Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Паршиков В.В. (1), Самсонов А.В. (2), Ходак В.А. (2), Петров В.В. (2), Романов Р.В. (2), Самсонов А.А. (2), Градусов В.П. (2), Цыбусов С.Н. (2), Бабу...полностью>>
'Реферат'
Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии Эдинбурге. Близкие маленького Давида надеялись, что он станет юристом, но, ещё будучи подростком, он з...полностью>>
'Литература'
Лауреатом премии А. И. Солженицына 2007 года с формулировкой «за филологическое совершенство и артистизм в исследовании путей русской литературы; за ...полностью>>
'Документ'
Основные дидактические единицы (разделы): Безусловная оптимизация. Условная оптимизация. Линейное и дискретное программирование. Динамическое програм...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В.Е. Адамов, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов

Экономика и статистика фирм

учебник

.ua/

Рассмотрены хозяйствующие субъекты различных форм собственности. Изложены статистические характеристики наличия и использования факторов производства, производственных процессов, их вещественных и финансовых результатов, проанализированы взаимоотношения с банками, финансовой системой, биржами. Новое издание полностью переработано и дополнено новым материалбм о финансировании и кредитовании фирм. Включены вопросы производительности и оплаты труда, управления качеством. Для студентов и преподавателей экономических вузов и факультетов; полезен также предпринимателям и менеджерам.

Общие основы экономики предприятия (фирмы)
Экономическая статистика

ОГЛАВЛЕНИЕ

К читателю

3

Введение

5

ГЛАВА 1. ФИРМА (ПРЕДПРИЯТИЕ) КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

1.1. Понятие "фирма". Предпринимательство

10

1.2. Классификация фирм по организационно-правовым формам деятельности, по отраслевой принадлежности и размерам

15

1.3. Основные цели и результаты деятельности фирмы

24

1.4. Порядок образования и ликвидации фирмы

34

ГЛАВА 2. ФИРМА И ВНЕШНЯЯ СРЕДА

2.1. Хозяйственное и экологическое законодательство

38

2.2. Финансовое обеспечение деятельности фирмы. Банковская система

41

2.3. Налоговая система и налоговые органы России

45

2.4. Внешнеэкономические связи и таможенная система

49

2.5. Организация снабжения и сбыта. Биржи в России

53

2.6. Обеспечение безопасности деятельности фирмы

57

ГЛАВА 3. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

3.1. Методологические основы изучения фирмы как сложной системы

60

3.2. Организационно-управленческие модели структуры фирмы. Оценка качества управления

71

3.3. Экономико-технологическая модель производственного процесса

79

3.4. Натурально-вещественные и стоимостные результаты производства

83

ГЛАВА 4. ПЕРСОНАЛ ФИРМЫ

4.1. Персонал фирмы и его структура

104

4.2. Характеристика наличия персонала и его изменений

110

4.3. Рабочее время и его использование

116

4.4. Статистические методы выявления резервов улучшения использования кадров фирмы

124

4.5. Характеристика производительности труда персонала фирмы

131

4.6. Оценка экономической эффективности использования ресурсов рабочей силы

137

ГЛАВА 5. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ФИРМЫ

5.1. Общее понятие об основном капитале фирмы и его роли в производстве

144

5.2. Классификация элементов основного капитала. Виды оценки и способы переоценки основного капитала

146

5.3. Амортизация и износ основного капитала

154

5.4. Характеристика наличия, состояния, движения и использования основного капитала

158

5.5. Производственная мощность и планирование капиталовложений

171

ГЛАВА 6. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ФИРМЫ

6.1. Виды и источники образования оборотного капитала

180

6.2. Характеристика наличия и оборачиваемости капитала

183

6.3. Определение потребности фирмы в оборотном капитале

189

6.4. Удельный расход, структура и анализ его изменений

197

6.5. Материалоемкость производства. Оценка эффективности применения оборотного капитала

203

ГЛАВА 7. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ ФИРМЫ

7.1. Понятие и состав издержек производства и обращения

210

7.2. Калькуляция себестоимости и ее значение

222

7.3. Основные показатели себестоимости товарной продукции

227

7.4. Использование при планировании и оценке выполнения плана по себестоимости показателя затрат на рубль товарной продукции

233

ГЛАВА 8. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ

8.1. Финансовая отчетность фирмы и ее значение

240

8.2. Финансовые результаты деятельности фирмы

243

8.3. Оценка финансового состояния и финансовой устойчивости фирмы

246

8.4. Рентабельность фирмы

253

8.5. Оценка экономической эффективности применения и потребления капитала

261

8.6. Статистический анализ сводной финансовой отчетности

268

Заключение

278

Алфавитно-предметный указатель

282

Литература

285

К ЧИТАТЕЛЮ

Предлагаемый вниманию читателей учебник написан в соответствии с программой нового курса "Экономика и статистика фирм". Этот курс разработан кафедрой менеджмента и статистики фирм Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и введен в учебные планы многих экономических специальностей в связи с переходом России к рыночной экономике.

Понятие "фирма" относительно новое для российской экономики. В странах же с развитой рыночной экономикой фирма является основным организационным звеном. Четкая организация внутрифирменного управления позволила развитым капиталистическим странам завоевать сильные позиции на внутренних и внешних рынках.

Фирма является достаточно сложной системой, соединяющей людские и материальные ресурсы. Эта сложная система требует эффективного управления, что невозможно без сбора и всестороннего анализа информации о разнообразных явлениях и процессах, протекающих на фирме.

Едва ли не в каждом аспекте своей деятельности менеджеры фирм, функционирующие на различных уровнях управления, обращаются к статистике. Не владея ситуацией на том или ином рынке, информацией о конкурентах, невозможно установить цель фирмы и разработать стратегию ее достижения. Для разработки стратегии фирмы важно знать численность и состав населения в том или ином регионе, распределение его по уровню доходов; экономический и научно-технический потенциал региона и страны в целом.

Управление фирмой; обоснование эффективности принимаемых решений и оценка эффективности деятельности фирм требуют измерения и сравнения. Однако просто констатация факта еще ни о чем не говорит. Необходимо сравнить достигнутые показатели с запланированными и показателями предыдущих лет. Но статистические методы не ограничиваются простым сопоставлением показателей за различные периоды. Важно выявить факторы, по-

3

влиявшие на изменение показателей, исследовать их фактическую повторяемость и определить вероятность повторения тех или иных явлений и результатов. Например, контроль за качеством позволяет установить вероятность появления дефектных изделий.

Необходимость повышения качества в условиях рыночной экономики обусловлена наличием конкурентной среды. Только качество может сегодня привлечь потребителя. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. В современной России все большее внимание уделяется качеству, так как только качественная продукция открывает дорогу на западные рынки.

Обеспечение качества систем управления требует широкого применения статистических методов.

Статистические методы, позволяющие установить закономерности и причины изменений явлений и процессов, имеющих место на фирме, являются мощным, инструментом обоснования принимаемых решений и оценки их эффективности.

Учебник рассчитан прежде всего на то, чтобы показать тесную связь экономики и статистики фирм. Управление фирмой означает планирование, анализ, контроль. Для решения всех этих задач требуется внешняя и внутренняя статистика. Нередко приходится прибегать к получению информации путем организации специальных обследований (например, изучение требований потенциальных потребителей к продукции фирмы и т.п.)

Учебник охватывает довольно большой круг вопросов. Перед читателями развертываются вопросы организации фирм, условий и результатов их деятельности. Вместе с тем в задачу учебника не входит рассмотрение таких составляющих экономики фирмы, как бухгалтерский учет, финансовое управление. Авторы преследовали цель вызвать интерес у студентов, изучающих экономику, менеджмент, маркетинг и другие современные дисциплины к методам экономико-статистического анализа. Ведь в современных фирмах аналитические отделы завоевывают все более сильные позиции.

Авторы исходили из того, что методы экономико-статистического анализа носят универсальный характер и не зависят от отраслевой принадлежности фирм, позволяют менеджеру анализировать положение дел на фирме, разрабатывать варианты управленческих решений, выбирать наиболее эффективные, оценивать влияние этих решений на результаты деятельности фирм.

Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: 119501, Москва, ул. Нежинская, д. 7, МЭСИ.

4

ВВЕДЕНИЕ

Экономика и статистика фирм - новая для российской высшей школы учебная дисциплина, появление которой целиком объясняется потребностями хозяйственной практики, возникшими в период коренной ломки административно-командной системы управления экономикой и перехода к рыночным отношениям.

Объектом рассмотрения в настоящем курсе является самостоятельная хозяйственная единица (субъект соответствующих правоотношений), осуществляющая свою коммерческую деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам и подзаконным нормативным актам этого государства. Такую хозяйственную единицу, соответствующую комплексу требований, которые будут подробно рассмотрены ниже, принято называть предприятием или фирмой. Понятие "фирма" значительно шире, чем близкое ему по смыслу понятие "резидент"; одно из основных в международных стандартах системы национальных счетов (СНС); важнейший инструмент анализа состояния и управления макроэкономикой. В состав резидентов включают фирмы, находящиеся в собственности иностранных физических и юридических лиц, являющихся гражданами (физические лица) или осуществляющих основную часть своей деятельности на территории того государства, где они признаются резидентами (юридические лица).

Необходимо также учитывать, что объект изучения в курсе "Экономика и статистика фирм" не совпадает с объектом изучения в курсе "Микроэкономика", в котором первичным объектом служит совокупность однородных в определенном смысле хозяйственных единиц.

В русскоязычной литературе в разное время понятию фирма1 давалось различное толкование, в основном или как "советская

5

фирма", или как одна из форм производственного объединения предприятий преимущественно одной отрасли.

В учебнике мы под понятием "фирма" понимаем предприятие (организацию), осуществляющее в целях получения прибыли коммерческую деятельность, наделенное правами юридического лица, имеющее собственное наименование и прошедшее требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государственных органах. В этом смысле понятие "фирма" не зависит от формы собственности (федеральной, субъектов Российской Федерации, муниципальной или частной).

Индивидуальная трудовая деятельность, осуществляемая физическими лицами - гражданами страны без образования юридического лица, не входит в понятие фирмы и не является объектом рассмотрения в настоящем курсе.

Предметом изучения в курсе "Экономика и статистика фирм" являются вопросы их организации; закономерности функционирования, включая взаимодействие с внешней средой; особенности структуры; условия применения и потребления ресурсов основного и оборотного капитала и рабочей силы; характеристики натурально-вещественных и финансовых результатов производства и другие связанные с ними, которые и рассматриваются в соответствующих главах.

Системное изучение всего комплекса вопросов, включенных в курс, требует последовательного рассмотрения предмета исследования в двух аспектах. Во-первых, предмет изучения может быть представлен как модель, описываемая системой категорий - логических понятий. Во-вторых, предмет изучения может быть рассмотрен с количественной стороны при помощи системы экономических показателей (прогнозных, проектируемых (планируемых) и статистических). Сказанное можно проиллюстрировать схемой (рис. 1).

Необходимо учитывать, что системный подход к изучению любых социально-экономических явлений и процессов предполагает обязательное использование всего комплекса оценок, качественно-категориальных и количественных показателей.

В дальнейшем необходимо иметь в виду, что эффективная организация управления фирмой в обязательном порядке требует использования количественных характеристик - экономических показателей как в процессе предварительного выбора вариантов управленческих решений (прогнозирование), так и в процессе

6


1, 2, ..., 6 - экономические категории;
a, b, ..., m, n - экономические показатели
Рис. 1. Взаимосвязь объекта, экономических категорий и экономических показателей

определения цели принимаемого решения, необходимых для реализации ресурсов (планирование) и, оценки реально достигнутых результатов и качества деятельности управленческого аппарата (учет и статистика)1.

Поскольку прогнозирование, как правило, осуществляется по ограниченному кругу основных показателей - индикаторов, характеризующих перспективы развития фирмы; планирование2 (средне- и краткосрочное, оперативное и диспетчеризация) - по более широкому кругу показателей, а учет и статистика охватывают наиболее широкий круг явлений (включая и те, которые не прогнозировались и не планировались), в настоящем учебнике основное внимание уделяется системам статистических показателей.

При этом под системой статистических показателей, если не оговорено иное, понимается не любой набор показателей,

7

а такая их совокупность, которая логически объединена общим объектом, т.е. относится к одной или нескольким смежным экономическим категориям. Если, исходя из положений экономической теории между показателями, характеризующими один и тот же объект с различных его сторон, удается установить не только логические (содержательные) связи, но и формализуемые по определенным математическим правилам (алгоритмам) количественные соотношения, то можно считать, что существует статистико-математическая модель явления или процесса, описываемого данной системой показателей. Любая модель всегда в определенной мере условна, упрощает и "огрубляет" исследуемый объект, не может отобразить всех его деталей и специфических особенностей. Если бы удалось добиться полного совпадения свойств модели и моделируемого объекта, то речь шла бы уже не о модели, а о полной копии реально существующего объекта. Это сделало бы процесс построения модели бессмысленным, так как в такой ситуации свойства объекта можно было бы изучать на нем самом, не прибегая к моделированию.

Фирма представляет собой достаточно сложную систему, объединяющую материальные и людские ресурсы. Для эффективного управления этой системой необходимо описать ее. Важно знать, какие операции или процессы в ней протекают, каким образом они изменяются и как зависят друг от друга.

Как система фирма имеет: вход → преобразование → выход.

На входе - информация, материальные, трудовые, финансовые ресурсы. Фирма преобразует эти ресурсы и получает на выходе продукцию, прибыль и другие результаты.

Система может быть открытой и закрытой. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы и относительно не зависит от окружающей среды.

В современной фирме существуют различные системы, которые могут быть подвергнуты анализу с помощью моделирования, а также других аналитических методов. К числу таких систем можно, например, отнести: систему планирования, систему контроля, систему работы с клиентами, систему учета и др.

Модель представляет собой такое описание системы, которым можно оперировать, чтобы измерить влияние одной или нескольких переменных величин, действующих в данной системе.

8

Если возможно в достаточной степени уяснить связи между переменными, а также как и почему они изменяются, модели может быть придана математическая форма. Например, на основании финансовых отчетов могут быть построены модели, описывающие влияние переменных на финансовые результаты.

Моделирование представляет собой средства опытной проверки идей и представлений в условиях, когда невозможно проведение реальных экспериментов с учетом связанных с этим затрат и риска. Результатом моделирования могут быть разработка лучшей или создание новой системы, оценка нескольких альтернативных вариантов или нахождение лучшего способа функционирования заданной системы.

9

1 См., например: БСЭ. 2-е изд. Т. 45. - М.: Советская энциклопедия. 1956, - С. 203; Экономическая энциклопедия. Промышленность и строительство. Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1965. - С. 627 - 629; Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - С. 1428; Статистический словарь, 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1989: Популярный экономико-статистический словарь-справочник. - М.: Финансы и статистика. 1993. - С. 147.

1 Иоганн Вольфганг Гете говорил, что цифры не управляют миром, но показывают, как мир управляется. См.: Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. - М.: Академия, 1994.

2 Вопросы планирования и диспетчирования рассматриваются в курсе менеджмента в связи с рассмотрением процессов принятия решений в ходе управленческой деятельности.

Глава 1

ФИРМА (ПРЕДПРИЯТИЕ) КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (Землеустройство) (4)

    Программа
    Программа кандидатского минимума по специальности 08.00.05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими системами и конкретной (предметной) области специализации в рамках данной специальности.
  2. Методические рекомендации по выполнению теоретической части курсовой работы по статистике на тему (3)

    Методические рекомендации
    Написание теоретической части курсовой работы по статистике необходимо начинать с подбора и изучения статистической учебной и научной литературы по теме (учебники, статьи из научно-информационных журналов, официальные данные из статистических
  3. Вопросы по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» Вопрос I. Общая экономическая теория

    Документ
    Выберете одну специализацию и направление в специализации, соответствующее тематике Вашего диссертационного исследования и готовьтесь по выбранному разделу программы.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «статистика» Направление 080100 «экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Бакалавр по направлению подготовки 080100 Экономика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
  5. Программа дисциплины дн. Ф4 «Статистика» для студентов направления подготовки 080100 «Экономика» Форма обучения: очная

    Программа дисциплины
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика»

Другие похожие документы..