Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Важность роли высокоразвитых познавательных процессов в достижении ребёнком успеха в жизни признаётся и психологами, и педагогами. Идея целенаправлен...полностью>>
'Реферат'
5.Регулювання макроекономічної системи. 4.3.Ринок як елемент економічної системи. 4.3.1.Ринок як економічна категорія. 4.3. .Ринок трудових ресурсів. ...полностью>>
'Доклад'
В 2007 году российский рынок печатных средств массовой информации продемонстрировал хорошую динамику развития и качественные изменения, свидетельству...полностью>>
'Урок'
ЦЕЛИ: закрепить полученные знания о произведениях писателя на уроках литературного чтения; развивать умение работать в группе; продолжить формировани...полностью>>

Главная > Тезисы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тихомирова Е. Л.

(тезисы доклада на научной конференции

«Образ святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии». Вологда, 2004 г.)

Деревянные скульптуры с изображением святителя Николая Мирликийского в собрании Костромского государственного музея – заповедника «Ипатьевский монастырь» и Костромского объединенного художественного музея.

Почитание святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, в Костромской губернии было и есть повсеместным. Простой математический расчет данных Справочной книги Костромской епархии за 1911 год показывает, что из 918 приходских церквей епархии 132 – Николаевские, то есть примерно в каждой 6-ой церкви центральный престол имел освящение в честь святителя Николая Чудотворца. Практически каждая церковь имела престол в честь этого святого. На сегодняшний день количество действующих, не разрушенных и не разграбленных церквей сократилось почти в 10 раз. Интересные данные были выявлены нами и на предмет чтимых памятников с изображением св. Николая в церквях Костромской епархии, также на 1911 год (сборник «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга.». Кострома, 1911 г. является наиболее полным из всех, издаваемых на протяжении посл. четв. 19 в.- нач. 20 в. , именно в нем имеется строчка «чтимые святыни церкви» см. приложение). Так, 38 церквей Костромского, Галичского, Кинешемского, Нерехтского, Буйского, Макарьевского, Чухломского, Кологривского, Ветлужского, Варнавинского округа дают сведения о находящихся в них чтимых чудотворных иконах святого. Интересно, что церковь не обязательно была Николаевской, а, например, Троицкой, Покровской или Преображенской, в ней даже могло не быть престола, освященного в честь св. Николая, однако мог иметься его чудотворный образ. По количеству, чтимые чудотворные образы святителя в Костромской епархии уступают только чтимым Казанским иконам Богоматери, их выявлено почти 50. Для сравнения можно сказать, что сведения о чтимых иконах св. целителя Пантелеймона в Консисторию предоставило 3 приходские церкви, св. пророка Иоанна Предтечи – 5, св. вмч. Параскевы – 4. В редких случаях сведения о чтимом образе сопровождаются легендой его появления в церкви, что также является весьма интересным материалом. Как правило, легенда повествует о чуде явления святыни в той или иной местности.

Из уездов, по данным справочника, наибольшее количество святынь архиепископа Николая приходится на Костромской, Нерехтский и Кинешемский (8,8,6). В настоящее время работа по выявлению современного местонахождения образов св. Николая только началась группой исследователей музея-заповедника, и из 38 памятников достоверно удалось установить лишь 1 – деревянную резную скульптуру из Николаевской церкви погоста Козуры, хранящуюся в фондах музея «Ипатьевский монастырь». Перед нами встало 2 основные проблемы – 1) группа безымянных Никольских памятников в коллекции музея-заповедника (около 50), уточнение источников поступления которых оказалось делом очень непростым, 2) большое количество разрушенных храмов с, естественно, не сохранившимся интерьером и, следовательно, чтимыми святынями.

Однако, группа деревянных скульптур с изображением святого Николая из коллекции Костромского музея-заповедника и Костромского художественного музея, составляет счастливое исключение. Из 7 имеющихся памятников, лишь 2 не имеют сведений об источнике поступления.

Как писала в своей статье С.С. Каткова: «Кострома – лесная сторона. Изобилие леса, основного строительного материала, способствовало развитию плотницкого и столярного дела и сопутствующего ему искусства резьбы по дереву…»1. Традиция изготовления резных деревянных скульптур была развита в Костромской губернии практически повсеместно. Причем, с довольно раннего времени. Вспомним, что знаменитая скульптура вмч. Параскевы Пятницы к. XV – н. XVI в., находящаяся ныне в Русском музее (обнаружена и укреплена Николаем Николаевичем Померанцевым в 1953 г.), происходит именно из Галича Костромской области. К сожалению, до сих пор резные культовые памятники Костромской губернии не являлись предметом специального изучения искусствоведов и историков. Без сомнения, имеющиеся скульптуры в коллекции музеев Костромы и Костромской области, архивные фотографии резных икон могли бы значительно дополнить картину русской сакральной пластики.

Итак, повторимся, что в нашем поле зрения находится 7 разновременных скульптур св. Николая. Самой ранней, датируемой пер. пол. XVII в., является резная фигура святителя КМЗ КОК 226761. Скульптура попала в коллекцию музея-заповедника из Костромского музея местного края (антрополого-этнографической станции), где числилась под строчкой «происхождение неизвестно». До сих пор источник поступления не установлен. Любопытна фотография, сохранившаяся в фонде фото музея-заповедника «Ипатьевский монастырь», на которой фигура представлена без одной руки. Интересно, что в сегодняшнем виде (как и при оформлении учетной документации в 1975 г.), святитель имеет уже 2 руки, причем до конца не ясно, является ли появившаяся правая родной. Довольно сложно дать заключение по итогам зрительного восприятия, без размонтирования деталей фигуры, кажется, что похожа и пластика рук, и красочный слой, и сохранность. Однако, обратите внимание на положение пальцев. Обычно они держат рукоять меча, т.е. сжаты, отчего ладонь принимает вертикальное положение. Здесь же ладонь лежит горизонтально, будто на ней покоился не меч, а другой предмет. Вероятности этого мы не исключаем, и в этой связи интересна еще одна архивная фотография начала века. На ней мы видим очень похожую (пожалуй, самый близкий аналог представленной скульптуре на сегодня) скульптуру св. Николая. И если с правой рукой здесь, казалось бы, нет вопросов (держала, по всей видимости, меч), то в левой – резное Евангелие, вместо града ! Любопытна надпись на обороте: «Солигаличский уездъ. Резной образъ Николая Чуд. у крестьянина дер. Новопавловское Нольско-Березовской волости. Образ принесен из Можайска летъ около 100». С большой долей вероятности можно говорить о происхождении скульптуры из самого Можайска как о «мифе», своеобразной переработке в народной традиции наименования «Никола Можайский». Нас же в этой ситуации волнует не характерное для иконографии св. Николая Можайского помещение Евангелия вместо града в левой руке. Налицо смешение иконографий Николы Можайского и Николы Зарайского, вероятно, довольно распространенное в народной среде. Нельзя ли предположить такое смешение и в случае с нашей скульптурой? Представим, что в правой руке святитель держал Град, а в левой – Евангелие (либо наоборот). Существование подобной модели вполне вероятно, особенно учитывая стилистическую близость двух памятников. И хотя меч, как символ сильного, «зримого» заступничества св. Николы, безусловно, являлся любимой деталью резчиков, нужно отметить бытование и скульптур смешанного типа.

Оборот фигуры св. плоский, грубой обработки, на нем имеется углубление, что свидетельствует о вероятном помещении фигуры в специальный киот. Известно, что киот, меч, град, книга являются наиболее уязвимыми, зачастую утраченными частями памятника.

Следующие 3 памятника с более счастливой судьбой, сохранились киоты, правда одновременным с фигурой является только один (КМЗ КОК 16204/3). Памятник поступил в собрание музея – заповедника в 1960 г. из Троицкой церкви села Троицкого Буйского района. Несколько укороченная фигурка святителя помещена в ярко орнаментированный восьмиглавый киот, откосы и верхнюю часть которого занимают 12 клейм жития св. Николая и композиции поясного Деисуса, Троицы Ветхозаветной, Огненного восхождения пророка Илии, избранные святые и даже Луна и Солнце! Довольно подробное описание памятника было сделано нами для каталога «Костромская икона», поэтому сегодня ограничимся лишь демонстрацией памятника с выводом о его уникальности. Дело в том, что перед нами деревянная модель реальной Троицкой церкви с. Троицкого, три придела в которой были освящены в честь Святой Живоначальной Троицы, св. пророка Божия Илии и св. Николая Чудотворца, святые Флор, Лавр, Власий, Козма, Дамиан, Тихон, Василий, Макарий и Кирилл ( изображены в верхней части киота) пользовались особым почитанием прихожан.

Скульптура св. Николая в киоте (КМЗ КОК 17578/12) происходит из Николаевской церкви с. Сидоровского Красносельского района и также представляется одним из интереснейших памятников в собрании «Ипатьевского монастыря, поступивший в него в 1965 г.. Это целый разновременной комплекс, включающий скульптуру – пер. пол. XVIII в., киот с мастерской миниатюрой – пер. четв. XIX в., чеканные металлические ризу и оклад ( сер. XVIII - пер. четв. XIX в.), шитую ризу - сер. XIX в.. Данная скульптура св. Николая является более поздним памятником, по сравнению с двумя предшествующими, для нее характерен подчеркнутый геометризм фигуры, определенная «кукольная» декоративность украшения. Интересной деталью является наличие резной митры на голове святителя, что встречается в ранних резных памятниках Николы довольно редко. Уместным считаем привести здесь еще один памятник, на сей раз из Костромского Художественного музея (КГОХМ НВФ 584) – горельеф «св. Никола Можайский» пер. пол. XVII в. Происхождение резной иконы неизвестно. Обратим внимание на грубо намеченную митру (хотя и в том, и в другом случае напрашивается слово «шапочка»). Обратимся теперь к более позднему памятнику (к. 31 Никола из Спас-Хрипелей), где слово «митра» вполне применимо и вернемся к св. Николаю из Сидоровского. Перед нами – переходный тип резного епископского головного убора от упрощенной, формальной шапки к реалистичной митре. Данная деталь кажется нам весьма ценной в связи с помощью в атрибуции памятника.

Деревянная скульптура св. Николая в киоте из Николаевской церкви погоста Козуры Красносельского района (КМЗ КОК 25580/14), поступившая в собрание музея-заповедника в 1965 г., датируется весьма расплывчато – XVIII в. Связано это и с недостаточной изученностью памятника, и с его неотреставрированностью. Однако мы склонны датировать его пер. четв. – сер. XVIII в., приближая к св. Николаю из Сидоровского (предыдущий памятник). Их сближает очень похожая проработка фигур, однако значительно отличается исполнение головы и лика. Более тонкое, изящное личное св. Николая из Козуры поднимает автора памятника на более высокую ступень. Подчеркнем, что образ этот отмечен в Справочнике Костромской епархии за 1911 год как «особо чтимый». Киот, без сомнения, более поздний, наводит на размышление и размещение резной модели церкви не в руке, а практически на фелони. Является ли деталь родной? Обратим внимание и на чеканную ризу киота, выполненную, вероятно, красносельскими ювелирами. Признак, свидетельствующий о любви прихожан к фигуре Чудотворца. Без сомнения, необходимая реставрация образа поможет ответить на некоторые вопросы и достойно пополнить Никольский ряд костромских памятников.

Из самого села Красного, из Всехсвятской церкви, происходит небольшой резной образ св. Николая Чудотворца, поступивший в музей-заповедник в 1975 г. и датируемый XVII в. (КМЗ КОК 17398). По стилистическим признакам мы склонны датировать скульптуру концом XVIII в. , отметив ее стремление к живоподобию. Рука мастера режет Николу как будто с конкретного человека, делая его очень красивым. Наивность, угловатость, непропорциональность здесь отсутствуют полностью. Это уже почти западноевропейская эстетика.

Последний памятник, о котором пойдет сегодня речь, деревянная скульптура св. Николая Чудотворца из Успенской старособорной церкви г. Солигалича (КГОХМ КП 2047) передана в Костромской Художественный музей в 1964 г.). . Монументальная фигура святителя всегда производит на посетителей музея неизгладимое впечатление. Экспонируется она рядом с фигурой преп. Макария Унженского (также из Успенской церкви), однако соседу повезло больше. Он публиковался несколько раз. Исследователи КХМ датируют памятник XVIII в., однако мы склонны к датировке сотрудников Солигаличского музея – начало - середина XVII столетия. Размеры, мощь, пластика – памятник встает в один ряд с довольно ранними резными образами святителя, роскошно представленными в книге «Деревянная скульптура» Н.Н. Померанцева (к. 208, 228). Авторская живопись под поздней записью (XVIII в.).

Подводя некоторые итоги, отметим интересный и разнообразный ряд деревянных памятников, изображающих св. Николая, происходящих из Костромской губернии, наличие иконографически необычных ранних и поздних скульптур, что, в целом, свидетельствует, о несомненном почитании и любви к главному заступнику и покровителю, помощнику и предстателю, святителю Николаю архиепископу Мирликийскому Чудотворцу и на Костромской земле.

Тебе похваляю, чудный Николае,

Патриархам слава и царем держава,

Николае пречудный.

Предстатель в молитвах, грехи развей, яко прах,

Печалных утеши и молитву внуши,

Николае пречудный… (Из народного фольклора)

1 Фотографии этой и нескольких других скульптур св. Николая были опубликованы в 2004 г. в альбоме-каталоге «Костромская икона» (М., 2004, издательство «Гранд-Холдинг». Авторы каталожных статей Каткова С.С. и Тихомирова Е.Л.

1 Каткова С.С. Редкие произведения деревянной скульптуры в собрании Костромского историко-архитектурного музея-заповедника. // Древнерусская скульптура. М., 1993. с. 244 – 266.

Чтимые и чудотворные иконы святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца в церквях Костромской епархии по данным «Справочной книги» 1911 г.

Церковь ПрестолыОкруг Год постройкиЧтимая святыня Сведения о сохранности 1. Спасская за Волгою 1. Преображения Господня

  1. 2. чудтв. Козмы и Дамиана 2 Костромской благочиннический округ (далее КБО)1688 г.Местная икона св. Николая Чудотворца.2. Николаевская с. Сельца за Воржею.св. Николая.

  2. вмч. Никиты.

свят. Алексея, Митр. Московского3 Костромской БО1806 г. , теплый храм переустроен в 1908 г.…Древний, чтимый за пределами прихода образ свят. Николая. 3. Троицкая с. Ушакова.1. Живоначальной Троицы.

2. Смоленской иконы БМ

3. св. Николая4 КБО1789 г.Особо чтимая святыня: икона св. Николая4. Николаевская с. Трестина.1. св. Николая.

2. св. Параскевы Пятницы.

3. преп. Геннадия Костромского и Любимоградского.6 КБО1790 г.…замечателен образ св. Николая, по местному преданию, явленный. Раньше на том месте, где теперь храм, было болото трясина…. Образ был долгое время на испытании в Ипатьевском монастыре…возвращен приходу в 1889 г. Действующая Церковь в с. Поддубном.5. Николаевская пог. Козуры 1. Казанской БМ.

2. св. Николая Чуд.

3. св. Тихона Амафунтского.6 КБО1829 г. …особенно чтимый образ св. Николая Чуд. Резной, во весь рост.6. Покровская с. Медведки 1. Покрова БМ

2. Св. Бориса и Глеба.

3. Свят. Николая7 КБО1776 г.В левом теплом приделе, на завороте, есть также икона свят. Николая прекр. греческой живописи (8х7 в.), риза на ней сделана в 1806 г., сребропозлащенная 84 пр. 7. Николаевская пог. Малышева.1. во имя св. Николая.

2. св. безсребр. Космы и Дамиана.8 КБО1771 г.…местная святыня: икона св. Николая. По преданию, церковь хотели строить на местечке Горках, на возвышенной местности, которую видно на 10 верст, но икона сама возвр. На место, где сейчас стоит храм. 8. Преображенский собор г. Судиславля1. Преображения Господня.

2. Рождества Христова.

3. Св. Николая9 КБО1758 г.Древний образ св. Николая, украшенный серебряною позолоченною ризой.

9. Николаевская с. Богчина.1. св. Николая.

2. преп. Сергия Радонежского.

3. св. вмч. Варвары2 Галичский округ1797 г.Икона св. Николая Чуд. древнего письма.10. Николаевская с. Рылеева.1. Пресв. Троицы.

2. Тихвинской иконы.

3. св. Николая Чуд.3 Галичский округ1817 г.…местно чтимая икона св. Николая и св. семи отроков Эфесских.11. Николаевская на Мокром.1. Пресв. Троицы.

2. свят. Николая Чуд.

3. преп. Макария Унж.3 Галичский округ1818-1826 г. Местно чтимая икона св. Николая.12. Троицкая с. Семеновского – Лапотного.1. Пресв. Троицы.

2. св. Иоанна Предтечи.

3. св. пророка Илии. 2 Кинешемский округ.1791 г.Резной образ святителя Николая Чуд. в сребропозлащенной ризе.13. Богородицкая пог. Лезговца.1. Тихвинской иконы БМ

2. Свят. Николая Чуд.

3. Св. пророка Илии

2 Кинешемский округ1819 г.Достопримечательность – местно чтимый образ свят. Николая Чуд., древнего письма (1603 г.). 14. Николаевская с. Измайлова.1. св. Николая Чуд.

2. Рождества Христова.

3. Казанской иконы БМ.5 Кинешемский округ1808 г. Местно чтимые иконы… св. Николая (очень древняя).15. Христорождественская с. Карцева1. Рождества Христова.

2. Свят. Николая Чудотворца.

3. преп. Александра Свирского.5 Кинешемский округ1826 г.Местно чтимая икона свят. Николая.16.. Успенская с. Наволок 1. Успения БМ

2. Свят. Николая Чудотворца

3. св. благов. Кн. Александра Невского.

7 Кинешемский округ.1785 г.В) икона свят. Николая, живописной работы, в сребропозлащенной ризе – дар императрицы Александры Федоровны. 17. Николаевская с. Ширяева1. Вознесения Господня.

2. Успения БМ.

3. св.мч. Флора и Лавра.8 Кинешемский округ1828 г. Местно чтимая святыня – икона св. Николая.18. Николаевская с. Бартенева.1. Святителя Николая.

2. Тихвинской иконы БМ.3 Нерехтский округ.1766 г. Храмовая икона свят. Николая местными жителями почитается чудотворною.19. Архангельская с. Кувакина.1. Архистратига Михаила.

2. свят. Николая. 4 Нерехтский округ1777 г. Особо чтимая икона не только местными, но и в окрестностях – свят. Николая.20. Васильевская с. Шохны. В холодной – 1 во имя Вас. Великого., в теплой 1. Богоявления Господня

2. пророка Илии.

3. свят. Николая., в деревянной 1. Василия Великого.

2. свят. Николая

5 Нерехтский округХолодная – 1803 г.,

Теплая – 1825 г.,

Деревянная – древняя, когда и кем построена - неизвестноВ деревянном храме есть две особо чтимые иконы с изображением Василия Вел., другая – свят. Николая. 21. Богородицкая с. Борщевки.1. Владимирской иконы БМ.

2. преп. Сергия Радонежского и Иоанна, ученика св. Григория Декаполита.

3. свят. Николая.5 Нерехтский округ.1744 г. В) икона св. Николая резная в высеребренной ризе, именуемой Можайской, наход. В притворе в особом киоте. 22. Николаевская с. Никульского 1. св. Николая.

2. Успения БМ6 Нерехтский округ1735 г. …древний чтимый образ св. Николая.23. . Варваринская г. Плеса.1. вмч. Варвары.

2. свят. Николая.

3. во имя Трех вселенских Святителей.8 Нерехтский округ1821 г. Особенно чтимых икон…святит. Николая, в принадлежащей церкви часовне.

24. Николаевская с. Пеньев.1. св. Николая.

2. преп. Сергия Радонежского.

3. преп. Марии Египетской.9 Нерехтский округ.1812 г.…находится явленный в 1662 г. июня 29 чудотв. Образ Николая.25. Благовещенская с. Протасова.1. Благовещения БЦ.

2. свят. Николая.

3. апп. Петра и Павла.11 Нерехтский округ1783 г.Достопримечательностью церкви служит древний образ святит. Николая в серебр. вызолоч.

ризе, стоимостью 550 руб., жертвованный г. Васильчиковой. 26. Архангельская с. Контеева1. Архистратига Михаила.

2. Успения БМ.

3. свят. Николая Мирликийского и Иакова Железноборовского.1 Буйский округ.1824-1835 г. …икона св. Николая, очень древняя, по народному верованию чудотворная. 27. Успенская с. Порздней.1. Успения БМ.

2. свят. Николая Чуд.

3. преп. Зосимы и Савватия Соловецких.3 Юрьевецкий округ.1751 г.…икона свят. Николая Чуд.28. Николаевская с. Кондомы1. Живоначальной Троицы.

2. св. Николая.2 Макарьевский округ1841 г. Местно чтимая святыня – образ св. Николая Чуд., с изображением на обратной стороне Знамения БМ, по преданию, он явился на речке Кондоме, где в настоящее время деревянная часовня.29. Николаевская пог. Нодоги.1. св. Николая Чуд.

2. благов. Кн. Александра Невского.

3. св. Георгия Победоносца.3 Макарьевский округ.1827 г.Местно чтимая святыня – икона св. Николая Чуд.30. Николаевская, что на Острову.1. Воскресения Христова.

2. св. Николая Чуд.

3. преп. Авраамия Городецкого, Чуд.1 Чухломской округ1825 г.…икона св. Николая с резным изображением святителя, именуемая «Лебедь»…по местному преданию ушла из часовни дер. Лебединского около гор. Солигалича и явилась на пустоши «Лебедка»…в 9 верстах от села…сохранился колодезь и крест на этом месте.31. Николаевская с. Клусеева1. св. Николая.

2. св. Архистр. Михаила.

3. св. благ. Кн. Александра Невского.2 Чухломской округ1793-1803 г. …есть весьма древний образ Николая Чуд., он почитается за чудотворный и привлекает богомольцев не только из соседних приходов, но и из дальних и даже из соседних уездов.32. Ризоположенская с. Озерков.1. Положения пояса БЦ

2. Обретения главы Иоанна Предтечи.

3. свят. Николая Чуд.

4. Авраамия Городецкого.4 Чухломской округ.1813 г.….икона свят. Николая, в серебряной ризе, древнего письма, дар дворян Нелидовых. 33. Николаевская с. Коткишева1. Казанской БМ.

2. Рождества Христова.

3. св. Николая.4 Кологривский круг1810 г.Из древних икон сохранились ныне…и св. Николая 34. Николаевская с. Тоншаева.1. св. Николая.

2. прор. Илии.

3. Алексея, Человека Божия.4 Ветлужский округ.1811 г., в 1895-1901 гг. перестроена.Святыней церкви служит икона св. Николая, по народной молве, она явилась в д. Б. – Ошкатах, куда совершается крестный ход 9 мая.35. Николаевская с. Баков1. Всемилостивого Спаса.

2. Покрова БЦ.

3. свят. Николая.1 Варнавинский округ1818 г.Местночтимая святыня - икона св. Николая.36. Богородицкая с. Семенова.1. Вознесения Господня.

2. Рождества Пресв. БЦ.

3. свят. Николая3 Варнавинский округ1846 г.…древния иконы… свят. Николая, перешедшие из упраздненного Красноборского раскольнического монастыря.37. Николаевская с. Вичуги.1. Троицы.

2. вмч. Димитрия Мироточивого.

3. свят. Николая.С. Вичуга.1801 г. Местночтимые иконы…и св. Николая в Николаевском приделе.38. Николаевская с. Гольчихи.2 храма – деревянный и каменный.

В дерев. 1. Николая Чуд.,

В каменной – 1. Троицы Живоначальной.С. ВичугаДерев. 1850 г., каменный – 1868 г. В дерев. Храме замечательна своею древностью икона свят. Николая Чуд.39. Николаевская церковь с. Кокорюкино 1. Знамения Божией Матери

2. Св. НиколаяГаличский уезд1788 г. Икона св. Николая древняя и многочтимая. По книге «Церкви Костромской епархии по данным архива Императорской Археологической Комиссии». СПб., 1909. Выявлено 38 чтимых образов св. Николая. По уездам их количество распределено так:

Костромской – 8

Нерехтский – 8

Кинешемский – 6

Галичский – 3

Чухломской – 3

Варнавинский - 3

Макарьевский – 2

Буйский – 1

Юрьевецкий – 1

Кологривский – 1

Ветлужский – 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. 6-е изд., доп и перераб. / Под ред. М. Ю. Тихомирова

    Документ
    В семейном праве Российской Федерации алиментными обязательствами признаются имущественные обязательства лиц о предоставлении алиментов, возникающие в силу существующих между ними брачных или других семейных отношений в случаях, предусмотренных законом.
  2. Є. Тихомирова Зв’язки з громадськістю Рекомендовано Міністерством освіти І науки України як навчальний посібник для студентів вузів

    Документ
    Навчальний посібник містить виклад найбільш важливих проблем навчального курсу “Зв’язки з громадськістю”. У ньому розглядаються теорія комунікації, історія виникнення та розвитку паблік рилейшнз, характеризуються зв’язки з громадськістю
  3. Милевский Олег Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионологии Алтайского государственного технического университета. Проект "идеальной монархии" Л. Тихомирова: утопия

    Утопия
    Сведения об авторе - Милевский Олег Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионологии Алтайского государственного технического университета.
  4. Имя выдающегося мыслителя Льва Александровича Тихомирова (1852- 1923) все еще остается загадкой для русского общества. Амногим оно и вовсе не знакомо

    Документ
    Имя выдающегося мыслителя Льва Александровича Тихомирова (1852- 1923) все еще остается загадкой для русского общества. А многим оно и вовсе не знакомо.
  5. Русские мыслители о положении Русской православной церкви в конце XIX в. (на примере материалов дискуссии между В. С. Соловьевым и Л. А. Тихомировым в 1892 1894 гг.)

    Документ
    Русские мыслители о положении Русской православной церкви в конце XIX в. (на примере материалов дискуссии между В. С. Соловьевым и Л. А. Тихомировым в 1892 – 1894 гг.

Другие похожие документы..