Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
1. Требования Государственного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания образовательной программы по специальности 10040...полностью>>
'Реферат'
Тема работы актуальна потому, что решающий шаг в познании электромагнетизма сделал в середине XIX в. Дж.К.Максвелл, объединивший электричество и магн...полностью>>
'Документ'
Челябинск, ул. Свердловский проспект, д. 84 «Б», офис 419 Почтовый адрес 454080, г. Челябинск, а/я 1 3 5, для ООО «ИМПЕРИЯ ГРУЗОВ» Расчетный счет 407...полностью>>
'Заседание'
С 9 по 12 октября в девятый раз пройдет главное событие отрасли – Международный Лесной Форум. Организаторы Форума – Полномочное представительство Пре...полностью>>

Главная > Лекция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция «День голосования»

Добрый день уважаемые слушатели, коллеги!

Нам сегодня предстоит обсудить один из самых ответственных этапов избирательной кампании – организацию работы участковой избирательной комиссии в день голосование и процедуры специальных видов голосования: по открепительным удостоверениям и вне помещения для голосования. Назвать какой-либо из этапов избирательной кампании главным нельзя по определению. Любые ошибки при выполнении любой избирательной процедуры могут повлечь за собой последствия, вплоть до признания результатов голосования на данном избирательном участке недействительными.

Тем не менее, день голосования – особый день. Комиссии работают при большом скоплении людей, под пристальным вниманием наблюдателей, членов комиссии с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации, кандидатов, их доверенных лиц. Все это вызывает значительное напряжение моральных и физических сил, требует максимальной концентрации на протяжении многих часов. С учетом накопившейся усталости от предыдущих напряженных дней единственной панацеей от ошибок и просчетов может стать знание буквы закона, понимание его духа, осознание важности выполнения норм избирательного законодательства каждым членом комиссии с правом решающего голоса. Ведь если к разноголосому хору контролеров добавится разноголосица членов участковой комиссии, думаю, что вероятность сбоев умножится многократно. Именно поэтому, наибольшее количество обращений в суды связано с обжалованием деятельности избирательных комиссий в день голосования и соблюдением процедуры подсчета голосов избирателей.

Это я говорю к тому, чтобы все мероприятия по организации процедуры голосования были отрепетированы у вас в деталях до наступления этого дня, чтобы большинство проблемных ситуаций были проработаны тщательно со всеми членами комиссии. Особое внимание следует обратить на скептически настроенных коллег. В каждой (или почти в каждой) комиссии есть такие и в день голосования они отнимают много времени на убеждения, а если времени на это у председателя нет, то формируют в своем кругу общения мнение о фактах многочисленных нарушений законодательства, допущенных в ходе голосования.

Я столь подробно остановился на этой проблеме, чтобы вы поняли, что объявляя начало работы комиссии в день голосования нужно быть уверенным в том, что готовность есть не только техническая, но и организационная.

Как вы уже поняли из цикла прочитанных лекций и практических занятий – избирательное законодательство современной России основывается на многочисленных правых документах. Тем не менее, базой для функционирования федеральных и региональных законов, различных нормативных документов, начиная от закона «О выборах Президента Российской Федерации» и заканчивая избирательными нормами уставов муниципальных образований, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Поэтому его зачастую называют «базовым законом», этим термином буду пользоваться и я для сокращения. При этом лекция будет построена в основном на конструкциях этого закона. И только в случае выделения какой-либо процедуры другими законами мы будем останавливаться на этих особенностях.

Итак, в субботу, накануне дня голосования, вся предварительная деятельность по подготовке к голосованию завершена. Председатель комиссии после передачи сведений в территориальную избирательную комиссию об итогах работы по уточнению списков избирателей, проверки подготовленной документации к открытию избирательного участка и уведомлению членов комиссии о времени начала работы комиссии (не путать со временем начала голосования), сдает по акту помещение под охрану сотруднику МВД и обходит прилегающую территорию. Это необходимо сделать и для того, чтобы убедиться в порядке на подходах и подъездах, и в целях контроля за соблюдением требований пункта 10 статьи 54 базового закона, который гласит: «Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них».

Если накануне дня голосования или в день голосования будут обнаружены агитационные материалы, расположенные с нарушением требований закона, следует незамедлительно уведомить правоохранительные органы, сактировать этот факт и предупредить кандидата, чья печатная продукция размещена противозаконно (это нужно сделать через территориальную избирательную комиссию).

Время начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования должно быть точно доведено до всех членов комиссии (в том числе и с правом совещательного голоса). «Базовый закон», также как и Федеральные законы «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» не устанавливают точного времени начала работы комиссии. В этих законах приведена следующая формулировка: «В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, участникам референдума, … пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии». Для конкретизации я предлагаю воспользоваться нормой пункта 3 статьи 53 закона Ростовской области от 6 июля 2006 года №515 «О выборах депутатов Законодательного собрания Ростовской области», которая устанавливает следующий порядок: «В день голосования перед началом голосования, за 15 минут до наступления времени голосования (в случае совмещения с днем голосования на выборах дня голосования на выборах в органы местного самоуправления - за 30 минут до наступления времени голосования), председатель участковой комиссии объявляет открытым помещение для голосования и предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, … пустые стационарные и переносные ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса получают от председателя участковой комиссии бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении в ведомости. После этого, но не ранее наступления времени голосования председатель участковой комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию. В случае совмещения дня голосования на выборах с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти время открытия помещения для голосования определяется в соответствии с федеральным законодательством».

Таким образом, временем начала работы комиссии следует считать 7 часов 30 минут или 7,45. Но это уже официальное начало работы, следовательно, ВСЕ члены комиссии с правом решающего голоса должны собраться за несколько минут до осуществления указанных процедур. НИ в коем случае нельзя начинать эти действия до наступления указанного Вами времени. В законах напрямую не указано на необходимость актирования процедуры осмотра и пломбирования пустых стационарных и переносных ящиков для голосования. Однако составление актов о предъявлении к осмотру и опечатывание ящиков для голосования предусмотрено нормативами избирательной комиссии Ростовской области. Считаю эту процедуру очень важной, так как она позволяет избежать дополнительных проблем в дальнейшем (пример по УИК Октябрьского района на муниципальных выборах 10 октября 2010 года и корреспондировать с ситуацией на выборах депутатов ГД ФС РФ в Шахтах в 2007 году).

В соответствии с пунктом 13 статьи 62 Федерального закона «Об основных гарантиях…» в день голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются. Если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, сроки и порядок погашения открепительных удостоверений и отрывных талонов устанавливаются этим законом. Сведения о погашении неиспользованных открепительных удостоверений и отрывных талонов с указанием их числа, а также номеров открепительных удостоверений вносятся соответствующей комиссией в акт, составленный по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Повторное голосование предусмотрено Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Пунктом 16 статьи 68 этого закона установлено, что:

«В случае проведения повторного голосования неиспользованные отрывные талоны открепительных удостоверений, выданных избирателям в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования, погашаются. В день повторного голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются вместе с отрывными талонами. Соответствующая избирательная комиссия составляет акты о погашении неиспользованных открепительных удостоверений и отрывных талонов с указанием числа таких удостоверений и талонов. Если Президент Российской Федерации был избран в результате общих выборов либо общие выборы Президента Российской Федерации были признаны несостоявшимися или недействительными, неиспользованные открепительные удостоверения вместе с отрывными талонами погашаются избирательной комиссией на третий день после официального опубликования результатов общих выборов Президента Российской Федерации. Сведения о погашении неиспользованных открепительных удостоверений и отрывных талонов с указанием их числа и номеров открепительных удостоверений вносятся соответствующей избирательной комиссией в акт, составленный по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации».

Далее. Хочу напомнить, что в соответствии с пунктом 13 статьи 17 «базового» закона: «участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей, участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя». Как правило, это делается для формирования рабочих мест членов комиссии в удобном для избирателя формате поиска: по улицам, номерам домов на улице или в алфавитном порядке. Поэтому, до начала голосования, члены комиссии с правом решающего голоса получают готовую книгу списка и необходимое для работы количество бюллетеней. Каждый факт передачи избирательных бюллетеней членам комиссии фиксируется председателем и секретарем участковой комиссии в специальной ведомости и удостоверяется личной подписью члена комиссии, получившего бюллетень.

Ровно в 8 – 00 председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о начале голосования, а члены комиссии должны быть готовы начать работу с избирателями. Избирательным законодательством предусмотрен перенос времени начала голосования в особых случаях. Мы не будем останавливаться на этих особенностях, тем более, что такие решения принимает комиссия субъекта Федерации.

Вся дальнейшая работа участковой избирательной комиссии жестко регламентирована законом и импровизаций в ней быть не должно.

Пункт 4 статьи 64 закона «Об основных гарантиях…»: «Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается». Порой члены избирательных комиссий вольно трактуют эту норму. Я могу привести пример с муниципальных выборов 10 октября 2010 года, когда один из членов участковой комиссии выдала бюллетени мужа его жене, мотивируя свои действия тем, что она знает эту семью и уверена, что жена проголосует так, как этого пожелал муж. Какие бы мотивы не руководили этим членом комиссии, её действия подпали под нормы статьи 5.22 КоАП, как незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме. А она гласит:

«1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей.

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей».

Как видите, оказана медвежья услуга и ответственность наступила и для избирательницы, получившей бюллетень за мужа.

Более того, участковая комиссия была вынуждена отстранить этого члена комиссии на основании следующей нормы: «Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами» (пункт 12 статьи 64 базового закона).

Идем по закону дальше.

Цитирую пункт 5 статьи 64 ФЗ - 67: «бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения». Думаю, что вы уже слушали пояснения по поводу того, что может быть признано документом, заменяющим паспорт гражданина. Но лучше повториться, так как на каждых выборах у нас случаются казусы, необъяснимые логикой.

Итак, пункт 16 статьи 2 базового закона устанавливает, что документом, заменяющим паспорт гражданина, является «…документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:

военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

Форма N 2П

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │

│ ВРЕМЕННОЕ │

│ УДОСТОВЕРЕНИЕ │

│ ЛИЧНОСТИ │

│ │

│ ГРАЖДАНИНА │

│ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ │

│ │

│ │

│ │

│ Является документом ограниченного срока действия │

│ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Форма N 2П

Внутренняя сторона

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │

│ N ____ │

│ │

│┌───────────┐ Фамилия __________________________________________________ │

││ │ __________________________________________________________ │

││ Место │ Имя ______________________________________________________ │

││ для │ Отчество _________________________________________________ │

││фотографии │ Дата рождения ____________________________________________ │

││ │ Место рождения ___________________________________________ │

│└───────────┘ │

│ Личная подпись ________________________________________ │

│ │

│ М.П. │

│ │

│ Адрес места жительства (места пребывания) _____________________________ │

│ _______________________________________________________________________ │

│ _______________________________________________________________________ │

│ │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ Удостоверение выдано __________________________________________________ │

│ (наименование подразделения) │

│ _______________________________________________________________________ │

│ В связи с _____________________________________________________________ │

│ (причина выдачи) │

│ │

│ Действительно до "__" __________ 20__ года │

│ │

│ М.П. │

│ Подпись руководителя │

│ подразделения ___________________________ │

│ │

│ Продлено до "__" __________ 20__ года │

│ │

│ М.П. │

│ Подпись руководителя │

│ подразделения ___________________________ │

│ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

- документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации). Это: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт. (Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

ПРИЛОЖЕНИЕ к распоряжению Минюста России,
МВД России, Минобороны России,
ФСБ России
от 25.09.2003 № 292/724/1/23



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция Политические партии и общественно-политические движения. Группы интересов и лоббизм. Политические идеологии. Избирательная система

    Лекция
    1.1. Политическая партия – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и ставящая целью реализацию своей политической программы путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществления.
  2. Лекции по курсу «Теория ценных бумаг» (8)

    Лекции
    Вы знаете, что такое опционы? Опционы — это вершина современной финансовой мысли (за их изучение даже дают Нобелевские премии по экономике) и высший пилотаж профессионального биржевого трейдинга — настоящими опционами стали торговать
  3. Кутыркина Людмила Владиславовна, Доцент кафедры рекламного маркетинга мгуп лекция

    Лекция
    На данный момент существует более 500 определений PR. Все они, в зависимости от их функционально-предметной составляющей, условно объединены в несколько больших групп.
  4. Конспект лекций Таганрог 2009 г. Лекция 1: «Конституционное право в системе российского права» Вопросы

    Конспект
    Конституционное право - одна из фундаментальных отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.
  5. Конспект лекций Таганрог 2008 г. Лекция 1: «Конституционное право в системе российского права» Вопросы

    Конспект
    Конституционное право - одна из фундаментальных отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.

Другие похожие документы..