Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа элективного учебного предмета «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» для учащихся 10 – 11 класса сос...полностью>>
'Доклад'
Вашему вниманию предоставляется доклад на одну из самых популярных тем на сегодня в вычислительной техники – это моделирование природных процессов эв...полностью>>
'Документ'
и расходы на его содержание Научная организация управленческого труда руководителей и специалистов сельскохозяйственного предприятия Комплексное испол...полностью>>
'Программа'
С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина, Н. Сладкова, К. Чуковского,Э. Успенского. Пробудить интерес к творчеству детских писателей. Учить воспринимать...полностью>>

Главная > Учебно-методическое пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ответственность

за нарушения законодательства

о выборах и референдумах

Извлечение из методического пособия для сотрудников милиции по предотвращению нарушений правил ведения предвыборной агитации и проявления экстремизма участниками избирательного процесса (административно-правовой аспект)

Ростов-на-Дону

2011

ББК Х620.5р3-35

Д-33

Научный консультант:

С.В. Юсов, председатель Избирательной комиссии Ростовской области, кандидат юридических наук.

Консультанты:

М.В. Корнеев, заместитель начальника Главного управления внутренних дел по Ростовской области, начальник милиции общественной безопасности, генерал-майор милиции.

А.Н. Фатеев, заместитель начальника Управления охраны общественного порядка ГУВД по Ростовской области, подполковник милиции, кандидат юридических наук.

Автор: Денисенко Виктор Васильевич, доктор юридических наук, профессор кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России, полковник милиции.

Методическое пособие для сотрудников милиции по предотвращению нарушений правил ведения предвыборной агитации и проявления экстремизма участниками избирательного процесса (административно-правовой аспект) – извлечение.

© Избирательная комиссия Ростовской области, 2011

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ответственность

за нарушения законодательства

о выборах и референдумах

1. Понятие административной ответственности,

административного правонарушения,

состава административного правонарушения

и квалификации административных правонарушений

Административная ответственность состоит в применении к виновным административных наказаний. Большинство ученых в области административного права выделяют три основания для применения административной ответственности: нормативное, фактическое и процессуальное.

Нормативным основанием административной ответственности выступают нормы законодательства об административных правонарушениях, устанавливающие: его общие положения и принципы; перечень видов административных наказаний и правила их применения; составы административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях; подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях; порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Фактическим основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения.

Процессуальным основанием административной ответственности выступает постановление по делу об административном правонарушении, содержащее решение судьи, органа, должностного лица о назначении административного наказания конкретному субъекту административного правонарушения.

Таким образом, наличие нормативного основания создает предпосылку для привлечения неопределенного круга лиц к административной ответственности, фактического основания – предпосылку для привлечения к административной ответственности конкретного лица, совершившего административное правонарушения, процессуального основания – позволяет реализовать содержание административной ответственности.

В соответствие с частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, законодатель закрепил три признака административного правонарушения, а именно: противоправность деяния; его виновность и наказуемость.

Понятие административного правонарушения, норма Особенной части КоАП РФ и конкретное административное правонарушение, а значит и характеризующие их признаки соотносятся как общее, особенное и единичное. Исходя из этого, на практике лицо признается виновным не в совершении абстрактного деяния, имеющего признаки административного правонарушения, а только в совершении конкретного противоправного деяния, предусмотренного конкретной материальной нормой права.

Следовательно, требуется квалификация административного правонарушения, т.е. установление, обоснование и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава административного правонарушения, предусмотренного конкретной административно-правовой нормой Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Практическая значимость вышесказанного состоит в том, что наличие в конкретном деянии признаков административного правонарушения не всегда является основанием для привлечения лица к административной ответственности.

В КоАП РФ специально оговорены следующие обстоятельства:

- административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (часть 1 ст. 2.3);

- не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7);

- не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8).

Таким образом, не достижение лицом на момент совершения правонарушения возраста административной ответственности (часть 1 ст. 2.3 КоАП РФ) либо невменяемость физического лица (ст. 2.8 КоАП РФ) либо действие лица в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ) исключают саму возможность возбуждения дела об административном правонарушении (пункты 2 и 3 ст. 24.5 КоАП Ф), поскольку отсутствует один из элементов состава, в первом случае субъект правонарушения, во втором и третьем – субъективная сторона.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, не следует путать с возможностью освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, предусмотренной ст. 2.9 КоАП РФ. В этом случае совершение административного правонарушения имеет место, однако в силу его малозначительности судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Ввиду того, что, в отличие от понятия административного правонарушения, понятие «состав административного правонарушения» законодательно не определено, предлагается следующее его определение.

Состав административного правонарушения – системная совокупность признаков, характеризующих его элементы: объект, субъект, объективную и субъективную сторону административного правонарушения, наличие каждого из которых необходимо и достаточно для признания факта совершения лицом конкретного административного правонарушения и является единственным фактическим основанием для привлечения лица к административной ответственности.

Объект правонарушения – то, на что направлено посягательство – общественные отношения, установленный порядок государственного управления, урегулированные нормами права и охраняемые, в случае их нарушения, административными наказаниями.

Объективная сторона правонарушения заключается в действии либо бездействии, в результате которых нарушается норма права; в случаях, предусмотренных в самой норме права, юридическое значение имеют: время, место, способ, средство, характер совершения деяния и наступивших последствий.

Субъект правонарушения – физическое либо юридическое лицо, совершившее деяние, признаки которого описаны в статье, предусматривающей административную ответственность, при условии, если физическое лицо вменяемо и достигло возраста административной ответственности.

Одной из особенностей административной ответственности является то, что ее субъектами выступают и юридические и физические лица. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (часть 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Субъективная сторона правонарушения отражает психическое отношение физического лица к содеянному, его вину в форме умысла либо неосторожности; установление мотива и цели совершения конкретного административного правонарушения требуется в тех случаях, если эти признаки указаны в норме права.

Законодатель в ст. 2.2 КоАП РФ раскрывает содержание форм вины следующим образом:

- административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1);

- административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).

Вполне очевидно, что предложенное содержание форм вины применимо исключительно к физическим лицам.

В этой связи в части 2 ст. 2.1 КоАП РФ закреплено положение о том, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

2. Особенности привлечения к административной ответственности

несовершеннолетних; должностных лиц; военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания;

иностранных граждан и лиц без гражданства; юридических лиц

Наряду с общими правилами в КоАП РФ закреплены особенности привлечения к административной ответственности следующих категорий субъектов: несовершеннолетних; должностных лиц; военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания; иностранных граждан и лиц без гражданства; юридических лиц.

Лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о нем, может быть освобождено от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см.: часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ).

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (см.: ст. 2.4 КоАП РФ).

В соответствие с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56 … КоАП РФ, за совершение которых они несут административную ответственность на общих основаниях (см.: части 1 и 2 ст. 2.5 КоАП РФ).

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (часть 1 ст. 2.6 КоАП РФ).

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права (часть 3 ст. 2.6 КоАП РФ).

Особенности административной ответственности юридических лиц установлены ст. 2.10 КоАП РФ. Они таковы:

1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3 - 6 ст. 2.10 КоАП РФ, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 - 4 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 - 6 ст. 2.10 КоАП РФ.

3. Объекты административных правонарушений

в области законодательства о выборах и референдумах

Статья 5.1: Право гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума.

Часть 1 статьи 5.3: Требование об обязательности исполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции.

Часть 2 статьи 5.3: Порядок представления сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума.

Статья 5.4: Порядок представления сведений об избирателях, участниках референдума.

Часть 1 статьи 5.5: Порядок опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов.

Часть 2 статьи 5.5: Порядок предоставления эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума.

Часть 1 статьи 5.6: Право на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом

Часть 2 статьи 5.6: Порядок выдачи заверенной копии протокола избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов или референдума.

Статья 5.7: Порядок предоставления отпуска для участия в выборах, референдуме.

Статья 5.8: Порядок и условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях

Статья 5.9: Условия рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций.

Статья 5.10: Порядок, определяющий время и место проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

Статья 5.11: Порядок проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, запрещающий участие в ее проведении отдельным категориям лиц.

Часть 1 статьи 5.12: Требования к изготовлению, распространению или размещению агитационных материалов.

Часть 2 статьи 5.12: Порядок размещения печатных агитационных материалов.

Статья 5.13: Право зарегистрированного кандидата, избирательного объединения обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации.

Статья 5.14: Порядок обращения с печатными материалами, относящимися к выборам, референдуму.

Статья 5.15: Право зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума на пользование на равных условиях пользования помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями, участниками референдума.

Статья 5.16: Порядок проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, запрещающий подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

Часть 1 статьи 5.17: Порядок предоставления отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума.

Часть 1 статьи 5.17: Порядок предоставления в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума, финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.

Статья 5.18: Порядок использования денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Статья 5.19: Порядок использования материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума

Статья 5.20: Порядок финансирования и оказания материальной поддержки избирательной кампании, кампании референдума, выполнения работ, оказания услуг, реализации товаров, связанных с проведением выборов, референдума.

Статья 5.21: Порядок перечисления средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума.

Статья 5.22: Порядок выдачи гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Статья 5.23: Порядок обращения с остатками тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

Часть 1 статьи 5.24: Порядок подсчета голосов, обработки итогов голосования, определения результатов выборов, референдума.

Часть 2 статьи 5.24: Порядок подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов».

Части 1-5 статьи 5.25: Порядок предоставления сведений об итогах голосования или о результатах выборов.

Статья 5.45: Запрет на использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума.

Статья 5.46: Порядок сбора подписей избирателей, участников референдума.

Статья 5.47: Порядок сбора подписей избирателей, участников референдума.

Статья 5.48: Право зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов.

Статья 5.49: Запрет на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом.

Статья 5.50: Правила перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума.

Статья 5.51: Правила изготовления агитационных печатных материалов.

Статья 5.52: Требования об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий.

Часть 1 статьи 5.56: Порядок представления документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума.

Часть 1 статьи 5.56: Порядок хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума.

4. Объективная сторона административных правонарушений

в области законодательства о выборах и референдумах

Статья 5.1: Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума.

Часть 1 статьи 5.3: Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции.

Часть 2 статьи 5.3: Непредставление сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо представление таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.4 и частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ.

Статья 5.4: Нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума.

Часть 1 статьи 5.5: Нарушение порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»).

Часть 2 статьи 5.5: Непредоставление на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок соответственно эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах.

Часть 1 статьи 5.6: Нарушение прав на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом.

Часть 2 статьи 5.6: Выдача заверенной копии протокола избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов или референдума, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом.

Статья 5.7: Отказ предоставить предусмотренный законом отпуск для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, а равно отказ освободить от работы в установленном законом порядке для участия в подготовке и проведении выборов, референдума.

Статья 5.8: Нарушение порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

Статья 5.9: Нарушение условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах.

Статья 5.10: Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.

Статья 5.11: Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом.

Часть 1 статьи 5.12: Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации об их тираже, дате выпуска, об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовивших эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, изготовление или распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, либо без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, а равно распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении.

Часть 2 статьи 5.12: Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов.

Статья 5.13: Непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным.

Статья 5.14: Умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы.

Статья 5.15: Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума на пользование на равных условиях пользования помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями, участниками референдума.

Статья 5.16: Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

Часть 1 статьи 5.17: Непредоставление сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений.

Часть 2 статьи 5.17: Непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.

Статья 5.18: Использование денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, или денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдумах, а равно расходование в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда, фонда референдума, либо расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законодательством о выборах и референдумах цели.

Статья 5.19: Использование в ходе проведения избирательной кампании, подготовки и проведения референдума в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума материальной поддержки, оказанной гражданами, юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, за исключением использования избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, без оплаты из средств избирательного фонда недвижимого и движимого имущества (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящегося в его пользовании на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, а также использование анонимной материальной поддержки, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Статья 5.20: Оказание финансовой поддержки избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо их избирательных фондов, фондов референдума, либо бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, связанных с проведением выборов, референдума и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме, либо выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, либо внесение пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц, либо оказание кандидату, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума для проведения соответствующей избирательной кампании, кампании референдума материальной поддержки, направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме, без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Статья 5.21: Неперечисление, а равно перечисление с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума.

Статья 5.22: Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления возможности гражданину проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Статья 5.23: Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

Часть 1 статьи 5.24: Нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов либо установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов, референдума.

Часть 2 статьи 5.24: Нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного федеральным законом порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов».

Часть 1 статьи 5.25: Непредоставление либо несвоевременное предоставление для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования

Часть 2 статьи 5.25: Непредоставление либо несвоевременное предоставление для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования, а равно нарушение сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах, референдуме в средства массовой информации для опубликования.

Части 3-5 статьи 5.25: Непредоставление либо несвоевременное предоставление для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования, а равно нарушение сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах, референдуме в средства массовой информации для опубликования.

Статья 5.45: Использование лицом, замещающим государственную или муниципальную должность, либо находящимся на государственной или муниципальной службе, либо являющимся членом органа управления организации независимо от формы собственности (в организации, высшим органом управления которой является собрание, - членом органа, осуществляющего руководство деятельностью этой организации), за исключением политической партии, преимуществ своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата, списка кандидатов, выдвижения и (или) поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос (вопросы) референдума.

Статья 5.46: Подделка подписей избирателей, участников референдума, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, а равно заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, либо уполномоченным лицом, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Статья 5.47: Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в сборе подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума, а равно сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи.

Статья 5.48: Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума на размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, а равно нарушение организациями, оказывающими рекламные услуги, условий размещения агитационных материалов.

Статья 5.49: Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.

Статья 5.50: Невозврат жертвователю в установленный законодательством о выборах и референдумах срок пожертвований (их части), перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах, неперечисление в указанный срок в доход соответствующего бюджета пожертвований, внесенных анонимными жертвователями, а равно невозврат неиспользованных средств, предназначенных для внесения избирательного залога.

Статья 5.51: Выполнение организацией, индивидуальным предпринимателем работ или оказание ими услуг по изготовлению агитационных печатных материалов без предварительного опубликования предусмотренных законом сведений о размере и других условиях оплаты указанных работ или услуг.

Статья 5.52: Невыполнение уполномоченным на то должностным лицом требований об обеспечении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий в случаях, когда обеспечение таких условий предусмотрено законом, либо иное нарушение предусмотренных законодательством о выборах прав зарегистрированного кандидата, избирательного объединения при проведении ими указанных мероприятий.

Часть 1 статьи 5.56: Непредставление председателем, заместителем председателя или секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, или их представление с нарушением установленных законом сроков.

Часть 2 статьи 5.56: Уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, до истечения сроков их хранения, а также нарушение установленного порядка уничтожения таких документов.

5. Субъекты административных правонарушений

в области законодательства о выборах и референдумах

Статья 5.1: член участковой избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума, иные лица.

Часть 1 статьи 5.3: должностные лица; юридические лица.

Часть 2 статьи 5.3: юридические лица – государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации независимо от формы собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий; должностные лица указанных органов и организаций.

Статья 5.4: должностные лица, обязанные представлять сведения об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям.

Часть 1 статьи 5.5: главный редактор, редакция средства массовой информации, организация, осуществляющие теле- и (или) радиовещание; иная организация, осуществляющая выпуск или распространение средства массовой информации; граждане, должностные лица, юридические лица, нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет».

Часть 2 статьи 5.5: юридические лица – государственные или муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции государственного или муниципального периодического печатного издания и их должностные лица.

Часть 1 статьи 5.6: граждане; должностные лица.

Часть 2 статьи 5.6: председатель, заместитель председателя, секретарь, иной член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

Статья 5.7: работодатель.

Статья 5.8: кандидат, избирательное объединение, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума; лицо, уполномоченное выступать от имени кандидата, избирательного объединения или привлеченное указанными лицами к проведению предвыборной агитации; лицо, замещающее государственную должность или выборную муниципальную должность.

Статья 5.9: граждане, должностные лица, юридические лица.

Статья 5.10: граждане, должностные лица, юридические лица.

Статья 5.11: граждане, должностные лица и юридические лица, которым участие в проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещено федеральным законом.

Часть 1 статьи 5.12: граждане, должностные лица, юридические лица.

Часть 2 статьи 5.12: граждане, должностные лица, юридические лица.

Статья 5.13: должностные лица и юридические лица, обязанные предоставить возможность обнародовать (опубликовать) в средствах массовой информации опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения.

Статья 5.14: физические лица.

Статья 5.15: должностные лица.

Статья 5.16: граждане, должностные лица, юридические лица.

Часть 1 статьи 5.17: кандидат, лицо, являвшееся кандидатом, лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, должностное лицо кредитной организации.

Часть 2 статьи 5.17: председатель избирательной комиссии, комиссии референдума.

Статья 5.18: кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума.

Статья 5.19: кандидат, лицо, являвшееся кандидатом, уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума; избирательное объединение.

Статья 5.20: граждане, должностные лица, юридические лица.

Статья 5.21: должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, наделенных соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитных организаций, отделений связи.

Статья 5.22: член избирательной комиссии, комиссии референдума.

Статья 5.23: граждане, должностные лица, юридические лица.

Часть 1 статьи 5.24: председатель, член избирательной комиссии, комиссии референдума.

Часть 2 статьи 5.24: председатель, член избирательной комиссии, комиссии референдума.

Часть 1 статьи 5.25: председатель участковой избирательной комиссии, комиссии референдума.

Часть 2 статьи 5.25: председатель территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума.

Часть 3 статьи 5.25: председатель окружной избирательной комиссии, комиссии референдума.

Часть 4 статьи 5.25: председатель избирательной комиссии, комиссии референдума субъекта Российской Федерации.

Часть 5 статьи 5.25: председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Статья 5.45: лицо, замещающее государственную или муниципальную должность, либо находящееся на государственной или муниципальной службе, либо являющееся членом органа управления организации независимо от формы собственности (в организации, высшим органом управления которой является собрание, - членом органа, осуществляющего руководство деятельностью этой организации), за исключением политической партии.

Статья 5.46: лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей; лицо, уполномоченное заверять подписи (подписные листы).

Статья 5.47: органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления организаций независимо от формы собственности, учреждений; члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Статья 5.48: должностные лица, юридические лица.

Статья 5.49: граждане, должностные лица, юридические лица.

Статья 5.50: кандидат, лицо, являвшееся кандидатом, лицо, избранное депутатом, уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Статья 5.51: должностные лица, юридические лица.

Статья 5.52: должностное лицо, уполномоченное обеспечивать зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий.

Часть 1 статьи 5.56: председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии, комиссии референдума.

Часть 2 статьи 5.56: граждане, должностные лица.

6. Субъективная сторона административных правонарушений

в области законодательства о выборах и референдумах

Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется виной лица, совершившего административное правонарушение.

При этом формы вины: умысел и неосторожность (ст. 2.2 КоАП РФ) применимы исключительно к физическим лицам.

Вина юридического лица подтверждается самим фактом несоблюдения правил и норм, для соблюдения которых у него имелась возможность, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

7. Поводы и основания для возбуждения

дела об административном правонарушении

В соответствие с частью 1 ст. 28.1 КоАП и применительно к административным правонарушениям в области законодательства о выборах и референдумах поводами к возбуждению дела об административном правонарушении РФ являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2 ст. 28.1 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из вышеназванных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3 ст. 28.1 КоАП РФ).

Исходя из положений части 4 ст. 28.3 КоАП РФ, дело об административном правонарушении в области законодательства о выборах и референдумах считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;

2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ;

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствие с частью 1 ст. 27.1 КоАП РФ, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются уполномоченным лицом (в том числе сотрудником органов внутренних дел) в пределах своих полномочий в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и регламентирован порядок их применения:

- доставление (ст. 27.2);

- административное задержание (ст.ст. 27.3 – 27.6);

- личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7);

- осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8);

- досмотр транспортного средства (ст. 27.9);

- изъятие вещей и документов (ст.ст. 27.10, 27.11);

- отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12);

- задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13);

- арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14);

- привод (ст. 27.15);

- временный запрет деятельности (ст. 27.16).

Одновременно законом установлено, что вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 2 ст. 27.1 КоАП РФ).

Основания и порядок проведения административного расследования регламентированы ст. 28.7 КоАП РФ и сводятся к следующим моментам:

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области … законодательства о выборах и референдумах … осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.

3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца …

6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

8. Составление протокола об административных правонарушениях

Возможность назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении (часть 1 ст. 28.6 КоАП РФ) применительно к административным правонарушениям в области законодательства о выборах и референдумах исключена, поскольку санкции соответствующих статей не содержат административных наказаний в виде предупреждения или административных штрафов в размере, не превышающем ста рублей.

Таким образом, о совершении административного правонарушения в области законодательства о выборах и референдумах требуется составление протокола, за исключением случаев возбуждения дела об административном правонарушении прокурором (часть 1 ст. 28.2 и ст. 28.4 КоАП РФ).

В соответствие с требованиями части 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (часть 3 ст. 28.2 КоАП РФ).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5 ст. 28.2 КоАП РФ).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

9. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы

об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ)

в области законодательства о выборах и референдумах

Статья 5.1: дело возбуждается прокурором.

Статья 5.3: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

Статья 5.4: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

Статья 5.5: - должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации;

- должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания;

- члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

Статья 5.6: должностные лица органов внутренних дел (милиции)

Статья 5.7: дело возбуждается прокурором.

Статья 5.8: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

Статья 5.9: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

Статья 5.10: должностные лица органов внутренних дел (милиции);

- должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации;

- должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания;

- члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

Статья 5.11: должностные лица органов внутренних дел (милиции);

- должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации;

- должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания.

Статья 5.12: должностные лица органов внутренних дел (милиции);

- члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума

Статья 5.13: должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации;

- должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания.

Статья 5.14: должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Статья 5.15: должностные лица органов внутренних дел (милиции);

- члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

Статья 5.16: должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Статья 5.17: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

Статья 5.18: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

Статья 5.19: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

Статья 5.20: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума

Статья 5.21: дело возбуждается прокурором.

Статья 5.22: должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Статья 5.23: дело возбуждается прокурором.

Статья 5.24: дело возбуждается прокурором.

Статья 5.25: дело возбуждается прокурором.

Статья 5.45: дело возбуждается прокурором.

Статья 5.46: дело возбуждается прокурором.

Статья 5.47: должностные лица органов внутренних дел (милиции);

- члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

Статья 5.48: дело возбуждается прокурором.

Статья 5.49: должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Статья 5.50: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

Статья 5.51: должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации;

- члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

Статья 5.52: дело возбуждается прокурором.

Статья 5.56: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

По общему правилу, установленному частью 1 ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Из этого правила есть два исключения, предусмотренные для случаев:

- если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2 ст. 28.5 КоАП РФ);

- проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования (часть 3 ст. 28.5 КоАП РФ).

10. Направление протокола (постановления прокурора)

об административном правонарушении для рассмотрения

дела об административном правонарушении

Поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях в области законодательства о выборах и референдумах отнесено к подведомственности судей, то в соответствие с частью 1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Если при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении будут установлены факты составления протокола об административном правонарушении и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, судьей при необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол (пункт 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ).

В этом случае недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (часть 2 ст. 28.8 КоАП РФ).

Следует иметь в виду, что требование о передаче на рассмотрение судье протокола (постановление прокурора) об административном правонарушении немедленно после его составления (вынесения) не распространяется на дела об административных правонарушениях в области законодательства о выборах и референдумах.

Данное требование содержится в частях 3 и 4 ст. 28.8 КоАП РФ и распространяется только на случаи:

- назначения административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

- применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности по делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

В то время как за совершение административных правонарушений в области законодательства о выборах и референдумах предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа либо административного штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения.

11. Соблюдение подсудности дела

при направлении протокола (постановления прокурора)

об административном правонарушении для рассмотрения

При направлении протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении необходимо учитывать требования части 3 ст. 23.1 КоАП РФ о подсудности дел об административном правонарушениях:

- дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, (законодателем пропущено: и лицами, имеющими специальные звания) рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

- дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования … рассматриваются судьями районных судов;

- в остальных случаях дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие административной ответственности, административного правонарушения, состава административного правонарушения и квалификации административных правонарушений

3

2. Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних; должностных лиц; военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания; иностранных граждан и лиц без гражданства; юридических лиц

7

3. Объекты административных правонарушений в области законодательства о выборах и референдумах

9

4. Объективная сторона административных правонарушений в области законодательства о выборах и референдумах

12

5. Субъекты административных правонарушений в области законодательства о выборах и референдумах

19

6. Субъективная сторона административных правонарушений в области законодательства о выборах и референдумах

21

7. Поводы и основания для возбуждения дела об административном правонарушении

22

8. Составление протокола об административных правонарушениях

25

9. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в области законодательства о выборах и референдумах

26

10. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении

28

11. Соблюдение подсудности дела при направлении протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения

30

Извлечение из методического пособия

В.В. ДЕНИСЕНКО

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ответственность

за нарушения законодательства

о выборах и референдумах

Научный консультант

Кандидат юридических наук

С.В. ЮСОВ

Отпечатано в типографии

ЗАО «Центр Универсальной Полиграфии»

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, офис 201

тел. 8-918-570-30-30. Тираж 100 экз. заказ № 2/09/1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вестник Волгоградской академии мвд россии. Выпуск 1 (16) 2011 : научно-ме-тодический журнал. Волгоград : ВА мвд россии, 2011. 202 с

    Научно-методический журнал
    Главный редактор журнала — заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент, начальник Волгоградской академии МВД России В. И. Третьяков.
  2. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Курс лекций
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  3. Пресс-служба фракции «Единая Россия» Госдума РФ (67)

    Документ
    0 . 00 , №0 5, Стр. 5 33 РОССИЙСКОЕ ПОСОЛЬСТВО ПОЛУЧИЛО РОТУ ПРОТЕСТА 34 Коммерсантъ, Алленова Ольга, 11.
  4. Сведения о награжденных Благодарственным письмом Думы Астраханской области третьего, четвертого созывов за 2004-2011 годы

    Документ
    Главного редактора редакции радио Астраханского Федерального Государственного унитарного предприятия «Астраханская государственная телевизионная и радиовещательное компания «Лотос»
  5. В 1989 стал соучредителем кооператива кокос, на его основе создал многопрофильный холдинг с 1990 гендиректор управляющей компании холдинга зао "Маяк"

    Документ
    Родился 29 ноября 1959 в с. Залесово Алтайского края. Окончил Новосибирский электротехнический институт (1982). Трудился лаборантом в этом вузе. В 1989 стал соучредителем кооператива КОКОС, на его основе создал многопрофильный холдинг F1.

Другие похожие документы..