Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Мне хотелось бы выразить здесь свою признательность всем, кто оказывал мне помощь и содействие в написании и публикации этой книги. Отдельные ее част...полностью>>
'Документ'
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), расположенная по адресу: 109147, Москва, ул. Таганская, 3...полностью>>
'Обзор'
Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществля...полностью>>
'Документ'
Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художест...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шилокшанская основная общеобразовательная школа

Утверждаю:

Директор школы: Мусатова Л.В.

Приказ № 22 от 31.03.2011 года

Программа

духовно-нравственного воспитания школьников

« Моя малая Родина»

с. Шилокша

Программа

Духовно-нравственного воспитания школьников

на 2008-2012 год

(с изменениями от 2010,2011 года)

Паспорт программы

Наименование программы: «Моя малая Родина»

Основание для разработки: Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989г., Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы», с Комплексной областной целевой программой развития образования в Нижегородской области на2006-2010 годы,с комплексно - целевой программой по духовно- нравственному воспитанию Кулебакского района на 2006-2010 годы,Уставом школы .

Разработчик программы: Фролова Н.В., заместитель директора по ВР МБОУ Шилокшанской ООШ Кулебакского района Нижегородской области,учитель английского языка .

Цель программы: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения учащихся в социально – значимую деятельность.

Сроки реализации программы: 2008-2012 годы.

Организация контроля: контроль реализации программы осуществляет

педсовет

Пояснительная записка

Школьная воспитательная программа «Моя малая Родина»на 2008 – 2012 годы (далее именуется – Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989г., Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы», с Комплексной областной целевой программой развития образования в Нижегородской области на2006-2010 годы,с комплексно - целевой программой по духовно- нравственному воспитанию Кулебакского района на 2006-2010 годы,Уставом школы .

Реализация Программы будет способствовать формированию у детей потребности в социально значимой деятельности, которая включает в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение, при котором учитель - духовный посредник между обществом и ребенком в освоении духовной культуры, накопленной человечеством.

Программа направлена на преодоление кризисных явлений в со­циальной сфере, а также стабилизацию духовно-нравственной си­туации в семье и школе, обеспечению преемственности воспита­тельных мероприятии. Программа направлена на координацию педагогической и просветительской деятельности семьи и школы и социума. В Программе определены основные пути развития системы духовно-нравственноговоспитания , обозначен комплекс мер по обеспечению взаимо­действия в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Отношение к социально – значимой деятельности рассматривается в Программе как один из главных показателей системы духовно-нравственных ценностей человека. Комплекс мероприятий Программы обеспечивает воспитание активной жизненной позиции, опыта творческого и культурного самоопределения у детей и подростков, формирование у учащихся, готовности к осознанному выбору будущей профессии, к самосовершенствованию

 

Программа рассчитана на 5 лет и предполагает участие всех учащихся основной школы с 1 по 9 класс ,реализуется на базе образовательного учреждения,а также других учреждений села(воскресная школа,клуб, с\библиотека)

  1. Анализ социально – педагогической ситуации

В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обуслов­ленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социо­культурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпри­нимаемые на федеральном и региональном уровнях.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки заменить традиционные ценности на новые «демократические» лишь усиливают негативные явления в социальной сфере. Достижение стабильности и устойчивого развития страны возможно только при возрождении культурной традиции, базо­вых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство и создавалась великая русская культура.

Задачу возрождения духовности необходимо решать немедленно, и начинать следует с воспитания детей. Педагоги должны способствовать самоопределению подростка в области культуры, формированию его социальной зрелости, выработке жизненной позиции. Где же ребята могут найти ответы на интересующие их вопросы, как не в школе, ведь именно в ней они проводят большую часть своей жизни, именно в школе подростки получают первый жизненный опыт? О значении школы и духовно-нравственного воспитания в деле сохранения русской культуры сегодня говорят со всех трибун. Как можно в условиях современной школы делать пусть не всегда заметную в масштабах России, но крайне важную работу по воспитанию в молодом поколении любви к русскому языку, русской культуре и русским традициям? Совершенно очевидно, что в воспитательном процессе должны быть сменены приоритеты: духовно-нравственное воспитание должно стать стержнем формирования нравственной личности гражданина России. А это неизбежно приводит к необходимости активного сотрудничества школы, семьи и Православной Церкви. Систематическое духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения должно опираться на общественные нравственные ценности и отечественные традиции духовно-нравственного воспитания.

Образовательное пространство школы имеет опыт работы в духовно-нравственном направлении.

В 2002 ,на основании опыта российских школ, по просьбам родителей,в нашей школе открылся культурологический курс «ОПК».Первое,что мы сделали для этого – провели анкетирование родителей и собрали с них заявления. Анкеты показали,что родители готовы оказать моральную и материальную поддержку школе,т.е они помогли в приобретении учебников и методической литературы. Большую помощь в комплектовании УМК оказало нам Кулебакское Благочиние.

Подготовительные курсы по преподаванию ОПК прошла учительница начальных классов Мишенькина В.А.в Нижнем Новгороде. Курс ОПК был введён факультативно и как кружок для детей начальной школы.

Первые 4 года мы занимались по программе отца Киприана (Ященко),но2 года назад познакомились с программой А.В.Бородиной. Целью её программы является духовно- нравственное и патриотическое воспитание,сохранение культурного наследия русского народа, творческое и художественно – эстетическое развитие детей.

Внимательно изучив данный УМК,мы решили перейти на него.

На занятиях ребята узнают о роли православия в отечественной культуре, тем самым расширяя и углубляя свои знания об окружающем их мире. Занятия проходят в форме бесед, презентаций, экскурсий, просмотра видеофильмов, творческих мастерских.

В школьной медиатеке собран неплохой материал для использования на занятиях.

Если бы мы ограничивались только урочной системой преподавания духовно- нравственных аспектов нашей культуры, то о достижении каких- либо результатов воспитания говорить было бы нельзя. Поэтому мы тесно сотрудничаем с воскресной школой. Здесь наши дети (около 50человек) получают дополнительное образование по хоровому пению,театральному искусству, занимются по классу фортепьяно. Совместно проводятся традиционные праздники Рождества,Пасхи,Масленицы и др.

Дети участвуют и побеждают в областных и районных конкурсах по основам православной культуры,по истории родного края.

Но ситуацию в школе, в социуме нельзя назвать до конца благополучной,а воспитательный процесс эффективным. Так как имеют место в среде детей проявления безразличия к школьной жизни,неуважение к старшим (педагогам,родителям),конфликтные ситуации в классных коллективах,проблемы в семейном воспитании,материальные ценности превалируют над духовными

2008 году в школе назрела необходимость систематизации и совершенствования работы по духовно- нравственному воспитанию школьников составления программы по этому направлению.

Концептуальные основы программы

. Целевая ус­тановка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-об­щественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то вос­питательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традици­онно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкрет­ного общества, но постепенно средства и способы организации ста­новятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей ново­го круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эф­фективное функционирование новых форм воспроизводящей деятель­ности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто , делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества пос­тоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложив­шихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретичес­кое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воз­действия на процесс развития, искажения его подлинной человечес­кой природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребен­ка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществле­ния, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использова­ния.

Для коллектива нашей школы воспитание это-целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой индивидуальности,обеспечение роста и совершенствования духовно-нравственных и творческих сил этого человека,через построение общественно – значимой деятельности

Исходя из этих понятий коллектив образовательного учреждения определяет главную воспитательную цель : формирование высоконравственной, духовно- богатой личности.

Ставятся следующие задачи:

1. Формировать у ребёнка потребности в самопознании,саморазвитии,всамосовершенствовании

2.Помочь ребёнку в усвоении и принятии общечеловеческий ценностей

3.Формировать у ребёнка потребность в активном и ответственном участии в общественной жизни

Воспитание строится на следующих принципах

1.индивидуально –личностного развития

2.нравственного примера педагога

3.принцип социальной активности

4. принцип проблемности

5. принцип целостности воспитательного процесса

6. принцип единства образовательной и воспитательной среды

Основными направлениями воспитательной деятельности являются:

Ученик и его семья

Ученик и его школьный коллектив

Ученик и природа

Ученик и замечательные люди

Ученик и его Родина – главные ценности ,на которых базируется все развитие ребёнка.

Основными способами достижения поставленных целей являются:

коллективно-творческие дела,

исследовательские и проектные социально- значимые технологии,

взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности

Содержание программы:

Основу содержания составляют 4 воспитательных пространства, одно из которых, в свою очередь, объединяет ещё 4 подпространства, в которых происходит основное развитие ребёнка,где он накапливает свой жизненный опыт,где он

усваивает основные общечеловеческие ценности.

Содержание представлено в виде воспитательных пространств:

1 пространство – « Я и моя семья»

Основная задача: формирование у ребёнка понимания значимости семьи в жизни любого человека.

Следующая задача: педагогическая поддержка семьи в деле духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Прогнозируемй результат: устойчиво –позитивное отношение учащихся к семейным ценностям

А также: педагогическая родительская культура

2 пространство – « Я и мой класс»

Основная задача:создание условий для самоутверждения личности в коллективе

Прогнозируемый результат:высокий уровень социальной адаптированности,активности,автономности и нравственной воспитанности учащихся

жизнь по правилам «нравственного кодекса класса»

3 пространство: « Я и моя школа»

Основная задача: создание условий для установления между детьми развёрнутых типов отношений

Следующая : развитие творческой активности детей

Прогнозируемый результат: высокий уровень воспитанности

Высокий уровень творческой активности детей

4 пространство – « Я и мир вокруг»

Основная задача: формирование у ребёнка внутренней пот ребности в самопознании саморазвитии и самосовершенствовании на благо себя , на благо других людей,на благо общества.

Прогнозируемый результат: высокий уровень личностного роста детей

Подпространства:

« Я и мир вокруг» -это « Я и природа»

« Я и замечательные люди»

« Я и моё село»

« Я и моя страна»

«Я и моя природа»

Задача: воспитание духовно- нравственных качеств посредством красоты первозданной природы,заботы о ней.

«Я и замечательные люди»

Задача: воспитание духовно- нравственных качеств на примере замечательных личностей


« Я и моё село»

Задача: воспитание духовно- нравственных качеств на основе изучения истории ,традиций своего села, а также заботы о нем

« Я и моя страна»

Задача: воспитание чувства патриотизма на основе изучения истории ,традиций своей страны и социально –значимой деятельности для неё.

Механизм реализации программы

Механизм реализации программы происходит в трёх плоскостях:

Учебный процесс, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность.

Учебный процесс включает в себя все предметы духовно - нравственной направленности,это « русский язык и литература»

- «гражданское образование в начальной школе»

« обществознание»

« история России»

« религии России»

« мировая художественная культура»

« экология»

« музыка»

« изобразительное искусство»

« технология»

« физическая культура»

Внеурочная деятельность кроме того, что она вмещает в себя занятия ребят в факультативах, кружках духовно – нравственного направления, такие как:

« основы православной культуры», « летопись родного края», « рукоделие»,

« всезнайка», она интегрирует во внешкольную деятельность и идёт по трём направлениям :

1 направление – целенаправленная воспитательная деятельность, в форме

классных часов, мероприятий, праздников ,бесед, встреч ,круглых столов и т.д.,которое переходит во

2 направление- социально- значимое дело (проект),который в свою очередь выливается в результат в виде

3 направления- ключевого дело,где подводятся итоги воспитательной деятельности по главному направлению ( по воспитательному пространству)

на определённых этапах .

Механизм реализации

Учебный процесс

Внеурочная деятельность

Внешкольная

деятельность

Учебные предметы духовно- нравственного направления:

« русский язык и литература»

- «гражданское образование в начальной школе»

«обществознание»

история России»

«религии России»

«мировая художественная культура»

«экология»

музыка»

изобразительное искусство»

«технология»

«физическая культура»

Факультативы

Кружки

« основы православной культуры»,

« летопись родного края»,

« рукоделие»,

« всезнайка»

мероприятия,

соревнования,

конкурсы

Совместные мероприятия

с детским садом

с воскресной школой

с с\ клубом

с с\ библиотекой

Внеурочная и внешкольная деятельность

Целенаправленная воспитательная деятельность

Главный проект

Ключевое дело

Я и моя семья

ТКЧ «откуда начинается мой род»

«моя семья в фотографиях и воспоминаниях», « традиции нашей семьи» и т.д

Спортивные состязания

Походы выходного дня,

Праздники

Родительские лектории,

Собрания,консультации

Встречи с батюшкой

«Семейное древо»

День матери

День Семьи

Я и мой класс

Организация самоуправления

Классные собрания

Праздники

Походы

тренинги

« Самый лучший класс»

« Родословная моего класса»

«День детства»

Я и моя школа

Общешкольные традиционные дела

история школы

Юбилей школы

Я и мир вокруг:

Я и природа

Я и замечательные люди

Я и моё село

Я и моя страна

Праздник осени

Экскурсии в лес, луга, на поля

Бал весенних цветов

Новогодние ёлки

Фотовыставки о природе

Конкурсы рисунков

Встречи с

замечательными людьми

Конкур исследовательских работ

КЧ « Твой герой рядом

ЕКЧ « военная летопись моего села

Экскурсия « тропами святых источников»

Конкурс фото о селе

Конкурс рисунков о селе

ЕКЧ «Россия – родина моя»

ЕКЧ « Молодёжь в истории страны»

ЕКЧ «Армия и флот – России оплот»

ЕКЧ « Судьба женщины -судьба Росси»

ЕКЧ « Судьба природы - наша судьба»

ЕКЧ « Военная летопись страны»

« чистая река»

«ЖЗЛ»

«Вот эта улица, вот этот дом»

«история сельской церкви»

«История с\хояйственной и иной деятельности селя»

«сельский фольклор»

« простой народный говор»

« И тихая речушка без названья…»

« Всяких дел мастера»

Экоакция « моё чистое село»

«Я – гражданин России»

Праздник Троицы

Предметные недели

Праздник села

День народного Единства

День независимости

Мониторинг воспитательного процесса

Направление

задача

Прогнозируемый

результат

диагностика

Я и моя семья

Формирование у ребёнка значимости семьи в жизни любого человека

Педагогическая поддержка семьи

Устойчиво -позитивное отношение к семейным ценностям

Личностный рост

Посещаемость родителями педлекториев

Я и мой класс

Создание условий

Для самоутверждения личности в коллективе

Высокий уровень социальной адаптированности,активности,автономности и нравственной воспитанности

Методика

М.И. Рожкова

«Изучение социализированности личности учащихся»

Я и моя школа

Создание условий для установления между детьми развёрнутых типов отношений

Высокий уровень воспитанности

Высокий уровень активности в делах школы

Методика Капустиной

« Качества личности»

« Система ценностных ориентаций»

Я и мир вокруг

Формирование у ребёнка внутренней потребности в самопознании,саморазвитии и самосовершенствовании на благо себя и на благо других людей

Высокий уровень личностного роста учащихся

Личностный рост



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приказ №22 от 31 08. 2010 г. Администрации Целинского района Г. Д. Яценко

    Образовательная программа
    Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
  2. Программа формирования ууд программа отдельных предметов, курсов и внеурочной деятельности. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

    Программа
    Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы, дополняет традиционное
  3. О. А. Председатель Совета > Н. Ю. Гусакова Приказ №45-1 от 11. 03. 2011 г. Программа

    Программа
    4 Базовая школа. Сетевое взаимодействие базовых школ (включая мероприятия по активизации использования ресурсов, полученных базовыми школами в период реализации КПМО).
  4. Приказ №102-у от 28. 03. 2011 Основная образовательная программа начального общего образования гоу школы №571 с углубленным изучением английского языка

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования (далее - Программа) ГОУ СОШ № 571 с углубленным изучением английского языка рассматривается нами как основной «инструмент» реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта.
  5. Приказ №63 от 17 марта 2011 г основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №15

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МБОУСОШ № 15 разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной

Другие похожие документы..