Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Створення сприятливих умов для розвитку малого підприємництва є одним з пріоритетних напрямків регіональної політики. Кошти, вкладені в підтримку під...полностью>>
'Документ'
Лицам без определенного места жительства, а также не имеющим вышеуказанных документов или имеющим документы, оформленные ненадлежащим образом, оказыв...полностью>>
'Литература'
М.Ю.Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб» (турецкая сказка, запись М. Ю. Лермонтова). И. С.Тургенев Рассказы из «Записок охотника»....полностью>>
'Монография'
Несанелис Д.А. Традиционные формы символического поведения народов Европейского Севера России: Монография.- Архангельск: Поморский университет, 2006. ...полностью>>

Главная > Доклад

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проф. М.А.ЭСКИНДАРОВ, ректор

ФГОУ ВПО «Финансовая академия

при Правительстве Российской Федерации»

Доклад

на пленарном заседании Международной научно-практической конференции «Формирование современной образовательной среды уровневой подготовки экономистов»

Уважаемые коллеги, уважаемые гости – иностранные участники конференции!

Тема нашей конференции – Формирование современной образовательной среды уровневой подготовки экономистов». И эта тема выбрана не случайно – речь идет о том комплексе очень серьезных, во многом фундаментальных преобразований, которые предстоит осуществить всем нам при переходе на новую уровневую систему подготовки специалистов финансово-экономического профиля. Это должна быть действительно принципиально новая, обладающая конкурентными преимуществами образовательная среда, по всем своим параметрам отвечающая требованиям ХХI столетия, потому что именно в этом столетии предстоит жить и работать нашим выпускникам.

В связи с подписанием Президентом РФ Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления уровней высшего профессионального образования» от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ по существу формально завершился переходный период к новой уровневой системе высшего профессионального образования в нашей стране (хотя за данными федеральными законами должны последовать соответствующие подзаконные акты, развивающие и конкретизирующие его положения). Высшее образование страны переходит на новую уровневую систему, включающую уровни бакалавров и магистров, а также, в отдельных сферах – подготовку специалистов. Завершается разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и основанных на них основных образовательных программ), базирующихся на компетентностном подходе. Вслед за этим предстоит разработка новых учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и других материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся и реализацию соответствующих образовательных технологий.

Продолжается начатый с подписанием Болонской декларации процесс формирования Европейского пространства высшего образования. С 1 сентября 2009 г. все высшие учебные заведения России перейдут на новую уровневую систему подготовки специалистов, и в 2013 г. этот переход должен завершиться. Как представляется, для нашей страны чрезвычайно важно, став активными участниками этого процесса формирования Европейского пространства высшего образования, не оказаться в нем главным образом в качестве «доноров», чьи интеллектуальные ресурсы, благодаря «Болонской мобильности», будут уходить из Росси еще в большей степени, чем это было ранее. Иными словами, участвуя в Болонском процессе, мы должны, эффективно развивая наше отечественное образование, выстраивать такую сбалансированную систему взаимоотношений с иностранными партнерами, которая отражала бы интересы России и, более конкретно, интересы российской высшей школы.

Как известно, в качестве одной из центральных задач развития нашей страны её руководителями в настоящее время ставится задача перехода к «инновационному обществу» и инновационной экономике. Все это предъявляет самые серьезные требования к развитию системы образования в нашей стране. Однако мы стоим лишь в начале пути - отмеченные задачи кардинальных инновационных изменений в экономике страны и в системе образования только начинают решаться. К сожалению, существенных, по-настоящему инновационных сдвигов в системе высшего профессионального образования России пока еще не произошло, хотя отдельными отечественными высшими учебными заведениями достигнуты определенные успехи в данной области.

Однако основной целью высшего образования в нашей стране было, есть и остается подготовка профессиональных кадров высшей квалификации. И решение данной проблемы, несмотря на ее многоаспектность, никоим образом не должно сводиться к её коммерческой составляющей - «продаже соответствующего образовательного продукта» на рынке образовательных услуг (внутреннем и международном). Стоящая в этой области цель более серьезна и фундаментальна – речь идет об образовательной составляющей национального богатства нашей страны, то есть фактически о том, что будет с нашим обществом и нашим государством в будущем. При этом именно кадры специалистов, которых мы готовим сегодня, должны стать основой повышения международной конкурентоспособности и укрепления позиций России как в ближайшие годы, так и в перспективе.

Наша конференция, посвященная актуальным проблемам перехода на уровневую систему подготовки, проходит в знаменательный период. Исполняется двадцать лет плодотворной работы учебно-методических объединений вузов России, и в их числе – нашего Учебно-методического объединения вузов по финансово-экономическим специальностям. Кроме этого, к своему девяностолетнему юбилею идет и Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, на базе которого работает наше УМО.

Мы с удовлетворением можем сказать, что в Учебно-методическом объединении вузов России по финансово-экономическим специальностям при Финансовой академии за эти двадцать было сделано немало. В тяжелейший период конца 80-х и начала 90-х годов нам всем вместе удалось сохранить от развала нашу российскую высшую экономическую школу, а затем пойти по пути её укрепления и развития. Мы вместе участвовали в разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 1996 г. и 2000 г. Рождались эти стандарты очень непросто, в горячих дискуссиях, но результатом была наша общая консолидированная позиция, которую руководство Финансовой академии активно отстаивало со всех самых высоких трибун, на самых представительных форумах. При этом мы всегда сознавали, что за нами стоят российские регионы, высшие учебные заведения нашего УМО, а в конечном итоге – долгосрочные интересы нашего финансово-экономического образования.

Активно сотрудничая с ведущими работодателями и их объединениями, мы последовательно отстаивали принципиальную позицию, состоящую в том, что бакалавриат экономики должен быть профилизирован с учетом реальных потребностей нашей финансово-экономической сферы и экономики страны в целом. Иными словами, финансово-экономической сфере страны нужны не некие безликие «бакалавры экономики вообще», а бакалавры экономики по профилям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», а также «Мировая экономика и международный бизнес». Другие профили бакалавриата экономики будут предлагаться нашими коллегами из других УМО

Подобная точка зрения отражает нашу совместную последовательную позицию, сформированную на протяжении целого ряда лет. В последующие годы в рамках УМО было проведено много конференций (в том числе и в российских регионах – от Хабаровска до Калининграда), на которых эта позицию получила полную поддержку. При этом мы активно использовали как наиболее эффективный зарубежный опыт, так и наработки институтов РАН, ведущих вузов российских регионов. Особое место в решении указанных проблем занимает сегодня взаимодействие с работодателями и их объединениями.

В связи с этим проявлением здравого смысла является согласованная позиция ведущих экономических вузов страны о выделении соответствующих профилей в бакалавриате экономики. В ныне действующем государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, как известно, они представлены как самостоятельные специальности. Ранее обсуждалось создание отдельных направлений, совпадавших по своему наименованию с существующими в настоящее время специальностями («Финансы и кредит» и др.), но затем, на рабочих встречах руководителей ведущих экономических вузов страны, в связи с существенным сокращением числа отдельных направлений, было достигнуто соглашение о выделении их в качестве профилей бакалавриата экономики.

Соответствующие варианты проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования мы все вместе будем обсуждать на заседаниях секций нашей конференции (учебно-методических советов).

В Финансовой академии с октября 2006 г. реализуется собственная программа перехода на уровневую систему подготовки и, в более широком контексте - инновационная программа «Создание инновационной системы образования для подготовки финансистов - лидеров конкурентной экономики». Перестройка образовательного процесса в Финакадемии будет носить комплексный характер, и в её рамках уже осуществляются значимые структурные изменения (в том числе создано новые факультеты и кафедры, в том числе и Международный финансовый факультет). Вводятся новые и модифицируются действующие учебные дисциплины на базе современных информационных технологий, ведется работа по подготовке соответствующего методического обеспечения учебного процесса во всех его компонентах, внедряются новые методики планирования, реализации и мониторинга учебного процесса. Сформирована система управления качеством образовательного процесса.

Ведется подготовка учебников и учебных пособий инновационного типа (в т.ч. в электронной форме) по всем учебным дисциплинам, включаемым в учебный план подготовки бакалавров, разрабатываются учебники и учебные пособия по базовым дисциплинам новых магистерских программ, которые будут предлагаться с 2009 г., развивается информационный комплекс академии.

При подготовке новых учебников, учебных пособий и методических рекомендаций особое внимание будет обращаться на организацию самостоятельной работы студентов, значение которой будет возрастать в связи с переходом в перспективе на индивидуально-ориентированные формы обучения.

Новая конфигурация образовательной среды в Академии предполагает и новые подходы к непрерывности образовательного процесса, в частности, к обеспечению эффективной координации учебных программ средних специальных учебных заведений Финакадемии, уровней подготовки бакалавров и магистров в Академии, и послевузовского, и дополнительного образования.

Центральное место в подготовке и реализации новых образовательных программ будут занимать прежде всего базовые кафедры Академии, в том числе и новые кафедры, которые уже созданы и создаются при участии органов государственной власти, Российской академии наук и ведущих российских корпораций и банков. Это позволит привлечь к преподаванию высококвалифицированных специалистов-практиков из органов государственного управления и бизнеса, а также ведущих ученых системы РАН. Существенное значение мы придаем языковой подготовке и переподготовке преподавателей академии.

Инновационное преобразование образовательного процесса немыслимо без эффективной научно-исследовательской работы. Из года в год растет объем финансирования научных работ, выполняемых учеными Финакадемии. Так в 2004 году он составил всего 20 млн. руб., а в 2007 году он превысил 150 млн. руб. Но главное состоит в том, что научно-исследовательская работа концентрируется вокруг наиболее актуальных проблем развития финансово-экономической сферы страны.

Приоритетными исследованиями являются работы, выполняемые по заказу Правительства Российской Федерации в интересах развития инновационной экономики. Основные темы исследований касаются проблем регулирования инфляции, повышения конкурентоспособности российского финансового рынка, тенденций и перспектив развития бюджетной сферы, проблем налогообложения в различных сферах экономической деятельности, оптимизации моделей использования Стабилизационного фонда и др.

Мы уделяем самое серьезное внимание вопросам рисков возможных кризисных явлений в финансовой сфере России и факторам противодействия этим явлениям.

Основными заказчиками научных работ являются Министерство образования и науки РФ, Министерство экономического развития и торговли, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Департамент науки и промышленной политики города Москвы и другие министерства и ведомства. Все большее внимание в Финакадемии уделяется исследованиям по заказу бизнеса, особенно для сфер с инновационной привлекательностью (НИР, выполненные для ОАО «Аэрофлот», ОАО «РАО ЕЭС России», ОАО «Лукойл», «Газфонд», Национального союза страховщиков, «Росгосстраха» и др.).

Можно не сомневаться, что весь широкий комплекс отмеченных вопросов формирования современной образовательной среды уровневой подготовки экономистов найдет свое основательное и углубленное рассмотрение на нашей международной научно-практической конференции.

В заключение хочу пожелать успеха в её работе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство Российской Федерации доклад об итогах анализа практики применения закон (2)

    Закон
    «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности»
  2. Правительство Российской Федерации доклад

    Доклад
    Модераторы:Александр Ольховский, вице-президент – управляющий директор Банка ВТБ, вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов Максим Соколов, Директор Департамента промышленности и инфраструктуры,
  3. Правительство Российской Федерации доклад о ходе выполнения плана, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения. Итоговый доклад

    Доклад
    В целях обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации:
  4. Правительство Российской Федерации доклад об итогах анализа практики применения закон (1)

    Закон
    «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности»
  5. Правительство российской федерации постановление от 26 июня 1995 г. N 594 о реализации федерального закона

    Закон
    Во исполнение Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", а также в целях создания условий для обеспечения закупок для федеральных государственных нужд Правительство Российской Федерации постановляет:

Другие похожие документы..