Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
февраль 2010 г. – декабрь 2010 г. Филиал «Николаевский» ООО «Главстрой», г. Николаев, Капитальное строительство Помощник бухгалтераОбязанности: учет о...полностью>>
'Курсовая'
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждена на заседании...полностью>>
'Документ'
Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными запросами налоговых органов и налогоплательщиков о порядке расчета среднегодовой (средней) стои...полностью>>
'Документ'
Нёс Муравей соломинку. Большая соломинка, тяжёлая. Устал Муравей, присел отдохнуть. Сидит, пот с лица вытирает. А мимо Стрекоза пролетала. Увидела Му...полностью>>

Оглы тенденции и перспективы развития мирового рынка алюминия

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

АГАЕВ Орхан Рауф оглы

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

МИРОВОГО РЫНКА АЛЮМИНИЯ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Специальность: 08.00.14 – мировая экономика

Москва

2009

Работа выполнена на кафедре международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Ревенко Лилия Сергеевна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Якушкин Виктор Сергеевич

кандидат экономических наук

Гокжаева Елена Борисовна

Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский

конъюнктурный институт

Защита состоится «10» декабря 2009 г. в 15.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 209.002.06 в Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России по адресу: 119454, Москва, пр. Вернадского, д. 76.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГИМО (У) МИД России

Автореферат разослан «__» ___________ 2009 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат экономических наук,

профессор Соколова М.И.

1. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Происходящие в конце ХХ – начале XXI века изменения во многих сферах промышленности нацелены на повыше­ние качественных параметров производства и выпускаемых из­делий, усиление ресурсосберегающего типа воспроизводства, интенсификацию народнохозяйственных процессов, ускоренное развитие новейших наукоемких отраслей. Однако продолжающийся экономический кризис середины 2008 – начала 2009 годов внес свои изменения в функционирование мировых товарных, сырьевых, финансовых и иных рынков. Структурные измене­ния происходят в отраслевом и воспроизводственном разрезах, а также на микроуров­не — уровне подотраслей и видов производств – главным обра­зом за счет качественных сдвигов внутри традиционных отрас­лей хозяйства.

Одной из значимых отраслей мировой промышленности, подверженной в конце XX – начале XXI века структурным изменениям, является алюминиевая отрасль, что подтверждается её долей в мировом промышленном производстве, которая с 1997 по 2007 годы в среднем составляла 1%. В течение последних пяти лет мировая алюминиевая промышленность показывала постоянный рост объемов производства. По докризисным прогнозам аналитиков, ежегодный прирост потребления алюминия до 2010 года должен был составлять 3-5%, что на существующем фоне падения объемов потребления, а следовательно и производства, падения цен и увеличения складских запасов выглядит нереальным.

Тем не менее, помимо очевидной причины в виде экономического кризиса на прогнозирование развития мирового рынка алюминия влияет и ряд других факторов. Во-первых, на рынке алюминия изменилась структура факторов конкурентоспособности алюминиевых компаний. Во-вторых, основными организациями на рынке алюминия являются транснациональные компании, деятельность которых в настоящее время ориентирована в соответствии с современными интеграционными процессами. При этом глобализационные процессы оказали влияние на географическую структуру мирового рынка алюминия, связанную с перемещением производств в третьи страны. В-третьих, одним из основных факторов, определяющий стоимость алюминия являются цены на электроэнергию, изменения которых в отдельных странах мира привели к значительным колебаниям цены на алюминий.

Динамика цен на алюминий на мировом рынке находится в центре внимания как стран-импортеров, так и России - основного экспортера алюминия. Если для первых рост цен нежелателен, то для России, наоборот, благоприятен, так как это позволяет увеличить поступление средств в бюджет страны.

Значение российской алюминиевой отрасли определяется уже тем, что она поставляет на экспорт до 80% выпускаемой продукции. Таким образом, прибыли российских металлургов напрямую связаны с конъюнктурой мирового рынка.

Данные положения приводят к необходимости более тщательного анализа мирового алюминиевого рынка по различным сферам деятельности, а также определения и обоснования групп факторов, на которых будет основано дальнейшее развитие отдельных отраслей.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования заключается в необходимости исследования закономерностей функционирования и перспектив дальнейшего развития мирового алюминиевого рынка, имеющего определенное влияние на состояние показателей эффективности экономики как отдельных стран, так и мира в целом, что обусловлено следующими положениями:

  • мировой алюминиевый рынок развивается достаточно бурными темпами;

  • на рынке алюминия за последнее время произошли изменения в структуре основных игроков: на фоне снижающегося производства в США и Европе нарастает давление со стороны китайских производителей алюминия;

  • существуют определенные сложности в прогнозировании потребления и производства алюминия в мире;

  • за последнее время алюминиевому рынку были присущи значительные колебания цен.

Степень изученности проблемы. Проблематика развития мирового алюминиевого рынка, также как и определение места и роли российской алюминиевой промышленности на мировом рынке получила определенное освещение как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Среди специалистов, исследовавших в своих публикациях тенденции и закономерности развития отечественной алюминиевой отрасли, необходимо отметить А.Е. Балиева, В.Н. Василенко, Ю.М. Дауева, М.Н. Денисова, А.Я. Зингмана, А.И. Исаева, М.Ю. Локшина, Г.С. Макарова, А.С. Назарова, И.В. Прокопова, И.А. Родионова, А.В. Сысоева, С.А. Шанина и др. К специалистам, исследовавших мировые товарные рынки, можно отнести Г. Дэвида, В.Г. Клинова, Л.С. Ревенко, Т.И. Ружинскую, А.Н. Спартака, А.С. Малинина, У. О'Рурка, Б.А. Фомина, А. Яковчика и др.

Отдавая должное этим авторам, можно отметить, что рассмотрению современного состояния, перспектив развития алюминиевого рынка с учетом современных тенденций к глобализации, интеграционных процессов, а также адаптации крупнейших алюминиевых производителей к изменениям в российской экономической науке не уделялось достаточного внимания.

Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими основными положениями:

  • выделены основные проблемы развития мирового алюминиевого рынка в первом десятилетии XXI века, препятствующие устойчивому функционированию предприятий рассматриваемой отрасли; при этом автор обосновывает, что ключевое место среди них занимают проблемы развития ресурсной базы;

  • исследованы состав и качественное содержание факторов спроса и предложения на рынке алюминия на современном этапе; проведенный автором анализ влияния научно-технического прогресса на данные факторы позволил объяснить модели поведения на рынке предприятий мировой алюминиевой отрасли;

  • детально изучены состав и структура двух групп современных факторов, к первым из которых относятся глобализационные и интеграционные процессы, а также национальная политика стран – ведущих производителей алюминия, ко вторым – поведение предприятий, действующих на данном рынке, основанные на специфике и соотношении факторов спроса и предложения; при этом автором доказывается, что данные факторы определяют изменения товарной и географической структуры рынка алюминия в конце ХХ – начале XXI века;

  • выявлена специфика ценообразования на продукцию промышленных предприятий алюминиевого рынка, а также определены факторы, оказывающие влияние на уровень цен на алюминий, среди которых ключевое значение имеют такие факторы как стоимость электроэнергии, а также мировые цены на первичный алюминий;

  • на основании проведенного анализа деятельности предприятий мирового алюминиевого рынка в конце ХХ – начале XXI века автором были определены тенденции изменений их стратегий в условиях современного этапа глобализации;

  • выделены проблемы развития отечественного рынка производства и реализации алюминия, среди которых основное место занимает повышение эффективности российского экспорта данного металла; по мнению автора в решении данной проблемы главенствующая роль принадлежит государству;

  • проведена оценка места и роли России в мировой торговле алюминием в первом десятилетии XXI века, определяющая её важную роль в развитии мирового рынка алюминия, а также влияние деятельности отечественных предприятий алюминиевой отрасли на функционирование рассматриваемого рынка.

Целью диссертационной работы является исследование основных тенденций развития мирового рынка алюминия в конце XX-го начале XXI века.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе ставятся следующие задачи:

  • провести анализ места и роли алюминиевой промышленности в мировом хозяйстве;

  • оценить ресурсную базу алюминиевой отрасли в настоящее время и выявить направления ее развития;

  • изучить товарную и географическую структуру рынка алюминия;

  • определить специфику механизма ценообразования на рынке алюминия;

  • проанализировать существующие подходы к формированию стратегии алюминиевых фирм;

  • выявить роль и место России на мировом рынке алюминия;

  • классифицировать проблемы повышения конкурентоспособности российских алюминиевых предприятий;

  • определить пути повышения эффективности российского экспорта алюминия.

Объектом исследования является мировой рынок алюминия.

Предметом исследования являются предпосылки, факторы и процессы, предопределяющие направления развития мирового алюминиевого рынка и стратегии поведения отечественных предприятий.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1975 года по 2008 год (до начала кризиса).

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретической и методологической основой исследования являлись работы отечественных и зарубежных специалистов по проблемам развития мирового алюминиевого рынка, оценке и анализу факторов, предопределяющих его функционирование, вопросам оценки места и роли России на данном рынке.

Первоисточниками для проведения исследования послужили такие информационные ресурсы, как документы, отчёты, доклады, бюллетени, статистические сборники различных организаций (Всемирной торговой организации, Всемирного банка, Федерального службы статистики РФ, Федеральной таможенной службы, Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности, организации «Объединенная компания «Русский алюминий», компании «Алкан», рейтингового агентства «РА Эксперт», исследовательской компании «Инфолайн», аналитической группы «Металлоторг.ру»), а также других международных и национальных институтов и агентств, чья деятельность в той или иной мере затрагивает вопросы изучения, анализа и регулирования мирового рынка алюминия.

Монографии, сборники, статьи отечественной и зарубежной прессы на русском и английском языках, а также материалы международных и национальных организаций в сфере производства и реализации и ресурсы Интернет алюминия также использовались в подборе аналитического и статистического материала для проведения исследования.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется необходимостью повышения роли России и укреплению позиций отечественных компаний на мировом рынке алюминия. Это связано с тем, что, несмотря на развивающийся кризис, алюминиевая отрасль остается по-прежнему одной из основных сфер деятельности в российской экономике. Укрепление позиций России в данной сфере будет способствовать повышению конкурентоспособности национальной экономики и снижению негативного кризисного воздействия на неё.

При этом анализ существующих факторов спроса и предложения, изменений структуры рынка; определение факторов, влияющих на него, позволит российским компаниям адаптировать свои стратегии к тенденциям развития рассматриваемой отрасли.

Выявление тенденций и перспектив развития мирового алюминиевого рынка будет способствовать корректировке национальной промышленной стратегии в сфере производства и реализации алюминия, которая позволит увязать интересы государства и частных компаний, а также распределить сферы применения усилий по развитию алюминиевой отрасли между ними.

Материалы исследования могут быть полезны Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству экономического развития, подведомственным им агентствам и комитетам, а также организациям сферы производства и реализации алюминия, например, «ОАО «Объединенная компания «Русский алюминий» для совершенствования своей стратегии в области развития алюминиевой отрасли и элементов её инфраструктуры.

Материалы работы могут быть использованы в учебных целях для преподавания в МГИМО (У) МИД РФ курса «Мировые товарные рынки».

Апробация работы. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 работ общим объемом 3,5 п.л., из них в рекомендованных ВАК журналах – 2 статьи объемом 1,5 п.л., в том числе по оценке конкурентоспособности российской алюминиевой отрасли и по выявлению факторов развития алюминиевого рынка на современном этапе и влиянии на него результатов научно-технического прогресса.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

2. Основное содержание работы

В первой главе отмечается, что производство алюминия является интенсивно развивающейся отраслью мировой экономики. Стабильно растущее производство алюминия объясняется постоянно возрастающей потребностью мировой экономики в этом металле. Сегодня он является важнейшим конструкционным материалом для изготовления и модернизации продукции современного общества. Кроме того, исключительно высокая регенерационная способность и уникальные качества алюминия, сохраняющиеся при его извлечении из ломов и отходов, позволяют многократно использовать его для производства различных изделий.

По данным Международного института алюминия (IAI) в 2007 г. производство первичного алюминия достигло 24,802 млн. т, что на 3,9% выше показателей 2006 г.

На поступательное развитие алюминиевой отрасли до глобального экономического кризиса повлияли не только благоприятная конъюнктура внешнего по отношению к странам-производителям алюминия рынка, но и принимаемые различными государствами меры по развитию алюминиевого комплекса. Они, в частности, нацелены на защиту национальных производителей, стимулирование внутреннего металлопотребления, развитие сырьевой базы отрасли, совершенствование тарифной политики естественных монополий. К примеру, в настоящее время на внутреннем рынке РФ потребляется менее 50% готового проката черных металлов и менее 20%1 основных цветных металлов.

Таблица 1.

Мировое производство первичного алюминия (млн. тонн)

Год

Страна

2004

2005

2006

2007

Изменение 2007 к 2006 году

Африка

1,711

1,753

1,864

1,815

97,4%

Северная Америка

5,110

5,382

5,333

5,642

105,8%

Латинская Америка

2,356

2,391

2,493

2,558

102,6%

Азия

2,735

3,139

3,493

3,707

106,1%

Западная Европа

4,295

4,352

4,182

4,305

102,9%

Восточная/Центральная Европа

4,139

4,194

4,230

4,460

105,4%

Океания

2,246

2,252

2,274

2,315

101,8%

ВСЕГО:

22,592

23,463

23,869

24,802

103,9%

Изменение

(% к прошлому году)

102,4%

103,8%

101,1%

103,9%

Источник: /iai/stats_new - официальный сайт Международного института алюминия - IAI

Активизация развития внутреннего рынка несомненно предполагает участие государства через госзаказы и стимулирование развития важнейших металлопотребляющих отраслей. Примером может служить национальная поддержка производителей в Китае, правительство которого при помощи тарифного регулирования распределяет движение алюминия и продукции из него на внешний и внутренний рынки.

В то же время на внешнем рынке, особенно на рынке алюминиевой продукции, резко обострилась конкурентная борьба. Сегодня соперничают уже не отдельные алюминиевые компании, пусть даже крупные или транснациональные. Конкурируют государства, в ход идет административный ресурс. Примером именно такой борьбы являются протекционистские защитные меры, введенные в США, торговые барьеры в Китае, ЕС и некоторых странах Латинской Америки.

Основными потребителями алюминиевой продукции в настоящее время являются три сферы деятельности: упаковка, строительство, транспорт, потребление в которых занимает около 2/3 всей алюминиевой продукции, проходящей через Лондонскую биржу металлов, являющейся самой крупной биржей по обороту купли-продажи цветных металлов.

Оценка перспектив развития уровня потребления алюминия выводит в группу вышеуказанных сфер деятельности сферу машиностроения, темпы роста потребления алюминия в которой на настоящий момент времени в 2 раза превышают уровень потребления в других отраслях, несмотря на то, что в настоящее время уровень потребления в ней относительно низок.

Тем не менее, стабильному росту алюминиевого рынка препятствует ряд проблем. Среди них особое внимание заслуживают следующие:

  • несоответствие спроса и предложения;

  • рост себестоимости производства алюминия;

  • реконструкция имеющихся мощностей и развитие продленных технологий;

  • отсутствие вторичного использования алюминия;

  • недостаточный уровень развития ресурсной базы.

Во второй главе выделяются факторы спроса и предложения на рынке, среди которых в качестве основных автор рассматривает следующие (табл.2).

Наиболее существенным фактором, определяющим предложение металла на мировом рынке алюминия, является изменение состава и структуры активов его основных игроков. В первую очередь это связано с процессами объединения крупных алюминиевых компаний, результатом которых стало укрупнение конкурентов на рассматриваемом рынке. Примером такого рода слияний могут служить объединение компаний «Русский алюминий» и «Сибирский алюминий» и «Алкан» (Alcan) с «Алгруп» (Algroup).

Среди факторов спроса особое место занимает изменение потребностей покупателей металла, обусловленное воздействием научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс в настоящее время создает предпосылки для использования алюминия в тех секторах промышленности, где традиционно применялись другие материалы: сталь, дерево, стекло, пластмассы – производство кузовов автомобилей, новых типов проводов для линий электропередачи, новых видов упаковки, бытовой техники и т.п.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мировая экономика и международный бизнес

    Учебник
    Мировая экономика (мировое хозяйство, всемирное хозяйство) — это совокупность национальных хозяйств (национально-государственных экономических комплексов) и негосударственных структур, а также их экономических взаимоотношений.
  2. Тезисы докладов ХХXVII самарской областной

    Тезисы
    12 апреля 1961 года навечно вошло в историю нашей Родины, в историю всего человечества. В этот день космический аппарат со старшим лейтенантом, ставшим в этот день майором, Юрием Гагариным на борту совершил полет вокруг земного шара
  3. Книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Книга
    Ягодин Г.А., Аргунова М.В., ., Плюснина Т.А , Моргун Д.В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под ред. Г. А. Ягодина.
  4. Министерство образования и науки Российской Федерации (29)

    Документ
    Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются в виде брошюр с 1986 г. и рассылаются по министерствам, ведомствам и организациям, федеральным и региональным центрам России и др.
  5. Программа XXX v III студенческой научной конференции Краснодар 2011

    Программа
    Заседания секций XXXVIII студенческой научной конференции на базовых потоках – 1-16 апреля (время и место проведения указаны в Программе конференции);

Другие похожие документы..