Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Джаз для детей для фортепиано: Учебно-методическое пособие. Средние и старшие классы детских музыкальных школ / сост. С.А. Барсукова. – Р-на-Дону: Фен...полностью>>
'Литература'
Удольфские тайны Бекфорд У. Ватек Блейк У. Песни невинности ГЕРМАНИЯ Песнь о Нибелунгах Средневековый роман и повесть. М., 1974. Прекрасная Дама....полностью>>
'Документ'
Окружной ресурсный центр (ОРЦ) при Комитете образования Агинского Бурятского АО создан со статусом окружной экспериментальной площадки. Финансировани...полностью>>
'Лабораторная работа'
Ознакомление с одним из методов определения отношения заряда электрона к его массе, основанном на законах движения электрона в электрическом и магнит...полностью>>

Главная > Курсовая

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения

Упоминавшая выше часть кредитной системы, представленная специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными институтами, носит название парабанковской системы13. Финансовые организации этой системы отличает ориентация на обслуживание определенных типов клиентуры либо на осуществление в основном одного-двух видов услуг, чаще всего – специфического характера. Их деятельность концентрируется в своем большинстве на обслуживании небольшого сегмента финансового рынка.

Само название “Парабанковская система” используется редко, эта своеобразная часть кредитной системы более известна под названием “специализированные кредитно-финансовые институты”, что подчеркивает особую форму деятельности этих учреждений.

Для специализированных кредитно-финансовых институтов характерна двойная подчиненность. С одной стороны, будучи связанными, с осуществлением кредитно-расчетных операций, они вынуждены руководствоваться соответствующими требованиями центрального банка. С другой стороны, специализируясь на каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных или иных операций, специализированные кредитно-финансовые институты подпадают под регулирующее воздействие соответствующих ведомств. Тем самым они могут находиться в двойном или даже тройном ведомственном подчинении. Нередко случается так, что нормативные, обязательные для использования требования одного ведомства противоречат указаниям другого ведомства, что позволяет или вынуждает кредитные институты лавировать, используя более благоприятные нормативные указания.

Особой разновидностью специализированных кредитно-финансовых институтов являются почтово-сберегательные учреждения, формирующие почтово-сберегательную систему. Одним из важнейших и старейших элементов данной системы являются почтово-сберегательные банки, исторически возникшие как государственные учреждения по привлечению средств мелких вкладчиков. Почтово-сберегательные учреждения через почтовые отделения аккумулируют вклады населения, осуществляют прием и выдачу средств. В последнее время в большинстве стран все большее распространение получают кредитно-расчетные операции почтово-сберегательных учреждений, характерные для баков, все больше стираются грани между положениями банковского законодательства и остальных областей финансового законодательства относительно предмета деятельности и видов услуг, предоставляемых различными кредитными учреждениями.

Среди учреждений пара банковской системы к кредитным системам можно также отнести ломбарды, кредитные товарищества, общества и союзы.

Ломбарды представляют собой кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого имущества. Исторически ломбарды возникли как частные предприятия ростовщического кредита. Во многих странах отмечалась тенденция огосударствления ломбардов, придания им “казенного” характера. При этом доля и форма участия государства в формировании капитала и деятельности ломбардов различны. В большинстве случаев в целях осуществления государственного контроля за деятельностью ломбардов они создаются при какой-либо государственной структуре, которая назначает (на определенный срок) управляющего ломбардом. В зависимости от степени участия государства и частного капитала деятельности ломбардов выделяются государственные и коммунальные, а также частные и смешанного типа (с участием и частного и государственного капитала) ломбарды.

Специализированная функция ломбардов – предоставление потребительского кредита под обеспечение в виде залога движимого имущества, включая драгоценные металлы и камни (за исключением ценных бумаг). Ломбарды в России выдают в основном краткосрочные (до 3 месяцев) ссуды в размере от 50% до 80% стоимости закладываемого имущества. Практикуются ломбардные операции по хранению ценностей клиентов, а также продажа заложенного имущества на комиссионных началах. Данный круг операций определяет специфику организационной структуры ломбардов: кроме филиалов и отделений крупные ломбарды могут иметь сеть складов и магазинов. Особенность организации кредитных операций состоит в отсутствии кредитного договора с клиентом и залогового обязательства. По большинству сделок предусматривается льготных срок, по истечении которого заложенное имущество может быть продано.

Кредитные союзы – это кредитные кооперативы, организуемые определенными группами частных лиц или мелких кредитных учреждений. Они могут быть двух типов:

  1. организованные группой физических лиц по профессиональному или территориальному признаку в целях предоставления краткосрочного потребительского кредита;

  2. в виде добровольных объединений ряда самостоятельных кредитных товариществ, например, ссудно-сберегательных товариществ, обществ взаимного кредита.

Капитал кредитных союзов формируется путем оплаты паев, периодических взносов их членов, а также выпуска займов. Основные операции таких союзов: привлечение вкладов, выпуск займов, предоставление ссуд под обеспечение своим членам, учет векселей, торгово-посреднические и комиссионные операции, консультационные и аудиторские услуги для своих членов.

Общества взаимного кредита - вид кредитных учреждений, близких по характеру деятельности к коммерческим банкам, обслуживающим мелкий и средний бизнес. Участниками обществ могут выступать как физические, так и юридические лица, формирующие капитал общества за счет вступительных взносов.

Кредитные товарищества создаются в целях кредитно-расчетного обслуживания своих членов: кооператоров, арендаторов, арендных предприятий, малого и среднего бизнеса, физических лиц. Капитал кредитных товариществ формируется путем покупки паев и оплаты обязательного вступительного взноса, который при выбытии не возвращается. Основные пассивные операции – привлечение вкладов и размещение займов, активные – ссудные, комиссионные, торгово-посреднические операции.

Разновидность кредитных товариществ – общества сельскохозяйственного кредита (ОСК), учредителями выступают отделения центрального, коммерческих и специализированных банков, правительственные структуры, физические и юридические лица. Основное направление их деятельности – содействие и кредитно-расчетное обслуживание сельского хозяйства, кредитование затрат на покупку инвентаря, скота, семян и т.д. Клиентами выступают крестьянские хозяйства, фермеры, а также сельскохозяйственные предприятия. Основные операции товариществ: краткосрочные и среднесрочные ссуды прием вкладов, посредническая деятельность. Особенность деятельности ОСК заключается в существенных налоговых льготах.

Финансовые компании называют разнообразные учреждения, кредитующие продажу товаров. Наиболее распространенной формой являются компании по кредитованию продаж в рассрочку потребительских товаров длительного пользования. Они выдают кредит различным торговым фирмам под проданные товары в рассрочку, выкупая обязательства клиентов. Другие компании участвуют в операциях по коммерческому кредиту, предоставляя ссуды промышленным фирмам, отгрузившим товар с оплатой в рассрочку. Есть компании, предоставляющие кредиты населению на различные цели.

Страховые компании (общества) – это финансовые учреждения, особенностью которых является своеобразная форма привлечения средств – продажа страховых полисов. При размещении средств страховые компании контролируют с другими финансовыми учреждениями. Главная статья активов, в которые они вкладывают средства, - облигации промышленных компаний, акции, ценные государственные бумаги. Иначе говоря, они предоставляют долгосрочные кредиты.

Пенсионные фонды представляют собой кредитные учреждения, занимающиеся, прежде всего формированием пенсионного фонда и выдачей пенсии. Полученные денежные средства вкладываются главным образом в ценные бумаги промышленных компаний.

Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства и используют полученные средства для покупки ценных бумаг различных отраслей.

Схема.
Структура кредитной системы:
  1. Центральный банк

  2. Банковский сектор

    1. Коммерческие банки

    2. Сберегательные банки

    3. Инвестиционные банки

    4. Ипотечные банки

    5. Специализированные отраслевые банки

  3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (парабанковская система)

    1. Инвестиционные компании

    2. Финансовые компании

    3. Кредитные союзы

    4. Благотворительные фонды

    5. Трастовые компании

    6. Страховые компании

    7. Ломбарды

    8. Пенсионные фонды

    9. Ссудосберегательные ассоциации

Кредитная система в современной России

Становление кредитной системы в России и ее развитие в период перехода к рынку

При рассмотрении кредитной системы нужно учитывать, что она базируется на реализации сложных экономических отношений, прошедших длительный исторический путь развития и играющих консолидирующую роль в структуре всех экономических взаимосвязей в период перехода России к рынку.

Зарождение кредитных организаций в России, началось с момента предоставления права осуществлять кредитные операции монетной конторе. Это произошло в 1733 году14. С тех пор в стране стали создаваться государственные банковские учреждения, среди которых ведущую роль играли Монетная контора, Дворянский банк, Государственный земельный банк, Купеческий банк и другие, основными задачами которых были кредитование дворян, купцов и осуществление депозитных операций.

Утверждение капиталистического способа производства потребовало про ведения преобразований в кредитной системе. В 1860 г. был создан Государственный банк Российской империи, за которым впоследствии была закреплена эмиссионная функция. Кроме того, стали создаваться частные коммерческие и ипотечные банки, общества взаимного кредита, ссудно-сберегательные и кредитные товарищества, земские, городские, сельские, волостные банки, кредитные союзы. В целом во второй половине XIX века и в период до начала l-й мировой войны в России кредитная система развивалась так же, как и в других капиталистических государствах, и была представлена всеми перечисленными выше звеньями.

Развитие кредитной системы России было прервано l-й мировой войной и революцией 1917 года. За период с 1917 по 1932 г. были национализированы частные кредитные учреждения и создана однозвенная банковская система, представленная Госбанком СССР.

Главенствующее положение в банковской системе занимал Госбанк СССР. Госбанк СССР, будучи эмиссионным институтом, в то же время являлся центром краткосрочного кредитования, осуществления кассового и расчетного обслуживания хозяйства. Совмещение эмиссионных функций и функций по расчетно-кредитному обслуживанию клиентуры, монопольное закрепление их за одним банком превращали Госбанк СССР в орган государственного управления и контроля.

В условиях административно-командной системы управления экономикой кредитные отношения носили формальный характер. Госбанк СССР обладал практически неограниченной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда централизованно в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась, по сути, к распределению кредитов между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и на цели, предусмотренные планом. Банковские учреждения несли ответственность главным образом перед вышестоящими организациями, а не клиентами.

Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рынку потребовала изменения роли банковской системы в механизме управления экономикой. Ее реорганизация началась в 1987 г. Предусматривались изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг.

На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков. Модель реорганизации включала:

  • создание двухуровневой банковской системы (центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство);

  • перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;

  • совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей хозяйства.

Центральное место в кредитной системе страны должен был занять Государственный банк. Ранее выполнявшиеся им функции по кредитованию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и осуществлению расчетов между ними были переданы соответствующим специализированным банкам. Таким образом, предполагалось отделить эмиссионную деятельность банков от деятельности по кредитованию хозяйства. На Государственный банк возлагались функции координатора деятельности специализированных банков и проведение единой для всех банков государственной денежно-кредитной политики. Другие банки специализировались на обслуживании народнохозяйственных комплексов (Промышленно-строительный банк СССР - Промстройбанк СССР; Агропромышленный банк СССР - Агропромбанк СССР; Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР - Жилсоцбанк СССР) или на обслуживании отдельных видов деятельности (Банк трудовых сбережений и кредитования населения - Сбербанк СССР, Банк внешнеэкономической деятельности СССР - Внешэкономбанк СССР).

Главным мотивом преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства. Реорганизация в определенной степени активизировала банковскую деятельность. Но она не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку по существу не затрагивала экономические отношения. В организационном плане также не удалось решить поставленные задачи. Оказалось невозможным обеспечить реальную специализацию банков на уровне низовых звеньев. Государственные специализированные банки сохранили в значительной мере административно-контрольные методы работы с клиентурой и не «вписывались» в процесс постепенного становления рыночных отношений. Права низовых учреждений спецбанков в части распоряжения кредитными ресурсами были несколько расширены. Для укрепления партнерских отношений с клиентурой и повышения ответственности за использование выделенных им кредитных ресурсов низовые учреждения спецбанков переводились на хозрасчет. Стали внедряться договорные отношения между спецбанками и клиентурой.

Благодаря специализации банков в какой-то степени усилились их связь с хозяйством, воздействие денежно-кредитных отношений на производство, улучшилась структура кредитных вложений. Однако эти положительные тенденции во многом были достигнуты благодаря использованию прежних административных методов управления кредитом и денежным оборотом, которые практически исчерпали себя. Эффективно действующая система экономического регулирования денежного оборота в процессе реорганизации банков не была создана, что усугубило товарно-денежную несбалансированность экономики.

Реорганизация была проведена «сверху» административными методами. «Закрепление» клиентуры за спецбанками в зависимости от ее отраслевой принадлежности предопределило неравномерное распределение пассивов между созданными спецбанками. Кредитная система не приобрела необходимой гибкости, позволяющей осуществлять перелив кредитных ресурсов в народном хозяйстве. Одновременно произошло неоправданное увеличение управленческого аппарата банков.

Не изменились принципиально кредитные отношения: продолжалось кредитование в полуавтоматическом режиме, сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, произошло лишь разделение сфер влияния спецбанков по ведомственному принципу, что делало невозможной конкуренцию между ними, но создавало условия для преодоления ведомственной разобщенности. Целесообразность и выгодность предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков.

Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он был начат в 1988 г. созданием первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка будет означать замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.

Характерная особенность нового этапа реформы заключается в том, что он начался по инициативе снизу. Основной задачей этого этапа является создание четко организованных рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции и предприимчивости в сфере движения финансовых ресурсов. Банки превращаются в опорные пункты развития и регулирования рыночных отношений в народном хозяйстве.

Коммерческой целью деятельности банков, обслуживающих хозяйство, является получение прибыли, что заставляет проявлять гибкость во взаимоотношениях с клиентами и предприимчивость в проведении пассивных, активных и комиссионно-посреднических операций. Коммерческие банки функционируют на основе развития деловой конкуренции за привлечение клиентов, кредитных ресурсов и сферы их выгодного приложения, что способствует расширению банковских услуг и улучшению их качества.

Коммерческий статус дает банку значительную самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развитии разнообразных форм банковской деятельности, в использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда своих работников, укреплении материально-технической базы и решении других вопросов.

На втором этапе должны быть решены две задачи:

  • Первая из них - это создание нового механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции общественного воспроизводства.

  • Вторая задача - создание условий для свободного перелива финансовых ресурсов в те сферы и отрасли, где их использование дает наибольший эффект.

В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. При обретении Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в странах с развитой рыночной экономикой.

В ходе третьего этапа банковской реформы реорганизуется не только структура банков, но и происходят глубокие изменения в характере кредитных отношений, утверждаются новые методы кредитной работы. В результате в России практически сформировалась трехуровневая банковская система: I уровень - Центральный банк России (в дальнейшем именуется ЦБР), II уровень - коммерческие банки и III уровень финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

Центральный банк России является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти.

ЦБР - экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

ЦБР осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики государства путем установления норм обязательного резервирования коммерческими банками своих привлеченных ресурсов, уровня учетных ставок по кредитам коммерческим банкам, доведения до них экономических нормативов, проведения операций с ценными бумагами. ЦБР осуществляет рефинансирование коммерческих банков, предоставляя им краткосрочные кредиты и выступая, таким образом, кредитором последней инстанции.

Особое место в кредитной системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга Российской Федерации, а также Банк реконструкции и развития, созданный государством для финансирования правительственных целевых про грамм общегосударственного и регионального характера с использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов.

Второй уровень банковской системы представлен, прежде всего, широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни.

Наряду с коммерческими банками в Российской Федерации функционирует ряд специальных банков. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению ценных корпоративных бумаг. Начался процесс формирования муниципальных банков, призванных обеспечивать исполнение местных бюджетов, перераспределение с помощью кредита временно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципальной собственности. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.

Третий уровень представлен сетью парабанковской системы, которая также как и система специальных банков несовершенна.

Парабанковская система включает союзы, ассоциации, консорциумы и иные объединения банков, образованные ими для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ. Помимо банковских учреждений в третий уровень кредитной системы входят также специальные финансово-кредитные институты. В их деятельности можно выделить, как правило, одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБР. Они имеют обычно специфическую клиентуру.

К таким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудосберегательные ассоциации, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, выступают посредниками на рынке межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции. Активно развиваются также коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг.

Парабанковская система только начинает складываться в России и она еще не получила широкой применение в нашей стране.

Новая структура кредитной системы в большей степени отражает потребности цивилизованного рыночного хозяйства.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отнести следующие:

  • продолжает существовать мелкие коммерческие банки, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;

  • монопольное, ничем не ограниченное положение не банковском рынке продолжает занимать Сберегательный Банк;

  • отсутствие закона о собственности на землю в качестве основы для создания ипотечных банков;

  • отсутствие реальных условий для развития рынка ценных корпоративных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков.

Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.

Таким образом, в Российской Федерации постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой. В настоящее время наиболее заметным явлением в кредитной системе можно считать концентрацию и централизацию банковского капитала. Выделяются крупные банки, сосредоточивающие у себя значительную долю ресурсов, операций и персонала банковской системы. Они постепенно занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Их размеры возрастают за счет расширения обслуживания крупной клиентуры, привлечения новых вкладчиков, получения высокой прибыли. Острая конкуренция в банковском деле ведет к вытеснению мелких кредитных учреждений. В условиях экономического кризиса они не располагают достаточными резервами, не могут погасить свои обязательства по депозитам и терпят банкротство. Основной формой ликвидации самостоятельных мелких банков становится приобретение одним банком акций другого банка и превращение его в свой филиал. С помощью расширения филиальной сети банки привлекают новую клиентуру и капиталы. Этому процессу способствует повышение требований со стороны ЦБР к минимальному размеру уставного капитала. Росту ресурсов у крупных банков способствует расширение корреспондентских отношений, т. е. договорных отношений между банками с целью взаимного выполнения операций. На корреспондентских счетах накапливаются крупные суммы. Особенно сильна концентрация банковского капитала в отдельных регионах, когда несколько банков сосредоточивают у себя подавляющую часть операций в определенном городе (прежде всего в Москве).

Рост размеров банков, расширение кредитных отношений, появление специализированных институтов сопровождаются усилением конкуренции между различными видами кредитных учреждений. Примером может служить борьба за привлечение вкладов населения. Бурное расширение видов кредитно-денежных операций, инструментов рынка ссудных капиталов и расчетов, использование ЭВМ и средств телекоммуникаций усиливают соперничество в кредитной сфере, его сосредоточение на условиях предоставления кредитов (сроки, размеры, условия погашения), дополнительных услугах (увеличение времени инкассации платежных документов, консультирование по разным вопросам и т. д.). Результатом является тенденция к универсализации операций, созданию многопрофильных кредитных учреждений, широкому набору дополнительных услуг.

Роль кредита в развитии рыночной экономики

Вступление России в рынок связано с кредитными отношениями. Поэтому одним из обязательных условий формирования рынка является коренная перестройка денежного обращения кредита. Главная задача реформы – максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и переход к преимущественно горизонтальному их движению на финансовом рынке. Создание финансового рынка означает принципиальное изменение роли кредитных институтов в управлении народным хозяйством и повышение роли кредита в системе экономических отношений.

Кредит в условиях перехода России к рынку представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду15.

Кредит обеспечивает движение денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства превращаются в ссудный капитал. Капитал, в виде средств производства, не может переливаться из одних отраслей в другие. Этот процесс осуществляется в форме движения денежного капитала. Поэтому кредит рыночной экономике необходим, прежде всего, как механизм перелива из одних отраслей в другие и уравнивания нормы прибыли.

Кредит позволяет преодолевать ограниченность индивидуального капитала. В то же время кредит поддерживает денежный кругооборот фондов действующих предприятий. Ссудный капитал перераспределяется между отраслями, устремляясь с учетом рыночных ориентиров в те сферы, которые обеспечивают получение более высокой прибыли или которым отдается предпочтение в соответствии с общенациональными программами развития экономики России. Поэтому кредит выполняет перераспределительную функцию. Эта функция носит общественный характер и активно используется государством в регулировании производственных пропорций и управлении совокупным денежным капиталом. Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Вызывая к жизни различные формы кредитных денег, он может обеспечить в период перехода России е рынку создание базы для ускоренного развития безналичных расчетов. Все это будет способствовать экономии издержек обращения и повышению эффективности общественного воспроизводства в целом. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а, следовательно, концентрации производства. Он может сыграть заметную роль в осуществлении программы приватизации государственной и муниципальной собственности на основе акционирования предприятий. Условиями размещения акций на рынке является накопление значительных денежных капиталов и их сосредоточение в кредитной форме. Кредитная система в лице банков принимает активное участие и в самом выпуске, и в размещении акций. Переход России к рыночной экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений. Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса. Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, предоставляя правительственные гарантии и льготы, государство ориентирует банки на преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность, которых соответствует задачам осуществления общенациональных программ экономического развития. Государство может использовать кредит для стимулирования капитальных вложений, жилищного строительства, экспорта товаров, освоения отсталых регионов. Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве.

Заключение

Итак, данная курсовая работа рассмотрена, отмечены главные вопросы работы, теперь можно сделать выводы.

Кредит – экономическая категория, в которой хозяйственные организации или отдельные лица передают друг другу денежные средства во временное пользование на условиях возвратности, срочности и платности.

Сущностью кредит является то, что он представляет собой передвижение высвободившихся денежных средств, т.е. существуют два противоположных полюса на одном, из которых кредитор, обладающий свободными деньгами, а на другой – заемщик, нуждающийся в этих деньгах. Совокупность свободных средств, которые дает кредитор заемщику на условиях возвратности называется ссудным капиталом.

Объективная необходимость использования кредита обусловлена коммерческими интересами товаропроизводителей и торговцев. В условиях рыночных отношений на каждом предприятии собственность обособлена. Предприятие функционирует в режиме самофинансирования. В этих условиях требуется, чтобы предприятие имело в каждый момент необходимую ему сумму средств. В связи с тем, что эти средства совершают непрерывный кругооборот, в процессе которого возникает потребность во временных дополнительных средствах или, наоборот, временно высвобождаются денежные ресурсы, возникающие колебания гибко улавливаются при помощи кредитного механизма. Тем самым осуществляется саморегулирование величины средств, потребных для совершения хозяйственной деятельности.

Особенно важна роль кредита в организации оборотных средств – оборотного капитала. Это ярко проявляется в деятельности предприятий сезонных отраслей хозяйства. При сезонных условиях снабжения производства или реализации продукции кредит необходим для формирования временных запасов. У предприятий, не связанных с сезонными условиями работы, также часто возникают колебания величины необходимого им оборотного капитала. У любого хозяйствующего субъекта оборотные средства то уменьшаются, то увеличиваются.

При этом происходит изменение пропорций между средствами, находящимися в товарной, производственной и денежной формах. Это объясняется тем, что величина производительных запасов колеблется в зависимости от сроков поступления сырья и материалов. Размер остатков годовых изделий и необходимых предприятию денежных средств также колеблется под влиянием условий поставки, сроков получения платежей от покупателей, оплаты счетов поставщиков, сроков выплаты заработной платы и других подобных факторов. Поэтому у любого хозяйствующего субъекта, независимо от того, работает ли он сезонно или равномерно, в процессе кругооборота средств постоянно образуются кратковременные отклонения от устойчивых значений.

Объективный процесс приливов капитала у отдельных агентов экономической деятельности требует гибкости системы их денежного обеспечения. Использование кредитного механизма и позволяет создать условия обеспечения денежными средствами потребностей производства и обращения. Таким образом, благодаря кредиту предприятия, компании, фирмы располагают в любой момент суммой оборотного капитала, которая необходима для нормальной работы.

Сочетание собственных ресурсов коммерческого предприятия с заемными средствами дают возможность рационально организовать наращивание или сужение основных средств, позволяет полнее их использовать, создает стимулы в повышении экономической эффективности эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, других вещественных элементов производства, которые входят в понятие основных средств – основного капитала. О значении заемных средств в функционировании предприятия говорит то факт, что они обычно составляют в среднем до 80% всех денежных средств.

Кредитная система государства складывается из банковской системы и, совокупности небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита.

В настоящее время кредитная система осуществляет прием вкладов и открывает по ним различного рода счета, организует выпуск акций и облигаций, прием ценностей на хранение, операции в посредничестве в платежах. Кредитная система берет на себя выполнение операций с деньгами отдельных предприятий и организаций, создает такие орудия обращения, которые заменяют сначала золото, а затем и кредитные деньги безналичным расчетом.

Рассмотренная структура кредитной системы показывает, что в настоящее время в современной России кредитная система еще только на стадии становления. Это подтверждается тем, что в разных источниках можно увидеть двух или трехъярусную структуру кредитной системы в России. Существует точка зрения разных экономистов, что в России двухъярусная система: ЦБ и банковский сектор, а парабанковская система еще не развита и нет тех оптимальных условий для возникновения этой сферы. Другие экономисты утверждают, что в данный момент в России развиты три стороны кредитной системы, хотя необходимы дополнительные условия для дальнейшего развития кредитной системы.

Можно сделать вывод, что в России кредитная система находится на стадии развития, хотя парабанковская система начинает постепенно входить в структуру кредитной системы, но это происходить крайне медленно и существуют проблемы, которые мешают нормальному развитию этой части структуры. Россия всего лишь 11 лет живет в рыночной экономике и за этот период невозможно построить крепкую кредитную систему, которая бы работала без проблем. К сожалению, кредитная система России требует много доработок, которые бы положительно повлияли на экономику России, в первую очередь для развития и укрепления кредитной системы необходима сильная экономика.

Список литературы

  1. Райзберг Б.А. Курс экономики. - М.: ИНФРА – М, 2000;

  2. Сергеев Л.И., Соколов А.Н. Финансы и кредит субъектов РФ. – Калининград, Балтийский институт экономика и финансов, 1999;

  3. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС, 1994;

  4. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. – М.: ЮРИСТЪ, 2001;

  5. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001;

  6. Цыганков В.А. Экономическая теория: курс лекций №13. – Омск: Сибирская Региональная Школа Бизнеса, 1999;

  7. Люшня В.П. Банковское дело: курс лекций №1. – Омск: Сибирская Региональная Школа Бизнеса, 1998.

1 (3.836)

2 (3.837)

3 (3.838)

4 (3.839)

5 (3.841)

6 (3.843)

7 (3.845)

8 (3.848)

9 (3.850)

10 (3.851)

11 (3.854)

12 (3.855)

13 (1.303)

14 (3.858)

15 (7.4)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому и управленческому учёту)» (для студентов, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    Развитие российской экономики в настоящее время предъявляет новые требования к подготовке специалистов в области финансового и управленческого учёта. Важно уметь решать задачи, возникающие в бухгалтерской практике, разбираться в самых
  2. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория» Методическое пособие

    Методические рекомендации
    Настоящее пособие содержит перечень рекомендуемых тем курсовых работ по экономической теории, памятку «Как писать курсовую работу», список основных учебников и учебных пособий, журналов, газет и официальных сайтов Интернет, содержащих
  3. Ивэсэп филиал ноу впо “санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права” в г. Кирове

    Пояснительная записка
    Учебно-методические материалы кафедры гражданско-правовых дисциплин для студентов юридического факультета / сост. С.В. Фадеева. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г.
  4. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «экономическая теория»

    Методические указания
    Специальности: 060400 – финансы и кредит, 060500 – бухгалтерский учет, анализ и аудит; 060600 – мировая экономика; 060700 – национальная экономика; 060800 – экономика и управление на предприятии (по отраслям); 061 – государственное
  5. Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему: Антимонопольное регулирование: отечественный и зарубежный опыт

    Курсовая
    Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики страны. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Другие похожие документы..