Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С введением в действие "Санитарных и ветеринарных требований к проектированию предприятий мясной промышленности" ВСТП-6.02-92 утрачивают си...полностью>>
'Документ'
Посещение уроков в начальных классах с целью оказания помощи, планирование и осуществления работы по развитию речи логопатов В течение года Посещение...полностью>>
'Книга'
Пірко В. О., Литвиновська М.В. Соляні промисли Донеччини в XVII - XVIII ст. (Історико-економічний нарис і уривки з джерел) / - Донецьк: Східний видав...полностью>>
'Документ'
В своей монографии, написанной в 1967 году, но так и не увидевшей свет при жизни автора - «Самосознание и научное творчество», М.К.Петровым были выск...полностью>>

Лекции для проведения занятий тема №1: "Обязанности производственного персонала и населения по го и действиям в чрезвычайных ситуациях"

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЛЕКЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ


ТЕМА №1: "Обязанности производственного персонала и населения по ГО и действиям в чрезвычайных ситуациях".
ТЕМА №2: "Оповещение о чрезвычайных ситуациях".
ТЕМА №3: "Действия при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах".
ТЕМА №4: "Аварии на АЭС. Радиоактивное загрязнение местности".
ТЕМА №5: "Обнаружение и измерение ионизирующих излучений".
ТЕМА №6: "Ликвидация радиоактивного загрязнения".
ТЕМА №7: "Действия при обеззараживании. Санитарная обработка людей".
ТЕМА №8: "Действия населения в зонах радиоактивного загрязнения".
ТЕМА №9: "Сильнодействующие ядовитые вещества".
ТЕМА №10: "Средства коллективной и индивидуальной защиты".
ТЕМА №11: "Заполнение и использование защитных сооружений".
ТЕМА №12: "Повышение защитных свойств дома (квартиры)".
ТЕМА №13: "Принципы и способы эвакуации".
ТЕМА №14: "Противопожарные мероприятия".
ТЕМА №15: "Само- и взаимопомощь в чрезвычайных ситуациях".
ТЕМА №16: "Защита детей в чрезвычайных ситуациях".
ТЕМА №17: "Защита продуктов питания, фуража и воды".
ТЕМА №18: "Защита сельскохозяйственных животных и растений".
ТЕМА №19: "Инфекционные заболевания. Правила поведения населения".
ТЕМА №20: "Морально-психологическая подготовка населения для действий в чрезвычайных ситуациях".


ТЕМА № 1. «ОБЯЗАННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА И НАСЕЛЕНИЯ ПО ГО И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Чтобы правильно понять настоящее, осознать происходящее, нужно непременно заглянуть в прошлое, сказал кто-то из мудрецов.

Такое прошлое есть и у Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, хотя она еще очень молода. Но родилась РСЧС не на пустом месте. У нее имелись известные предшественники — МПВО и ГО.

Более 60 лет назад, 4 октября 1932 г., Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу местная противовоздушная оборона (МПВО) выделялась в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках противника с воздуха. Она с честью оправдала свое предназначение в суровые годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО было ликвидировано 90 тыс. пожаров и возгораний , предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин, спасены от гибели многие миллионы граждан.

Важность, жизненную необходимость проводимых МПВО мероприятий отлич­но понимал в ту пору и стар, и млад, и видный деятель культуры, и простой рабочий. Достаточно вспомнить, например, что во время блокады Ленинграда всемирно известный композитор Дмитрий Шостакович, будучи бойцом одного из формирований, зимой 1941-1942 годов не раз дежурил на крыше консерватории и сбрасывал оттуда зажигательные бомбы, которыми фашисты густо усеивали город.

Силы МПВО, бесспорно, внесли существенный вклад в снижение ущерба от налетов гитлеровской авиации. Однако мало кто знает, какой значительный объём работ выполнили части и формирования МПВО при восстановлении предприятий промышленности и сельского Хозяйства. Так за годы войны ими было проложено около 200 км водопроводных и канализационных магистралей, сооружено 205 мостов, разобрано свыше 400 тыс. куб. м завалов.

Бойцы МПВО подняли из руин многие кварталы Ленинграда, Киева, Харькова, Мурманска, Горького, Одессы, Днепропетровска, Сталинграда, Минска, десятков других городов.

Очень немногим людям, едущим сегодня в поездах Московского метро, известно, что участок пути между станциями «Семеновская» и «Измайловский парк» в основном сооружен силами МПВО. А те, кто бывал в Государственном академическом Большом театре или в театре им. Евг.Вахтангова, вряд ли имеют представление о том, что они, после попаданий немецких авиабомб, полностью восстановлены бойцами местной ПВО. Ими же построена трамвайная линия между Москвой и Тушино, протяженностью 4,5 км.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР. Ее новая организационная структура в значительно большей степени соответствовала возросшим требованиям к защите населения и всей территории страны, всех объектов народного хозяйства от появившихся тогда на вооружении средств массового поражения. ГО СССР стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время.

Гражданская оборона, ее силы и средства принимали самое активное участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, землетрясения в Армении, вели спасательные работы при печально известной аварии на газопроводе в Башкортостане, взрыве в Арзамасе и во многих других местах.

25 ноября 1992 г. Правительство России утвердило Положение о Государственном комитете РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). Тогда же начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). 1993 г. можно назвать годом ее становления. И, наконец, 1994 г. стал, по сути дела, первым годом ее полноценного функционирования. Кроме того, в январе 1994 г. ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Работа нового органа государственного управления проходила в сложных условиях. Так, только в 1994 1. на территории Российской Федерации произошло примерно 1500 крупных чрезвычайных ситуаций. Их количество ежегодно практически остается неизменным.

Формирования, войска МЧС устраняли последствия землетрясения на Курильских островах, наводнений на Дальнем Востоке, прорыва плотин и дамб в Башкортостане и Свердловской области; они оказывали гуманитарную помощь населению Чеченской Республики, восстанавливали разрушенные коммуникации в Грозном и других населенных пунктах.

Невозможно переоценить вклад всех органов МЧС РФ в дело спасения жизни, сохранения здоровья как российских граждан, так и граждан других государств.

И это при том, что еще не все ответственные работники на местах, не все руководители предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений понимают всю важность задач, решаемых МЧС, и меру своей ответственности по защите как отдельных регионов, так и любого самого маленького коллектива, каждого человека.

СТРУКТУРА РСЧС И ГО

Президент России 12 февраля 1998 г. подписал Закон № 28-ФЗ «О гражданской обороне». В нем говорится, что руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, в учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.

Установлено, что указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Бывшие штабы ГО преобразованы в управления (отделы) по делам ГО и ЧС.

Создана структура РСЧС, которая включает территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы.

Территориальные подсистемы

(республик в составе Российской Федерации, краев и областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятому административно-территориальному делению. Их руководящие органы на местах — комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или органы, выполняющие родственные функции. Они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий.

Рабочими органами КЧС всех уровней являются управления (отделы) по делам ГО и ЧС.

Функциональные подсистемы

состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, а также по ло­кализации и ликвидации ЧС. Следует обратить внимание на то, что в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств России, перед которыми постав­лены схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.

Ведомственные подсистемы

создаются в министерствах и ведомствах, ме­жотраслевых государственных консорциумах, корпорациях, концернах и ассо­циациях в целях предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственных им объектах.

Российская система чрезвычайных ситуаций имеет три уровня управления:

- федеральный, - региональный, - местным (территориальный).

Региональный появился в результате деления России на 9 крупных регионов. Они, в основном, вписываются в границы существующих военных округов. Их центры размеще­ны в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Но­восибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот уровень необходим для уп­равления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимо­действия территориальных органов исполнительной власти и управления со­предельными республиками, краями, областями в случае возникновения не толь­ко местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.

У начальников ГО объектов рабочим аппаратом должны стать отделы (секто­ры, группы), комплектуемые штатными работниками и должностными лицами, не освобожденными от своих основных обязанностей. Их численность опреде­ляют министерства, ведомства или сами руководители предприятий.

Отдел является органом управления начальника ГО объекта, на который воз­лагаются: организация и обеспечение непрерывного управления ГО при любых авариях, катастрофах и стихийных бедствиях; своевременное оповещение служб, формирований, рабочих, служащих и населения прилегающих населенных пун­ктов о возникновении ЧС; разработка «Плана ГО» и «Плана действий по пре­дупреждению и ликвидации ЧС»; осуществление мероприятий по защите тру­дового коллектива; обучение личного состава формирований ГО, рабочих и слу­жащих; поддержание постоянной готовности сил и средств для действий в чрез­вычайных ситуациях.

Для организации и проведения специальных мероприятий ГО и ЧС, подго­товки сил и средств, управления ими при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются службы: связи и оповещения, охраны об­щественного порядка, противопожарная, аварийно-техническая, убежищ и ук­рытий, медицинская, противорадиационной и противохимической защиты, ав­тотранспортная, материально-технического снабжения и др.

Количество служб определяется начальником ГО объекта в зависимости от спе­цифики предприятия и наличия структурных подразделений для их организации.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РСЧС

Российская система предупреждений и действий в ЧС призвана решать зна­чительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфичес­ких вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, ава­рий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, инфор­мационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они ни происходили.

Одна из главнейших задач РСЧС — проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций, а при их возникновении — защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для это­го МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.

Следующая задача — сформировать и внедрить четкую систему экономи­ческих и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.

Особую остроту приобрела задача предупреждения чрезвычайных ситуаций. Основные усилия в ее решении направлены на разработку необходимой нормативно-правовой базы и механизма финансового обеспечения.

Состояние работы по предупреждению ЧС на всех уровнях сегодня не обеспечивает полной безопасности населения, национального достояния и окружающей природной среды. Чрезвычайные ситуации, связанные с весенними половодьями и дождевыми паводками, тайфунами, цунами, оползнями, землетря­сениями, прорывами гидротехнических сооружений, разрывами нефте- и газопроводов, взрывами и пожарами свидетельствуют, что профилактические и предупреждающие меры или не проводились, или были малоэффективны. Испол­нительные власти, руководители предприятий и организаций слишком мало уделяли внимания вопросам предупреждения ЧС.

Центральная задача — проведение мероприятий по защите населения и территории. Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Надо отметить, что в настоящее вре­мя стало больше нарушений требований норм проектирования и строительства. Например, допускается возведение жилых домов и предприятий в зонах затопления и других потенциально опасных районах. Прекратилось строительство защитных сооружений. Около 12% убежищ и противорадиационных укрытий приведено в негодность.

Организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях является сферой постоянного внимания МЧС РФ. Слабым местом в решении этой задачи были и остаются локальные системы оповещения вокруг потенциально опасных объектов (химических предприятий, атомных электростанции, водопроводных станций, некоторых предприятий пище­вой промышленности). Появились и положительные тенденции: во многих местах налажена круглосуточная работа дежурно-диспетчерской службы.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Эта задача одна из самых емких и решающих для РСЧС. Она требует проведения аварийно-спасательных и дру­гих неотложных работ. Пожары, взрывы, разливы АХОВ, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы — все это происходит, к сожалению, ежегодно и многократно.

Несколько лет тому назад ливневые дожди привели к переполнению Кисилевского водохранилища в Свердловской области и прорыву временной перемычки. Опять, второй год подряд, около 250 домов и 12 промышленных предприятий г. Серова оказались в зоне затопления.

Много забот доставляют лесные пожары. Наиболее распространено это бед­ствие в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Архангельской областях, Красноярском крае. Республике Саха.

Части и подразделения войск ГО ежегодно более 1000 раз привлекались к работам, связанным с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Поисково-спаса­тельной службой МЧС проведено в 1997 г. около 5 тыс. операций, в ходе кото­рых было спасено более 16 тыс. человек.

Задача создания и обеспечения готовности сил и средств РСЧС остается актуальной и сегодня. Несмотря на то, что эта работа признана удовлетво­рительной, ее уровень не всегда отвечает современным требованиям.

Мероприятия гражданской обороны. Они должны обеспечивать защиту населения России в военное время. Не случайно гражданскую оборону нашего государства возглавляет лично Председатель правительства. К сожалению, за последнее время внимание к состоянию ГО сильно ослаблено. Кое-где даже прекратили существование ее службы. В Московской области, например, было сокращено более 400 работников, отвечавших за вопросы ГО, в том числе на 120 объектах, попадающих в зону возможного заражения СДЯВ. Нет должного внимания к сохранению пунктов управления, защитных сооружений и систем централизованного оповещения.

Оказание гуманитарной помощи. Эта задача новая, в современных усло­виях она приобретает все большее значение. Гуманитарные грузы были достав­лены в Дагестан, Курганскую, Сахалинскую области России, в Таджикистан, Абхазию, Армению, Южную Осетию, Молдову, а также в бывшую Югославию, на Мадагаскар, в Танзанию, Заир и Египет. Чеченская Республика здесь занима­ет особое положение. Сюда МЧС перевезло огромное количество продоволь­ствия, медикаментов.

Подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения. Основополагающим правовым документом для решения этой задачи является Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природно­го и техногенного характера», принятый Государственной Думой, подписанный Президентом РФ 21 декабря 1994 г. Этот законодательный акт призван в корне изменить отношение всех органов государственной власти субъектов федера­ции, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, ко всему комплексу защитных мероприятий.

Разработана и настойчиво будет внедряться единая государственная система обучения всего населения России, начиная с дошкольных лет, действиям при различных ЧС. Ответственность за организацию и качественное проведение учебы несут органы государственной власти субъектов Федерации, органы ме­стного самоуправления и руководители предприятий. Занятия с неработающим населением должны проводиться по месту жительства с широким использова­нием наглядных пособий. Начальники ГО объектов обеспечивают изучение сво­ими работниками способов защиты при ЧС, готовят их к действиям в составе невоенизированных формирований.

Особую заботу вызывает обучение руководящего и командно-начальствую­щего состава, которое организуется в учебно-методических центрах республик, краев, областей и на курсах городов и районов.

Несмотря на определенные результаты, эффективность системы подготовки остается низкой и не отвечает современным требованиям. Крайне тревожит то обстоятельство, что некоторые руководители и командно-начальствующий со­став спасательных и аварийно-спасательных формирований все еще не имеют необходимых им знаний и навыков.

Очень слабо представляет себе, как действовать в чрезвычайных ситуациях, большинство населения, не занятого в производстве, и жителей сельской местности.

Крайне важна задача обеспечения функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях. К сожалению, обстановка сложилась так, что многие руководители предприятий перестали заниматься этой проблемой. Они то ли забыли, то ли не хотят понимать, что главной целью осуществления работ по повышению устойчивости является создание таких условий, чтобы любой объект, любая отрасль или система функционировали надежно в самых слож­ных экстремальных ситуациях и не только в военное, а главным образом в мир­ное время. Чтобы аварии, катастрофы и стихийные бедствия приносили мини­мум ущерба, чтобы как можно меньше страдали люди. И решаться вопросы жизнеобеспечения должны не только на крупных и промышленных предприятиях, а на всех, больших и малых, государственных и частных, на водопроводных станциях, на сетях коммунально-энергетического хозяйства — словом, везде, где сбои в работе могут привести к нежелательным последствиям.

Нельзя без боли в сердце вспоминать такой случай. В центре Москвы, в ин­ституте им. Н. В. Склифосовского — одном из ведущих лечебных учреждений страны, — однажды зимой в 22 часа во всех корпусах погас свет, прекратилась подача электроэнергии, остановились приборы, поддерживавшие жизнь больных и пострадавших, не стало воды и тепла. А ведь сюда беспрерывным пото­ком поступали люди, остро нуждающиеся в срочной медицинской помощи.

Как ее оказывать? Без света? При лучине?

Так и выкручивались. Медицинские сестры делали уколы, внутривенные вливания, ставили капельницы, подсвечивая друг другу спичками и зажигалками.

Почему же не оказалось автономного энергоисточника, хотя бы для операционных и реанимационных палат? Почему не удосужились заранее подвести запасной кабель, подающий электроэнергию от другого источника?

Ответ прост. Это преступная беспечность. Нарушены элементарные требования, повышающие устойчивость работы важного объекта. А между тем директор института В.Теряев после такой ЧС как-нибудь среагировал? Нет, никак! Вот где причина множества наших бед.

И последняя задача. Используя все имеющиеся средства, организовать пропаганду среди граждан России социально-экономической значимости, места и роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

Выполнение данной задачи включает распространение знаний, практического опыта и достижений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Пропа­ганда должна опираться на сегодняшние реалии, подчеркивая, что ГО суще­ствует почти во всех странах мира и никто не собирается ее ликвидировать. Наоборот, в США, Англии, Франции, Германии идет процесс ее укрепления и развития.

Министерство РФ по делам ГО и ЧС является одним из силовых министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства — это составная часть, одно из звеньев всей системы общегосударственных оборонных и защитных мер.

Предупредить человека о надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций — нет более важной и гуманной зада­чи. Об этом должны помнить все!

СИЛЫ И СРЕДСТВА РСЧС

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конспект для проведения занятий по го и чс тема №1: Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров

    Конспект
    Тема №1: Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера,
  2. Методическая разработка для проведения занятия в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Республики

    Методическая разработка
    Занятие 2. Техногенные чрезвычайные ситуации, возможные на территории Республики Хакасия. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории Республики Хакасия.
  3. Лекции по гражданской обороне лекция тема №1: Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий

    Лекции
    ЛЕКЦИЯ Тема №1: Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  4. Лекции для заочного отделения. Тема Введение. Предмет и задачи дисциплины Понятие о муниципальном хозяйстве административно-территориального образования, его состав и особенности

    Лекции
    Жилищно-коммунальный комплекс как основной объект муниципального управления. Структура и взаимосвязь подотраслей жилищно-коммунального комплекса. Специфика производственно-эксплуатационной деятельности предприятий ЖКК, их основные
  5. Методические и учебные материалы для руководителей занятий по го и чс на предприятиях

    Документ
    Даны учебные материалы по темам Примерной программы обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Другие похожие документы..