Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Книга, которую держит перед собой читатель, представляет пол­ное и систематическое изложение теории и практики составления и применения талисманов. Д...полностью>>
'Сборник статей'
Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг. – Сборник статей и материалов /По...полностью>>
'Рабочая программа'
Цель дисциплины – дать студентам комплекс знаний о потенциале и закономерностях развития мировой экономики, а также об основных формах и тенденциях с...полностью>>
'Документ'
Парк клиники для душевнобольных. Похожий на Кроппара человек в пижаме сидит в инвалидном кресле и что-то бормочет на тарабарском (возможно, на санскри...полностью>>

Главная > Закон

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственный антинаркотический комитет

Методика и порядок осуществления мониторинга,

а также критерии оценки развития наркоситуации

в Российской Федерации и ее субъектах

2011 г.

Утверждены п. 2.1 протоколом заседания Государственного антинаркотического комитета № 14 от 21 декабря 2011 г.

Методика и порядок осуществления мониторинга,

а также критерии оценки развития наркоситуации

в Российской Федерации и ее субъектах

1. Общие положения

Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (далее – Методическое пособие) разработаны во исполнение подпункта «г» пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

Методическое пособие разработано в целях завершения формирования государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и регламентирует организацию проведения мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации.

1.1. Правовые основы проведения мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации

Правовыми основами проведения мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации являются:

Конституция Российской Федерации;

федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности;

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690;

Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» и утвержденные им Положение о Государственном антинаркотическом комитете и Положение об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации;

Положение о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 485;

постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. № 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту»;

государственные программы Российской Федерации;

нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности;

нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

целевые антинаркотические программы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

межведомственные приказы и иные локальные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

1.2. Цели и задачи мониторинга наркоситуации

Одной из основных задач Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690, является разработка и внедрение государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации.

Цели, задачи и порядок организации мониторинга наркоситуации в Российской Федерации установлены Положением о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации.

Под мониторингом наркоситуации понимается система наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ (далее - оборот наркотиков) и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.

Мониторинг наркоситуации осуществляется:

на федеральном уровне;

на уровне субъектов Российской Федерации.

Целями осуществления мониторинга наркоситуации являются:

определение состояния наркоситуации в Российской Федерации и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;

выявление, прогнозирование и оценка угроз национальной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

оценка эффективности проводимой в Российской Федерации антинаркотической политики и формирование предложений по ее оптимизации.

Основными задачами мониторинга наркоситуации являются:

непрерывное получение и анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

своевременное выявление негативных тенденций развития наркоситуации, новых угроз национальной безопасности, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов;

прогнозирование развития наркоситуации и выработка предложений по ее улучшению.

1.3. Инструментарий мониторинга наркоситуации

Мониторинг наркоситуации осуществляется на основе правовых актов, официальной статистической информации, информационно-аналитических документов, представляемых федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, иными федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, данных научных и социологических исследований с учетом прогнозных и экспертных оценок по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.

Мониторинг наркоситуации предусматривает проведение исследований различных аспектов незаконного оборота наркотиков (социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других аспектов), в том числе с привлечением научно-исследовательских учреждений и других организаций, а также использование информации международных организаций, международных компетентных органов, компетентных органов иностранных государств.

Мониторинг наркоситуации осуществляется с использованием единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту (далее – единый банк данных), образованного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. № 31, который формируется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

1.4. Участники мониторинга наркоситуации

В соответствии с положениями о Государственном антинаркотическом комитете и антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374, мониторинг наркоситуации осуществляется:

на федеральном уровне – Государственным антинаркотическим комитетом (далее – Комитет);

на уровне субъектов Российской Федерации – антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации (далее – антинаркотическая комиссия).

Организационное обеспечение деятельности Комитета по осуществлению мониторинга наркоситуации в Российской Федерации осуществляется аппаратом Комитета и членами Комитета.

Организационное обеспечение деятельности антинаркотических комиссий по осуществлению мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации осуществляется высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации (председателями антинаркотических комиссий) посредством образованного в соответствии с п. 10 Положения об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации аппарата антинаркотической комиссии при участии территориальных органов ФСКН России.

В осуществлении мониторинга также принимают участие федеральные органы исполнительной власти, руководители которых включены в состав Комитета, и их территориальные органы в пределах установленной компетенции, иные федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, а также их территориальные подразделения (по согласованию), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.

2. Механизм осуществления мониторинга наркоситуации

Государственная система мониторинга наркоситуации формируется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Мониторинг наркоситуации, проведенный на уровне субъектов Российской Федерации, служит основой для осуществления мониторинга наркоситуации на федеральном уровне.

2.1. Осуществление мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации (уровень субъектов Российской Федерации)

Мониторинг наркоситуации в субъекте Российской Федерации осуществляется по итогам года.

На территории субъекта Российской Федерации мониторинг наркоситуации осуществляется антинаркотической комиссией.

Ответственным за организацию работы по осуществлению мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации является председатель антинаркотической комиссии – высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

В целях организации проведения мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации утверждается разрабатываемое с учетом положений настоящего Методического пособия Положение об осуществлении мониторинга наркоситуации и Порядок (Регламент) его проведения в субъекте Российской Федерации, а также обеспечивается финансирование работ по мониторингу наркоситуации из бюджета региона.

Финансирование работ, связанных с осуществлением мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации, может быть включено в региональные целевые антинаркотические программы.

Организация работы по осуществлению мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации возлагается на аппарат антинаркотической комиссии.

В целях осуществления мониторинга наркоситуации на территории субъектов Российской Федерации антинаркотическими комиссиями могут создаваться рабочие группы из представителей органов власти и организаций, принимающих участие в данной работе.

Аппаратом антинаркотической комиссии в целях проведения мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации осуществляется сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка следующей информации:

статистические сведения, получаемые из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

информационно-аналитические сведения и экспертные оценки (в виде информационно-аналитических справок) указанных органов по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

результатов социологических исследований.

В целях проведения мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации допускается также сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка иной информации, предусмотренной Положением о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 485.

Статистические сведения по установленным формам, а также информационно-аналитические сведения и экспертные оценки в виде информационно-аналитических справок предоставляются следующими участниками мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации:

территориальными органами ФСКН России;

территориальными органами МВД России;

территориальными органами ФСБ России;

территориальными органами ФСИН России;

территориальными органами ФТС России;

территориальными органами Росстата;

территориальными органами ФМС России;

территориальными органами Роспотребнадзора;

территориальными органами Россельхознадзора;

территориальными органами Росздравнадзора;

управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования и науки;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере труда, занятости и социальной защиты населения;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере физкультуры, спорта, туризма и молодежной политики;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере СМИ и массовых коммуникаций;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере сельского хозяйства;

военными комиссариатами субъекта Российской Федерации;

федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные образовательные учреждения.

При необходимости в осуществление мониторинга на территории субъекта Российской Федерации могут быть включены и иные участники, в том числе органы местного самоуправления, общественные объединения и организации.

Участники мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации осуществляют обобщение, анализ  и оценку ведомственных статистических данных, а также результатов их антинаркотической деятельности, и связанной с ней деятельности.

По итогам проведенного анализа участниками мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации составляется информационно-аналитическая справка, в которой:

приводятся основные показатели, характеризующие развитие наркоситуации в субъекте Российской Федерации, а также состояние иных процессов и факторов, оказывающих влияние на уровень распространения незаконного потребления и оборота наркотиков;

определяются муниципальные образования, в которых произошли наибольшие изменения (как положительные, так и отрицательные) основных показателей, отражающих развитие наркоситуации в субъекте Российской Федерации, по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет;

проводится анализ причин произошедших изменений, в том числе по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации;

отражаются основные результаты антинаркотической деятельности и мероприятия, проведенные в рамках антинаркотической деятельности;

проводится краткосрочное прогнозирование развития наркоситуации в субъекте Российской Федерации;

представляются предложения по принятию управленческих решений либо организационных мер, направленных на изменение развития наркоситуации в субъекте Российской Федерации.

Представление статистических сведений и информационно-аналитических справок участниками мониторинга осуществляется по единым показателям в сроки и по формам в соответствии с Порядком осуществления мониторинга наркоситуации (Приложение № 1).

Порядок осуществления мониторинга наркоситуации оформляется в качестве приложения к Положению об осуществлении мониторинга наркоситуации в субъекте Российской Федерации.

Статистические сведения и информационно-аналитические справки участниками мониторинга наркоситуации  направляются в аппараты антинаркотических комиссий.

Участниками мониторинга наркоситуации допускается представление статистических сведений носящих предварительный характер. Уточненные статистические сведения представляются в антинаркотическую комиссию до 1 мая года, следующего за отчетным.

Территориальные органы ФСКН России обеспечивают доступ антинаркотических комиссий к сведениям, содержащимся в региональном сегменте единого банка данных. В этих целях к аппаратам антинаркотических комиссий возможно прикомандирование сотрудников территориальных органов ФСКН России.

При осуществлении мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации также используются материалы предусмотренного Федеральным планом статистических работ выборочного обследования поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения (проводится раз в пять лет Росстатом и его территориальными органами совместно с ФСКН России и Минздравсоцразвития России начиная с 2013 года), которые представляются в аппараты антинаркотических комиссий территориальными органами Росстата.

Для получения достоверных сведений об уровне и структуре наркопотребления, масштабах распространения незаконного потребления наркотиков и влияющих на них факторов в субъектах Российской Федерации аппаратами антинаркотических комиссий (либо иными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определенными председателем антинаркотической комиссии) организуется работа по проведению социологических исследований.

Объектом социологического исследования является общественное мнение населения субъекта Российской Федерации.

Предмет исследования – отношение населения субъекта Российской Федерации к проблемам наркотизации общества.

Цель исследования – выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблемам наркомании.

Указанная цель предполагает решение основных задач:

выявление проблемы наркомании в списке социальных проблем отдельно взятого населенного пункта;

анализ ценностных установок на употребление наркотиков;

выявление отношения различных групп населения и социальных институтов к проблеме наркомании, особенно – к проблеме потребления наркотиков;

анализ уровня распространения наркомании в субъекте Российской Федерации, в т.ч. динамика числа лиц, употребляющих наркотики;

выявление степени наркотизации различных возрастных групп населения, особенно уровня распространения наркомании среди молодежи;

определения наиболее распространенных наркотиков;

выявление степени доступности наркотиков;

определение наиболее популярных мест и способов распространения наркотиков;

определение причин распространения наркомании;

определение мотивов потребления наркотиков среди различных групп населения;

выявление основных механизмов приобщения к наркотикам;

анализ социокультурных факторов, способствующих и препятствующих возникновению и развитию наркотической зависимости;

выявление наиболее действенных мер по борьбе с наркоманией.

В исследовании должна быть использована многоступенчатая типологическая выборка с применением квотных значений на последней стадии отбора респондентов.

Рекомендуемый объем выборки – не менее 2000 человек.

На первом этапе определяются районы исследования. Ключевой принцип отбора – репрезентация основных территориально-экономических зон субъекта Российской Федерации (промышленная и сельскохозяйственная). Вместе с тем, необходимо отметить, что на территориях, где ярко выражены этнические группы, необходимо учитывать и распределение населения по наиболее крупным этническим группам и территориям их дислокации.

На втором этапе производится отбор населенных пунктов с учетом соотношения городского и сельского населения с реальным статистическим распределением этих групп населения региона.

На третьем этапе учитываются половозрастной, образовательный и национальный составы населения. Определяется количество респондентов, необходимых для опроса.

Четвертый этап – само анкетирование (полевое исследование). Метод сбора первичной социологической информации – опрос населения проводится методом раздаточного анкетирования.

В целях определения уровня распространенности наркопотребления возможно проведение анкетирования в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Основными принципами полевого исследования являются доверительность и анонимность. Качество полученной информации и ее достоверность находятся в прямой зависимости от того, насколько респонденты доверяют социологам, и как организован сам процесс опроса, каким инструментарием пользуются исследователи. Для решения указанной проблемы необходимо учитывать следующее:

- опрос необходимо проводить только в группах методом раздаточного анкетирования;

- опрашиваемым предварительно должно быть доведено условие анонимности анкеты;

- анкетеры не должны проверять полноту и правильность техники заполнения анкет в присутствии анкетируемых (незаполненные или неправильно заполненные анкеты будут выбраковываться позднее при их обработке и вводе данных в компьютер).

Вид исследования – аналитический.

Используемые в исследовании методы – анализ линейных распределений, корреляционный анализ.

Для целей мониторинга используются стандартные вопросники. Вместе с тем, для создания единой системы мониторинга наркоситуации, с учетом существования единых критериев оценки медицинского и правового аспектов, необходимо применение единой для всех субъектов Российской Федерации базовой (типовой) социологической анкеты.

Базовая модель опросника для массовой анкеты приведена в Приложении 2.

Результаты социологических исследований направляются в аппараты антинаркотических комиссий.

Полученная аппаратами антинаркотических комиссий в целях осуществления мониторинга наркоситуации информация (статистические сведения, информационно-аналитические справки, экспертные оценки) обрабатывается и анализируется, по результатам чего составляется проект доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года n 1374 о дополнительных мерах по противодействию незакон

    Закон
    Долгосрочная целевая программа «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде на территории МО «Светогорское городское население» на 2011 - 2013 годы» (далее – Программа)
  2. Заседание антинаркотической комиссии по противодействию распространения наркотических средств в муниципальном районе Клявлинский

    Заседание
    Секретарь комиссии - специалист по социальной работе муниципального центра по социальной поддержке семьи и демографического развития- Кузьмина Ирина Владимировна.
  3. Конституция Российской Федерации; федеральные закон (2)

    Закон
    федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности;
  4. План мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года

    Документ
    Комплексное развитие и совершенствование деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров
  5. Указом Президента Российской Федерации от 18. 10. 2007 №1374 о дополнительных мерах по противодействию незакон

    Закон
    Борьба с незаконным оборотом наркотиков в Можайском муниципальном районе осуществляется на основе общегосударственного комплекса мер, направленных на профилактику и пресечение этого вида преступной деятельности, в первую очередь,

Другие похожие документы..