Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
Этический Кодекс психологов-консультантов в области индивидуального и семейного психологического консультирования (далее по тексту “психолог-консульта...полностью>>
'Документ'
«Чемпионат Украины по радиосвязи на УКВ - «Полевой день» (далее по тексту -ЧУ) - проводится в соответствии с действующими «Правилами соревнований по ...полностью>>
'Публичный отчет'
За отчетный период в рамках реализации проекта осуществлены исследовательские, образовательные и акционистские задачи, направленные на осуществление ...полностью>>
'Методические рекомендации'
Методические рекомендации разработаны для учащихся специальности 2-36 01 01 специализации 2-36 01 01 31 дневной, вечерней и заочной формы обучения, и...полностью>>

Главная > Конкурс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Конкурс творческих работ (эссе) педагогов общеобразовательных учреждений области «Моё Оренбуржье», посвящённый Году учителя

«Оренбуржье многонациональное…»

Автор: Куаншкалиева Камиля Самигуловна, заместитель директора по учебно-воспи-тательной работе, учитель иностранного

языка МОУ «Волжская средняя обще-

образовательная школа», п.Волжский, Курманаевского района

2010 г.

Моему старшему сыну Рустаму в день рождения…

Национальные черты нельзя преувеличивать, делать и исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе.

Д.  Лихачев

Многонациональность- это наше богатство и

красота, а не проблема.

Ю.В.Лужков

Всё начинается с семьи…

Сынок, сегодня твой день рождения, ты стал взрослее на один год. Эту страничку дневника я посвящаю тебе. Помнишь, как в классе четвёртом ты подошёл ко мне и спросил: «Почему я не похож на большинство других мальчиков и девочек из класса?». Я увидела, что в твоих глазах промелькнули слёзы. Понятно, обидели. И мы много и долго разговаривали на тему наций и национальностей, что главное в

жизни– это мир без войн, здоровье, любовь, что все мы в конце концов люди. Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга?

Существуют разные легенды. Вот одна из них. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы. Существуют не только легенды, но и наука антропология, изучающая происхождение и изменения физического типа человека.

Помнишь, когда у тебя появился братик, ты удивился, что он – светленький, почти «рыжик». Пришлось объяснять тебе, что истинные казахи были зеленоглазыми и рыжими. Поэтому у моего отца и его сестёр у всех зелёные глаза и светлая кожа, то же самое было и со стороны другого дедушки. А у твоего дяди Серика - смуглая кожа, но зелёные глаза.

Наше солнышко- Амирчик!

Тлеушев Диас

Вот все твои двоюродные братья и сёстры: единственный казах с испанским именем – это Диас. Мой брат с семьёй выиграли конкурс «Молодая семья- 2010». Вся их презентация и конкурсы были на основе традиций казахского народа, и их тепло встречали зрители. Мы всей семьёй им помогали: искали материал, снимали ролик, сочиняли стихи. А Диас сейчас солист детского казачьего ансамбля!

В Булате и Алиюше течёт татарская кровь. Булат- означает «сталь, стальной». Закончив техникум, получил профессию электрика, прошёл закалку в армии, в настоящее время работает по специальности, помогает матери. Увлекается спортом (был в школе второй ракеткой района по настольному теннису), техникой.

Брат и сестра Касимовы

Алиюша- многократный победитель районных и областных соревнований по шахматам, по информатике, по вокалу. Получает стипендию от спортивной школы. Алия - в переводе с арабского означает - "божественная", "величественная"

Они могут явиться примером и для твоих двоюродных сестрёнок из Самары: Маши и Даши Рякиных. Их кровь разбавлена финско- эстонской. Вот они- наши натуральные блондинки!

А когда ты был маленьким, ты спрашивал: «А дядя Гена – казах? А дядя Олег? А тётя Тамара? А кто тогда Маша? А почему?» Ты напоминал мне Маленького Принца Сент-Экзюпери, ставившего взрослого человека в тупик своими вопросами. Приходилось объяснять, что все мы - родственники, невзирая на происхождение. Мы живём в многонациональной стране и в твоём роду-племени теперь есть и русские, и татары, и азербайджанцы, и эстонцы, и финны, и болгары, и украинцы, и евреи, и даже шведы! А две мои подруги по институту - казашки - вышли замуж границу: одна за американца, а другая- за шотландца! Можно сказать, что появляется ещё одна национальность- метисы.

Все мы отлично ладим, вместе собираемся, соблюдаем традиции и обряды. Мне нравится наблюдать за старейшинами, как у них всё отточено,

Тамара и Олег Стояловы

рассчитано по минутам, распределены все обязанности и даже места. А у наших русских друзей или обрусевших городских родственников, например со стороны твоего папы, это вообще вызывает восхищение. Посмотри, как тётя Тамара и дядя Олег позируют в национальных нарядах, когда были в гостях у моих родителей. Они говорили: «Наши друзья умрут от зависти!» и, как дети, примеряли тюбетейки, чапаны, казакайки, тюрбаны. У Олега, на четверть болгара, на четверть, русского, наполовину казаха, взыграла кровь. Он, который полмира уже объездил, обещал посетить этим летом Казахстан и купить себе тюбетейку и чапан, а Тамаре (она-русская)- красивый платок и казакай!

А помнишь, как однажды ты пришёл из садика и говоришь, что у вас появился новенький и он - иностранец. На вопрос, почему ты так решил, искренне ответил - он говорит по-французски! В то время я преподавала французский язык, и всё чужое, непонятное ассоциировалось у тебя с этой нацией. А это был твой будущий одноклассник- Шенлик, и говорил он на азербайджанском языке. «А почему люди говорят на разных языках?»,- спросил ты. По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

В твоём возрасте, когда начинаешь обращать внимание на свою «непохожесть», отличие от других, эмоциональный человек очень переживает. Здесь главное – понять, что для тебя важнее. Я тебе всегда говорю, что тебя будут судить и уважать не за внешность, а за ум, отношение к людям, к родителям, щедрость души. Мы с сестрой, учителем начальных классов, стали лауреатами конкурса лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 и в 2007 годах. Эти победы мы посвятили нашим родителям, которые не имеют образования (всего 5 классов закончила мама и 7 классов – отец). Но добросовестно проработали на одних предприятиях по сорок лет. А недавно нашла прекрасный афоризм В.Гюго: «Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень».

Сейчас ты уже взрослый, больше уверен в себе. Да, ты отличаешься от других своих одноклассников: подтягиваешься больше всех, единственный из школы ходишь на руках, местный хакер и лучший знаток русского языка! Я уж не говорю об успехах у девчат! Кто тебе сейчас напоминает о цвете кожи? Чаще всего говорят, что завидуют твоему постоянному загару. Я рада, что ты внял моим словам, не ожесточился и уже стал проявлять больше внимание к своим корням.

Большому кораблю –большое плавание!

Ты уже более осмысленно относишься к нашим праздникам и обычаям, интересуешься значением имён и слов, рассматриваешь семейные фотографии.

Вот моя бабушка не доверяет мне (видишь, как она отстранила меня своим хрупким плечом?), купает тебя и замирает на мгновенье, позируя фотографу.

Дядя Ахмет и тётя Карлгаш Буранкуловы А здесь тебе годик и произошёл только что обряд Тусау кесу – традиция, по которой избранный гость (раньше это был старейшина) ребенку завязывает ноги веревкой или бантами (делает путы) и затем разрезает их. Через некоторое время ребенок сам становится на ноги и делает первые шаги. Всё действо сопровождается празднованием.

Этот обычай мы испытали на дочери моей русской подруги Уколовой Дане. Ты, наверное, не помнишь- тебе было около 5 лет. Девочка даже не пыталась ходить, и в годик мой племянник Булат разрезал ей путы.

И что ты думаешь? На следующий день она сделала несколько шагов!

А на этой фотографии ты провожаешь меня на праздник, который я устраивала для своих деток и их родителей в 5 классе «Дружба без границ». Одна из самых ярких черт Оренбуржья — многонациональность.

На территории области проживают представители боле 80 народов. В моём классе учились дети многих национальностей Оренбуржья: русские, мордва, казахи (с татаро-башкирскими

У мамы новый имидж!

корнями), украинцы, армяне, чуваши, немцы. Пригласили из старших классов азербайджанку, белоруса и татарку. Если и были какие-то разногласия у моих «вавилонян» раньше, то, исследовав обычаи, традиции, познакомившись с песнями, танцами (ребята пели песни на языках, некоторые специально выучили с бабушками), полюбовавшись прекрасными нарядами (все были в костюмах, которые сами с мамами сшили), предметами утвари из школьного музея, до самого выпуска у ребят не было малейших конфликтов на национальной почве. В конце вечера был пир горой: армянский лаваш, русские блины, украинские ватрушки, азербайджанский сычужный сыр, белорусские вареники с картошкой, татарский чак-чак, чувашские и мордовские пироги с начинками, огромная чаша казахского бешбармака и ведро баурсаков!

Позже, уже в 10 классе для урока иностранного языка, который я назвала символично «Солнце всем одинаково светит», мы исследовали глубже тему «Нация и национальность». Узнали, какие народы (и количество!) населяют наш посёлок и соседние деревни, причины миграции населения в России, беседовали с родителями, бабушками и дедушками. Писали сочинения о своих корнях, о традициях и обычаях, о межнациональных войнах и страданиях, о проблемах беженцев (в нашем классе был мальчик без гражданства), о терпимости по отношению к другим народам. Ибо, как сказал Добролюбов Николай Александрович: «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Ещё один классный час был посвящён международному Дню толерантности, и мы приглашали младших школьников. Эти уроки жизни не прошли даром. Ребята очень сплотились, уверена, что ни в одну антинациональную группировку их не заманят никакие лозунги и предложения. А как прекрасно сейчас со сцены поёт мой Арутик армянские песни! А ведь в пятом классе мы с его мамой еле уговорили выучить детскую песенку. Так он стеснялся.

Твоя бабушка Кайша всех угощает чаем

Традиции, обряды не возникают на пустом месте, сынок. Их тщательно хранят, передают из поколения в поколение. Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней является гостеприимство.

На этой фотографии местная казахская диаспора на русском празднике «Троица». На многих мероприятиях такого масштаба устраивают сейчас знакомства с национальной культурой местных народов. За дастархан подсаживались попить чайку и местное руководство и простые жители. Места всегда за столом были заняты.

Уважение к старшим- это тоже добрая традиция народа. Так по этому обычаю детей с ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со старшими, не грубить, прислушиваться к их мудрым советам. Твоему деду Самигуле на этой фотографии- юбилей. Посмотри, какой он важный и серьёзный: следит, всё ли поставили на стол, все ли гости довольны, успевают ли подносить блюда?

Дед Самигула Тлеушев Дед Валиолла

(первый слева) Куаншкалиев

А вот и твой второй дед Валиолла. Заснят он за важным занятием – разделка головы барана. Когда к приходу гостей готовят национальное блюдо из барана – бешбармак, его голову отдают самому достопочтенному гостю.

Не покинули Оренбургскую землю и такие древние мусульманские традиции как Ораза и Айт которые действуют в определенное время года обязательны соблюдению верующим мусульманам. Ораза – при наступлении этого праздника в мечете дают листок с датой, оповещающей с какое по какое число нужно держать пост, в течении которого запрещается употребление алкоголя, игра в азартные игры, чрезмерное питание. Пока держишь пост, кушаешь либо рано утром, либо поздно вечером.

Айт – при его наступлении обязательно надо звать гостей и готовить праздничное блюдо – щельпек – тонкие лепешки. А ещё три дня даётся, чтобы поздороваться ты успел со всеми родственниками и знакомыми. В общежитии мы соревновались, кто раньше встанет и придёт поздравлять с праздником. Именно в один из таких дней я подружилась с заведующей читальным залом нашего института, Сауле Испуловой, постучавшись рано утром в дверь её комнаты, протянув обе руки и поздравив с праздником. Она была такая строгая с нами, мы так её боялись, что это оценилось как подвиг со стороны моих одногруппниц и соседок по общежитию! А она, как позже выяснилось, испытала некий шок, но вечером пришла за мной и пригласила в гости. С тех пор мы дружим, перезваниваемся, а когда я бываю в Оренбурге, то забегаю обязательно к ней на чаёк.

Особый ритуал- вызывание дождя. Все собираются и едут на могилы предков, молятся на дождь, на хороший урожай, приносят в жертву баранов. Возле кладбища расстилают дастарханы, ставятся на огонь огромные казаны с бешбармаком, ставят угольные самовары. Это очень интересное зрелище.

Обычаев очень много, всех не перечислишь- мы с тобой, Рустам, будем ещё много говорить на эту тему. А ты, в свою очередь, будешь рассказывать Амирхану легенды и сказания нашего народа. А ещё я скачала для вас небольшой фильм о традициях казахов.


А бабушки твои- искусницы в приготовлении национальных блюд!

Не знаю, сколько должно пройти времени, сколько всего ты должен узнать и принять, чтобы ты почувствовал сам, внутри себя, в сердце тягу к своим корням, зов предков. Ко мне это пришло лишь в студенческие годы, когда я познакомилась с казахами из других районов области, Казахстана, даже Кара- Калпакии. Мы, российские казахи, с удовольствием учили песни, ходили на вечера встреч, изучали родословное дерево, находили вдруг новых «родственников». Это было здорово!

В Оренбургской области созданы и действуют более 100 национально-культурных общественных объединений и 4 научных общества, деятельность которых направлена на изучение истории культуры различных этнических общностей, проживающих в области. Свои национальные общественные центры, деятельность которых направлена на сохранение и развитие национальных культур, имеют представители 23 этнических групп населения. Кроме того, в области действуют и межнациональные объединения. Официально Управлением федеральной регистрационной службы по Оренбургской области зарегистрированы 58 национальных объединений, остальные 41 объединение, в соответствии с Законом РФ "Об общественных объединениях", действует без регистрации. 25 региональных организаций охватывают своей деятельностью всю территорию области, из них официально зарегистрированы 20 организаций. На областном уровне имеют свои объединения представители 14 этнических групп, проживающих в области. В области функционируют 74 местных, городских и районных национальных общественных объединений. Из них 36 организаций официально зарегистрированы и 38 местных национальных центров осуществляют свою деятельность без регистрации.

Национально-культурные центры осуществляют большую и разноплановую работу, направленную на сохранение и развитие национальных культур народов Оренбуржья.

При организационной и финансовой помощи управления по связям с общественными, национальными и религиозными организациями, национальными

Национальная деревня

объединениями проводятся праздники и фестивали национальных культур, музыкальные вечера и "Дни национальной книги", устраиваются "литературные гостиные" и вечера памяти выдающихся деятелей культуры, ведется активная работа и осуществляется постоянная помощь фольклорным творческим коллективам, оказывается содействие в проведении семинаров учителей родного языка и литературы, оказывается поддержка национальным библиотекам в обеспечении необходимой литературой и периодическими изданиями, а также многие другие мероприятия.

Всё чаще вспоминаю те далёкие годы нашего детства, юности. Как мы были беззаботны, счастливы, ничего не боялись. А комплекс по поводу национальности у меня тоже был, и я постоянно что-то доказывала себе: смогу, сделаю, добьюсь. В конце первого курса, увидев объявление о наборе в спелеологическую экспедицию, нашла этот подвальчик в здании политехнического института и через некоторое время уже лазила в пещерах Башкирии с совершенно незнакомыми людьми. Я была самой маленькой и по возрасту и по росту, совершенно не подготовленной и единственной «иностранкой». Сначала стеснялась, но потом почувствовала поддержку ребят, девчат и руководителя, который громко говорил кому-нибудь: «Разгрузить Карамельку!», и у меня тут же забирали рюкзак, несмотря на моё сопротивление.

В общем, Рустам, будь самим собой, в трудных жизненных ситуациях выручит чувство юмора, дружеская поддержка и любовь близких. Никогда не мсти! Будь терпимее к другим. Добейся всего своим умом, заслужи уважение и тогда, как говорится, последним аргументом, за который будут цепляться оппоненты, станет национальность. Закончить я хочу словами Герберта Уэллса. Запомни их: « Наша истинная национальность – человек»! Будь Человеком, сынок!

23.05.2010 г.

2 :15



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. И. Букина заместитель директора государственного учреждения «Региональный центр развития образования» > И. М. Петряева старший методист отдела «Передовой

    Документ
    И.М. Петряева – старший методист отдела «Передовой педагогический опыт в системе образования» государственного учреждения «Региональный центр развития образования»
  2. Анализ работы моу «Гимназия №1» за 2010-2011 учебный год

    Анализ
    Приведенный выше анализ научно-методического сопровождения Программы развития гимназии позволяет определить следующие задачи на 2011-2012 учебный год. 6
  3. Чтобы работа была не в тягость, а в радость людям с проблемами здоровья 17

    Документ
    В Германии появился Робин Гуд, который рассылает деньги нуждающимся. Жители Брауншвейга не верят своим глазам, но факт остаётся фактом: неизвестный высылает на адреса нуждающихся солидные суммы в конвертах.
  4. Пояснительная записка. 3 Краткая характеристика используемых умк. 8 2

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального Общеобразовательного Автономного Учреждения «Средняя Общеобразовательная Школа №8 г.
  5. Профессиональное музыкальное образование: исторический аспект

    Документ
    Идеи А. Шопенгауэра (1788-1860) оказали значительное влияние на культуру XIX и ХХ века. Рихард Вагнер называл философию музыки мыслителя «светозарной».

Другие похожие документы..