Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Отчет по практике'
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть кр...полностью>>
'Документ'
В современной клинической медицине ультразвуковое исследование (УЗИ) прочно вошло в число самых востребованных методов диагностики по изображениям, в...полностью>>
'Рабочая программа'
Предметом науки управления сельскохозяйственным производством является система отношений между людьми в процессе управления производством в аграрных ...полностью>>
'Лекции'
Группы и их простейшие свойства . Теоремы о гомоморфизмах групп 3. Теория колец 4. Теория полей Методика преподавания Лекции, практические занятия Ли...полностью>>

В. К. Невярович Чудесные исцеления

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Чудесных исцелений по милости Пречистой описано великое множество, их перечисление не вместили бы никакие книги. Рассмотрим лишь некоторые из них, достаточно хорошо известные среди православных.

  1. Чудесное исцеление императрицы Зои.

В IX веке греческая императрица Зоя, супруга императора Льва Мудрого ("Философа"), страдавшая от тяжелой болезни, была исцелена после возложения на нее пояса Божьей Матери, который хранился в ковчеге вместе с честною ризою. Перед этим она видела во сне, что выздоровеет, если на нее будет возложена именно эта святыня. В честь этого чуда церковь празднует 21 августа "Положение честного пояса Пресвятой Богородицы".

  1. Сам император Лев, будучи человеком мягким и сострадательным, встретил как-то человека, слепого от рождения. Нещадно палило солнце, и слепец жаловался на сильную жажду, но воды поблизости нигде не было. И вдруг услышал император чудный голос, исходящий с неба: "Не печалься, Лев; вода подле тебя", "император Лев, войди в эту густую и тенистую рощу и, почерпнув воды, утоли жажду немощного, а илом помажь ему глаза. Кто Я, здесь живущая, ты скоро узнаешь. Устрой Мне на этом месте храм: в нем Я буду внимать молитвам и подавать желаемое всем, с усердием и верою сюда притекающим; ничто не сильно будет противиться власти Моей: демон ли, болезнь ли неисцельная, или что другое, — только бы просили Меня благоговейно". Повинуясь этому указанию Матери Божией, Лев принес слепому ил и воду и помазал ему глаза, глаза открылись, и слепорожденный исцелился. На этом месте император приказал очистить чудный источник и воздвиг храм, который получил название "Живоносного Источника". "Чудотворения, совершавшиеся здесь, были так многочисленны, что Православная Церковь в древнее еще время установила в пятницу Светлой недели совершать празднование в честь Божией Матери и в воспоминание чудесных исцелений у Живоносного Источника Ея. В церковных песнопениях прославляются следующие чудеса у святого источника: воскрешение мертвого, разрешение неплодной, исцеление немоты и глухоты, рака, проказы, воспаления, переломов; расслаблений"...

  2. "Сто лет спустя по основании храма Живоносного Источника император Иустиниан получил исцеление от жестокой каменной болезни, по гласу Богоматери, Которая в ночном видении послала его к Своему источнику, и соорудил здесь новый храм, еще более великолепный и обитель иноков" (Все цитаты взяты из книги "Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы". М., 1904).

Даже после падения Византии и разрушения храма чудесные исцеления продолжались, в том числе среди иноверцев.

  1. Чудесное исцеление преподобного Иоанна Дамаскина (VIII в.). Как-то преподобный был оклеветан недобрыми людьми, и эмир, не разобравшись и поверив клеветникам, приказал в ярости отсечь в наказание преподобному руку, что и было совершено при массовом стечении народа. Как ни тяжело было наказание, однако более всего преподобный переживал не личную обиду, а опасность, нависшую над Православием (в то время усилились нападки врагов). Упросив отдать ему отсеченную кисть, преподобный затворился в своей комнате и, приложив мертвую часть руки к прежнему месту, слезно и горячо начал молиться об исцелении. Во сне св. Иоанн увидел Божию Матерь и услышал слова: "Вот твоя рука теперь здорова, не скорби более". Проснулся преподобный совершенно исцеленный, только на усеченном месте тонкий кровавый, наподобие нити, след. Это чудо необыкновенно потрясло современников преподобного и, безусловно, усилило влияние Православия (вот истинный смысл чудесного в данном случае), а сам святой в знак благодарности вычеканил из серебра кисть руки и приложил ее к иконе Божьей Матери, которой молился об исцелении. Икона эта впоследствии получила название Троеручницы.

  2. "Около 1540 г., за оградою обители преподобного Павла Обнорского, лежал некто Симон в расслаблении не один год. Раз ночью молился он. Внезапно хижина его осветилась светом. Входит Пречистая, от лица Ея исходили лучи солнечные, ризы Ея блистали молниею. За нею в глубоком благоговении шел старец, держа рукою клобук (головной убор с покрывалом. — прим. авт.). Расслабленный трепетал. Пречистая, став у одра, сказала больному: что ты лежишь? Иди в церковь и молись; здесь не следует лежать, а надобно молиться и работать. Старец говорит: подними его, Владычица, и пусть идет в церковь. Она взяла за два пальца правой руки и потянула. Больной вскочил и побежал совершенно здоровый" ("Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы", стр.265).

Лицезреть лик Пречистой, судя по многочисленным свидетельствам, посчастливилось немалому числу праведников и подвижников святости (Преп. Александр Свирский, Преп. Сергий Радонежский, Свт. Тихон Задонский, Преп. Серафим Саровский...) Иногда эти великие явления происходили в присутствии учеников и ближайших сподвижников святых. Восприятия подобных неземных визитов бывали различными. Некоторые лишь видели яркий свет, который не могли переносить и "падали ниц", другие слышали шум или саму мелодичную неземную речь, и лишь те, кому непосредственно предназначалась эта встреча, воспринимали Пречистую в лике и слышали ее речь. Приведем для примера короткий эпизод явления Пресвятой Богородицы Преп. Сергию Радонежскому, извлеченный дословно из книги "Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы" (стр. 256). "Около 1385 г. Преп. Сергий Радонежский пел пред иконою Богоматери акафист и молил Небесную Царицу, да призрит Она на обитель его. Окончив, он сказал ученику своему Михею: "бодрствуй, чадо, — мы будем иметь чудное посещение". Едва произнес он эти слова, как услышан был голос: "Пречистая грядет". Он поспешил из келий в сени, и его осиял великий свет, ярче солнечного. Он узрел Богоматерь, сопровождаемую апостолами Иоанном и Петром... Сергий пал на землю. Благая Матерь коснулась его и сказала: "не бойся, избранник Мой! молитва твоя о учениках твоих и о месте сем услышана: при тебе и после тебя Я неотступна буду от обители твоей и буду покрывать ее". Сказав сие, стала невидимою. Святый, придя в себя, нашел ученика своего от страха полумертвым и поднял его. "Скажи, отче (спрашивал несколько пришедший в себя Михей), что это за чудное видение? Душа моя едва не разрешилась от тела". Но Сергий не мог еще говорить, только лицо его сияло радостию. Спустя несколько минут велел он призвать двух благоговейных братии и рассказал им, что было. Все вместе совершили молебное пение Богоматери; святый же всю ночь пробыл без сна, размышляя о милости небесной. Это было в пост Рождества Христова, в пятницу. Однако явления Божией Матери случались и иноверцам и заклятым врагам Православия, как грозное предзнаменование, после чего недруги обычно в страхе бежали (бегство Тамерлана в 1395 г. после видения во сне величественной и благолепной Жены с тьмами молниеобразных воинов, внезапный уход татарского войска хана Ахмата в 1480 г. после стояния на реке Угре. Вместе с тем весьма скептически следует воспринимать участившиеся в последнее время сообщения о прямых контактах с Божией Матерью наших современников (в том числе речь идет и о публикациях так называемого "Богородичного центра"). Как-то не очень вписываются эти пространные сообщения в виде поучений, высказываний и пророчеств в те краткие и яркие эпизоды, касающиеся истинных избранников Царицы Небесной. Скорее всего, подобные контакты следует рассматривать с точки зрения все той же "духовной прелести" в свете Православного учения. Впрочем, нельзя, конечно, однозначно утверждать, что никто ныне не удостаивается и никогда больше не удостоится подобной милости. Тем не менее, усугубление всеобщих деградационно-нравственных процессов среди живущих на земле, согласуясь с древними пророчествами, более указывает на то, что уделом истинно верующих в последние времена века сего будут не Божественные чудеса и знамения, а спасение через скорби, болезни и веру. "Ты хорошо знаешь, что предсказано древними отцами о нашем времени. Сказано: будут спасаться верою, терпением скорбей и болезней и покаянием. Дел у нас нет. Во всем и во всякое время нарушаем заповеди Христовы"... — Игумен Никон. (Письма духовным детям. Св.-Троицкая Серг. Лавра. 1991 г., стр. 148). (Игумен Никон (Николай Николаевич Воробьев) — 1894-1963 гг. Относится к плеяде духовных подвижников нашего времени. Он умер относительно недавно — 7 сентября 1963 года во времена хрущевских гонений. Из скупых биографических данных известно, что в юности мечтал стать врачом психиатром и даже проучился один год в Петербургском Невропатологическом институте, но разуверился в возможностях науки познать человека, пережил подлинное обращение к Богу, бросил институт после первого курса и зажил уединённой аскетической жизнью, изучая Евангелие и святых Отцов, в которых нашел "действительно ценное". Претерпел гонения, аресты, ссылки, наветы недоброжелателей и много иных жизненных горестей. Но после многолетней внутренней борьбы преуспел в духовной жизни, снискав любовь как пастырь и духовник у многих, кому посчастливилось с ним встретиться. Книгу "Письма духовным детям" написал в лучших православных традициях. Она особо созвучна нынешнему времени и может служить дополнительным руководством в духовной жизни.).

Следует кратко остановиться еще на одном важном явлении, касающемся столь многочисленных исцелений. Речь идет о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы, которых насчитывается великое множество. Еще в 1654 году путешествующий по России архидиакон Антиохийской церкви Павел Алеппский писал в своих путевых записках: "В этой стране нет ни одной большой церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери; мы видели своими глазами как святые иконы, так и чудеса, совершавшиеся от них". По поводу чудотворных икон святитель московский Филарет писал: "Много различны пути, которыми приходит и является качество чудотворности в святых иконах. Иногда икона паче другой может получить благословение и качество чудотворности, если ее написал или молитвенно употреблял человек, исполненный благочестия и благодати. Такова действительно есть икона Пресвятой Богородицы, написанная по преданию св. Евангелистом Лукою и получившая одобрение и благословение Самой Пресвятой Богородицы. Далее, довольно сказать кратко, на основании истории чудотворных икон, что чудотворность является в них — или ради молитв и совершенности веры избранных Божиих, чтобы утешить и наградить ее благотворными чудодействиями, — или по вере некоторых человеков начинающейся, чтобы ее подкрепить, — или, наконец, по вере только предусматриваемой, чтобы ее возбудить, и расположенных к добру на добро подвигнуть, а грешных привести к покаянию, исправлению и спасению. Молитва веры есть духовный магнит, привлекающий благодатную и чудодейственную силу". Вместе с тем святитель назидал: "Божия Матерь повсюду едина Божия Матерь, но что даровано нам, тем должно пользоваться"...

На протяжении многих веков вбирает Россия боль мира. Многое, опасное для всего человечества зло, начиная от татарского ига и кончая нашествием красного змия, приняла она на себя (поистине "вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ея: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту". (Быт. 3, 15)), вобрала как губка, дав возможность большей части мира спастись. И каждый раз чудесным образом воскресала Россия. И ныне распрямит, быть может, вновь отчизна спину, ведь стоит за тем великая молитва Пресвятой Богородицы-Заступницы и покровительницы нашей. И сегодня так близки сердцу слова русского святого: "Воззри на Нее сердечными очами... и воззови к Ней: Пребыстрая Заступница, Госпоже Богородице Марие, спаси мене от врага-запинателя! И тотчас в минуту спасет Она тебя по вере сердца твоего, по упованию на Нее. Так и отступит от "боку" теснота, огонь и уныние тяжкое. Дивно спасение Владычицы" (св. Иоанн Кронштадтский).

ЧУДЕСНЫЕ ИСЦЕЛЕНИЯ РАННИХ ХРИСТИАН

Даруй нам провести наступающий день в радости; дай нам веру как светлый полдень, дабы сердца наши не знали более тьмы! Изгони полчища нечистых духов, очисти наши сердца от лености, не дай ей овладеть нами. Озари нас светом Твоим и вечно сохраняй сердца наши в крепости твоей.
Из утренней молитвы первых христиан

История раннего христианства (особенно до принятия в 313 году императором Константином Миланского эдикта о веротерпимости) полна глубочайшего трагизма, но вместе с тем и торжества истинной веры, привнесенной людям явлением Спасителя. Трудно найти сопоставимое в истории с теми массовыми случаями невообразимой жестокости на протяжении столетий в отношении тех, кто осмеливался назвать себя христианами. Доподлинно известны гонения при правлении Нерона, Домициана, Трояна, Андриана, Марка Аврелия, Севера, Максимиана, Деция, Валериана и Диоклитиана, направленные на искоренение христианства. "Я сам был очевидцем этого, — пишет церковный историк Евсевий, — так что железо притуплялось и ломалось, и сами убийцы, утомившись, поочередно сменяли друг друга". При императоре Нероне, явившем собой первообраз антихриста в омерзительном своем воплощении бесчестия, разврата и чудовищной кровожадности, гонением охвачено было "громадное множество христиан", и "различные виды издевательства были прибавлены для усиления их предсмертных агоний. Покрытые шкурами диких животных, они были отдаваемы на съедение бродячим собакам" или были пригвождены к крестам; бросаемы были в огонь и сжигаемы после сумерек в виде ночной иллюминации" (Историк Троян). Все это вечернее увеселительное зрелище происходило среди торжествующих толп людей в садах самого Нерона. В то же время в амфитеатре на виду 22 тысяч зрителей голодные собаки насмерть растерзывали другую партию мучеников, хитроумно закутанных в шкуры медведей и волков. Но гонения при Нероне локализовались лишь в столице (Риме), при императоре же Децие они приобрели характер всеобщего массового преследования с целью истребить всех христиан, но особенно страшным было гонение при императоре Диоклитиане, продолжавшееся от 303 г. до 313 г., когда мученическую смерть приняли сотни тысяч христиан. Современник гонений писатель и философ из Никомидии Лактанций пишет: "Если бы у меня были сотни уст и железная грудь, то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений, претерпенных верующими". "О! жалкие времена, когда мы даже в пещерах не можем избегнуть наших врагов", — найдены высеченные в катакомбах слова "Кал-листа", относящиеся к тем далеким векам. Каждое языческое празднование сопровождалось почти всегда издевательствами над христианами. И сбылись тогда слова Спасителя: "И будете ненавидимы всеми за имя Мое" (Мф. 10, 22). "Вы не имеете права на существование!" — установил языческий мир указ, продиктованный самим дьяволом. "Не воздавайте злом за зло!", — следовали словам Апостола безжалостно гонимые, молясь за врагов гонящих и поносивших их. "Хлеба и зрелищ!" — требовали язычники. "Молись и трудись", — провозгласили ранние христиане, "вера наша есть победа, победившая мир" (I Ин. 5,4). Удивительное преображение души человеческой, пребывающей в лоне христианства, было непонятно врагам: "они любят, не зная друг друга", — христианские идеалы пугали их своей чистотой и праведностью и приводили в ярость.

Характеризуя раннее христианство, св. Иустин Философ (св. отец и учитель Церкви, известный с древности (ок. 105 г. — ок. 160 г.) под именем Философ и Мученик. Один из первых христианских писателей апологетов, открыто выступивший против нападок на христианство. Принял мученическую смерть за свою веру.) в своей "Апологии" писал: "Мы, которые некогда служили похоти, теперь стремимся к нравственной чистоте. Мы, некогда занимавшиеся волшебством, теперь посвятили себя благому и вечному Богу. Мы, некогда более всего любившие денежную корысть, теперь делимся всем, что только у нас есть, со всеми и раздаем каждому нуждающемуся. Мы, которые некогда ненавидели и убивали друг друга, которые не хотели принять в свой дом никого из принадлежащих к чужим народам, вследствие различия в нравах, после явления Христа отнюдь не смущаемся жить с ними вместе. Мы молимся за своих врагов, стараемся убедить ненавидящих нас напрасно, чтобы они жили по славному учению Христа и тем могли достигнуть радости надежды и получить все то, что мы ожидаем от всемогущего Бога".

Не подлежит сомнению, что в первые века христианства действовали особенно выраженные силы апостольского света. Чудесных исцелений, производимых тогда христианами, было великое множество. При исследовании этого периода создается впечатление даже какой-то обыденности в плане проявления подобных явлений? Христианский сподвижник и богослов, правда, допустивший существенные отступления от канонов истинного учения Христа, Ориген (185—253 гг.) утверждал, что сам лично видел массу чудесных исцелений от различных, в том числе тяжелых, заболеваний. В его письме к противнику христиан писателю Цельсу есть следующие строки. "У нас есть много такого, над чем неверующие разразились бы громким смехом, будто мы выдумываем, когда рассказываем то, что произошло в нашем присутствии". А св. Ириней (II век) писал (Св. Ириней Лионский (ок. 130 г. — 202 г.), отец Церкви. Родился в Малой Азии, был учеником престарелого Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших еще апостола Иоанна. Принял мученическую смерть во время гонений императора Септима Севера в 202 году.): "Некоторые исцеляют наложением рук; слабых и больных они восстанавливают совершенно. В то же время были случаи воскрешения из мертвых. При этом воскрешенные остались много лет между нами". Он же повествует об эпизоде, свидетелем которого был сам, когда присутствовал при воскрешении из мертвых мальчика, принесенного старцу в корзине из-под винограда. Старец совершил молитву, прилег над ним, пока не воскресил (прием аналогичен ветхозаветным описаниям). Св. Ириней завершает повествование следующей фразой (цитируется по книге Г. Арнольда "Каковы были первые христиане"): "Я не рассказываю басен и не повторяю случившегося в отдаленные времена, но говорю о чуде, произошедшем в настоящее время". Св. Иринею принадлежат и другие высказывания об удивительных способностях целительства у ранних христиан: "Поэтому некоторые из них изгоняют злых духов с дерзновением. Иным открыты грядущие события, они имеют видения и пророчествуют". Как следует из других древнейших свидетельств, "беснование" было довольно распространенным явлением в те времена. Интересны высказывания на сей счет одного из учителей Церкви св. Киприана (II в.): "Когда мы их (бесов) заклинаем именем истинного Бога, то они покоряются нам немедленно и тотчас же покидают одержимые тела. Тут надо видеть, как наши слова и наши молитвы их тайно бичуют и мучают и пытают их все возрастающим страданием, они воют, кричат, стонут и молят, признаются, откуда пришли и куда удаляются. Они или сейчас исчезают, или удаляются постепенно, смотря по тому, сколько вера самого одержимого тому способствует"... Все это для некоторых сегодня может показаться и неправдоподобным, однако попытки исцелять от сглаза, порчи и одержимости вновь предпринимаются и в наши дни современными целителями, а что касается бесноватости, то трактовка этого состояния со стороны медицины в пользу лишь истерии весьма неубедительна.

Среди раннехристианских целителей встречались, безусловно, и люди широко образованные, в том числе и учившиеся врачебному искусству. В основной же своей массе это все же были выходцы из простых слоев населения. Их целительский дар открывался в процессе следования христианскому пути при истинной вере и особом Божием промысле. Из особо почитаемых целителей следует отметить святых великомучеников братьев Косьму и Дамиана. Оба они были римскими уроженцами, воспитанными в духе христианского благочестия. Они специально учились врачебному искусству и исцеляли многие болезни. Исцеление производилось через возложение рук и молитвы. Платы за лечение они никогда не брали, потому и прозваны были безмездными врачами. От всех болящих требовали они лишь одного: истинной веры во Христа. Многих обратили они в христианство, особенно из числа исцеленных от недугов. Свое богатое наследство после смерти родителей они продали, а вырученные средства роздали нуждающимся. О своем врачевании братья говорили больным следующее: "Мы только возлагаем на вас руки и ничего не можем совершить нашей силой, действует же через нас всемогущая сила Христа, единого истинного Бога, и если вы уверуете в него, то будете здоровы". Братья были оклеветаны завистниками. На суде им предъявили обвинение в отступлении от языческой веры и отвлечении простых людей. В вину вменилось также волшебство. Братья отвечали судьям, что не прельстили ни одного, не знают волшебства, а врачуют силою Господа Иисуса Христа, который заповедовал ученикам: "Больных исцеляйте, прокаженных очищайте", никакой платы за это не берут. Поклониться языческим богам Косьма и Дамиан отказались, после чего были преданы мученической смерти. В "Житиях Святых" свидетельствуется также о св. мученике враче Диолиде (III в.) из киликейского города Тарса, обезглавленного за христианскую веру, святых Кире и Иоанне — бессребрениках и чудотворцах, пострадавших при императоре Диоклитиане в г. Канопе. Мощи этих святых в 412 году были перенесены в селение Мануфин, пользовавшееся дурной славой. После перенесения мощей стали происходить массовые чудесные исцеления. Вот описание одного из них: "Женщина, именем Степанида, поражена была раком, болезнью, против которой врачи оказались бессильны. Степанида обратилась с молитвою к Богу и святым мученикам, и они исцелили ее не лекарствами невидимыми, но касаясь видимыми руками. В один день, когда она стояла пред гробницей мучеников и со слезами и воздыханиями молилась об исцелении, вдруг рак со всем его вредоносным действием отпал; многие видели это, ибо это чудо произошло днем, когда в храме, где находились мощи, было много богомольцев".

Христианские чудесные исцеления сыграли и важную миссионерскую роль. Так, в IV веке некая Нина, племянница патриарха Иерусалимского, достигла Иверии (Грузии), где была взята в плен воинами. Находясь в неволе, она прославилась своими чудесными исцелениями так, что за помощью к ней обратилась даже супруга царя Мириама. Нина согласилась исцелять только в своей убогой хижине, а не в царском дворце, куда ее звали. "Не я тебя исцеляю, но Иисус Христос — сын Бога — Творца вселенной!" — произнесла Нина и стала усердно молиться за больную. После молитвы царица тотчас выздоровела. От богатых даров Нина наотрез отказалась. Предание повествует и о чудесном исцелении, которое совершила христианская сподвижница над родственником персидского царя, гостившего в Иверии. Вскоре после этого сам грузинский царь был чудесным образом спасен, заблудившись на охоте, он стал призывать Христа, прося о помощи, и был спасен. Это обстоятельство окончательно убедило царя в истинности христианской веры, и он принял решение пригласить из Византии священнослужителей для принятия православной веры, что и было вскоре осуществлено.

Множество чудес, творимых ранними христианами, способствовали распространению и укреплению истинной веры. Вместе с тем многие святые Отцы в своих пророчествах подчеркивали, что в последние времена века сего христианские чудотворения прекратятся, зато бурно расцветут чудеса и знамения лжепророков и лжецелителей. Вот одно из таких пророчеств: "К самому концу века сего не будет недостатка в Пророках Господа Бога, но также и в служителях сатаны, но в последние времена истинные служители Бога преуспеют в сокрытии от людей, и среди них не будет чудес и знамений как настоящее время. Но они будут шествовать путем деятельного служения, смешанного со смирением, и в Царствии Небесном они будут более великими, чем св. Отцы, прославленные знамениями. В те времена никто не будет творить перед глазами людей чудес, чтобы воспламенить их и вдохновить...". Не к тем ли временам мы сейчас приближаемся?

СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИК ПАНТЕЛЕЙМОН

Святый великомучениче и целебниче Пантелеймоне, моли Бога о нас, и не допусти долее оставаться в нас тем болезням, коими болим душею и телом.
Из молитвы ко св. великомученику и целителю Пантелеймону

Среди раннехристианских целителей это пресвятое имя занимает особое место. С древнейших времен св. Пантелеймон считается покровителем врачей. Молитвы болящих, с верой обращенные к нему, приносят облегчение, исцеляют от физических и духовных недугов. Св. Пантелеймон жил во времена правления императора Максимиана в Ш веке н.э. в городе Никомидии Вифанской провинции. Известно, что отец его по имени Евсторгий был знатным человеком языческой веры, а мать Еввула исповедовала христианство. При рождении мальчика нарекли именем "Пантолеон", что значит "по всему лев", и лишь позднее, когда проявил он в полноте своей целительские и духовные дары, люди стали называть его "Пантелеймон" — то есть всемилостивый.

Земная жизнь св. Пантелеймона была кратковременной, он принял мученическую смерть, будучи еще совсем юным. Поэтому на иконах он и изображается в лике юноши. Но сколь сильное воздействие оказал он на современников, что остался в вечной памяти, как целитель, истинный христианин, принявший великое мучение, но не отказавшийся от своей веры, и, наконец, святой, то есть снискавший особую божественную благодать Святого Духа. Жития Святых повествуют, что св. Пантелеймон получил прекрасное по тем временам образование. Он обучался эллинской мудрости, проявлял великолепные способности, отличался приятным характером и манерами, был доброго нрава, за что его любили окружающие. Мать воспитывала мальчика в христианских традициях, но рано умерла, и воспитанием сына стал заниматься отец, пытаясь приобщить ребенка к язычеству. Вероятно, в полной мере это ему не удалось, ибо "душа человека по природе своей христианка" (Тертулиан), и материнские уроки глубоко запали в душу еще в раннем детстве. Лекарскому искусству св. Пантелеймон учился у знаменитого врача Евфросина, услугами которого пользовался сам царь Максимиан, известный гонитель христиан. Царь вскоре обратил внимание на юношу и захотел сделать его в будущем своим придворным врачом. Поворотным моментом в жизни св. Пантелеймона стала встреча с престарелым пресвитером по имени Ермолай. Старец подолгу беседовал, наставляя юношу, полюбив его как родного. Вместе с душеспасительными беседами, Пантелеймон получил, видимо, и какие-то советы в отношении целительства, которое может совершаться по истинной вере во Христа. Юноша желал проверить на практике это, но какое-то время не предоставлялось случая. Но однажды, идя от старца, св. Пантелеймон наткнулся на мертвого ребенка, который был ужален большой змеей. Сама змея лежала около умершего. Увидев это, юноша сперва испугался и отступил в ужасе назад, но потом сказал сам себе: "Сейчас надо испытать и узнать, истинно ли говорит старец Ермолай". И, возведя глаза к небу, он произнес: "Господь Иисус Христос, я недостоин призывать Тебя, но, если Ты желаешь, чтобы я стал рабом Твоим, то яви Свою силу и сделай так, чтобы по имени Твоему мальчик ожил, а ехидна стала мертвой". И чудо свершилось, мальчик встал живым, ехидна сдохла. Юноша со слезами на глазах стал прославлять и благодарить Бога, после чего крестился у старца Ермолая, оставаясь после крещения у него еще семь дней. Особенностью данного случая чудесного исцеления является то, что оно совершилось еще не по полной вере самого целителя и наряду с воскрешением младенца окончательно воскресило душу юного лекаря. Это был своеобразный аванс, если можно так выразиться, и в то же время высший знак доверия и любви к пожелавшему найти истину. Спустя какое-то время происходит второй случай чудесного исцеления, который, так же, как и первый, излагается по Житиям Святых. На этот раз к Пантелеймону обратился слепец, окончательно отчаявшийся во врачах, так как на лечение истратил почти все состояние свое, а пользы не получил никакой. Несчастный, прослышав об искусстве врачевания юноши, стал просить его: "Умоляю тебя, помилуй меня, ослепшего, не видящего сладкого света: все врачи, находящиеся в этом городе, меня лечили, но не принесли никакой пользы". Между тем оказалось, что среди безуспешно лечивших врачей был и Ефросин — учитель св. Пантелеймона. Видя горячую веру несчастного, Пантелеймон берется его лечить и не только исцеляет физический недуг (наступает полное прозрение), но и воскрешает духовно, приобщая к истинной Христовой вере. Эпизод исцеления в "Житиях Святых" описан так: "Коснувшись очей слепца, св. Пантелеймон произнес: "Во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего ослепленных, прозри и начни видеть". Можно представить, сколько радости было у этого человека, вновь увидевшего свет. После исцеления бывший слепец (вместе с отцом св. Пантелеймона) принимает крещение. То, что исцеление произошло полное, а не только физическое, говорит тот факт, что исцеленный не откажется и в будущем от истинной веры и, как и излечивший его, примет за нее мученическую смерть.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. К. Невярович

    Документ
    Со всей ответственностью должен заявить, что истинная психотерапия заключена только в Православии, ибо Истина есть Христос, Он – Слово Божие, Единственный Врач душ наших.
  2. Текст взят с психологического сайта (25)

    Документ
    В книге в контексте рассмотрения актуальной проблемы психологической науки - роли сферы вторичных образов (образной сферы) в психическом отражении и регулировании - на историко-психологическом и культурологическом материале анализируется
  3. Д. А. Авдеев в помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения

    Документ
    Психиатрия Пожалуй, нет в медицине такой науки, судьба которой была бы сравнима с судьбой психиатрии. Ибо в фокусе теории и практики психиатров душа человека.
  4. «психология» (1)

    Учебник
    Учебник посвящен анализу и современной интерпретации различных направлений психотерапии. Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих психотерапевтов.
  5. Леонид Фокич Бурлачук, Александр Суренович Кочарян, Максим Евгеньевич Жидко Психотерапия учебник (1)

    Учебник
    Учебник посвящен анализу и современной интерпретации различных направлений психотерапии. Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих психотерапевтов.

Другие похожие документы..