Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
Основная задача пропедевтического курса химии: подготовка учащихся к сознательному усвоению систематического курса, предварительное знакомство с языко...полностью>>
'Доклад'
Сомали сегодня — одна из самых горячих точек планеты. Начиная с 1991 года, когда произошел развал старой политической системы, оставшейся со времен о...полностью>>
'Документ'
сприяння забезпеченню координації діяльності об’єднань малих і середніх підприємців з питань, що стосуються розвитку малого та середнього підприємницт...полностью>>
'Рассказ'
Французская поговорка гласит: «Сухой рыбак и мокрый охотник являют вид печальный». Не имев никогда пристрастия к рыбной ловле, я не могу судить о том...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Беларусь

Государственное учреждение образования

Республиканский институт высшей школы”

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра

образования Республики Беларусь

______________________ А.И. Жук

« 05 » 07 2006 г.

Регистрационный № ТД –G.091/тип.

ИМИТАЦИОННОЕ И СТАТИСТИЧЕСКОЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ

Учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям

1- 31 03 03 Прикладная математика (по направлениям),

1- 31 03 04 Информатика,

1- 31 03 05 Актуарная математика,
1- 31 03 06 Экономическая кибернетика (по направлениям),
1- 98 01 01- 01 Компьютерная безопасность

(математические методы и программные системы)

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь
по естественнонаучному образованию

_____________________ В.В.Самохвал

__________________ 2006

Начальник управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

______________________ Ю.И. Миксюк

__________________ 2006

Первый проректор
Государственного учреждения образования “Республиканский институт высшей школы”

______________________ В.И. Дынич

__________________ 2006

Эксперт

______________________ С.М. Артемьева

_________________ 2006

Минск

2006

Составители:

Ю.С. Харин – зав. кафедрой математического моделирования и анализа данных Белорусского государственного университета, доктор физ.-мат. наук, профессор, чл.-корр. НАНБ;

В.И. Лобач доцент кафедры математического моделирования и анализа данных Белорусского государственного университета, кандидат физ.-мат. наук, доцент;

В.П. Кирлица доцент кафедры математического моделирования и анализа данных Белорусского государственного университета, кандидат физ.-мат. наук, доцент

Рецензенты:

Кафедра высшей математики Белорусского государственного технологического университета;

В.С. Муха, зав. кафедрой информационных технологий автоматизированных систем Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, доктор технических наук, профессор

Рекомендована

к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой математического моделирования и анализа данных Белорусского государственного университета

(протокол № 15 от 04 апреля 2006 г.).

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 11 июня 2006г.).

Научно-методическим советом по прикладной математике и информатике

(протокол № 1 от 12 июня 2006г.).

Научно-методическим советом по специальности Компьютерная безопасность

(протокол № 1 от 12 июня 2006г.).

Учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь по естественнонаучному образованию

(протокол № 15 от 15 июня 2006г.).

Ответственный за редакцию: В.И. Лобач

Ответственный за выпуск: О.А. Кастрица

Пояснительная записка

Цель преподавания дисциплины - ознакомление студентов с методами математического моделирования на ЭВМ, используемыми при решении сложных задач управления производством и технологическими процессами, анализа, оптимизации, проектирования систем и процессов в экономике и отраслях народного хозяйства.

В соответствии со стандартом специальности учебная программа предусматривает для изучения дисциплины 50 аудиторных часов, в том числе лекционных  30 час., практических  18 час. и 2 час. контролируемой самостоятельной работы.

Основу для изучения дисциплины «Имитационное и статистическое моделирование» составляют базовые курсы «Теория вероятностей и математическая статистика», «Математический анализ», «Дифференциальные уравнения», «Геометрия и алгебра», «Методы вычислений». В свою очередь дисциплина «Имитационное и статистическое моделирование» является базовой при изучении дисциплин «Эконометрика», «Моделирование финансового рынка», «Модели микро- и макроэкономики» и других общих дисциплин, а также ряда дисциплин специализаций.

Изучение дисциплины «Имитационное и статистическое моделирование» преследует следующие цели: во-первых, обучить студентов методам статистического моделирования, результаты которого можно использовать для генерации данных, а также для вычисления интегралов, решения дифференциальных уравнений и других задач численного анализа методом Монте-Карло; во-вторых, изучить методы имитационного моделирования, которые применяются для анализа сложных систем различного вида; в-третьих, изучить специализированный язык моделирования GPSS (General Purpose Simulation System) для исследования сложных объектов, представленных как системы массового обслуживания.

При изложении курса важно показать возможность использования средств имитационного и статистического моделирования для анализа функционирования таких конкретных сложных систем, как производственный участок, аэропорт и т.д.

Содержание

Введение

Предмет курса, история и перспективы развития методов математического моделирования. Актуальность и значимость проблем имитационного и статистического моделирования.

Математические модели сложных систем

Понятие сложной системы. Показатели эффективности функционирования сложных систем. Виды моделирования систем. Классификация математических моделей. Дискретные и непрерывные модели, детерминированныеи стохастические модели. Агрегативные модели (А - модели).

Имитационное моделирование

Имитационное моделирование и условия его применения. Понятие о модельном времени. Принципы «t» и «х» построения имитационных моделей. Способы описания имитационных моделей на основе: событий, активностей, транзактов, процессов, агрегатов. Этапы построения имитационной модели.

Статистическое моделирование

Принципы моделирования случайных элементов. Датчики случайных чисел: табличные, физические, программные и их свойства. Псевдослучайные числа. Моделирование на ЭВМ случайных событий, дискретных и непрерывных случайных величин. Метод обратной функции и его применения. Метод исключения. Метод суперпозиции. Моделирование векторных данных и случайных процессов. Моделирование случайных потоков. Контроль точности имитации.

Метод Монте-Карло и его примененеия

Понятие вычислительного эксперимента. Метод Монте-Карло и его применения к приближенному вычислению интегралов. Методы понижения дисперсии при вычислении интегралов: выделение главной части, метод существенной выборки, метод расслоения выборки. Решение интегральных и линейных алгебраических уравнений методом Монте-Карло. Оптимальное планирование имитационных экспериментов. Цели и методы планирования экспериментов. Планирование регрессионных экспериментов, критерии оптимальности регрессионных планов. Информационная и дисперсионная матрицы планов. Организация и планирование имитационных экспериментов.

Статистическая обработка результатов экспериментов

Статистические модели экспериментальных данных. Сжатие данных методами главных компонент и факторного анализа. Методы статистического исследования зависимостей. Анализ трендов временных рядов. Идентификация и проверка адекватности моделей. Выявление эффектов воздействия.

Моделирование экономических процессов

Модели общего экономического равновесия. Модель Клейна. Модели экономических циклов неоклассического и кейнсианского типов. Модель Самуэльсона - Хикса (модель мультипликатора и акселератора).

Программное обеспечение

Специализированные языки моделирования сложных систем. Обзор программного обеспечения имитационного моделирования. Пакеты моделирования дискретных систем GPSS/РС, ПМДС: принципы функционирования, основные объекты, технология применения. Обзор современного состояния имитационного и статистического моделирования.

Литература

Основная

  1. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем – М.: Высш. школа, 1985. – 133 с.

  2. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. – М.: Наука, 1978. – 399 с.

  3. Ермаков С.М., Михайлов Г.А. Курс статистического моделирования. – М.: Наука, 1976. – 296 с.

  4. Харин Ю.С., Степанова М.Д. Практикум на ЭВМ по математической статистике. – Мн.: Университетское, 1987. – 303 с.

  5. Бусленко В.Н. Автоматизация имитационного исследования сложных систем. – М.: Наука, 1977. – 239 с.

  6. Харин Ю.С. и др. Основы имитационного и статистического моделирования. – Мн.: ДизайнПРО, 1997. – 288 с.

  7. Имитационное моделирование производственных систем. – М.: Машиностроение, 1983. – 416 с.

  8. Шрайбер Т.Д. Моделирование на GPSS. – М.: Машиностроение, 1980. – 592 с.

  9. Полляк Ю.Г. Вероятностное моделирование на ЭВМ. – М.: Сов. радио, 1971. – 400 с.

  10. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. Курсовое проектирование. Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. школа, 1988. – 133 с.

  11. Лобач В.И. и др. Имитационное и статистическое моделирование. Практикум. – Мн.: БГУ, 2004. – 189 с.

Дополнительная

  1. Максимей И.В. Имитационное моделирование на ЭВМ. – М.: Радио и связь, 1988. – 230 с.

  2. Ермаков С.М., Жиглявский А.А. Математическая теория оптимального эксперимента. – М.: Наука, 1987. – 318 с.

  3. Мановицкий В.И., Сурков Е.М. Система имитационного моделирования дискретных процессов (ДИСМ). – Киев: Выща школа, 1981. – 95 с.

  4. Нейлор Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. – М.: Мир, 1975. – 342 с.

  5. Гальперин В.М. и др. Макроэкономика. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1997. – 656 с.

  6. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1994. – 476 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития школы №378 Коллектив разработчиков: Педагогический коллектив

    Программа
    Учитель «массовой» школы видится нам высоким профессионалом, который может научить очень разных по своим возможностям и интересам детей. Мы видим результаты на этом пути, и для нас это: признанные обществом успехи наших учеников,
  2. Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1- 31 03 03 Прикладная математика (по направлениям) (1)

    Программа
    Курс «Обыкновенные дифференциальные уравнения» знакомит студентов с основными методами интегрирования и исследования дифференциальных уравнений, а также с методами построения дифференциальных моделей детерминированных процессов.
  3. Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 40 03 01 «искусственный интеллект» Составители

    Программа
    Ю.Г. Приходько - доцент кафедры интеллектуальных информационных технологий Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, кандидат технических наук,
  4. Учебная программа для высших учебных заведений по специальности I 39 01 04 Радиоэлектронная защита информации Cогласована с Учебно-методическим управлением бгуир

    Программа
    Э.М. Карпушкин, доцент кафедры радиотехнических систем Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
  5. Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-98 01 02 Защита информации в телекоммуникациях Согласована с Учебно-методическим управлением бгуир

    Программа
    Л.М. Лыньков, заведующий кафедрой защиты информации Учреждения образования “Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники”, доктор технических наук;

Другие похожие документы..