Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У другій частині навчального посібника подаються докладні відомості про функції багатьох змінних, інтегральне числення, звичайні диференціальні й лін...полностью>>
'Документ'
Στις 6 Απριλίου 1941 οι Γερμανοί, μετά την παταγώδη αποτυχία των συμμάχων τους Ιταλών, εισβάλουν στην Ελλάδα. Παρά την ηρωική αντίσταση των Ελλήνων σ...полностью>>
'Документ'
ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (известная также как «гипотеза Сепира – Уорфа»), тезис, согласно которому существующие в сознании человека си...полностью>>
'Программа'
16:00 – 16:30 - Заседание оргкомитета Фестиваля по сбору и первичной обработке рейтинговой оценки внешней экспертизы представленных участниками матер...полностью>>

Методическая разработка по теме «методика изучения курса физики в специальных коррекционных классах VII вида»

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЯРОСЛАВСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ

«МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ VII ВИДА»

(на примере изучения раздела «Электродинамика» в 8-х и 9-х классах школы-интерната № 9 для детей-сирот с отклонениями в развитии)

Учителя физики школы-интерната №9 Пеунковой Ольги Геннадьевны

Научный руководитель:

ст. преподаватель каф.

педагогики и педагогической

психологии

ЯрГУ им. П.Г.Демидова

Третьякова Галина Федоровна

Ярославль 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1 Возрастные и психологические особенности

учащихся специальных коррекционных классов
VII вида школы-интерната № 9 5

  1. Психологические особенности детей, воспитывающихся вне семьи и имеющих отклонения в развитии 5

  2. Характеристика учащихся средних классов спецкоррекции VII вида школы-интерната 15

  3. Общие рекомендации по учету особенностей детей, воспитывающихся вне семьи и имеющих отклонения в развитии, в учебной и воспитательной работе 18

Глава 2 Методические особенности изучения раздела
"Электродинамика" в 8-9 классах
спецкоррекции 29

  1. Общие вопросы планирования учебного процесса по физике в 8-х и 9-х специальных коррекционных классах VII вида 29

  2. Содержание обучения разделу "Электродинамика" курса физики в специальных коррекционных классах VII вида 32

  3. Организация изучения раздела "Электродинамика" 34

  4. Некоторые итоги работы в специальных

коррекционных классах VII вида 41

Заключение 43

Литература 44

Приложения 47

ВВЕДЕНИЕ

В период переходного времени, в связи с определенными социально-экономическими трудностями наметились тенденции к снижению здоровья и материального благосостояния людей, к нивелированию общечеловеческих ценностей, таких как любовь, семья, дети. Общее число детей-сирот в стране к 2000 году превысило 657 тыс. человек, причем большая часть таких детей (более 60%) - социальные сироты, родители которых лишены родительских прав, т.е. дети из неблагоприятной микросоциальной среды.

В специальных коррекционных классах VII вида школы-интерната № 9, где я работаю учителем, обучаются дети с отклонениями в развитии, для определения которых используют термин задержка психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.

К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по физике, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции.

Данная работа рассматривает особенности методики преподавания физики в 8 и 9 специальных коррекционных классах VII вида, на примере раздела «Электродинамика», изучение которого является, пожалуй, одним из наиболее сложных в классах коррекции.

Работа включает следующие части: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.

Первая глава посвящена анализу возрастных и психологических особенностей учащихся специальных, коррекционных классов, в том числе особенностям, связанным с воспитанием вне семьи, и особенностям психики и интеллекта, характерным для детей, имеющих задержку психического развития. Здесь же дается характеристика учащихся 8-9 классов спецкоррекции и приводятся общие рекомендации по учету особенностей детей, воспитывающихся вне семьи и имеющих отклонения в развитии, в учебной и воспитательной работе.

Вторая глава раскрывает методические особенности изучения раздела «Электродинамика» в 8-9 классах спецкоррекции. В ней рассматривается основные вопросы планирования учебного процесса по физике в 8 и 9 классах спецкоррекции VII вида, содержание обучения и особенности построения уроков различного типа.

В приложениях приводятся образцы дидактических материалов, разработанных для классов коррекции VII вида; разработки отдельных уроков, внеклассных мероприятий; тематическое планирование материала по отдельным темам раздела «Электродинамика».

ГЛАВА I. ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ VII ВИДА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 9

1.1. Психологические особенности детей, воспитывающихся вне семьи и

имеющих отклонения в развитии

Индивидуальные особенности детей, обучающихся в средних (8-х и 9-х) классах спецкоррекции VII вида, определяются:

  • возрастными особенностями;

  • особенностями, связанными с воспитанием вне семьи;

  • особенностями психики и интеллекта, характерными для детей, имеющих отклонения в развитии (т.н. ЗПР).

Особенности развития детей подросткового и раннего юношеского

возраста.

Обучение в средних классах соответствует подростковому (от 10-11 до 13-14 лет) и раннему юношескому (от 13-14 до 16-17 лет) периодам детского развития. Причем специфика классов спецкоррекции такова, что в одном классе могут обучаться и двенадцатилетние и семнадцатилетние дети.

Рассмотрим основные особенности данных возрастных периодов развития.[14. С.222]

Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные

мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка, направленный на осознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам.

Возраст от 13 до 14 лет считается у подростков наиболее активным периодом волевого самовоспитания. Общая логика развития волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться. Успеваемость многих детей в средних классах школы временно падает из-за того, что за пределами школы у них появляются сильные, конкурирующие с учением интересы.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний. С формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса к ним.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.

Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости, начало становления нравственного самосознания, мировоззрения [14, С.244-245]. Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т.е. развитость форм мужского и женского поведения, у юношей и девушек. В раннем юношеском возрасте завершается формирование всех компонентов системы социальных установок (когнитивного, эмоционального, поведенческого). Именно в этот период усиливаются индивидуальные различия между школьниками, как в интеллектуальном, так и в личностном развитии.

В подростковом и раннем юношеском возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна со взрослыми, другая - со сверстниками. Взаимоотношения со сверстниками, в свою очередь, разделяются на товарищеские и дружеские, отношения с взрослыми - на личные и деловые. Общение становится самостоятельным видом деятельности, причем большая часть времени, затрачиваемого на него, приходится на общение со сверстниками. Это равнопартнерские отношения и управляются нормами равноправия. В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. В раннем юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает еще более глубокое чувство-любовь. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками в детстве связанны с будущим психологическим благополучием человека.

Большие изменения претерпевают отношения детей с взрослыми: если в подростковом возрасте это неравноправные, часто конфликтные отношения, то в ранней юности они становятся более ровными. В эти годы большинство юношей и девушек проникаются сознанием того, что взрослые желают им добра; с большим доверием и открытостью относятся к ним.

В подростковом и раннем юношеском возрасте происходит становление теоретического интеллекта [14. С.367], завершается формирование когнитивных процессов и, прежде всего, мышления. В эти годы мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Наряду с этим идет активный процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного мировоззрения человека в рамках наук, изучаемых в школе. Приобретают окончательные формы умственные действия с понятиями, опирающиеся на логику рассуждений и отличающие словесно-логическое, абстрактное мышление от таких видов мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное.

В это же время должно происходить развитие практического мышления, главные качества которого: предприимчивость, экономичность, расчетливость, умение быстро и эффективно решать возникающие практические задачи.

Подростковый и ранний юношеский возраст может считаться сензитивным для формирования профессионального ориентированных знаний, умений и навыков [14, С.371-372].

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся вне

семьи.

Исследования, проведенные во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути. Отрыв ребенка от семьи, его жизнь в закрытом детском доме имеют серьезные негативные последствия для развития его психики и личности. У детей растущих вне семьи, есть существенные отклонения и задержки в психическом развитии. Этих детей отличает отсутствие инициативы, эмоциональное безразличие, неразвитость сознания и внутреннего плана действия, недоразвитие волевой и мотивационной сферы. Также обнаруживается уплощение эмоций, пассивность во многих видах деятельности.

У детей, воспитывающихся вне семьи, могут отсутствовать мотивы и представления, связанные с будущим и прошлым. Более всего они живут в настоящем, что сказывается на низкой учебной мотивации, интересе к познанию, саморазвитию, стремлении к самостоятельности, ответственности за свои поступки, умении самостоятельно организовывать свою деятельность.

Сферу общения с взрослыми детей, воспитывающихся вне семьи, характеризует особая напряженность потребности в этом общении. На фоне ярко выраженного стремления к общению с взрослыми и одновременно повышенной зависимости от них, особенно обращает на себя внимание агрессивность воспитанников в отношении взрослых, что свидетельствует о несформированности у этих детей соответствующей дистанции в общении [10. С.80].

В работе А. М. Прихожан и Н.Н. Толстых [18] исследованы основные особенности развития детей живущих и обучающихся в закрытых детских учреждениях. В составленной ими таблице [18 С. 152] сравниваются различные стороны психики, личности и поведения учащихся школ интернатов и школьников, растущих в семьях.

Предмет исследования

Интернат

Школа

Интеллект

а) Ситуативность,
наглядность мышления.

б) Классификационное
мышление.

а) Образный характер
мышления, наличие
идеального плана.

б) Творческое
мышление.

Мотивация

а) Узость и бедность
содержания мотивов.

б) Привязанность к
ситуации.

а) Разнообразие и
богатство содержания
мотивов.

б) Свобода от ситуации

Произвольность

Ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю

Ориентация на самоконтроль, произвольная саморегуляция.

Временная транспектива

Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего

Глубокая перспектива прошлого и будущего

Самосознание

а) Чувство "Мы"

б) Неопределенная
идентичность.

в) Неприятие себя,
недоверие себе

г) Ориентация в
самооценке на мнение
других.

д) Опора на

отрицательный эталон в развитии сексуальной идентичности.

а) Чувство "Я"

б) Определенная
идентичность.

в) Принятие себя,
доверие к себе.

г) Ориентация в
самооценке на
собственные критерии.

д) Опора на
положительный эталон
в развитии сексуальной
идентичности.

Общение

а) Недоверие к другим
людям.

б) Зависимость

в) Деструктивная
агрессия.

а) Доверие к другим
людям.

б) Самостоятельность.

в) Конструктивная
агрессия.

Ученые, исследовавшие психическое развитие воспитанников закрытых детских учреждений, также отмечают, что

  • - познавательная активность у детей, воспитывающихся вне семьи, намного ниже, чем у сверстников из семьи

  • с возрастом различия между детьми, воспитывающимися в семье, и детьми, воспитывающимися вне семьи, усиливаются. [10. С.70]

  • существует взаимосвязь между уровнем общения ребенка с взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и познавательной активности-с другой.

Вопросом взаимосвязи общения психического развития в целом у детей, воспитывающихся вне семьи, в современной психологии много занимались: М.И. Лисина, И.А. Залысина, Е.О. Смирнова, Т. М. Земленухина, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.[ 12]

Ограниченный круг общения, бедный жизненный опыт, некоторая однобокость в развитии, "заорганизованности" детей не способствуют развитию творческого воображения, самостоятельности суждений.

Особая психологическая проблема-отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, освободится от других (проблема формирования самосознания).

Ограниченное, преимущественно групповое общение детей с взрослыми не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в определенный момент времени, контроль со стороны взрослых-все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение и деятельность и формирует привычку к "пошаговому" выполнению чужих указаний [18]

Исследование особенностей психического развития воспитанников детского дома традиционно основываются на идее психической депривации, являющейся следствием отрыва ребенка от матери. [10 С.4]

Психическая депривация - психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых субъекту не представляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течении достаточного длительного времени.

Депривационная ситуация у ребенка - особые условия

жизнедеятельности ребенка, проявляющиеся в невозможности или затруднении удовлетворения его основных психосоциальных потребностей.

Наиболее часто психическая депривация у детей возникает:

  • в условиях сенсорной, особенно эмоциональной, недостаточности

  • при ограничении двигательной активности

  • при длительной разлуке с матерью

  • в условиях ограниченного общения (социальная депривация) Проявления психической депривации могут охватывать:

- задержку и искажение интеллектуального развития;

  • эмоциональные расстройства, а также глубокие и стойкие искажения формирования эмоций;

  • волевые нарушения, от снижения активности до выраженной пассивности;

  • коммуникативные нарушения. [5. С. 49]

В классической картине депривационного ребенка из детского дома, где наблюдается комплекс различных депривационных воздействий, отмечают большинство из приведенных характерных симптомов, приводящих часто к задержке и искажению интеллектуального развития, т.е. ЗПР.

Дети с задержкой психического развития

Для краткого определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используют термин "задержка психического развития" (ЗПР).

Предполагается, что у детей имелась потенциальная способность к

обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована и

это, привело к появлению проблем в учебе, поведении, здоровье. [7. С.56]

Диапазон определений ЗПР достаточно широк - от "специфической

неспособности к обучению", "медленной обучаемости" до "пограничной дебильности".

В основе различных вариантов ЗПР могут лежать разные причины:

- повреждения и функциональная незрелость нервной системы

- педагогическая запущенность

Согласно М.С. Певзнер, ЗПР - состояние, в основе которого лежат психофизический и психический инфантилизм. Интеллектуальная недостаточность детей с не осложненным психическим инфантилизмом определяется отставанием в созревании компонентов формирующейся личности. Особенности их проявляются в преобладании конкретно-действенного и наглядно образного мышления над абстрактно-логическим, им свойственны недостаточная направленность психической деятельности, нарушения активного внимания, слабость логической памяти [20,С.6-7]

М.С. Певзнер выделяет и осложненные формы инфантилизма, обусловленные сочетанием замедленного созревания лобных отделов коры головного мозга с минимальным повреждением различных его структур.

Во всех работах М.С. Певзнер рассматривает ЗПР как особую форму аномального развития с присущим ей своеобразием.

Анализ совокупности накопленных клинико-физиологических и психолого-педагогических данных позволяет сделать вывод о том, что дети с клиническими проявлениями ЗПР могут быть дифференцированы на две большие группы (Л.И. Переселени; Е.М. Мостюкова; Л.Ф. Чупров 1989-1990 г.г.).

Первая группа состоит из детей, у которых ведущим фактором в структуре дефекта являются нарушения произвольной регуляции деятельности (эмоционально-волевой сферы и внимания), а нарушения мышления и речи вторичны и зависят от степени выраженности эмоционально-волевых расстройств. Клинически это группа состоит из детей с не осложненным и осложненным психофизическим инфантилизмом (М.С. Певзнер).

Характеристика этих детей.
Особенности поведения: живость, наивность, неустойчивость
эмоциональных реакций, импульсивность, отсутствие глубины переживания, неспособность к волевому напряжению, слабость самоконтроля. Игровые интересы преобладают над учебными. Эмоционально-волевая недостаточность. Несформированность произвольного и непроизвольного внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная устойчивость и плохое распределение внимания, трудности переключения на новый вид деятельности). Повышенная возбудимость, агрессивность и раздражительность. В целом, отмечается несформированность регуляции деятельности, что сопровождается снижением запаса знаний, представлений. [20,С.9]

Вторая группа - дети, у которых имеются негрубые первичные интеллектуальные нарушения, сочетающиеся с различными нарушениями регуляции деятельности, эмоционально-волевыми расстройствами. Основу этой группы составляют дети с ЗПР церебрально-органического генеза.

Характеристика этих детей:

На первом плане интеллектуальная недостаточность: существенное снижение показателей словесно-логического мышления по сравнению с нормой и, соответственно, недостаточный объем знаний и представлений. В эмоционально волевой сфере часто отмечается некоторая инертность в сочетании со слабостью побуждений, вялость, пассивностью.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Коррекционно-развивающее обучение сборник нормативных документов и методических рекомендаций (1)

    Реферат
    Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций) /Составители Смолянская Т.В., Савельева И.Г. /-Томск, 2009.
  2. Коррекционно-развивающее обучение сборник нормативных документов и методических рекомендаций (2)

    Реферат
    Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций) /Составители Смолянская Т.В., Савельева И.Г. /-Томск, 2009.
  3. Коррекционно-развивающее обучение сборник нормативных документов и методических рекомендаций (3)

    Реферат
    Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций) /Составители Смолянская Т.В., Савельева И.Г. /-Томск, 2009.
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №8»

    Публичный отчет
    В ходе подготовки самообследования администрацией МОУ «СОШ №8» проведена аналитическая работа, отражающая результативность и динамику функционирования различных систем (учебной, воспитательной, хозяйственной) школы, обеспечивающих
  5. Квалификационные программы для выполнения нового вида деятельности и/или подтверждения права на вид деятельности 3

    Документ
    В Аннотированном перечне представлено краткое содержание программ повышения квалификации, реализуемых в институте в 2012 году. Нумерация программ повышения квалификации в перечне соответствует нумерации плана.

Другие похожие документы..