Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Приношу глубокую благодарность всем тем, без кого эта книга не мог­ла бы состояться: директору ГЦТМ им. А. А Бахрушина В. В. Губину; всем сотрудникам...полностью>>
'Документ'
В 1888 году, как сообщила газета «Московские ведомости», шейх Джамал ад-дин ал-Афгани (1839-1897) совершил визит в Москву и Санкт-Петербург, приехав и...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Внедрение международных стандартов и сертификация по ISO 9 . Бенчмаркинг и модель делового совершенства....полностью>>
'Документ'
Во второй том этой книги входят дневниковые записи первого периода эмигрантской жизни Ивана Алексеевича и Веры Николаевны. Начинаются они с приезда Б...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Серия «Современное образованием

С.Н. Князев


Управление:

искусство

наука

практика

Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальностям экономического и юридического профиля

Минск

"Армита-Маркетинг, Менеджмент" 2002

УДК31й.бЧ)57.17(075.8)

ВБК 88.5я73 К54

Герия основана в 2002 i.

Рецензенты

рЯ теории и практики государственного управления ,ии управления при Президенте Республики Беларусь; ' каде д0кт. юрид. наук, проф., заслуженный юрист Республики Беларусь И. И. Васецкии; докт. ,жон. наук, проф. В. Л. Дадалко; докт. филос. наук. проф. А. II, Хгиъкевич

Князе»С' Н- v . . .

7 .равление: искусство, наука, практика: Учео. пособие /

Н Князев. — Мн.: Армита —Маркетинг, Менеджмент, '' '_ 512 с. (Серия «Современное образование»).

~1SHN 985-6320-94-1.

|]()(.0бип рагсмотрены теоретические и практические аспекты

,ния, его функции и методы. Современные упр.шченчегкие реше-

У11^'1 3h(.iHiiH, умения н практические навыки inn дар свыше? Какому

1ШЯ «правления отдать предпочтение? Как добиться авторитета, оздо-

стплю . . тановку в коллективе? В пособии даны ответы на .-*тп н многие

POB"TI> Опросы управ ,ения. ли\тне ^ р- едцазначено для студентов, аспирантов и преподавателе!! высших

у заведений, руководителей управ кчтоеского персонала мннис-учебнЫ М(.тн организаций, предприятий терств, вс'

УДК 316.6-057.17(075.8) ББК 88.5я73

© [Снязев (- И , 2002
(£> O4*<JPM7eHiie ЗАО «Армита —
ISRM Q8" гЧ?0-94-1 Маркетинг, Менеджмент», 2002

Вступительное слово к книге С. Н. Князева

Кризисное состояние экономики обусловлено многими причина ми, в числе которых в первую очередь называют ошибки реформа реванш, отсутствие механизма обоснования управленческих реше ний на макроуровне, т.е. проблемы, связанные с состоянием совре менной системы государственного управления, причем практически во всех странах с переходной экономикой. Во многом это объясня ется сложившимся вакуумом в экономической науке, когда прежние научные концепции командно административного управления эко­номикой были отброшены в сторону, а новые, отражающие специ­фику переходного периода, еще не разработаны.

Представленное учебное пособие определенным образом вое полняет эти пробелы. В нем рассматриваются принципиально но вые постановки целей государственного управления экономикой, современные методические подходы к менеджменту, которые воз можно внедрять в практику деятельности государственного аппа­рата: управление конфликтом, самоменеджмент руководителя, информационные технологии, управление персоналом и др. Работа написана на стыке многих наук: экономики, юриспруденции, фило софии, социологии и психологии.

Несомненный интерес представляет общая часть, посвящен ная теоретическим проблемам управления. В ней подробно даны ответы на многие дискуссионные вопросы: обосновано различие между системным и комплексным подходами к управлению, выяв­лена взаимосвязь между контролем и системой отчетности, чет ко определено место государственного управления в системе уп равления социальными системами, предложена система взаимодей ствия различных ведомств в рамках реализации принципа содей­ствия в государственном управлении и др.

Автору удалось не только теоретически и методически пра­вильно подойти к решению многих проблем, накопившихся в науке государственного управления, но и разработать рекомендации, ориентированные на внедрение уже сегодня. В частности, речь идет о предложениях по совершенствованию процедуры подготов­ки целевых программ и инвестиционных проектов на государ ственном уровне, мерах и механизчах экономической политики, направленных на обеспечение эконо чнческон безопасности.

Президент Ассоциации,

финансово-промышленных

групп России,

докт. техн. наук, профессор «^2^sS^~7^~7' О. Н. Сосковец

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Руководство как управление деятельностью других — это, с одной стороны, искусство, проявление природных качеств, организаторского таланта человека, его способности предви­деть развитие ситуации и своевременно принимать правиль­ные решения, налаживать совместный труд подчиненных, мо­билизовывать их на решение стоящих задач. С другой сторо­ны, руководство, как и управление — это наука.

Управление — это процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздей­ствия на объект управления с целью изменения его состояния. Руководство представляет собой ведущую, направляющую, организующую и регулирующую управленческую деятельность руководителя как субъекта управления. Таким образом, поня­тие «управление» шире понятия «руководство», т.е. руковод­ство можно рассматривать как составную часть управления.

При этом мы должны принять во внимание, что термины «управление» и «руководство» достаточно близко соприкасают­ся по смыслу и различаются только функциональным уровнем.

Теория управления имеет свой предмет изучения, вполне определенные закономерности, общие формы и методы, пра­вила и приемы, знание которых во многом предопределяет успех деятельности руководителя, уровень его управленческо­го профессионализма.

Чтобы эффективно управлять деятельностью других, даже обладающему организаторским талантом руководителю нужно овладеть научными основами социального управления — тео рией управления и уметь творчески ее применять на практике, т.е. владеть искусством управления. Причем по мере роста ранга руководителей требования к их управленческим знаниям, организаторским способностям повышаются.

Вместе с тем руководство — это не только наука и искус­ство, но и огромное поле предметной практической деятель­ности (в прямом смысле — руководства). Организаторские способности, научные управленческие знания сами по себе не стоят ничего, если не уметь их использовать в интересах дела на практике. Грамотное руководство — есть искусство приме­нения руководителем на практике законов и закономерностей науки управления, принципов, функций и методов управлен­ческого процесса для достижения возглавляемым коллективом поставленных целей и задач.

Такой подход к пониманию руководства предопределяет и основные направления его совершенствования: улучшение под­бора руководителей; повышение эффективности использова­ния руководящих кадров путем управления их движением (рас­становка, ротация — выдвижение на вышестоящие должности, увольнение и т.д.); создание и совершенствование инфра­структуры деятельности руководителей; развитие системы непрерывного профессионального образования руководящих кадров и др.

Важнейшим среди этих направлений является подготовка (дополнительное профессиональное образование) руководящих кадров. Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функ­ции, руководители должны иметь специальные знания, форми­ровать умения и навыки, развивать личные качества, необходи­мые для эффективного руководства деятельностью возглавляе­мого коллектива, воспитания и обучения подчиненных.

Повышение профессиональной компетенции руководителя предполагает:

  • повышение уровня профессионализма с учетом специа­
    лизации и предъявляемых квалификационных требований;

  • повышение правовой культуры ~ овладение знаниями, не­
    обходимыми для обеспечения законности в деятельности возглав­
    ляемой организации (подразделения), умением грамотно исполь­
    зовать нормы права, управляя деятельностью подчиненных;

  • психолого-педагогическую подготовку, развитие личност­
    ных качеств для формирования сплоченного коллектива, уме­
    лого использования психолого-педагогических методов и
    средств управляющего воздействия;

6

  • развитие общей культуры, углубление знаний по
    проблемам и перспективам экономического и социально-поли­
    тического развития страны, способности учитывать их при
    организации управления деятельностью подчиненных;

  • фундаментальную управленческую подготовку, освое­
    ние способов достижения целей и повышение эффективности
    работы возглавляемого органа (подразделения).

Управление существует столько, сколько существует чело­вечество, и опыт управленческой деятельности накапливался тысячелетиями. Но управление как наука насчитывает всего лишь несколько десятилетий. Не случайно говорят, что управ­ление — древнейшая профессия, но молодая наука.

Наука управления в современном понимании — это специ­фическая отрасль научного знания, которая, в отличие от ки­бернетики — науки об общих чертах управления любыми системами (биологическими, техническими, социальными), за­нимается изучением процессов и явлений, возникающих в со­циальном управлении, в ходе организованного взаимодей­ствия людей в целях достижения наиболее эффективных ре­зультатов совместного труда. Она имеет свои границы в изу­чении этих процессов и явлений, устанавливает и согласует с другими науками (кибернетикой, социологией, психологией, юриспруденцией и т.д.) пределы своей области исследования, пограничные (стыковые) области, имеет свой, строго очерчен­ный объект и свой предмет исследования.

Очевидно, что объектом, этой теории является организатор­ская деятельность руководителя которая представляет собой главное звено, сердцевину всей его управленческой деятель­ности, включая исполнение им функций администратора, про­фессионала служебной деятельности организации, обучения и воспитания подчиненных.

Предмет данной теории составляют законы и закономер­ности, принципы, формы, методы, функции, этапы управлен­ческого цикла организаторской деятельности руководителя.

Опыт показывает, что в сфере организаторской деятель­ности руководителей можно выявить принципы, правила, примеры мастерства управления, которые, хотя по природе своей эмпиричны, а потому достаточно условны, все же могут оказаться полезными при разрешении большинства управлен­ческих ситуаций. Поэтому в предмет данной теории входит и искусство управления (организаторской деятельности руково-

дителя). Причем изучение этого искусства должно включать не только освоение положительного опыта руководства, но и анализ неудач, ошибок.

Таким образом, организаторская деятельность руководите­ля, рассматриваемая в качестве объекта данного курса, явля­ется основой управленческого труда. Этим и обусловлена тес­ная связь курса с научными дисциплинами, изучающими со­ответствующие аспекты деятельности руководителей, - пра­ва, психологии, педагогики, социологии и др.

Управленческие (и теоретического, и прикладного харак­тера) знания руководителя должны быть комплексными, охва­тывать все многообразие закономерностей функционирования объектов и субъектов управления, а также связей между ни­ми, характер решаемых задач и условия их решения. Поэтому необходим комплексный подход к подготовке руководящих

кадров.

Только при таком подходе можно создать прочный на­учный фундамент управленческой культуры и организатор­ской деятельности руководителей, обеспечить рациональное сочетание фундаментальной и прикладной направленности их профессионального образования.

Основной целью изучения предложенного курса является подготовка будущих руководителей к исполнению роли орга­низаторов служебной деятельности подчиненных, повышение уровня их управленческого профессионализма, управленчес­кой культуры, развитие творческих качеств.

Автор надеется, что предлагаемая книга поможет читателю:

  • сформировать четкое представление о сущности, целях и
    задачах руководства, о месте и основных ролях руководителя в
    системе управления;

  • углублять представление о содержании, принципах и ме­
    тодах организаторской деятельности руководителя и их
    практическом применении;

  • раскрыть возможности различных форм организаторской
    деятельности руководителя, технологии их эффективного
    использования;

  • усвоить основные функции руководителя и пути их реа­
    лизации на различных этапах управленческого цикла;

  • повысить уровень профессиональной управленческой
    культуры.

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Содержание науки управления

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Управление существует всегда в системе. Под системой по­нимается такая совокупность взаимодействующих элементов, которая имеет новые свойства, отличные от свойств самих эле­ментов. В системе главное не элементы, а взаимосвязи между ними, их взаимодействие, взаимоотношения. Взаимодействие элементой системы обеспечивается управлением.

Выдающийся итальянский политик XV века Никколо Ма­киавелли считал, что «управлять — значит заставить ис­полнителя верить». Достижение такого эффекта в управле­нии является одной из важнейших задач любого руководите­ля. Известно, что само слово «руководитель» буквально озна­чает «ведущий за руку». А по мере развития и усложнения деятельности организаций (подразделений) все более насущ­ной становится потребность иметь среди руководителей таких людей, которые осуществляли бы «надзор» над всеми подраз­делениями (сотрудниками) в целом, а не только выполняли узкоспециализированные функции.

Наши знания об управлении постоянно развиваются — из­меняются представления, уточняются понятия. В них находит отражение сущность и содержание управления, которые в лю­бой сфере деятельности определяются прежде всего системой отношений и решаемыми задачами, для которых создаются коллективы людей.

Y В широком смысле слова управление это про цесс перевода системы из одного состояния в ору гое посредством целенаправленного воздействия на кого-либо (что-либо) с целью изменения (сохра­нения) его состояния, поведения или действия, осуществляемого в рамках определенной системы отношений, именуемых системой управления.

V Управление по своей сути сводится к управляюще­му воздействию субъекта на объект, цель которо го — упорядочение соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями су­ществования и развития данной системы.

Целенаправленное упорядочивающее воздействие реализу­ется в связях между субъектом и объектом и осуществляется непосредственно субъектом управления.

В философском понимании управление является специфи­ческой, присущей только социальной системе, формой взаи­мосвязи элементов системы.

Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов.

  • Управление есть функция организованных систем раз­
    личной природы (биологических, технических, социальных),
    обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих пе­
    ред ними задач при сохранении структуры и поддержании ре­
    жима их деятельности.

  • Управление служит интересам взаимодействия составля­
    ющих ту или иную систему элементов, которые представляют
    единое целое и имеют общие для всех элементов задачи.

^ Управление — внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляю­щий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправ­ления).

> Существует множество взаимодействующих целостных
систем различного иерархического уровня, что предполагает
осуществление управленческих функций как внутрисистемно­
го, так и межсистемного характера. В последнем случае систе-

10

ма высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

>• Управление реально, когда налицо известное подчине­ние объекта субъекту управления, управляемого элемента си­стемы ее управляющему элементу. Следовательно, управляю­щее (упорядочивающее) воздействие — прерогатива субъекта управления.

Основные черты, характеризующие общее понятие управ­ления, полностью приемлемы и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объеди­нения (государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизвод­ственные объекты, семья и т.п.).

Важнейшей особенностью социальной сферы является то, что управленческие связи в ней реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Общая связь и единство социальных процессов, обеспечивает­ся социальным управлением. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Социальное управление как атрибут общественной жизни характеризуется признаками, предопределенными общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наи­более существенное значение имеют следующие из них. Итак, социальное управление:

  • есть только там, где проявляется совместная деятель­
    ность людей. Сама по себе такого рода деятельность (произ­
    водственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходи­
    мое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффектив­
    ное выполнение стоящих перед ними общих задач, достиже­
    ние единой цели. Управление организует людей для совмест­
    ной деятельности в определенные коллективы и организацион­
    но их оформляет;

  • призвано упорядочить совместную деятельность участ­
    ников, придать взаимодействию людей организованность, обес-

и

печивая согласованность индивидуальных действий, а также выполнение общих функций, необходимых для регулирования такой деятельности и прямо вытекающих из ее природы (пла­нирование, координация, контроль и т.п.);

  • в качестве главного объекта воздействия имеет поведе­
    ние (действия) участников совместной деятельности, их взаимо­
    отношения. Это критерии сознательно-волевого характера, в
    которых опосредствуется руководство поведением людей;

  • выступая в роли регулятора поведения людей, достигает
    этой цели в рамках общественных связей, являющихся по су­
    ти управленческими отношениями. Возникают они, прежде все­
    го, между субъектом и объектом в связи с практической реа­
    лизацией функций социального управления;

  • базируется на определенной соподчиненности воли лю­
    дей — участников управленческих отношений, так как их от­
    ношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Воля
    управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых.
    Отсюда — властность социального управления, означающая,
    что субъект управления формирует и реализует «господствую­
    щую волю», а объект подчиняется ей. Так выражается власт­
    но-волевой момент социального управления. Следовательно,
    власть есть специфическое средство, обеспечивающее следова­
    ние воли управляемых воле управляющих. Волевое регулиро­
    вание поведения людей в условиях государственной организа­
    ции общественной жизни обеспечивает необходимое «вмеша­
    тельство» государственной власти в социальные отношения.

Социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступает определенная группа людей, органи­зационно оформленная в виде соответствующих органов уп­равления (общественных либо государственных), или же от­дельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, име­ющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

Управление социумом многообразно. В самом широком смысле это организации общественных связей, его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного назначения, а также обществен­ные объединения. В качестве объекта управления выступает

12

все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей. Элементом системы социального управ­ления является также и местное самоуправление.

Социальное управление характеризуют также как государ­ственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличающийся от ее иных проявлений (законодательная, судебная, прокурорская дея­тельность), а также от управленческой деятельности общест­венных объединений и других негосударственных формирова­ний (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.).

В системе управления присутствует определенная упорядо­ченность в виде иерархической структуры органов управле­ния. К ним тесно примыкают структуры информационного обеспечения служебного процесса, вспомогательные техничес­кие, а также хозяйственные подразделения.

Одновременно в системе управления необходимо выделять подсистему подбора, обучения и воспитания, расстановки кадров.

Работа с кадрами способствует воспроизводству системы управления. Именно в процессе этой работы формируются подходы к совершенствованию управления, складывается ка­чественный уровень управленческой деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современное образование как драма идей материалы Первых Сабуровских чтений (25 февраля 2010 г., Москва) Москва

    Документ
    Современное образование как драма идей: материалы Первых Сабуровских чтений (25 февраля 2010 г., Москва). – М.: Федеральный институт развития образования, 2010.
  2. Современное образование не может полноценно развиваться без использования интернет-технологий, которые давно уже стали важным элементом молодежной культуры

    Документ
    Современное образование не может полноценно развиваться без использования интернет-технологий, которые давно уже стали важным элементом молодежной культуры.
  3. «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность» расставил акценты по модернизации российского образования и определил ориентиры развития образования города, потребовал мобилизации деятельности учебных заведений на достижение максимально возможных результатов, за

    Документ
    Единый августовский педагогический совет 2010 года на тему «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность» расставил акценты по модернизации российского образования и определил ориентиры развития
  4. Учебное пособие для технических вузов Серия «Современное высшее образование»

    Учебное пособие
    Отечественная история: Учебное пособие для технических вузов / Под ред. Бодровой Е.В., Поповой Т.Г. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 2005.
  5. Образование и наука IV материалы IV региональной научно-практической конференции апрель 2010 г. Новоуральск 2010 ббк 74+75 о 23

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – IV: Материалы IV региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, апрель 2010 г./ Филиал Урал.

Другие похожие документы..