Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Аспирантка кафедры восточных языковСкалозубова Ольга СергеевнаРуководители:д. ф. н., профессор Гордей Александр Николаевич,ст. преподаватель Воробьев ...полностью>>
'Решение'
 Вторая форма - с плавающей точкой - это запись числа с мантиссой и десятичным порядком, разделенными латинской буквой E. Такая запись означает, что ...полностью>>
'Документ'
о принятых мерах по предотвращению распространения менингококковой инфекции. С 9.03.2011г.по настоящее время в школе проводятся следующие противоэпид...полностью>>
'Диплом'
Міністерству освіти і науки, молоді та спорту Автономної Республіки Крим, управлінням освіти і науки обласних, Київської та Севастопольської міських ...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

«Утверждаю»

Проректор МЭПИ

____________ А.В. Герасимов

«___» ____________ 2004 г.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

(ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС)

Учебно-методический комплекс

(специальность 021100 Юриспруденция)

Москва 2004

Одобрен на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин

Протокол №1 от « 01 » сентября 2004 года.

Одобрен Научно-методическим советом МЭПИ

Протокол № ____ от «___» ___________ 2004 года.

Составитель: Милованова М.М., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин

Рецензент: зав. кафедрой административного и гражданского права МГАПИ Ревин В.П., доктор юридических наук, профессор

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс): Учебно-методический комплекс/ Сост.: к.ю.н. Милованова М.М. - М.: МЭПИ, 2004. – 85 с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Данный комплекс определяет объем знаний по дисциплине «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)», содержит учебную программу, тематические планы изучения дисциплины студентами всех форм обучения, планы семинарских и практических занятий и рекомендации по методическому обеспечению всех видов учебной работы.

©Милованова М.М.

©МЭПИ-2004

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование

Стр.

1.

Цели и задачи дисциплины

4

2.

Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания дисциплины

6

3.

Программа дисциплины

7

4.

Тематические планы

23

5.

Планы семинаров и практических занятий

32

6.

Вопросы и темы для самостоятельной работы студентов

72

7.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

74

8.

Примерная тематика контрольных работ

76

9

Примерная тематика дипломных работ

78

10.

Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)

78

11.

Литература

84

Цели и задачи дисциплины

Гражданское процессуальное право является одной из основополагающих отраслей права, так как большинство материальных норм, закрепленных в гражданском, семейном, трудовом, жилищном, административном и др. законодательствах обеспечивается именно данной отраслью. Более 60% юридической деятельности, связанной с отправлением правосудия осуществляется в соответствии с гражданско-процессуальным кодексом и уточняющими нормативно-правовыми актами (около 2 млн. дел гражданско-правового характера по самым различным основаниям ежегодно). Кроме того, именно судебное решение стало последним словом в регулировании вопросов, которые раньше имели иной (несудебный – ведомственный, административный и т.д.) порядок разрешения. Соответственно утверждение о том, что дисциплина, изучающая гражданский процесс - одна из фундаментальных дисциплин, которая закладывает основы профессиональной подготовки юриста, не будет преувеличением.

Нельзя не отметить, что гражданско-процессуальное законодательство, процессуальная форма гражданского процесса как надлежащая правовая процедура рассмотрения и разрешения гражданских дел и исполнения судебных актов обусловлены формой и социально-политическим устройством государства. В связи с этим кардинальные преобразования в России не могли не сказаться на гражданско-процессуальном законодательстве и практике его применения. Эти преобразования связаны, прежде всего, с попытками формирования гражданского общества, правового государства, усилением правовой охраны прав и законных интересов граждан и организаций, повышением роли судебной системы в защите прав.

Необходимость реформирования гражданско-процессуального законодательства была одной из самых острых и актуальных проблем Российского права в течение последних десяти лет, решение которой - принятием Гражданского процессуального кодекса, вступившего в силу 1 февраля 2003 года. В связи с появлением глобальной новеллы в отрасли права, перед специалистами, преподавателями и студентами стоит достаточно сложная задача переосмысления всех правовых положений и создания новой законченной учебной дисциплины и науки.

Наука гражданского процессуального права неразрывно связана с гражданским, семейным, трудовым, земельным, административным и другими отраслевыми правами и их науками, что предполагает комплексное изучение российского законодательства.

Студенты должны помнить, что процесс обучения носит двусторонний характер, его важнейшим элементом является самостоятельная, систематическая работа. Лекция – это ствол знаний, так как преподаватель в отведенное учебное время не способен изложить весь теоретический материал настолько подробно, насколько этого требует качественная профессиональная подготовка специалиста. Именно поэтому семинарам, которым предшествует самостоятельная работа студента, имеет такое важное значение.

При изучении любой учебной дисциплины, в том числе гражданского процесса, студентам необходимо четко представлять объем знаний, которым они должны овладеть по завершении обучения. Представление об этом дает учебная программа курса, изложенная в данных методических рекомендациях.

Изучение гражданского процесса рассчитано на один учебный год, или два семестра. В течение учебного года студенты должны помимо усвоения знаний по предмету, подготовить курсовую работу и учебное гражданское дело, охватывающее все стадии гражданского процесса.

Цель: создание основания тех знаний и умений, которые студенты получают в результате изучения гражданско-процессуального права.

Задачи:

  • изучение истории возникновения и развития теоретических знаний о гражданско-процессуальном праве.

  • овладение понятийным аппаратом на основе действующего гражданско-процессуального законодательства

  • овладение практическими навыками и умениями применения гражданско-процессуального законодательства

В процессе освоения учебной программы студент должен:

А) иметь представление:

  • о месте и роли дисциплины «Гражданское процессуальное право» в системе юридических наук;

  • о судебной системе, сложившейся на территории РФ.

Б) знать:

  • суть гражданского процесса;

  • проблемы подведомственности гражданских дел;

  • принудительную реализацию актов органов гражданской юрисдикции.

В) уметь использовать:

  • знание основных институтов гражданского процессуального права при возникновении процессуальных правоотношениях,

  • знание принципов гражданского процесса для реализации демократизма.

Г) владеть:

  • процессуальной юридической терминологией и понятиями основных правовых институтов гражданского процессуального права, что существенно расширяет кругозор юриста и закладывает базу для творческого отношения к юридическим конструкциям в практической работе.

Достижение целей обучения по дисциплине предполагает:

  • формирование основы знаний о системе права, основных институтах, процессе их становления и эволюции;

  • формирование умений правильного применения основных процессуальных юридических понятий и институтов гражданского процесса в практической работе и при изучении отраслей права Российской Федерации и фундамента юридического мышления вообще.

Программа соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (2000 г.).

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)» по специальности:

021100 Юриспруденция

Формы защиты гражданских прав; понятие гражданского процесса, источники гражданского процессуального права, процессуальная форма; принципы российского гражданского процессуального права; гражданские процессуальные отношения; подведомственность гражданских дел; подсудность, участники гражданского процесса; иск; судебное доказывание; судебное разбирательство; виды судебных постановлений; исполнительное производство; нотариат; третейские суды; основы знаний об арбитражном процессе.

ПРОГРАММА КУРСА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО»

Часть первая. Судебная форма защиты субъективных прав.

Раздел I. Общие положения.

Тема 1. Предмет и система курса
гражданского процессуального права.

Конституция РФ о праве на судебную защиту. Роль правосудия по гражданским делам в условиях обновления общественных отношений и формирования правового государства.

Иные формы защиты прав и интересов граждан и организаций.

Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы.

Понятие гражданского процессуального права. Предмет, метод, система и значение гражданского процессуального права.

Соотношение гражданского процессуального права с другими отраслями российского права.

Источники гражданского процессуального права. Гражданско-процессуальные нормы, их структура, действие во времени и пространстве.

Структура и основное содержание Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Понятие гражданского судопроизводства (процесса) и его задачи. Виды гражданского судопроизводства. Стадии гражданского процесса.

Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы.

Предмет и система науки гражданского процессуального права. Система учебного курса.

Тема 2. Принципы гражданского процессуального права.

Понятие принципов гражданского процессуального права и их значение. Система принципов гражданского процессуального права. Классификация принципов гражданского процессуального права. Взаимосвязь принципов гражданского процессуального права.

Организационно-функциональные принципы гражданского процессуального права: осуществление правосудия только судом, единоначалие и коллегиальность при рассмотрении гражданских дел, независимость судей и подчинение их только закону, равенство граждан и организаций перед законом и судом, принцип гласности, государственный язык судопроизводства.

Функциональные принципы: принцип законности, судебной истины, диспозитивности, состязательности, процессуального равноправия сторон, устности, непосредственности, непрерывности.

Тема 3. Гражданские процессуальные правоотношения.

Понятие гражданских процессуальных правоотношений и их особенности. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских процессуальных правоотношений.

Субъекты гражданских процессуальных правоотношений, их классификация.

Суд, как обязательный субъект гражданских процессуальных правоотношений. Правовое положение суда. Состав суда. Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел. Федеральные суды и мировой судья. Нравственные основы судебной деятельности.

Лица, участвующие в деле, и другие участники процесса как субъекты гражданских процессуальных отношений. Понятие и состав лиц, участвующих в деле. Права и обязанности лиц, участвующих в деле, добросовестное ведение дела.

Объект гражданских процессуальных правоотношений.

Тема 4. Стороны в гражданском процессе.

Понятие сторон в гражданском процессе.

Гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность. Процессуальные права и обязанности сторон.

Процессуальное соучастие. Цель и основания соучастия. Виды соучастия. Процессуальные права и обязанности соучастников.

Понятие надлежащей и ненадлежащей стороны. Условия, порядок и последствия замены ненадлежащего ответчика.

Процессуальное правопреемство (понятие и основания). Порядок вступления в процесс правопреемника и его правовое положение. Отличие процессуального правопреемства от замены ненадлежащей стороны.

Тема 5. Третьи лица в гражданском процессе.

Понятие третьих лиц в гражданском процессе. Их виды.

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора. Основания и процессуальный порядок вступления их в дело. Процессуальные права и обязанности третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования. Отличие третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, от соистцов.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора. Основания и процессуальный порядок привлечения (вступления) их в гражданское дело. Процессуальные права и обязанности третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, отличие их процессуального положения от соучастников (соистцов, соответчиков).

Тема 6. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве.

Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе. Процессуальное положение прокурора в суде по гражданскому делу.

Возбуждение гражданского дела в защиту неопределенного круга лиц.

Участие прокурора в суде первой инстанции. Его права и обязанности.

Заключение прокурора по делам, по которым его участие является обязательным.

Апелляционное и кассационное представление прокурора. Правовое положение прокурора в судах апелляционной и кассационной инстанций.

Надзорное представление прокурора. Участие прокурора в суде надзорной инстанции.

Тема 7. Участие в процессе государственных органов,
органов местного самоуправления, организаций и граждан,
защищающих нарушенные и оспариваемые права, свободы
и охраняемые законные интересы других лиц.

Основания и цель участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц.

Условия возбуждения гражданского дела в защиту других лиц. Их процессуальные права и обязанности.

Возбуждение гражданского дела в интересах неопределенного круга лиц.

Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления с целью дачи заключения по делу. Основания вступления в дело. Процессуальные права и обязанности этих лиц.

Отличие участвующих в деле государственных органов и органов местного самоуправления от других участников процесса (прокурора, третьих лиц, экспертов).

Тема 8. Представительство в суде.

Понятие судебного представительства. Основания и виды представительства в суде.

Полномочия представителя в суде, их объем и оформление.

Лица, которые не могут быть представителями в суде.

Тема 9. Процессуальные сроки.

Понятие процессуальных сроков и их значение. Виды процессуальных сроков.

Исчисление процессуальных сроков. Порядок продления и восстановления пропущенного процессуального срока.

Тема 10. Судебные расходы. Судебные штрафы.

Понятие и виды судебных расходов в гражданском процессе. Государственная пошлина. Издержки, связанные с производством по делу. Освобождение от судебных расходов. Распределение судебных расходов.

Судебные штрафы. Основания и порядок наложения судебных штрафов. Сложение или уменьшение штрафов.

Тема 11. Подведомственность гражданских дел.

Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Отграничение дел, подведомственных судам общей юрисдикции и дел, подведомственных арбитражным судам. Подведомственность дел третейским судам.

Тема 12. Подсудность гражданских дел.

Понятие подсудности, ее отличие от подведомственности.

Виды подсудности. Родовая подсудность. Территориальная подсудность, ее виды.

Подсудность гражданских дел мировым судьям. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам.

Порядок передачи дела в другой суд.

Последствия несоблюдения правил подсудности дела.

Тема 13. Доказывание и доказательства.

Понятие и цель судебного доказывания. Понятие судебных доказательств. Сведения о фактах и средства доказывания. Доказательственные факты.

Понятие предмета доказывания. Определение предмета доказывания по конкретным гражданским делам. Факты, не подлежащие доказыванию.

Бремя доказывания. Распределение между сторонами обязанности доказывания.

Доказательственные презумпции (понятие и значение).

Относимость и допустимость доказательств. Представление и истребование доказательств. Порядок истребования доказательств у лиц, не участвующих в деле. Роль суда в собирании и истребовании доказательств. Оценка доказательств.

Классификация доказательств: первоначальные и производные; прямые и косвенные; личные и вещественные; устные и письменные.

Виды доказательств. Объяснения сторон и третьих лиц. Признание стороной фактов.

Свидетельские показания. Свидетельский иммунитет. Процессуальный порядок допроса свидетелей. Права и обязанности свидетеля.

Письменные доказательства. Виды письменных доказательств (по содержанию и форме). Проверка судом заявления о подложности письменного или иного доказательства.

Вещественные доказательства. Их отличие от письменных доказательств. Порядок хранения и исследования вещественных доказательств.

Осмотр на месте письменных и вещественных доказательств. Права лиц, участвующих в деле, при осмотре на месте. Протокол осмотра.

Аудио- и видеозаписи. Их воспроизведение и исследование. Хранение и возврат носителей аудио- и видеозаписей.

Экспертиза. Основания и порядок ее назначения. Виды судебных экспертиз: комплексная и комиссионная; дополнительная и повторная. Порядок производства судебной экспертизы. Заключение эксперта, его содержание. Процессуальные права и обязанности эксперта.

Роль специалиста в исследовании доказательств. Консультация специалиста. Отличие специалиста от эксперта.

Обеспечение доказательств. Основания обеспечения доказательств. Обеспечение доказательств до и после предъявления иска.

Судебные поручения. Процессуальный порядок дачи и выполнения судебного поручения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Назаров Борис Иванович право учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    - дать базовые знания (представления) по основным отраслям российского законодательства и особенно по тем, с которыми любой гражданин сталкивается в своей повседневной жизни: гражданскому праву, трудовому праву, административному
  2. Учебно-методический комплекс подготовлен Темновым А. В., старшим преподавателем Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Гражданско-правовых дисциплин протокол от 19 января 2011 №5 Рецензент: Бараненков В.

    Учебно-методический комплекс
    Предлагаемый учебно-методический комплекс составлен согласно ГОС ВПО к обязательному уровню содержания для подготовки бакалавров и дипломированных специалистов.
  3. Учебно-методический комплекс (специальность «Юриспруденция») Москва 2004 (9)

    Учебно-методический комплекс
    Данный комплекс определяет объем знаний по дисциплине «Нотариат», содержит учебную программу, тематические планы изучения дисциплины студентами всех форм обучения, планы семинарских и практических занятий и рекомендации по методическому
  4. Президенте Российской Федерации учебная программа курса

    Учебная программа курса
    Целями и задачами изучения учебной дисциплины «Гражданское право» является глубокое усвоение механизма гражданско-правового регулирования общественных отношений, овладение навыками толкования и применения законов, других нормативно-правовых
  5. Учебно-методический комплекс тактика и методика расследования преступлений специальность 03050165 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Государственным образовательным стандартом по специальности 030501.

Другие похожие документы..