Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Открытый характер лексической системы русского языка. Лексическое значение слова, его структура. Понятие лексико-семантического варианта, семемы, сем...полностью>>
'Публичный отчет'
- Расскажите о методах измерения физических величин в проделанной Вами работе, об устройстве применяемых в работе приборов, о расчете погрешностей ит...полностью>>
'Учебная программа курса'
Теория маркетинга рассматривается в соответствии с самыми современными взглядами и отражает основные особенности маркетинга сферы туристских услуг. По...полностью>>
'Документ'
С В Е К Л А: Использование свеклы в питании человека известно с древности. В Сибири в структуре посевных площадей овощных культур она занимает третье...полностью>>

Главная > Курс лекций

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Щербинин В.В.

Философия.

Курс лекций (30 часов)

Тема 1. Введение в философию.

1. Предмет философии.

Для начала разберемся с определением философии.

Определения философии.

а) Самым древним определением философии является сам термин «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Древние греки имели лишь зачатки научных знаний о мире, которые соединялись лишь особо одаренными, мудрыми людьми, которых и называли философами. Эти люди соединяли в себе знания предыдущих поколений о природе, космосе, человеке и обществе с большим жизненным опытом. Все свои знания они оформляли в виде систем философского знания. Системы создавались либо отдельными философами (например, Сократом, Платоном, Аристотелем) либо целыми философскими школами (пифагорейской, александрийской). Самое раннее определение философии является самым простым и самым неточным.

б) Философия как искусство. Такое понимание философии характерно в основном для представителей экзистенциальной философии. Философия рассматривалась как область творчества, совершенно свободная от каких-либо ограничений. Экзистенциалисты создавали не философские системы, а художественные произведения (Сартр, например).

в) Марксистская философия понимала философию как науку о наиболее общих законах природы, общества и человека. При этом в расчет не принимался субъективный мир человека, его «душа», изучалось только сознание, которое, в свою очередь, считалось продуктом общественной системы.

г) Современное определение: философия - это учение о всеобщем (о мире, космосе в целом, о природе планеты, о человеке, об обществе и о внутреннем субъективном духовном мире, о божественном мире). Следует отметить основную особенность этого определения: философия это не наука, а учение. Понятие учения шире понятия науки, т.к. включает в себя как научные, так и ненаучные формы знания – этику, эстетику, интуицию, искусство, теологию и т.п.

Философия как учение имеет несколько граней, которые связаны между собой и взаимно дополняют друг друга:

а) Философия это наука о самых общих законах существования объективного мира (существующего независимо от нас – природа, общество и другие люди) и субъективного мира (внутреннего мира человека – души, духа, познания, сознания, мышления, чувств и интуиции человека, а также сферы бессознательного). Эта часть философии всегда была связана с наукой и называется научной философией.

б) Философия – это учение о высшей, божественной или запредельной субстанции – трансцендентной субстанции. Трансцендентальной субстанция (имманентная – внутренне присущая), которая существует в душе каждого человека – по Канту. Эту область философии называют религиозной философией или трансцендентной философией. Часто эти области философии смыкаются с теологией и взаимодействуют с религией, что особенно характерно для русской философии.

в) Философия – это этика, особая сторона учения, изучающая наиболее общие законы нравственных отношений, нравственных чувств, различных типов морали и в целом выходящая на общие проблемы добра и зла в мире и человеке.

г) Философия – это эстетика, учение об общих законах красоты, прекрасного, о законах различных сфер искусства, о соотношении прекрасного и безобразного в мире и человеке.

д) Философия – это учение об обществе, о самых общих законах его развития. Социальная философия.

е) Философия – это учение о человеке (о теле, о душе, о духе и т.п.). Философская антропология.

ж) Философия – это идеология. Она отражает самые общие определения классов, социальных слоев, групп, отдельных государств и т.д. Политическая философия.

Любая философская система включает в себя все эти грани. Из них научная и религиозная философия – наиболее общие, фундаментальные, они входят в область вечных законов. Все прочие в большей (политическая и социальная философия) или меньшей степени подвержены конъюнктуре.

2. Основные направления современной философии.

Как уже было сказано выше, философское знание представляет собой сложное многогранное учение. Не существует «философии вообще». На философских факультетах вузов России существует 13 философских специальностей. Современное философское знание представляет собой комплекс наук и учений, основными из которых являются:

1) онтология – учение о всеобщей структуре и динамике существующего мира (природы, общества, человека).

2) гносеология – учение о познании человеком окружающего мира и самого себя с помощью разума, эмоций, чувств, абстрактного мышления, интуицией, медитацией.

3) логика – учение об общих законах работы мышления.

4) методология – учение о самых общих методах, способах, путях познания человеком окружающего мира. Методы философии – метафизический («после физики», до XVII в., неэволюционный), диалектический («развитие»), структурно-функциональный и, наконец, системный метод. По способу получения исходного материала для рассуждений методы делят на эмпирические, теоретические и экспериментальные. Также существуют метод дедукции (от общего к частному) и индукции (от частного к общему). Анализ и синтез.

5) праксеология – от термина «праксис» – практика – преобразование, учение о наиболее общих законах преобразования окружающего мира человеком. Это общие законы функционирования техники, технологии (в т.ч. сельскохозяйственной), а также общие законы организации, управления, планирования и прогнозирования природных и социальных систем.

6) аксиология – учение о ценностных ориентирах познания и существования человека в мире. Например, – выбор между духовными и материальными ценностями.

7) этика – это всеобщие закономерности нравственных отношений человека к другим людям и самому себе, законов морали, общие проблемы добра и зла в человеке, обществе и мире.

8) эстетика – учение о всеобщих законах красоты, прекрасного и их противоположностей (безобразного), гармонии или хаоса, а также рассмотрение общих законов искусства и его восприятие.

9) идеология – политическая философия. Изучает общие законы общества с позиции его управления определенными классами, социальными слоями или группами. И в этом случае дается теоретическое, но не всегда научно правильное обоснование ведущей роли определенных классов, соц. групп, слоев. Идеология – наиболее изменчивая и наименее научная часть философии.

10) философия природы – различные стороны (онтологические, гносеологические и пр.) организованной и неорганизованной природы (космоса и биосферы).

11) философия общества или социальная философия.

12) философия человека или философская антропология.

13) религиозная философия или философская теология (Соловьев, Бердяев и др. – теософия). Религия – это отражение и культовое почитание предельной, высшей реальности – бога (хотя Будда – не бог). Трансцендентность – запредельность всего мира, трансцендентальность – запредельное в человеке. Трансцендентальность – имманентное (обязательное, непременное) свойство человека.

14) мировоззрение – общие взгляды человека на окружающий мир, общество, других людей (филантроп, мизантроп), самого себя (альтруизм, эгоизм) и соответствующее поведение человека в мире. Мировоззрение – квинтэссенция, обобщение всех взглядов человека или целого государства.

15) история философии – философское описание, анализ и синтез наиболее крупных философских систем отдельных личностей, цивилизаций и эпох.

В преподавании философии есть два подхода: историко-культурный (через анализ философских систем в хронологическом порядке) и системно-теоретический (через изучение современного взгляда на основные философские проблемы). Мы работаем по второму.

3. Значение философии, функции философии.

Общее значение философии рассмотрено при изучении различных ее определений. Кроме того, существует целый ряд частных

Тема 2. Происхождение и история философии.

1. Происхождение философии.

О значении философского знания мы с вами говорили на прошлой лекции. Но философское знание (как, впрочем, и все другие виды знания) существовало не всегда. Какое знание предшествовало философии? Как и когда возникает философия? Почему появляется потребность в ней? На эти вопросы я постараюсь ответить.

Исторически первой формой человеческого мировоззрения является мифология. Мифология возникает на самых ранних этапах общественного развития. До мифологии человек располагал только своим обыденным знанием, которым обладают и животные. Часто мифология и неправильно понимается как сборник сказок, однако ее значение в жизни наших предков было огромным.

Мифология является именно системой знаний. В форме мифов человек пытался ответить на вопросы о происхождении и строении мира в целом; о возникновении и законах функционирования отдельных наиболее важных природных явлений, животных, растений; о происхождении самого себя - человека. В мифах излагалась история важнейших открытий человечества – приручения животных, добывания огня, изобретения металлургии и т.п. Также из мифа можно узнать о рождении, жизни и смерти человека, об устройстве вселенной. Миф не учил людей ничему новому: он только фиксировал знания, накопленные предками для передачи потомкам. Миф давал человеку знания, необходимые для жизни в определенной замкнутой общине; устанавливал некий обязательный тип поведения и верования.

Миф – это не первоначальная форма знания, а особый тип мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. Мифологическим мировоззрением можно назвать такую систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей социальных процессов и своей роли в них.

Мифология не позволяет добывать новое знание – она лишь позволяет человеку приобрести некоторое мироощущение, стать частью коллектива и мироздания в целом. Человек как бы сливался с природой. Мифологическое мышление объясняет все, для него нет непознанного или неизвестного.

На ранних этапах развития общества, когда не было возможности зафиксировать полученное знание (отсутствовала письменность) и не было острой потребности в специальных знаниях, мифология была единственно возможной формой коллективного мировоззрения. В краткой, предельно сжатой, доступной для простого запоминания (или изображения в виде простых картин) форме миф хранил основные, абсолютно необходимые для выживания, знания. Основной принцип решения мировоззренческих вопросов в мифологии – генетический. Объяснения по поводу происхождения мира, явлений природы и социальных образований сводятся к рассказу – кто кого породил. При этом происходит невольное отражение норм поведения той социальной группы, к которой принадлежит автор-рассказчик мифа, на поведение богов и героев. Отсюда можно сделать вывод, что мифологическое мировоззрение крайне устойчиво. Вошедшие в мифы нормы поведения предков, став нормами поведения богов, переходят из поколения в поколение, приобретают ореол древности, обыденности и живут тысячелетиями. До сих пор цивилизация не может окончательно изжить эти нормы.

Мифы всегда содержат два аспекта – диахронический (повествующий о прошлом) и синхронический (повествующий о настоящем и предсказывающий будущее). Таким образом, миф связывал прошлое с будущим, обеспечивая духовную связь поколений.

Мифы, как видите, играли огромную роль в жизни наших предков, обеспечивая гармонию человека с обществом, окружающим миром и самим собой. Печально то, что мифы существуют и в наши дни. Конечно, старые сказки про пирующих богов и трех китов ушли в прошлое, но им на смену пришли другие мифы: о расовом, национальном или религиозном превосходстве, о непогрешимости некоторых политических партий и их вождей и т.п.

Если в каждой данной ситуации вы усматриваете лишь то, что видит всякий, про вас можно с одинаковым основанием сказать, что вы и представитель своей культуры, и ее жертва. С.И. Хаякава.

Однако на определенном этапе развития общества миф перестает удовлетворять людей. Возникает философия. Это произошло в VII-VI в.в. до н.э. почти одновременно, но независимо друг от друга в нескольких центрах: в Греции, Индии и Китае. Каковы были причины возникновения философского знания?

Во-первых, в этот период возникает железоплавильное производство и появляется возможность резко увеличить производительность труда. Появляется излишек продуктов, который позволяет освободить часть людей от добычи хлеба насущного. Эти люди получают возможность заниматься умственным трудом, управлением, воспитанием молодежи. Т.о. появляется прослойка людей, занятых духовным творчеством и умственным трудом.

Во-вторых, образование излишков продуктов привело к развитию торговли. Человек смог увидеть другие земли, познакомиться с другими людьми, с их мифологией, совершенно отличной от его мировоззрения. Возник вопрос: чье мировоззрение истинно? Границы мира необратимо расширились. Если существуют различные взгляды на природу, то кто владеет истинным знанием и достижимо ли оно?

В-третьих, бурное развитие городов и ремесел приводит к тому, что появляется государство, которым нужно управлять. Появляются законы, для создания которых нужны образованные люди. Так появляются специалисты, которые за деньги учат политиков вести себя, говорить, думать, понимать поступки и угадывать намерения других людей. Сейчас их называют PR-щиками, и то обстоятельство, что они не перевелись до сих пор, говорит только о том, что люди, в массе своей, по-прежнему невежественны. Развитие государства дает толчок развитию рационального знания.

В-четвертых, возникают специальные знания – астрономические, географические, биологические, медицинские и т.д. Эти знания приходят в противоречие с мифом. Развитие частных конкретных эмпирических знаний вызывает потребность в объединяющем их рациональном знании.

Мифологии не хватает рациональности и логики, а наукам – целостности, чтобы удовлетворить возросшие мировоззренческие запросы человека. Так рождается философия. Почти одновременно с философией зарождается религия, которая так же, как мифология и философия, дает целостную картину мира, но с несколько иных позиций. Основное отличие религии от философии состоит в том, что религиозные истины представляют собой предмет слепой веры, а философские – предмет критического анализа. В религии огромное значение имеет мнение авторитета – бога, пророка, святого, текст писания. В философии, как и в науке, ссылки на авторитет никого не убеждают. Священные тексты не всегда имеют автора, так Коран, согласно мусульманскому преданию, был спущен Аллахом на золотой цепи прямо в руки пророку Мухаммеду.

Общими чертами всех религий (в собственном смысле этого слова) является поиск высших ценностей, истинного пути жизни, ведущего к ним.

Некоторые авторы считают, что религия значительно старше философии. Однако это проблема точного определения религии – не более того. Мировые религии возникли поздно: Буддизм – в VI в. до н.э., Христианство – на рубеже эр (культ Митры, имеющий черты Христианства, возник как раз в VII в до н.э.), Ислам – в VII в. н.э.

Взаимоотношения между религией и философией очень сложные. Если на Западе религия и философия развиваются достаточно независимо друг от друга (исключая период Средних веков), то на Востоке они идут рука об руку и иногда почти неотличимы.

Подводя итог, можно сказать, что раз возникнув, философия существует по сей день и можно предположить, что до тех пор, пока на Земле существует свободный разумный человек, философия будет существовать: мы будем решать вечные проблемы, но окончательно решить их мы никогда не сможем.

2. История западной философии.

Западная философия существует с VI в. до н.э. и по сей день – уже более 2,5 тысяч лет. За это время было создано огромное количество различных философских систем. Нам с вами предстоит за очень короткое время познакомиться с основными идеями Западной философии.

Сквозными идеями западной философии являются: идея обоснования свободы человека и его «естественных прав», идея познаваемости мира, идея человека как центра мироздания и другие. В разные исторические эпохи на первый план выходили различные идеи, те или иные варианты решения основных философских проблем.

Рассмотрим историю и основные идеи античной философии. Античная философия – это философия древних греков и римлян, она охватывает период с VI в. до н.э. до VI в.н.э. Именно философы античности заложили основы всей последующей европейской философии, сформулировали основные философские проблемы и попытались найти их решения.

Античные философы, в первую очередь, пытались понять: в чем первопричина сущего, в чем первопричина бытия. Причем понять, не апеллируя к мифам, мнению предков и прочих авторитетов, понять с помощью собственного разума, используя исключительно рациональную аргументацию. Философ стремился к знанию ради достижения свободы духа. Философия – способ жизни, присущий свободному человеку. Практическая ценность полученных знаний мало интересовала античных мудрецов, – поэтому то среди них и не было ученых в современном понимании этого слова, поэтому-то и не существовало науки как таковой.

Экономические причины этого были очень просты: вся грязная и тяжелая работа выполнялась рабами, которые не считались людьми (Аристотель, например, называл их «говорящими машинами»). Рабы были лишены личной свободы и всех гражданских прав – это следует иметь в виду при чтении работ античных философов. Даже если они говорили о равных правах для всех людей, подразумевались равные права для всех свободных людей. Тот же Аристотель говаривал: «Охотиться должно, как на диких животных, на тех людей, которые, будучи от природы предназначены к подчинению, не желают подчиняться».

Античную философию традиционно делят на несколько периодов:

  1. Раннюю классику (натуралисты, досократики – Зенон, Парменид, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Демокрит). Главная проблема, интересующая философов данного периода – «Космос», его происхождение и строение. Ранние классики искали первооснову всего сущего. Никаких доказательств и особых аргументов в пользу своей точки зрения никто из них не приводил. Читать их работы, дошедшие до нас, просто интересно. Фалес, например, считал первоосновой всего сущего воду – т.к. пища всех животных влажная, растения необходимо поливать, и т.п. По его мнению, все возникало из воды и в нее возвращалось. Анаксимандр в качестве первоосновы предлагал апейрон – придуманную им активную субстанцию, – движение которого приводит к рождению и смерти всех вещей. Именно Анаксимандр впервые поставил вопрос о происхождении животных и человека (он считал их порождением апейрона). Анаксимен считал первоосновой всего воздух. Он придумал целый эволюционный ряд: воздух, разрежаясь, становился огнем, сгущаясь -–ветром, затем облаком и, наконец, водой, а далее – землей, камнями и всем прочим. Пифагор видел первооснову в числах, а Гераклит – в огне.

  2. Среднюю классику (Сократ и его школа, софисты). Школа Сократа произвела величайший поворот в истории западной философии, поставив в центр мироздания человека. Именно с Сократа началось изучение сущности человека. Софисты интересовались, главным образом, соотношением мира и знания. Будучи ловкими ораторами, они убедились, что с помощью хитросплетений речи можно доказать все, что угодно; они утверждали, что нет объективной истины, она всегда субъективна (зависит от места, времени, условий и субъекта) – софисты стали первыми агностиками. Софисты считали этику относительной – что кому-то выгодно – то и хорошо.

  3. Высокую классику (Платон и Аристотель и их школы). Пытались синтезировать философское знание и оформить его в виде стройных философских систем. Платон создал систему объективного идеализма. Ядро философского учения Платона – теория идей. Идея не есть понятие человеческого ума, она существует сама по себе. Идея объективна, безотносительна, независима от пространства и времени, бестелесна, вечна и постижима только посредством разума. Идея – источник бытия вещей. Идея – цель и смысловой предел всякой вещи. Мир идей имеет особую структуру. На вершине пирамиды находится идея блага. Миру идей (миру бытия) противостоит мир материи (мир небытия). Платон считает истинным познанием познание идей, а не чувственных вещей. Верил в переселение душ. Аристотель подверг критическому переосмыслению идеи Платона. Придавал гораздо большее значение материи. Основатель формальной логики. Заложил основы науки. Отрицал переселение душ.

  4. Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики: Панэций, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Плотин, Порфирий, Прокл). Более всего интересовались проблемами морали и свободы человека, проблемами познания. Эпикур, например, считал высшим принципом своего нравственного учения удовольствие. Он считал, что ощущения есть не только источник знаний, но и критерий истины – нет ничего сверхчувственного. Сенека выдвигал на первый план нравственно-религиозные убеждения и провозглашая терпимость к человеческим слабостям. Важное место в его произведениях занимает проблема души. Сенека был одним из идейных основоположников христианства. Высшее благо, по его мнению, заключено в разуме, а не в чувствах. Разум и общество сделали человека сильнее животных. Предметом исследования должен быть вопрос о том, какой образ действий более всего достоин человека, а не о том, какой чаще встречается. Надо быть равнодушным к судьбе – и тогда ни удовольствие, ни страдания не сделают тебя своим рабом.

Античная философия сформулировала следующие фундаментальные проблемы:

  1. Онтологические проблемы: проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм, проблема происхождения вселенной. Выдвигаются идеи о принципиальной противоположности формы и материи, о главных элементах, стихиях космоса; о тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия (атомы и пустота).

  2. Проблемы человека, его познания, отношений с другими людьми, воли и свободы человека, достижения счастья: гносеологические, этические, аксиологические и антропологические проблемы.

  3. Проблемы отношения человека и бога, божественной воли, творения богом космоса: теологическая проблематика.

  4. Проблемы синтеза чувственного и сверхчувственного; создания стройных философских систем, описывающих оба мира – мир идей и мир вещей.

Таковы, вкратце, идеи античной философии.

Средневековая европейская христианская философия. С I в.н.э. до XV в.н.э. Стала следующим важным этапом развития западной философии. Первое время она развивалась параллельно с Античной философией (Плотин и Ориген даже вместе учились и были друзьями) и испытала сильное влияние последней.

На первый план вышла проблема взаимоотношений человека и бога. Средневековая философия развивалась под влиянием основных догм христианства. Философия рассматривалась как предшественница богословия и развивалась для обслуживания последнего. Почти все тогдашние философы были представителями духовенства.

Основные проблемы были богословскими: сотворен ли мир богом или существует сам по себе? Как сочетать свободу воли и божественное предопределение? Слияние философии с религией называют сакрализацией философии.

В средневековой философии выделяют два этапа:

  1. Патристика (ранняя - Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертулиан, Ориген по VI в.; поздняя – Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Петр Ивер по VIII в.). Отцы церкви пытаются найти в священном писании ответы на вопросы. Главные проблемы патристики: проблема сущности бога и его тройственности (тринитарная проблема); отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников; понимание истории как движения ко «Граду Божьему»; свобода воли человека и возможность спасения его души; проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит бог.

  2. Схоластика (Эриуген, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский, Росцеллин, Абеляр, Ансельм Кентерберийский). Схоласты занимались уточнением, развитием, шлифовкой идей патристики, однако впервые появляется вопрос о соотношении разума и веры, религии и науки. Схоластика ставила задачу постижения сущности христианского вероучения не только верой, но и с помощью философии. Античная философия переосмысливается, ее категориальный аппарат находит применение в богословии. Схоластика уделяла такое большое значение разработке категориального аппарата, что за ним иногда совершенно терялись сами философские проблемы. Схоластика анализирует не Писание, а учения отцов церкви. Учение Аристотеля, с его реализмом и логикой, оттесняет учение Платона на второй план.

Вслед за печальной, для науки и философии, эпохой Средних веков, наступает эпоха Возрождения (XIV-XVI в.в.). Для философии Ренессанса было характерно возрождение интереса к античной философии и культуре.

Не следует понимать слово «возрождение» как попытку вернуться к идеям античности. Никто и не собирался отказываться от достижений средневековой науки; речь шла только о том, чтобы вернуть человека в центр внимания науки и философии, подобно тому, как это было в Античности. Т.е. речь шла не о заимствовании устаревших идей и концепций, а о поиске нового рационального знания. Светское, а не религиозное знание становится идеалом познания. Это было очень своевременно, поскольку поздняя схоластика совершенно ушла от подлинного рационализма и увлеклась игрой словами, в то время как бурное развитие экономики настойчиво требовало именно нового рационального знания. Несмотря на противопоставление Ренессанса и Средневековья, некоторые черты средневековой философии сохраняются. Прежде всего, это выражается в попытках возрождении «истинной христианской духовности». Ряд мыслителей эпохи Возрождения протестует против роскоши папского двора и извращению Церковью христианского вероучения, и призывают к возрождению «апостольского» христианства. Дело доходит до появления протестантизма. Философия Ренессанса исключительно большое значение придает вопросу о соотношении бога и мира. Однако антисхоластическая направленность философии ренессанса обернулась ее антиаристотелизмом и возвратом к идеям платонизма и неоплатонизма.

Итак, для философии Ренессанса был характерен антропоцентризм. Сама философия рассматривалась как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Она воспринималась, прежде всего, как натурфилософия.

Поговорим немного об основных идеях философии эпохи возрождения. Человеческое общество более не рассматривалось как продукт «божьей воли», а считалось результатом деятельности людей. Сам человек считался абсолютно свободным в своей деятельности. Человек – творец самого себя и окружающего мира. Бог сотворил мир и человека и дал последнему свободу переделывать мир по собственному желанию. Физический труд не считается более принижающим человека (как это было в античности), а молитва не считается более единственной высшей формой деятельности. Материально-чувственная деятельность считается не просто удовлетворяющей нужды человека, – она рассматривается как акт творения нового мира. Человек – сотрудник бога, а сам бог проявляет себя во всем, а не смотрит на мир со стороны – идея пантеизма (это как раз из Платона).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение в философию

    Документ
    И. Т. Фролов - академик РАН, профессор (руководитель авторского коллектива) (Предисловие; разд. II, гл. 4:2-3; Заключение); Э. А. Араб-Оглы - доктор философских наук, профессор (разд.
  2. Темы семинаров по философии. Семинар 1

    Семинар
    Питер Уир, 1998 г. Игры разума. реж. Рон Ховард, США, 001 ТЕМЫ ДОКЛАДОВ: Видимый мир как иллюзия: понятия «майя» (индуизм), «куфр» (ислам), «тлен» (христианство).
  3. Тема Введение. Политология как система знаний о политике (2 ч.)

    Документ
    Роль и место политологии в системе наук о природе и обществе. Объект и предмет политологии. Политика как politics, policy и polity. Основные методы изучения политики (методические подходы).
  4. Тема № Немецкая классическая философия

    Литература
    Немецкая классическая философия представлена Иммануилом Кантом, Иоганном Готлибом Фихте, Фридрихом Гегелем, Людвигом Андреасом Фейербахом. Все они оригинальные мыслители, каждый настолько своеобразен, что трудно не задаться вопросом,
  5. Тема введение 8 ч

    Лекция
    Лекция 1/ Философия науки, ее предмет и проблемы. Различные модели философии науки: позитивистская, гуманитарная, диалектическая. Взаимодействие философии и науки в контексте культуры.

Другие похожие документы..