.

Комбинированный.

тесты; индивид. опрос; фронт. беседа.

Основы генетики.

44.История развития генетики.

45.Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

46.Решение задач.

47.Решение задач.

48.Анализирующее скрещивание

49.Дигибридное скрещивание.

50.Решение задач.

51.Решение задач.

52.Хромосомная теория наследственности.

53.Взаимодействие неаллельных генов.

54.Цитоплазматическая наследственность.

55.Генетическое определение пола.

56.Группы крови человека.

57.Изменчивость.

58.Виды мутаций.

59. «Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда» ( лаб.)

60. «Изучение фенотипов растений» (лаб.)

61.Причины мутаций.

62.Решение задач.

63.Контрольно-обобщающий урок.

20

Добиться усвоения учащимися знаний метода гибридологического, законов наследственности, их цитологических основ, типов скрещивания, хромосомной теории наследственности; как возникают нарушения в генотипе, что они влекут за собой. Научить решать генетические задачи.

Комбинированный.

Практическая работа по решению задач.

Лекция.

Исследовательская.

Биологич. дикт.; тест; Инд. опрос; Фронт. опрос.

Генетика человека.

64. «Составление родословной» ( лаб.)

65.Методы исследования генетики человека.

66.Генетика человека.

67.Проблемы генетической безопасности.

68.Повторительно-обобщающий урок.

4

Раскрыть учащимся методы исследования генетики человека, заострить внимание на генных и хромосомных заболеваниях; проблеме генетической безопасности.

Исследовательская.

Комбинированный.

Обобщающий.

Фронтальная беседа; индивид. опрос; тест.

Пояснительная записка(9класс)

  • Цели и задачи программы: обобщение знаний о жизни и уровнях ее организации, раскрытие мировоззренческих вопросов о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщение и углубление понятия об эволюционном развитии организмов. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основными научными знаниями, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Решать задачи экологического, естетического, патриотического, воспитания школьников.

  • Рабочая программа по биологии составлена на основе утвержденной Министерством образования РФ программы для общеобразовательных школ. Учебник В.В.Пасечник "Введение в общую биологию и экологию". Москва. Дрофа. 2006г. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. В.В.пасечник " Введение в общую биологию и экологию ". Дрофа. Москва. 2004г.

  • 68 часов , 2часа в неделю.

  • Ведущие методы: - общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с учебной книгой, экранные пособия); - специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, практическая работа).

Прогнозируемый результат:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Тема

Кол-во часов

Сроки освоения

Цели

Форма организации учебной деятельности

Виды контроля

Введение

1.Биология – наука о жизни.

2.Методы исследования в биологии.

3.Сущность жизни и свойства живого.

3

Систематизировать и обобщить знание уч-ся о биологии; показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека; познакомить с методами биологических исследований; сформировать современные научные представления о сущности жизни и свойствах живого.

Лекция;

Комбинированный

Фронтальная беседа.

Тема: Молекулярный уровень.

4.Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень.

5.Углеводы.

6.Липиды.

7.Состав и строение белков.

8.Функции белков.

9.Нуклеиновые кислоты.

10.АТФ и другие органические соединения.

11.Биологические катализаторы

12. «Расщепление перекиси водорода каталазой» (лаб.)

13.Вирусы.

14.Контрольно-обобщающий урок.

11

Сформировать у уч-ся представление об уровнях организации живой природы; показать особенности функционирования биологических систем на молекулярном уровне; сформировать понятие о биомолекулах и их универсальности в построении живого.

Комбинированный;

Лекция;

Обобщающий.

Фронтальная беседа; тест; индивидуальный опрос.

Тема: Клеточный уровень.

15.Основные положения клеточной теории.

16. «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом» (лаб.)

17.Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

18.Ядро клетки.

19.Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

20.Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

21. Клеточный центр.

22.Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

23.Ассимиляция и диссимиляция.

24.Энергетический обмен в клетке.

25.Типы питания клеток.

26.Фотосинтез и хемосинтез.

27.Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

28.Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

29.Деление клетки. Митоз.

30.Контрольно-обобщающий

урок по теме.

16

Сформировать понятие о клетке как структурной и функциональной единице всех живых организмов; познакомить уч-ся с процессами метаболизма, биосинтезе белка и митоза, их значением и биологической сущностью.

Комбинированный;

Лекция;

Обобщающий.

индивидуальный опрос; таблица; тест; Фронтальная беседа.

Организменный уровень.

31.Размножение организмов. Оплодотворение.

32.Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

33.Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

34.Закономерности наследования признаков, установленных. Моногибридное скрещивание.

35.Закон чистоты гамет.

36.Неполное доминирование.

37.Дигибридное скрещивание.

38.Сцепленное наследование признаков.

39.Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

40. «Выявление модификационной изменчивости видов» (лаб.)

41.Мутационная изменчивость.

42.Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

43.Основные методы селекции

Организмов.

44.Контрольно-обобщающий урок по теме.

14

Сформировать представление об организме как целом, со свойственными ему механизмами согласованного функционирования органов в процессе жизнедеятельности; познакомить с основными законами наследственности.

Комбинированный;

Лекция;

Обобщающий.

тест; индивидуальный опрос; Фронтальная беседа.

Популяционно-видовой уровень.

45.Вид. Критерии вида.

46. «Морфологический критерий вида» (лаб.)

47.Популяции.

3

Сформировать представление о том, что вид – реально существующая единица живой; показать, что вид существует в виде популяций.

Комбинированный.

Фронтальная беседа.

Экосистемный уровень.

48.Сообщество. Экосистемы. Биогеоценоз.

49.Состав и структура сообщества.

50.Потоки вещества и энергии в экосистеме.

51.Саморазвитие экосистемы.

52.Контрольно-обобщающий урок.

5

Сформировать у уч-ся понятие о составе и основных свойствах экосистем; о взаимоотношениях организма и среды, о потомках энергии и вещества; об условиях, определяющих продуктивность экосистем, их устойчивость, а также о влиянии экосистемы деят-ти человека.

Комбинированный;

Обобщающий.

индивидуальный опрос; фронтальный опрос; биологический диктант.

Биосферный уровень.

53.Биосфера. Среды жизни.

54.Круговорот веществ в биосфере.

2

Развить представление о биосфере не только как об оболочке планеты, заселенной живыми организмами, но и о сфере, возникшей и развивающейся в результате жизнедеятельности организмов; развить знания о сферах обитания; сформировать представление о круговороте в-в в биосфере.

Комбинированный.

фронтальный опрос; беседа.

Основы учения об эволюции.

55.Развитие эволюционного учения.

56.Изменчивость организмов.

57.Борьба за существование. Естественный отбор.

58.Видообразование.

59.Макроэволюция.

60.Контрольно-обобщающий урок по теме.

6

Дать общее представление о современном состоянии теории эволюции.

Комбинированный; контрольно-обобщающий.

индивидуальный опрос; таблица; Фронтальная беседа.

Возникновение и развитие жизни на Земле.

61.Гиптезы возникновения жизни.

62.Развитие представлений о возникновении жизни.

63.Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое.

64.Развитие жизни в мезозое, кайнозое.

65.Контрольно-обобщающий урок по теме.

5

Познакомить уч-ся с современными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле; расширить представление о главных ароморфозах и идиоадаптациях живых организмов; углубить знания эволюционных закономерностях.

Лекция;

Комбинированный.

Заполнение таблицы; Фронтальная беседа.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3.

Утвер ждено на заседании М С

от

председатель: Воронюк А. П.

Программа факультативного курса

«Экология среды обитания человека»

Направление: естественно - научное.

Срок реализации 1 год.

Автор: Высоцкая М. В.

Учитель: Александрова О. С.

Апатиты. 2009 год

Пояснительная записка к факультативному курсу (9 класс).

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Между тем в Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не предусмотрена. Благодаря своему интегрированному содержанию, высокой мировоззренческой значимости может быть востребован учащимися, занимающимися по различным профилям.

Цель курса: в процессе изучения ближайшего окружения способствовать

формированию у учащихся ответственного, экологически

грамотного поведения в природе и обществе как социально

и личностно значимого компонента образованности человека.

Задачи курса:

  • Раскрытие ведущих экологических понятий;

  • Усвоение идей Концепции устойчивого развития природы и общества;

  • Выработка на этой основе экологически грамотного поведения учащихся;

  • Создание условий для творческой реализации и саморазвитие школьников;

  • Формирование убежденности во взаимосвязи и взаимообусловленности явлений окружающей действительности, выявлению причинно-следственных связей;

  • Ознакомить учащихся с основными мероприятиями, проводимыми по охране экосистем;

  • Развивать умения сравнивать, анализировать, работать с дополнительной литературой;

  • Использовать региональный компонент.

Количество часов: 17

п/п

Название раздела, темы.

Колич. часов.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Введение

Что изучает экология.

История развития экологии как науки.

"Законы" Б.Коммонера.

Организмы и среда их обитания.

Условия и ресурсы среды.

Соответствие между организмами и средой их обитания.

Энергетический бюджет и тепловой баланс организма.

Экологическая ниша.

Экология популяций.

Популяция и ее основные характеристики. Свойства.

Рождаемость и смертностью Возрастная структура популяции.

Динамика популяции.

Экологические взаимоотношения организмов.

Типы экологических взаимодействий.

Конкурентные взаимодействия.

Хищничество.

Паразитизм и болезни.

Организация и экология сообществ.

Структура сообществ.

Продуктивность. Потоки энергии и вещества.

Круговорот веществ в экосистеме.

Экологические сукцессии.

Антропогенное воздействие на биосферу.

Современное состояние природной среды.

Атмосфера.

Почва.

Вода.

Радиация в биосфере.

Экологические проблемы в биосфере.

Охраняемые территории Мурманской области.

Заповедники.

Заказники.

Охраняемые растения и животные.

Окружающая среда и здоровье человека.

Химическое загрязнение среды и здоровье человека.

Биологическое загрязнение и здоровье.

Влияние звуков на человека.

Погода и самочувствие человека.

Питание и здоровье человека.

Ландшафт как фактор здоровья человека.

Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

3

1

1

1

4

1

1

1

1

3

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

Название раздела, темы.

Колич. часов

Введение.

1

1

Что изучает экология?

Антропогенное воздействие на биосферу.

4

2

Современное состояние природной среды.

3

Загрязнение атмосферы, почвы, воды.

4

Радиация. Компьютеры и здоровье.

5

Экологические проблемы биосферы.

Окружающая среда и здоровье человека.

6

6

Химическое загрязнение среды. Препараты бытовой химии.

7

Влияние звуков на человека.

8

Погода и самочуствие человека.

9

Питание и здоровье человека.

10

Ландшафт как фактор здоровья.

11

Проблемы бытового мусора.

Экология квартиры

4

12

Строительные материалы.

13

Интерьер.

14

Растения и животные.

15

Препараты бытовой химии и их безопасное использование.

Производственная среда и профессиональные заболевания.

2

16

Метеорологические условия производства.

17

Ионизирующие и электромагнитные излучения. Воздействия токсических веществ.

Литература:

  1. "Экология. 9 класс"; Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин; Издательский дом "Дрофа", 1995г.

  2. "Экология России. 9-11 класс"; Б.М.Миркин, Л.Г.Наумов; Москва "Устойчивый мир", 1999г.

  3. «Элективные курсы. Экология. 9 класс» М.В.Высоцкая;

  4. Волгоград, «Учитель», 2007г.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка нормативно правовая база для составления рабочей программы

    Пояснительная записка
    Приказ Минобразования России “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 5 марта 2004 г.
  2. Пояснительная записка «Сказкотерапия» Для класса кро (35 часов)

    Пояснительная записка
    В функции психолога коррекционной школы входит коррекция личностной сферы детей. В последнее время появилось новое оригинальное направление работы психолога в области эмоционально-личностной коррекции – сказкотерапия.
  3. Пояснительная записка Литература 8 класс очно заочной формы обучения

    Пояснительная записка
    Рабочая учебная программа по литературе составлена для МОУ Кольской открытой (сменной) общеобразовательной школы на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства
  4. Пояснительная записка. Профильная смена «Экологическая тропа» Основное содержание программы экологической (третьей) смены летнего пришкольного лагеря

    Пояснительная записка
    В пришкольном лагере учащиеся смогут овладеть практическими навыками по уходу за цветами, работа в лагере позволит также практически применять знания законодательства об охране природы, понять значение тех или иных объектов живой
  5. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:

Другие похожие документы..