Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Утверждено: на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и права протокол № 8 от 19.04.07 г.; на заседании методической комиссии экономического и бухг...полностью>>
'Курсовая'
• Обучение по программам, сохраняющим основное содержание общеобразовательных школ, но учитывающим особенности учащихся с задержкой психического разв...полностью>>
'Календарно-тематический план'
4.2. Подготовка научно-исследовательских работ школьников на III Гомельскую научно-практическую конференцию школьников по математике, её приложениям и...полностью>>
'Курсовая'
Государственный финансовый контроль – неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное усло...полностью>>

Главная > Конспект

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

(ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ) ЦЕНТР г. Сочи

Конспекты занятий по профилактике алкоголизма

с элементами тренинга.

Тема: Алкоголь – мифы и реальность.

Цель: Предоставить учащимся необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания значения алкоголя.

Задачи:

  1. Раскрыть мотивы употребления алкоголя.

  2. Обсудить существующие мифы и показать какова же реальность.

  3. Показать, каково влияние алкоголя на организм человека.

Количество часов: 3 часа

Темы: 1. Понятие и природа алкоголя. Мотивы употребления.

2. Мифы об алкоголе и реальность.

3. Влияние алкоголя на организм.

Контингент: учащиеся 6-7 класса

Тема №1. Понятие и природа алкоголя. Мотивы употребления.

Изготавливать алкогольные напитки люди начали много тысяч лет назад. Виноделие зародилось в древнем Египте, когда люди обнаружили, что виноградный сок быстро скисает, но раз перебродив и став вином, долго сохраняется не портясь. Позднее вино стало играть важную роль в Римской католической церкви на всей территории Европы, поскольку оно использовалось при совершении таинства святого причастия. В период Возрождения вино стало непременным атрибутом жизни европейского общества. Его стали производить и продавать в больших количествах гильдии купцов, которые контролировали его изготовление. К 1300 году в Центральной Европе возникло пивоварение. В это время виноделие продолжало развиваться; многие сорта получили название того места, в котором их впервые произвели. Люди начали экспериментировать с употреблением различных видов спиртных напитков, и вскоре употребление алкоголя перешло из высоких мотивов в злоупотребление. И нам предстоит исследовать причины злоупотребления алкогольных напитков и осознать пагубное воздействие алкоголя, чтобы каждый из нас смог принять грамотное рациональное решение о том, следует ли употреблять этот наркотик.

Алкоголь – это наркотик, химическое вещество которое влияет на то, как функционирует организм. То, что он получил широкое распространение, не означает, что он безвреден. Этот изменяющий сознание человека наркотик, меняет химические реакции головного мозга и сказывается на мыслительных процессах человека, его ощущениях и на том, как он говорит и двигается. Многие из этих последствий опасны и могут привести к гибели.

Алкоголь является психоактивным веществом, содержащимся в напитках, таких, как пиво, вино, малоалкогольные напитки и крепкие спиртные напитки. После того, как человек выпил алкоголь, он всасывается непосредственно в кровяное русло из желудка и кишечника. Затем вместе с кровью он поступает в мозг. Достигнув мозга, алкоголь угнетает его работу или, другими словами, заставляет мозг работать более медленно.

Эффекты алкоголя

Небольшое количество алкоголя

— уменьшает способность четко мыслить и принимать решения

— приводит к тому, что люди чувствуют себя более смелыми, чем обычно, и идут на риск.

Большое количество алкоголя:

— снижает активность различных отделов мозга и нервной системы в целом

— вызывает головокружение

— снижает координацию

— снижает время реакции

— затрудняет речь, говорение, ходьбу

— является причиной смерти некоторых людей.

Как алкоголь влияет на поведение?

В дополнение к перечисленным эффектам алкоголя на человека он также может способствовать дракам, скандалам, насилию. Пьяные могут кричать, делать глупости. Могут совершать глупые или неприятные для других людей поступки.

Почему многие люди не пьют?

Многие люди никогда не пили или пили один раз в жизни. Ниже приведены причины, по которым многие люди навсегда отказываются от алкоголя:

— не правятся вкус алкоголя

— не нравится состояние алкогольного опьянения

— это не соответствует ценностям их семьи

— это не соответствует их религиозным убеждениям

— им нельзя портить спортивную форму

— не хотят казаться дураками, считают, что употребление алкоголя выглядит неприлично.

Факты об алкоголе.

Миф. Наилучший способ повысить настроение — это выпить алкоголь или принять наркотики.

Реальность. Алкоголь и наркотики производят временный эффект. Вместе с выводом алкоголя из организма уходит и хорошее настроение. Период хорошего настроения сменяется плохим настроением, которое обычно сопровождается депрессией, усталостью и тревогой. Наилучший способ поднять настроение - это естественные способы. Вот некоторые из них: физкультура, спорт, танцы, объятия, прикосновения, музыка, романтические чувства, молитвы, медитации, дружба, любовь.

Мотивы употребления и не употребления алкоголя

(работа строится в малых группах)

Задача 1. Как вы думаете, почему люди пьют и почему люди не пьют.

Некоторые мотивы для того, чтобы не употреблять алкоголь следующие:

— вкус не нравится

— не нравится состояние опьянения

— от алкоголя можно набрать лишний вес

— религиозные или семейные запреты

— необходимость быть в форме для занятий спортом.

Задача 2. Каково же реальное влияние алкоголя на человека: что алкоголь может и чего не может?

Вывод, который необходимо сделать

Алкоголь — психоактивное вещество, которое снижает активность организма и действует как аспирин или другое слабое болеутоляющее лекарство. Алкоголь не может сделать человека сильнее, умнее, приятнее, более сексуально привлекательным, могущественным, богатым и т.п.

Упражнение. Подсчитайте стоимость выпитого пива за год из расчета 0,5 литра в день (30 руб. х 365 = 10950 тыс. руб.)

Упражнение. Мозговой штурм физиологических и поведенческих эффектов влияния алкоголя на организм.

Небольшие дозы алкоголя будут…

— снижать способность ясно мыслить и принимать решения

— заставят почувствовать небольшое расслабление

— заставят почувствовать себя немного более свободным и смелым, чем обычно.

Большие дозы алкоголя будут …

— замедлять деятельность отдельных областей мозга

— вызовут головокружение

— снизят координацию

— приведут к затруднениям речи, ходьбы, стояния

— приведут к эмоциональной взрывчивости или подав­ленному настроению.

Некоторые люди могут …

— временно отключаться или потерять память вследствие влияния алкоголя на их мозг.

Поведенческие эффекты воздействия алкоголя включают …

— драки (ссоры), насилие

— громкие разговоры, крик

— неприятное поведение

— глупость / дурашливость

— легкомыслие.

Выводы, которые необходимо сделать.

Алкоголь является психоактивным веществом. Люди употребляют психоактивные вещества вследствие различных причин. Все психоактивные вещества производят эффекты, часть которых могут быть вредными.

Тема №2. Мифы об алкоголе и реальность.

Распространенность употребления алкоголя

Задача — убедить подростков в том, что несмотря на то, что многие люди выпивают, большинство взрослых употребляет алкоголь только иногда и в умеренных дозах. Как вы думаете, какой процент населения употребляет алкогольные напитки, проголосуйте.

Реальные цифры — одна треть всех взрослых не пьет вообще! Подсчитайте процент людей, которые напиваются до полного опьянения и попадают в происшествия в связи с этим. Это большинство из них.

Реальные цифры — 10—12% взрослых являются сильно пьющими (150 г водки и больше за время выпивки, а каждая выпивка не реже, чем один раз в неделю).

Статистические данные по подросткам (выпускной класс школы):

86,6% в течение жизни пробовали алкогольные напитки

80,6% употребляли алкоголь в течение последнего года

51,5% употребляли алкоголь за прошедший месяц

4,8% ответили, что употребляют алкоголь ежедневно.

Состояние сильного алкогольного опьянения в течении жизни испытали 48% подростков, при этом 3,2% — практически еженедельно.

Модели употребления алкоголя

Задача — объяснить подросткам, что люди могут пить по-разному.

Прошу учеников перечислить те модели употребления алкоголя, которые они видели. Перечислите их на доске (т.е. упот­ребление алкоголя во время обеда, употребление алкоголя во время праздников, употребление алкоголя в общественных местах, употребление алкоголя после окончания рабочего дня).

1. Полная трезвость. Около 30% взрослых не пьют вообще. Причины: религиозные убеждения, аллергия, бывшие алкоголики, которые излечились и боятся рецидива.

2. Ритуальное употребление алкоголя. Это употребление алкоголя в контексте религиозных служб или семейных ритуалов или обрядов. Примеры: причастие в церкви, свадьба, крестины и т.п.

3. Социальное употребление алкоголя (за компанию). Около 55% всех взрослых называют себя пьющими за компанию. Они употребляют алкоголь в подходящем месте и в подходящее время. (Это модели употребления алкоголя могут различаться очень существенно в зависимости от окружения.)

4. Проблемное употребление алкоголя. Алкоголь используется как средство для устранения проблем и отрицательных чувств. Оно предполагает употребление слишком большого количества алкоголя и слишком часто. Этот тип употребления алкоголя является разрушающим, часто усиливает проблемы человека, не устраняет их.

Перечислите некоторые из вредных последствий такого типа употребления алкоголя (драки, плохое самочувствие, дорожно-транспортные происшествия, связанные с алкоголем хронические заболевания и др.).

Выводы, которые необходимо сделать

— Существует несколько вариантов употребления алкоголя.

— Некоторые варианты употребления алкоголя (например, ритуальные или социальные) обычно считаются приемлемыми для большинства взрослых людей.

— Тем не менее, некоторые модели употребления алкоголя могут быть опасными и разрушительными.

— 74% выпускников средней школы ответили, что их близкие друзья не одобряют, если они будут регулярно выпивать.

Письменное задание: Мои причины не пить.

Тема №3. Влияние алкоголя на организм.

Прошу учеников рассказать о наиболее общих эффектах влияния алкоголя на организм человека, как в плане того, какие изменения производит алкоголь в организме, так и в плане того, каким образом это происходит. Дискуссия может быть организована вокруг следующих вопросов.

1. Как алкоголь влияет на организм?

2. Может ли употребление алкоголя помочь человеку расслабиться и стать менее нервным?

3. Влияет ли алкоголь одинаково на любого человека?

4. Почему некоторые люди способны выпить очень много?

5. Помогает ли алкоголь уснуть?

Задача. Ответить на вопрос о том, как алкоголь влияет на организм. Алкоголь, как и родственные ему препараты, называемые барбитуратами, является депрессантом. Депрессант означает препарат, который замедляет естественный темп протекания процессов в организме. Например, он замедляет работу мозга, как это происходит, можно видеть, наблюдая поведение пьяного человека. В первую очередь алкоголь замедляет активность передней части головного мозга. Эта часть мозга контролирует суждения человека, мышление и самоконтроль. Вот почему люди, которые немного подвыпили, выглядят столь добродушными и глуповатыми. Они просто потеряли самоконтроль.

Задача. Ответить на вопрос о том, как употребление алкоголя позволяет человеку почувствовать себя расслабленным и менее нервным. Многие люди употребляют алкоголь потому, что нервничают или расстроены. Они верят, что алкоголь позволяет им расслабиться, но они не знают, что все депрессанты имеют двойное действие. Сначала алкоголь замедляет все процессы организма так, что человек действительно начинает чувствовать, что он расслабился и успокоился. Через несколько часов действие алкоголя кончается и нервозность, напряжение снова возвращаются к человеку. Мозг, который под действием алкоголя работал медленно, начинает работать необычно быстро. Он стремится наверстать упущенное (ведь замедление деятельности мозга с помощью алкоголя не было естественным). Как только мозг становится более возбужденным, чем обычно, организм начинает чувствовать себя неспокойным, нервным и т.п. Это состояние обычно называется похмельем. Люди, которые употребляли алкоголь для того, чтобы почувствовать себя менее напряженными и тревожными, кончают тем, что становятся более нервными и тревожными, чем до употребления алкоголя.

Задача. Ответить на вопрос, имеет ли алкоголь одинаковое влияние на каждого человека? Алкоголь действует на разных людей по-разному. Каждое психоактивное вещество влияет на конкретный организм в соответствии с химией этого организма, Поэтому эффект алкоголя на организм не может быть одинаковым у разных людей и зависит от множества факторов: ожиданий человека от алкоголя, настроения, веса человека, возраста, опыта употребления алкогольных напитков, того, что человек ел и пил до приема алкоголя, того, что он курил, и от того, как много алкоголя он выпьет.

Задача. Ответить на вопрос, почему некоторые люди могут выпить очень много. Способность выпивать очень много алкоголя не имеет ничего общего с тем, плохой это человек или хороший. Если человек употребляет алкоголь или барбитураты в течение некоторого продолжительного периода времени (нескольких месяцев), то ему надо больше алкоголя или барбитуратов для получения эффектов, которые прежде выступали быстрее. Так что тем, кто долго употребляет алкоголь, нужно выпить больше для получения тех же самых ощущений, которые у человека непьющего наступают даже от очень маленького количества алкоголя. Это явление называется толерантностью. В целом толерантность означает, что долго пьющий человек должен потратить больше времени и денег для достижения того же самого состояния, которое в начале употребления достигалось быстро и от небольших доз алкоголя. Толерантность развивается в связи с сопротивлением клеток мозга неестественному замедлению их деятельности, к которому их принуждает алкоголь. Клетки сопротивляются, но никогда не могут противостоять действию алкоголя полностью. Не важно, сколько времени пьющий человек «тренирует свой мозг сопротивлению действию алкоголя, он все равно может напиться, если выпьет достаточно.

Задача. Ответить на вопрос, помогает ли алкоголь лучше уснуть. Другая причина, по которой люди часто употребляют алкоголь, это желание уснуть. Эти люди не понимают, что алкоголь не приводит в стадию сна с расслаблением и сновидениями, на котором мозг и организм в целом отдыхает. Чего можно достичь с помощью больших доз алкоголя или барбитуратов, так это бессознательного состояния. Сон, который наступает после употребления больших доз алкоголя, не имеет ничего общего с нормальным сном. Кроме того, употребление алкоголя снижает количество сновидений. Для того чтобы организм отдохнул, человеку за ночь необходимо пройти несколько стадий сна и иметь сновиденья. Если этого не происходит, то человек встает раздраженным, нервным, усталым. Обычно человек за ночь видит несколько снов. Если же он о них не помнит, то это не значит, что их не было. Они были!

Задача. Понимание того: что достичь состояния опьянения или стать сильно пьющим человеком, еще не значит стать взрослым. Знаете ли вы кого-то из соседей, кто в возрасте 20—25 лет также напивается, теряет попусту время, занят той же повседневной рутиной, что и в седьмом классе? Что бы вы сказали о людях, которые в 25 лет вели бы себя как 13-летние? Таких людей обычно не называют ни взрослыми, ни умными.

Влияние алкоголя на организм человека

Желудок и тонкий кишечник

Алкоголь, в отличие от пищи, не переваривается в желудке и тонких кишках человека. Когда алкоголь попадает в желудок, часть его без изменений всасывается через слизистую оболочку и стенки желудка и попадает прямо в кровеносную систему. Остальная часть попадает в тонкий кишечник, а затем без изменения всасывается прямо в кровь. Алкоголь может неблагоприятно влиять на ткани, выстилающие желудок и горло человека. Даже в небольшом количестве алкоголь вызывает секрецию пищеварительных соков желудка, создавая тем самым ощущение голода. Постоянное раздражение слизистой оболочки желудка может вызвать гастрит — хроническое воспаление слизистой оболочки желудка. При употреблении алкоголя имеет значение количество пищи, находящееся в желудке. Пища может почт и наполовину замедлить всасывание алкоголя в кровь. Жирная, а также белковая пища, такая как молоко и сыр может препятствовать быстрому опьянению пьющею. Степень опьянения зависит от того, сколько человек выпивает за один прием и как часто он поднимает бокал. Растянутое по времени потребление алкоголя и небольшие дозы позволяют печени перерабатывать выпитое более успешно, чем алкоголь, проглоченный залпом. В результате этого снижается степень опьянения.

Печень

Для выведения из организма алкоголь должен быть разложен нашей печенью до углекислого газа и воды. Печень может переработать небольшое количество алкоголя, выпитого за один прием. Остальная часть алкоголя циркулирует в крови до тех пор, пока печень не разложит все. Для того, чтобы переработать алкоголь, содержащийся в одной порции выпивки, печени требуется приблизительно от одного до трех часов. Работа печени настолько нарушается, что симптомы этого могут отражаться на пищеварительной и кровеносной системе. Цирроз печени — это поражение печени, заключающееся в гибели здоровых клеток печени и замещении их жировой или соединительной тканью. Цирроз может быть вызван неумеренным употреблением алкоголя.

Головной мозг

Так как алкоголь разносится с кровью, он попадает во все органы тела человека. В считанные минуты он достигает мозга. Алкоголь обладает седативным (успокаивающим) и угнетающим действием, что замедляет работу головного мозга. Алкоголь неблагоприятно влияет как на процессы запоминания, так и на процессы извлечения информации из памяти. Алкоголь может также вызывать галлюцинации и припадки.

Органы чувств

Алкоголь может снижать остроту как зрения, так и слуха. Вкусовые, обонятельные и осязательные ощущения могут быть также ослаблены алкоголем. Так как деятельность всех мышц находится под контролем головного мозга, управление мышцами нарушается даже при незначительном употреблении алкоголя. Это нарушение сказывается в ходе недостаточной координации движений и снижения быстроты реакции.

Выводы урока

Задача. Обобщить основное содержание урока.

— Алкоголь — психоактивное вещество. Подобно другим психоактивным веществам, которые относятся к категории депрессантов, алкоголь замедляет работу коры головного мозга и нервной системы в целом.

— Хотя около 70% взрослых употребляют алкоголь, подав­ляющее большинство из них делает это от случая к случаю и в умеренных дозах.

— Треть всех взрослых не пьют вообще.

— Только небольшая часть взрослых являются пьяницами и алкоголиками.

— Алкоголь не может сделать человека сильнее, сооб­разительнее, симпатичнее, сексуальнее, могущественнее, богаче и т.п.

— Употребление алкоголя не является эффективным способом разрешения проблем, фактически он их усугубляет.

— Умение много пить, не пьянея, ничего общего не имеете силой или другими положительными свойствами человека.

— Употребление алкоголя не способствует лучшему сну.

— Опьянение или постоянное употребление алкоголя не делает человека старше или лучше.

— Употребление алкоголя подростками является проти­воречием закону.

— 79% восьмиклассников и 88% десятиклассников говорят, что научились пить и употреблять наркотики в школе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Алкоголь- шаг в пропасть

    Урок
    АБСОЛЮТНЫЙ СПИРТ – стопроцентный винный спирт, отличается в связи с особым способом получения более высокой токсичностью, чем ректификованный. Прием его внутрь не только в чистом, но и в разведенном виде не допустим.
  2. Курс лекций введение в профессию "социальный педагог"

    Курс лекций
    "Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности)"
  3. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
  4. Хику и через психику на организм больного. И, следовательно, будучи методом лечения, психотерапия традиционно входит в компетенцию медицины

    Документ
    Эта интердисципли- нарность особенно ярко проявляется в последнее время в свя- зи с все большим распространением методов групповой психо- терапии.
  5. Влияние нарушения маточно-плацентарного кровообращения на структуру лимбической системы головного мозга крыс в раннем постнеонатальном онтогенезе и его биохимическая коррекция

    Документ
    ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ МАТОЧНО-ПЛАЦЕНТАРНОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ НА СТРУКТУРУ ЛИМБИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА КРЫС В РАННЕМ ПОСТНЕОНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ И ЕГО БИОХИМИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Другие похожие документы..