Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В Тарифах СПБ филиала АКБ «Ланта-Банк» (ЗАО) представлены все услуги в рублях, предлагаемые юридическим лицам и предпринимателям, как на платной осно...полностью>>
'Диссертация'
Диссертация выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права»...полностью>>
'Библиографический указатель'
Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте (ТрансЖАТ-2004): тезисы докл. междунар. науч. - практ. конф. (I ; 2004 ; СПб.) / . ; Вл. В. С...полностью>>
'Литература'
Изучение в школе творчества Александра Исаевича Солженицына обусловлено масштабом его личности и тем значением, которое эта фигура имеет для истории ...полностью>>

Главная > Закон

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ОСОБЕННОСТИ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Москва, 2005 г.

Содержание

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2.1. Могут ли предприятия жилищно-коммунального хозяйства заключать договора, виды которых не предусмотрены Гражданским кодексом?

2.2. Должны ли стороны внести изменения в ранее заключенный договор, если после его заключения был принят Указ Президента РФ, изменяющий его условия, в частности порядок расчетов, предусмотренный в договоре?

2.3. Что такое публичный договор, и какие цены применяются при этом договоре?

2.4. Обязательно ли включение в договор энергоснабжения положения о количестве потребляемой энергии?

2.5. Является ли выставление счета с указанием наименований и количества товара, его цены и сроков отгрузки надлежащей офертой о заключении договора купли-продажи?

2.6. Возможно ли оспорить условия договора, если одна из сторон, являющаяся энергоснабжающей организацией, отклоняет протокол разногласий, ссылаясь на публичный характер договора, не предполагающий внесение в него каких-либо изменений?

2.7. Какой договор следует заключить энергоснабжающей организации с абонентом на пользование электрической энергией, если абонентом выступает ЖЭУ, имеющее на своем балансе сельские (поселковые) электрические сети, по которым производится электроснабжение потребителей (населения) - субабонентов, рассчитывающихся с ЖЭУ по своим электросчетчикам или при отсутствии их - по количеству электропотребляющих приборов? Вправе ли ЖЭУ заключить с электроснабжающей организацией договор о возмездном оказании услуг, учитывая, что ЖЭУ за свой счет содержит штат контролеров, бухгалтеров, ведет картотеку, производит расчеты и т.д.?

2.8. Может ли быть расторгнут публичный договор энергоснабжения по инициативе энергоснабжающей организации в связи с существенным нарушением обязательства абонентом?

2.9. Как происходит оплата потребленной энергии в случае, если абонент потребил количество энергии отличное от того, что предусмотрено условиями договора?

2.11. Правомерны ли действия предприятия, потребляющего тепловую энергию, но на основании отсутствия договора с энергоснабжающей организацией отказывающегося от оплаты?

2.12. Какими нормативными документами следует руководствоваться при заключении договоров на водоснабжение?

2.13. Каков порядок прекращения или ограничения отпуска питьевой воды (приема сточных вод)?

2.14. Вправе ли организация обжаловать предостережение прокурора, вынесенное руководителю организации, о недопустимости прекращения подачи энергии абонентам-должникам? Подведомственны ли арбитражным судам такие споры?

2.15. Возможно ли расторжение договора найма жилого помещения в случае длительного не внесения нанимателем платы за жилье и коммунальные услуги?

2.16. Каков порядок ограничения подачи электроэнергии для предприятий жилищно-коммунального хозяйства?

2.17. Правомерны ли требования организаций, осуществляющих поставки природного газа, электрической и тепловой энергии, об авансировании в размере 100 процентов поставок энергоносителей бюджетным учреждениям?

2.18. Между поставщиками и потребителями энергии возникают спорные ситуации, связанные с неоплатой полученной энергии. Субъекты нередко не платят за принятую энергию, мотивируя неплатежи сложным финансовым положением. Как в подобных ситуациях действовать энергоснабжающим организациям?

2.19. Является ли нарушением государственной дисциплины цен, если энергоснабжающая организация не обращается в региональную энергетическую комиссию с просьбой об установлении тарифа на тепловую энергию?

2.20. Каковы полномочия в области регулирования оплаты жилых помещений и коммунальных услуг Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления?

2.21. Кто должен проводить плановые поверки и обслуживание счетчиков холодного и горячего водоснабжения в жилых помещениях, оборудованных приборами учета расхода воды?

2.22. В каком размере должны быть предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам: в пределах социальной нормы жилья или в полном объеме?

2.23. Вправе ли должностные лица органов местного самоуправления совершать нотариальные действия в населенных пунктах, где отсутствует нотариус ?

2.24. В каких случаях арендатор в одностороннем порядке может потребовать уменьшения арендной платы?

2.25. Какие основные положения должны быть отражены в договоре аренды при передаче имущества в аренду?

2.26. Какие ограничения накладывает действующее законодательство на использование арендуемых помещений ?

2.27. Каковы основные особенности договора субаренды?

2.28. Может ли гражданин, проживающий в жилом многоквартирном доме (наниматель, арендатор или собственник жилого помещения), являться стороной договора энергоснабжения (договора с теплоснабжающей или водоснабжающей организацией)?

2.29. Может ли жилищная организация (управляющая компания) выполнять функции теплоснабжающей организации для гражданина (нанимателя, собственника жилого помещения)? Какие положения договора теплоснабжения должны быть включены в договор найма или договор управления?

2.30. Требуется ли его государственная регистрация предварительного договора аренды здания, заключаемого на срок более одного года, исходя из того, что основной договор подлежит регистрации?

2.31. Законна ли сделка по передаче муниципальным образованием принадлежащего ему недвижимого имущества обществу с ограниченной ответственностью по договору об отступном?

2.32. В случае если в договоре строительного подряда здания сторонами не был определен состав и содержание технической документации, можно ли признать такой договор незаключенным?

2.33. Может ли договор займа между физическим (заимодавцем) и юридическим лицом (заемщиком) быть заключен в устной форме?

2.34. Какая температура воды должна быть в системе горячего водоснабжения дома? Что входит в обязанности слесарей-сантехников, обслуживающих систему горячего водоснабжения?

2.35. Какие новые обязанности появились у владельцев газовых плит в связи с принятием Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда?

2.36. Правомерно ли отключение газоснабжения в случае перерасхода газа потребителем?

2.37. Возможно ли заключать договор уступки права требования квартиры, которая находится в сданном в эксплуатацию доме, но еще не принята по акту приема-передачи?

2.38. Подлежит ли договор аренды части нежилых помещений государственной регистрации в случае, если он заключен на срок до одного года, и в случае, если он заключен на срок один год и более ?

2.39. Обоснован ли довод абонента о том, что договор энергоснабжения является недействительным в связи с отсутствием у абонента соответствующих устройств?

2.40. За счет каких средств муниципальное унитарное предприятие должно уплачивать налоги на землю и на имущество, если средства на эти цели сметой не предусмотрены? Можно ли включить эти расходы в арендную плату за нежилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении организации?

2.41. Что должен доказать покупатель при взыскании убытков с поставщика, если последний отказался от исполнения своих обязательств по договору, а покупатель взамен заключил другую сделку?

2.42. Какие нормы гражданского законодательства может применять организация в качестве основания для предъявления требований об оплате векселей в случае, когда должник признал долг, но организация пропустила срок исковой давности?

2.43. Какие нормативные правовые акты должны быть приняты органами местного самоуправления в рамках их полномочий по решению вопросов местного значения (включая организацию водоснабжения населения, водоотведения и очистку стоков)?

2.44. Какой договор заключает управляющая компания с теплоснабжающей организацией в рамках предоставления коммунальных услуг населению? Какой договор должен заключаться между управляющей компанией и подрядной организацией, обслуживающей внутридомовые сети многоквартирного дома?

3. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

3.1. Можно ли обратиться повторно в арбитражный суд о привлечении муниципального образования в качестве ответчика по обязательствам предприятия, поскольку оно признано должником, а исполнительный лист находится у судебного исполнителя, но не исполняется, в связи с отсутствием у должника денег (расчетный счет арестован по взысканию заработной платы) и имущества, на которое может быть обращено взыскание? Возможен ли иной вариант получения долга?

3.2. Является ли муниципальное унитарное предприятие собственником имущества, которое оно приобретало в течение своей деятельности за счет амортизационных отчислений?

3.3. Вправе ли администрация города определять порядок распределения фондов муниципальных унитарных предприятий? Правомерно ли издание нормативного правового акта о внесении соответствующих изменений в уставы предприятий?

3.4. Является ли действительной сделка по договору аренды нежилого помещения (не переведенного в таковое в установленном порядке), заключенному до введения в действие Гражданского кодекса?

3.5. Как наследуются приватизированные в общую совместную собственность квартиры в случае смерти одного из собственников?

3.6. Вправе ли орган местного самоуправления изымать имущество, находящееся в хозяйственном ведении муниципального предприятия?

3.7. В какой организационно-правовой форме должны осуществлять свою деятельность предприятия ЖКХ: в форме государственных (муниципальных) унитарных предприятий или в форме казенных предприятий? Влечет ли за собой приведение уставов унитарных предприятий в соответствие нормам законодательства к необходимости изменения организационно-правовой формы предприятий жилищно-коммунального хозяйства?

3.8. Правомерно ли поступает муниципалитет города, отказывая акционерному обществу в возмещении разницы между установленным тарифом и полной величиной затрат на коммунальные услуги, предоставляемые населению? Может ли акционерное общество самостоятельно устанавливать для жителей плату за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов в размере полного возмещения издержек? Как следует поступить акционерному обществу, чтобы обеспечить покрытие собственных убытков от эксплуатации жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг?

3.9. С какого момента возникает право собственности на недвижимость (квартиру) при заключении договора купли-продажи?

3.10. Правомерно ли взыскание с граждан пени за задержку оплаты коммунальных услуг?

3.11. Какие права на имущество возникают у Администрации и КУМИ при ликвидации муниципального предприятия, учитывая, что данное предприятие, являлось учредителем общества с ограниченной ответственностью, и внесло в уставный капитал указанного предприятия имущество?

3.12. К компетенции какого органа местного самоуправления (представительного или исполнительного) относится полномочие по установлению тарифов на коммунальные услуги?

3.13. Каковы основания и порядок согласования сделок унитарного предприятия? Каковы ограничения при распоряжении имуществом унитарных предприятий? Распространяются ли требования Закона об обязательности согласования сделок собственником на сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия?

3.14. Влечет ли за собой приведение уставов унитарных предприятий в соответствие с нормами законодательства необходимость их преобразования в открытые акционерные общества или казенные предприятия?

3.15. В каких случаях действующим законодательством о государственных и муниципальных предприятиях сделки могут быть признаны связанными?

3.16. Что понимать под «иными обременениями имущества» унитарных предприятий, которые подлежат согласованию собственником в соответствии законодательством о государственных и муниципальных предприятиях?

3.17. Кто принимает решение о реорганизации дочернего государственного унитарного предприятия путем его присоединения к другому унитарному предприятию?

3.18. Каков порядок проведения перерасчетов за коммунальные услуги для граждан, отсутствующих по месту постоянного проживания?

3.19. Являются ли объекты общего пользования в жилых зданиях, не прошедшие специальной регистрации в Едином государственном реестре, общим имуществом собственников помещений?

3.20. Существует ли практика обжалования действий должников по выводу активов муниципальных унитарных предприятий ЖКХ на стадии исполнительного производства по аресту имущества с целью взыскания имущества?

3.21. К какой очереди относятся объекты недвижимости при взыскании долгов при отсутствии у должника денежных средств? Какая на сегодняшний день существует судебная практика в решении данных вопросов?

3.22. Могут ли органы местного самоуправления участвовать через структурные подразделения в уставных капиталах кредитных организаций, правомерно ли приобретение акций банка в ходе эмиссии или на вторичном рынке?

3.23. Каков порядок обращения взыскания на имущество государственных и муниципальных предприятий, а также на имущество учреждений с целью дальнейшей реализации?

3.24. Как регулируются отношения арендодателя с арендатором в части затрат по содержанию сданных государственным унитарным предприятием в аренду объектов недвижимого имущества?

3.25. С какого момента после государственной регистрации имущества правомерно взыскание налоговых платежей с собственника?

3.26. Квартира, приватизированная одним из супругов, относится к совместной собственности супругов или к его личной собственности?

3.27. Какие правоустанавливающие документы необходимы и являются основанием для государственной регистрации недвижимости, принадлежащей предприятию, образованному в результате выделения из другого юридического лица, на праве собственности, кроме передаточных актов учредителей?

3.28. Правомочно ли заключение договора аренды автомашины, где арендодателем является работник (директор предприятия), а арендатором - предприятие (акционерное общество), в лице председателя собрания акционеров ?

3.29. Какая существует арбитражная практика оспаривания права собственности на зарегистрированную недвижимость?

3.30. В чем заключается разница между государственным унитарным предприятием и акционерным обществом в части формирования уставного фонда?

3.31. Кому принадлежат активы государственного унитарного предприятия, приобретенные за время его деятельности, и может ли предприятие распоряжаться ими самостоятельно?

3.32. Возможно ли в соответствии с законодательством о государственных и муниципальных унитарных предприятиях истребование собственником имущества госпредприятия от добровольного приобретателя?

3.33. Возможна ли реорганизация унитарного предприятия путем присоединения к ГУПу госучреждения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику?

3.34. Получает ли муниципальное предприятие, созданное на праве хозяйственного ведения, право собственности на имущество, приобретенное в ходе своей деятельности за счет полученных доходов, или оно может им только распоряжаться? Как вносятся изменения в первоначально заключенный договор хозяйственного ведения? В случае ликвидации предприятия, какое имущество передается учредителю - муниципальному образованию: полученное в хозяйственное ведение; приобретенное за счет собственных средств предприятия?

3.35. Как правильно должно звучать полное фирменное наименование муниципального унитарного предприятия? Кроме того, надо ли указывать производственную принадлежность предприятия (общественное питание, ЖКХ и т.д.)?

3.36. Правомерны ли действия Энергосбыта в части применения санкций к ОАО за неисправный прибор учета электроэнергии, установленный на трансформаторной подстанции, ранее находящейся в аренде у другой организации?

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Практическое пособие «Особенности и практика применения гражданского законодательства в жилищно-коммунальном хозяйстве (вопросы и ответы)»* является частью серии комментариев по правовым проблемам, подготовленным Центром муниципальной экономики и права.

*Далее - Пособие.

1.2. Пособие содержит консультации в форме вопросов и ответов по особенностям и практике применения ряда норм гражданского законодательства по следующим важным разделам: договорные отношения и имущественные отношения.

1.3. Ответы на вопросы, помещенные в данное пособие, в обязательном порядке снабжены ссылками на нормативные правовые акты.

1.4. В пособие включены ответы на вопросы по обобщенным материалам судебно-арбитражной и юридической практики, специальных правовых изданий и литературы, поступающие в адрес наших периодических изданий («Законодательные и нормативные документы в ЖКХ», «Цены и тарифы в ЖКХ» и «Бухгалтерский вестник в ЖКХ») и рассматриваемые на информационно-консультационных семинарах.

1.5. Пособие предназначено для руководителей и специалистов организаций жилищно-коммунального хозяйства, органов местного самоуправления, а также может быть использовано в практической работе предприятий других отраслей.

2. ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2.1. Могут ли предприятия жилищно-коммунального хозяйства заключать договора, виды которых не предусмотрены Гражданским кодексом?

Смысл свободы договоров проявляется в предоставлении сторонам возможности заключать любой договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Следовательно, стороны вольны в выборе конкретного вида договора, которым они желали бы опосредовать свои отношения. Причем предметом их выбора может быть и договор, который не нашел отражения в законодательстве, главное - чтобы он этому законодательству не противоречил, что предусмотрено ст.8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Помимо права выбора вида договора, гражданским законодательством предусмотрена возможность заключения смешанного договора. Согласно п.3 ст.421 ГК РФ к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В соответствии со ст.421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Таким образом, договор не только создает обязательство, но и определяет его содержание, и стороны свободны в определении содержания своих прав и обязанностей. Тем самым, предусмотрев в ГК РФ норму о смешанном договоре, законодателем создана правовая база для оптимального решения сложных вопросов, возникающих при заключении и исполнении договоров.

Наконец, свобода договора проявляется в свободе сторон определять условия заключаемого договора, в том числе и построенного по указанной в законодательстве модели. Единственное требование к сторонам состоит и в этом случае в том, чтобы избранное таким образом условие не противоречило закону или иным правовым актам.

2.2. Должны ли стороны внести изменения в ранее заключенный договор, если после его заключения был принят Указ Президента РФ, изменяющий его условия, в частности порядок расчетов, предусмотренный в договоре?

Необходимо обратить внимание на одно из принципиальных положений ГК РФ, направленное на обеспечение стабильности договорных отношений: если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в самом законе установлено, что его действие распространяется и на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п.2 ст.422 ГК РФ).

Исходя из этого видно, что договор имеет приоритет перед законом, принятым после заключения договора, за исключением вышеуказанного. Кроме того, анализируя положения ст.422, можно утверждать о приоритете условий договора перед нормами, содержащимися в Указах Президента РФ, изданных после заключения договора.

2.3. Что такое публичный договор, и какие цены применяются при этом договоре?

В основном публичный договор рассчитан на отношения между коммерческой организацией со специфическим характером деятельности и массовым потребителем. Из определения публичного договора, данного в п.1 ст.426 ГК РФ, можно сделать вывод, что одной из сторон такого договора всегда является коммерческая организация.

Основным признаком коммерческой организации как субъекта публичного договора является особого рода деятельность, которой она занимается. Эта деятельность должна осуществляться в отношении любого и каждого, кто обращается к такой коммерческой организации. Статья 426 ГК РФ содержит примерный перечень таких видов деятельности: розничная купля-продажа, гостиничное обслуживание, энергоснабжение, перевозка грузов транспортом общего пользования и некоторые другие.

Второй особенностью публичного договора являются юридические последствия, вытекающие из его заключения. И вот здесь действительно публичный договор очень отличается от любых других договорных обязательств.

Самое главное здесь то, что в отношении коммерческой организации - субъекта публичного договора исключается применение принципа свободы договора. У коммерческой организации - субъекта публичного договора есть только одна возможность отказаться от заключения публичного договора - сослаться на отсутствие производственных возможностей.

Кроме того, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение кому-либо из потребителей. Основные условия договора (особенно это касается цен на товары (работы, услуги)) должны быть одинаковыми для всех потребителей. Льготы и преимущества для отдельных групп лиц допускаются в случаях, прямо установленных федеральным законом и иными правовыми актами.

И еще одно последствие. По любому другому договору разногласия, возникшие при его заключении, могут быть переданы на разрешение суда или арбитражного суда только при наличии соглашения сторон либо в случаях, когда заключение договора является обязательным для одной из сторон. Что касается публичного договора, то любые разногласия по отдельным условиям такого договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение арбитражного суда без согласия коммерческой организации. Судом же в отношении такой коммерческой организации может быть применено понуждение к заключению договора в соответствии с п.4 ст.445 ГК РФ. Кроме того, при необоснованном уклонении от заключения договора с коммерческой организации могут быть взысканы убытки, вызванные таким уклонением.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Жилищно-коммунальное хозяйство: практическое пособие

    Закон
    Жилищное законодательство, в частности ЖК РФ, дает собственникам жилого помещения возможность (и даже обязанность) самим выбрать способ управления многоквартирным домом.
  2. Методологические основы управления жилищно-коммунального хозяйства в условиях реформы местного самоуправления

    Автореферат
    Защита состоится 29 сентября 2009 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 502.001.02 при ГОУ ВПО «Волго-Вятская академия государственной службы» по адресу: 603950, г.
  3. Методические материалы «Организация деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области» г. Пенза, 28 июля 2010 года

    Реферат
    Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество) – это добровольное объединение (или совокупность объединений) людей – крестьян, рабочих, служащих, мелких производителей и собственников для достижения определенных общих целей в различных
  4. Муниципальное образование городской округ – город Югорск (1)

    Доклад
    «О результатах и основных направлениях социально-экономического развития муниципального образования, достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2008 год,
  5. Учебно-методический комплекс по сд. 02 / опд. Ф. 7 «Гражданскому праву (особенная часть)» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гражданское право (особенная часть)» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.

Другие похожие документы..