Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
По результатам образовательной деятельности детский сад является стабильно работающим дошкольным образовательным учреждением, подтверждением чему явля...полностью>>
'Документ'
- до выкупа крестьяне считались временнообязанными и по-прежнему платили оброк и выполняли барщину в пользу помещика (все эти отношения определяли Уст...полностью>>
'Диплом'
Міністерство освіти і науки, молоді та спорту надсилає для використання у роботі рекомендації щодо проведення Всеукраїнської акції "Дай руку, пер...полностью>>
'Документ'
В 2009 году в местные бюджеты собрано налоговых и неналоговых доходов в объёме 8,9 млрд. руб. Принятые бюджеты по этому показателю исполнены на 101,8...полностью>>

Главная > Основная образовательная программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ГОРОДА ЧЕРНЯХОВСКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Черняховск

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ стр.

I. Пояснительная записка

1.1. Общие положения………………………………………………………………………………3

1.2.Нормативно-правовые документы, необходимые для разработки и реализации основной образовательной программы начального общего образования…………………………………..5

1.3. Условия реализации Основной образовательной программы………………………………6

1.4 Цели, задачи и приоритетные направления образования на ступени начального общего образования…………………………………………………………………………………………..8

II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ………………………………………………………………..…10

III. Учебный план начального общего образования……………………………………………...41

IV. Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования……………………………………………………………………50

V. Программы отдельных учебных предметов, курсов1…………………………………………..70

VI. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………………………………………………………………...114

VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни………….…143

VIII. Программа коррекционной работы2 ………………………………………………………...149

IX. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования …………………………………………………….156

Приложения:

  1. Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей.

  2. Программы внеурочной деятельности.

  3. Список рекомендуемых учебников для начальных классов, реализующих новые ФГОС.

  4. План мероприятий Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1. Общие положения.

Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 города Черняховска Калининградской области – это программный документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Данная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования с привлечением органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, рассмотрена и принята педагогическим советом школы (протокол № 10 от 24 июня 2011 года).

По мере введения ФГОС и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения.

Данная программа начинается с сентября 2011-2012 учебного года и будет реализовываться по мере «вхождения» в ФГОС 1-х классов последующих наборов учащихся.

Образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений УМК «Школа XXI века», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).

Территориальная удаленность школы от центра города, недостаточный уровень образованности и культуры населения, малая доля интеллигенции, отсутствие  культурных и спортивных объектов – специфические социальные условия, в которых функционирует школа и  выполняет роль единственного культурно-образовательного центра микрорайона. Абсолютное большинство социальных заказчиков школы – рабочие, мелкие служащие, интеллигенция, представители мелкого бизнеса. Социологические исследования показывают, что сохранение и укрепление здоровья, условия социально-эмоциональной комфортности, эрудированность, целеустремленность, умение решать проблемы – важнейшие образовательные ценности для родителей.

 Контингент обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа,  обычный (дети, не имеющие выраженных психолого-педагогических и (или) иных особенностей), в том числе одарённые и нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, было выбрано направление развития образовательного учреждения в соответствии с концепцией адаптивной школы. Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся. Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности, гибко реагировать на социальное изменение среды.
Набор обучающихся для обучения по данной образовательной программе производится без конкурса, при отсутствии противопоказаний к обучению по состоянию здоровья и достижении возраста 6,5 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка – с более раннего возраста.

Для обеспечения доступности качественного образования используется очная форма освоения образовательных программ.
В конкретных условиях  деятельность школы направлена на удовлетворение социального заказа, ориентированного как на общекультурную составляющую, так и на интеллектуально-творческую деятельность. В школе на первой ступени обучения реализуется программа для общеобразовательных классов «Школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой.

Основные принципы концепции " Школа 21 века "

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах учебной или клубной деятельности.

Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру и технологии.

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить все представленное содержание образования). Следовательно, необходимо сохранение разноуровневого представления знаний в течение всех лет начального обучения. Выполнение этого требования стало возможным в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Стандарт предоставляет каждому ребенку возможность освоить все содержание образования на уровне обязательного минимума. Вместе с тем определены «Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу», которые фиксируют удовлетворительный уровень облученности.

Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.).

Школа, организуя процесс обучения и воспитания обучающихся, стремится к тому, чтобы сделать его как можно более эффективным. Педагоги, равно как и родители, заинтересованы в том, чтобы школьники не только получали предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нём, достигать социального успеха.

Для реализации ООП НОО определяется нормативный срок – 4 года (6,5 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту.

ООП НОО реализуется в рамках по шестидневной (1, 2 классы по пятидневной) рабочей недели.

Реализация ООП НОО осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);

индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

игровой деятельности (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

творческой и проектной деятельности (художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

учебно–исследовательской деятельности;

трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Эти виды учебной деятельности в соответствии со Стандартом получают приоритетное развитие по сравнению с традиционными: восприятие рассказа учителя, участие во фронтальном опросе, выполнение проверочных работ и т.п.

1.2. ООП НОО разработана на основе следующих нормативно-правовых документов •Закон РФ «Об образовании».

• Конвенция о правах ребёнка.

• Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрированного в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993.

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г., зарегистрированный Минюстом России 22.12.2009.г., рег. № 17785);

• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры».

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г.№1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010г. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год». (Полный перечень опубликован в журнале «Вестник образования», 2010, №5).

• Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).

• Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000).

• О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

• Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998).

• Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003).

• Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).

• О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001).

• Устав школы и локальные акты;

• Концепция УМК «Школа XXI века».

1.3. Условия для реализации ООП НОО.

Сегодня в школе работает 28 педагогов-профессионалов. Из них: 11 учителей (39,3%) высшей квалификационной категории; 13 учителей (46%) первой категории; один учитель второй категории.

• 25 педагогов имеют высшее профессиональное образование.

• 2 лауреата областного конкурса «Учитель года 2002 и 2007» - обладатели маленького янтарного пеликана; 2 победителя и 3 лауреата районного конкурса «Учитель года» (2002,2003,2007,2008г.)

• 2 победителя регионального конкурса лучших учителей на присуждение денежной премии;

• 1 финалист конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» благотворительного фонда наследия Д.Менделеева

Работа школы осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и основными положениями Концепции модернизации российского образования.

Школа работает в одну смену в режиме шестидневной учебной недели. В начальной школе предусмотрены ГПД. Уроки имеют продолжительность 45 минут, все перемены по 10 минут плюс 2 большие перемены по 20 минут.

Администрация и педагогический коллектив школы уделяет внимание организации горячего питания. Для создания благоприятных условий в обучении и воспитании имеется столовая на 70 посадочных мест. Дети из социально не защищённых семей обеспечены бесплатным питанием, всем остальным учащимся предлагается платное питание.

Школу отличает особый, свой уклад атмосферы. Особым качеством школы является единство коллектива всех субъектов образовательного процесса: за годы существования в школе сформировались и утвердились традиции единения учителей, учащихся и родителей.

Каждый класс начальной школы расположен в своем помещении на протяжении всех 4 лет обучения. На специализированные занятия по таким предметам как информатика, физическая культура младшие школьники приходят в специально оборудованные помещения.

Территория школы 1,15 га, общая площадь всех помещений 3149 м2 .

В наличие имеются:

• клубно-спортивный блок школы – спортивный зал, актовый зал, библиотека;

• компьютерный класс; 3 кабинета оборудованных интерактивными досками

• 1 мастерская трудового обучения;

• спортивная площадка;

• медицинский кабинет;

• пришкольный сад и территория, предназначенная для реализации ландшафтных проектов.

Реализация ООП обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по всем образовательным областям учебного плана, выпущенными в последние 5 лет. Фонд дополнительной литературы включает справочные издания, научно-популярные издания по предметам учебного плана и периодические издания.

ООП НОО обеспечивается учебно-методическими и информационными ресурсами по всем предусмотренным учебным курсам.

Учебно-методическое обеспечение обязательной части ООП включает в себя: учебники, учебные пособия, рабочие тетради, хрестоматии, цифровые образовательные ресурсы, методические пособия для учителей и т.п.

Вариативная часть программы (учебные, развивающие, интегративные курсы, образовательные модули, внеурочная образовательная деятельность) сопровождается методическим обеспечением (план - графиком, расписанием, цифровыми ресурсами, материалами для учащихся и педагогов и т.п.).

К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести предпрофильное и профильное обучение в старшей школе, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, благоприятный нравственно-психолоический климат в педагогическом коллективе.

В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии школы:

• более эффективным стал процесс содействия развитию личности учащихся, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического потенциалов;

• расширяются возможности использования информационной среды в школе за счет создания локальной сети школы с выходом в Интернет;

• наблюдается ежегодный рост удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе;

• улучшается материально – техническая база школы;

• постепенно формируется «лицо» школы с неповторимыми и индивидуальными чертами.

Также при разработке образовательной программы учтены:

• уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работают квалифицированные педагогические кадры;

• материально-техническое обеспечение учебного процесса;

• традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие педагогов в освоении современных образовательных технологий, своевременное повышение курсовой и квалификационной подготовки и т.д.;

• цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;

1.4.Цели, задачи и приоритетные направления образования на ступени начального общего образования.

Целью реализации образовательной программы начального общего образования школы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В соответствии со Стандартами образовательной программой начального общего образования решаются следующие задачи:

• развитие личности школьника, его творческих способностей;

• воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

• формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научных знаний, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

Школа старается соответствовать стремительно меняющейся жизни темпом своих внутренних перемен, исходя из реализации программы можно определить портрет выпускника по направлениям развития:

Личностное развитие – развитие индивидуальных, нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств.

Социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.

Общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.

Интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования.

Коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Основной плюс этого - самостоятельный, свободный, быстрый в решениях, деятельный выпускник начальной школы, которого отличает целеустремлённость, коммуникабельность, работоспособность. Он умеет трудиться, умеет принимать решения и нести ответственность за них. Это - деловой, общественно активный ребёнок, способный адаптироваться к различным социальным условиям. Понимание необходимости происходящих перемен в российском образовании нашло свое отражение в разработке Основной образовательной программы школы, поиске подходов к ее реализации .

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:

• формирование общей культуры обучающихся, их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

• создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Образовательная программа школы формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Реализация образовательной программы школы обеспечивает конституционное право на образование всем обучающимся, пожелавшим учиться в школе. Для обеспечения равных условий для обучения школа предлагает 5-и месячные подготовительные курсы для будущих первоклассников (январь-май). Для обеспечения доступности образования в начальной школе работает группа продленного дня.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) особенности:

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования 030600 «История»

    Основная образовательная программа
    - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности,
  2. Учебный план общеобразовательного учреждения, режим его работы 6 Кадровое обеспечение образовательного процесса 8

    Доклад
    Цель нашего доклада – представить общественности информацию о состоянии дел в общеобразовательном учреждении и результатах его деятельности за последний отчетный (годичный) период, основных тенденциях и возможностях развития, дать
  3. Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители член-корреспондент рао а. М. Кондаков, академик рао л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов

    Программа
    Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л.
  4. Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании рао. Научные руководители член-корреспондент рао а. М. Кондаков, академик рао л. П. Кезина Составитель Е. С. Савинов

    Программа
    Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л.
  5. Доклад Калининградской области

    Доклад
    Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году (далее – инициатива) (в соответствии с приложением 2).

Другие похожие документы..