Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Признаки классификации информационных технологий (по способу реализации; по степени охвата задач управления; по классу реализуемых технологических оп...полностью>>
'Реферат'
"Духовный человек" - это перевод единственного крупного произведения из всего, что брат Вочман Ни когда бы то ни было сам написал. Спустя п...полностью>>
'Документ'
Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, по...полностью>>
'Программа'
Программа предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «юриспруденция», «социально-экономическое образование» педагогических вуз...полностью>>

Главная > Решение

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Воронцов Д.В.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

К СПЕЦКУРСУ

«МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ»

(магистратура)

(ЧАСТЬ II)

Ростов-на-Дону

2007

Учебно-методический комплекс разработан кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной психологии Воронцовым Дмитрием Владимировичем

Рецензент канд. психол. наук Е.Д. Бреус

Компьютерный набор и верстка лаборанта Н.В. Лакосиной

Печатается в соответствии с решением методической комиссии кафедры социальной психологии ЮФУ, протокол № 2 от 8 ноября 2007.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина специализации (спецкурс) «Методы социально-психологического воздействия на личность» предназначена для магистрантов кафедры социальной психологии факультета психологии ЮФУ.

Предметом дисциплины выступают групповые механизмы воздействия на личность и поведение человека при оказании различных психологических услуг (психотерапия, психокоррекция, консультирование). Социально-психологическое воздействие на личность и поведение человека может осуществляться психологом для решения различных практических задач: повышение коммуникативной компетентности клиентов в профессиональной сфере, развитие и коррекция характеристик личности и группы, оптимизация межгруппового и межличностного общения и взаимодействия, создание условий для личностного роста и формирование способностей к самостоятельному разрешению проблем, помощь в переводе абстрактных знаний и информации в личные убеждения и опыт. Знание методов социально-психологического воздействия является неотъемлемой характеристикой профессионального психолога, позволяющей вести разнообразную практическую деятельность.

Цель дисциплины – ознакомление студентов с социально-психологическими механизмами, используемыми при оказании психологических услуг; приобретение практических навыков применения этих механизмов в работе психолога.

Задачи дисциплины:

  • знакомство с основными теоретико-методологическими подходами к использованию групповых механизмов воздействия на личность и поведение человека;

  • получение знаний об условиях и требованиях к использованию групповых механизмов воздействия на личность и поведение человека;

  • ознакомление с техниками использования групповых механизмов воздействия на личность и поведение человека.

Место дисциплины в учебном процессе: материал курса обобщает и развивает в прикладном аспекте профессиональные знания, полученные в ходе изучения базовых дисциплин «Общая психология», «Социальная психология», «Психология личности», «Клиническая психология». Дисциплина имеет практико-ориентированный характер, развивает представления студентов о практическом применении социально-психологических теорий и концепции.

Содержание программы определено принципами: а) преемственности, что позволяет студентам увидеть прикладные аспекты теоретических знаний из ранее изученных дисциплин; б) дополнительности (дается общий анализ прикладных аспектов различных социально-психологических школ и направлений, даются базовые навыки организации и проведения практического использования социально-психологических методов воздействия на личность и поведение человека); в) интегративности (порядок и сопоставительное изложение материала требуют от студентов актуализации знаний, полученных из других дисциплин и получаемых в ходе изучения этой дисциплины при рассмотрении конкретных практических случаев; этот принцип позволяет сформировать обобщенное представление о формах и методах использования социально-психологических методов воздействия на личность и поведение человека).

Компетенции, развиваемые в рамках дисциплины:

  • понимание теоретико-методологических оснований использования социально-психологических методов воздействия на личность и поведение человека;

  • понимание возможностей и ограничений групповых методов воздействия на личность и поведение человека;

  • подготовка условий для эффективного применения социально-психологических методов воздействия на личность и поведение.

  • планирование и проведение мероприятий по изменению личности и поведения человека с использованием социально-психологических методов;

  • готовность выбирать и применять конкретные техники группового воздействия на личность и поведение, адекватные запросу заказчика психологической услуги;

  • применение базовых процедур (техник) для оказания социально-психологического воздействия на личность и поведение человека.

Текущая оценка качества усвоения знаний производится с помощью промежуточных тестов и в процессе работы на практических занятиях.

Итоговая аттестация – зачет.

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Социально-психологические механизмы воздействия на личность и поведение

На протяжении всей истории человечества люди спонтанно использовали социально-психологические механизмы воздействия на поведение и личность членов сообществ, к которым они принадлежат. Это воздействие может применяться с разными целями и в отношении разных категорий людей.

  1. Для чего применяются социально-психологические механизмы воздействия на личность и поведение.

Интенсивное групповое общение представляет собой эффективный инструмент психологического воздействия на личность, который может быть использован для достижения следующих целей:

  • оказание психологической поддержки,

  • коррекция проблемного поведения,

  • формирование и совершенствование разнообразных личностных свойств и качеств, необходимых для успешного социального взаимодействия (коммуникативных и рефлексивных навыков, навыков эффективного межличностного взаимодействия и т.д.),

  • социально-психологическая адаптация людей с особенностями личностного развития и поведения.

  1. Виды использования социально-психологических механизмов воздействия на личность и поведение.

Использование групповых механизмов воздействия на личность и поведение позволяет добиваться изменений тех характеристик, с которыми связано возникновение затруднений и проблем в самых различных сферах жизнедеятельности человека. В зависимости от того, на какого рода проблемную область направлено это воздействие, в психологической практике выделяют такие виды групповой психологической помощи, как социально-психологический тренинг (активное социально-психологическое обучение) и групповая психотерапия.

В социально-психологическом тренинге групповые механизмы используются:

  • для оказания помощи людям, испытывающим трудности общения и межличностного взаимодействия в бытовых ситуациях;

  • для повышения социально-психологической компетентности людей;

  • для научения максимальному использованию профессиональных и личностных ресурсов при решении деловых вопросов.

Групповая психотерапия отличается от социально-психологического тренинга тем, что она ориентирована на формирование, поддержание или восстановление психологического здоровья клиентов.

Понятие психологического здоровья.

Общее определение здоровья было предложено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включает такое состояние человека, при котором:

  1. сохранены структурные и функциональные характеристики организма;

  2. имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;

  3. сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.

Критерии ВОЗ по определению психологического здоровья:

  1. осознание и чувство непрерывности, постоянства своего «Я»;

  2. чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;

  3. критичность к себе и к результатам своей деятельности;

  4. соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;

  5. способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;

  6. способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;

  7. способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

Преимущества групповой психотерапии.

Психологические проблемы люди испытывают во взаимодействии и общении с другими людьми, поскольку здесь фрустрируется базовая психосоциальная потребность в эмоциональном контакте с окружающими. Группа выступает лабораторной моделью реальных социальных отношений. Лабораторной потому, что в психотерапевтической группе специально создается атмосфера безусловного принятия (доброжелательности), доверия и психологической безопасности, что позволяет раскрыть проблемные стороны личности и поведения для работы над ними (устраняются основания для проявления психологических защит), а также специально создаются искусственные условия для максимального эффекта социально-психологических механизмов воздействия группы на личность.

  1. В группе создается благоприятная для самораскрытия и изменения эмоциональная атмосфера, которая помогает вскрыть сублимируемые отрицательные чувства (тревогу, депрессию), к которым уже выработалась маладаптация. Атмосфера безусловного принятия дает силы принять то, чего долго избегал или вытеснял: исчезает страх перед проявление чего-то неприятного или анормального. Анализ развивающихся отношений позволяет осознать то, как возникает то или иное чувство и как оно захватывает личность. Кроме того, в каждой группе возникает зона скрытого конфликта, когда у ее членов развивается сильное желание выразить какое-то чувство, наталкивающееся на социальный запрет его выражения. При этом (когда группа складывается уже из 5-7 человек) как минимум у одного порог проявления эмоционального импульса оказывается более низким, чем у остальных. В условиях нарастающего напряжения такой член группы выполняет роль пускового фактора (триггера) и позволяет другим проявить общие для всех них чувства (или выразить характерный для них поведенческий паттерн). Этот групповой феномен известен как магическое оправдание начального действия: «он первый начал».

  2. В группах выстраиваются совместные темы для обсуждения, в основе чего лежит ассоциативный процесс: один что-то сказал, другой развил какую-то сторону сказанного, третий детализировал это, четвертый обратил внимание на другую сторону сказанного и т.д. В процессе такого обсуждения возникает общее для всех участников проблемное поле, в котором каждый получает возможность проработать важный для себя вопрос в присутствии других людей, получив от них поддержку. Бывает, что какая-то тема отдельным участникам кажется угрожающей. И когда такая тема начинается обсуждаться в лабораторных условиях, человек может увидеть, что с этой проблемной темой вполне можно справиться, что ее можно хотя бы обсудить.

  3. В группах модифицируются нормы поведения и системы внутренних убеждений. Обычно люди склонны придерживаться имеющихся у них убеждений и сохранять привычные модели поведения. В лабораторной группе нормы и убеждения могут подвергаться обсуждению, что дает возможность увидеть причины, по которым человек принимает одно и не принимает другое. В то же время участники могут для открыть для себя, почему тот или иной человек следует той или иной норме (модели поведения) и не может следовать образцу, принятым большинством. Такой взаимообмен информацией позволяет изменить эго-синтоническую позицию («мои убеждения самые правильные, потому что у меня не может быть неправильных убеждений») на эго-дистоническую (критическое отношение к своим взглядам), что выступает фундаментом последующих изменений.

  4. В группе можно найти особенно значимых для себя участников, которые имеют сходство с важными людьми в реальных отношениях или прототипы людей, которым можно открываться в реальности (или не следует открываться). Эти люди в группе начинают резонировать с различными аспектами прошлых или текущих отношений в их прототипами, развивается проекция, что позволяет встретиться с чувствами, возникающими в реальной жизни, исследовать их и найти способы обращения с такими чувствами в безопасных условиях.

  5. В группе можно наблюдать за особенностями взаимодействия других и видеть последствия тех или иных паттернов. Даже если человек ничего не делает в психотерапевтической группе (не обсуждает, не участвует в ролевых парных взаимодействиях), он все равно подмечает события, имеющие для него значение.

  6. В группе люди получают эффективную обратную связь о себе и о своем поведении.

  7. В группе можно безопасно попробовать новые модели поведения.

  8. В группе можно получить безопасный опыт столкновения с другими и опыт образования союзов с другими.

Для понимания исторических предпосылок возникновения метода групповой психотерапии следует обратить внимание на следующие важные этапы.

Впервые влияние группы на психическое здоровье было продемонстрировано австрийским психиатром Францем Антоном Месмером в конце 18 – начале 19 вв.

Затем в начале 20 в. Альфред Адлер попытался применить методы индивидуальной психотерапии в группе для охвата большего количества пациентов с целью удешевления процесса лечения. Долгий период времени групповая психотерапия рассматривалась преимущественно как экономически выгодная форма применения методов, использующихся в индивидуальной психотерапии.

Затем в психоанализе возникло целое течение «группового анализа», связанное с идеей о том, что для адекватного понимания проблем пациентов необходимо знать те социальные группы, к которым они принадлежат. Однако научного обоснования возникающих в группе терапевтических эффектов вплоть до возникновения социальной психологии как особой отрасли знания не было.

Научное обоснование групповые формы психологической помощи получили в психосоциальной концепции Я. Морено. Именно этот психолог сосредоточил внимание на динамических внутригрупповых факторах как средствах оказания психотерапевтической помощи. Я. Морено сформулировал основные принципы групповой психотерапии, связанные с изучением межличностных отношений в группе. Групповая психотерапия была частью разработанного им метода коррекции дезадаптивного социального поведения – социатрии. Поначалу под групповой психотерапией Я. Морено понимал способ объединения людей в группу на основе личных предпочтений, возникающих в процессе существования этой общности. Он опирался на теорию поля К. Левина, согласно которой мотивы поведения людей находятся не внутри личности, а в окружающей среде, в отношениях, которые складываются между контактирующими. Я. Морено выступил против доминирующей в то время идеи психоаналитического направления о внутриличностном конфликте как основе поведенческих и личностных нарушений и сделал акцент на естественной (групповой) обусловленности поступков и характера социально дезадаптивного человека. Идея о влиянии естественных условий жизни породила новый метод коррекции поведенческих и личностных проблем – ролевой тренинг, постепенно переросший в психодраматический метод – метод установления соответствия между (нормативными) социальными ролями и повседневным существованием.

Для понимания условий применения групповой формы психотерапии важно знать, что именно понятие группы определяет механизмы, которые воздействуют на психологическое состояние личности, и условия, при которых эти механизмы работают наиболее эффективно. Методологической основой современной групповой психотерапии является понятие группы, предложенное К. Левином.

В рамках левиновской теории под группой понимается общность, в которой имеется непосредственное, личное, контактное взаимодействие и взаимозависимость членов. Только в такой общности возникают и эффективно проявляются групповые механизмы воздействия на личность членов этой общности. В основе такого понимания группы лежит идея о том, что динамические процессы между участниками группы возникают только тогда, когда отношения между любыми двумя членами группы оказываются функцией отношений между другими участниками группы. Другими словами, под группой, способной оказывать воздействие на личность и поведение ее членов, можно понимать только такую совокупность индивидов, в которое существование всех используется для удовлетворения потребностей каждого в отдельности. Наличие контактного взаимодействия и взаимозависимости определяет то, что поведение одного влечет за собой последствия и для других. Такая взаимозависимость возможна тогда, когда члены общности одинаково мотивированы относительно какой-либо конкретной цели или объекта.

Социально-психологические механизмы, оказывающие влияние на личность в группе, созданной по критериям К. Левина.

  • Конформность – тенденция допускать влияние на собственное мнение, отношения, действия и восприятие преобладающего мнения, отношения, действия и восприятия.

  • Групповое давление – а) нормативное и б) информационное.

В случае нормативного давления под групповой нормой понимается стандартизированное правило поведения, принимаемое членами группы как узаконенное проявление функционирования группы и функции каждого членам внутри группы (как ее члена). Система групповых норм важна тем, что она обеспечивает индивида системой ориентиров в общности. Поэтому любая групповая психотерапия должна предваряться созданием правил, обеспечивающих доверие, безопасность и конфиденциальность участникам.

Информационное влияние связано с тем, что индивид склонен обращаться к другим людям как к источнику информации о себе и о мире и за более или менее адекватной оценкой себя и мира. Нормативное влияние имеет условный характер (можно «про себя» думать не так, как предписывают правила). Информационное влияние более жесткое, потому что люди всегда заинтересованы в получении адекватной, а не субъективно искаженной информации о себе и мире со стороны. Информация тесно связана с Я-концепцией (особенно – с таким ее компонентом как самооценка). Информационное влияние особенно эффективно в ситуациях неуверенности индивида и двусмысленности отношений, в которых он состоит. Поэтому работа в психотерапевтической группе предполагает обратную связь между всеми участниками в отношении раскрываемых личностных качеств и поведенческих особенностей.

  • Властные отношения: принуждающая власть и вознаграждающая власть (внешний контроль за изменениями в личности и поведении); легитимная и экспертная власть (признание членами группы выдвигаемых кем-либо требований к личности и поведению), информационная власть, референтная власть (равноправные отношения, которые строятся на основе механизма идентификации с другим, обладающим той или иной специфической властью над каким-то членом группы). В зависимости от теоретико-методологической основы, объясняющей механизм возникновения психологических проблем, в разных направлениях групповой психотерапии могут устанавливаться разные отношения власти между психологом и клиентами. С определением характера властных отношений в группе связана групповая динамика.

  • Унификация (стремление к сохранению группового единства). Действие этого механизма проявляется в том, что при возникновении в группе разногласий, в то же время начинает действовать сила, восстанавливающая ее единство. Унификация с необходимостью возникает в случае движения группы к одной цели, важной для всех. Унификация достигается следующими способами: 1) сближение разных точек зрения, 2) усиленная коммуникация по вопросу разногласий, прояснение позиций, 3) исключение инакомыслящих из группы или уменьшение их влияния посредством дискредитации противоположного мнения.

  • Социальное сравнение, в результате чего а) за эталон берут сходного по каким-то качествам человека; б) возникает стремление уменьшить отличие от мнения, поведения, отношения другого человека, который воспринимается в качестве эталона, в) возникает тенденция повышения уровня эталона.

Раздел 2. Теоретико-методологические подходы к использованию групповых механизмов воздействия на личность и поведение в психотерапии

В настоящее время можно выделить три различных парадигмы использования групповых механизмов воздействия на личность и поведение в процессе психотерапии:

  • психоаналитическая.

  • бихевиоральная.

  • гуманистическая.

Психоаналитическая группа.

Классическая психоаналитическая группа может быть ориентирована на рассмотрение группы как коллективного (совокупного) пациента, работа с которым ведется так же, как и с одиночным клиентом. Эта группа является формальной, социально-психологические механизмы влияния на личность работают с меньшим эффектом.

Группы, ориентированные на Франкфуртскую школу социального психоанализа. В рамках этого направления акцент делается на том, что суть человека социальна. Каждый человек связан с миром, в котором он живет, обществом, группой, частью которой он является. И нельзя противопоставлять внутренний мир и внешний, тело и сознание, фантазии и реальность. Человек – это часть социальной системы, без учета которой невозможно анализировать его психику. Невротическое расстройство, по мысли представителей социального психоанализа, является следствием несовместимости человека с его первичной группой. При этом именно на группу проецируются деструктивные и агрессивные тенденции невротической личности.

Внешние проявления невроза – это искаженное выражение вовне конфликтов человека, которые никогда не были четко сформулированы. Освобождения от симптома не произойдет, пока человек не научится выражать их в доступной для понимания других форме. Да и сами психологические проблемы возникают именно в общении с другими людьми, и избавить от них человека, проводя только индивидуальный анализ, нельзя.

Поэтому психологические нарушения могут быть определены и прослежены в том, как протекают динамические процессы в группе: клиент может вполне спокойно разговаривать с психотерапевтом наедине, но замолкает в группе (значит, клиент не может делить значимого человека с другими людьми), или клиент может начать говорить в группе, когда отсутствует какой-либо член (например, выходит).

Сам психотерапевтический процесс в группе предполагает выработку более четкого способа коммуникации. Клиент, пытаясь активно участвовать в групповом процессе, достигает понимания окружающих и начинает понимать попытки других участников выразить себя. Психотерапевт вербализует происходящее, показывая смысл того, что происходит в группе, и объясняя источник проблем. Таким образом психолог выражает в четких словесных формулах то, что могут понять и разделить все члены группы. Он интерпретирует содержание взаимодействий в группе, комментирует реакции ее участников. Однако сам психотерапевт не ограничивается только своими вербализациями и комментариями. Он при любой возможности активно поощряет участников группы к этому.

Основная цель психоаналитической группы – достижение инсайта и приспособления к ситуации. Инсайт помогает приспособиться. А приспособление – достичь инсайта. Группа рассматривается в групповом психоанализе с точки зрения создания возможности для взаимного переноса в условиях терпимости, безоценочности и принятия любых реакций.

Специфической характеристикой аналитической группы является ее количественный состав – 7-8 человек + психотерапевт. Это необходимо для того, чтобы наблюдать психологические реакции каждого участника и исследовать причины их возникновения. Особое внимание уделяется бессознательным аспектам духовной жизни, открывая то, что в обыденной жизни остается скрытым. Акцент делается на переводе невротического симптома на вербальный язык проблемы: на продвижении от уровня символов и фантазий на уровень смысла и значения поведения. Фулкс выделил 4 уровня обобщения проблемы:

  1. Уровень текущих событий – рассказ о своей жизненной ситуации, о происходящем в группе «здесь и теперь», на этом уровне происходит восприятие психотерапевта в качестве авторитетной фигуры.

  2. Уровень переноса – отношения и взаимодействия членов группы рассматриваются в свете взаимных переносов. Группа может представлять собой семью, ее членов. А психотерапевт – отца или мать.

  3. Уровень телесных или психических образов. Проекция на других участников отвергаемых образов Я, любимых или ненавидимых объектов. Фулкс также считал, что группа может отражать и образ тела (участники группы – как части тела).

Бихевиоральная группа.

Ориентирована на директивное манипулирование поведением, научение адекватным (с точки зрения психотерапевта) поведенческим моделям с помощью групповых механизмов воздействия на личность. Здесь групповые механизмы воздействия на личность используются для приведения поведения в соответствие с каким-то внешним образцом поведения. Активно используются пресекающие или подавляющие групповые влияния, положительное или отрицательное подкрепление в ситуациях оперантного обусловливания (подчеркивание результата нового действия) или классического обусловливания (подкрепление новой модели вне зависимости от результата). Здесь широко используется предварительное тестирование и обследование участников, чтобы иметь представление об исходных параметрах и их степени отличия от образцовых, после чего психотерапевт открыто манипулирует соответствующими групповыми факторами для формирования ожидаемых им поведенческих реакций.

Гуманистическая группа.

Ориентирована на диалогическое общение в условиях референтных отношений власти, результатом чего оказывается самопознание клиентами себя с помощью психотерапевта, выступающего в роли зеркала их внутреннего мира Ориентирована на самопознание и самолечение психологических проблем клиентов. Групповые механизмы воздействия на личность направляются на самопознание, на выход из эго-синтонической позиции (когда в моих проблемах виноваты только окружающие, а не я сам). Основные процессы в группе – саморефлексия и установление конструктивных отношений с учетом своих особенностей. Самораскрытие положительных аспектов своего опыта в групповом общении выступает основным методом терапии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Воронцовым Дмитрием Владимировичем Рецензент канд психол наук Е. Д. Бреус Компьютерный набор и верстка лаборанта Н. В. Лакосиной Печатается в соответствии с решение (1)

    Решение
    «Основы групповой психотерапии» - дисциплина специализации, которая предназначена для студентов 5-го курса факультета психологии ЮФУ дневной формы обучения (стационар), специализирующихся по кафедре социальной психологии.

Другие похожие документы..