Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Целью преподавания дисциплины является формирование научных знаний и на их основе обучение студентов способности выявить отклонения в состоянии глаз ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Авторы: проф. О.А. Третьяк (o_tretyak@), проф. В.В. Радаев (radaev@hse.ru), проф. М.Ю. Шерешева (msheresheva@hse.ru), ст. препод. З.В. Котельникова (...полностью>>
'Документ'
ПАРФЮМЕР ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОГО УБИЙЦЫ Патрик ЗЮСКИНД Перевод с немецкого Э. Венгеровой ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава 1 В восемнадцатом столетии во Франции жил чело...полностью>>
'Исследование'
Поглощение дейтерия и трития в пленках, образующихся в камере токамака-реактора ИТЭР, рассматривается в настоящее время как один из самых опасных мех...полностью>>

Главная > Инструктивно-методическое письмо

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Тюменская область

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

ул.Чехова 12, г.Ханты-Мансийск,

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Тюменской области, 628011

Телефон: (3467) 32-20-96, факс: (3467) 32-20-92

E-mail: info@doinhmao.ru

ИНН 8601009482, БИК 047162000,

УФК по ХМАО (ДФ ХМАО, Департамент образования и науки ХМАО-Югры л/с 230 01 00 11)

Счет 402 018 107 000 000 000 01 в РКЦ г.Ханты-Мансийск,

___23.10.2008____№___6855___

На №____________от_____________


Руководителям органов Управления образованием муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Директорам подведомственных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры


Инструктивно-методическое письмо

Департамент образования и науки автономного округа доводит до Вашего сведения и использования в работе образовательную модель интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (приложение 1) и примерные положения для интегрированного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, слуха, зрения, с задержкой психического развития (приложения 2-6).

Представленные Положения для интегрированного обучения в системе общего образования отражают современные подходы к решению вопросов «включения» в образовательное пространство, общество детей с ограниченными возможностями здоровья, основывается на международных и национальных нормативно-правовых актах.

Положения развивают основные принципы социально-образовательной политики, которые определены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», проекте ФЗ «О специальном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2005-2010 годы.

Настоящие Положения разработаны с учетом:

- международного и отечественного опыта интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- многообразия нарушений онтогенетического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностей их социокультурного статуса;

- содержания деятельности основных институтов общества по социальной и образовательной интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; результатов сравнительного анализа зарубежной и отечественной государственной политики по их социальной и образовательной интеграции;

- предложений и рекомендаций министерств, ведомств, научных центров и общественных организаций по организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- инновационных образовательных и социальных технологий.

Положения выступают научно-методическим фундаментом реализации инновационных технологий социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Положения содержит основные стратегии и механизмы развития интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на основе совершенствования механизмов реализации их конституционных прав, привлечения внешних и внутренних ресурсов, сервисов. Положения основаны на переходе от традиций патерналистского, опекающего отношения государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья к новым стратегиям активной социальной политики, ресурсного личностного подхода, принципов нормализации, социокультурной инклюзии.

Положения разработаны Центром социальной политики и гендерных исследований г. Саратов.

Приложение: 77 листов

Первый заместитель директора Л. Н. Ковешникова

Шулдикова Е. А. 329518

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

К письму №_______от_____________

ПРОЕКТ МОДЕЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации интегрированного обучения (далее Положение) определяет порядок осуществления программ интегрированного обучения в образовательных учреждениях системы Департамента образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также права и обязанности участников экспериментальной и инновационной деятельности по интегрированному образованию.

1.2. Под интегрированным обучением в настоящем Положении понимается обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.

1.3. Под специальными условиями обучения/воспитания в настоящем Положении понимаются специальные образовательные программы и методы развития и обучения, учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения и доступность среды обучения (воспитания), а также психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, необходимые детям с ограниченными возможностями здоровья для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции (реинтеграции) указанных лиц в обществе, в том числе приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни.

1.4. Интегрированное обучение в образовательных учреждениях является приоритетной (по сравнению с обучением в специальном (коррекционном) образовательном учреждении) формой организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях общего образования. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья без интеграции может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательного процесса.

1.5. Интегрированное обучение в системе общего образования может осуществляться во всех образовательных учреждениях данной системы.

1.6. Нормативно-правовой базой функционирования учреждений интегрированного образования являются:

- Конституция Российской Федерации;

- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 (с изм. от 24.04.2008 г);

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (с изм. от 30.06.2007 г);

- Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (с изм. от 14.07.2008 г);

- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г., №288 (с изм. от 18.08.2008 г);

- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об особенностях участия в ЕГЭ отдельных категорий выпускников» от 28.11.2006 г. № 01-827/08-01;

1.7. Обучение (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждении общего образования, специальном (коррекционном) образовательном учреждении, может быть организовано в форме интегрированного обучения независимо от вида ограничений здоровья.

1.8. Интегрированное обучение организуется:

а) посредством совместного обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (группе) образовательного учреждения общего образования;

б) посредством функционирования класса (группы) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении для лиц, не имеющих таких ограничений или имеющих другие ограничения здоровья;

в) посредством совместного обучения (воспитания) в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии лиц с различными видами отклонений в развитии (в том числе, с сочетанием различных отклонений в развитии);

если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися.

1.9. Для негосударственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы общего образования настоящее положение является рекомендательным.

2. Порядок направление на интегрированное обучение

2.1. Решение о создании в образовательном учреждении классов (групп) интегрированного обучения принимается учредителем образовательного учреждения. Руководитель образовательного учреждения уведомляет об этом психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) соответствующей территориальной принадлежности с указанием сведений о количестве интегрированных классов (групп) на каждой ступени образования в учреждении, примерном количестве мест для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые могут быть приняты на интегрированное обучение в каждой ступени, видах и степенях ограничений здоровья, с которыми предполагается осуществлять работу.

2.2. Решение о направлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья на интегрированное обучение принимается ПМПК и содержится в Заключении ПМПК.

2.3. Основанием для рассмотрения ПМПК вопроса о направлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья на интегрированное обучение является заявление его родителей (законных представителей).

2.4. Соответствующее заседание ПМПК должно быть проведено не позднее 14 дней с момента получения заявления.

2.5. На заседании ПМПК присутствует ребенок, а также его родители (законные представители). Указанные лица вправе также пользоваться в заседании услугами представителя, действующего на основании доверенности, оформленной в соответствии с действующим законодательством. Указанные лица вправе представлять в ПМПК собственные предложения по составлению Заключения, различные документы (справки, экспертные заключения, рекомендации), необходимые по их мнению для принятия ПМПК решений. В случае, если ПМПК отказывается отразить в Заключении предложения, исходящие от указанных лиц, они вправе требовать получения на руки письменного мотивированного решения ПМПК об отказе во включении в Заключение исходящих от указанных лиц предложений.

В случае, если ребенок проживает в населенном пункте, удаленном от места нахождения ПМПК, проводится выездное заседания ПМПК.

В случае, если доставление ребенка на заседание ПМПК или проведение выездного заседания ПМПК затруднительно, особенно вследствие состояния здоровья ребенка, с письменного согласия его родителей (законных представителей) заседание ПМПК может проходить без участия ребенка на основании представленных документов.

2.6. В случае, если в данном заседании ПМПК Заключение не может быть составлено (в связи с необходимостью уточнения и выяснения каких-либо обстоятельств и т.п.), ПМПК принимает мотивированное решение о переносе заседания и назначении новой даты и времени. Такое решение выдается на руки родителям (законным представителям) ребенка. Срок переноса заседания ПМПК не может превышать одного месяца. Заседание может переноситься не более двух раз.

В ходе заседания ПМПК ведется протокол, который отражает выступления участников заседания, принятые решения, результаты голосования по Заключению. Родители (законные представители) ребенка вправе знакомиться с протоколом.

2.7. В случае если ребенок является инвалидом, по заявлению его родителей, законных представителей ПМПК составляет рекомендации для заполнения соответствующих подразделов раздела «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации» карты ИПР ребенка-инвалида.

2.8. По итогам обследования ПМПК выдает родителям (законным представителям) на руки заключение, в котором содержится:

1) направление в конкретное образовательное учреждение, где будет осуществляться его интегрированное обучение;

2) или направление в конкретное специальное (коррекционное) образовательное учреждение, в случае для интегрированного обучения данного ребенка не удалось создать соответствующих условий;

3) или указание на отсутствие у ребенка препятствий для получения общего образования в обычном порядке, если ПМПК пришло к выводу об отсутствии у ребенка ограничений здоровья.

Заключение содержит пункт, подтверждающий согласие лица (его родителей, законных представителей) осуществлять образование такого лица в предложенном учреждении.

В заключении указываются рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения/воспитания для данного ребенка.

2.9. В случае, если ПМПК принято решение о направлении ребенка на интегрированное обучение, ПМПК указывает, к какой из степеней выраженности ограничения здоровья (СВОЗ) относится ребенок:

1) к первой степени ограничения здоровья относятся дети, состояние которых характеризуется как «пограничное» и которые при создании специальных условий успешно осваивают соответствующую общеобразовательную программу учреждения;

2) ко второй степени ограничения здоровья относятся дети, осваивающие при создании специальных условий только отдельные курсы общеобразовательных программ учреждения, в котором они интегрируются, а также полностью осваивающие программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

3) к третьей степени ограничения здоровья относятся дети, освоение которыми программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений невозможно гарантировать даже при создании специальных условий, тем не менее потенциал развития которых требует создания интегративной образовательной среды.

2.10. В Заключении ПМПК указывается срок его действия, который должен включать как минимум один полный учебный год. Как правило, этот срок определяется до прогнозируемого перехода ребенка на новую ступень образования. По истечении срока действия родители (законные представители) ребенка должны обратиться в ПМПК для составления нового заключения.

2.11. ПМПК при принятии решения о направлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья на интегрированное обучение учитывает имеющиеся сведения на соответствующий учебный год, поступившие от образовательных учреждений, принявших решение о создании классов (групп) интегрированного обучения. При отсутствии по месту жительства ребенка с ограниченными возможностями здоровья таких образовательных учреждений, ПМПК вправе направить ребенка на интегрированное обучение в любое государственное образовательное учреждение. В этом случае образовательное учреждение обязано принять ребенка, имеющее соответствующее заключение ПМПК и организовать для него интегрированное обучение.

2.12. На первые четыре месяца с момента начала интегрированного обучения ребенку с ограниченными возможностями здоровья устанавливается испытательный срок интегрированного обучения. Если в течение испытательного срока подтверждается возможность интегрированного обучения ребенка, интегрированное обучение продолжается в данном образовательном учреждении. В случае, если по истечении испытательного срока педагогический совет образовательного учреждения выносит заключение о невозможности данного учреждения создать условия для интегрированного обучения конкретного ребенка, руководитель образовательного учреждения информирует об этом его родителей (законных представителей).

В этом случае ребенок с ограниченными возможностями здоровья направляется на ПМПК для решения вопроса о подборе оптимальной для него формы организации образовательного процесса на данном этапе обучения.

2.13. Лица, производившие обследование ребенка, другие работники психолого-медико-педагогической комиссии обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность сведений, содержащихся в заключении.

2.14. В случае несогласия родителей (законных представителей) ребенка с Заключением ПМПК в течение месяца со дня подачи ими заявления соответствующая вышестоящая психолого-медико-педагогическая комиссия проводит повторное обследование лица с ограниченными возможностями здоровья. Решения ПМПК могут быть обжалованы в судебном порядке.

3. Организация интегрированного обучения

3.1. Содержание интегрированного обучения детей в конкретном общеобразовательном учреждении определяется вариативными образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.

3.2. В ходе интегрированного обучения детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные условия обучения/воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключениями ПМПК.

3.3. Специфика образовательного процесса в системе интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

3.4. С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для них могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие график обучения для данного лица, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации. Индивидуальные учебные планы разрабатываются и утверждаются Педагогическим советом образовательного учреждения.

3.5. Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы интегрированного обучения и воспитания в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и уставом образовательного учреждения. При определении реабилитационной составляющей интегрированного обучения учреждение ориентируется на рекомендации ПМПК и содержание ИПР (при ее наличии). При интегрированном обучении допускается сочетание различных форм получения образования.

3.6. Режим работы общеобразовательного учреждения интегрированного обучения по пятидневной или шестидневной неделе определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.

3.7. Целесообразна организация интегрированного обучения в I смену по режиму продленного дня с организацией двухразового питания и необходимых развивающих мероприятий.

3.8. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся на интегрированном обучении.

3.9. Государственная (итоговая) аттестация детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с федеральным законодательством. Итоговая аттестация детей с ограниченными возможностями здоровья может проводиться, в том числе, заочно на основе письменных или видеоматериалов, представленных специалистами, осуществляющими интегрированное обучение ребенка.

3.10. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в форме интегрированного обучения и успешно освоившие образовательную программу общеобразовательного учреждения получают документ об образовании соответствующего образца.

3.11. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в форме интегрированного обучения и частично освоившие образовательную программу общеобразовательного учреждения, получают свидетельство, подтверждающее прослушивание курса, соответствующего образовательной программе (уровню) данной образовательной организации (учреждения), с выделением предметов, по которым выставлена положительная оценка при итоговой аттестации.

3.12. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в форме интегрированного обучения и частично освоившие образовательную программу общеобразовательного учреждения, при желании их родителей (законных представителей) вправе пройти аттестацию по программам специального (коррекционного) образовательного учреждения того или иного вида с выдачей документа об образовании соответствующего образца.

3.13. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии могут обучаться дети с различными видами отклонений развития (в том числе, со сложной структурой отклонений в развитии, а также с отклонениями в развитии, степень выраженности или вид которых не соответствует профилю данного образовательного учреждения), имеющие рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же образовательной программе, если это не препятствует успешному освоению всеми обучающимися класса (группы) образовательных программ, соответствующих профилю данного образовательного учреждения.

3.14. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях любого профиля могут быть созданы классы (группы) для обучающихся со сложной структурой отклонений в развитии, если в эту структуру входит отклонение в развитии, соответствующее профилю данного учреждения.

4. Поддержка интегрированного обучения

4.1. Численность обучающихся, направленных ПМПК на интегрированное обучение, на может превышать 25% численности класса (группы). Число обучающихся, отнесенных ко 2-й и 3-й СВОЗ в одном классе (группе) не может превышать двух.

4.2. Численность обучающихся в классах (группах) интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях сокращается по сравнению с нормативной численностью в зависимости от СВОЗ детей, находящихся на интегрированном обучении.

1) При интегрированном обучении детей, отнесенных к 1-ой СВОЗ, численность обучающихся в классах (группах) интегрированного обучения уменьшается на два обучающихся на каждого обучающегося, поступившего на интегрированное обучение (от первоначальной нормативной численности класса).

2) При интегрированном обучении детей, отнесенных к 2-ой СВОЗ, численность обучающихся в классах (группах) интегрированного обучения уменьшается на три обучающихся на каждого обучающегося, поступившего на интегрированное обучение (от первоначальной нормативной численности класса).

3) При интегрированном обучении детей, отнесенных к 3-ой СВОЗ, численность обучающихся в классах (группах) интегрированного обучения уменьшается на пять обучающихся на каждого обучающегося, поступившего на интегрированное обучение (от первоначальной нормативной численности класса).

4.3. Штат общеобразовательного учреждения, в котором осуществляется интегрированное обучение, в обязательном порядке дополнительно комплектуется следующими специалистами: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, специальный педагог (сурдопедагог, тифлопедагог – в зависимости от вида ограничений здоровья обучающихся), персональный ассистент.

4.4. Для работы в системе интегрированного обучения отбираются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Специалисты должны знать основы специальной психологии и коррекционной педагогики, логопедии, реабилитологии, приемы коррекционной учебно-воспитательной работы, требующей в обязательном порядке реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения.

4.5. Число ставок педагогов-специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, специального педагога) устанавливается таким образом, чтобы на каждого обучающегося с 1-й СВОЗ приходилось не менее 3 часов, со 2-й СВОЗ – 5 часов, а с 3-й СВОЗ – 7 часов работы педагогов-специалистов в неделю.

4.6. Должности педагога-психолога, социального педагога вводятся не менее одной единицы на каждый класс (группу) интегрированного обучения.

4.7. Должность персонального ассистента вводится из расчета одна единица на каждых двух обучающихся, нуждающихся в персональном ассистировании в ходе образовательного процесса. Персональный ассистент закрепляется за несколькими обучающимися, которым требуется персональное ассистирование в ходе образовательного процесса.

4.8. Медицинское обеспечение осуществляет штатный, а при необходимости также приглашенный по совместительству медицинский персонал, который совместно с администрацией учреждения проводит мероприятия лечебно-профилактического и восстановительного характера, направленные на укрепление психосоматического здоровья детей. Также медицинский персонал оказывает консультативную помощь детям, их родителям, педагогам по вопросам гармоничного развития ребенка, гигиены, профилактики различных заболеваний и состояний.

4.9. Работникам системы интегрированного обучения создаются условия для обязательного повышения квалификации в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях повышения квалификации, прохождения стажировки в научно-методических центрах интегрированного обучения.

4.10. Нормативы финансирования образовательных учреждений по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника в случае осуществления учреждением интегрированного обучения изменяются следующим образом:

1) На каждого обучающегося на интегрированном обучении, отнесенного к 1-ой СОВЗ образовательному учреждению начисляется соответствующий норматив финансирования с поправочным коэффициентом 4.

2) На каждого обучающегося на интегрированном обучении, отнесенного к 2-ой СОВЗ образовательному учреждению начисляется соответствующий норматив финансирования с поправочным коэффициентом 6.

3) На каждого обучающегося на интегрированном обучении, отнесенного к 3-ей СОВЗ образовательному учреждению начисляется соответствующий норматив финансирования с поправочным коэффициентом 11.

4.11. Педагогическим работникам классов (групп) интегрированного обучения, назначается специальная надбавка в размере 5% к окладу за каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. В расчет принимается число обучающихся, с которыми непосредственно работает (обучает, проводит развивающие, коррекционные, занятия) специалист. Руководителям школ, создавшим необходимые условия для функционирования классов интегрированного обучения, может быть установлен 20% размер надбавки к должностному окладу.

4.12. Дополнительное финансирование образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение, происходит также за счет средств, выделяемых в рамках региональной долгосрочной программы по развитию образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4.13. Орган управления образованием создает специализированные организации, отвечающие за методическое обеспечение, консультационное сопровождение, общую координацию деятельности образовательных учреждений, осуществляющий интегрированное обучение, обобщение и распространение их практики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки сборник «Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования»

    Документ
    В целях реализации мероприятий по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.
  2. Энциклопедия образования в западной сибири

    Документ
    Энцик-юпедия содержит статьи, посвященные истории становления и развития образования в Западно-Сибирском регионе, образовательным учреждениям и деятелям просвещения.
  3. Анализ работы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №6 за 2010-2011 учебный год

    Анализ
    Анализ работы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №6 за 2010-2011 учебный год и основные направления деятельности на 2011-2012 учебный год.
  4. Информация о реализации в 2011 году Стратегии экономического и социального развития Республики Коми

    Документ
    2011 год стал важным этапом посткризисного развития Республики Коми. Разработанные и реализованные в 2009-2011 годах антикризисные меры позволили решить наиболее острые проблемы в экономике и создать опорные инструменты для дальнейшей
  5. Диалог культур и цивилизаций

    Документ
    Д 44 Диалог культур и цивилизаций. Материалы X Всероссийской научной конференции молодых историков. Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2009. – 198 с.

Другие похожие документы..