Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
СанПиН 2.1.4. 0-02. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначени...полностью>>
'Автореферат'
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова Федерального аге...полностью>>
'Документ'
Способствовать привлечению внимания общественности к проблемам детей-инвалидов детей с ограниченными возможностями здоровья в современной социально-о...полностью>>
'Памятка'
СКРИБ (Из Ивана Околёсникова) Рукописная кипа в стол упрятана скриба....полностью>>

Я и все остальные Начала соционики (2004 г.) Что лучше жить с завязанными глазами, или отчет

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Любовь Анатольевна Бескова, Елена Андреевна Удалова

Я и все остальные

Начала соционики

(2004 г.)

Что лучше - жить с завязанными глазами, или отчетливо видеть, что происходит вокруг? Что практичнее - принимать решения вслепую, или делать осознанный выбор? Известные специалисты в области прикладной соционики помогут вам по-новому взглянуть на себя и на окружающих. Вы узнаете много интересного не только о себе, но и об известных людях, с которыми, как утверждает эта наука, у вас есть много общего.

Содержание

Об авторах

Введение

Истоки соционики

З. Фрейд

К. Г. Юнг

И. Майерс-Бриггс

А. Аугустинавичюте

Предмет

Метод

Основные направления исследования и перспективы применения

Соционические портреты

ДОН КИХОТ (интуитивно-логический экстраверт)

ДЮМА (сенсорно-этический интроверт)

ГЮГО (этико-сенсорный экстраверт)

РОБЕСПЬЕР (логико-интуитивный интроверт)

ГАМЛЕТ (этико-интуитивный экстраверт)

МАКСИМ (логико-сенсорный интроверт)

ЖУКОВ (сенсорно-логический экстраверт)

ЕСЕНИН (интуитивно-этический интроверт)

НАПОЛЕОН (сенсорно-этический экстраверт)

БАЛЬЗАК (интуитивно-логический интроверт)

ДЖЕК (логико-интуитивный экстраверт)

ДРАЙЗЕР (этико-сенсорный интроверт)

ШТИРЛИЦ (логико-сенсорный экстраверт)

ДОСТОЕВСКИЙ (этико-интуитивный интроверт)

ГЕКСЛИ (интуитивно-этический экстраверт)

ГАБЕН (сенсорно-логический интроверт)

Аспекты и функции

Модель А

Базовые функции

Творческие функции

Ролевые функции

Болевые точки

Суггестивные функции

Референтные функции

Ограничительные функции

Фоновые функции

Еще раз о слабых функциях

Интертипные отношения

Размышления о свободе человека

Не только соционика

Об авторах

Бескова Любовь Анатольевна. Закончила философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Кандидат философских наук, профессиональный преподаватель. Инициатор выпуска серии книг по соционике, составитель и редактор. Автор двух популярных книг по соционике «Путь к сердцу мужчины и... обратно» («Астрель», 2003) и «Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе» («Астрель», 2003), написанных в соавторстве с Е. А. Удаловой. Руководитель Центра прикладной соционики «Terra socionika». (Адрес сайта: . E-mail:connect@)

Удалова Елена Андреевна. Выпускница физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1993 года работает в соционике. Автор нескольких книг, статей и методики обучения соционической диагностике, курс которой прошли уже более 25 групп. С 1998 года - руководитель школы прикладной соционики. Занимается обучением диагностике, консультированием индивидуальных и корпоративных клиентов, разработкой учебных и тренинговых программ. (Подробности на сайте )

Введение

Истоки соционики

З. Фрейд

Австрийский врач (1856-1939), невропатолог, психолог, основатель психоанализа по праву может считаться предтечей теории информационного метаболизма (так еще называют соционику). Он жил и работал в Вене, много лет занимался лечением неврозов с помощью гипноза. Тогда у него сложилось представление о наличии психических процессов, которые находятся вне сферы сознания, но оказывают серьезное влияние на поведение пациента. Он первым ввел в культуру представление о том, что психические процессы не ограничиваются сферой осознанного, что неосознаваемые человеком элементы психики играют в его жизни существенную роль.

В самом начале прошлого века Фрейд сумел поселить в умах людей идею о том, что человеческую психику анализировать можно и нужно. Он ввел в науку представление о том, что существует определенная структура психики, показал ее различные уровни - сознание (ego), подсознание (id) и предсознание (super-ego) и исследовал их взаимодействие. Комплексы и страхи, влечения и вытеснения стали предметом научного анализа. Появились методы, позволяющие помочь человеку разобраться в скрытых от него самого мотивах его поступков.

В двадцатые годы фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Сейчас этот подход стал элементом общей культуры, помогающим людям сформулировать и разрешить свои психологические проблемы. Соционика опирается на психоанализ З. Фрейда, на его концепцию многослойного строения психической структуры человека.

К. Г. Юнг

Талантливый ученик З. Фрейда - Карл Густав Юнг (1875-1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую он вел около шестидесяти лет. В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между здоровыми людьми существуют объективные психологические различия, столь же неотъемлемые, как, например, цвет глаз. Разработанная типология, десятилетиями применявшаяся и уточнявшаяся в практике самого Юнга и его учеников, получила воплощение в книге «Психологические типы», вышедшей в 1921 году.

Изучая особенности психологических проявлений людей, Юнг построил свою типологию личности. Он ввел принципиально новые понятия, которые положил в основу типологии, и это позволило применить методы объективного анализа к изучению человеческой психики. Сейчас дихотомии «экстраверсия - интроверсия», «рациональность - иррациональность», «мышление - чувство», «ощущение - интуиция» широко используются в обыденной и профессиональной речи. Они даже приобрели такие оттенки значений, которые Юнг вовсе не имел в виду.

Для более наглядного представления типологии сведем в таблицу те признаки, по которым Юнг различал свои психологические типы.

Психологические типы К. Г. Юнга

Установки \ Классы

Рациональность

Иррациональность

Экстраверсия

Экстравертный мыслительный тип

Экстравертный чувствующий тип

Экстравертный ощущающий тип

Экстравертный интуитивный тип

Интроверсия

Интровертный мыслительный тип

Интровертный чувствующий тип

Интровертный ощущающий тип

Интровертный интуитивный тип

В дальнейшем Юнг ввел учет дополнительных признаков, и типы стали называться, например, так: «интровертный мыслительный с доминированием интуиции». При этом количество типов удвоилось и дошло до 16.

Соционика опирается на юнговскую типологию в ее первозданном, авторском понимании. Оказалось, что эта типология относится не столько к индивидуальному психическому миру каждого человека, сколько к общим принципам обработки информации о мире людьми различных типов.

Замеченные Юнгом признаки - это базовые свойства информационной системы человека, конфигурация нашего «бортового компьютера». В соционике они изучаются с применением методов информатики. Это позволило создать модели информационной системы человека, выявить объективные законы взаимопонимания и объективно проанализировать типовые проблемы, возникающие в процессе общения людей с различными способами восприятия информации.

И. Бриггс Майерс

Большой вклад в развитие типологии Юнга на Западе внесла его ученица Кэтрин Бриггс, посещавшая его лекции в Швейцарии. Она занялась пропагандой его идей и увлекла этим свою дочь Изабель Бриггс Майерс (1897-1980). Изабель поставила перед собой цель сделать открытия Юнга понятными и полезными «среднему человеку». В течение сорока лет она разъясняла и распространяла теорию Юнга, а также разработала систему тестов для определения типа личности, который она назвала «Индикатор типов личности Майерс-Бриггс» (The Myers-Briggs Type Indicator) или MBTI.

Юнговские установки, функции и классы в типологии Майерс-Бриггс выстроены в единую систему независимых признаков. Индексы-обозначения образованы от их английских названий. В разных работах встречаются разные переводы названий признаков. Во избежание путаницы, здесь указано название признака по Майерс-Бриггс.

Признаки типов личности

экстравертный (Extraverted)

Е - I

интровертный (Introverted)

мыслительный (Thinking)

Т - F

чувствующий (Feeling)

интуитивный (INtuitive)

N - S

ощущающий (Sensing)

решающий (Judging)

J - P

воспринимающий (Perceiving)

Для сравнения представим 16 типов личности по Майерс-Бриггс в таблице, аналогичной таблице юнговских психологических типов.

Типы личности по Майерс-Бриггс

Признаки

Рациональность (J)

Иррациональность (P)

Экстраверсия (Е)

ESTJ ENTJ

ESFJ ENFJ

ESTP ENTP

ESFP ENFP

Интроверсия (I)

ISTJ INTJ

ISFJ INFJ

ISTP INTP

ISFP INFP

Изабель Бриггс Майерс работала над тестами с 1942 года. На протяжении многих лет в них вносились существенные изменения и дополнения, позволяющие, как казалось, все более точно определить типовую принадлежность клиента. Сейчас опросник Майерс-Бриггс содержит более 100 вопросов. Количество вопросов варьирует в зависимости от типа опросника: для коммерческого или научного применения. В настоящее время уже множество вариантов опросника и подделок «ходит» в нашей стране и за рубежом.

Но практика показала, что человеческая информационная система - механизм чрезвычайно гибкий, он может выступать в нескольких режимах, в зависимости от состояния. При этом состояние человека может меняться в процессе заполнения теста. Как правило, такие «переключения» приводят к тому, что тест получается заполненным как бы несколькими лицами (от 2 до 4). Такое положение существенно затрудняет получение достоверного результата в автоматическом режиме.

Для точного определения типа исследователь должен непрерывно и квалифицировано отслеживать состояние клиента в процессе ответов на вопросы. Но классическое типоведение ограничилось именно тестами, ответы на которые затем просто пересчитывались. Если результат получается расплывчатым, предлагается просто пройти тест еще раз. Часто при этом результат еще раз «перекидывается», поскольку ситуация становится несколько напряженной, и человек «уходит» в состояние защиты. Таким образом, человек просто вынужден выбирать из нескольких вариантов свой тип, например по симпатии к описанию. Это существенно снижает научную достоверность метода.

Последователи Майерс и Бриггс - О. Крегер и Дж. М. Тьюсон издали в США книги, переведенные у нас в 1995 г.: «Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим», «Типы людей и бизнес. Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе», «16 дорог любви». В 1996 году в нашей стране вышел и перевод книги П. Тигера и Б. Бэррон-Тигер «Делай то, для чего ты рожден», также посвященной описанию психологических типов по Майерс-Бриггс.

П. Тигер и Б. Бэррон-Тигер приводят обширную библиографию по различным областям применения теории психологических типов личности, а также адреса институтов и центров по изучению юнговских типов. На Западе собран обширный материал наблюдений и рекомендаций по типоведению, но автоматическое применение тестов и отсутствие аналитического аппарата оставляют эти материалы на приблизительном, описательном уровне. А рекомендации, выдаваемые типоведением, опирающиеся, в основном на «здравый смысл», не всегда достаточно обоснованы.

А. Аугустинавичюте

Литовский экономист и педагог Аушра Аугустинавичюте исследовала психологические аспекты взаимопонимания. Она соединила наблюдения Юнга с методами информационного анализа, что позволило совершить прорыв в понимании работы человеческой психики.

Аушра Аугустинавичюте создала новую науку и назвала ее соционикой, или теорией типов информационного метаболизма.

Она разработала соционическую типологию, опираясь на базис Юнга, немного изменив названия функций, приблизив их к современным значениям слов. Так, вместо:

мышление, чувство, интуиция, ощущение

появились

логика, этика, интуиция, сенсорика

Аушра сформулировала правило, состоящее в том, что обмен информацией между двумя людьми происходит, по сути, между их юнговскими функциями. И если какие-то функции у обоих людей развиты примерно одинаково, то взаимопонимание проходит успешно. Но если возможности одноименных функций у партнеров значительно различаются, то вряд ли такие люди смогут понять друг друга в полном объеме.

Для наглядного отображения системы юнговских функций Аушра ввела их символьное обозначение. Вслед за Юнгом она, в отличие от системы Майерс-Бриггс, рассмотрела каждую из функций в экстравертном и интровертном вариантах. Аушра предложила для удобства обозначать их цветом:

Рациональные

Иррациональные

логика

этика

интуиция

сенсорика

Экстравертные

Интровертные

Из символов, заменивших юнговские функции, впоследствии образовались модели типов. Информационная структура психики приобрела графическое изображение. Порядок расположения символов в модели и их цвет отражают доминирующие признаки типа по каждой дихотомии. Такую модель структуры информационного восприятия каждого типа личности в честь Аушры назвали «моделью А».

Если в типологии Майерс-Бриггс описания типов личности исключительно эмпирические, собравшие опыт многолетних наблюдений, то в соционике к этому немаловажному факту прибавляется еще и прочная база - анализ особенностей типа по моделям.

Типы информационного метаболизма имеют полные научные названия, отражающие особенности каждого типа, например, логико-сенсорный интроверт, сокращенно ЛСИ. Для простоты часто используют псевдонимы типов, данные им по фамилиям известных людей или литературных персонажей. Наряду с псевдонимами некоторые авторы используют названия типов по профессиям, например, ЛСИ называется «Инспектор». Такие названия тоже дают некоторое представление о характерах типов.

Методы соционики позволяют объективно проследить и проанализировать процесс передачи информации от человека к человеку, найти источники искажений и причины взаимного непонимания.

Применив аналитический подход, Аушра рассмотрела взаимодействие между элементами моделей разных типов и пришла к мысли о том, что между типами людей существуют устойчивые интертипные отношения, определяемые не доброй или злой волей конкретных индивидуумов, а особенностями передачи и приема информации с функции на функцию. Так впервые обнаружилось, что существует не только структура личности, но и структура взаимоотношений. Эта структура составляет их объективную суть, определяемую формулами типов участников отношений, не зависящую от их стремлений и восприятия.

Ученик Аушры В. Ляшкявичус разработал таблицу интертипных отношений. Эту таблицу часто и по праву сравнивают с таблицей Менделеева в химии. Так же, как таблица Менделеева сделала из описательной химии науку с четкими законами и критериями, введение таблицы интертипных отношений внесло объективные критерии в науку о межличностных отношениях.

Описанный выше подход позволил сделать серьезные шаги по осмыслению человеческих взаимоотношений. Был открыт закон диады, или дополняемости психологических типов. Оказалось, что шестнадцать различных типов личности в социуме собраны в восемь диад. В диаде происходит гармонизация всей жизнедеятельности индивидуума. «То, что социальная группа образована из дуализированных или недуализированных индивидуумов, часто определяет качество психологического климата в группе, состояние самих индивидуумов, их характер и здоровье», - писала А. Аугустинавичюте.

При дальнейшем анализе моделей было найдено соответствие одной из слабых юнговских функций тому, что у А. Личко называется местом наименьшего сопротивления (МНС). В этой функции кроется основная причина стрессов, неврозов и конфликтов личности с окружающим миром. Соционика показывает, как определить эту обязательно существующую у каждого типа точку. Каждому из нас нелишне это знать, чтобы прикрывать и не перегружать слабое место.

Из информационного анализа стал более понятен и механизм социального прогресса. Все восемь диад образуют два кольца социального прогресса, движением информации в которых объясняется давно замеченное спиралевидное развитие общества.

Все шестнадцать типов личности составляют социон. В этой элементарной ячейке адекватно обрабатывается вся информация о мире, так как все типы личности вносят свой вклад в ее обработку. Поэтому в соционике его считают единицей интегрального интеллекта общества.

Для рассмотрения свойств различных коллективов оказалось полезным делить 16 компонентный социон на группы типов, обладающих общими свойствами. Одним из таких делений, отражающих психоклимат в коллективе, оказались квадры - четверки типов, связанных наиболее комфортными взаимоотношениями. Социон состоит из четырех квадр, отличающихся каждая своей атмосферой, духом, направленностью устремлений, характером юмора.

В развитии соционики важную роль сыграли ученики Аушры Аугустинавичюте Н. Н. Медведев, В. Ляшкявичюс, Г. Р. Рейнин и др. Большой вклад внесли киевская школа соционики (А. В. Букалов, В. В. Гуленко, В. Д. Ермак, Г. А. Шульман и др.) и новосибирская школа (Е. С. Филатова, Н. Я. Якушина и др.). Исследования ведутся также в Москве, Санкт-Петербурге, Днепропетровске, Ярославле, Костроме, Барнауле и многих других городах. Все больше людей убеждаются в эффективности и гуманности соционического подхода.

Сейчас в Интернете по запросу «соционика» выдается 120 000 страниц, и количество их удваивается каждые полтора года. Возможно, скоро утверждение о принадлежности человека к определенному типу переработки информации уже не будет вызывать ассоциацию с шарлатанскими манипуляциями. Эпоха информационного невежества постепенно уходит. И тип личности будет волновать человека не больше, но и не меньше, чем его пол или группа крови.

Предмет

Человеческая психика - это сложная система, позволяющая человеку взаимодействовать с внешним миром и выживать в нем. В целом проблема выживания относится ко всему человечеству, то есть к человеку как биологическому виду. Но она имеет первостепенное значение и для каждого отдельного индивида. Здоровая психика способна адекватно и вовремя реагировать на воздействие окружающей среды. Она отражает окружающую действительность, формируя в мозгу психический образ, с помощью которого человек регулирует свое поведение.

Всякое воздействие среды (природной и социальной) требует адекватной и своевременной ответной реакции, зачастую опережающей. Именно ее и способна обеспечить наша психика.

Благодаря психике человек в состоянии ориентироваться в окружающей среде и управлять своим поведением.

Итак, что же изучает соционика в таком неимоверно сложном явлении, как человеческая психика? Иногда приходится слышать, что все. Это не так. Соционика не изучает конкретную психику отдельного человека с его мотивами, страхами, историей жизни и прочим. Она изучает самые общие законы взаимодействия психики с окружающим миром.

Согласно соционике, взаимодействие психики с окружающим миром и с другими людьми происходит на информационном уровне. Знания, накопленные этой наукой, дают возможность изучать информационную структуру психики, которая носит объективный характер. Теперь мы не только знаем, что представители разных типов воспринимают информацию по-разному, но и можем совершенно точно указать, с каким типом информации каждый из нас работает лучше, а с каким хуже.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Амбарцумян В. В. Безопасность дорожного движения

    Документ
    Рекомендовано УМО вузов РФ по автотранспортному и дорожному образованию в качестве учебного пособия для слушателей курсов повышения квалификации специалистов по безопасности
  2. Книга шарлатана «Психотерапия»

    Книга
    В этой книге Тимур Гагин, профессиональный психолог, один из самых известных в России тренеров НЛП, президент Межрегиональной ассоциации центров НЛП, автор популярных книг и инициатор уникального проекта разработки системы комплексного
  3. Вестник интегративной психологии

    Документ
    Эта статья пишется накануне конференции «Интегративная психология: теория и практика», который будет проходить в г. Ярославле. Неординарность события для нашей науки невольно заставляет задуматься о том, когда, как и почему город на
  4. Педагогическое образование

    Документ
    Данный словарь является учебным изданием, содержащим свы ­- ше 1800 педагогических и междисциплинарных терминов, знание которых необходимо при изучении курса педагогики.
  5. Белая Магия Рунета

    Документ
    Названия санскрита — sam-skrta — обозна­чает «составленный», «сложенный», язык, доведенный до формаль­ного совершенства. Основная цель использования «божественного языка» — санскрита — идеальная запись сакральных текстов.

Другие похожие документы..