Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
18: ). В греческом языке существует однако определенное различие между Φεοφόρος . .богоносец,. т.е. носящий в себе Бога, и Фεόφορος ....полностью>>
'Автореферат диссертации'
диссертационного совета Д. 212. 029. 03 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук при Волгоградском государственном университете...полностью>>
'Документ'
ЧЕРНІГІВСЬКИЙ ЦЕНТР ПЕРЕПІДГОТОВКИ ТА ПІДВИЩЕННЯ КВАЛІФІКАЦІЇ ПРАЦІВНИКІВ ОРГАНІВ ДЕРЖАВНОЇ ВЛАДИ, ОРГАНІВ МІСЦЕВОГО САМОВРЯДУВАННЯ, ДЕРЖАВНИХ ПІДПРИЄ...полностью>>
'Документ'
Нет никаких оснований считать, что спортивные танцы возникли в 80-ые годы нашего столетия и пионером их был английский балетмейстер Карл Бровер, хотя...полностью>>

Главная > Сказка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТРИ ТОВАРИЩА

Курдская сказка

Трех товарищей в дороге застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню. Постучали в первый попавшийся дом. Радушно встретил их хозяин, да никак не поймет, кто же из них за старшего.

Спросил одного:

— Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший?

— Эти двое — ослы, — ответил гость, — им со мной рядом сидеть не положено.

Через некоторое время хозяин спросил второго гостя:

— Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его.

— След моей ноги дороже их голов, — ответил гость, — они — собаки.

Наконец хозяин вызвал третьего:

— Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы с ним побеседовать.

— Оба они умнее меня, и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них.

Хозяину понравился этот ответ:

— Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол. И велел хозяин своим слугам:

— Накройте три стола. На один положите сена, на другой — костей, а на третий — все, что полагается для дорогого гостя.

Удивились гости. А хозяин говорит:

— Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем вы сами представились, то вам и подано...

Вопросы и задания к сказке:

• Как вы думаете, почему двое спутников так относились к людям?

• Как вы думаете, изменятся ли двое товарищей после «угощения» хозяина?

• Если вы сталкиваетесь с неуважительным отношением людей друг к другу, что вы предпринимаете?

• Докажите примерами из жизни, что умение уважать — основа дружбы.

КТО ДОБРЕЕ?

Курдская притча

Однажды падишах спросил у своего везира:

— Везир, как ты думаешь, — кто добрее — богач или бедняк?

— Будь в здравии, падишах. Когда человек богат, тогда он и добр. А бедному с чего быть добрым? Падишах возразил ему:

— Нет, ты не прав. Доброта — от сердца, если человек не обладает таким сердцем, пусть он хоть, утопает в богатстве, никому добра не сделает.

Везир промолчал, но остался при своем мнении. А падишах решил испытать его.

Вечером переоделся он в одежду дервиша, закинул за плечо суму, взял в руки посох и пошел прямо к дому везира. Постучался и дверь. Дверь открыл везир:

— Хозяин, бога ради, пусти переночевать, негде мне голову приклонить, да и голод терзает меня.

Взглянул везир на лохмотья нищего и оттолкнул его.

Отошел падишах от дома везира, огляделся. Видит-недалеко огонек светится. Подошел поближе, заглянул в окно. А в дома старуха с сыном сидят за столом. Постучался падишах. Открыла старуха дверь, а дервиш и просит:

— Матушка, не приютишь ли ты меня?

— С радостью, сынок. Правда, тесновато у нас, но место и тебе найдется.

Помогла старушка гостю снять обувь с ног, усадила поудобнее и спрашивает:

— Сынок, скажи мне, чего бы ты хотел поесть?

— Матушка, я ем только бараньи почки и ничего больше. А сын хозяйки был пастухом и в этот год за работу получил ягненка. Отозвала она сына в сторонку и шепнула ему на ухо:

— Сынок, нам придется зарезать ягненка. Пусть гость наш поест досыта. Угостили они дервиша бараньими почками. Утром нищий попрощался с гостеприимными хозяевами, запомнил их дом и ушел.

На следующее утро падишах призвал в свой диван всех приближенных. Пришел и везир. Падишах обратился к нему:

— Ну, везир, помнишь наш вчерашний разговор, кто же все-таки добрее?

— Падишах, да будет Всевышний доволен тобой, я не изменил мнения: только богатый человек способен сделать добро, бедняку оно не по карману.

Тут велел падишах привести во дворец старуху и ее сына. Старуха испугалась, подумала: «Наверное, с нашим вчерашним гостем что-то случилось. Может быть, видели, как он к нам заходил, вот и донесли падишаху».

Вошли мать с сыном во дворец, поклонились падишаху, он предложил им сесть. Падишах попросил всех присутствующих внимательно прислушиваться к его беседе.

— Везир, так что значит добро?

— Будь в здравии, падишах. Я ведь уже говорил тебе, что добро можно сделать, если есть богатство, нет его — как оказать добро? Тут падишах и промолвил:

— Везир, добра у тебя достаточно. Почему же ты не пустил ночевать бедного дервиша? Падишах не стал ждать ответа и повернулся к старушке:

— Матушка, ты бедна, не так ли?

— Да, сынок.

— И ягненок был всем твоим имуществом?

— Да, сынок.

— Люди добрые, — обратился падишах к присутствующим, — вчера я был гостем этой старушки и сказал, что ем только бараньи почки. Ради гостя эта женщина и ее сын зарезали своего барашка. Теперь, везир, ответь, кто богаче — она или ты? И кто добрее?

Не нашелся везир, что сказать.

Велел тут падишах переодеть сына старухи в одежду везира,— а везира — в одежду бедняка и отправил его жить в дом старухи. На прощание падишах сказал везиру:

— Добро делает человек с добрым сердцем, будь он богат или беден.

Вопросы и задания к сказке:

• Смогли бы вы поделиться последним с каким-либо человеком? Делился ли с вами кто-либо чем-то последним? Что вы испытывали в этот момент?

• Как вы думаете, почему падишаха так интересовал вопрос о том, кто добрее: бедный человек или богатый?

• Если бы все правители были подобны падишаху, как это отразилось бы на жизни людей?

• Согласны ли вы с мнением падишаха, что «добро делает человек с добрым сердцем, будь он богат или беден»? Приведите примеры из жизни, подтверждающие это.

• Как вы думаете, если бы старуха приняла бедного дервиша, но накормила его более скромно, оценил бы он ее поступок?

• Как вы думаете, изменит ли богатство и власть сына старухи?

• Как вы думаете, изменится ли везир, после того как поживет в бедности?

• Как вы думаете, нужно ли человеку, долгие годы жившему в бедности, учиться жить в богатстве и, наоборот, богатому учиться жить в бедности? Чему научиться труднее?

Слон и обезьяна

Казахская сказка

Слон и обезьяна, обитавшие в лесной чаще, были неразлучными друзьями. Но однажды они разговорились о своих достоинствах, и между ними завязался спор.

— Я высокий и большой, как гора. И сил у меня хоть отбавляй,— похвалялся слон.— Если меня разозлить, я могу выворотить с корнем самое толстое дерево в лесу. У тебя же такой силы нет!..

— Зато я ловкая. Для меня нет преград,— не отставала и обезьяна.— Прыгаю с дерева на дерево, легко проскальзываю среди самых густых зарослей.

Слон и обезьяна долго доказывали друг другу свои преимущества. Никто не хотел уступать. Сколько они ни спорили, а прийти к согласию не могли. Разрешить их спор мог только третий, и они пошли к филину, который жил в дупле старого дуба.

— О, лесной мудрец,— сказал слон, задрав вверх свой хобот.— Рассуди нас с обезьяной.

— А что вы не поделили?— спросил филин.

Болтливая обезьяна не утерпела, вылезла вперед и говорит:

— О, наш советчик, скажи, что лучше: сила или ловкость? Услышав слова обезьяны, филин понял, что рассудить их непросто, и задумался.

Не дождавшись ответа, загудел слон:

— Да, филин, скажи нам поскорей, что лучше?

— Я должен это проверить на деле,— отвечает им филин.— Только после этого я могу вынести решение.

Удивились спорщики.

— А как ты проверишь?

Филин сидел, вертел головой и думал. Поразмыслил немного и предлагает:

— Переберитесь на тот берег реки. Там, в гуще деревьев, растет единственная яблоня. Сейчас ее плоды созрели. Вы должны принести мне яблок. Я посмотрю на них и рассужу, что лучше — сила или ловкость.

Слон и обезьяна побежали к реке. Приходят, а река разлилась, несется бурным потоком. Посмотрела обезьяна на течение и опечалилась, поняла, что на другой берег ей не перебраться.

— Садись мне на спину,— утешил ее слон.— Я ведь большой, как гора, и очень сильный. Меня течением не унесет.

Обрадовалась обезьяна, забралась слону на спину. Слон без труда осилил опасную переправу.

За рекой слон и обезьяна разыскали яблоню. Видят они, что она очень высокая, а яблоки растут на самой верхушке дерева. Как слон ни тянул свой хобот, а достать плоды не смог. Понял он, что не видать ему яблок, и погрустнел.

— Не огорчайся,— утешает его обезьяна.— Я сейчас заберусь на макушку, нарву яблок и буду бросать их вниз, а ты собирай.

Обезьяна, ловко карабкаясь с ветки на ветку, нарвала яблок. Слон собрал и сложил их горкой.

Набрали наши спорщики яблок и отправились назад. На реке обезьяна взяла яблоки, забралась на слона, и они благополучно переправились через бурный поток. Пришли к филину, положили перед ним яблоки и ждут, что тот скажет.

Филин обратился сперва к обезьяне.

— Скажи, милая обезьяна, как ты переправилась через реку? Ведь она разлилась.

Обезьяна сказала правду:

— Меня перевез слон.

— Правильно. Потому что он большой, как гора, и сильный. А теперь, уважаемый слон, скажи мне, как ты сумел нарвать яблок? Ведь они росли слишком высоко.

— Я не мог достать до макушки, и мне помогла обезьяна,— признался слон.— Она забралась на вершину и сбросила яблоки на землю, а мне оставалось собрать их.

— Теперь вам все понятно?— спросил филин ждавших его суда слона и обезьяну.— Лучше силы и ловкости — помощь и взаимовыручка. Вы сообща справились с задачей. Сила и ловкость, отдельно взятые, ничего не стоят. Только прибавив к силе ловкость, а к ловкости — силу, вы добыли яблоки. Значит, сила и ловкость хороши, когда они вместе. Если есть сила, но нет ловкости, или есть ловкость, но нет силы, вы достигнете немногого. Все труды пропадут даром, все будет впустую.

— Правильно-правильно!— согласно закивали слон и обезьяна. Тогда филин заключил:

— Ты, слон, не зазнавайся, что сильный! А ты, обезьяна, не хвались, что самая ловкая. Всегда и во всем помогайте друг другу.

Мальчик и злая медведица.

Болгарская сказка

За девятью горами на десятой жила злая и жадная медведица. Она нападала на всякого, кто встречался ей на пути. Не давала она никому житья в горах, спускалась и на поля, подбиралась даже к селам: то вола схватит, то коня и уж не отпустит их подобру-поздорову.

Стали люди бояться в поле на работу выходить. И скотину на пастбище выгонять — такой свирепой и сильной была медведица. Решили ее поймать. Чего только не придумывали, чтобы изловить медведицу: и с вилами на нее выходили, и собак на нее напускали — уходила она цела и невредима.

Вот однажды в село под горой пришел мальчик-пастушок. Увидел он, что все крестьяне невеселы и спрашивает:

- Что с вами, люди добрые? Рассказали мальчику про злую медведицу, а он и говорит:

- Я ее поймаю.

- Ой, не хвались! — сказали ему. — У нас есть молодцы сильнее и храбрее тебя, да и то не сумели медведицу изловить! Куда же тебе!

Медведица жила в заброшенной пастушьей избушке вместе со своим маленьким медвежонком . Пришел мальчик к избушке, осмотрел ее со всех сторон. Прислушался, в окно заглянул, и постучал в дверь. Вылез маленький медвежонок, увидел мальчика и спрашивает:

- Слушай, мальчик, что ты здесь ищещь? Не страшно тебе, что моя мамка тебя съест?

- Мне страшно, очень страшно, - отвечает мальчик,-но что же делать? Голод заставит и страх забыть . Я сирота , хожу по деревням, нанимаюсь в пастухи и так кормлюсь. А теперь люди испугались твоей матери и в поле скотину не выгоняют, так и мне работы нет. Очень прошу тебя, дай мне чего-нибудь поесть, а я тебе за это сказку расскажу.

Медвежонок был добрый, сжалился он над мальчиком и накормил его. А мальчик, когда наелся начал рассказывать медвежонку сказки одна другой лучше. В середине самой интересной сказки мальчик вдруг замолчал.

- Рассказывай, рассказывай! — просит его медвежонок.

- Нет, мне пора уходить, — говорит мальчик, — а то твоя мамка застанет меня здесь и съест.

Но медвежонку так полюбились чудесные сказки, что он не хотел расставаться с мальчиком. И стал просить его рассказать до конца хотя бы последнюю сказку.

- Хорошо, — сказал мальчик. — Сейчас я спрячусь на чердаке, а когда вернется твоя мать, упроси ее меня не трогать. Если она согласится, я слезу и буду продолжать сказку.

С этими словами мальчик забрался на чердак и притаился там. Тут медведица вернулась. Медвежонок начал просить ее:

- Мама, сегодня приходил мальчик-пастушонок и такие хорошие сказки мне рассказывал, что не хотелось его отпускать. Но он меня не послушал, потому что боялся, что ты его съешь. Очень прошу тебя, если еще раз мальчик придет, не трогай его , оставь его жить у нас — не сидеть же мне целыми одному! Мы и поиграем, и сказки он мне расскажет.

- Ладно, не трону его, — согласилась медведица. - Если знает хорошие сказки — и я их послушаю.

Как только услыхал это мальчик, спустился с чердака и продолжал рассказывать свою прекрасную сказку. А когда кончил ее, другую рассказал, а затем и третью... Всю ночь рассказывал он медведице медвежонку сказки, одна другой лучше. Медведица его слушала и не трогала.

Живет мальчик у медведицы и медвежонка день другой, сказки им рассказывает, а про себя думает, как бы ему медведицу поймать. Наконец придумал. Проделал в крыше дыру. Когда шел дождь, вода с крыши через дырявый потолок ручьями текла в избушку, так что сухого места там не оставалось.

Медведица сердилась, ворчала на дождь, но ничего не могла поделать. А мальчик сказал ей:

- Не огорчайся, бабка-медведица, я тебе построю новую избушку.

Пошел он в село взял топор и гвозди и сделал новую избушку — не избушку, а знатный сундук на колесах. Когда снова полил сильный дождь, мальчик сказал медведице с медвежонком:

- Перебирайтесь в новую избушку! Там сухо и крыша не протекает.

Только она влезла туда, мальчик захлопнул дверцу, запер ее и покатил сундук в село. Поняла тогда медведица, что попала в ловушку, и заревела так, что эхо в лесу покатилось. А мальчик знай себе катит сундук на колесах, посвистывает да песни поет. Взмолилась тогда медведица:

- Не губи нас, мальчик! Не буду я больше на всех нападать - ни лошадь, ни корову не трону, даже маленького зайца в лесу не обижу. Отпусти нас!

А маленький медвежонок услышал, что мать его говорит, и удивился: чего это она испугалас?

- На мальчик к себе везет, _ говорит он медведице. - Мы теперь у него жить будем. Он нам сказки станет рассказывать.

Но медведица не унимается; ревет и ревет. Услыхали люди рев медведицы, схватили кто вилы , кто топор. Сбежались все - и что же видят: медведица в сундуке заперта! Хотели медведицу убить Тут мальчик и говорит:

Я свое слово сдержал - привез живую медведицу! А вы мою просьбу за это выполните: отпустите ее с медвежонком подобру-поздорову. Не будет она никого трогать и обижать. Вы уж послушайтесь меня, отпустите ее!

Подумали, посоветовались крестьяне и согласились. Отпустили медведицу и медвежонка на все четыре стороны.

Но медведи не убежали в лес, а за мальчиком пошли. Медвежонок стал просить мальчика опять новую сказку рассказать.

Увидели это люди и говорят:

— А пастушонок-то прав был: чтобы медведицу поймать, не только сила и нужна, а еще кое-что...

А что? — догадайтесь сами.

Вопросы и задания к сказке:

- Если бы вы были на месте мальчика, какую сказку или историю вы рассказали бы медвежонку? Придумайте и расскажите эту сказку.

- Как вы думаете, в чем проявилась мудрость мальчика?

- Расскажите о том, как медведица с медвежонком жили у мальчика.

- Какие события учат людей мудрости, и почему? (Рождение ребенка, создание семьи, болезнь близких, смерть и т.д.)

- Каким должен быть мудрый человек? Что должен уметь делать, как разговаривать, как выглядеть?

- Если бы вы познакомились с самым мудрым человеком на земле, о чем бы вы его спросили?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Народная сказка и ее литературные переложения (на восточнославянском и тюркоязычном материале)

    Сказка
    Защита состоится «16» сентября в 1300 часов на заседании диссертационного совета Д 022.001.01 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Институте языка, литературы и искусства им.
  2. Составление, вступительная статья, указатели и примечания М. С харитонова

    Статья
    Легенды, рассказы, сказки, басни и анекдоты о судах принадлежат к числу наиболее распространенных в мировом фольклоре. Они имеются, по существу, у всех народов наряду с рассказами о хитрецах, глупцах и простаках, о состязаниях и разделах.
  3. Гаврилов Д. А, Наговицын А. Е.  Боги славян. Язычество. Традиция

    Документ
    (Что такое язычество? О первоисточниках знаний по язычеству. Преследование язычников со стороны христианства. Почему следует говорить о “язычестве” и что оно может дать современному человеку?
  4. Соединенных Штатах Абсента 118 сказка

    Сказка
    Вторая Мировая позволила США полностью преодолеть последствия Великой Депрессии и превратиться в реально самую мощную экономику мира и самую мощную колониальную державу.
  5. …Ветки хлещут по лицу, рядом загнанно хрипит Люк. Совершенно ненужный сейчас автомат колотит по спине

    Документ
    …Ветки хлещут по лицу, рядом загнанно хрипит Люк. Совершенно ненужный сейчас автомат колотит по спине. Из-под камуфлированной банданы одна за другой стекают капли пота.

Другие похожие документы..