Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Уважаемые участники слушаний! Предлагается тема "Правоприменительная практика законодательства по управлению государственной собственностью. Проб...полностью>>
'Семинар'
Семинар работает с 2007 года. Основные участники - студенты 2-3 курсов, написавшие содержательные курсовые работы по математической статистике и жела...полностью>>
'Образовательный стандарт'
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению «Электроэнергетика» при очной форме обучения 6 лет. О...полностью>>
'Задача'
Автоматизированная система информирования о движении маршрутного транспорта как элемент практической реализации внедрения систем спутникового монитор...полностью>>

Главная > Методические указания

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Московская академия предпринимательства

при Правительстве г. Москвы

Русский язык и культура речи

методические указания по выполнению

контрольной работы

для студентов I курса

Разработал: к.филол.н. Московкина Е.А.

Барнаул 2002

Цели курса:

  • Качественное повышение уровня речевой культуры;

  • Формирование коммуникативной компетенции;

  • Расширение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;

  • Формирование умений оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения.

  • Воспитание уважения к языковой культуре, развитие языковой личности будущего специалиста.

Задачи курса:

  • ознакомиться с теоретическими основами культуры речи и стилистики;

  • расширить знания о вариативности норм в их соотнесении с функциональными стилями и типами речи;

  • осознать личную ответственность за собственное речевое поведение и за состояние речевой культуры общества.

Контрольная работа для студентов заочного отделения является иллюстрацией базовых знаний, полученных в ходе изучения курса.

Выпускник вуза обязан:

– иметь представление об основных способах сочетаемости лексических единиц и основных словообразовательных моделях;

– владеть навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами публичной речи;

– владеть формами деловой переписки, иметь представление о форме договоров, контрактов, патента;

– владеть навыками подготовки текстовых документов в управленческой деятельности;

– освоить нормы официально-деловой письменной речи, международные и национальные стандарты видов и разновидностей служебных документов;

– изучить характерные способы и приёмы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;

– владеть навыками самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста;

– уметь работать с литературой по специальности;

– иметь навык работы со справочной литературой;

– владеть основами реферирования и аннотирования литературы по специальности.

Практические рекомендации

Номер варианта контрольной работы выбирается в соответствии с первой буквой фамилии студента (см. таблицу).

Номер варианта

Первая буква фамилии студента

1

А, Б, В, Г

2

Д, Ж, З

3

И, К

4

Л, М

5

Н, О, П,

6

Р, С, Т

7

У, Ф, Х, Ц

8

Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

В контрольную работу включены теоретические вопросы и практические задания, наиболее важные для усвоения программного материала изучаемой дисциплины.

Требования к оформлению и содержанию работы

Структура:

  • Титульный лист установленного образца

  • Текст контрольной работы, структурированный по вопросам и заданиям

  • Список использованной литературы.

  • Дата выполнения работы, подпись студента.

Общий объем работы не принципиален. Объем ответа на теоретический вопрос - 3-5 страниц стандартного формата листа А4. Текст контрольной работы может быть рукописным, выполненным на печатной машинке или ПК (поля слева – не менее 35мм.).

Оформление ссылок на используемую литературу обязательно.

Необходимым условием успешного выполнения контрольной работы является использование справочной литературы (словари).

Варианты контрольной работы прилагаются.

Примечание:

Представлять работу к проверке следует в указанный срок.

Контрольная работа, не соответствующая требованиям методических указаний, возвращается с замечаниями и пометой «к доработке» или «к защите» и должна быть отредактирована в указанные сроки. По результатам защиты контрольной работы первоначальная оценка может быть изменена.

Вариант 1

Задание 1. Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

Определение понятия культуры речи. Современная теоретическая концепция культуры речи. Специфика культуры речи как научной дисциплины.

Задание 2. Установите стилистические функции речевых штампов в приведенных ниже текстах.

1. Заведующий садится писать квартальный отчет. Это вы­сокохудожественное произведение искусства на грани фантас­тики: проведено массовых вечеров - 34. Охвачено 48675 чело­век. Проведено массовых танцев - 4. Охвачено 9121 человек. Проведено массовых авралов — 18. Охвачено 165 тыс. человек. Поднято ярости масс - 3 (И. Ильф, Е. Петров).

2. В одно прекрасное утро, на лужайке недалеко от окраи­ны, которая за сравнительно небольшой отрезок времени до неузнаваемости преобразилась, широко развернулись прения и целый ряд ораторов выступил со взволнованными речами, где были приведены яркие факты упорной борьбы имен существи­тельных против шаблона. Получилась любопытная картина, которая не могла не оставить неизгладимого впечатления. Со­бравшиеся разошлись только тогда, когда наступил ясный пол­день. Будем надеяться, что эта мощная волна протеста против однообразия прилагательных дойдет до литераторов и они твер­дой поступью пойдут по пути улучшения своего языка (Г. Рыклин).

3. Задание, например, следующее: подметайте улицы. Вме­сто того, чтобы сейчас же выполнить этот приказ, крепкий па­рень поднимает вокруг него бешеную суету. Он выбрасывает лозунг:

— Пора начать борьбу за подметание улиц. Борьба ведется, но улицы не подметаются. Следующий лозунг уводит дело еще дальше: Включимся в кампанию по организации борьбы за подметание улиц.

Время идет, крепкий парень не дремлет, и на неподметен­ных улицах вывешиваются новые заповеди:

— Все на выполнение плана по организации кампании борь­бы за подметание. И, наконец, на последнем этапе первона­чальная задача совершенно уже исчезает, и остается одно только запальчивое, визгливое лопотание:

— Позор срывщикам кампании за борьбу по выполнению плана организации кампании борьбы. Все ясно. Дело не сдела­но. Однако видимость отчаянной деятельности сохранена (И. Ильф, Е. Петров).

Задание 3. Устраните элементы канцелярского стиля в следующих текстах:

Дорогой папа! Поздравляю тебя с днем рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля (поздравительное письмо). 2. Разрешите передать привет отцу и матери, а также коллегам и пожелать им больших успехов (из телепередачи «Поле Чудес»). 3. Обстановку, в которой протекало детство поэта, нельзя не признать весьма неблагоприятной (из работ абитуриентов). 4. После вышеописанного происшествия петух Горлач находился в парке и пришел в себя только после того, как его облили водой (из работ абитуриентов). 5. Что мы имеем на сегодняшний день в смысле дальнейшего развития товарной линии производства молочной продукции и ликвидации ее отставания по плану надоев молока (из газет). 6. Полоса застоя и упадка театров отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей (из газет).

Задание 4. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, подобрав к приведенным ниже существительным согласованные и несогласованные определения.

Ответственность, действия, лицо, пособие, меры, порядок, полномочия, обстоятельства, рассмотрение, срок, ущерб, цена, обслуживание, отношения.

Задание 5. Проанализируйте текст. Выделите в нем характерную для научного стиля лексику (общенаучные слова, термины, служебные средства, синтаксические конструкции). Охарактеризуйте манеру изложения.

Телепатическая одаренность

Лица, впервые знакомящиеся с явлениями мысленного внушения и спонтанной телепатии, обычно задают вопрос: "Почему только некоторые, немногие люди одарены этой удивительной способностью? Почему с нами никогда ничего подобного не было? Не странно ли это? Ведь другие психические способности присущи всем людям без исключения". На это можно ответить: да, присущи всем людям, но в какой различной степени! Возьмем, например, способность к устному счету. В Бехтеревском институте мозга автору довелось участвовать в обследовании феноменального счетчика Араго. Представьте себе классную доску, на которой кто-либо из присутствующих пишет колонку из 10-12 пятизначных или шестизначных чисел. Требуется подсчитать сумму написанных чисел. Араго делал это с невероятной быстротой. Едва кинув взгляд на доску, он буквально "выпаливал" ответ с такой скоростью, что его едва удавалось записывать. "Простой же смертный" выполнял эту счетную операцию с мелом у доски не раньше чем за несколько минут, да и то нередко с ошибками. Замечательно, что феноменальная способность к устному счету проявляется у таких одаренных счетчиков как бы в готовом виде, обычно очень рано – еще в дошкольном возрасте. (Л.Васильев)

Задание 6. Познакомьтесь с текстом публичного выступления. Проанализируйте его с точки зрения речевой выразительности.

Ты опять со мной, подруга осень.

Осень бывает разная: болдинская, школьная, земледель­ческая. Бывает осень любви умирающей - последние мгнове­ния счастья.

Что-то с нами происходит в период увядания природы и долгих проливных дождей. Мы кутаемся в свитера и плащи, прячемся под зонтами. Откиньте зонт, он мешает нам разгова­ривать!

С чем у вас ассоциируется осень? Одни скажут: «Осенью меня раздражает все: и ветер, и грязь, и мокрые люди». Ну, как с этим не согласиться! Другие тоскуют по лету, по бодрому настроению, по прекрасным девичьим коленкам. Третьим по­чему-то осенью очень грустно и вспоминается все хорошее, но - увы! - былое.

Осень как осень. «Изнемогающая вялость, за что-то мстя­щая тоска», — как говорил поэт. Вот, эти поэты, оказывается, и поселили в наших душах тоску и грусть. Именно осенью им сдавливало горло одиночество. Или музы на свидание не при­шли, или «в объятьях шерстяных носков и пуховых платков» музы казались поэтам наскучившими женами. Только стихи рождались гениальные.

Поэтам хорошо - выразили невыразимое в стихах и - за­крыли тему.... А как пережить осень простому человеку, когда тошно от промокшего неба, от сырости тела и души?

Однако помимо радикулита и невозможности целоваться из-за постоянной простуды осенью происходит много чудес. Осенью играют самые многолюдные свадьбы. Ну, а если ве­рить классикам, весною человек влюбляется, а осенью встре­чает свою судьбу. Именно грустный, разбитый непогодой че­ловек легко идет на сближение в надежде на тепло, понимание и вечное чувство.

Вот так. Ждите встречи! Заглядывайте под зонтики. Мо­жет быть, мимо пробегает ваша любовь и судьба... (студентка М. О.).

Задание 7. Заполните пустые графы таблицы синонимичными выражениями. Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление каждой фразы.

Нейтральное

Официальное

Разговорное, с оттенком фамильярности

Можно к вам?

Разрешите?

Не помешаю?

-

-

Что скажешь?

(выяснение мнения собеседника)

Нельзя ли мне позвонить?

-

-

-

Просьба соблюдать регламент. Разрешите обратиться к вам с просьбой

-

Рад был помочь (ответ на выражение благодарности)

-

-

Задание 8. Укажите различные тропы (метафоры, метонимии, синекдохи, антониомасии, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, перифразы). Какова их функция в речи?

1.Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой. (П.) 2. Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело, дохнул сентябрь, и георгины дыхание ночи обожгло (Фет). 3. Ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве (Ес.). 4. Туч вечерних червонный ковер самоцветными несся шелками (Луг). 5. И сбежали с уральской кручи горностаевым мехом кручи (Н.А.). 6. Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец (Заб.). 7. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Всего, друзья, солдат простой без званий наград (Орл.). 8. Не там ли жизнь, где молодость – курсивом. А старость – неразборчивый петит (Заб.). 9. Ах, зимою застынут фарфором шесть кистей рябины в снегу, точно чашечки перевернутые, темно-огненные внизу (Возн.). 10. Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой, и так смущенно дышат кочки незащищенностью нагой (Евт.). 11. На асфальт растаявшего пригорода, сбросивши пальто и буквари, девочка в хрустальном шаре прыгалок тихо отделилась от земли (Возн.).

Вариант 2

Задание 1. Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

Понятие языковой нормы. Типология ошибок, вызванных отклонениями от нормы. Колебания нормы. Система вариантов на четырех уровнях литературного языка (орфоэпическом, орфографическом, грамматическом, лексическом).

Задание 2. Исправьте предложения, взятые из газет: устраните канцелярский оттенок высказывания и другие стилистические недочеты.

1. Обрыв яблок и укладка их в транспортные средства, доставка к месту складирования требует много рабочих рук. 2. Дождевую воду перед употреблением следует хорошо прокипятить ввиду наличия в ней загрязнений. 3. На птицефабрике вырисовывается перспектива срыва планового задания, хотя и несколько улучшилось качество яиц за счет увеличения сдачи по категории диетических. 4. На совещании говорилось о фактах бездеятельности защитников правопорядка. 5. Является необходимым подчеркнуть, что в ряде хозяйств Борского района в январе текущего года сорван план по вводу в воспроизводство телок, допущена необоснованно большая выбраковка коров. 6. В административно-хозяйственной части имеют место недостатки по поддержанию в надлежащей чистоте и исправном состоянии арендуемых помещений и мебели. 7. Нельзя не признать, что на многих наших заводах имеет место значительная затоваренность из-за недовыделения автомобильного транспорта Главмосавтотрансом. 8. В зоне спасения станции проводят следующую работу: патрулирование на воде судов спасательных станций с целью наведения порядка среди купающихся, катающихся на катерах и лодках, контроля за соблюдением правил на воде (запрет заплыва за знаки ограждения и недопущения шалостей на воде и пр.)

Задание 3. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.

1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 6. Ниже своих возможностей (сработали, работали) в декабре строители. 7. С (большой раздражительностью, с большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 8. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 9. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех. 10. На (сборочном, сборном пункте) было много народу, но работы еще не начинались. 11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.

Задание 4. Напишите резюме, предполагая, что Вы претендуете на одну из должностей: а) заместитель начальника конструкторского отдела завода; б) менеджер по продажам коммерческой фирмы; в) экономист торгового предприятия; г) секретарь-референт.

Задание 5. В приводимых ниже примерах правки научного текста, выполненной опытными редакторами, проанализируйте характер синтаксических и лексических исправлений. Сопоставьте первоначальные конструкции (неотредактированный вариант) и преобразованные (отредактированный вариант) и объясните причины стилистических исправлений. На основе анализа редакторской правки сделайте выводы о типичных конструкциях научной речи, особенностях его синтаксического строя.

Неотредактированный вариант

Отредактированный вариант

  1. То, что изомерные ди- и тетраалкибензолы имеют различные молекулярные рефракации не согласуется с представлениями Таревского.

  2. Из таблицы ясно, что в37 из 39 случаев зафиксировано образование соединений типа М3О6.

  3. Когда мы систематизируем химические вещества, тогда химический подход будет совершенно правилен, но когда мы систематизируем структурные типы, то от химического принципа следует совершенно отказаться.

  4. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении исчезающих природных ландшафтов.

  5. Сохраняется дорсальная крышка, расширенная в передней части так, что крыловидные отростки лишь слегка прикрывают боковые части головы.

  6. Для того чтобы оценить влияние внешнего поля на чистоту ЯКР, необходимы дополнительные наблюдения.

  7. Весьма интересно то, что величины ЭО стремятся по мере уменьшения ЭО адденда (галоген, кислород) к высоким значениям.

  1. Полосы сближаются между собой

  2. Был намечен целый ряд экспедиций.

  1. Различие молекулярных рефракаций изомерный ди- и тетраалкибензолов не согласуется с представлениями Таревского.

  1. Согласно табл. 1, в 37 из 49 случаев установлено образование соединений типа М3О6.

  2. При систематизации химических веществ химический подход совершенно правилен, но при систематизации структурных типов от химического принципа следует совершенно отказаться.

  1. Проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении исчезающих природных ландшафтов.

  1. Сохраняется дорсальная крышка, крыловидные отростки которой лишь слегка прикрывают боковые части головы.

  1. Чтобы оценить влияние внешнего поля на чистоту ЯКР, необходимы дополнительные наблюдения.

  2. Весьма интересно, что по мере уменьшения ЭО адденда (галоген, кислород) величины ЭО металлов стремятся к высоким значениям.

  3. Полосы сближаются.

  4. Был намечен ряд экспедиций.

Задание 6. Проанализируйте отрывки из выступлений. Выделите средства речевой выразительности, использованные ораторами.

1. Сейчас мы на нашей конференции избавляемся от поли­тической близорукости или от политического астигматизма. Но кроме того, существует и просто нормальная человеческая бли­зорукость. Для ее лечения нужно иметь орудия производства, которые должны принадлежать нам (С. Федоров).

2. Представьте себе, стоит на лугу их самолет. Нормаль­ный самолет, все в нем есть. Иллюминаторы есть, кресла, про­ходы, пассажиры сидят. Все как полагается. Только вдруг об­наруживается, что это не луг вовсе, на котором стоит самолет, а болото. Опасное болото, засасывающее. Еще немного и ги­бель. Собрал экипаж всех пассажиров, чтоб обсудить, что же делать. И все решили: есть возможность, надо взлетать.

С великим, невероятным трудом пилоты подняли самолет над болотом, над лесом подняли. А летные качества ведь не­важные. И заржавело многое, и комья грязи. Тяжело, но ле­тим. И вдруг кто-то из пассажиров спрашивает: «Как же так? Самолет подняли, а куда лететь — не знаете?» А другой говорит: «Вы лишили нас веры. Мы верили, что сидим на лугу, а оказалось, что сидим в болоте».

Но самолет-то взлетел! Все-таки взлетел! И в нем - наша вера (Г. Боровик).

3. Мы знаем неизбежное и грустное: мы все пришли в этот мир, чтобы уйти навсегда. И знаем радостное: сама жизнь — благо. Но жизнь прожить - не поле перейти. Что же, гул ис­тории прокатывается над нашими головами. Если апрель - месяц весны и ожидания - принес осознание необходимости действия, то сейчас настала пора осмысления каждым истори­ческой логики непреложных законов развития (Ю. Бондарев).

4. Если мы не потеряем волю, если мы не потеряем дове­рия народа, мы одолеем. В Австралии, когда задают тест буду­щему кандидату в пилоты, есть такой вопрос: вы летите в двух­местном самолете. Представьте, что со второго сидения выпа­ла английская королева. Ваши действия. Некоторые говорят — застрелиться. Кинуться за ней и поймать в воздухе. Правиль­ным считается ответ — выровнять самолет после потери лиш­него груза и продолжать полет. Так вот, в ходе перестройки нам не раз еще придется выравнивать самолет после потери лишнего груза и продолжать полет (Г. Бакланов).

5. Сегодня - рубеж. История близко приблизилась к нам и с надеждой заглядывает нам в глаза: не ошибись, не струсь, не испугайся! Человек, сегодня ты еще многое можешь сделать, завтра может быть поздно! Будь умным, и не чужой дядя бу­дет за нас решать, а мы сами должны отстоять и укрепить де­мократию и народовластие, другой силы нет (М. Ульянов).

Задание 7. Объясните, в какой речевой ситуации уместен выбор той или иной информации приветствия/прощания. Какие из приветствий/прощаний передают дополнительную информацию? Укажите, какую.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 080102. 65 (060600) «Мировая экономика»

    Методические указания
    Подоба З.С. Международный бизнес. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 080102.65 (060600) «Мировая экономика» / З.
  2. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения всех специальностей Чебоксары

    Методические указания
    Политология. Методические указания по выполнению аудиторных контрольных работ для студентов заочной формы обучения всех специальностей / ЧКИ (филиал) АНО ВПО Центросоюза РФ «РУК» / Сост.
  3. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения Дисциплина «История менеджмента»

    Методические указания
    Изучение дисциплины «История менеджмента» является необходимым условием для получения квалификационного образования при подготовке менеджеров-профессионалов и формированию ими собственных взглядов для эффективного решения как сегодняшних,
  4. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов специальности 080402 «Товароведение» по дисциплине «Товароведение текстильных и одежно-обувных товаров» (для заочной формы обучения)

    Методические указания
    Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальности 080402 составлены в соответствии с учебной программой по предмету «Товароведение текстильных и одежно-обувных товаров».
  5. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной и очно-заочной форм обучения специальности «Менеджмент организации», «Маркетинг»

    Методические указания
    Методические указания и контрольные задания составлены на основе рабочего учебного плана заочной подготовки в БГА РФ по специальности 080507.65 «Менеджмент организации», 080 .

Другие похожие документы..