Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
МОСКВА, 29 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Анна Баженова/. За 9 месяцев нынешнего года произошло снижение числа несчастных случаев с тяжелыми последствиями ...полностью>>
'Закон'
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №39...полностью>>
'Тезисы'
Диплом лауреата конкурса им. академика И.И. Воровича среди молодых ученых и специалистов Ростовской обл. на лучшую работу по фундаментальным и приклад...полностью>>
'Документ'
- руководителем рабочей группы по введению ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения – Давыденко Л.В., заместителя д...полностью>>

Руководство по методике обучения в воскресных школах предназ­начено для учителей и методистов. Оно преследует три цели: > Указать пути совершенствования методов обучения Слову Бо­жьему в воскресных школах.

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОЮЗ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ

БЕРНИС ДЖОРДАН

РУКОВОДСТВО

ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ

В ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛАХ

1990 ОДЕССКАЯ БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

Руководство по методике обучения в воскресных школах предназ­начено для учителей и методистов. Оно преследует три цели:

1. Указать пути совершенствования методов обучения Слову Бо­жьему в воскресных школах.

2. Раскрыть содержание методических приемов и принципов обу­чения.

3. Помочь методистам в их работе с учителями воскресных школ. Перевод, редактирование и адаптация к условиям русского брат­ства сделаны Г. М. Вишенчуком.

Оглавление:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Призвание и роль учителя

Глава 2 Процесс обучения

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. УЧЕНИК

Глава 3 Ученик. Его потребности и запросы

Глава 4 Возрастные особенности учащихся

Глава 5 Ученик и учебный процесс

Глава 6 Учитель обеспечивает путь ученика к Богу

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. УЧИТЕЛЬ

Глава 7 Источник учительского таланта

Глава 8 Подготовка учителя

Глава 9 Учитель в классе

Глава 10 Оценка урока

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

Глава 11 Выбор и использование наглядных пособий

Глава 12 Работа с песней

Глава 13 Стихи наизусть: зачем и как их запоминать?

Глава 14 Средства мотивации

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ДРУГИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Глава 15 Дисциплина

Глава 16 Собрания воскресной школы

Глава 17 Забота о последующем духовном возрастании

Подписано к печати 22.10.90. Формат 60*84/I6. Бумага этикеточная.

Объем 4.5. Изд. № 388. Зак. № 8856. Тираж 5000. Бесплатно.

Одесское отделение РППIO "СокмГпанкснпдаг"

Отпечатано в издательстве "Черноморська комуна"

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Призвание и роль учителя.

"Иисус, вышед, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много" (Марк. 6:34).

I. Что говорит нам окружающий мир?

" Множество народа ... как овцы, не имеющие пастыря". Разве не это видим мы повсюду вокруг себя? Перенаселенность, нехватка школ, разрушенные семьи, рост психических заболеваний, социальная неустроенность, наркомания и алкоголизм, страх перед возможностью термоядерной войны и, наконец, преступность среди подростков - все это подтверждает слова Евангелия: "Множество народа ... как овцы, не имеющие пастыря".

II. Что говорит нам Библия?

Слова "учить", "учитель" встречаются в Библии более 250 раз.

"И Он поставил иных ... учителями" (Ефес. 4:11).

А. По страницам Ветхого Завета.

1. Отцам заповедано было учить своих детей Закону Божьему (Втор. 6:7; 30:2).

2. Из двенадцати колен Израилевых одно было поставлено учите­лями (Втор. 31:9-13).

3. Когда народ Израиля следовал Божьим заповедям и учил зако­ну, то был силен, а когда стал пренебрегать законом, то ослабел. В четвертой книге Царств 17:7-10 рассказывается, как Бог оберегал этот народ от врагов, когда он был послушен закону и учил Его Слову.

Б. По страницам Нового Завета.

1. Иисус Христос был учителем. "И начал учить их много" (Марк. 6:34). Он знал, что тем самым Он может удовлетворить запро­сы человеческой души. Он был совершенным учителем.

а. Он учил как власть имеющий (Матф. 7:29).

б. Он учил отдельных людей (Иоан. 3).

в. Он учил множество народа одновременно (Иоан. 6).

г. Он учил Своих двенадцать учеников терпеливо и постоянно (Матф. 5:2).

д. Его последней заповедью было: "Учите". Говоря так, Он предпола­гал, что следование этой заповеди будет способствовать распростране­нию Евангелия.

2. Апостолы были учителями.

а. Они ежедневно учили в храме и в домах (Деян. 4:2; 5:42).

б. Апостол Павел был одаренным учителем. Уча, он основал церкви повсюду, где бывал (Деян. 13:44; 18:11; 28:30,31).

III. Что говорит нам история раннехристианской церкви?

В раннехристианской церкви высоко ценилось призвание учителя. Христиане учили друг друга и нехристиан, распространяя Евангелие по всей Римской империи. Уже к третьему столетию десятая часть на­селения империи приняла христианство, и страх перед именем Иисуса Христа присутствовал во многих сердцах.

IV. Что говорит Писание о детях?

В Писании совершенно определенно говорится об отношении к де­тям и об ответственности перед ними.

А. "Не презирайте ни одного из малых сих" (Матф. 18:10).

Б. "Пустите детей приходить ко Мне" (Марк. 10:14).

В. "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской " (Матф. 18:6).

Г. "И внушай их (слова сии) детям твоим" (Втор. 6:6,7).

Д. "Наставь юношу при начале пути его" (Прит. 22:6).

Е. "Паси агнцев Моих" (Иоан. 21:15).

Ж. "Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих" (Матф. 18:14).

РЕЗЮМЕ. Дети Божьи, прежде всего, должны помнить о следовании заповедям Божьим, ибо лишь через послушание обретается благосло­вение (Ис. 48:18). Последняя заповедь Христа перед вознесением бы­ла: "Идите, научите все народы" (Матф. 28:19). Его примеру следуют все те, кто подчинил Ему свою жизнь и служение. Однако для испол­нения заповеди требуется, чтобы воля человека пришла в движение, и совершилось действие.

Глава 2. Процесс обучения.

"Вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе " (Кол. 1:28).

I. Что такое обучение?

А. Определение: Обучение есть целенаправленный процесс преоб­разования человека.

Б. Иллюстрация к определению: Железнодорожный состав.

1. Железнодорожный состав предназначен для перемещения вагонов и грузов из одного места в другое. Точно так же и обуче­ние продвигает учащихся из одного состояния в другое, предусмот­ренное целью обучения.

2. С помощью иллюстрации проведем некоторые параллели,

а. Двигатель - преподаватель,

б. Движущая сила - Святой Дух.

в. Вагоны - учащиеся.

г. Место назначения - цель, открытая Богом в Его Слове,

д. Правильно выбранный путь - осознанное продвижение к цели,

е. Механизмы сцепления — любовь и понимание между учителем и учениками.

II. Цели и задачи христианского учителя.

А. В чем заключаются его цели и задачи?

1. "...чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе " (Кол. 1:28).

2. "Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен " (2 Тим. 3:17).

3. "... доколе не изобразится в вас Христос" (Гал. 4:19).

4. "... предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Рим. 8:29).

Б. Для чего ставятся такие цели?

1. Бог создал совершенного человека. Он дал ему тело (плоть), душу и дух.

Человек осуществляет контакт с внешним материальным миром через свою плоть.

Посредством души человек проявляет себя как личность, мыс­лит и чувствует.

Жизнь Бога имела продолжение в духе Адама. Таким образом, Божья воля руководила первым человеком.

2. Совершив грех, Адам умер духовно, и случилось это прежде его физической смерти. Произошло отчуждение Духа Божия от духа Ада­ма. Покинув человека, Дух Божий оставил после Себя пустоту, запол­ненную тьмой. Не прекратилась лишь способность человека к позна­нию Бога.

3. Бог желает, чтобы мы примирились с Ним, возлюбили Христа. Божий план предусматривает всестороннее развитие человека. Это было продемонстрировано на примере земной жизни Иисуса Христа. Он возрастал физически, интеллектуально, духовно, в любви к чело­веку. Такое гармоничное развитие соответствовало Божьему плану. Но всегда ли наблюдается такое развитие среди нас сегодня? Мы мно­го внимания уделяем физическому совершенству, рациональному пи­танию, полезному отдыху и т. д.

Мы заботимся о своем умственном развитии, умножаем знания в об­ласти культуры, науки. Мы стремимся к более совершенным формам общения между людьми. Однако слишком малое место занимает в этом процессе наша духовная жизнь.

В. Каким образом можно прийти к цели?

1. Путем мистическим, сверхъестественным.

"Представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе" (Кол. 1:28) можно лишь посредством второго рождения, рождения свы­ше. Такую работу способны совершить только мистические силы: Сло­во Божье и Святой Дух.

2. Через человека, посредством человека.

Апостол Павел говорит в послании к Колоссянам 1:29: "Для чего (чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе) я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущест­венно". Мы должны признать, что достижение цели зависит от Бога, ибо Святой Дух, действуя через апостола Павла или через нас, учи­телей, обеспечивает продвижение к цели, к Богу. Признав это, мы признаем, что учитель есть средство Бога.

РЕЗЮМЕ. Обучение есть целенаправленный процесс преобразова­ния человека. Цель христианского учителя заключается в том, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Этот процесс не может привести к безгреховному совершенству, но он предусматривает улучшение отношений с Богом, христианское духов­ное возрастание.

Божья работа в душе человека осуществляется через Божье Слово и Святой Дух. Учитель должен постоянно задаваться вопросом. "Продвинулись ли ученики ближе к Богу? Проявляется ли в учениках свидетельство духовной жизни?"

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

УЧЕНИК

Глава 3. Ученик. Его потребности и запросы.

"Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом" (Фил. 4:19).

Если двигатель не сцеплен с вагонами, он не сдвинет их с места. Так и учитель без внимания и любви к своим ученикам не сможет оказывать на них должного влияния и правильно учить о жизни Иисуса Христа.

Грех присутствует во всех человеческих проявлениях, но мы зна­ем, что Бог Сам предусмотрел их. Он запланировал и создал челове­ка со всеми его потребностями и запросами.

I. Главные потребности человека.

А. Духовная потребность.

Духовность человека означает присутствие в нем Святого Духа. В этом состоит первейшая потребность человека.

Б. Физическая потребность, или потребность физического разви­тия.

Развивающееся тело требует пищи, отдыха, активной деятельнос­ти. Опытный учитель не забывает, что физические потребности даны человеку от Бога. В классе учитель должен ориентировать учебный процесс и на эту потребность учеников.

В, Потребности души, или психологические запросы.

Чтобы лучше понять ученика, нужно знать, в какой семье он рос, достаточно ли было любви и заботы о нем со стороны родителей. Если родители молились за ребенка и вместе с ним, обращались с ним так же, как Бог обращается с ними, то жизнь ребенка складывается пра­вильно. Но если в доме нет любви, ребенок страдает.

С другой стороны ребенка воспитывает и обстановка вне дома: друзья, соседи, улица. Ребенок поступает в ваш класс с огромными возможностями и в сторону добра и в сторону зла. И нужно хорошо знать ребенка, чтобы управлять процессом его воспитания.

Вместе с тем необходимо учитывать, что все-таки ученик — это не кусок глины, который можно мять как угодно. В нем сосредоточен за­ряд жизненных сил, данных ему от Бога. Три важные потребности должны быть вполне удовлетворены, прежде чем можно будет гово­рить о достижении цели, которая, как мы знаем, заключается в том, "чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иису­се". Назовем эти потребности ученика: любовь, чувство причастности, защищенность.

II. Как удовлетворить эти потребности?

Эти три главные потребности души могут быть удовлетворены лишь в Божьей любви, открытой нам в Иисусе Христе. С его помощью мы обретаем чувство причастности, сознавая, что Он понимает нас лучше, чем мы сами. Он защищает нас, ибо мы в Его руке, а. Любовь (Рим. 5:8).

Для многих учеников учитель - единственная связь с Богом. У вас не будет никаких трудностей с тем учеником, которого вы любите во Христе и когда он знает об этом, б. Чувство причастности. (Иоан. 10:3).

Поддерживайте в классе атмосферу общности интересов, проявляйте внимание к каждому ученику отдельно, не заводите любимчиков, в. Защищенность (Евр. 13:56).

В классе должна быть атмосфера полной защищенности каждого ученика. Такую атмосферу может создать ваш спокойный голос, улыбка, прикосновение рукой, добрый взгляд. Ученики должны ожидать от вас только справедливых слов и поступков. Молитесь о том, чтобы ваше поведение соответствовало истинам, о которых вы говорите. Лишь в этом случае ученики обретут любовь, чувство при­частности и защищенности через Христа.

РЕЗЮМЕ. Природа человека являет следы греховности во всех своих проявлениях. Писание говорит, что Бог хочет восстановить Свой образ в человеке, и первый шаг в этом направлении — второе рожде­ние, послушание в Боге. Удовлетворение в любви, своей индивидуаль­ности, защищенности обеспечивается через Иисуса Христа.

Глава 4. Возрастные особенности учащихся.

"Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благово­ление у Господа и у людей" (Щар. 2:26).

Святой Дух поможет вам использовать возрастные особенности детей и наилучшим образом привести ваших учеников ко Христу.

I. Возрастные особенности детей 4-5 лет.

А. Физические.

1. Все больше способны следить за собой.

2. Могут сами одеваться.

3. Физически активны.

4. Любят говорить.

5. Могут проявлять раздражительность.

6. Нет четкой координации движений.

7. Быстро устают, легко заболевают. Хрупкое здоровье.

Б. Психические.

1. Могут овладеть несложной программой обучения.

2. Продолжительность сосредоточенного внимания - около 10 ми­нут.

3. Хорошо развито воображение.

4. Слабо владеют понятиями времени и пространства.

5. Проявляют готовность любить и сострадать.

6. Быстро развиваются умственно.

7. Неспособны к абстрактному мышлению.

8. Могут выучивать наизусть короткие стихи.

9. Восприимчивы к новым знаниям и впечатлениям.

В. Этические.

1. Легко привыкают к новому окружению.

2. Обладают развитыми игровыми навыками.

3. Способны к дружескому расположению.

4. Любят игры с многими участниками.

5. Послушны.

6. Эгоцентричны. Нуждаются в поощрении противоположного ка­чества.

7. Общительны, открыты.

8. Могут проявлять качества, присущие лидерам.

9. Способны на привязанность и угождение в дружбе.

10. Любят участвовать в драматических представлениях по рас­сказам.

Г. Духовные.

1. Искренни в отношении к Господу. Способны сознавать присут­ствие Бога в чудесных явлениях природы.

2. Способны выразить свое личное отношение к Богу.

3. Осознают Божью любовь и заботу.

4. Понимают, что упрямое непослушание есть грех.

5. Способны ощутить реальность существования особого отноше­ния к себе со стороны Бога, Его попечение, мудрость.

6. Доверчивы, однако нуждаются в том, чтобы их учили послуша­нию Господу.

II. Возрастные особенности детей 6-8 лет.

А. Физические.

1. Быстрое развитие замедляется.

2. Проявляют взрывную энергию.

3. Начинается выпадение молочных зубов.

4. Подвержены простудным и инфекционным заболеваниям.

5. Быстро устают.

6. Не склонны к однообразным занятиям.

7. Охотно идут на помощь, но не умеют помогать.

8. Не всегда доводят начатое дело до конца.

9. Любят возиться с разными предметами.

Б. Психические.

1. Легко проникаются сочувствием.

2. Нуждаются в любви и опеке.

3. Живое воображение, рассудительность, доверчивость.

4. Появляется любовь к чтению.

5. Каналы познания окружающего мира: органы чувств, практи­ческие занятия, общение. Мышление конкретное, неабстрагированное.

6. Нравятся библейские истории, где проявляется могущество Бога.

7. Нравится рассуждать.

8. Способны решать проблему выбора и разграничения.

9. Запоминают больше слова, чем идеи.

10. Могут осознавать географический и исторический фон собы­тий.

В. Этические.

1. Положительное воздействие оказывает похвала.

2. Не без помощи взрослых обретают такие качества, как доброта, готовность помочь, участие, отказ от своих интересов, понимание по­следствий.

3. Подражают старшим, ищут одобрение взрослых.

4. Предпочитают общество детей одного с ними возраста, любят собак, кошек, других животных.

5. Нравятся рассказы о детях такого же возраста.

6. Могут проявлять упрямство, прибегать ко лжи.

7. Неохотно участвуют в соревновательной деятельности.

8. Небезразличны к выбору друзей, часто меняют их.

9. В играх предпочитают изображать другую личность, что спосо­бствует развитию контактности.

Г. Духовные.

1. Учатся на примерах духовной зрелости.

2. Осознают Божью любовь и прощение.

3. С помощью примера и наставления узнают о почитании.

4. Многие подготовлены к пониманию значения Христа в своей жизни.

5. Учатся молиться и совершать поступки в угоду Христу.

6. Научившись читать, могут находить в Библии решение труд­ных вопросов.

7. Нуждаются в наставлении о необходимости открыто говорить о своих проступках.

8. Задают вопросы о смерти.

9. Предпочитают рассказы с динамичным сюжетом, повествования о миссионерской деятельности.

III. Возрастные особенности детей 9-11 лет.

А. Физические.

1. Окрепшее здоровье.

2. Активность, кипучая энергия.

3. Стремление к независимости.

4. Бывают неряшливы.

5. Любят походы и всякое другое время провождение на природе.

6. Развиваются в умеренном темпе.

7. Приобретают навыки владения телом.

8. Любят спорт.

9. Тяга к необычным поступкам.

Б. Психические.

1. Умеют пользоваться Библией, отыскивать в ней нужные места, а также картами и словарями.

2. Хорошая память. Способны к анализу своей деятельности.

3. Начинают постигать понятия времени и пространства.

4. Начинают интересоваться проблемами современного общества.

5. Начинают проявлять активность в поисках информации.

6. Разносторонние интересы. Способны сочинять стихи, рассказ.

7. Способны к творческой деятельности, особенно если учитель проявляет интерес и внимание.

8. Любят коллекционировать. Способны видеть перспективу своей деятельности.

9. Проявляют интерес к природе. В людях нравится отвага.

10. Способны к сосредоточенному вниманию.

В. Этические.

1. Способны к лучшим результатам при поддержке со стороны учителя.

2. Ищут справедливости.

3. Охотно принимают участие в коллективной деятельности в классе.

4. Предпочитают компанию одного с ними пола. К противополож­ному полу относятся критически.

5. Склонны к групповой лояльности.

6. Восторженное отношение к героям.

7. Нуждаются в наставлении об уважении к власти, авторитету.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Педагогическое образование

    Документ
    Данный словарь является учебным изданием, содержащим свы ­- ше 1800 педагогических и междисциплинарных терминов, знание которых необходимо при изучении курса педагогики.

Другие похожие документы..