Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Целью преподавания дисциплины «Общая геохимия» является ознакомление студентов с теоретическими основами общей, прикладной и региональной геохимии, г...полностью>>
'Реферат'
Современные западные экономисты развили теорию сравнительных издержек Рикардо. Наибольшую известность получила модель альтернативных издержек, авторо...полностью>>
'Лекция'
Фильм и лекция о крупнейшем событии в области современного искусства – фестивале Documenta («Документа») (Кассель, Германия), проходившем в году с 16 ...полностью>>
'Бюллетень'
Бюллетень новых поступлений содержит сведения о книжных изданиях: учебных и методических изданиях, периодических изданиях, поступивших в течение авгу...полностью>>

Главная > Курс лекций

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Краткая история, специфика и логика восточной философии.

Посмотрим теперь на Восток. Восточная философия, как уже отмечалось ранее, как минимум ровесница западной, однако развивалась совершенно своеобразно. Общей чертой всей восточной философии является ее преимущественно религиозная или, в более широком смысле, этическая направленность. Также для нее характерна некая традиционность, поскольку большинство современных философских школ востока имеют двухтысячелетнюю историю. Это связано со спецификой понимания исторического прогресса. В Китае, например, считали, что некогда был «Золотой Век», эпоха мудрых и сильных людей, а затем началась деградация. Поэтому любое нововведение удаляет нас от «Золотого Века», а следование традициям приближает к нему.

Вся Восточная философия тяготеет к трем центрами – Индии, Китаю и Среднему Востоку.

Индийская философия началась с так называемой «эпохи брожения умов» и возникла как критика брахманизма. Основные философские школы: адживика (фатально-натуралистическое учение), джайнизм. Индийскую философию делят на три больших периода:

  1. Ведийский (XV-VII в.в. до н.э.) период охватывает эпоху постепенного распространения цивилизации и культуры ариев в Индии. Эпоха брожения предфилософского знания. В ведийской литературе выделяют четыре слоя: собственно Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Аюрведа – первые священные книги древней Индии – сборники гимнов), Брахманы (ритуальные тексты и толкования вед - I тыс. до н.э.), Араньяки («лесные книги для отшельников», середина I тыс. до н.э.) и Упанишады («знания, полученные у ног учителя», до II тыс. до н.э.).

Веды уделяют большое внимание вопросам происхождения и устройства мира (здесь можно усмотреть прямую аналогию с ранней греческой философией). Ригведа, например, представляет собой космогонический гимн, в котором изложены мифологические представления ариев. В Упанишадах сформулировано учение о Брахмане – высшей объективной реальности, выступающей как зародыш всего сущего, творческое начало, манифестацией которого является наш мир и об Атмане – субъективном, индивидуальном начале. Центральная мысль Упанишад – тождество Атмана и Брахмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума. Мысль совершенно неожиданная, совершенно противоречащая всей европейской философии, снимающая все проблемы субъектно-объектного деления мира. Нечто подобное можно встретить только у Фихте в его «Я», познавшем «не-Я». В Упанишадах знание делает человека тождественным предмету знания, если человек знает о том или ином свойстве Брахмана, то он сам приобретает это свойство. Высшая цель – единение с Брахманом.

  1. Эпический (VI в. до н.э. – II в. н.э.) связанный с грандиозными эпосами Рамаяна и Махабхарата, которые окончательно оформились именно в этот период. Развитие философской мысли в этот период можно разделить на три ступени: а) школы, отрицающие авторитет вед (VI в. до н.э.) – джайнизм (познание мира), Буддизм (попытка осознать духовное и телесное) и материалистическая школа чарвака-локаята; б) теистическая реконструкция Бхагавад-гиты (часть эпоса Махабхарата) и поздние Упанишады (V-IV в.в. до н.э.); в) школы, опирающиеся на тексты вед – санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя, вайшешика – III в. до н.э. - II в. н.э.

Буддизм является одним из наиболее известных направлений восточной философской мысли. Буддизм возник в VI-V в.в. до н.э. и представлял собой учение, проповедовавшее идею освобождения от страданий мира и достижение счастья путем особых физических упражнений и медитации. По преданию, царевич Сиддхартха Гаутама жил и воспитывался в прекрасном саду, но когда он однажды увидел сквозь дырку в заборе беды и страдания мира, он, потрясенный, отказался от богатства и титулов и покинул отчий дом, чтобы размышлять о вечном и найти для людей спасение от страданий. В размышлении ему открылись четыре благородные истины. В Буддизме выделяют два направления: Хинаяна (ортодоксальный Буддизм) и Махаяна. В рамках этих двух направлений развились четыре философские школы: вайбхашики, саутрантики, йогочары и махьядмики, расцвет которых пришелся на V-VII в.в. н.э.

Четыре благородных истины таковы: а) существует страдание; б) существует причина страдания; в) страдание может быть прекращено; в) существует путь, ведущий к прекращению страдания. Причина страданий – желания и стремления, а спасение – «изживание» желаний. Человек, успешно движущийся по этому пути, попадает в состояние «нирваны» (угасания, остывания): он беспредельно счастлив, он способен видеть истинную суть любого предмета или явления природы. Впрочем, следует отметить, что теория нирваны разрабатывалась последователями Будды, т.к. он са уклонялся от ответов на вопрос – что это такое, также он ничего не говорил о душе, боге, «Я».

Жизнь есть поток становления. Все существующее есть дхарма – сочетание условий. Основой непрерывности существования является закон всеобщей причинности. Из условий и отношений мы создаем по видимости устойчивую вселенную. Условия и отношения действуют только в мире явлений.

Каноном раннего Буддизма считается Типитака, в которой изложены онтология, антропология и этика Буддизма.

Учение, развиваемое в Бхагавад-Гите, отличается от Буддизма отказом от «недеяния». Если человек, движимый бакти (состояние целеустремленности к Высшему), совершает дела без желания плодов, то его карма растворяется в мировой карме и не связывается с самим человеком, вследствие чего он достигает сансары. Конечна цель существования – Единое, слияние атмана и брахмана. Постижение истины возможно только как откровение в йогичекой практике. Впрочем, дзен-буддизм тоже не отрицает практику.

  1. Период сутр и комментариев к ним – характеризуется сокращением и обобщением всего предшествующего философского материала. Сутры носили афористический характер, что вызвало необходимость комментариев к ним, причем эти комментарии нередко приобретали большее значение, чем сами сутры.

Для индийской философии в целом характерны следующие черты:

  1. внимание к вопросам поиска сущности тел (попытка познания «вещи в себе»);

  2. признание тождества между макро- и микрокосмосом;

  3. признание существования четырех уровней бытия: телесный, уровень жизненного «я», уровень сознания, уровень «Атман» – обобщающий все три предыдущих.

Все школы индийской философии используют ряд ключевых общеобязательных понятий. В первую очередь, это понятие кармы – закона морального воздаяния, определяющего судьбу человека. Уже упанишады учат, что человек сам связывает себя эгоистическими помыслами и делами, а тот, чьи поступки продиктованы высшей реальностью, кто действует без заинтересованности, не подвержен закону кармы. Понятие кармы тесно связано с понятием сансары – цепи перерождений, которой подвержены все живые существа. Следующее перерождение человека в сансаре определяется его кармой. Выход из сансары или прерывание цепи перерождений, называется мокша (освобождение). Различные школы предлагали разнообразные методы достижения мокши: аскеза, жертвоприношения, йогическая практика и т.п. Тому, кто стремится к освобождению, необходимо следовать установленным этическим нормам и дхарме – определенному образу жизни, жизненному пути. Те школы индийской философии, которые признавали деление людей на четыре варны (брахманы, кшатрии, вайшья и шудры), считали, что у каждой варны своя дхарма. И освобождение можно получить только следуя «своей» дхарме.

Философия Китая, как и вся китайская культура, в период становления и развития не испытала существенного влияния извне. Китайская философия совершенно самобытна и наиболее отлична от европейской. Период становления китайской философии называют «эпохой борющихся царств». Первые китайские философы, подобно своим европейским коллегам, критиковали мифологию. Правда, в отличие от европейских философов, которые, в массе своей, были людьми состоятельными, первые философы Китая были бродягами (из греческих философов на них немного похож только Диоген). Основные направления китайской философии оформились сравнительно рано. Даосизм, основанный Лао-Цзы, и конфуцианство, основанное Конфуцием, существуют и доныне; чуть позже из Индии в Китай попал буддизм (в основном, в виде дзен-буддизма) и также развивался вплоть до последнего времени. Для всей философии Древнего Китая характерна опора на т.н. «Пятикнижие» – пять священных книг («Шу цзин» - «Канон писаний»; «Ши цзин» - «Канон стихов»; «И цзин» – «Канон перемен»). Уже в самой ранней из них упоминаются два принципа «инь» и «ян», олицетворяющих собой два взаимодополняющих начала - женское и мужское. Позже к ним добавили третью - нематериальную - субстанцию – «ци» (японское – «ки») – которая пронизывает весь космос и является причиной движения материи. Вообще для китайской философии, как и для культуры в целом, характерна своеобразная нумерология, базирующаяся на сходстве иероглифов, означающих разнородные понятия – это следствие иероглифического письма. Также для нее характерно равноправие людей, природы и божеств в картине мира в целом. Высшая цель китайской философии – гармония человека и общества со вселенной.

Первой философской персоналией Китая был Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Ко II в. до н.э. его учение получило статус официальной идеологии. Основная часть учения Конфуция – этика. Он делит людей на три группы – цзюнь цзы (благородный муж), сяо жэнь (маленький человек) и жэнь – средний человек, могущий стать и тем и другим.

Основой правил поведения людей, по Конфуцию, должно стать сяо – сыновняя почтительность, которая вместе с любовью к старшим братьям является основой человеколюбия. Управление государством и обществом должно базироваться на ли – правилах, приобретших функцию закона. Чтобы поддержать управление, необходимо, чтобы слова соответствовали реалиям, тогда действительность придет в порядок. Идеальные правила существовали только в древности, поэтому именно тогда в стране был порядок.

Практически одновременно с Конфуцием творил Лао-цзы. Даосизм, основателем которого он является, – учение несколько более широкое, чем конфуцианство. Даосизм также чересчур напирает на этику (особенно ранний), но все же уделяет внимание онтологии и гносеологии – неотъемлемым атрибутам любой философской системы.

Основным понятием в философии Лао-цзы и его последователей является дао. Дао – это общая сущность всех единичных вещей и явлений, это всеобщее первоначало, это смысл человеческого бытия, это всеобщий закон. Основные свойства дао – естественность и недеяние – означают невмешательство в самосущие процессы природы, а также отражаются на социально-этическом аспекте философии даосизма в виде управления недеянием и мудростью простоты. Проявлением дао в мире является дэ. «Тот, кто следует дао, обладает дэ». Поскольку дао есть во всех вещах и явлениях, то любое отношение к миру есть источник проникновения в дао. У даосизма есть три особенности:

  1. даосской философии присуща аксиологическая относительность;

  2. трагичное мироощущение, свойственное миру единичного, преодолевается через осознание тождественности личного бытия миру;

  3. декларируется невербализуемость истины.

Философия Среднего Востока представляет собой в основном Исламскую теологию, по которой очень мало информации.

4. Краткая история, специфика и логика русской философии.

Русская филоофия сравнительно молода – первые философы (Христианского толка) появились на Руси в XI веке. Основные особенности русской философии проистекают из положения России между Востоком и Западом. Это привело как к прямым заимствованиям, так и, что более важно, к формированию самобытного мироощущения русских философов, которое представляет собой нечто среднее между аналитическими изысканиями европейской философии и медитативными озарениями восточной. Дело дошло даже до мессианства – до признания России «Третьим Римом» (цитаделью истинной Христовой веры), мостом между цивилизациями, спасительницей Европы от татар и т.д.

Специфическими чертами русской философии являются ее социальность (общинное сознание, соборность), софийность («слово – мудрость – дело»), высокая гражданственность, гуманистическое начало, беззаветное искание путей к поиску социальной справедливости, тяготение к синтезу восточной и западной культур. Вообще для русской культуры характерна тяга к общинности, что следует признать следствием суровых природных условий – вместе выжить легче, а слишком радикальные индивидуалисты-одиночки в России долго не живут… Кстати это же является причиной того, что в России с большим трудом прививается идея личной свободы человека – в людях крепко сидит «общинный комплекс». А это создает благодатную почву для диктатуры.

Русская философия шире, чем может показаться тому, кто читал лишь собственно философские трактаты. Ряд крупных писателей в своих литературных и публицистических произведениях излагали свои философские взгляды (классический пример – послесловие Л.Н. Толстого к «Войне и миру»). Единственное, что несомненно можно поставить в вину отечественной философии – отсутствие сложившихся философских школ, кроме православной теологии и марксизма-ленинизма. Рассмотрим вкратце основные периоды развития русского философского знания.

  1. Зарождение философской мысли на Руси (X - XVII в.в). Зарождение отечественной философской мысли происходило вX-XII вв. под влиянием Византийской философии, патристики и отдельных работ античных авторов. Для этого периода Русской философии характерен сильный уклон в теологию. В основном рассматривались антропологические, этические, гносеологические и историософские проблемы. Наиболее известны работы митрополита Иллариона, монаха Нестора и «Поучение сыновьям» князя Владимира Мономаха. Центрами духовной жизни являлись монастыри.

Следующим этапом в развитии древнерусской философии стал монгольский период (XIII – XIV в.в.). Трудности для страны в целом вызвали некоторый упадок философской мысли, однако ряд работ, посвященных, в основном, стойкости и моральному самосовершенствованию, все же появляется. Кроме того, в монастырях продолжалась работа по переводу и комментированию Византийских и античных философских трудов.

После освобождения страны от татаро-монгольского ига, в XV – XVII в.в. в философии нашел отражение подъем национального самосознания. Много внимания в работах этого периода уделено социальной и политической философии: философии государства, власти и права. Помимо православной философии, в этот период появляются первые «светские» философские учения Федора Курицына, Матвея Башкина, Феодосия Косого, оставшиеся в истории как «ереси». Эти учения в общих чертах шли в русле европейской философии Нового времени. Помимо монастырей, важную роль в развитии отечественной научной и философской мысли стали играть Киевско-могилянская и Славяно-греко-латинская академии – высшие духовные учебные заведения.

  1. Философия послепетровской России (XVIII – начало XIX в.в.). На дальнейшее развитие философского знания, как и всю общественную жизнь России, огромное влияние оказали реформы Петра I. Прежде всего это влияние проявилось в секуляризации науки и философии. Возникла светская наука.

Для этого периода характерна в основном онтологическая и гносеологическая направленность, поскольку философией занимались, в основном, представители естественных наук. Больше всего этот период похож на гибрид европейской философии нового времени, помноженный на запоздавший реннесанс. Все философы этого периода верили в бога. Наиболее известные представители русской философской мысли послепетровской эпохи: М.В. Ломоносов, Д.С. Аничков, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев.

  1. Философия славянофильства. 30-е – 40-е г.г. XIX века в России характеризовались бурной полемикой между славянофилами и западниками. Славянофилы (Хомяков и Киреевский, например) уделяли наибольшее внимание философской интерпретации прошлого и будущего России. Уже основоположник этого направления русской философской мысли Алексей Степанович Хомяков утверждал, что у России особый путь развития. Более того – Православие, носителем и распространителем которого является русский народ – играет решающую роль в мировой цивилизации, поскольку это единственная правильная вера. Задача России – распространить Православие по земле и сделать землю «Царством божьим». Славянофилы считали, что для русского народа нехарактерен классовый антагонизм и индивидуализм. Буржуазный путь развития, стало быть, для России также неприемлем. Идеалом общественного устройства они считали крестьянскую сельскую общину и предлагали распространить ее принципы на государство в целом. Это нашло отражение в учение о соборности – объединении людей на основе высших духовных, религиозных ценностей – любви и свободы. Взяв за основу учение Православной церкви о мистическом познании, славянофилы попытались противопоставить западному рассудочному знанию идею цельного знания, основанного на жизненной полноте; Хомяков называл его словом «живознание». Они считали, что познание истины недоступно логическому мышлению. Истина познается единством ума, чувства и воли, то есть «духом в его живой цельности».

Славянофилы осуждали крепостное право, видя в нем причину негативных моментов, присутствующих в современной им сельской общине. Они выступали за личную свободу человека, но не абсолютную, как на Западе, а на свободу в рамках соборности. Т.е. человек живет общей жизнью со всеми членами своей общины, вместе с ними участвует в религиозных обрядах, но чувствует их немного по-своему – это и есть свобода, кроме того он как «равный товарищ и пайщик» участвует в хозяйственной деятельности и никто его не принуждает работать – он это делает сам – по желанию. Идеальной формой правления для России славянофилы считали монархию. Однако они говорили, что царь у нас избран народом, поэтому должен действовать в интересах всей русской земли.

Поздние славянофилы прешли к довольно реакционным националистическим взглядам. Черносотенцами стали, короче говоря.

  1. Философия западничества. Западники являлись идейными оппонентами славянофилов и их современниками. Основная идея западничества состояла в том, что Россия должна пройти в своем развитии все те стадии, которые прошла Западная Европа. Экономическая и правовая отсталость России (крепостное право действовало во всю!!!) происходит от того, по мнению западников, что развитие России замедлило татаро-монгольское иго. Под игом татар Русь отстала от Европы и теперь должна нагнать ее. Западники считали, что Европейские идеи, законы и реформы вполне приживутся на отечественной почве, а поэтому следует взять на западе все лучшее и немедленно внедрить у нас. Таким образом Россия в короткий срок преодолеет отставание и вернется в семью европейских стран. Все русское, что не может сосуществовать с европейскими идеями – лишнее и его следует отбросить.

Большая заслуга западников состоит в том, что они утверждали личную свободу человека – пожалуй, впервые в России. По их мнению, для достижения свободы необходимо рационализировать и индивидуализировать сознание.

Прочие идеи у различных авторов сильно отличаются – это зависит от того, кто именно из западных философов (представителей немецкой классической философии) больше всего повлиял на идеи данного философа-западника. П.Я. Чаадаев – основоположник западничества – находился под влиянием позднего Шеллинга, В.Г, Белинский первоначально придерживался Гегельянства, а затем склонился к точке зрения Фейербаха и т.п. Недостаток этого философского направления – радикализм и полное неприятие всех отечественных традиций.

  1. Философия народничества. Это философское направление выросло из учения А.И. Герцена о «крестьянском социализме» в русской сельской общине. В целом народничество шло в русле западничества (некоторых народников называют поздними западниками – Белинского, Герцена и Чернышевского, например), однако западничества антикапиталистического. В центре внимания народников – проблемы свободы и ответственности личности, проблемы гуманизма и революционного действия, проблемы особого пути развития России – здесь виден некий поворот в сторону славянофильства.

Вообще народников интересовал довольно широкий круг проблем, но стройных философских систем они не оставили – их взгляды нашли отражение в публицистике и нескольких (порой, довольно слабых) литературных произведениях.

  1. Русская религиозная философия XIX – XX веков или философия всеединства. Наиболее интересное, самобытное и зрелое направление русской философии. В строгом смысле – первая философская школа в России. Русская религиозная философия являлась идейным развитием наиболее зрелых идей славянофильства, хотя корни ее уходят в философию античности и восточную философию. Основоположником данного философского направления является Владимир Соловьев. Он попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. В качестве основы такой системы он предлагал христианство. В отличие от славянофилов он не абсолютизировал Православие. По мнению Соловьева истинное Христианство должно возникнуть как объединение всех христианских конфессий.

Центральной идеей философии Соловьева становится идея «всеединства сущего», выражающая принцип универсальной связи предметов и явлений мира. Познание должно брать сущее не только в его данной действительности, но в целом. Всеединство мира раскрывается лишь в «цельном знании», органически сочетающему теологию, философию и опытную науку. Такую систему знаний Соловьев называет «свободной теософией».

Что же такое всеединство? Всеединство несколько напоминает соборность, но оно шире, всеединство имеет всеобъемлющее, космическое значение. Сущее есть единое. Низший и высший уровни бытия взаимодействуют. Онтологической основой всеединства является Святая Троица в ее связи со всеми божественными творениями и, прежде всего, человеком. «Божественный ум» – бог – распадается на множество элементарных активных сущностей, которые лежат в основе каждого предмета или явления. Эти сущности Соловьев называл идеями. Однако окружающий человека мир не статичен, он меняется. Причиной и субъектом этих перемен Соловьев считал «мировую душу», основным признаком которой является особая энергия, одухотворяющая все сущее. Определяющей идеей деятельности мировой души является идея всеединства, данная ей богом. Эта идея называется Софией – мудростью. София является основой и существом мира, связующим звеном между творцом и творением, придающей общность Богу, Миру и человечеству.

Идеи Соловьева были творчески развиты С.Л. Франком, П.А. Флоренским и др. Параллельно с философией всеединства в общем русле религиозной философии развиваются философские идеи В.В, Розанова, Л.И. Шестова, А.И. Ильина и их последователей.

  1. Марксистско-ленинская философия в России и СССР. Зарождение отечественного марксизма подготовили народники (Белинский, Герцен и Чернышевский). Основоположником отечественной марксистской философии считается Г.В. Плеханов. Несколько позже начал свою деятельность В.И. Ленин. Марксисты были материалистами. Основные идеи марксизма: 1) в основу мировоззрения кладутся достижения естественных наук; 2) марксистская философия связывает себя с интересами пролетариата; 3) марксисты не столько объясняют мир, сколько ищут пути его революционного преобразования (впрочем, здесь имеются разночтения); 4) отсюда следует уклон в праксеологию; 5) мышление и познание считаются результатом общественно-трудовой деятельности.

  2. Современная русская философия. См. учебник. В целом имеет место развитие всех школ русской философии, начиная с философии всеединства, попытки творить в русле западной и восточной философии и попытки их синтеза.

Тема 3. Современная философская онтология.

Что стоит Богу сотворить за секунду из ничего весь этот мир лишь для того, чтобы испытать одну-единственную, стоящую перед ним душу?

Онтологическая проблематика играет огромную роль в философии. Как можно заметить, изучая историю философии, зарождение всех философских систем происходит после того, как человек пытается осмыслить онтологические вопросы: что есть мир? Откуда он взялся? Как развивается? Куда движется? Кто есть я? И т.п.

Онтология это учение о предельных основаниях, уровнях и принципах строения мира и космоса, включая человеческое существование как момент этого универсума. Или можно сказать, что онтология – это учение о бытии. Бытие – одна из наиболее древних философских категорий и наиболее абстрактная из них.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение в философию

    Документ
    И. Т. Фролов - академик РАН, профессор (руководитель авторского коллектива) (Предисловие; разд. II, гл. 4:2-3; Заключение); Э. А. Араб-Оглы - доктор философских наук, профессор (разд.
  2. Темы семинаров по философии. Семинар 1

    Семинар
    Питер Уир, 1998 г. Игры разума. реж. Рон Ховард, США, 001 ТЕМЫ ДОКЛАДОВ: Видимый мир как иллюзия: понятия «майя» (индуизм), «куфр» (ислам), «тлен» (христианство).
  3. Тема Введение. Политология как система знаний о политике (2 ч.)

    Документ
    Роль и место политологии в системе наук о природе и обществе. Объект и предмет политологии. Политика как politics, policy и polity. Основные методы изучения политики (методические подходы).
  4. Тема № Немецкая классическая философия

    Литература
    Немецкая классическая философия представлена Иммануилом Кантом, Иоганном Готлибом Фихте, Фридрихом Гегелем, Людвигом Андреасом Фейербахом. Все они оригинальные мыслители, каждый настолько своеобразен, что трудно не задаться вопросом,
  5. Тема введение 8 ч

    Лекция
    Лекция 1/ Философия науки, ее предмет и проблемы. Различные модели философии науки: позитивистская, гуманитарная, диалектическая. Взаимодействие философии и науки в контексте культуры.

Другие похожие документы..