Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
стоматология, фармация, архитектура, юриспруденция, инженерные специальности, Академия изящных искусств; подать заявление в итальянское посольство в ...полностью>>
'Документ'
Програми з музичного мистецтва, образотворчого мистецтва, художньої культури розроблені для спеціальних загальноосвітніх навчальних закладів інтенсив...полностью>>
'Документ'
В умовах ринкової економіки менеджер-економіст повинен мати фундаментальну гуманітарну, загальнонаукову, спеціальну та практичну підготовку, досконал...полностью>>
'Документ'
Двадцатый век называют "веком переговоров". Действительно, более интенсивного, насыщенного международным общением века, еще не знала истори...полностью>>

Дистанционный образовательный курс созависимость. Характеристики и практика преодоления. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы Автор курса

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Центр повышения квалификации работников образования по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью на базе Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Федеральная образовательная программа

«Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью»

ДИСТАНЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС 6.7.

Созависимость. Характеристики и практика преодоления. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы

Автор курса:

Шокурова Наталья Васильевна, заместитель директора Центра профилактики злоупотребления психоактивными веществами Приволжского Федерального округа, психолог высшей категории, в течение пяти лет ведет группу психологической поддержки созависимых, консультирует по проблемам зависимости и созависимости. Автор нескольких профилактических и реабилитационных программ. Соавтор учебно-методического пособия для учителей образовательных школ «Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа»

Самара

Материалы дистанционных образовательных курсов предназначены только для изучения участниками региональных образовательных команд, зарегистрированных в базе данных Федеральной образовательной программы «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью».

Информация, учебно-тематический план, график обучения на сайте Федеральной образовательной программы www.antipav.ru

Ответы на вопросы и задания курса отправляйте в Методический центр образовательной программы на e-mail: antipav@orc.ru

Запрещено тиражирование и передача другим лицам материалов образовательных курсов.

Нарушение авторских прав преследуется Законом Российской Федерации о защите авторских прав.

© Минобразование России.

© Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России.

© Шокурова Н.В.

Концептуальный замысел образовательного курса

Актуальность выбранной мною темы не вызывает сомнения: для России в последнее десятилетие употребление алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны. Человек, страдающий от алкоголизма или наркомании, вовлекает в свое заболевание всех близких людей, зависимость от употребления ПАВ – это семейная проблема, семейное заболевание.

Проблемы созависимых чаще всего связываются с чувством вины, безысходности, развитием депрессии, что повышает уровень суицидальных поступков и свидетельствует о низких адаптивных способностях людей с созависимым поведением.

Представленный модуль интернет-лекции отмечается рядом преимуществ.

Прежде всего, в стране мало программ, направленных на проблемы созависимых.

Позитивной стороной является научный подход, который реализуется в практических делах (автор предлагает реабилитационную программу для подростков из алкогольных семей, а также проводит анализ работы группы психологической поддержки созависимых: жен алкоголиков и родителей наркоманов).

Учебно-методическое обеспечение интернет-лекции включает в себя методические рекомендации по организации индивидуальной и групповой работы с подростками и молодежью из алкогольных семей, представлены памятки (в том числе авторские) образцы договоров, анкет.

Методический аппарат включает интегративные психотерапевтические подходы, что может дать ощутимый эффект при контекстном применении тех или иных методов.

У обучающихся формируются концептуальные представления о созависимости как факторе риска возникновения химической зависимости, они знакомятся с возможными формами помощи созависимой семье.

Цель курса: развить психологическую компетентность слушателей относительно проблемы созависимости, дать представление обучающимся о путях ее преодоления. Рассмотреть особенности дисфункциональных семей, создающих условия формирования созависимого поведения, возможности реабилитационной работы.

Задачи курса:

  1. Дать обучающимся представление об основных подходах к определению созависимости;

  2. Сформировать концептуальные представления о созависимости, как факторе риска возникновения химической зависимости;

  3. Рассмотреть возможности реабилитационной работы с созависимой семьёй;

  4. Познакомить с программами помощи детям из семей с химической зависимостью;

  5. Инициировать разработку слушателями программы психологической поддержки созависимых.

Ожидаемые результаты освоения программного материала:

    • Знание основных определений и характеристик созависимости,

видов зависимостей, встречающихся у созависимых личностей.

    • Формирование понимания причин и механизма созависимых отношений.

    • Развитие психологической компетентности по вопросам психокоррекции созависимости.

    • Освоение способов работы с созависимой семьей.

    • Обогащение практическим инструментарием специалистов, работающих по данному направлению.

Формы учебной деятельности:

      • Полевые наблюдения.

      • Индивидуальное изучение материала.

      • Анализ научных и художественных источников.

      • Анализ практических примеров проблемных ситуаций.

      • Консультации с практическими психологами и социальными педагогами.

      • Подготовка реферата.

      • Разработка цикла коррекционных занятий с созависимыми.

      • Групповые дискуссии.

Форма итогового контроля освоения учебного материала:

  1. Протоколы наблюдения созависимого поведения детей и подростков из алкогольных семей.

  2. Отчет по самоанализу.

  3. Отчет по проведенным опросам.

  4. Реферат научной работы по теме модуля.

  5. Протокол проведенного группового занятия.

  6. Программа цикла групповых и индивидуальных (тренинг и консультация) занятий для созависимых детей и подростков.

Распределение часов образовательного модуля по темам и видам работ.

п/п

Наименование модулей и тем

Всего

часов

Аудиторные занятия

Работа в сети интернет

Практические занятия

1.

Модуль 1. Созависимость: характеристики и практика преодоления. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы.

1.1

Созависимость как проблема.

Теоретический обзор проблемы созависимого поведения. Различные подходы к определению созависимости.

-

-

-

1.2.

Основные характеристики созависимости.

Виды зависимостей, встречающиеся у созависимых личностей.

-

-

-

1.3.

Параллелизм проявлений зависимости и созависимости.

Типы созависимых.

-

-

-

1.4.

Созависимая семья, ее характеристики. Особенности развития ребенка в алкогольной семье.

-

-

-

1.5.

Профилактика зависимых форм поведения созависимых подростков.

-

-

-

1.6.

Практика преодоления созависимости. Возможные формы помощи.

-

-

-

Итого:

-

-

-

III Содержание.

Созависимость как проблема.

Тема 1.1. Теоретический обзор проблемы созависимого поведения. Различные подходы к определению созависимости. Личностные, социальные, физиологические особенности созависимых.

Тема 1.2. Основные характеристики созависимости: (по В.Д. Москаленко) низкая самооценка, компульсивное желание контролировать жизнь других, желание заботиться о других, спасать других; проблемы в эмоциональной сфере, чрезмерное использование психологических защит: отрицание, вытеснение; психосоматические заболевания.

Виды зависимостей, встречающиеся у созависимых личностей: пищевая зависимость (переедание, недоедание); зависимость от любви (физиологическая, романтическая и платоническая), трудоголизм, игровая зависимость, зависимость от переживаний, связанных с обладанием деньгами и их тратой; другие формы зависимого поведения.

Характеристики созависимости по М. Битти.

Тема 1.3.Параллелизм проявлений зависимости и созависимости.

Типы созависимых: мученик, преследователь, соучастник заговора, собутыльник, апатичный созависимый, спасатели и улаживатели, ублажатели, сверхдостижители, неадекватные или неудачники, перфекционисты и др.

Тема 1.4. Созависимая семья. Признаки, функциональной семьи. Признаки дисфункциональной семьи. Основные правила созависимой семьи. Явления эмоциональной сферы ребенка, проявляющиеся в процессе жизни в алкогольной семье.страх, вина и стыд, гнев.

Самооценка подростка. Взаимоотношения ребенка из алкогольной семьи с алкоголем и наркотиками. Ролевые модели поведения созависимого подростка.

Тема 1.5. Профилактика зависимых форм поведения подростков.

Замкнутый круг зависимости и созависимости. Основные качества, необходимые для формирования здорового образа жизни. Использование групповой работы для коррекции «Я—концепции».

Тема 1.6. Практики преодоления созависимости. Возможные формы помощи: «Коррекционно-развивающая программа для младших подростков из созависимых семей».

«О результатах проведения реабилтационной программы

«Алкоголик и наркоман в семье, или преодоление зависимости» (из опыта работы педагога-психолога высшей категории Шокуровой Н.В. с женами алкоголиков и родителями наркоманов).

Некоторые техники работы, используемые в группе психологической поддержки созависимых.

Памятки. Образец договора.

IV. Структурированные вопросы.

1.Вопросы на понимание:

1) Сформулируйте основную суть проблемы созависимости, используя определения специалистов в данной области;

2) Перечислите основные характеристики созависимости;

3) Какие особенности развития ребенка в алкогольной семье вы можете назвать?

2.Вопросы по исследовательской позиции:

1)Сравните подходы к пониманию созависимости (традиционный и эволюционный);

2) Сформулируйте и ранжируйте по степени значимости явления эмоциональной сферы, которые наиболее сильно проявляются в процессе жизни в алкогольной семье;

3) Какова роль психолога, педагога, родителя – неалкоголика, в профилактике созависимого поведения у детей и подростков.

3.Вопросы по проектной деятельности:

1)Сформулируйте и обоснуйте цели коррекционной работы с созависимыми;

2)Определите, какой цикл тренинговых занятий может быть построен для решения проблем созависимого поведения.

4.Вопросы психолого-педагогического содержания:

1) Подготовьте план-конспект лекции для родителей - неалкоголиков по вопросам оптимизации родительско-детских отношений в алкогольных семьях;

2) Опишите основные направления педагогической (психологической) коррекции созависимых подростков;

3) Разработайте программу педагогической (психологической) коррекции с подростками из алкогольных семей.

V. Задания по формам учебной деятельности

Полевые наблюдения.

Понаблюдайте за детьми и подростками из алкогольных семей, фиксируя следующие моменты:

- Какие темы обсуждаются?

-Выделите типичные позы, жесты, мимику созависимого подростка.

-Какие типичные поведенческие паттерны (способы реагирования) Вы можете выделить относительно ситуаций различного типа: первый контакт, приветствие противоположного пола, с родителями, с педагогами, выражение агрессии, конфликт (ссора), выражение чувств симпатии, проявление радости, употребление пищи.

Можете ли Вы выделить ряд признаков, по которым можно сделать вывод о созависимом поведении подростка?

Как Вы можете охарактеризовать тип межличностных связей – слабые, сильные, поверхностные, глубокие, запутанные, противоречивые?

Какие психологические защиты используют эти подростки из алкогольных семей?

Сделайте вывод об особенностях взаимоотношений созависимых подростков.

*Анализ научных и художественных источников

Проанализируйте доступные Вам научные, публицистические, художественные, автобиографические источники, включая источники в Интернет по следующим тематическим направлениям:

Развитие личности ребенка в алкогольной семье;

Подросток с созависимым поведением среди сверстников;

Потребностно-мотивационная сфера членов созависимой семьи;

Проблема социального, возрастного и индивидуального развития детей из асоциальных семей.

Анализ практических примеров проблемных ситуаций

Опишите конкретный пример проблемной ситуации созависимого подростка.

Проведите анализ нескольких проблемных ситуаций, возникающих в созависимой семье с педагогической, психологической, родительской позиций (перечень и описание ситуаций предоставляется студенту преподавателем).

Примерный тип ситуаций (взяты реальные ситуации из практики консультирования)

1) Мальчик 13 лет живет в семье с мамой и папой. Отец злоупотребляет алкоголем. В состоянии алкогольного опьянения проявляет агрессию. Подросток растет замкнутым, стесняется приглашать друзей из-за пьянства отца. Мама старается скрыть от всех, в том числе и от сына, проблемы алкоголизма мужа. Учитель обращает внимание на это мальчика, но не знает, как ему помочь

2) Девушка 16-ти лет живет в одной комнате с братом – наркоманом 24 лет, в соседней комнате – мать с отчимом. В последнее время ситуация для девушки становится невыносимой, и она обращается к школьному психологу.

Консультации с практическими психологами и социальными педагогами.

1.Составьте описание ситуации общения с созависимым из алкогольной семьи, которая представляет затруднение для Вас. Сформулируйте вопросы, которые Вы хотите обсудить со специалистом для понимания данной проблемной ситуации. Определите, какой специалист (ряд специалистов) Вам необходим для обсуждения данной ситуации.

2. На основе описаний конкретных проблемных ситуаций в семье с химическими зависимостями разработайте сценарий решения данной ситуации для получения экспертных профессиональных комментариев.

*Подготовка рефератов.

Подготовьте реферат на тему: «Ролевые модели поведения созависимых подростков». «Возможность улучшения качества жизни подростка из алкогольной семьи».

*Разработка цикла коррекционных занятий с созависимыми.

Спланируйте те цели, задачи, формы работы с детьми и подростками по преодолению созависимого поведения.

Групповые дискуссии.

Организуйте дискуссию с коллегами по темам:

        1. «Позитивный контакт с членами семей, не злоупотребляющих ПАВ, с организациями досуга – важный фактор формирования «неуязвимой» ролевой модели поведения подростка.

        2. Дисфункциональная семья – почва созависимости.

Самый верный способ привести себя в состояние сумашествия – это стать вовлеченным в дела других людей, а самый быстрый путь стать душевно здоровым и счастливым – это стремиться заниматься своими собственными делами.

М. Битти

«Алкоголик в семье, или преодоление созависимости»

Существует достаточно много исследований, как научных, так и чисто прикладных работ, посвященных личностным, социальным и физиологическим особенностям созависимых.

Это работы Роберта Сабби, Маргарет Корк, Клауди Блэк, Шэрон Вегшайдер, Энн У.Смитт, В.Д. Москаленко и др.

Профессионалы давно заметили, что с людьми, находящимися в тесных отношениях с химически зависимыми пациентами, происходит нечто особенное. Результаты исследований показали, что у людей, живущих рядом с алкоголиком или наркоманом, развиваются физические, психические и эмоциональные состояния, напоминающие таковые при алкоголизме или наркомании.(31) Появились слова для описания этих феноменов: ко-алкоголик, пара-алкоголик, и, наконец, созависимые. Роберт Сабби в книге «Созависимость, неотложная проблема» (см.3) дал следующее определение созависимости: «Эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а также открытому обсуждению личностных и межличностных проблем».

Эрни Ларсен, другой специалист в области созависимости определял созависимость так: «Это выученный набор поведенческих форм или дефектов характера самопораженческого свойства, который приводит к снижению способности инициировать и участвовать в любовных взаимоотношениях», (см.4) Джон Фрилл и Роберт Сабби в одной из глав книги «Созависимость, неотложная проблема» (см.4) писали: «Первоначально /термин созависимость/ использовался для описания лиц, чьи жизни изменились в результате того, что они были вовлечены во взаимоотношения с кем-то, кто был химически зависимым. Созависимый супруг или супруга, либо сын или дочь, либо любящий кого-то, кто является химически зависимым, рассматривался как человек, у которого развивались нездоровые способы преодоления жизненных трудностей как реакция на злоупотребление алкоголем или другими химическими веществами другим лицом».

Морли Сейфер в своей книге говорит о том, что созависимость, по-видимому, сопровождала человека в его борьбе со времен двадцатого века» (см.4). С момента существования человечества люди делали то, что мы обозначаем словами «созависимое поведение». Они тревожились о других так сильно, что сами становились, как больные. Они пытались помогать таким образом, что это никому не помогало. Они пытались заставить людей смотреть на вещи так, как они сами их видели. Они боялись доверять своим чувствам. Они верили в собственную ложь и затем чувствовали, что их предали.

Созависимые, без сомнения, делали и хорошие дела. По своей природе они благожелательные люди, они беспокоятся о других и откликаются на нужды окружающей действительности.

Как пишет Томас Райт: «Я подозреваю, что созависимые исторически атаковали социальную несправедливость и боролись за права побежденной стороны. Но они, возможно, умирали, думая, что недостаточно много сделали, и при этом чувствовали себя виноватыми» (см.4).

Роберт Сабби считает, что большинство созависимых – это напуганные «ранимые дети» желающие быть нужными, которые страдают и отчаянно хотят быть любимыми, быть людьми, о которых заботятся.

Мелоди Битти в книге «Алкоголик в семье, или преодоление созависимости» дает такое определение: «Созависимый человек – это тот, кто позволил поведению другого человека сильно воздействовать на нее или него, и кто одержим попытками контролировать поведение того человека» (4).

В отечественной литературе проблема созависимости представлена В.Д. Москаленко, которая указывает, что единой, всеобъемлющей дефиниции созависимости не существует. Поэтому приходится прибегать к описанию феноменологии этого состояния. После рассмотрения многих определений в литературе этого состояния В.Д. Москаленко приняла в качестве рабочего следующее определение: «Созависимый человек – это тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей». (18)

Созависимыми являются:

      • лица, находящиеся в браке или близких отношениях с больным химической зависимостью,

      • лица, имеющие одного или обоих родителей, больных химической зависимостью,

- лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.

Берри Уйанхолд, Дженей Уйанхолд (см.32) представляет совершенно новую систему понимания причин созависимости, которая отличается коренным образом от принятых в настоящее время. Они называют такой подход «эволюционным» и дают следующее определение «Созависимость – это приобретенное дисфункциональное поведение, возникающее вследствие незавершенности решения одной или более задач развития личности в раннем детстве».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Работа студентов материалы 58-й научной студенческой конференции

    Документ
    В сборнике представлены результаты научно-исследовательской работы студентов Петрозаводского государственного университета по различным направлениям науки.
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г

    Закон
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г

    Закон
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  4. Пособие по работе с родителями учащихся учреждений нпо

    Закон
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  5. Психология XXI столетия том 1 (1)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.

Другие похожие документы..