Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курс лекций'
Курс лекций: Разработка распределенных приложений ориентируемых на Интернет-Интранет и WEB сервисы с помощью продуктов: Delphi, JDeveloper, Eclipse д...полностью>>
'Документ'
Современная школа, ориентированная на развитие разностороннее развитие личности с учетом индивидуализации учебного процесса, нуждается в грамотной диа...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Дисциплина базируется на знаниях полученных студентами в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин: информатика, основы информационных технологий,...полностью>>
'Кодекс'
1. Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Фе...полностью>>

Главная > Курсовая

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИУТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Статистика»

на тему

"Аналитические показатели рядов динамики в анализе общественных явлений"

специальность

Финансы и кредит

Челябинск

2006

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………

2

1. Теоретическая часть……………………………………………………………………………

3

1.1. Понятие рядов динамики. Виды рядов динамики. Основные правила построения рядов динамики…………………………………………………...

3

1.2. Аналитические показатели рядов динамики………………………………..

5

1.3. Средние показатели в рядах динамики…………………………………………

8

2. Практическая часть……………………………………………………………………………..

11

3. Аналитическая часть…………………………………………………………………………...

24

Заключение……………………………………………………………………………………………….

31

Литература………………………………………………………………………………………………..

32

Введение

Говоря о статистике, следует помнить, что цифры в статистике не абстрактные, а выражают глубокий экономический смысл. Каждый экономист должен уметь пользоваться статистическими цифрами, анализировать их, уметь использовать для обоснования своих выводов.

Для получения статистической информации органы государственной и ведомственной статистики, а также коммерческие структуры проводят различного рода статистические исследования. Процесс статистического исследования включает три основные стадии: сбор данных, их сводка и группировка, анализ и расчет обобщающих показателей. От того, как собран первичный статистический материал, как он обработан и сгруппирован в значительной степени зависят результаты и качество всей последующей работы, а в конечном итоге при нарушениях могут привести к абсолютно ошибочным выводам.

Сложной, трудоемкой и ответственной является заключительная, аналитическая стадия исследования. На этой стадии рассчитываются средние показатели и показатели распределения, анализируется структура совокупности, исследуется динамика и взаимосвязь между изучаемыми явлениями и процессами. Аналитическая работа должна содержать элементы предвидения, указывать на возможные последствия складывающихся ситуаций.

Таким образом, основная цель статистического изучения динамики состоит в выявлении и измерении закономерностей их развития во времени. Это достигается посредством построения и анализа статистических рядов динамики.

Данная курсовая работа начинается с понятия рядов динамики, рассматриваются виды рядов динамики, дается представление об основных элементах ряда динамики, таких как время и уровень ряда. Далее рассматриваются показатели, получаемые в результате сравнения уровней ряда, которые характеризуют изменение явления во времени – аналитические показатели рядов динамики: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента, а также описывается как они могут применяться в разных областях экономики для глубокого и детального анализа общественных процессов.

В следующем разделе курсовой работы рассматриваются средние показатели рядов динамики, которые дают обобщенную количественную оценку массовых экономических явлений не зависимо от различий между отдельными единицами, входящими в совокупность. Получается, что средняя величина характеризует не конкретную единицу совокупности, а усредненную, тем самым отражает общее в изучении общественных явлений и выражает величину признака, отнесенного к единице совокупности. Каждая средняя величина характеризует изучаемую совокупность по одному признаку. Несколько средних величин, рассчитанных по разным, признакам позволяют иметь более расширенную информацию о совокупности.

Вся теоретическая часть данной курсовой работы была использована практически в расчетной части, где требуется рассчитать аналитические показатели рядов динамики по заданному интервальному ряду, с их помощью рассчитать средние величины, и в заключении расчетной части сделать обоснованные выводы.

В аналитической части курсовой работы дается представление о практическом применении методов расчета показателей с использованием компьютерной техники, на реальных примерах.

Расчетная и аналитическая часть данной курсовой работы выполнены в прикладной программе Microsoft Excel.

1. Теоретическая часть

1.1. Понятие рядов динамики. Виды рядов динамики. Основные правила построения рядов динамики

Одной из важнейших задач статистики является изучение изменений анализируемых показателей во времени, т.е. их динамика. Эти задачи решаются при помощи анализа рядов динамики (временных рядов).

Ряд динамики представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующих изменение общественных явлений во времени. В каждом ряду динамики имеются два основных элемента: время (t), и конкретное значение показателя – уровень ряда (у). Уровни ряда (у) – это показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд. Время (t) – это моменты или периоды, к которым относятся уровни.

Ряды динамики различаются по следующим признакам:

1. По времени – моментные и интервальные ряды. Моментным рядом динамики называется такой ряд, уровни которого характеризуют состояние явления на определенные даты (моменты времени). Поскольку в каждом последующем уровне содержится полностью или частично значения предыдущего уровня, суммировать уровни моментного ряда не следует, т.к. это приводит к повторному счету. Интервальным (периодическим) рядом динамики называется такой ряд, уровни которого характеризуют размер явлений за конкретный период времени (год, квартал, месяц). Значения уровней интервального ряда не содержатся в предыдущих или последующих показателях, их можно просуммировать, что позволяет получать ряды динамики более укрупненных периодов. Интервальный ряд, где последовательные уровни могут суммироваться, можно представить как ряд с нарастающими итогами. При построении таких рядов производится последовательное суммирование смежных уровней. Этим достигается суммарное обобщение результата развития изучаемого явления с начала отчетного периода.

2. В зависимости от того, какие величины составляют ряд динамики, ряды динамики делятся на ряды абсолютных, относительных и средних величин.

3. По расстоянию между датами или интервалам времени выделяют полные и неполные хронологические ряды. Полные ряды динамики имеют место, когда даты регистрации или окончания периодов следуют друг за другом с равными интервалами. Это равноотстоящие ряды динамики. Неполные – когда принцип равных интервалов не соблюдается.

Чтобы о развитии явления можно было получить представление при помощи числовых уровней, при составлении ряды динамики должны приводиться в сопоставительный вид.

Статистические данные должны быть сопоставимы по территории, кругу охватываемых объектов, единицам измерения, времени регистрации, ценам, методологии расчета. Сопоставимость по территории означает, что данные по странам и регионам, границы которых изменились, должны быть пересчитаны в старых пределах. Сопоставимость по кругу охватываемых объектов означает сравнение совокупностей с равным числом элементов. Территориальная и объемная сопоставимость обеспечивается смыканием рядов динамики, при этом либо абсолютные уровни заменяются относительными, либо делается пересчет в условные абсолютные уровни. Не возникает особых сложностей при обеспечении сопоставимости данных по единицам измерения; стоимостная сравнимость достигается системой сопоставимых цен.

Числовые уровни рядов динамики должны быть упорядоченными во времени. Не допускается анализ рядов с пропусками отдельных уровней, если же такие пропуски неизбежны, то их восполняют условными расчетными значениями.

К числу основных задач, возникающих при изучении динамических рядов, относятся:

1) характеристика интенсивности отдельных изменений в уровнях ряда от периода к периоду или от даты к дате;

2) определение средних показателей временного ряда за тот или иной период;

3) выявление основных закономерностей динамики исследуемого явления на отдельных этапах;

4) выявление факторов, обусловливающих изменение изучаемого явления во времени;

5) прогноз развития явления в будущем.

1.2. Аналитические показатели рядов динамики

Анализ интенсивности изменения во времени осуществляется с помощью показателей, получаемых в результате сравнения уровней. К таким показателям относятся: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента.

Показатели анализа динамики могут вычисляться на постоянной и переменной базах сравнения. При этом принято называть сравниваемый уровень отчетным, а уровень, с которым производится сравнение, - базисным. Для расчета показателей анализа динамики на постоянной базе каждый уровень ряда сравнивается с одним и тем же базисным уровнем. В качестве базисного выбирается либо начальный уровень в ряду динамики, либо уровень, с которого начинается какой-то новый этап развития явления. Исчисляемые при этом показатели называются базисными. Для расчета показателей анализа динамики на переменной базе каждый последующий уровень ряда сравнивается с предыдущим. Вычисленные таким образом показатели анализа динамики называются цепными.

Важнейшим статистическим показателем анализа динамики является абсолютный прирост (сокращение), т.е. абсолютное изменение, характеризующее увеличение или уменьшение уровня ряда за определенный промежуток времени. Абсолютный прирост с переменной базой называют скоростью роста. Абсолютный прирост для расчета показателей динамики на переменной базе вычисляется по формуле:

yiцепной = yi- yi-1,

а для расчета показателей динамики на постоянной базе по формуле:

yiбазисный = yi- y0.

Для оценки интенсивности, т.е. относительного изменения уровня динамического ряда за какой-либо период времени исчисляют темпы роста (снижения). Интенсивность изменения уровня оценивается отношением отчетного уровня к базисному. Показатель интенсивности изменения уровня ряда, выраженный в долях единицы, называется коэффициентом роста, а в процентах – темпом роста. Эти показатели интенсивности отличаются только единицами измерения. Коэффициент роста (снижения) показывает, во сколько раз сравниваемый уровень больше уровня, с которым производится сравнение (если этот коэффициент больше единицы) или какую часть уровня, с которым производится сравнение, составляет сравниваемый уровень (если он меньше единицы). Темп роста всегда представляет собой положительное число.

Коэффициент роста цепной вычисляется по формуле:

Кi цепной =

Коэффициент роста базисный:

Кi базисный =

Темп роста цепной рассчитывается как отношение последующего уровня к предыдущему:

ТРц =

Базисный темп роста рассчитывают отношением каждого последующего уровня к одному уровню, принятому за базу сравнения:

ТРб =

Таким образом,

.

Относительную оценку скорости измерения уровня ряда в единицу времени дают показатели темпа прироста (сокращения). Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения, и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятому за базу сравнения. Темп прироста может быть положительным, отрицательным или равным нулю, выражается он в процентах или в долях единицы (коэффициенты прироста).

Темп прироста цепной определяется как отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню:

ТПРц =

или как разность между темпами роста и 100% (либо разность между коэффициентом роста и единицей)

ТПРц = ТРц – 100%

КПРц = КРц – 1,0

Темп прироста базисный определяется как отношение абсолютного прироста к базисному уровню:

ТПРб =

или как разность между темпами роста и 100% (или единицей, если темпы роста выражены в коэффициентах):

ТПРб = ТРб – 100%

КПРб = КРб – 1,0

При анализе динамики развития следует также знать, какие абсолютные значения скрываются за темпами роста и пророста. Чтобы правильно оценить значение полученного темпа прироста, его рассматривают в сопоставлении с показателем абсолютного прироста. Результат выражают показателем, который называют абсолютным значением (содержанием) одного процента прироста и рассчитывают как отношение абсолютного прироста к темпу прироста за этот период времени, в процентах:

А% =

Этот показатель также может быть исчислен как 0,01 часть предыдущего уровня:

А% = 0,01 ∙ yi-1

Сравнение интенсивности изменений уровней рядов во времени возможно с помощью коэффициентов опережения (отставания), представляющих собой отношение базисных темпов роста (или прироста) двух рядов динамики за одинаковые отрезки времени:

.

Коэффициент опережения (отставания) показывает, во сколько раз быстрее растет (отстает) уровень одного ряда динамики по сравнению с другим. При этом сравнении темпы должны характеризовать тенденцию одного направления.

1.3. Средние показатели в рядах динамики

Система средних показателей динамики включает:
- средний уровень ряда,
- средний абсолютный прирост,
- средний темп роста,
- средний темп прироста.

Средний уровень ряда характеризует обобщенную величину абсолютных уровней. Он рассчитывается по средней арифметической, т.е. по средней исчисленной из значений, изменяющихся во времени. Для интервальных рядов динамики при равных интервалах применяется средняя арифметическая простая:

,

где у – абсолютные уровни ряда,

п – число уровней ряда;

при неравных интервалах – средняя арифметическая взвешенная:

,

где у1,…уп – уровни ряда динамики, сохраняющиеся без изменения в течение промежутка времени t;

t1,…tn – веса, длительность интервалов времени между смежными датами.

Средний уровень моментного ряда динамики с равностоящими уровнями определяется по формуле средней хронологической моментного ряда:

,

где у1,…уn – уровни ряда в последовательные моменты времени;

n – число уровней;

Средний уровень моментных рядов с неравными промежутками между временными датами определяется по формуле средней арифметической взвешенной:

.

Обобщающий показатель скорости изменения уровней во времени – средний абсолютный прирост (убыль), представляющий собой обобщающую характеристику индивидуальных абсолютных приростов ряда динамики. По цепным данным об абсолютных приростах за ряд лет можно рассчитать средний абсолютный прирост как среднюю арифметическую простую:

.

Сводной обобщающей характеристикой интенсивности изменения уровней ряда динамики служит средний темп роста (снижения), показывающий, во сколько раз в среднем за единицу времени изменяется уровень ряда динамики. Средний темп роста (снижения) – обобщенная характеристика индивидуальных темпов роста ряда динамики. В качестве основы и критерия правильности исчисления среднего темпа роста (снижения) применяется определяющий показатель – произведение цепных темпов роста, равное темпу роста за весь рассматриваемый период. Следовательно, если значение признака образуется как произведение отдельных вариантов, то согласно общему правилу можно применять среднюю геометрическую. Поскольку средний темп роста представляет собой средний коэффициент роста, выраженный в процентах, то для равностоящих рядов динамики расчеты по средней геометрической сводятся к исчислению средних коэффициентов роста из цепных коэффициентов роста (по цепному способу):

,

где n – число коэффициентов;

П – знак произведения.

Средний коэффициент роста для равностоящих рядов динамики (по базисному способу):

,

где n – число уровней ряда динамики в изучаемом периоде, включая базисный.

Средние темпы прироста (сокращения) рассчитываются на основе средних темпов роста вычитанием из последних 100%. Соответственно при исчислении средних коэффициентов прироста из значений коэффициентов роста вычитается единица:

2. Практическая часть

Задание 17

Задача 1. Среднегодовая численность занятого населения в регионе характеризуется следующими данными:

Год

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

1992

72,0

1996

66,4

1997

66,0

1998

64,6

1999

63,6

2000

64,5

2001

65,0

Для анализа динамики среднегодовой численности занятых в регионе исчислите:

а) среднегодовую численность занятых за 1996-2001 гг.;

б) абсолютные приросты по годам и к 1996 г.;

в) темпы динамики: цепные и базисные (к 1996 г.);

г) абсолютное содержание одного процента прироста (снижения).

Полученные показатели представьте в таблице;

д) среднегодовые темпы занятых в экономике за 1992-1996 гг. и 1996-2001 гг. Постройте график среднегодовой численности занятого населения в регионе за 1992-2001 гг. По исчисленным показателям сделайте выводы.

Решение.

а) Определим среднегодовую численность занятых за 1996-2001 гг. Проведем расчеты, используя формулу для интервального ряда динамики, поскольку данные представлены за определенный период, а не на определенный момент. Для интервального ряда динамики средний уровень () исчисляется по формуле средней арифметической простой:

,

где y – уровни ряда.

б) Абсолютный прирост (∆y) – это разность между последующим уровнем ряда и предыдущим (или базисным).

Определим абсолютные приросты по годам (цепные) и к 1996 г. (базисные).

- Цепные:

1996 г.: ∆yi = yi- yi-1 = 66,4-72,0 = -5,6. Отрицательное значение показывает, что в 1996 г. численность занятого населения характеризовалась не приростом, а снижением;

1997 г.: ∆yi = 66,0-66,4 = -0,4;

1998 г.: ∆yi = 64,6-66,0 = -1,4;

1999 г.: ∆yi = 63,6-64,6 = -1,0;

2000 г.: ∆yi = 64,5-63,6 = 0,9. С 2000 г. намечается прирост занятого населения, тогда как в последующие годы данный показатель характеризовался снижением;

2001 г.: ∆yi = 65,0-64,5 = 0,5 (табл. 1, гр. 3).

- Базисные (к 1996 г.):

1997 г.: ∆yi = yi- y0 = 66,0-66,4 = -0,4;

1998 г.: ∆yi = 64,6-66,4 = -1,8;

1999 г.: ∆yi = 63,6-66,4 = -2,8;

2000 г.: ∆yi = 64,5-66,4 = -1,9;

2001 г.: ∆yi = 65,0-66,4 = -1,4 (табл. 1, гр. 4). Из расчетов видно, что каждый год численность занятого населения по отношению к базисному году снижалась.

в) Вычислим темпы динамики: цепные (по годам) и базисные (к 1996 г.) как отношение уровней ряда, которое выражается либо в коэффициентах, либо в процентах.

1. Вычислим темпы роста.

1.1. Цепной темп роста исчисляют отношением последующего уровня к предыдущему:

ТРц =

Цепные темпы роста составили:

в 1996 г. по сравнению с 1992 г.: ТРц = = = 92,2%;

в 1997 г. по сравнению с 1996 г.: ТРц = = 99,4%;

в 1998 г. по сравнению с 1997 г.: ТРц = = 97,9%;

в 1999 г. по сравнению с 1998 г.: ТРц = = 98,5%;

в 2000 г. по сравнению с 1999 г.: ТРц = = 101,4%;

в 2001 г. по сравнению с 2000 г.: ТРц = = 100,8% (табл. 1, гр. 5).

1.2. Базисный темп роста исчисляют отношением каждого последующего уровня к одному уровню, принятому за базу сравнения (в данном примере – к 1996 г.):

ТРб =

Базисные темпы роста за аналогичные периоды равны:

в 1997 г. по сравнению с 1996 г.: ТРб = = 99,4%;

в 1998 г. по сравнению с 1996 г.: ТРб = = 97,3%;

в 1999 г. по сравнению с 1996 г.: ТРб = = 95,8%;

в 2000 г. по сравнению с 1996 г.: ТРб = = 97,1%;

в 2001 г. по сравнению с 1996 г.: ТРб = = 97,9% (табл. 1, гр. 6).

2. Темпы прироста можно вычислить двумя способами:

2.1. Темп прироста цепной определяется как отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню:

ТПРц =

или как разность между темпами роста и 100% (либо разность между коэффициентом роста и единицей):

ТПРц = ТРц – 100%

КПРц = КРц – 1,0

В 1996 г.: ТПРц = = = -7,8%;

в 1997 г.: ТПРц = = -0,6%;

в 1998 г.: ТПРц = = -2,1%;

в 1999 г.: ТПРц = = -1,5%;

в 2000 г.: ТПРц = = 1,4%;

в 2001 г.: ТПРц = = 0,8% (табл. 1, гр. 7).

2.2. Темп прироста базисный определяется как отношение абсолютного прироста к базисному уровню:

ТПРб =

или как разность между темпами роста и 100% (или единицей, если темпы роста выражены в коэффициентах):

ТПРб = ТРб – 100%

КПРб = КРб – 1,0

в 1997 г.: ТПРб = 99,4% - 100% = -0,6%;

в 1998 г.: ТПРб = 97,3% - 100% = -2,7%;

в 1999 г.: ТПРб = 95,8% - 100% = -4,2%;

в 2000 г.: ТПРб = 97,1% - 100% = -2,9%;

в 2001 г.: ТПРб = 97,9% - 100% = -2,1% (табл. 1, гр. 8).

г) Абсолютное содержание одного процента прироста (снижения) равно отношению абсолютного прироста цепного к темпу прироста цепному:

А% =

Этот показатель также может быть исчислен как 0,01 часть предыдущего уровня:

А% = 0,01 ∙ yi-1

1996 г.: А% = = = 0,720 (тыс. чел), или 720 чел.;

1997 г.: А% = = = 0,664 (тыс. чел);

1998 г.: А% = = = 0,660 (тыс. чел);

1999 г.: А% = = = 0,646 (тыс. чел);

2000 г.: А% = = = 0,636 (тыс. чел);

2001 г.: А% = = = 0,645 (тыс. чел) (табл. 1, гр. 9).

Абсолютное содержание 1% прироста показывает, какое абсолютное значение скрывается за относительным показателем 1% прироста.

Все расчеты были произведены в программе MS Excel, посредством внесения формул в соответствующие графы (рис. 1), а полученные результаты расчетов представлены в таблице 1:

Рис. 1. Формулы, введенные в программе MS Excel, для решения задачи 1

Табл. 1. Аналитические показатели динамики численности занятого населения в регионе за 1992-2001 гг.

Год

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

Абсолютные приросты, тыс. чел.

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

Абсолютные содержания 1% прироста (снижения),

тыс. чел.

цепные (ежегодные)

базисные

(к 1996г.)

цепные (ежегодные)

базисные (к 1996г.)

цепные (ежегодные)

базисные (к 1996г.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1992

72,0

-

-

-

-

-

-

-

1996

66,4

-5,6

-

92,2

100,0

-7,8

-

0,720

1997

66,0

-0,4

-0,4

99,4

99,4

-0,6

-0,6

0,664

1998

64,6

-1,4

-1,8

97,9

97,3

-2,1

-2,7

0,660

1999

63,6

-1,0

-2,8

98,5

95,8

-1,5

-4,2

0,646

2000

64,5

0,9

-1,9

101,4

97,1

1,4

-2,9

0,636

2001

65,0

0,5

-1,4

100,8

97,9

0,8

-2,1

0,645

д) Среднегодовой темп роста исчисляется по формуле средней геометрической из цепных коэффициентов роста:

,

где n – число коэффициентов;

П – знак произведения.

Среднегодовой темп роста также может быть исчислен из отношения конечного (yn) и начального (y0) уровней по формуле:

Рассчитаем среднегодовой темп роста занятых в экономике за 1992-1996 гг.:

=

Среднегодовой темп прироста исчисляется как разность между среднегодовым темпом роста и 100% (или единицей, если среднегодовые темпы роста выражены в коэффициентах):

Рассчитаем среднегодовой темп прироста занятых в экономике за 1992-1996 гг.:

=

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что численность занятого населения в экономике за период 1992-1996 гг. снизилась за год в среднем на 4%.

Рассчитаем среднегодовой темп роста занятых в экономике за 1996-2001 гг.:

=

Рассчитаем среднегодовой темп прироста занятых в экономике за 1996-2001 гг.:

=

Таким образом, численность занятого населения в экономике за период 1996-2001 гг. снизилась за год в среднем на 0,4 %.

Представим графически имеющиеся данные среднегодовой численности занятого населения в регионе за 1992-2001 гг.:

Рис. 2. График среднегодовой численности занятого населения в экономике за 1992-2001 гг.

Выводы.

За период с 1992 г. по 1999 г. численность занятого населения снизилась на 8,4 тыс. чел., но с 2000 года наблюдается постепенное увеличение.

Анализ данных абсолютного прироста (цепного) численности населения за 1996-2001 гг. позволяет сделать вывод: первая половина исследуемого периода характеризуется резким снижением численности занятых в экономике, далее в 2000 г. наблюдается прирост численности населения (0,9 тыс. чел.) – наибольший прирост за весь период, а наименьший прирост - в 2001 году (0,5 тыс. чел.). В 1997 г. наблюдается самый высокий темп роста – 99,4%, в 1998-1999 темп роста постепенно снижается, а с 2000 г. увеличивается, и к 2001 г. составляет 97,9%. Из приведенных данных по цепному темпу роста видно следующее: самый высокий темп роста по сравнению с предыдущим годом был в 2000 году (101,4%), а самый низкий  - в 1996 году (92,2%). Среднегодовой коэффициент роста занятых в экономике за период 1992-1996 составил 0,960, а за период 1996-2001 составил 0,996. Рассмотрим коэффициенты и темпы прироста численности занятого в экономике населения. Коэффициенты прироста отрицательны, а следовательно прироста нет (по сравнению с базисным годом). Данные по цепному темпу прироста показывают, что ежегодные темпы прироста колебались от -7,8 % в 1996 г. до 1,4% в 2000 г. В период 1992-1996 гг. в среднем за год численность населения снизилась на 4%, в период 1996-2001 произошло снижение на 0,4%. Рассматривая абсолютное значение 1% прироста можно заметить, что данный показатель был наиболее высоким в 1996 году (0,72 тыс. чел.), наиболее низким в  2000 г. (0,64 тыс. чел.).

Задача 2. Динамика производства продукции промышленного предприятия за 1997-2001 гг. характеризуется следующими данными к 1996 г.:

1997

1998

1999

2000

2001

Темп прироста, %

5

4

6

7

10

Известно, что в 1996 г. предприятие выпустило продукции на 300 тыс. руб.

Определить:

а) среднегодовой темп роста и прироста продукции с 1999 по 2001 гг.;

б) ожидаемые уровни производства продукции на 2002, 2003 гг., если на предстоящий период среднегодовой темп роста производства продукции не изменится.

Решение.

Среднегодовой темп роста исчисляется по формуле средней геометрической из цепных коэффициентов роста:

,

где n – число коэффициентов;

П – знак произведения.

Среднегодовой темп роста также может быть исчислен из отношения конечного (yn) и начального (y0) уровней по формуле:

Среднегодовой темп прироста исчисляется как разность между среднегодовым темпом роста и 100% (или единицей, если среднегодовые темпы роста выражены в коэффициентах):

Для вычисления среднегодовых темпов роста и прироста необходимо первоначально рассчитать темпы роста цепные, а для этого необходимо произвести ряд других вычислений.

Известны темпы прироста базисные:

ТПРб =

Также известна стоимость продукции в базисном году – 300 тыс. руб. Подставляя исходные данные в вышеуказанную формулу, рассчитаем абсолютные приросты базисные:

yi = ,

а с помощью последних вычислим стоимость продукции за каждый год:

yi = ∆yi + y0,

и найдем темпы роста цепные, необходимые для расчета среднегодовых темпов роста и прироста:

ТРц =

Выполненные по перечисленным формулам расчеты произведены в прикладной программе MS Excel (рис. 3) и представлены в готовом виде в таблице 2:

Рис. 3. Формулы, введенные в программе MS Excel,

для решения задачи 2

Табл. 2. Динамика производства продукции промышленного предприятия за 1997-2001 гг. к 1996 г.

Год

Стоимость продукции, тыс. руб.

Абсолютные приросты базисные

(к 1996г.)

Темпы роста цепные, %

Темпы прироста базисные

(к 1996г.)

1996

300,0

-

-

-

1997

315,0

15,0

105,0

5,0

1998

312,0

12,0

99,0

4,0

1999

318,0

18,0

101,1

6,0

2000

321,0

21,0

100,1

7,0

2001

330,0

30,0

102,8

10,0

С помощью вычисленных данных рассчитаем среднегодовой темп роста продукции с 1997-2001 гг.:

= ,

а также среднегодовой темп прироста продукции с 1997-2001 гг.:

=

б) Вычислим ожидаемые уровни производства продукции на 2002, 2003 гг., при условии, что на предстоящий период среднегодовой темп роста производства продукции не изменится.

Формула прогноза:

S2002 = 330 ∙ 1,019 = 336,35 (тыс. руб.)

S2003 = 336,35 ∙ 1,019 = 342,82 (тыс. руб.)

3. Аналитическая часть

Для проведения исследования в аналитической части курсовой работы, были взяты статистические материалы Госкомстата РФ (с сайта www.gks.ru), отражающие динамику внешней торговли Российской Федерации (приложение №1).

Аналитический раздел данной работы выполнен в программе MS Excel (так же, как практическая часть курсовой работы).

Статистика внешней торговли является одной из важнейших областей экономической статистики. Информация, отражающая развитие внешней торговли, является важным инструментом для принятия торгово-политических решений и эффективного управления внешнеэкономическими связями.

Под внешней торговлей понимается ввоз и вывоз товаров. Основными задачами статистики внешней торговли являются разработка системы показателей, характеризующих размеры, динамику и структуру внешней торговли, анализ факторов, обусловливающих основные тенденции их развития.

Для анализа статистики внешней торговли используется такие категории, как импорт и экспорт.

Под экспортом понимается вывоз из страны произведенных, выращенных или добытых товаров отечественного производства. При этом к товарам отечественного происхождения относятся также товары иностранного происхождения, которые ввозятся в страну и подвергаются переработке, изменяющей их основные качественные или технические характеристики, и реэкспорт. В результате экспорта товаров уменьшаются национальные запасы материальных ценностей.

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления внутри страны, реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей. В результате импорта товаров увеличиваются национальные запасы материальных ценностей.

Для более детального анализа динамики и структуры внешней торговли России составим таблицы, характеризующие динамику внешней торговли страны с 2000 по 2004 гг. и рассчитаем на основе данных таблиц все показатели динамики.

Табл. 3. Внешняя торговля Российской Федерации
(по методологии платежного баланса)

2000

2001

2002

2003

2004

Миллиардов долларов США

Экспорт

105,0

101,9

107,3

135,9

183,2

Импорт

44,9

53,8

61,0

76,1

94,8

Для анализа динамики внешней торговли России рассчитаем:

а) среднегодовой объем экспорта и импорта за 2000-2004 гг.;

б) абсолютные приросты по годам и к 2000 г.;

в) темпы динамики: цепные и базисные (к 2000 г.);

г) абсолютное содержание одного процента прироста (снижения).

Полученные показатели представим в таблице;

д) среднегодовые темпы экспорта и импорта за 2000-2004 гг. Построим график среднегодового объема экспорта и импорта за 2000-2004 гг. По исчисленным показателям сформируем выводы.

а) Среднегодовой объем экспорта и импорта (экс и имп) вычислим по формуле средней арифметической простой:

,

Для расчета пунктов б, в, г, скопируем практическую часть данной курсовой работы, но заменим показатели значениями, взятыми из материалов Госкомстата России, с целью показать, как работают программные материалы, разработанные в ходе решения практической части, на реальных примерах. Заменяя значения на данные таблицы 3, а также взяв за базис 2000 г., показатели динамики (введенные ранее формулы) посчитаются автоматически, и результаты буду выглядеть следующим образом:

Табл. 4. Аналитические показатели динамики экспорта России за 2000-2004 гг.

Год

Экспорт, млрд. долл.

Абсолютные приросты, млрд. долл.

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

Абсолютные содержания 1% прироста (снижения), млрд. долл.

цепные (ежегодные)

базисные (к 2000г.)

цепные (ежегодные)

базисные (к 2000г.)

цепные (ежегодные)

базисные (к 2000г.)

2000

105,0

-

-

-

100

-

-

-

2001

101,9

-3,1

-3,1

97,0

97,0

-3,0

-3,0

1,1

2002

107,3

5,4

2,3

105,3

102,2

5,3

2,2

1,0

2003

135,9

28,6

30,9

126,7

129,4

26,7

29,4

1,1

2004

183,2

47,3

78,2

134,8

174,5

34,8

74,5

1,4

Рис. 4. График среднегодового объема экспорта России за 2000-2004 гг.

Табл. 5. Аналитические показатели динамики импорта России за 2000-2004 гг.

Год

Импорт, млрд. долл.

Абсолютные приросты, млрд. долл.

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

Абсолютные содержания 1% прироста (снижения), млрд. долл.

цепные (ежегодные)

базисные (к 2000г.)

цепные (ежегодные)

базисные (к 2000г.)

цепные (ежегодные)

базисные (к 2000г.)

2000

44,9

-

-

-

100

-

-

-

2001

53,8

8,9

8,9

119,8

119,8

19,8

19,8

0,4

2002

61,0

7,2

16,1

113,4

135,9

13,4

35,9

0,5

2003

76,1

15,1

31,2

124,8

169,5

24,8

69,5

0,6

2004

94,8

18,7

49,9

124,6

211,1

24,6

111,1

0,8

Рис. 5. График среднегодового объема импорта России за 2000-2004 гг.

Определим среднегодовые темпы роста экспорта и импорта Российской Федерации за 2001-2004 гг., используя формулу:

= ,

а также среднегодовой темп прироста экспорта с 2001-2004 гг.:

=.

Для импорта:

= ,

=.

За базу сравнения мы взяли 2000 г., тем самым показали, что за период с 2000 г. по 2004 г. экспорт России увеличился на 78,2 млрд. долл., а импорт – на 49,9 млрд. долл., т.е. товарооборот прирастал больше за счет увеличения экспорта. Базисный абсолютный прирост как экспорта, так и импорта России постоянно увеличивался.

Анализируя данные цепного абсолютного прироста экспорта за 2001-2004 гг., можно сделать следующий вывод: наибольший прирост экспорта наблюдался в 2004 году (47,3 млрд. долл.), а наименьший прирост  - в 2001 году (- 3,1 млрд. долл.). В среднем же за год экспорт прирастал на 19,6 млрд. долл. Об этой тенденции свидетельствуют и относительные показатели. В 2002, 2003, и 2004 гг. темп роста экспорта постоянно увеличивался по сравнению с 2000 годом, и в 2004 г. составил 174,5%. Из приведенных данных по цепному темпу роста видно следующее: самый высокий темп роста по сравнению с предыдущим годом был в 2004 году (134,8%), а самый низкий  - в 2001 году (97,0%). Среднегодовой коэффициент роста экспорта составил 1,149. Рассмотрим коэффициенты и темпы прироста экспорта. Базисный коэффициент прироста неравномерно увеличивался. По сравнению с 2000 годом коэффициент прироста экспорта в 2002 году составил 0,3, а в 2004 году – 0,7. Данные по цепному темпу прироста показывают, что ежегодные темпы прироста колебались от -0,3 % в 2001 г. до 34,8 % в 2004 г. В среднем же за год экспорт прирастал на 14,9 %. Рассматривая абсолютное значение 1% прироста можно заметить, что данный показатель был наиболее высоким в 2004 году (1,4 млрд. долл.), наиболее низким в  2002 г. (1,0 млрд. долл.).

Далее рассмотрим динамику импорта. Как видно из приведенных данных, объем импорта России за изучаемый период возрастал, при этом наибольший прирост импорта наблюдался в 2004 году (18,7 млрд. долл.), а наименьший прирост  - в 2002 году (7,2 млрд. долл.). В среднем же за год импорт прирастал на 12,5 млрд. долл. Об этой тенденции свидетельствуют и относительные показатели.

Рассмотрим коэффициенты и темпы роста импорта. В 2001, 2002, 2003, и 2004 гг. темп роста постоянно увеличивался по сравнению с 2000 годом и в 2004 г. составил 211,1%. Из приведенных данных по цепному темпу роста видно следующее: самый высокий темп роста по сравнению с предыдущим годом был в 2003 году (124,8%), а самый низкий  - в 2002 году (113,4%). Среднегодовой коэффициент роста импорта составил 1,205. Рассмотрим коэффициенты и темпы прироста импорта. Базисный коэффициент прироста неравномерно увеличивался. По сравнению с 2001 годом коэффициент прироста импорта в 2002 году составил 0,359, а в 2004 году – 1,111. Данные по цепному темпу прироста показывают, что ежегодные темпы прироста колебались от 13,4% в 2002 г. до 24,8% в 2003 г. В среднем же за год импорт прирастал на 20,5%. Абсолютное значение 1% прироста объема импорта с каждым годом увеличивалось. Если в 2001 году оно равнялось 0,4 млрд. долл., то в 2004 году – 0,8 млрд. долл.

Как  видно из вышеизложенного, анализ показателей ряда динамики импорта и экспорта позволяет воссоздать более полную картину динамики внешней торговли России за период 2000-2004 гг., предоставляя информацию о том, на сколько млрд. долл. в год увеличивались импорт и экспорт, какими темпами они растут, каковы коэффициенты роста и прироста.

 

Приложение №1

25.2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(по методологии платежного баланса)

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

Миллиардов долларов США

Внешнеторговый оборот

145,0

149,9

155,6

168,3

212,0

278,0

Экспорт

82,4

105,0

101,9

107,3

135,9

183,2

Импорт

62,6

44,9

53,8

61,0

76,1

94,8

Сальдо торгового баланса

19,8

60,1

48,1

46,3

59,9

88,4

      в том числе:

      со странами вне СНГ

      экспорт

65,4

90,8

86,6

90,9

114,6

152,9

      импорт

44,3

31,4

40,7

48,8

61,0

75,1

      сальдо торгового баланса

21,2

59,3

45,9

42,1

53,6

77,8

      со странами СНГ

      экспорт

17,0

14,3

15,3

16,4

21,4

30,3

      импорт

18,3

13,4

13,0

12,2

15,1

19,7

      сальдо торгового баланса

-1,4

0,8

2,2

4,2

6,3

10,6

 

В процентах к предыдущему году

Внешнеторговый оборот

123,1

130,2

103,8

108,1

126,0

131,1

Экспорт

122,3

139,0

97,0

105,3

126,7

134,8

Импорт

124,1

113,5

119,8

113,4

124,8

124,7

      из него:

      со странами вне СНГ

      экспорт

126,7

142,8

95,4

105,0

126,0

133,5

      импорт

121,4

107,8

129,6

119,9

124,9

123,2

      со странами СНГ

      экспорт

108,0

118,8

107,2

107,2

130,4

141,8

      импорт

131,1

129,4

97,1

93,2

124,1

130,7

Россия в цифрах - 2005 г.
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Заключение

Процессы и явления общественной жизни, являющиеся предметом изучения статистики, находятся в постоянном движении. Изучение происходящих при этом изменений является одним из необходимых условий познания закономерностей их динамики. Динамика общественных явлений обусловлена взаимодействием разнообразных причин и условий. Основная цель статистического изучения динамики состоит в выявлении и измерении закономерностей развития во времени. Это достигается посредством построения и анализа рядов динамики путем расчета абсолютных величин, относительных величин, средних величин, коэффициентов и т.д. Результаты таких расчетов – аналитические показатели, которые применяются для анализа статистической информации и характеризуют особенности развития изучаемого явления.

Из данной курсовой работы можно сделать следующие выводы: аналитические показатели рядов динамики в анализе общественных явлений – это результаты расчетов данных статистической информации, которые раскрывают причинные связи изучаемых явлений, влияние и взаимодействие различных факторов, из которых вытекают последствия принимаемых решений, а также осуществляется прогноз на будущие периоды.

Все материалы, изложенные в курсовой работе, широко используются в мировой практике для изучения происходящих изменений различных общественных явлений.

Литература

  1. Ефимова М.Р., Рябцев В.М. Общая теория статистики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1991. – с. 221-235.

  2. Практикум по статистике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.М. Симчеры / ВЗФЭИ. – М.: ЗАО "Финстатинформ", 1999. – с. 51-55.

  3. Чернова Т.В. Экономическая статистика: Учеб. пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.

  4. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курсовая работа по дисциплине «Статистика» На тему: «Статистика денежного обращения»

    Курсовая
    Первое крупное общественное разделение труда (отделение скотоводства от земледелия) привело к росту производительных сил, увеличению количества создаваемых материальных благ и расширению круга обмениваемых товаров.
  2. Курсовая работа по дисциплине «Статистика» (1)

    Курсовая
    Тема данной курсовой работы является статистическое изучение затрат на рабочую силу и оплаты труда в условиях рыночной экономики. Ввиду многоплановости темы, в работе сосредоточено внимание на исследование следующие вопросов: состав
  3. Курсовая работа по дисциплине «Статистика» (5)

    Курсовая
    Так как в практике статистики индексы наряду со средними величинами являются наиболее распространенными статистическими показателями, то тема, рассматриваемая в работе, актуальна.
  4. Курсовая работа по дисциплине «Статистика» (2)

    Курсовая
    Введение 3Теоретическая часть. Статистика численности, состава и движения населения: 1. Статистика населения 4 2. Статистика численности населения .5 3.
  5. Курсовая работа по дисциплине «Статистика» (3)

    Курсовая
    1.1. Статистика системы национальных счетов. Макроэкономические показатели ….41.2. Методы исчисления валового внутреннего продукта (ВВП)……….….…71.3. Основные направления анализа макроэкономических показателей…….

Другие похожие документы..