Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Изменение климата приводит к беспрецедентному глобальному кризису в сфере прав человека – и должно быть отражено скоординированными правовыми действия...полностью>>
'Документ'
Машины для бетонных и железобетонных работ. Грохоты. Машины для бетонных и железобетонных работ. Конусные дробилки. Машины для бетонных и железобетон...полностью>>
'Регламент'
подлежащих обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в...полностью>>
'Доклад'
1. Кыргызская Республика ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 12 января 1994 года, а также факультативные протоколы к Конвенции о правах ребенка...полностью>>

Главная > Курс лекций

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Поскольку эпоха Ренессанса достаточно коротка, никакой дополнительной периодизации не вводят. Крупнейшими мыслителями были: Леонардо да Винчи (каждая его картина не только живописное произведение, но и философский трактат), Микеланджело, Эразм Роттердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Мишель Монтень, Николай Кузанский, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

После эпохи Возрождения с ее расцветом искусства, наступает довольно тяжелое для Европы Новое время (XVI-XVIII вв.). В этот период происходят бурные социально-экономические преобразования, обернувшиеся буржуазными революциями в Голландии и Англии и целым рядом общеевропейских войн. Специальные знания окончательно отпочковываются от философии и оформляются в виде самостоятельных наук. Впрочем, на протяжении всего этого периода, практически каждый крупный ученый писал и философские трактаты. В науке происходит расцвет энциклопедизма, – он пока еще был возможен. Позже стремительное развитие наук сделает объем каждой из них настолько большим, что даже самые гениальные личности не смогут профессионально заниматься более чем двумя науками.

В центре внимания философии нового времени находилась гносеологическая проблематика, а важнейшим ее достижением стала разработка основных методов научного познания. Полная секуляризация наук и их бурное развитие привели к необходимости систематизации их достижений и выработки общенаучных методов познания. Во взглядах на проблему идеального метода познания, среди философов Нового времени имели место определенные разногласия, вследствие чего их условно делят на рационалистов (Декарт, Спиноза и др.) и сенсуалистов (sense – чувство; Фрэнсис Бэкон, Гоббс, Локк и др.), хотя и те, и другие провозглашают основой научного знания научный анализ. Причиной для выбора такого подхода было то, что наибольшее развитие в Новое время получили математика и механика, в которых применение логического анализа дает наибольший эффект. Прочие естественные науки в тот период значительно отставали в развитии от математики и механики, поскольку в них еще не было острой потребности. Биология, например, была чисто описательной наукой, которую развивали больше из любопытства, нежели чем из практических соображений: для практических нужд хватало обыденных знаний крестьян и охотников. Вселенная в целом понималась как некая огромная машина, в которой происходят механические процессы: физика считалась основной из естественных наук, знаний которой о мире, при надлежащем ее развитии, вполне достаточно для описания всех природных и социальных процессов. Машина эта была создана, а затем приведена в движение Богом. В Новое время большинство ученых верило, что все природные процессы жестко обусловлены и, зная все о современном состоянии мира, можно точно описать любое, сколь угодно далекое, прошлое и точно предсказать будущее вплоть до гибели мира. Подобный механистический детерминизм приводил к фатализму: раз все предопределено, то никакой свободы воли не существует. В философии Нового времени имеется ряд специфических установок:

  • Полная секуляризация науки. Единственный авторитет – авторитет разума.

  • Наука – важнейшее занятие человечества, призванное обогатить его и избавить от бед и страданий.

  • Развитие науки и подчинение природы человеку произойдет только тогда, когда будет найден универсальный метод познания, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках.

Поговорим немного о методах, которые предлагались учеными Нового времени. Итак, требовался метод «чистого» разума, незамутненного ничем.

Рационалисты считали, что все ошибки при познании человеком окружающего мира происходят от несовершенства наших органов чувств. Сам разум имеет в себе интуитивно ясные, отчетливые понятия, существующие в нем изначально, данные человеку богом. «Я мыслю, следовательно, существую» (Декарт). Из этих понятий, путем дедукции, можно получить знания о мире в целом, критически анализируя наши ощущения. Рационалисты не отрицали экспериментальное познание, они придавали ему подчиненное значение. Разум выше ощущений, поэтому все опытные данные, которые разуму представляются сомнительными, следовало отбрасывать.

Сенсуалисты придерживались прямо противоположной точки зрения. Они считали, что разум человека, чистый и ясный при рождении, в дальнейшем засоряется всевозможными, воспринятыми от других людей, заблуждениями. Отсеять заблуждения помогают наши чувства, которые есть тени процессов, происходящих в объективном мире. Чувства могут обманывать, поэтому необходимо проверять их с помощью эксперимента. Накопив достаточное количество частных знаний, можно на их основе, используя метод индукции, построить теорию, описывающую все подобные явления. Она будет точной, поскольку опирается на опыт, а не на ошибочные умозаключения.

Как видно, философы нового времени неодинаково оценивали соотношение теоретического и эмпирического познания и придерживались прямо противоположных точек зрения. Гносеологическая проблематика практически вытеснила все остальные философские проблемы на второй план.

Новое время подарило науке методологию, но не оставило после себя единой цельной системы философского знания. Построением цельных систем занялась Немецкая классическая философия. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах – каждый из этих философов решил проблему создания единой философской системы по-своему. Их учения довольно значительно отличались друг от друга, а местами прямо противоречили друг другу. Некоторые исследователи причисляют к немецкой классической философии также Маркса и Энгельса, учения которых обнаруживают несомненную преемственность с идеями вышеперечисленных философов.

В рамках немецкой классической философии была переосмыслена и заново сформулирована проблема взаимоотношения субъекта и объекта, а также преодолено существовавшее в философии нового времени противоречие между эмпирическими и теоретическими методами исследования.

Общие идеи немецкой классической философии:

  1. Философия – квинтэссенция культуры, средство самопознания человечества.

  2. Диалектический метод объявлен единственно верным как в философии, так и в науке.

  3. История человечества понимается как путь разума.

Рассмотрим основных представителей этой школы.

Иммануил Кант – начинал как ученый (взаимосвязь приливов и отливов с положением Луны, космогоническая гипотеза Канта-Лапласа) с материалистическим взглядом на явления природы, что и обусловило его повышенный интерес к проблемам теории познания. До Канта философы исследовали только объект познания. Возможности человека считались безграничными. Кант задался целью исследовать субъект познания, его потенциальные возможности.

Достоверным знанием Кант считает знание объективное: всеобщее и необходимое. Человек имеет некоторое доопытное знание, обусловленное самой его природой. Такими, невыводимыми из опыта категориями Кант считает пространство и время. Пространство – врожденная форма внешнего чувства, время – врожденная форма внутреннего чувства. Пространство и время создают предпосылки достоверности математического знания. Реализация этих предпосылок происходит на основе рассудка. Рассудок – мышление, оперирующее понятиями и категориями, подводит разнообразный чувственный материал под единые понятия и категории. Не предмет является источником знания в виде понятий и категорий, а понятия и категории конструируют предмет. Мы можем познать только то, что сами создали. Категориальный аппарат носит индивидуальный характер.

Вкратце, теория познания канта выглядит следующим образом: существует предмет сам по себе («вещь в себе»), который принципиально не познаваем средствами рассудка; он воздействует на наши органы чувств, порождая ощущения; ощущения упорядочиваются с помощью доопытных категорий пространства и времени. Сформированное таким образом восприятие носит субъективный и индивидуальный характер. Т.о. вещь «явилась» наблюдателю и он может делать о ней различные суждения. Такую вещь Кант называет явлением. Явление существует в нашем разуме, поэтому оно вполне познаваемо. Рассудку доступен только мир опыта, мир явлений. Все, что находится за пределами опыта – умопостигаемый мир, - доступен только разуму. Разум – высшая способность субъекта, которая руководит рассудком. Разум оперирует идеями, а не понятиями и категориями. Идеи по Канту – представления о целях, которые ставит перед собой наше познание. Разум стремится к абсолютному знанию, зачастую вне пределов мира опыта, но средства рассудка действуют только в этих пределах: разум ставит перед рассудком непосильную задачу, рассудок путается в понятиях и впадает в заблуждения.

То, что мир вещей в себе закрыт для науки, вовсе не означает его недоступности для человека. Человек способен действовать в умопостигаемом мире посредством практического разума. Практический разум предназначен руководить поступками человека и движет им не мышление, а воля. Человек живет по своим собственным нравственным законам. Главный закон, который называется категорическим императивом Канта, гласит: «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства», т.е. веди себя по отношению к другим так, как бы хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Итак, Кант разделил бытие на мир природы (мир опыта) и мир человека (умопостигаемый мир). Кант ограничил познавательные возможности человека миром явлений.

Иоганн Готлиб Фихте считал себя учеником Канта и развивал его идеи, пытаясь преодолеть кантовский дуализм разума (теоретический и практический). Он пытался вывести из принципа свободы практического разума познание природы, в результате чего пришел к выводу о том, что познание есть подчиненный момент единого нравственно-практического действия. Природа существует, чтобы дать субъекту возможность самореализации. «Я» (субъект) преодолевая сопротивление «не-Я» (окружающего мира), познает его, наделяя своими характеристиками и, в конечном счете, осваивает полностью, достигая тождества с самим собой. Впрочем, это – идеал познания, который на практике не достижим.

Фридрих Шеллинг пошел еще дальше. Он считал, что искусство глубже и истиннее науки. Бог сотворил мир в творческом акте, и познать мир можно также через творчество (позже эта идея получила развитие в рамках экзистенциальной философии). Искусство использует интуицию. Применение интуитивных методов в философии позволяет познать мир.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – создатель самой разработанной философской системы в истории мировой философии. Гегель считал философию наукой и пытался использовать научные методы при построении своей философской системы. Философия – наука о всеобщих законах духа и того, что он породил: природы, общества, людей. Метод истинной философии – диалектический метод, метод познания в понятиях. В вопросах методологии он радикально расходился во взглядах с Шеллингом.

Истинное знание, это соответствие понятия обозначаемому предмету. Однако все предметы объективного мира непрерывно меняются, поэтому наше знание о них тоже должно меняться. По Гегелю нет мира «вещей в себе», недоступного нашему познанию. «Вещь в себе» – это еще не познанная человеком часть предмета. Но то, что не познано сегодня, может быть познано в перспективе.

Существуют всеобщие законы природы и мышления, доступные человеческому познанию. Специфические для каждой сферы человеческой деятельности законы изучаются отдельными естественными и гуманитарными науками, а всеобщие законы постигаются философией, которая объявляется «наукой наук». Философия обладает методом, позволяющим учитывать противоречия в процессах движения и развития природы, общества и мышления. Диалектическая философия Гегеля предусматривает как главный принцип познания тождество мышления и бытия. Бытие подчиняется трем законам диалектики:

  1. Закону взаимоперехода количества в качество.

  2. Закону отрицания отрицания. Один Максим отрицал величие философии марксизма, но когда его вызвали куда надо, отрицал там свое отрицание, на практике убедившись в справедливости этого закона.

  3. Закону единства и борьбы противоположностей.

Именно Гегелю мы обязаны нашей идеей прогресса. Он считал критерием прогресса в обществе степень свободы человека. Свобода начинается со свободы мышления.

Людвиг Фейербах, как и последовавшие за ним Маркс с Энгельсом, был материалистом. Он критиковал систему и метод Гегеля. По его мнению и Гегелевская философия и религия возникают в результате наделения самостоятельной формой существования наиболее общих свойств человеческого рода: разума, бессмертия, блага, могущества.

Все атрибуты бога подарены ему людьми, отнявшими их у себя самих. Человек – высшее существо природы, продукт ее развития. Фейербах изменил понятие субъекта. Субъект – это целостный человек, человек в единстве духовных и родовых характеристик.

Немецкая классическая философия завершила собой развитие идей философии нового времени. Гегель считал, что после его работ ничего нового в философии сделать уже не удастся, однако он оказался плохим пророком. Постклассическая философия возникла на основе критики немецкой классической философии. Основные течения постклассической философии: иррационализм (Шопенгауэр, Ницше), позитивизм (Конт, Пуанкаре), феноменология (Гуссерль, Хайдеггер), экзистенционализм (Сартр, Камю).

Философия иррационализма, виднейшими представителями которой были Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше, возникла в качестве реакции на события Великой Французской Революции. Диктатура, декларировавшая в качестве своих основных принципов свободу, равенство и братство, построенная, казалось бы, с помощью разума и должная, согласно мнению рационалистов, привести к торжеству справедливости, на деле обернулась жестоким, совершенно палеозойским, террором. Стало ясно, что разум сам по себе не способен привести человека к счастью. Более того: большинство людей нуждается скорее в мифах, нежели чем в знании.

Попытка разобраться в причинах человеческих страданий и способе их преодоления с позиций Кантовской философии, привели Артура Шопенгауэра к мнению о том, что в мире нет разума. Миром правит воля – некая жестко обусловленная необходимость. Проявлениями воли являются инстинкт самосохранения, сила тяготения, магнетизм и т.п. Воля иррациональна, это просто потребность выжить, не имеющая никакой разумной, да и неразумной, цели. История бессмысленна, наука и техника не улучшают мира, а делают его более опасным. Науки не могут постичь мир, поскольку у воли нет рациональных законов.

Человек, погруженный в мир воли, подверженный воздействию безжалостного времени, обречен на угасание, горе и, в конечном счете, бесследное исчезновение. Жизнь – это скорбь. Человек может преодолеть эту скорбь через изживание в себе «воли к жизни» – Шопенгауэр приводит в качестве примера буддизм с его учением о Сансаре и Нирване. Искусство и религия призваны отвлечь человека от мыслей о грядущем исчезновении.

Как видно, философию Шопенгауэра отличает крайний пессимизм. Впрочем, сам он был не особенно благополучным человеком и жил в нелегкое время, поэтому удивляться тут нечему.

Хотя Фридрих Ницше и считал себя учеником Шопенгауэра, его учение значительно отличается. Ницше отрицает смерть. Жизнь – это вечный поток, вечный круговорот – вечное возвращение, по его собственным словам. Вся история повторяется. Воля слепа, но воля к власти – воля к жизни в человеке – проявляет себя как основа самоутверждения в духовной деятельности. Истины не существует. Наука занимается истолковыванием фактов, которые можно толковать как угодно. В толковании мира проявляется воля к власти. Человек создает сам себе мир, в котором живет.

Высший моральный принцип – власть. Моральны те поступки, которые приближают к власти. Такая мораль приводит к тому, что в обществе доминируют богатые, сильные, благородные люди. Неудачные и полуудачые существа должны погибнуть. Носителем такой морали должен был стать сверхчеловек. Сверхчеловек не имеет иллюзий старой морали и культуры.

Обращаю внимание на то, что работа «Воля к власти» написана не самим Ницше, а собрана из различных неопубликованных записей его сестрой. Ницше, когда писал эти записки, был уже болен. Отсюда выводы…

Философия позитивизма – другая ветвь постклассической европейской философии. Ранние позитивисты объявили всю философию, существовавшую до них спекулятивной, т.е. ненаучной, необъективной, принципиально непроверяемой. Никаких первопричин бытия нет и быть не может, а есть некое многообразие явлений, которые познает наука. Каждая наука имеет свои методы, поскольку всеобщих методов не существует. Философию следует рассматривать как некую науку, обобщающую данные различных естественных наук в цельную картину мира. Все явления и понятия, не проверяемые опытом, должны быть выброшены из науки и философии (верифицируемость). Т.о. отрицалось существование сверхчувственных явлений. Основоположником позитивизма считается Огюст Конт. Позитивизм возник как противовес пессимистичной иррациональной философии, в некотором смысле его можно считать попыткой возврата к идеалам нового времени.

Позитивизм, трансформировавшись, существует до наших дней. Поздние позитивисты (выделяют неопозитивизм и постпозитивизм), также как и основоположники этого направления философии, в основном интересуются гносеологической проблематикой. Их интересуют проблемы развития науки (Поппер, Кун), проблема объективности полученного знания и выявление причин ошибок и заблуждений (Витгенштейн и последователи видели проблему в языке, который свой у каждого человека), проблемы создания единого языка науки (Рассел, Шлик, Карнап, Нейрат, Фейгл) на основе математики или лингвистики (тот же Витгенштейн) и т.д.

В качестве примера приведем принцип фальсифицируемости научного знания, предложенный Карлом Поппером: утверждения, для которых нельзя указать метод опровержения, ненаучны.

Томас Кун предложил концепцию развития науки, основанную на понятии парадигмы – некоторой общепринятой идеи. Наука, по его мнению, развивается в три этапа: период нормальной науки, когда существующая парадигма устраивает всех ученых, и они занимаются поиском ее следствий; период накопления противоречий и появление альтернативных парадигм, когда борются различные альтернативные концепции; и научная революция, когда новая парадигма сменяет старую. После этого цикл повторяется. Проблема только в том, что наиболее ярко это выражено в физике, а в других науках почти не прослеживается.

Что можно сказать в заключение? Онтологическая проблематика позитивистов не интересовала. Этика позитивизма утверждала в качестве высшего блага накопление научного знания. Позитивизм наиболее близок, понятен и приятен представителям естественных наук.

Феноменология – одно из интереснейших направлений западной философской мысли конца XIX-XX в.в. Феноменология попыталась соединить крайний субъективизм с жесткой установкой на научность (наука, как известно добывает объективное знание). Феномен (он же – кантовское явление) понимается не как внешнее проявление, обнаружение сущности, а как самообнаружение предмета, тождественное с ним самим, самоочевидное и достоверное. Истина понимается не как соответствие мысли с действительностью, а как непосредственное переживание очевидности, общеобязательности, принудительной силы единства значений, лежащих в основе психического процесса, из которого исключен как опыт, так и познавательная активность индивида. Феноменологическая философия движется к истине на основе первичных данностей сознания и «глубинных интуиции» познающего субъекта. Путь выхода из кризиса объективизма; преодоление последнего усматривалось в том, чтобы мнениям, верованиям, «очевидностям» обыденного опыта придать большее значение для познания, чем истинам науки.

Экзистенциальная философия представляет собой четвертый большой пласт постклассической европейской философии. Наибольшего расцвета экзистенциальная философия достигла в 60-70 г.г. XX в. Первым представителем экзистенциальной философии считается Серен Кьеркегор. Он является родоначальником религиозного экзистенциализма. Атеистический экзистенциализм развился позднее, заимствовав ряд идей иррациональной философии и феноменологии. Никакой особенной методологии экзистенциалисты не вводили, поскольку считали философию скорее формой творчества, нежели наукой. Общей идеей экзистенциальной философии является невозможность системного, а, значит, научного, постижения бытия человека в объективном мире. Всесоздающая душа находится в самом человеке, она первична и вечна, а тело – вторично. Именно тело соединяет человека с земной жизнью. Как же достичь счастья?

Человек счастлив, если счастлива его душа. Счастье души возможно тогда, когда она развивается по своим собственным законам. Однако внешние факторы – общественные установки, например – и тело мешают полной свободе души. Для того, чтобы избавиться от их диктата необходимо уйти в себя, стать эгоцентристом, максимально ограничить внешнее общение, уйти от массовых действий и душа сможет себя реализовать. Однако, как не старайся, некий минимум общения все же остается, поэтому полное счастье невозможно. Для его достижения надо либо стать отшельником, оставив на душе только путы тела, либо совершить самоубийство. Самое забавное, что никто из философов этого направления не решился избавить свою душу от пут тела. Какое разительное отличие от Сократа, например!

Все течения экзистенциальной философии предлагали и менее радикальные способы борьбы с трагизмом существования. Религиозный экзистенциализм советовал обратиться к вере, а атеистический – к искусству, заимствуя идеи Шопенгауэра. Следует отметить, что экзистенциализм имеет так много течений (например – объективный и субъективный), что разобраться в них очень сложно – каждый автор создает свою систему и их очень много.

Все течения постклассической философии развиваются и в наши дни.

Исторически последним течением европейской философии является постмодерн. Для постмодерна характерна резкая критика классической и постклассической философии Запада. Постмодерн полностью рвет с классическими традициями, отвергая идеи гуманизма, концепции исторического прогресса и стремление построить научную теорию идеального общества или рационально обоснованную теорию самосовершенствования человека. Попытки создания системы общечеловеческих ценностей и приоритетов объявляются бессмысленными. Постмодернисты предлагают:

  1. Не создавать новых идеалов вместо отвергнутых старых. Истина невозможна.

  2. Создавать новую культуру, утверждающую полную свободу человека.

  3. Язык должен содержать не понятия, а знаки мгновенного эмоционального состояния людей.

  4. Хаос должен заменить порядок во всех сферах жизни общества. Все политические системы и точки зрения равноправны.

Человек представляется просто как тело. Чтобы быть счастливым необходимо в изобилии удовлетворять потребности тела – материальные (одежда, пища, питье и т.п.) и сексуальные (много и по-разному). Сознание и разум даны человеку для того, чтобы умело удовлетворять потребности. Разум помогает человеку играть различные роли в жизни и подбирать маски. В любой ситуации следует играть такую роль, которая позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности тела. Ни о какой душе речи не идет. Души нет, да и не сможет она существовать при таком образе жизни – ее вытесняют маски и роли.

Постмодерн сильно неоднороден – в этом он сродни экзистенциализму.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение в философию

    Документ
    И. Т. Фролов - академик РАН, профессор (руководитель авторского коллектива) (Предисловие; разд. II, гл. 4:2-3; Заключение); Э. А. Араб-Оглы - доктор философских наук, профессор (разд.
  2. Темы семинаров по философии. Семинар 1

    Семинар
    Питер Уир, 1998 г. Игры разума. реж. Рон Ховард, США, 001 ТЕМЫ ДОКЛАДОВ: Видимый мир как иллюзия: понятия «майя» (индуизм), «куфр» (ислам), «тлен» (христианство).
  3. Тема Введение. Политология как система знаний о политике (2 ч.)

    Документ
    Роль и место политологии в системе наук о природе и обществе. Объект и предмет политологии. Политика как politics, policy и polity. Основные методы изучения политики (методические подходы).
  4. Тема № Немецкая классическая философия

    Литература
    Немецкая классическая философия представлена Иммануилом Кантом, Иоганном Готлибом Фихте, Фридрихом Гегелем, Людвигом Андреасом Фейербахом. Все они оригинальные мыслители, каждый настолько своеобразен, что трудно не задаться вопросом,
  5. Тема введение 8 ч

    Лекция
    Лекция 1/ Философия науки, ее предмет и проблемы. Различные модели философии науки: позитивистская, гуманитарная, диалектическая. Взаимодействие философии и науки в контексте культуры.

Другие похожие документы..