Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
1.1.1. Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по организация хранения, комплектования, учета и использования архивных доку...полностью>>
'Лекция'
2.Общественное мнение как структурный элемент ПР. Структура, функции и закономерности в развитии общественного мнения. ПР-деятельность по формированию...полностью>>
'Документ'
Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, устан...полностью>>
'Книга'
Убежав, он мне оставил Руку мертвую в награду. Но теперь я раскусила Способ действий казнокрада. Поняла я, что волшебный Ключ имеется у вора, Отпираю...полностью>>

Главная > Лекция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Московская школа социальных и экономических наук

Факультет

Социологии

МЕТОДИКА ПОЛЕВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Для направления 040200.68 "Социология"

(подготовки магистра)

Автор программы: Даудрих Н.И.

Рекомендована секцией УМС

______________________________

Председатель

______________________________

«_____» __________________ 200 г.

Одобрена на заседании кафедры

Методов сбора и анализа социологической информации

Зав. кафедрой

д.с.н., проф. Толстова Ю.Н.

«_____» __________________ 200 г.

Утверждена УС

факультета Социологии

Ученый секретарь

______________________________

«_____» __________________ 200 г.

Москва

Содержание

Содержание 2

1. Описание курса 3

2. Темы лекций 4

3. Содержание лекций 5

Лекция 1. Проблема измерения в социологическом исследовании. Операциональные определения. Индикаторы качеств шкал 5

Лекция 2. Выборка. Основные типы выборки. Техника реализации территориальной выборки 5

Лекция 3. Структура вопросника. Классификация вопросов. Виды и способы нейтрализации основных ошибок при формировании вопросника. Дизайн вопросника 6

Лекция 4. Структура рабочего плана исследования. Предварительная подготовка: необходимые полевые документы, инструментарий 7

Лекция 5. Основные техники пилотажного исследования 7

Лекция 6. Принципы подготовки интервьюеров. Требования, тренинг, основы контроля работы интервьюеров 8

Лекция 7. Организация полевого исследования в социологии 9

4. Примерные темы эссе 10

5. Тематический план учебной дисциплины 11

1. Описание курса

Курс рассчитан на второй учебный семестр в рамках образовательной программы магистратуры по специальности 5212 «Социология».

Основные задачи курса состоят в том, чтобы:

  • познакомить слушателей с принципами и практической реализацией основных, наиболее часто используемых при проведении полевого социологического исследования методов сбора информации;

  • сформировать представление об организации полевого социологического исследования;

  • дать базовые практические навыки подготовки и проведения эмпирического исследования в социологии.

Итоговая оценка по курсу включает:

  • эссе по теме курса (3000 слов) – 80%;

  • работа на семинарах – 20%.

Виды деятельности

Время (часы)

Аудиторное общение преподаватель - студенты

21

Лекции

14

Семинары

7

Самостоятельная работа студентов, подготовка

45

Чтение

27

Тьюторинг

7

Всего часов

100

Кредиты

10

2. Темы лекций

  1. Проблема измерения в социологическом исследовании. Операциональные определения. Индикаторы качеств шкал.

  2. Выборка. Основные типы выборки. Техника реализации территориальной выборки.

  3. Структура вопросника. Классификация вопросов. Виды и способы нейтрализации основных ошибок при формировании вопросника. Дизайн вопросника.

  4. Структура рабочего плана исследования. Предварительная подготовка: необходимые полевые документы, инструментарий.

  5. Основные техники пилотажного исследования.

  6. Принципы подготовки интервьюеров. Требования, тренинг, основы контроля работы интервьюеров.

  7. Организация полевого исследования в социологии.

3. Содержание лекций

Лекция 1. Проблема измерения в социологическом исследовании. Операциональные определения. Индикаторы качеств шкал

Концептуальные и операциональные определения. Процедура измерения. Шкала как специальный стандарт измерения. Типы шкал. Этапы подготовки шкалы. Основные принципы конструирования шкал сумматорного типа.

Основная литература:

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект-пресс, 1995.

  2. Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев: Наукова думка, 1986.

  3. Baker J.L. Doing social research. 2nd ed. NY: McGraw-Hill inc., 1994.

  4. Black T.R. Evaluating social science research. An introduction. London, Sage, 1993.

  5. Carmines E.G., Zeller R.A. Reliability and Validity assessment. Newbury Park: Sage publication, Inc., 1979.

  6. Litwin M.S. How to measure survey reliability and validity. Thousand Oaks: Sage publications, 1995.

  7. Maranell G.M. Scaling: A Source book for Behavioral Scientists. Chicago: Aldine, 1974.

  8. Spector D.E. Summated rating scale constructing. An introduction. Sage, 1992.

Лекция 2. Выборка. Основные типы выборки. Техника реализации территориальной выборки

Дизайн выборки. Моделирование случайности в выборке: систематическая случайная выборка и метод Киша. Принципы конструирования целевой выборки. Объем выборки. Территориальная выборка. «Ремонт выборки»: взвешивание, удаление элементов, добор элементов, моделирование.

Основная литература:

  1. Давыдов А.А., Крыштановский А.О. Ремонт выборки // Социологические исследования. 1989. № 5.

  2. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Ава-Эстра, 1993.

  3. Чурилов Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев: Наукова думка, 1986.

  4. Шляпентох В.Э. Проблемы репрезентативности социологической информации. М.: Статистика, 1976.

  5. Babbie E. Survey research Methods. Belmont: Wodsworth publishing company, 1990.

  6. Cochran W.G. Sampling Techniques, 3rd ed. NY: John Wiley, 1977.

  7. Henry G. Practical sampling. London: Sage, 1990.

  8. Hansen H., Hurwitz N., Madow G. Sample survey. Methods and theory. NY: Sage, 1993.

  9. Kish L. Survey sampling. NY: John Wiley & Sons, 1965.

  10. Levy P.S., Lemeshaw S. Sampling of Populations: Methods and Applications. NY: John Wiley & Sons, 1991.

  11. Sudman S. Applied Sampling. San Francisco: Academic Press, 1976.

Лекция 3. Структура вопросника. Классификация вопросов. Виды и способы нейтрализации основных ошибок при формировании вопросника. Дизайн вопросника

Основные элементы вопросника. Рекомендации по порядку следования вопросов. Вопрос и его структурные элементы. Классификация вопросов. Проблемы в формулировании вопросов и ответов, правила составления вопросов. Проблема «нет ответа», проблема неискренности респондентов, этические проблемы полевого социологического исследования. Общие принципы дизайна вопросника: внешний вид, формат страницы, число вопросов и вариантов ответа, переходы. Дизайн табличных вопросов.

Основная литература:

  1. Аверьянов Л.Я. Социология: Искусство задавать вопросы. М., 1998.

  2. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 1998.

  3. Давыдов А.А., Давыдова Е.В. Измерение искренности респондента. М.: Издательство ИС РАН, 1992.

  1. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1,2 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990.

  2. Назарова И.Б. Качество опроса: факторы неответов // Социологические исследования. 1999. № 11.

  3. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Ава-Эстра, 1993.

  4. Садмэн С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002.

  5. Answering questions / Ed. by N. Schwarz, S. Sudman. San Francisco. Jossey-Bass publishers, 1996.

  6. Converse J.N., Presser S. Survey questions. Handcrafting the standardized questionnaire. Newbury Park. Sage, 1986.

  7. Dillman P.A. Mail and telephone surveys. The total design method. Washington. Washington state university, 1978.

  8. Foddy W. Constructing questions for interviews and questionnaires. Theory and practice in social research. Cambridge. Cambridge University Press, 1993.

  9. Oppenheim A.N. Questionnaire design, interviewing and attitude measurement. L-NY: Printer publishers, 1992.

Лекция 4. Структура рабочего плана исследования. Предварительная подготовка: необходимые полевые документы, инструментарий

Структура рабочего плана исследования: подготовка, полевой и аналитический этапы. Подготовительная стадия: подготовка необходимых документов для исследовательского проекта, техническое задание, сетевой график, бюджет проекта, штатное расписание, распределение обязанностей. Подготовка полевых документов: вопросник, карточки, инструкции для исполнителей.

Основная литература:

  1. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 1998.

  2. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М: Логос, 1999.

  3. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Ава-Эстра, 1993.

  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998.

  5. Black T.R. Doing quantitative research in the social science. London: Sage, 1999.

  6. Burgess R.G. In the field. An introduction to field research. Unwin Hyman ltd., 1984.

  7. Hakin C. Research design: Strategies and Choices of Social Research. London-NY: Routledge, 1994.

  8. Hedrick T.E., Bickman L., Rog D.J. Applied research design. Newbury Park: Sage publication, 1993.

  9. Hoinville G., Jowell R. and associates. Survey research practice. Gower publishing company ltd., 1985.

  10. McNeill P. Research Methods. 2nd ed. L-NY: Routledge, 1994.

Лекция 5. Основные техники пилотажного исследования

Виды пилотажного исследования. Объем выборки для пилотажа. Тестирование вопросника. Техники пилотажного исследования. Критерии тестирования. Оценка результатов пилотажного исследования.

Основная литература:

  1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. М.,1998.

  2. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 1998.

  3. Лютыньска К.П. Анализ адекватности ответов респондентов, полученных в углубленном пилотаже // Социологические исследования. 1978. № 4.

  4. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Ава-Эстра, 1993.

  5. Babbie E. Survey research Methods. Belmont: Wodsworth publishing company, 1990.

  6. Baker J.L. Doing social research. 2nd ed. NY: McGraw-Hill inc., 1994.

  7. Foddy W. Constructing questions for interviews and questionnaires. Theory and practice in social research. Cambridge. Cambridge University Press, 1993.

  8. Litwin M.S. How to measure survey reliability and validity. Thousand Oaks: Sage, 1995.

  9. Oppenheim A.N. Questionnaire design, interviewing and attitude measurement. L-NY: Printer publishers, 1992.

Лекция 6. Принципы подготовки интервьюеров. Требования, тренинг, основы контроля работы интервьюеров

Организация работы интервьюеров. Основные требования к интервьюерам. Принципы подготовки интервьюеров: базовый тренинг коммуникативных навыков, инструктаж, практика. Методы подготовки интервьюеров, упражнения. Основные ошибки в работе интервьюеров.

Основная литература:

  1. Бурлацкая М.Г., Петрова Л.Е. Стандартизированное интервью: проблемы организации // Социологические исследования. 1997. № 10.

  2. Геринг А.Г., Огородникова И.А. «Скажите, пожалуйста»: к вопросу об особенностях метода интервьюирования // Вестник Омского университета. 1999. Вып. 4.

  3. Макаров В.А. Ошибки интервьюера // Социологические исследования. 1989. № 3.

  4. Хайкин С.Р., Павлов Э.П. Как помочь интервьюеру? (Из опыта методических исследований) // Социологические исследования. 1991. № 4.

  5. Billet F., Loosveldt G. Improvement of the Quality of Responses to Factual Survey Questions by Interviewers // Public Opinoin Quarterly. 1988. Vol. 52. P. 190-211.

  6. Hoinville G., Jowell R. and associates. Survey research practice. Gower publishing company ltd., 1985.

  7. Gorden R.L. Interviewing: Strategy, Techniques and Tactics. NY: Dorsey Press, 1980.

  8. Kahn R.L., Canned C.F. The Dynamics of Interviewing: Theory. Techniques and Cases. NY: Wiley, 1961.

  9. Payne S.L. The art of asking questions. Princeton, New Jersey: Princeton University press, 1951.

  10. Pickery J., Loosveldt G., Carton A. The Effects of Interviewer and Respondent Characteristics on Response Behavior in Panel Surveys. A Multilevel approach // Sociological Methods and Research. 2001. Vol. 29. Issue 4. P. 509-523.

Лекция 7. Организация полевого исследования в социологии

Стадии полевого исследования. Подготовка команды. Техники контроля работы интервьюеров. Организация обработки информации. Особенности организации полевого исследования с помощью разных методов сбора информации: фокус-группы, экспертные интервью, холл-тесты, домашнее тестирование и т.п.

Основная литература:

  1. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола, 1998.

  2. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1,2 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990.

  3. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Ава-Эстра, 1993.

  4. Baker J.L. Doing social research. 2nd ed. NY: McGraw-Hill inc., 1994

  5. Beed T.W., Stimpson R.J. Survey Interviewing. L.: Unwin Hyman, 1985.

  6. Black T.R. Doing quantitative research in the social sciences. An integrated approach to research design, measurement and statistics. Sage, 1999.

  7. Burgess R.G. In the field. An introduction to field research. Unwin Hyman ltd., 1984.

  8. Gorden R.L. Interviewing: Strategy, Techniques and Tactics. NY: Dorsey Press, 1980.

  9. Hedrick T.E., Bickman L., Rog D.J. Applied research design. Newbury Park: Sage publication, 1993.

4. Примерные темы эссе

  1. Оценка устойчивости шкал: монополярных и биполярных.

  2. Оценка распределения признака по категориальной (шкала-меню) и по дихотомической шкале.

  3. Оценка надежности и валидности прямых и обратных шкал.

  4. Изменение распределения ответов при визуальной поддержке и без нее (карточки).

  5. Влияние структуры анкеты при ответах на сенситивные вопросы.

  6. Влияние графического оформления анкеты в исследовании.

  7. Влияние контактного вопроса на надежность получаемой информации.

  8. Влияние формы вопроса – прямой и косвенный – на ответы респондентов на сенситивные вопросы.

  9. «Эффект приписывания» при ответе на оценочные вопросы: прямой и косвенный формат вопроса.

  10. Причины отказа от ответов при ответе на вопросы анкеты.

  11. Влияние наличия и отсутствия в вопросах альтернативы «затрудняюсь ответить» на распределение ответов.

  12. Особенности симметричных и несимметричных шкал при измерении положительных и отрицательных феноменов.

  13. Эффективность прямых вопросов и проективных методик при оценке распространенности девиантного поведения.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1

Проблема измерения в социологическом исследовании. Операциональные определения. Индикаторы качеств шкал.

7

2

1

4

2

Выборка. Основные типы выборки. Техника реализации территориальной выборки.

7

2

1

4

3

Структура вопросника. Классификация вопросов. Виды и способы нейтрализации основных ошибок при формировании вопросника. Дизайн вопросника.

7

2

1

4

4

Структура рабочего плана исследования. Предварительная подготовка: необходимые полевые документы, инструментарий.

8

2

1

5

5

Основные техники пилотажного исследования.

7

2

1

4

6

Принципы подготовки интервьюеров. Требования, тренинг, основы контроля работы интервьюеров.

11

2

1

8

7

Организация полевого исследования в социологии.

7

2

1

4

Итого

54

14

7

33

Даудрих Н.И. ------------------------------

(подпись)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины социология рекламы  для направления 040200. 62 «Социология» Автор программы (1)

    Программа дисциплины
    Целью курса является изучение студентами реального функционирования института рекламы в современном социуме, социологических методов обеспечения этой деятельности и формирование системного комплекса знаний, навыков и умений по данному
  2. Программа дисциплины социология рекламы  для направления 040200. 62 «Социология» Автор программы (2)

    Программа дисциплины
    Целью курса является изучение студентами реального функционирования института рекламы в современном социуме, социологических методов обеспечения этой деятельности и формирование системного комплекса знаний, навыков и умений по данному
  3. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» Факультет социологии программа дисциплины (3)

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.68 «Социология», обучающихся на 1 курсе по магистерской программе "Современные методы и технологии
  4. Национальный Исследовательский Университет Высшая школа экономики Санкт-Петербургский филиал программа дисциплины (2)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  5. Программа вступительного экзамена в магистратуру по образовательной программе 040200. 68

    Программа
    Объект и предмет социологии. Место социологии в системе общественных наук. Основные категории социологии и их классификация. Понятие «социального». Основные функции социологии.

Другие похожие документы..