Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных...полностью>>
'Доклад'
Общественные организации играют важную роль в формировании современного гражданского общества в Беларуси, становлении демократии, защите прав и свобо...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Психология профессиональной деятельности сравнительно молодая отрасль практической психологии. Предметом психологии профессиональной деятельности явл...полностью>>
'Регламент'
2.Нові підходи до ліцензування будівельної діяльності, пов’язаної із створенням об’єктів архітектури. Порядок подання і розгляду заяв та видачі ліценз...полностью>>

Правовое регулирование поступления граждан на военную службу в пограничные органы федеральной службы безопасности

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ

На правах рукописи

Чижикова Оксана Юрьевна

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ГРАЖДАН
НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Специальность: 12.00.14 – административное право;

финансовое право; информационное право

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва · 2008

Работа выполнена на кафедре административного и международного
права Московского пограничного института Федеральной службы
безопасности Российской Федерации

Научный руководитель:

кандидат юридических наук, доцент

Петров Владимир Иванович

Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор

Кардашова Ирина Борисовна

кандидат юридических наук, доцент

Редкоус Владимир Михайлович

Ведущая организация:

Пограничная академия

Федеральной службы безопасности

Российской Федерации

Защита состоится «___» ______ 2008 года в 14 ч. 30 мин. на
заседании диссертационного совета Д. 203.002.06 Академии управления
МВД России по адресу: 125171, Москва, ул. З. и К. Космодемьянских, дом 8, ауд. № 404.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии
Управления МВД России.

Автореферат разослан «___» ________ 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент К.Л. Яковлев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Кадровая политика ФСБ России как составная и неотъемлемая часть государственной кадровой политики направлена на формирование высокопрофессионального, сбалансированного по количеству и качеству кадрового состава, способного эффективно решать поставленные перед органами безопасности задачи. На современном этапе одним из главных приоритетов кадровой политики Пограничной службы является переход к комплектованию пограничных органов военнослужащими, проходящими службу на профессиональной основе

Успешная реализация мероприятий по проведению военной реформы и реформы в пограничных органах федеральной службы безопасности (далее  пограничные органы) зависит от решения ряда задач, среди которых мы выделяем совершенствование правового регулирования порядка поступления граждан на военную службу в органы федеральной службы безопасности.

Задачи, поставленные перед пограничными органами, должны реализовывать высокопрофессиональные, подготовленные сотрудники. Поэтому на повестке дня стоит первостепенная задача по совершенствованию порядка поступления на военную службу в пограничные органы граждан, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к сотрудникам федеральной службы безопасности, и способны решать задачи по локализации и нейтрализации, как внешних, так и внутренних угроз государству.

С переводом военной организации государства1 на контрактную основу возникла необходимость содержания небольшой по численности, но мобильной, хорошо оснащенной армии, укомплектованной высокопрофессиональными кадрами, которые способны выполнить поставленные задачи в области обороноспособности и безопасности государства. В данную деятельность включились и пограничные органы. Решение указанной задачи невозможно без проведения комплексного исследования по научному обоснованию перехода военной организации государства к комплектованию личным составом на контрактной основе и установлению к гражданам, желающим заключить контракт о прохождении военной службы, определенных требований;

С включением пограничных органов в процесс перехода военной организации государства к комплектованию личным составом на контрактной основе возникла необходимость установления определенных требований к гражданам, желающим поступить на военную службу в пограничные органы;

В настоящее время, в связи с вступлением пограничных органов в систему федеральной службы безопасности правовая база, регулирующая порядок поступления на военную службу в пограничные органы, претерпевает период серьезных качественных преобразований: ряд правовых актов устарел, призванные их сменить находятся на этапе разработки;

Степень научной разработанности темы. Проблема правового регулирования поступления в Вооруженные Силы Российской Федерации, иные органы, войска и воинские формирования исследовалась рядом ученых: А.Т. Вахидовым, Р.А. Загидулиным, С.И. Журавлевым, Г.И. Иваньковичем, А.Е. Калининым, А.И. Колединовым, Г.Н. Колибабой, А.В. Кудашкиным, Ю.И. Мигачевым, А.Г. Митюковым, Д.М. Овсянко, В.М. Редкоусом, Д.В. Смирновым, В.Е. Чекановым.

Между тем, каждый из вышеуказанных авторов затрагивал лишь отдельные аспекты, связанные с поступлением граждан на военную службу. Так, А.Т. Вахидов в своем диссертационном исследовании рассмотрел вопросы, связанные с поступлением граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации; Р.А. Загидулин обосновал необходимость, основные направления и принципы правовой реформы как условия реформирования военной организации государства; С.И. Журавлев предлагал привлекать к ответственности военнослужащих, увольняющихся до окончания срока контракта; А.Е. Калинин показывал сущность правовой регламентации комплектования и порядка прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации; А.В. Кудашкин свои работы посвятил исследованию института заключения контракта о прохождении военной службы; Д.В. Смирнов затронул вопросы комплектования должностей солдат и сержантов по контракту. В то же время, как и ранее, вопрос о правовом регулировании поступления граждан на военную службу является одним из важнейших теоретических и практических вопросов в военной, конституционной и административной правовой науке. В диссертационных исследованиях в основном подвергались анализу лишь отдельные аспекты правового регулирования поступления граждан на военную службу.

По мнению автора, в данном диссертационном исследовании необходимо акцентировать внимание на вопросах правового регулирования системы требований, предъявляемых к кандидату при поступлении его на военную службу в пограничные органы, изменения содержания контракта о прохождении военной службы, а так же упорядочения процедуры поступления граждан на военную службу в пограничные органы. Данное диссертационное исследование стремится восполнить этот пробел.

Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие в процессе поступления граждан в военную организацию государства в целом, в пограничные органы в частности.

Предмет исследования – нормы права, регулирующие порядок поступления граждан на службу в пограничные органы и практика их применения.

Целью диссертационного исследования является комплексное исследование правового регулирования поступления граждан на военную службу в пограничные органы и формулирование на его основе теоретических выводов, направленных на развитие науки в данной области военного права, а так же разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей отношения в исследуемой сфере.

Задачами диссертационного исследования являются:

1. На основе ученых в области административного и военного права разработать понятие и определить порядок поступления граждан на военную службу в пограничные органы.

2. предложить наиболее целесообразную модель комплектования пограничных органов на современном этапе на основе исторического опыта правового регулирования поступления на военную службу в вооруженные силы и пограничные органы

3. Обосновать необходимость введения требований общего и специального характера, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу в пограничные органы.

4. Провести анализ нормативных и подзаконных правовых актов, регулирующих порядок поступления на военную службу и определить недостатки, в части касающейся поступления граждан на военную службу в пограничные органы.

5. Определить правовую сущность и содержание контракта о прохождении военной службы в пограничных органах и предложить меры по совершенствованию видов контракта.

6. Разработать предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования поступления граждан на военную службу в пограничные органы на контрактной основе.

Методологическую основу исследования составляет совокупность приемов и методов познания социальных явлений и процессов, включающая общенаучные методы материалистической диалектики, исторический, логический, анализа и синтеза, а также частнонаучные методы сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, функциональной оценки, системно-структурный, формально-юридический, структурно-функциональный, описательный и другие.

Теоретической основой исследования являются труды следующих ученых: Г.В. Атаманчука, Д.М. Бахраха, С.И. Журавлева, А.Е. Калинина, А.В. Кудашкина, Н.И. Кузнецова, В.А. Малых, Ю.И. Мигачева, А.Г. Митюкова, Д.М. Овсянко, Н.И. Павлова, Л.В. Певеня, А.М. Плеханова, Д.В. Смирнова, В.Е. Чеканова.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой первое комплексное исследование правового регулирования поступления граждан на военную службу в пограничные органы. Квалифицированный научный анализ правовых основ поступления граждан на военную службу в пограничные органы был проведен автором исследования с учетом специфики выполняемых задач пограничными органами, а также анализа исторического опыта поступления на государственную службу. В результате проведенного анализа автором был выявлен ряд правовых проблем и намечены пути их решения.

Впервые сформулировано и обосновано теоретическое понятие «поступления граждан на военную службу в пограничные органы».

Разработана система требований, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу в пограничные органы.

Автором предложено ввести четыре вида контракта для различных категорий военнослужащих пограничных органов.

На основе анализа практики работы кадрового аппарата разработан проект Инструкции по организации поступления граждан на военную службу в пограничные органы федеральной службы безопасности.

Выработаны предложения и практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования поступления граждан на службу в пограничные органы.

Данная работа по ряду направлений доведена до уровня выводов и рекомендаций, для использования в ходе дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере.

По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Авторское определение понятия «поступление на военную службу в пограничные органы федеральной службы безопасности», как установленный законом комплекс последовательных мероприятий, проводимых уполномоченными органами федеральной службы безопасности, направленных на проведение обязательных процедур, в целях изменения статуса кандидата от гражданского лица к военнослужащему, т.е. гражданину, имеющему специальный статус.

2. Представляется целесообразно сохранить в Российской Федерации контрактно-призывного способа поступления лиц в военную организацию государства с поэтапным увеличением численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с учетом экономических и демографических возможностей государства – как наиболее эффективной модели комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации и пограничных органов личным составом.

3. Система требований, предъявляемых к гражданам при поступлении на военную службу в пограничные органы, которая включает в себя требования, установленные федеральным законодательством, регулирующие поступление граждан на военную службу общего характера: гражданство, образование, здоровье и уровень физического развития, наличие определенных качеств1 и требования, установленные федеральным законодательством, регулирующие поступление граждан на военную службу в пограничные органы специального характера: допуск к сведениям составляющих государственную тайну, дактилоскопическая регистрация, профессионально-психологический отбор, прохождение испытательного срок.

4. Авторский вывод о необходимости внести дополнения в Типовую форму контракта о прохождении военной службы2, касающиеся введения четырех видов контрактов для различных категорий военнослужащих и сотрудников федеральной службы безопасности. Виды контракта, на наш взгляд, должны быть определены: для офицерского состава; для курсантов военных образовательных учреждений; для военнослужащих, проходящих военную службу в сложных, опасных и чрезвычайных условиях; для остальных категорий военнослужащих.

5. Предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и подзаконных актов в части, касающейся правового регулирования поступления граждан на военную службу в пограничные органы, а именно:

- внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в части касающиеся конкретизации условий контракта о прохождении военной службы. Контракт о прохождении военной службы должен иметь указание на стороны и предмет контракта; срок; права и обязанности сторон; ответственность сторон; порядок и условия досрочного расторжения контракта; заключительные положения;

- внести изменения и дополнения в Приложение 1 «Положения о порядке прохождения военной службы» (Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»), касающиеся введения четырех видов контрактов о прохождении военной службы для различных категорий военнослужащих;

6. Авторский проект Инструкции по организации поступления граждан на военную службу в пограничные органы федеральной службы безопасности

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии теории военного права в сфере совершенствования правового регулирования поступления на военную службу в пограничные органы.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного анализа, оценки и выводы позволяют уточнить, дополнить подходы, определяющие направления в совершенствовании правового регулирования поступления граждан на военную службу в пограничные органы. Теоретические положения и выводы, сформулированные на основе исследования, могут быть рекомендованы:

– при подготовке нормативных правовых актов (на федеральном и ведомственном уровнях), регламентирующих деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности;

– в процессе преподавания курсов военного, административного права, посвященных правовому регулированию поступления и прохождения военной службы в пограничных органах.

Обоснованности и достоверность полученных результатов определяется комплексным характером исследования. Суждения и выводы построены на основе анализа научных публикаций, монографий, статей, которые относятся к различным отраслям научного знания (военное право, конституционное право, истории и др.).

В процессе работы над диссертацией были изучены и проанализированы нормативные правовое акты, имеющие непосредственное отношение к теме исследования, в том числе Конституция Российской Федерации, акты законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, Указы Президента Российской Федерации, приказы и инструкции Федеральной службы безопасности. В работе так же использовались материала, опубликованные в средствах массовой информации по вопросам поступления граждан на военную службу, статистические сведения Управления кадров Пограничной службы ФСБ России об укомплектованности пограничных органов военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а так же материалы научных и научно-практических конференций, проводимых по актуальным вопросам обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы научной работы обсуждались на кафедре административного и международного права Московского пограничного института ФСБ России и были опубликованы автором в ряде научных статей. Основные выводы и предложения диссертационного исследования были доложены и одобрены на межвузовской научно-практической конференции: «175 лет военно-юридическому образованию в России» (Москва, 2007 г.) и VII Всероссийской научно-практической конференции «Государство, право, управление – 2007» (Москва, 2007 г.).

Разработанные предложения по совершенствованию нормативных правовых актов нашли свое отражение при осуществлении нормотворческой деятельности Пограничной службы ФСБ России.

Кроме того, материалы диссертационного исследования использованы в методических материалах, подготовленных в Московском пограничном институте ФСБ России; в процессе проведения занятий по учебным дисциплинам «Специальная государственная служба» и «Административное право» с курсантами Московского пограничного института ФСБ России.

Структура диссертационного исследования обусловлена объектом, предметом, целью, задачами исследования. Диссертация представляет собой введение, две главы (по три параграфа каждая), заключение, библиографию и приложения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, определяются его цель и задачи, указывается методологическая основа исследования, теоретическая базы, научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту. Здесь же содержатся сведения о теоретической и практической значимости работы, об обоснованности и достоверность полученных результатов, об апробации результатов исследования, а также излагается структура диссертационной работы.

В первой главе «Теоретико-правовые основы поступления граждан на военную и правоохранительную службу» раскрываются понятие и содержание поступления на государственную службу, исследуются основные исторические этапы правового регулирования поступления на государственную службу в целом, военную службу в частности.

В первом параграфе «Понятие и порядок поступления граждан на военную службу в пограничные органы федеральной службы безопасности» при проведении анализа научных изданий о поступлении на государственную службу автор выявил, что ряд ученых применяет термины «формирование кадрового аппарата», «замещение государственной должности» и другие, не выделяя понятия «поступление на государственную службу»1. Другая группа ученых (например, А.Ф. Ноздрачев) выделяет только условия поступления на государственную службу, под которыми она имеет в виду фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение, исключительно при наличии которых и могут возникнуть государственно-служебные отношения2.

Следует согласиться с мнением Б.Н. Габричидзе о том, что поступление на государственную службу – это процесс практического назначения на государственную должность кандидата, отвечающего установленным требованиям, для выполнения соответствующего вида управленческой или государственной деятельности3.

Исследование понятия поступления на государственную службу получило отражение в трудах ученых в области военного права. Автор соглашается с мнением А.В. Кудашкина и К.В. Фатеева о том, что военная служба регламентируется не трудовым, а военным (специальным) законодательством, поэтому мы не можем применить вышесказанное к поступлению на службу в пограничные органы4. При этом поступление на военную службу и службу в пограничные органы сегодня регулируется общим законом5. В научной и специальной литературе не определено понятие поступления граждан на службу в органы федеральной службы безопасности.

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» также не определено понятие поступления граждан на военную службу, а лишь установлен порядок проводимых мероприятий с кандидатом поступающим, на военную службу. На каждом этапе проверяется соответствие кандидата требованиям, заявленным в законе. Однако в процессе проведения процедуры приема граждан на военную службу в пограничные органы возникает необходимость проведения специальных мероприятий, связанных с процедурой допуска лица к сведениям, составляющим государственную тайну и выявлением его психологических особенностей. Поэтому автор предлагает под поступлением на военную службу в пограничные органы понимать установленный законом комплекс последовательных мероприятий, проводимых уполномоченными органами федеральной службы безопасности, направленных на проведение обязательных процедур, в целях изменения статуса кандидата от гражданского лица к военнослужащему, т.е. гражданину, имеющему специальный статус.

Во втором параграфе «Историко-правовой анализ поступления граждан на военную и правоохранительную службу» рассматриваются основные исторические этапы правового регулирования поступления граждан на военную и правоохранительную службу.

Проанализировав исторический опыт правовой регламентации порядка поступления на государственную службу в России, а также требования к лицам, поступающим в вооруженные силы и пограничную охрану России, можно сделать вывод о том, что в период XVI-ХIX вв. русская армия формировалась личным составом в звене солдат-сержант на основе воинской повинности.

Поступление на офицерские должности осуществлялось за счет прохождения военной службы лицами из дворянского сословия. Главным требованием для поступления на военную службу было отношение к определенному сословию населения, от этого зависело назначение на определенную должность. К поступающих для охраны государственных границ было установлено обязательное требование проживания в приграничных поселениях. Командные должности и должности специалистов в данных поселениях должны были занимать профессионалы, а стражники набирались из числа «призывников».

В период XVIII-XX вв. русская армия пополнялась личным составом в звене солдат-сержант на основе воинской повинности. Обеспечение вооруженных сил и пограничной охраны офицерами осуществлялось за счет прохождения военной службы лицами из дворянского сословия.

В начале XX века был сформирован Отдельный пограничный корпус, где сохранился способ поступления в вооруженные силы и пограничные войска в звене солдат-сержант – на основе призыва на военную службу, в звене офицер – на профессиональной (кадровой) основе. Анализ качества обеспечения пограничной безопасности в советский период позволяет утверждать, что прием граждан на военную службу по контракту имел свои преимущества:

а) добровольный способ поступления на службу предполагал наличие у военнослужащих профессиональных качеств, так как они должны были быть способны приобретать соответствующий опыт и навыки при прохождении военной службы в течение определенного законом времени и, как правило, на одной должности;

б) воинское формирование, укомплектованное на добровольной основе, в силу выше указанного, было более боеспособно, более качественно решало вопросы охраны границ1

Вместе с тем, формирование Отдельного пограничного корпуса только на добровольной основе не могло полностью обеспечить потребности войск в личном составе. Высокие требования к кандидатам и суровые условия службы не всегда устраивали добровольцев. Поэтому командование пограничного корпуса начинает ограничивать количество добровольцев в частях на основе принятого закона «Об обязательной военной службе»2. Указанный закон установил способ поступления в вооруженные силы государства на основе всеобщей обязательной военной службы трудящимися мужского пола от 19 до 40 лет.

В 90-е годы прошлого века в связи с распадом СССР и созданием нового государства, появилась необходимость создания и армии нового типа. Разумеется, в данной армии должны были служить граждане, отвечающие современным требованиям, способные по своим качествам выполнить новые задачи, определенные Президентом и Правительством России. Поэтому параллельно с изменениями в экономике страны начались реформы в строительстве Вооруженных Сил России, в целом, и пограничных войск в частности. Появилась объективная необходимость создания новой правовой базы, регулирующей вопросы строительства военной организации государства, и пополнения войск личным составом.

Правовое регулирование поступления в Вооруженные Силы и пограничные войска Российской Федерации личным составом с 1993 года осуществлялось на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и других подзаконных нормативных актов1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конституционно правовое регулирование права граждан на альтернативную гражданскую службу: вопросы теориии и практики диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук

    Диссертация
    Актуальность диссертационного исследования. Согласно части 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Курс лекций
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  3. Военный университет (1)

    Диссертация
    Проблемы правового регулирования комплектования Вооруженных Сил разрабатывались учеными-юристами как дореволюционного периода (Греков, Добровольский, Лобко, Редигер, Штейн и др.
  4. Методика применения норм кодекса российской федерации об административных правонарушениях в деятельности федеральной службы по надзору в сфере транспорта москва 2008 г

    Кодекс
    МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
  5. М. В. Баглай Конституционное право Российской Федерации Учебник

    Учебник
    Настоящий учебник, представляющий собой третье, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук.

Другие похожие документы..