Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Содержательная часть специальной дисциплины «Мировая экономика» определена следующим образом: становление и сущность мирового хозяйства; тенденции ра...полностью>>
'Документ'
“Stability of production” is one of the major indicators of the profitable enterprise. But “stability” has not got generally accepted definition. Thi...полностью>>
'Рассказ'
Большинству писателей имя немецкого романтика Эрнста Амадея Теодора Гофмана известно по сказкам и ряду фантастических повестей. Однако жизнетворчеств...полностью>>
'Лекция'
Вирусы эволюционируют в сторону равновесия между вирусным и человеческим геномами. Если бы все вирусы были высоковирулентны то создавался бы биологич...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Мурманский Политехнический лицей

«Некоторые аспекты ведической философии в романе

Л.Н. Толстого «Война и мир»

Выполнил:Русинова Лидия,

лицеистка 11Мед МПЛ

Проверил: Шорникова

Ирина Александровна,

преподаватель истории

Мурманск, 2000

Про жизнь и творчество Л.Н. Толстого сказано и написано очень много, и, казалось бы, ничего нового и неизвестного найти здесь невозможно, но очень мало людей знает, что Л. Н. Толстой изучал ведическую философию, а Бхагавад-Гита - квинтэссенция всего ведического знания - была его настольной книгой (Бхагавад-гита широко публикуется и читается как законченное произведение, но в действительности она является лишь эпизодом из Махабхараты, эпического произведения, описывающего историю прошлых времён, вплоть до Кали-юги. Как раз в начале Кали-юги, около пяти тысяч лет тому назад, Господь Кришна поведал Бхагавад-гиту Своему другу и преданному слуге Арджуне). В связи с этим, при внимательном чтении романа «Война и мир» неоднократно можно встретить в той или иной форме некоторые аспекты философии ведической цивилизации.

В своем романе Л. Н. Толстой затрагивает такие моменты ведического знания, как иллюзорность счастья в материальном мире, реинкарнация, критерии цивилизованного общества, эксплуатация живых существ, упадок религии, глупость людей, живущих в эпоху Кали (ее описание также встречается в романе), различие тела и души, смысл жизни, Абсолютная Истина, любовь, имперсонализм, привязанность к наслаждению чувств, ненаучность современной науки и т.д.

Целью работы является проанализировать тексты романа «Война и мир» и священных писаний Древней Индии, провести параллели и между ними и доказать разумность выдвинутых утверждений, а также познакомить общество с древнейшей философской системой мира. Для этого рассмотрим каждый из приведенных аспектов по отдельности.

Иллюзия счастья

В романе мы находим такие строки о счастье: «... Нет на свете положения, в котором бы человек был бы счастлив и вполне свободен, и нет положения, в котором бы он был вполне несчастен и не свободен...», а также: «...Чем больше жила княжна Марья, чем больше испытывала она жизнь и наблюдала ее, тем более удивляла ее близорукость людей, ищущих здесь на земле наслаждений и счастья, трудящихся, страдающих, борющихся и делающих зло друг другу для достижения этого невозможного, призрачного и порочного счастья. «...Все они борются и страдают, и мучают, и портят свою душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье...Эта жизнь есть мгновенная жизнь, испытание, а мы все держимся за нее и думаем в ней найти счастье...»-думала княжна Марья».

В Бхагавад-Гите есть следующие стихи:

Матра-спаршас ту каунтея

Шишошна-сукха-духкха-дах

Агампайинонитьяс

Тамс титикшасва бхарата

«О сын Кунти, временное проявление счастья и несчастья и их исчезновение в должный срок подобны приходу и уходу зимы и лета. Они рождаются из чувственного восприятия, о потомок Бхараты, и человеку должно научиться выносить их выносить так, чтобы они не тревожили (2.14);

Пурушах пракрити-стхо хи

Бхункте пракрити-джан гунан

Каранам гуна-санго сья

Сад-асад-йони-джанмасу

«Таким образом, живое существо, пребывая в материальной природе, следует дорогами жизни, наслаждаясь тремя гунами материальной природы. Это происходит из-за его контакта с материей. Поэтому он узнает радости и страдания, присущие разным формам жизни»(13.22);

Вишаендрия самьогад

Ят тад агре мритопамам

Паринаме вишам ива

Тат сукхам раджасам смритам

«Счастье, что возникает от соприкосновения чувств с их объектами, вначале подобно нектару, а в конце яду. Счастье, которое слепо к самореализации, которое призрачно с начала и до конца, которое проистекает из сонливости, лености и иллюзии, имеет природу невежества» (18.38-39).

Толстой в достаточно завуалированной форме дает понять людям (не только своим современникам, но и потомкам), что цель их жизни призрачна, иллюзорна, и в момент смерти они потеряют все материальное, чего добивались с потом и кровью в течение всей своей жизни.

Душа

О переселении души, или реинкарнации, падении души из духовного мира в материальный, Л. Н. Толстой пишет следующее: «... Наши души были в животных и опять пойдут в животных...», «Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже?», «Ведь душа бессмертна,... стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и преждежила, целую вечность жила...», «Где он и кто он теперь?», «Поймали меня, заперли меня... Меня- мою бессмертную душу!».

В Бхагавад-Гите Господь Кришна говорит Своему другу и преданному Арджуне:

На тв эвахам джату насам

На твам неме джанадхипах

На чайва на бхавишьямах

Сарве ваям атах парам

Дехино смин ятха дехе

Каумарам яуванам джара

Татха дехантара-прартир

Дхирас татра на мухьяти

«Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или все эти цари; и никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил свое существование. Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу» (2.12-13).

В процитированных выше отрывках Л. Толстой, несмотря на то, что в 18-19 веках начался прогресс так называемой науки (об этом будет говориться ниже), главной идеей которой была и остается фраза «жизнь происходит из материи», выражает несогласие с этой догмой и говорит о совершенно противоположном: «жизнь происходит из жизни», то есть жизнь не может возникнуть из составленных в определенном порядке атомов и молекул, а проявляется лишь в присутствии души. Так , даже деревья и травы- это оболочки душ. Допустим, дерево засохло, те есть из этого тела ушла душа. Даже если поливать его и вводить в проводящие ткани необходимые минеральные и органические вещества, оно не оживет, так как в нем нет души.

Как утверждается в Бхагавад-Гите, фрагментарные частички Всевышнего существуют вечно (санатана) и называются кшара, то есть они имеют склонность падать вниз, в материальный мир. С чем это связано?

Живые существа качественно подобны Высшему Правителю. Но Господь осуществляет контроль над всеми без исключения проявлениями материальной природы. Материальная природа не существует независимо, она действует под управлением Всевышнего Господа. Как говорит Господь Кришна: «Маиадхья кшена пракритих суяте са-чарачарам - эта материальная природа работает под Моим руководством». Когда мы видим удивительные вещи, происходящие в космической природе, мы должны знать, что за этим космическим проявлением стоит Правитель. Ничто не может проявляться, не будучи под контролем. Не принимать во внимание Того, Кто всем управляет, было бы по-детски. Например, ребенок может думать, что автомобиль - удивительная вещь, поскольку он может ездить сам по себе, и ни лошадь, ни любое другое животное не тянет его, но нормальный взрослый человек знает, как устроен автомобиль. Он знает, что за механизмом всегда стоит человек, водитель. Подобным же образом, Всевышний Господь является водителем, благодаря манипуляциям которого все движется. Дживы же, или живые существа, были приняты Господом как Его неотъемлемые частички. Частичка золота - тоже золото, капля воды из океана - тоже соленая, и подобным же образом мы, живые существа, будучи неотъемлемой частью Высшего Правителя, ишвары, или Бхагавана, Господа Шри Кришны, имеем все качества Всевышнего Господа но в очень малом количестве (в том числе и частично качеством наслаждающегося), поскольку мы - крошечные ишвары, подчиненные ишвары. Человек пытается контролировать природу, в настоящее время он пытается контролировать космос и планеты, это стремление к контролю живет в нем, потому что оно есть в Кришне. Но хотя в человеке есть эта склонность к господству над материальной природой, он должен отдавать себе отчет в том, что он - не Высший Правитель. Это также объясняется в Бхагавад-гите.

На самом деле мы настолько малы по сравнению с Всевышним, что, независимо от того, что качество наслаждающегося, господина у нас есть, мы не обладаем возможностью реализовать его независимо от Господа. Это желание остается, и когда оно достигает определенной точки, Господь дает нам возможность насладиться в материальном мире, но затем, так как материальный мир двойственен (холод и жара, добро и зло, счастье и горе и т.д.), мы начнем страдать. Эти страдания приводят нас к разочарованию в материальном мире, и, когда мы осознаем наше естественное положение, Господь дает нам возможность вернуться назад, в духовный мир.

Критерии цивилизованного общества

В ведической философии цивилизованным считается такое общество, члены которого соблюдают предписания Вед, в том числе и регулирующие принципы: 1) не есть мясо, рыбу, яйца; 2) не употреблять алкоголь, табак, интоксикации, наркотики, а также чай, кофе, шоколад, какао, которые содержат кофеин; 3) не играть в азартные игры; 4) не заниматься незаконным сексом (в браке - только для зачатия детей). Все эти принципы на самом деле легко выполнимы и поднимают человека на цивилизованный уровень (с точки зрения Вед, наше общество настолько деградировало, что мало чем отличается от животных, вся жизнь которых заключается в еде, сне, обороне и сексе).

В романе «Война и мир» в нескольких местах встречается осуждение нарушения этих принципов.

«Он не пропускал ни одного кутежа.., напролет пил целые ночи, перепивая всех....Анатоль ... был 2 года тому назад женат... весьма скоро бросил свою жену. Одно, что он любил, это было веселье и женщины».

Ситуация с азартными играми очень ярко описывается в главе, где Николай Ростов играет с Долоховым в карты. Последствия - огромный долг - причиняют страдания, причем не только игроку, но и его близким (а могли бы быть и еще хуже).

«Это великодушничанье и чувствительность - вроде великодушничанья и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом». Как известно, Л. Н. Толстой был вегетарианцем, поэтому можно предположить, что автор не зря приводит такое сравнение - ведь многие люди так и делают: борются за жизнь диких животных, но с удовольствием едят дома бифштексы с кровью.

В Бхагавад-Гите говорится:

Патрам пушпам пхалам тоям

Йо ме бхактья праяччханти
Тад ахам бхактй-упахритам

Ашнами праятатманах

«Предложите Мне листок, цветок, плод или воду, с любовью и преданностью, и Я приму их» (9.26);

Ягья-шишташинах санто

Мучьянте сарва-килбишайх

Бхуньджате те тв агхам папа

Е пачантй атма-каранат

«Бхакты Господа, вкушающие пищу, предложенную вначале Господу, очищаются от всех грехов. Те же, кто готовят пищу ради собственного наслаждения, воистину вкушают один лишь грех» (3.13).

Так как преданные Господа вкушают пищу только после того, как ее предложат Ему, то становится понятно, что раз Господь просит только простую вегетарианскую пищу, то и люди должны питаться также.

Эксплуатация живыми существами друг друга

Согласно ведической философии, в материальном мире ни одно живое существо, кроме тех, кто осознал свою духовную природу, не делает ничего просто так, то есть оно эксплуатирует кого-то, но также эксплуатируют и его. Этот аспект очень красочно описан Л. Н. Толстым. Чего только стоит история с завещанием графа Кирилы Безухова и признанием Пьера законным сыном! Сразу же появилось множество людей, желающих «урвать кусок». А Долохов? «Долохов, которому нужны были имя, знатность, связи Анатоля Курагина для приманки..., пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужою волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова».

Упадок религии

Упадок религии также был охарактеризован Толстым в романе.

В ведической философии для духовного продвижения дается такое наставление: «Принимать благоприятное, отвергать неблагоприятное», и среди неблагоприятного есть слепое следование ритуалам и традициям. Л. Н. Толстой описывает это слепое следование обрядам, когда Пьера посвящали в масоны.

Люди не понимают смысла религии, который состоит в том, чтобы очиститься и вернуться назад к Богу: «В ее понятиях значение всякой религии состояло только в том, чтобы при удовлетворении человеческих желаний соблюдать известные приличия». Многие монахи и попы потакали людям в их желаниях, то есть толковали Библию так, как этого требовали обстоятельства, а иногда и сами (уже в прошлые века) нарушали обеты, и Л. Н. Толстой видел это и говорил об этом, за что, вероятно, и был отлучен от церкви. Для него, как и для многих мыслящих, разумных людей, человек, который проповедует одно, а делает диаметрально противоположное, не мог быть авторитетом, что вполне естественно.

Глупость людей

Если верить Ведам, в настоящую эпоху люди в большинстве своем безнравственны и глупы для того, чтобы задумываться над тем, кто они есть, что они получат за свои грехи и благочестивую деятельность и как избежать нежелательных последствий своей деятельности. Вот как описывает Л. Н. Толстой Кали-югу: «Миллионы людей совершали друг против друга такое количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок, грабежей; поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира, и на которые в период времени люди, совершавшие их, не смотрели как на преступление».

Умственные способности людей в Кали-югу сравниваются в Ведах со способностями баранов. Стадо баранов загоняют в загон, в котором по очереди всех их убивают. Но, видя смерть собрата, баран продолжает спокойно смотреть и жевать траву. У Толстого это описывается так: «Кавалеристы идут на сраженье и встречают раненых и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех 20 тысяч обречены на смерть, а они удивляются на мою шляпу!..». И эти люди, действительно, как будто не замечают, или не хотят замечать, как те бараны, что случилось с их собратьями. Что заставляет их идти на эту бойню? Они не понимают этого. Точно так же общество видит, как страдают отдельные его представители, но продолжает жить согласно лозунгу: «Ешь, пей, веселись!», не задумываясь о том, что любой член его может попасть в такое же незавидное положение. Человеческая форма жизни - единственная, в которой можно духовно прогрессировать, но лишь единицы задумываются над этим. «Я не тело, я - духовная душа, неотъемлемая частица Верховного Брахмана». Осознав это, человек становится счастливым, так как начинает понимать, что не рождается и не умирает, что он вечен.

Л. Н. Толстой говорит: «Наше тело есть механизм для жизни. Оно для этого устроено... Наше тело подобно часам, которые должны итти известное время...» Но душа вечна, и это подтверждается в Бхагавад-Гите:

На джаяте мтияте ва кадачин

Наям бхутва бхавита ва на бхуях

Аджо нитьях шашвато ям пурано

На ханьяте ханьямане шарире

«Душа не рождается и не умирает, она никогда не возникала и никогда не исчезнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не погибает, когда умирает тело» (2.20).

Людей, осознавших свою духовную природу (парамахамс), не волнуют изменения в материальной жизни, они спокойны и не привязаны к горю и счастью, ибо знают, что они преходящи. Л. Н. Толстой очень тонко намекает читателю, кто он, читатель, есть на самом деле, и тот, кто ищет ответ на этот вопрос, найдет его в романе.

Любовь

Аспект любви Толстым рассматривается в большей степени с позиции христианства (но это можно понять из обращения Льва Николаевича к А. Л. Толстой: «Если бы не было Кришны, не было бы нашего понятия о Боге. Наши христианские понятия духовной жизни происходят от древних, еврейских, а еврейские - от ассирийских, а ассирийские - от индийских, и все идут ходом обратно: чем новее, тем ниже, чем древнее, тем выше» (Д. П. Маковецкий): «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить - любить Бога во всех проявлениях...», но так как души - это маленькие частички Бога, формы Его проявления, то можно привести такой стих из Бхагавад-Гиты:

Яда бхута-притхаг-бхавам

Эка-стхам анупашьяти

Тата эва ча вистарам

Брахма сампадьяте тада

«Когда разумный человек перестает видеть различие существ, вызванное различием между их материальными телами, он видит, как существа пребывают повсюду, он достигает понимания Брахмана» (13.31).

Любовь должна проявляться в смирении, почтении, непричинении насилия, уважении другого живого существа, человека, что достаточно трудно заметить в нынешнем обществе. Люди совершают различные грехи, преступления, но, как пишет Толстой, «совершая их, не смотрели на них как на преступления».

Есть те, которые понимают, что нарушать регулирующие принципы не есть хорошо, но для многих это стало нормой жизни. Деградация людей в обществе очень заметна. Обратите внимание: о том, чего стеснялись лет 20 назад, сейчас кричат на всех углах, и это называется свободой слова. Но подобная свобода слова ведет за собой свободу нравов и поведения. Результаты этого - налицо.

Имперсонализм

Хотя в Бхагавад-Гите Господь предстает перед нами как личность, Л. Н. Толстой описывает Его с позиции имперсонализма: «И все это мое [бесконечная даль], и все это во мне, и все это я! - думал Пьер. - И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!». Философия имперсонализма характерна для буддистов, целью жизни которых является растворение в Безличном Брахмане, слияние с Богом, но Кришна говорит следующее в Бхагавад-Гите:

Авьяктам вьяктим апаннам

Маньянте мам абуддхаях

Парам бхавам аджананто

Мамавьяям ануттамам

«Неразумные люди, не знающие Меня в совершенстве, думают, что Я, Верховная Божественная Личность, Кришна, был прежде безличным, а теперь обрел личностную форму. Вследствие ничтожности их знания, они не ведают о Моей высшей, нетленной природе» (7.24).

Эпизод из романа можно рассматривать по-разному. С одной стороны, познание Пьером Безличного Аспекта Бога - шаг вперед по сравнению с его предыдущим положением, но, с другой стороны, это не есть конечная цель, так как растворившись в Безличном Брахмане, душа бездействует, но по природе своей она деятельна. И как только у нее (находящейся в Безличном Брахмане) появляются какие-либо желания, она вновь падает в материальный мир и вступает в круговорот рождений и смертей, так как не осознала свою духовную природу и свое изначальное положение - вечного слуги Господа.

В Бхагавад-Гите также объясняется, что имперсональный Брахман тоже подчинен совершенной Верховной личности (брахмано хи пратиштхахам). Брахман подобен солнечному сиянию. Имперсональный Брахман есть сияющие лучи Верховной божественной личности, неполное осознание абсолютного целого, как и Параматма. Из пятнадцатой главы мы узнаём, что Верховная божественная личность, Пурушоттама, находится как над имперсональным Брахманом, так и над локализаванным аспектом Господа в сеердце каждого - Параматмой. Верховная Божественная личность называется сач-чит-ананда-виграха. Осознание имперсонального Брахмана есть осознание его свойства сат (вечности). Осознание Параматмы есть осознание свойства чит (абсолютного знания). Но осознание Божественной личности, Кришны, есть осознание всех трансцендентальных свойств: свойства сат, свойства чит и свойства ананда (вечности, знания и блаженства) в законченной виграхе (форме).

Полное целое не бесформенно. Если бы Оно было лишено формы, или если бы оно было меньше чего-либо другого, тогда Оно не могло бы быть полным целым. Полное целое должно иметь все, доступное нашему опыту, и что находится за пределами его, иначе Оно не может быть полным.

Полное целое, Божественная личность, обладает неограниченным могуществом.

Как Кришна по-разному проявляет Своё могущество, также объясняется в Бхагавад-гите. Этот мир явлений, или материальный мир, в котором мы находимся, также закончен сам по себе, так как двадцать четыре элемента, временным проявлением которых является эта материальная Вселенная, согласно философии санкхьи, полностью приспособлены к производству совершенных ресурсов, необходимых для поддержания этой Вселенной. Здесь нет ничего, поступающего извне; также здесь ни в чём нет нужды. Этому проявлению отведено определённое время энергией высшего целого, и когда это время истечёт, эти временные проявления будут уничтожены, согласно совершенному устройству полного целого. Малые полные частицы, называемые живыми существами, имеют все возможности познать целое, и все виды несовершенства происходят из-за неполного знания полного целого. Но Бхагавад-гита содержит в себе законченную ведическую мудрость.

Смысл жизни

Характеризуя Анатоля Курагина, Л. Н. Толстой пишет, осуждая его: «На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него». Но материальный мир характеризуется двойственностью, поэтому никто не мог гарантировать Анатолю, что так и будет продолжаться до конца дней его.

Лишь по своему невежеству люди стараются приспособиться к обстоятельствам, занимаясь кармической деятельностью и полагая при этом, что плоды их трудов сделают их счастливыми. Они не знают, что во всей Вселенной никакое материальное тело не может обеспечить себе жизнь без страданий. Страдания, присущие жизни, а именно - рождение, смерть, старость и болезни - существуют повсюду в материальном мире. Однако в Бхагавад-Гите говорится:

Карма-джам буддхи-юкта хи

Пхалам тьяктва манишинах

Джанма-бандха-винирмуктах

Падам гаччхантй анамаям

«Мудрые, отдавая себя преданному служению Господу, освобождаются из цепей кармы и круговорота рождения и смерти и достигают состояния, не подвластного страданию» (2.51), то есть души, которым дана человеческая форма жизни, для своего же блага должны использовать эту возможность - вернуться обратно, к Богу, а не прожигать ее, как это делал Анатоль.

Находясь в материальном мире, живые существа, обусловленные майей (материальной энергией), привязаны к объектам чувств, одним из которых (более тонкое наслаждение) является и слава, которой так жаждал Андрей Болконский: «...Я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать: но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как не дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей».

В Бхагавад-Гите говорится:

Духкхешв анудвигна-манах

Сукхешу вигата-сприхах

Вита-рага-бхая-кродхах

Схити-дхир муниир учьяте

Ях сарватранабхиснехас

Тат тат прапья шубхашубхам

Набханандатина двешти

Тасья прагья пратиштхита

«Тот, кто сохраняет спокойствие даже среди всех трех видов страданий и не ликует в счастье, и кто свободен от привязанностей, страха и гнева, именуется мудрецом, ум которого уравновешен. В этом материальном мире тот, кто не слишком радуется, случись с ним хорошее, и не слишком переживает, если случается плохое, обладает истинным знанием» (2.56-57).

Таким образом, можно сделать вывод, что слава преходяща, как и все в материальном мире, поэтому не стоит сожалеть, если ее нет, или слишком радоваться, когда она есть. Так или иначе, в материальном мире все основано на удовлетворении чувств, поэтому к человеку, обладающему славой, будут предъявляться все большие требования, а когда он не сможет их выполнять, то потеряет это положение, в результате чего начнет страдать. Этот эпизод можно воспринять как предупреждение тем, кто стремится к тонким чувственным наслаждениям.

Однако уже через несколько глав Толстой описывает, на сколько изменились представления о многих вещах у князя Андрея после ранения, когда он находился между жизнью и смертью: «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти...». Пребывая в таком состоянии, человек задумывается, был ли смысл в его жизни, выполнил ли он свое предназначение, и, как следствие, воспринимает по-другому многие факты, события, ценности. И действительно, плывя по течению жизни, мало кто задумывается, для чего он живет, для чего родился и почему умирает.

Л. Н. Толстой размышлял о смысле жизни, выражая суть этого вопроса предельно ясно: «Есть ли в моей жизни смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?» Описывая свое состояние в то время, Толстой пересказал притчу из санскритского сборника 2 века до н. э. «Панчаратра»: «Спасаясь от зверя, путник прячется в безводный колодезь, но на дне колодца видит дракона, разинувшего пасть, чтобы пожрать его. И несчастный, не смея вылезть, чтобы не погибнуть от разъяренного зверя, не смея и спрыгнуть на дно колодца, чтобы не быть пожранным драконом, ухватывается за ветви растущего в расщелинах колодца дикого куста и держится на нем. Руки его ослабевают, и он чувствует, что скоро должен будет отдаться погибели, с обеих сторон ждущей его; но он все держится, и пока он держится, он оглядывается и видит, что две мыши, одна черная, другая белая, равномерно обходя стволину куста, на котором он висит, подтачивают ее. Вот-вот сам собой обломится и оборвется куст, и он упадет в пасть дракону. Путник видит это и знает, что он неминуемо погибнет; но пока он висит, он ищет вокруг себя и находит на листьях куста капли меда, достает их языком и лижет их. Так и я держусь на ветке жизни, зная, что неминуемо ждет дракон смерти, готовый растерзать меня, и не могу понять, зачем я попал на это мучение. И я пытаюсь сосать тот мед, который прежде утешал меня; но этот мед уже не радует меня, а белая и черная мышь - день и ночь - подтачивают ветку, за которую я держусь, и я ясно вижу дракона, и мед уже не сладок мне. Я вижу одно - неизбежного дракона и мышей, - и не могу отвратить от них взор. И это не басня, а это истинная, неоспоримая и всякому понятная правда».

Как же жить дальше в таком положении? Проведя своеобразное исследование, Толстой нашел, что для людей... есть «четыре выхода из того ужасного положения, в котором мы все находимся. Первый выход есть неведение... Второй выход - это выход эпикурейства... Третий выход... состоит в том, чтобы, поняв, что жизнь есть зло и бессмыслица, уничтожить ее... Четвертый выход есть выход слабости...». Сам Толстой чувствовал, что «тут что-то не так. Где-нибудь я ошибся».

Веды утверждают, что душа не прекращает существования со смертью тела, и самоубийца вновь рождается для бессмысленной жизни в очередном теле, да к тому же в худших условиях. Те, кто знают это, как правило, делают смыслом жизни мокшу - освобождение от страданий материального существования. Чтобы порвать все мирские связи и материальные привязанности, человек принимает санньясу, которую иногда называют гражданской смертью. Санньяса - завершающий этап жизни, полностью посвященный интенсивной подготовке к уходу из этого мира. По существу, санньяси является странствующим монахом, странником, отказавшимся от каких-либо претензий на положение в обществе или на обладание чем-либо. Во время работы над «Войной и миром» Толстого привлекала возможность такой жизни. Третья часть романа заканчивается следующим описанием: «Княжна Марья припасла себе полное одеяние странницы: рубашку, лапти, кафтан и черный платок... В воображении своем она уже видела себя с Федосьюшкой в грубом рубише, шагающей по пыльной дороге, направляя свое странствие без зависти, без желаний, от угодников к угодникам, и в конце-концов туда, где нет ни печали, ни воздыхания, а вечная радость и блаженство». В Шримад-Бхагаватам мы можем прочесть об отречении великого святого Шукадевы Госвами:

Йам правраджантам анупетам апета-кртйам

Дваипайано вираха-катара аджухава

Путрети тан-майатайа тараво бхинедус

Там сарва-бхута-хрдайам муним анато сми

«Когда он, не пройдя очищения священным шнуром и обрядов, предназначенных для каст, покидал свой дом, чтобы принять отречение от мира [санньясу], его отец Вьясадева, страшась разлуки с ним, воскликнул: « О сын мой!». Но лишь деревья, переживавшие ту же боль разлуки, эхом откликнулись на возглас убитого горем отца» (1.2.2). А вот известный факт из жизни Толстого: 28 октября 1910 года между 4 и 5 часам утра он ушел тайком из Ясной Поляны. И только эхо, отраженное от деревьев «першпекта», могло ответить на крик Софьи Андреевны: «Муж мой!». Так произошло, по словам И. Бунина, «освобождение Толстого».

Л. Н. Толстого часто занимали вопросы: зачем? что будет? Его волновали проблемы семьи. Он писал: «Прежде чем заняться Самарским имением, воспитанием сына, надо знать, зачем я это буду делать. Пока я не знаю - зачем, я не могу ничего делать... Начиная думать о том, как я воспитываю детей, я говорил себе: «Зачем?..»

Брак

Ситуация, описанная Л. Н. Толстым, которая сложилась в отношениях между княгиней Лизой и Андреем Болконским, актуальна и в наши дни. Их брак был построен на каме, чувственном удовлетворении, которое не является твердой основой.

В Шримад-Бхагаватам говорится:

Сарвашраман упадайа

Свашрамина калатраван

Вйасанарнавам атьети

Джала-йанаир й атхарнавам

Йам ахур атманохй ардхам

Шрейас-камасйа манини

Й асйам сва-дхурам адхйасйа

Пумамш чарати виджварах

«Подобно тому, как на борту корабля можно пересечь просторы океана, так, живя с женой, можно преодолеть трудности и невзгоды, которые поджидают человека в океане материального существования. Жена приносит такую огромную пользу, что ее называют лучшей половиной тела мужа, поскольку она помогает мужчине исполнять все его религиозные обязанности. Поручив исполнение этих обязанностей жене, мужчина может заниматься своими делами, ни о чем не беспокоясь» (3.14.19). И в комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет: «Когда муж и жена сотрудничают друг с другом, стремясь к духовному совершенству, они не обращают внимания на внешность друг друга, и их отношения никак не зависят от так называемой любви. На самом деле в материальном мире ни о какой любви не может быть и речи. По сути дела, брак - это долг, который муж и жена выполняют, сотрудничая друг с другом и следуя указаниям священных писаний во имя достижения духовного совершенства».

Целью всей жизни является познание Абсолютной Истины, Верховной Личности Бога, о котором Л. Н. Толстой пишет следующее: «Вы не знаете его, оттого и несчастны... Вы не знаете его, а он здесь, он во мне, он в моих словах, он в тебе, и даже в тех кощунствующих вещах, которые ты произнес сейчас... Ежели бы его не было, мы бы с вами не говорили о нем... Он есть, но понять его трудно ... Но как я, ничтожный смертный, покажу все всемогущество, всю вечность, всю благость тому, кто слеп, или тому, кто закрывает глаза, чтобы не видеть, не понимать его?».

Все ритуалы, все жертвоприношения, все то, что изложено в Ведах, включая все указания касательно материальной деятельности, предназначены для осознания Кришны, который является конечной целью жизни, Абсолютной Истиной, но поскольку обусловленные души не знают ничего, кроме чувственного удовлетворения, то они изучают Веды ради перспективы таких удовольствий. Поэтому Шри Кришна говорит Арджуне:

На буддхи-бхедам джанаед

Агьянам карма-сангинам

Джошает сарва-кармани

Видван юктах самачаран

« Чтобы не смущать умы невежественных людей, привязанных к плодам своей деятельности, мудрый человек не должен заставлять их прекратить всякую работу [которую они исполняют ради плодов ее], а скорее он должен вовлекать их в деятельность, пропитанную духом преданного служения, для постепенного развития сознания Кришны» (3.26).

Дело в том, что помимо слепости и нежелания увидеть и понять Бога, о чем пишет Толстой, люди также не обладают необходимыми для этого качествами, подобно тому, как человек со слабым здоровьем и недостатком знаний не может полететь в космос. Поэтому, для того чтобы развить в себе эти качества, необходимо следовать наставлениям осознавшей себя личности, мудрого человека.

Псевдонаука

Но лучше всего, по-моему, Л. Н. Толстой в своем романе раскрыл такой аспект философии Вед, как ненаучность современной науки. Его философия истории полностью построена на этом факте: «Если цель истории есть описание движения человечества и народов, то первый вопрос, без ответа на который все остальное непонятно, следующий: какая сила движет народами? На этот вопрос новая история озабоченно рассказывает или то, что Наполеон был очень гениален, или то, что Людовик XIV был очень горд, или еще то, что такие-то писатели написали такие-то книжки... Но человечество не об этом спрашивает... Если вместо божественной власти стала другая сила, то надо объяснить, в чем состоит эта новая сила...»

Если скрупулезно начать искать фундамент современной науки, то окажется, что это не фундамент, а нечто непонятное, расплывчатое. Простейший пример: теория эволюции Ч. Дарвина. Она ни доказана, ни опровергнута, но ее принимают за аксиому, и любые ( причем разумные) попытки опровергнуть ее принимаются в штыки, ибо как ученые мужи могут признать, что всю свою жизнь они трудились над какой-то чепухой? На самом деле в теории Дарвина огромное количество пробелов (взять хотя бы считающиеся за доказательства находки палеонтологии - многих переходных форм просто нет), но их пытаются заполнить всевозможными спекуляциями, как-то: «Если предположить, что то-то и то-то было так-то, то это и вот то, возможно, будет так-то». Это ненаучный поход.

Теория большого взрыва (теория возникновения Вселенной) тоже трещит по швам, ибо состояние сингулярности, из которого (согласно теории) возникла Вселенная, (точка пространства бесконечно малого объема, имеющая бесконечно большую плотность и температуру) в принципе не может быть описано математически, хотя 3 основных постулата ученых гласят: 1)все явления природы могут быть исчерпывающе объяснены физическими законами, выраженными в математической форме; 2) эти физические законы универсальны и не зависят от времени и места; 3) все основные законы природы просты.

Дело в том, что на этих понятиях зиждятся спекуляции огромных размеров, и именно из-за этих размеров их и принимают за науки.

В семинаре «Игры Божеств» (02.1996) Атма-Таттва Прабху говорит: «Люди считают истории о Кришне выдуманными. Но в Индии, в месте , которое англичане называют Мелкот, есть храм, в котором уже более 5 тысяч лет хранится корона, которую носил Сам Кришна. Зато эти люди говорят, что их прапрадедушки, вероятно, были обезьянами».

Таким образом, роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - сложное философское сочинение, в котором внимательный читатель увидит все то, что творилось раньше, и что происходит сейчас в мире через призму Вед, задумается над глобальными вопросами, поднятыми автором, и решит, что есть главное для него, и , если он осознает цель своей жизни, то займет свое изначальное, естественное положение, к которому стремится каждое живое существо и которое заключается в том, что мы являемся вечными слугами Господа, о чем и говорится в «Бхагавад-Гите как она есть», этой бесценной книге, а также Чайтанья-чаритамрите, Шримад-Бхагаватам, Брахма-Самхите, Брахма-расамрита-синдху и других перлах ведической литературы, и если человечество не поймет ее, оно обречено на гибель.

Используемая литература:

  1. «Война и мир», Л.Н.Толстой, изд-во «Каравелла», Санкт-Петербург, 1993.

  2. «Бхагавад-Гита как она есть», комментарии Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, изд-во ВВТ.

  3. «Шримад-Бхагаватам», песнь 3, часть 2; , комментарии Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, изд-во ВВТ.

  4. «Бхакти-расамрита-синдху», Шри Рупа Госвами, перевод Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

  5. «Нектар наставлений», Шри Рупа Госвами, перевод Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

  6. «Толстой и Веды», Джаянанда дас, ж. «Гауранга», 1/98, с.17-19.

  7. «Большие проблемы большого взрыва», ж. «Истоки», с.2-15.

  8. «Игры Божеств», 2/96, семинар Атма-Таттвы Прабху, Джаганнатха-Пури

Аннотация к работе лицеистки 11Мед МПЛ Русиновой Лидии «Некоторые аспекты ведической философии в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

О жизни и творчестве Л.Н. Толстого сказано и написано очень много, но очень мало людей знает о том, что великий писатель изучал ведическую философию, а Бхагавад-Гита, квинтэссенция философии Древней Индии, была его настольной книгой. Поэтому, читая роман «Война и мир», можно встретить в той или иной форме некоторые аспекты эзотерического знания ведической философии.

В романе Толстого мы находим описание таких вещей, как реинкарнация, душа, любовь, эксплуатация живых существ, иллюзорность материального счастья, ненаучность современной науки и другие не менее интересные моменты.

Целью работы является проанализировать тексты романа «Война и мир» и священных писаний Древней Индии, провести параллели и между ними и доказать разумность выдвинутых утверждений, а также познакомить общество с древнейшей философской системой мира.

Таким образом, роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - сложное философское сочинение, в котором внимательный читатель увидит все то, что творилось раньше, и что происходит сейчас в мире через призму Вед, задумается над глобальными вопросами, поднятыми автором, и решит, что есть главное для него, и , если он осознает цель своей жизни, то займет свое изначальное, естественное положение, к которому стремится каждое живое существо.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лица, которым присуждены премии в размере 60 тысяч рублей

    Документ
    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусств», г.
  2. Публичный доклад моу верхнетуломской сош мо кольский район мурманской области за 2010-2011 учебный год

    Доклад
    Муниципальное общеобразовательное учреждение Верхнетуломская средняя общеобразовательная школа создано в соответствии с постановлением Главы администрации Кольского района.
  3. Министерство образования и науки мурманской области прика з (1)

    Документ
    В соответствии с приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 08.12.2011 № 2330, планом работы Управления образования Администрации города Апатиты и Дома детского творчества имени академика А.
  4. Московский государственный технический университет

    Документ
    Не обеспечивается специальное получение отправлений (например, на почте бандеролей и посылок, писем с указанной ценностью, в посольствах, постпредствах и т.
  5. Программа городской выставки-конференции школьников «юные исследователи будущее севера»

    Программа
    Председатель: Щапова Юлия Юрьевна, заместитель директора ГИМЦ РО Пожидаева Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка,

Другие похожие документы..