Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса и ...полностью>>
'Документ'
Українська мова є державною мовою України, що перед­бачає її пріоритетне використання в усіх сферах суспільного життя. Знання цієї мови дає змогу учн...полностью>>
'Документ'
Регулировка радиоаппаратуры, получение требуемых параметров невозмож­ны без применения измерительных приборов различного назначения. Поэтому понятен ...полностью>>
'Документ'
Сельскохозяйственными товаропроизводителями района несмотря на сложные погодные условия, экономический кризис, получили урожай зерновых культур –248,...полностью>>

Главная > Урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Класс: 5.

Дата:

Тема раздела: Швейные материалы

Тема урока: Классификация текстильных волокон

Цели урока:

1. Познакомить с классификацией текстильных волокон, с видами тканей из растительных волокон и их свойствами; выбором тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств, их влиянием на самочувствие человека; развивать навыки анализа и сравнения.

2. Развивать умение определять виды и свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

3. Содействовать воспитанию внимательности, привитию эстетического вкуса и экономического мышления (ознакомление с регионами возделывания и выращивания различных растительных культур)

Методическое оснащение урока:

  1. Материально – техническая база:

    • кабинет ТО;

    • инструменты, приспособления: лупы, ножницы, цветная бумага, клей.

    • материалы: образцы х/б и льняной ткани

  1. Дидактическое обеспечение:

  • учебник п. 1;

  • рабочая тетрадь;

  • дополнительная литература (словари, справочники): Барылкина Л.П. – стр. 50-58; Бобунова И. В. – стр. 7-15; Голондарева Н.Б.(1) - стр. 12-21; домоводство – 89-104; Кожина – п. 12; Перова Е.Н. – стр. 32-41; Сасова И.А. 5 - стр. 111-116; методика Симоненко – стр. 13-15; Скопцова М.И. – стр. 6-12; Чернякова В.Н. – стр. 32-43; швейное дело 5-6 – стр. 28-40; 137-152;

  • наглядные пособия коллекций «Хлопок», «Лен», «Текстильные волокна», макет полотняного переплетения;

  • учебно-техническая документация (УТД):

  • инструкционные карты (ИК) с лабораторно-практическими работами

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, эксперимент, наблюдение, лабораторная работа

Объект труда: образцы тканей

Словарная работа: материаловедение, волокно (натуральное, химическое), гигроскопичность, хлопчатник, хлопчатобумажные и льняные ткани, лен, пряжа, прядение, нити основы и утка, готовая ткань, лицевая сторона ткани, полотняное переплетение

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент

  • приветствие;

  • контроль посещаемости;

  • заполнение учителем классного журнала;

  • проверка рабочей одежды и готовности к занятию;

  • настрой учащихся на работу;

  • доведение до учащихся плана урока.

  1. Изложение нового материала

- Ткань – это материал, с которым вы сталкиваетесь ежедневно.

- Как вы думаете, какой материал мягче – ткань или бумага? Какой из этих материалов прочнее?

- Чтобы правильно изготовить изделие, правильно его эксплуатировать и ухаживать, необходимо знать элементы материаловедения.

Швейное материаловедение – изучает строение и свойства материалов.

Классификация текстильных волокон

Волокно

Натуральные – волокна, существующие в природе

Химические – волокна, изготавливаемые на заводе


растительные

животные


Лен – стебель растения (лубяные)

Шерсть


Шелк


Хлопок – пушистые волоски, покрывающие семена растений (семенные)


Кенаф, конопля, джут – стебель растения (лубяные)


минеральные

асбест


Асбестовые волокна и ткани обладают стойкостью к высоким тем­пературам. До наших дней дошла следующая история. Когда Петр I посетил уральского заводчика и землевладельца Демидова, тот угостил его хоро­шим обедом. Стол был застелен чудесной белоснежной скатертью. После того, как Демидов пролил на скатерть соус, гость отругал его за неловкость, ему жаль было скатерти. Хозяин приказал слугам убрать приборы, скомкал скатерть и бросил ее в огонь, чем заслужил еще боль­ший гнев царя. Тогда Демидов кочергой достал скатерть, расстелил ее на столе. Она была целой, такой же белоснежной без пятна, так как соус сгорел. Петр остался доволен приемом, так как сам любил подоб­ные шутки.

- А сейчас давайте отгадаем загадки:

Голубой глазок, золотой стебелек,

Скромный на вид, на весь мир знаменит,

Кормит, одевает и дом украшает.

- В высоком дворце маленькие ларцы,

Кто их открывает, белое золото добывает

- Как вы думаете, о чем речь пойдет дальше. Правильно, конечно, о хлопке и о льне.

Виды растительных волокон

Хлопок получают из растений хлопчатника — это одно из древнейших растений, его начали возделывать 4000 лет назад. Наибольшие посевные площади хлопчатника находятся в Ин­дии, США, Китае, Египте. После цветения хлопчатника образуется коробочка, внутри которой находятся семена, покрытые тонкими волокнами хлопка в виде волосков. В период созревания коробочка раскрывается, и из нее пушистой массой выходит волокно хлопка.

Эти волокна обычно белые, но существуют сорта хлопчатника с волокнами бежевого, зеленоватого и других цветов. Чем длиннее и тоньше волокно хлопчатника (длина от 6—52 мм), тем оно ценнее из: коротковолокнистого хлопка – получают пушистую пряжу для изготовления байки, фланели; средневолокнистого - ситец, сатин; тонковолокнистого - выра­батывают тонкие ткани — батис­т, маркизет и др.

Хлопок собирают хлопкоуборочными машинами, сортируют и упаковывают в кипы. Собранный хлопок поступает на хлопкоочистительные заводы для первичной обработки, где волокна разрыхляют, очищают от сора, расчесывают, вытягивают в тонкую ровную ленту – ровницу. Затем волокно поступает на прядильную фабрику.

Волокна хлопка горят желтым пламенем и сгорают полностью, образуя серый пепел, имеет запах жженой бумаги

Лен известен человеку с дав­них пор. В настоящее время лен возделывается во многих странах мира: в России, Египте, Турции, Индии, США, Аргентине и др.

Для получения волокон выращивают специальный вид льна – лен-долгунец. Это однолетнее травянистое растение с одиночным прямым неветвящимся стеблем высотой до 150 см и диаметром 1-2 мм.

Лен-кудряш – имеет ветвящиеся стебли и низкий рост. Дает много семян, содержание льняного масла в которых достигает 52 %, но волокна его низкого качества.

Лен-межеумок – стоит по своим качествам между долгунцом и кудряшом.

Цвет льняных волокон — от светло-серого до темно-се­рого.

Лен убирают льнокомбайнами и теребильными машинами. От стеблей отделяют семенные коробочки. Такие стебли называют льняной соломой. Льняную солому связывают в снопы и отправляют на специальные фабрики, где она проходит первичную обработку — ее мочат, сушат, мнут, треплют. Это делается для того, чтобы удалить плотные наружные части стеблей. После трепания льна получается очищенное льняное волокно, которое поступает на прядиль­ные фабрики.

Горит лен также как и хлопок.

Для изучения свойств и видов хлопчатобумажных и льняных тканей проводится лабораторно-практическая работа №1

До сведения учащихся необходимо довести, что одежда из натуральных, хлопчатобумажных или шелковых волокон впи­тывает влагу и выводит ее из тела человека во внешнюю среду, воздухопро­ницаемая, но натуральные волокна дороги и природные ресурсы их произ­водства ограничены. Перед учащимися встает проблема, вытекающая из противоречия: с одной стороны, гигиенические, эстетические, эксплуатаци­онные, экономические требования к одежде, с другой стороны - отсутствие реальных возможностей обеспечить все население страны натуральным шелком, хлопком. Таким образом, школьники должны принять активное участие в поиске оптимального компромисса между потребностями челове­ка и возможностями разумного природопользования. Он лежит в области создания использования смесовых тканей. Такие ткани обладают всеми достоинствами натуральных и синтетических тканей (гигроскопичность, воздухопроницаемость, малая сминаемость, небольшая усадка после стирки, прочность, износоустойчивость).

Виды хлопчатобумажных и льняных тканей

Чтобы познакомить с ассортиментом тканей, на каждый стол дать набор тканей, сшитых между собой в виде альбомчика. Образцы пронумеровать. В набор должны входить несколько видов хлопчатобумажных и льняных тканей.

Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя находят названную ткань, например ситец, говорят её номер и объясняют, для изготовления каких изделий её можно использовать. Иногда учитель называет номер ткани, под которым она значиться, и предлагает рассказать, как она называется и что можно из неё изготовить. Можно предложить выбрать ткани, из которых можно изготовить определённое изделие (фартук, платье, юбку).

Виды хлопчатобумажных и льняных тканей, их свойства

Ткани

Положительные свойства

Отрицательные свойства

Виды тканей

Применение

Хлопчато-бумажные

Гигроскопичные (легко впитывают влагу), прочные, быстро высыхают, легко стираются, гладятся, хорошо пропускают воздух

Сильная сминаемость, усадка, нестойкость окраски

Ситец – пестрая ткань полотняного переплетения с набивным рисунком; сатин – ткань сатинового переплетения; бязь – ткань полотняного переплетения, она толще и плотнее, чем ситец; фланель – ткань с начесанным двухсторонним ворсом, вельвет

Постельное и столовое белье, бытовая одежда

Льняные

Гигроскопичные (легко впитывают влагу), прочные, быстро высыхают

Сильная сминаемость, осыпаемость, усадка, жесткость

Ткани бытового и технического назначения: скатерти, салфетки, полотенца; тик – плотная полосатая ткань

Постельное и столовое белье, бытовая одежда, скатерти

  1. Закрепление знаний учащихся

    1. Что изучает швейное материаловедение?

    2. Что называют волокном?

    3. На какие два вида делятся текстильные волокна?

    4. Какие волокна относятся к натуральным волокнам растительного происхождения?

    5. Что вы знаете о хлопке?

    6. Что вы знаете о льне?

  1. Физкультминутка

    1. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 секунд.

    2. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторять 6-8 раз.

    3. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, опустить книзу. Повернуть глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 6-8 раз.

  1. Лабораторно-практическая работа: Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей

5.1Вводный инструктаж

  • сообщение названия практической работы;

  • разъяснение задач практической работы;

  • ознакомление с объектом труда (образцом);

  • ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

  • ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);

  • предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

  • инструктаж по технике безопасности;

  • показ трудовых приемов работы (демонстрация).

5.2Самостоятельная работа учащихся

5.3 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

5.3.1Формирование новых умений:

  • проверка организованности начала работы учащихся;

  • проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

  • соблюдение правил ТБ, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

5.3.2 Усвоение новых знаний:

  • проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации (УТД);

  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

5.3.3 Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

  • рациональное использование учебного времени учащимися.

5.4 Заключительный инструктаж:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

  • разбор типичных ошибок учащимися;

  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

  • повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

  1. Подведение итогов урока учителем

  • сообщение учителя о достижении целей урока;

  • объективная оценка результатов учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;

  • сообщение о теме следующего урока;

  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

  1. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

учебник – элементы материаловедения, п. 1; принести лоскутки х/б и льняных тканей размером 5х5 см , лупу, рабочую форму, клей

  1. Уборка рабочих мест

Лабораторно – практическая работа

Определение хлопчатобумажных и льняных тканей

Оборудование: образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, лупа, толстая игла, тетрадь, таблица «Признаки определения хлопчатобумажных и

льняных тканей»

Порядок выполнения работы:

  1. Рассмотрите образцы, определите, у каких из них поверхность блестящая, а у каких матовая.

  2. Определите на ощупь гладкость поверхности и мягкость каждого образца.

  3. Определите растяжимость ткани.

  4. Выньте из образцов по одной нити. Рассмотрите в лупу и определите их гладкость.

  5. Разорвите каждую нить и рассмотрите вид её обрыва.

  6. Обобщив полученные данные, определите по таблице вид ткани каждого образца и впишите его в форму отчёта. Перенесите вторую таблицу в тетрадь и заполните ее. Приклейте образец ткани под соответствующим ему столбцом в форме отчета.

Признак вида ткани

Образцы

1-й

2-й

3-й

4-й

Блеск

Гладкость поверхности

Мягкость

Растяжимость

По основе

По утку

Гладкость

Вид обрыва нитей

Вид ткани

Место для образца

Таблица «Признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей»

Признаки

Ткань

Хлопок

Лён

Блеск

Матовая

Блестящая

Гладкость

Шероховатая

Гладкая

Мягкость

Мягкая

Жёсткая

Растяжимость:

по основе

по утку

Небольшая

Большая

Небольшая

Небольшая

Гладкость нитей

Пушистые

Гладкие

Вид обрыва нитей

В виде ватки

В виде кисточки

Толщина волокон

Тонкие

Толстые

Хлопок

Самым распространенным природным волокном, на­зываемым в народе «белым золотом», является хлопок, который произрастает в так называемом хлопковом поясе, охватывающем некоторые районы Китая, Индии, Пакистана, Средней Азии, Америки, Африки.

По традиционной версии хлопок - выходец из Египта. Мумия, относящаяся к периоду 2500 лет до н.э., была обернута в хлопковую ткань. Название ткани происходит от арабского "quoton".

Европа узнала о хлопке намного позже. Так, за 200 лет до н. э. греки покупали у индийских торговцев хлопчатобу­мажные ткани гангетикон, т. е. с реки Ганг, а римляне — ткани калико (из города Каликута). Ткани эти были очень дорогими и редкими.

О происхождении хлопка в Европе ходили самые фан­тастические рассказы. Более того, выпускались книги, в которых приводились рисунки «хлопковых овечек», даю­щих «хлопковую шерсть». В 1681 году Дюре выпустил кни­гу «История растений» с таким описанием хлопчатника — растительного барашка: «По виду он был похож на ягнен­ка, из его пупка рос стебель или корень, посредством которого этот зоофит или растение-животное придерживал­ся и связывался, подобно тыкве, с почвой на поверхности земли».

В Средней Азии хлопчатник также возделывался с древности. Здесь много солнца, а "дитя солнца", как называют хлопчатник, в пору цветения больше всего любит свет и тепло.

Бухарские купцы вместе с шелками и парчой везли хлопчатобумажные ткани в Царство Московское. Среди привозных тканей нередко упоминается бязь, которую в таджикско-персидских рукописях называют "базз" или "карбас" (от санскритского "карпасс" - хлопок).

На Руси хлопок-сырец становится известным в середи­не XV века, но долгое время, до начала XIX столетия, упо­требление его оставалось ничтожным.

Первые упоминания о промышленной обработке хлопка в России датированы XVI в. Сначала у нас окрашивали готовые миткали - хлопчатобумажные ткани полотняного переплетения, из которых после отбелки, крашения или набивки получается ситец. Собственного "бумагопрядения" в России не было долго, и пряжу ввозили из Астрахани и Бухары. Только в 1787г. купец Иван Каретников пустил фабрику по выработке миткалей и набивных ситцев. Основанная с высочайшего соизволения Екатерины II текстильная мануфактура в с. Тейково была первой во Владимирской губернии и послужила прототипом будущих ситцевых фабрик Иваново-Вознесенска.

Во второй половине XVII века при царе Алексее Михайловиче была предпринята попытка разводить хлопок под Москвой, оказавшаяся, конечно, безуспешной. Лишь в XIX веке в связи с освоением южных районов и успешным развитием хлопчатобумаж­ной промышленности, работавшей на привозном сырье, разведение хлопка в России становится предметом серьез­ного обсуждения в печати и практических усилий для его реализации.

В настоящее время наша страна не только полностью освободилась от импорта хлопка и хлопчатобумажных тка­ней, но и сама экспортирует высококачественный хлопок во многие страны мира.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на нок, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. Темы докладов и рефератов

    Доклад
    Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.
  2. Тема раздела (1)

    Урок
    Изгодина, А.К.Основы текстильного производства Пробное учебное пособие для учащихся 7-8 классов средней школы. Под ред. А.К.Изгородина.- М: «Просвещение» 1988
  3. Тема раздела (3)

    Документ
    Изучение сказок народов России: о животных, бытовых и волшебных. Знакомство с известными собирателями народных сказок. Анализ текста народной сказки. Освоение особенностей жанра народной сказки.
  4. Тема раздела (2)

    Урок
    – формирование представлений о развернутом угле, биссектрисе угла, геометрической фигуре – треугольнике, расстоянии между двумя точками и расстоянии от точки до прямой;
  5. Тема раздела (6)

    Урок
    1. Ознакомить с регуляторами натяжения верхней и нижней ниток, причинами возникновения и способами устране­ния дефектов машинной строчки; устройством и установкой ма­шинной иглы, правилами подбора машинной иглы и ниток в зави­симости

Другие похожие документы..