Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Меня как пастора и врача прихожане часто спрашивают: «Как относится к тому или иному методу нетрадиционной медицины? Какие методы приемлемы, а какие ...полностью>>
'Документ'
Еще со школы известно, что в середине 9 века по «Повести временных лет» - в 859 году скандинавские викинги – варяги сумели обложить данью огромную те...полностью>>
'Документ'
Здійснюючи підприємницьку діяльність, підприємства неминуче використовують залучені кошти, утворюючи борги. Боргові зобов’язання підтверджують права ...полностью>>
'Лекция'
Информатика как научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства объективной (научной) информации, закономерности и технологии её функциониро...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Благовещенский государственный

педагогический университет

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УМК

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Благовещенск 2010

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Благовещенский государственный

педагогический университет

Н.Б.Островская

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Теория и методика воспитания»

по специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Благовещенск 2010

ББК 74.00 Я 73

О – 77

Островская Н.Б. Теория и методика воспитания: учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика воспитания» для студентов, обучающихся по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» /сост.: Н. Б. Островская – Благовещенск: БГПУ, 2010. – 124с.

В учебно-методическом комплексе раскрыты основные вопросы дисциплины «Теория и методика воспитания». Особое внимание уделяется ознакомлению с основными разделами курса, приобретению навыков педагогического мышления, развитию умений различными методами, формами воспитания применяющихся на практике и пр. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очных и заочных отделений учреждений высшего профессионального образования.

Рецензенты: ст. преп. каф. пед. БГПУ И.В. Пономарева,

канд. психол. наук, зав. лаб. психол. исслед. АмГУ Н.А.Кора

© Островская Н.Б., 2010

© Благовещенский государственный

педагогический университет, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ» 5

2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ» 7

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 19

3. 1. Воспитание как педагогическое явление; сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. 19

3. 2. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Факторы воспитания. Движущие силы воспитания. 20

3. 3. Цель воспитания. Базовая культура личности. 24

3. 4. Закономерности и принципы воспитания 27

3. 5. Методы воспитания и их классификация 29

3. 6. Формы воспитания. 33

3. 7. Приемы воспитания. 43

3. 8. Средства воспитания и их классификация 43

3. 9. Нравственное воспитание школьников. 45

3. 10. Эстетическое воспитание школьников 50

3. 11. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни 51

3. 12. Гражданское патриотическое воспитание школьников 54

3. 13. Ученический коллектив как объект и субъект воспитания 56

3. 14. Функции и основные направления деятельности классного руководителя 58

3. 15. Педагогическое взаимодействие 60

3.16. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры 61

межнационального общения. 61

3. 17. Педагогика досуга 64

3. 18. Понятие о воспитательных системах 65

3. 19. Современные концепции воспитания 66

3. 20. Педагогика сотрудничества 69

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 71

5. ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 75

6. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ (САМОКОНТРОЛЯ) УСВОЕННОГО МАТЕРИАЛА 105

6. 1. Самостоятельная работа студентов. Инвариативные задания (выполнение обязательно для всех) 105

6. 2. Вопросы к зачету по курсу «Теория и методика воспитания» 107

6. 3. Вопросы к экзамену по курсу «Теория и методика воспитания» 108

6. 4. Примеры тестовых заданий 111

7. Глоссарий 118

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРА 123

ПРИЛОЖЕНИЯ 125

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ»

ДПП.Ф.19

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

270 ч.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Благовещенский государственный

педагогический университет

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

УМК

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

ГОУ ВПО БГПУ

_________________ Ю.В. Малиновский

« 7 » сентября 2010 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

(по специальности 050706.65 «Педагогика и психология»)

Принята

на заседании кафедры педагогики

(протокол № 12 от « 28 » июня 2010 г.)

Зав. кафедрой _____________ Карнаух Н.В.

« 28 » июня 2010 г.

Благовещенск 2010

2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ»

Пояснительная записка

Пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данная дисциплина относится к блоку ДПП.Ф.20

Задачи курса:

Образовательные:

– предъявление студентам целостных знаний о педагогических объектах, явлениях, процессах на основе междисциплинарных подходов, вариативности трактовки, системного видения;

– развитие умения структурировать педагогическую информацию разного плана, включать ее в систему уже имеющихся знаний;

– достижение студентами соответствующего уровня профессионально-педагогической компетентности, позволяющей интегрировать теоретические знания, практические умения и профессионально-значимые качества.

Воспитательные:

– формирование реалистичного взгляда на социально-педагогическую действительность, готовности к встрече с противоречиями профессиональной действительности;

– стимулирование рефлексии по отношению к своей деятельности, развития на этой основе потребности к самосовершенствованию;

– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека.

В содержание курса входит рассмотрение вопросов культурно-исторического характера, становление и развитие воспитательной системы и педагогических концепций. Образование представлено как важнейшая сфера духовной деятельности.

В основу построения курса положены прогрессивные идеи и направления современной педагогики: идеи целостности педагогической деятельности, гуманистические идеи педагогической науки, направление культурологического подхода в образовании.

В результате изучения курса студент должен знать:

  • назначение курса и его основные понятия;

  • сущность основополагающих педагогических теорий в отечественной и зарубежной педагогике;

  • современные тенденции воспитания;

  • возрастные, индивидуальные особенности человека как субъекта образовательного процесса, факторы его развития;

  • закономерности общения и способы управления индивидом и группой.

Должен уметь:

  • ориентироваться в многообразных подходах к проблеме воспитания;

  • ставить цели и задачи воспитания, подбирать содержание, формы и методы воспитания;

  • проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать воспитательный процесс;

  • строить взаимоотношения с индивидом в группе;

  • вести документацию классного руководителя;

  • применять теоретические знания на практике.

Данный курс обеспечивает межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как «Философия», «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Основы общей педагогики», «Культурология».

Программный курс предусматривает чтение лекций, проведение семинарских, практических занятий.

Освоение курса предполагает помимо посещений лекций и семинарских занятий, выполнение домашних заданий. Задания могут быть выполнены в форме реферата, сообщения, эссе, аннотации статей и др. В курсе также отводится место и для самостоятельной работы студентов. Контроль за самостоятельной работой осуществляется как на занятиях, так и во внеаудиторное время.

Курс «Теория и методика воспитательной работы» общим объемом 136 часов изучается на 1 курсе в течение 2-х семестров. Первый семестр завершается зачетом, второй – экзаменом.

Обязательным условием допуска студента к экзамену является его участие в аудиторных формах работы, выполнение домашней работы и всего объема самостоятельных заданий.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Трудоемкость

Всего ауд.

Лекции

Семинары

СРС

1.

I семестр

Воспитание как педагогическое явление; сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

8

4

4

-

4

2.

Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Факторы воспитания. Движущие силы воспитания.

8

4

4

-

4

3.

Цель воспитания. Базовая культура личности.

12

6

4

2

6

4.

Закономерности и принципы воспитания.

16

8

6

4

8

5.

Методы воспитания и их классификация.

28

14

8

6

14

6.

Формы воспитания.

24

12

6

6

12

7.

Приемы воспитания и их применение в зависимости от возраста и ситуации.

16

8

4

4

8

8.

Средства воспитания и их классификация.

8

4

2

2

4

9.

Нравственное воспитание.

16

8

4

4

8

10.

Эстетическое воспитание.

8

4

2

2

4

11.

II семестр

Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.

12

6

4

2

6

12.

Гражданское и патриотическое воспитание школьников.

18

8

4

4

8

13.

Ученический коллектив как объект и субъект воспитания.

8

4

2

-

4

14.

Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

24

12

6

6

12

15.

Педагогическое взаимодействие.

28

14

6

8

14

16.

Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения.

16

8

4

4

8

17.

Педагогика досуга.

8

4

4

-

4

18.

Понятие о воспитательных системах.

4

2

2

-

2

19.

Современные концепции воспитания.

4

2

2

-

2

20.

Педагогика сотрудничества.

8

4

2

2

4

Всего часов:

270

136

80

56

134

Содержание



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ работы моу «Гимназия №1» за 2010-2011 учебный год

    Анализ
    Приведенный выше анализ научно-методического сопровождения Программы развития гимназии позволяет определить следующие задачи на 2011-2012 учебный год. 6
  2. Тема и задачи образовательного учреждения. 3

    Документ
    В 2009-2010 учебном году педагогический коллектив школы работал над проблемой: «Гуманизация, универсализация и модернизация образования, через здоровьесберегающие технологии, как основополагающий фактор социального развития общества».
  3. Анализ итогов работы педагогического коллектива за 2007-2008 г. В 2007-2008 учебном год

    Анализ
    В 2007-2008 учебном году педагогический коллектив школы работал над проблемой: «Гуманизация, универсализация и модернизация образования как основополагающий фактор социального развития общества».
  4. Публичный доклад об итогах деятельности (2)

    Доклад
    В 2008-2009 учебном году педагогический коллектив школы работал над проблемой: «Гуманизация, универсализация и модернизация образования, как основополагающий фактор социального развития общества».
  5. Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс введение в научно-исследовательскую

    Учебно-методический комплекс
    Луценко О. А. Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов: учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» (блок ОПД.

Другие похожие документы..