Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Собственники и менеджеры всего мира озабочены поиском модели эффективного управления. Особенно это актуально для творческих коллективов, цель которых...полностью>>
'Методическое письмо'
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление ...полностью>>
'Реферат'
5.Регулювання макроекономічної системи. 4.3.Ринок як елемент економічної системи. 4.3.1.Ринок як економічна категорія. 4.3. .Ринок трудових ресурсів. ...полностью>>
'Доклад'
«Дистанционная оценка метеорологических условий на аэродромах и площадках, ограниченно оборудованных метеорологическими приборами, с нерегулярными и э...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Региональная экономика: Борлакова З.А. Понятие устойчивого развития дотационного региона: анализ исследований зарубежных и отечественных авторов

Аннотация: В последние годы бюджетная система Российской Федерации характеризуется  огромным количеством дотационных регионов, что негативно сказывается на всей экономической системе страны. Возникает острая необходимость в региональном стратегическом планировании, выявлении наиболее приоритетных направлений развития экономики каждого региона, исходя из ее ресурсного потенциала и специализации. Основой обеспечение устойчивости является целостность региона, взаимосвязь социально- экономической и бюджетной подсистем.

Ключевые слова: регион, устойчивое развитие, дотации, дотационный регион.

Abstract: In recent years, the budget system of the Russian Federation is characterized by a huge number of subsidized regions, affecting the entire economic system. There is an urgent need for regional strategic planning, identifying priority areas of economic development in each region, based on its resource potential and specialization. The basis of sustainability is the integrity of the region, the relationship of socio-economic and budgetary subsystems.

Keywords: region, stable development, subsidies , subsidized region.

Фактически разрушенная в приватизационный период, система планирования социально- экономического развития привело к тому, что многие регионы так и не смогли адаптироваться к новым условиям. Уровень и качество жизни в регионах резко снизился, увеличился уровень безработицы. Все это привело к возникновению и стремительному увеличению числа дотационных регионов. Бюджеты большинства регионов, а именно 84% от всех субъектов входящих в состав Российской Федерации,  являются дотационными[ 1].

В настоящее время обеспечение устойчивого развития регионов является одной из актуальных задач, Президент и правительство обращают большое внимание к данной проблеме. Так  от 17 ноября 2008 г. № 1662-р принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», согласно которой Правительство России намерено сформировать модель устойчивого развития страны, как одного из лидеров глобальной экономики и обуславливает перспективность изучения понятий, и условий  путей перехода к устойчивому социально- экономическому развитию в российских регионах[ 2].

Многие ученые акцентируют внимание на данной проблеме, так, например, А.Г. Гранберг делает акцент на необходимости системного подхода к определению устойчивого развития региона и муниципального образования: «Понятие устойчивого развития региона призвано отразить современные научные взгляды на проявления и тенденции общественного территориального разделения труда и экономической интеграции. В нем учитываются как устойчивость в постсоветском экономическом пространстве сложившегося ранее территориального разделения труда, так и трансформация территориально-хозяйственной структуры из-за изменения социально-экономического положения…»[5]. В свою очередь М.И. Ахмадова считает, что «Устойчивость - универсальное свойство социально-экономических систем, заключающееся в их способности выполнять свои функции в условиях негативного воздействия – в определенных пределах по силе и времени – внешних и внутренних факторов, а также активно адаптироваться к позитивным изменениям» [ 4]. Практически во всех сферах определены принципы так называемой концепции устойчивого развития. М.И. Умаханов под устойчивым социально-экономическим развитием региона понимает модель расширенного воспроизводства целостной системы региона, в котором внутренние и внешние возмущения траектории развития до определенной степени гасятся [7]. Анализируя дальше труды известных авторов можно сделать вывод, то практически все сходятся в  на необходимости разработки новых стратегий, концепций, как в целом социально- экономического развития региона, так и отдельных отраслей, исходя из ресурсного потенциала наибольшее внимание уделяя инвестиционно- привлекательным. Мировая практика показывает, глобальное использование ресурсного потенциала региона, ставит под угрозу прежде всего экологию, что в свою очередь возрождает новую группу требующих решения задач. Так в 1984 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла решение о создании международной комиссии по окружающей среде и развитию, которая должна была подготовить соответствующий доклад для ООН. Эта комиссия ученых и общественных деятелей из разных стран под председательством госпожи Г. Х. Брунтланд (Норвегия) подготовила доклад «Наше общее будущее», где впервые была выдвинута концепция устойчивого социально-экономического развития в равновесии с окружающей средой (sustainable development) [6]. Суть доклада заключалась в том, что: человеческое общество посредством производства, демографических процессов и других сил создает слишком сильное давление на экосферу нашей планеты, ведущей к её деградации, лишь немедленный переход на путь устойчивого развития позволит удовлетворить существующие потребности, обеспечив при этом будущим поколениям такую же возможность [6]. Далее была проведена  Конференция ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. По числу глав государств она была самой представительной среди всех конференций ООН. В Рио была принята всеобъемлющая программа действий, так называемая «Повестка дня на ХХI век», где сделан вывод, противоположный концепции «пределов роста»: «Мы способны согласовать деятельность человека с законами природы и добиться всеобщего процветания». В свою очередь, А. А. Бартлетт предложил законы и гипотезы устойчивого развития [9] такие как: на рост численности населения, ни увеличение скорости потребления ресурсов не могут быть устойчивыми;  чем больше численность населения и чем выше скорость потребления им ресурсов, тем труднее привести общество к состоянию устойчивого развития; время реакции населения на изменения его прироста равно продолжительности жизни одного человека от окончания детского возраста до конца жизни, то есть около 50 лет; средний уровень жизни населения находится в обратной зависимости от численности населения, которое может устойчиво существовать на данной территории (от её потенциальной емкости);  для достижения устойчивого и желаемого уровня жизни необходимо, чтобы численность населения была меньше или равна потенциальной емкости территории;   выгоды от роста численности населения и увеличения потребления ресурсов достаются немногим, затраты же ложатся на плечи всего общество (трагедия всеобщего достояния); увеличение скорости потребления невозобновимого ресурса вызывает резкое снижение времени существования остающейся доли ресурса; когда затрачиваются большие усилия на повышение эффективности использования ресурса, получаемая выгода сравнима с дополнительной потребностью в ресурсе, возникающей вследствие прироста населения; когда скорость загрязнения превосходит самоочищающую способность окружающей среды, проще продолжать загрязнять, чем очищать среду; люди всегда будут в зависимости от сельского хозяйства, так что почва и другие возобновимые ресурсы будут всегда необходимы.

Гипотезы устойчивого развития (по А. Бартлетту):
1.Судя по среднему мировому уровню жизни 1994 года, численность населения земли превосходит её потенциальную емкость
2.Рост численности населения - это самая большая и самая коварная угроза демократии
3. Стоимость программ сокращения роста численности населения мала по сравнению со стоимостью самого роста численности населения;
4.Время, необходимое для планомерного перехода какой-либо страны к устойчивому развитию, возрастает пропорционально размерам населения и средней скорости потребления ресурсов на душу населения;
5. Стабильность общества это необходимое, но не достаточное условие устойчивого развития;
6. Бремя снижения уровня жизни вследствие роста населения и снижения ресурсов ложиться главным образом на плечи бедных;
7. Экологические проблемы не могут быть решены посредством увеличения скорости потребления ресурсов;
8. Состояние окружающей среды не может быть лучше предохранено посредством компромиссов;
9. К тому времени, когда перенаселенность и дефицит ресурсов станут очевидны для большинства людей, потенциальность экосферы уже будет превышена. И тогда будет слишком поздно думать об устойчивом развитии;

Понятие устойчивости появляется при переходе системы (природной, антропогенной) из одного состояния в другое, характеризуется способностью сохранять свои определенные свойства в течение времени и противостоять внешним воздействиям без изменения этих свойств или, приспосабливаясь к ним. Устойчивое развитие предполагает не смену таких состояний, а создание и планирование таких условий (учитывающих воздействие всех внешних факторов), при которых система, достигнув состояния устойчивости, уже не переходила в другие состояния. Поэтому важно определение критериев позволяющих определить устойчиво состояние или нет, достигнуты ли пороговые значения. Единых критериев, индикаторов пока нет, хотя попытки найти один или несколько универсальных индикаторов предпринимаются.

Ученый С. Мураи предлагает систему индикаторов страны и показателей устойчивого развития (табл. 1), разработанную главным образом на материале Японии.

Таблица 1  Основной набор индикаторов устойчивого развития и критерии определения границ (по Мураи) [10]


Индикатор развития

Устойчивое

Критическое

Разрушительное

Рост населения

<0,5% в год

1,0-1,5% в год

>2,0% в год

Валовой национальный продукт за год

3%<ВНП<5%

8%<ВНП<10%

ВНП>10% ВНП<0%

Обезлесение

<0,1% в год

0,5-1,0% в год

>1% в год

Относительная площадь лесов

>30%

15-20%

<10%

Площадь пашни

>0,3 га/чел.

0,15-0,2 га/чел.

0,1 га/чел.

Обеспеченность собственным зерном

>90%

60-70%

<50%

Плотность городского населения

<50 чел./га

100-150 чел./га

>200 чел./га

Численность населения города

<0,5 млн чел.

>1млн чел.

>10 млн чел.

Она дает представление о возможном наборе основных индикаторов устойчивого развития. Применение для других стран индикаторов и критериев состояния устойчивого развития, предлагаемых японским исследователем, требует проверки по широте охвата и показательности набора индикаторов, а также с точки зрения приоритетности показателей устойчивого развития для каждой страны.

Одной из задач многих цивилизованных стран является выравнивание уровней регионального развития и стимулирование развития отсталых и депрессивных районов Так, одной из статей расходов совместного бюджета стран ЕС являются расходы на выравнивание уровней регионального развития. В 1975 г. был создан Европейский фонд регионального развития для финансирования программ по выравниванию уровня экономического развития различных регионов Сообщества. К числу таких экономически отсталых (по меркам ЕС) стран и регионов относятся Греция, юг Италии, Португалия, Испания, Ирландская республика и Северная Ирландия.

Кроме Европейского фонда регионального развития (ЕФРР) решению региональных проблем должны содействовать и другие социальные институты - Европейский социальный фонд (ЕСФ), Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (ЕФОГА), Фонд (финансовый инструмент) содействия рыболовству.

В последние годы наблюдается увеличение числа дотационных регионов которое можно объяснить многими причинами. Например, в Российской Федерации такому увеличению способствовала структурная перестройка экономики страны, мировая практика показывает, что регион становится дотационным в случае, если  начинает испытывать кризис вследствие появления более прогрессивных отраслей, производящих товары-субституты, а так же одной из причин может явиться политическая обстановка в регионе, если  в течении определенного времени были военные действия.

Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей; регионы со средним экономическим потенциалом; проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы.

Само понятие «дотация» от латинского «dotatio» означает - дар, пожертвование. То есть безвозвратное денежное пособие, предоставляемое из государственного бюджета организациям, предприятиям, местным органам власти, отдельным лицам для покрытия убытков, компенсации потерь, балансирования местных бюджетов и других целей. В бюджетном законодательстве РФ дотации- это бюджетные средства, предоставляемые бюджету др. уровня  бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ); 2) средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета  и  бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения (ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»); 3) денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке государственным предприятия, организациям и отдельным производителям для покрытия убытков, разрыва между их расходами и доходами; доплата, материальная помощь[3].

Структурные диспропорции в развитии экономики регионов, низкая экономическая эффективность как национальной экономики в целом, так и ее отдельных составных частей обусловили необходимость теоретического осмысления сложившейся ситуации с позиции сочетания макроэкономического и регионального аспектов. Необходимо найти новые, адекватные реально сложившимся современным условиям решения с учетом функциональной специализации каждого из региональных образований на основе общих закономерностей развития национальной экономики. Результатом нарастания региональных диспропорций зачастую становится образование  дотационных регионов. Для оценки эффективности характера распределения между федеральным центром и региональными органами власти функций по обслуживанию населения и финансовых ресурсов выделяются четыре группы регионов, различающихся по уровню обеспеченности денежными доходами: Первая группа (А)- депрессивные регионы, в среднем на одного человека приходится менее 1,5 прожиточного минимума; вторая группа (Б)- дотационные (малообеспеченные) - в среднем на одного человека приходится 2 прожиточных минимума; третья группа (В)- регионы относительного благополучия, в среднем на одного человека приходится 3 прожиточных минимума; четвертая группа (Г)- регионы высокой обеспеченности населения (доноры), в среднем на одного человека приходится более 5 прожиточных минимума [8].

Многие авторы объединяют группы А и Б, но, на наш взгляд, это не совсем правильно, так как если депрессивный регион полностью зависит от федерального финансирования, то дотационный регион характеризуется как регион, который не только ожидает финансирования от федерального бюджета, но и эффективно использует свой экономический потенциал, но при этом уровень обеспеченности населения остается достаточно низким. 

Изучая исследования многих авторов, мы пришли  к выводу, что дотационность региона определяет ограниченность доступа значительной части населения к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности социального развития. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность и препятствует успешному развитию экономики регионов. Многие регионы вынуждены компенсировать недостаточный уровень развития производства, активным развитием сферы услуг, включая развитие туристско-рекреационных кластеров. Это вызвано территориальной неравномерностью развития экономики страны, так как для федеративного устройства России характерно большое число дотационных регионов на фоне узкого круга субъектов-доноров. Эта диспропорция порождает массу внутренних экономических и социальных проблем, которые с течением времени только усугубляются. Поэтому многие дотационные регионы вынуждены компенсировать недостаточный уровень развития производства, активным развитием сферы услуг, включая развитие туристско-рекреационной сферы. Анализ распределения регионов по уровню доходов является основой при отнесении регионов к тому или иному типу. Само же  понятие «устойчивое развитие дотационного региона» нуждается в уточнении. На наш взгляд, устойчивое развитие экономики дотационного региона отражает способность сохранять надежное, стабильное состояние экономики дотационного региона вне зависимости от влияния внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов, и эффективно использовать имеющиеся на территории дотационного региона ресурсы, предоставлять на рынок конкурентоспособные товары и услуги. Устойчиво развивающийся дотационный регион также должен бесперебойно выполнять свои социально-экономические функции субъекта Федерации.  Нужно заметить, что естественным базисом для обеспечения устойчивого социально-экономического развития дотационного региона является наличие на ее территории природно-ресурсного потенциала. В настоящее время состояние дотационных регионов характеризуется преобладанием низкорентабельных отраслей, наиболее трудно адаптирующихся к условиям рынка. Существующая много лет система вертикального и горизонтального взаимодействия хозяйствующих субъектов в рыночных условиях распалась, а новых инструментов взаимодействия экономических субъектов нацеленных на выпуск родственной продукции или продукции на одного потребителя не предложено.

В заключение отметим, что понятие «устойчивое развитие региона» в последнее время является одним из часто употребляемых терминов как в специалистами по региональной экономике, так и политиками и многими заинтересованными лицами. В последнее время с увеличением числа дотационных регионов, как в России, так и во многих странах, появилось понятие «устойчивое развитие дотационного региона». В связи с направлением региональной политики на переход к политике многополюсного  развития с ориентацией на наиболее развитые субъекты федерации, дотационным регионам, необходимо, заново определить свое место и роль в общеэкономическом пространстве, пересмотрев систему приоритетов и сконцентрировав усилия на тех направлениях, где возможно повышение уровня конкурентоспособности. Поэтому мы считаем, что устойчивое социально-экономическое развитие дотационного региона требует глубокого взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом, их конструктивного сотрудничества с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, кредитными учреждениями при безусловной поддержке государственных и муниципальных органов власти.

Библиографический список:

  1. ФЗ от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2010 г и на плановый период 2011-2012 гг.

  2. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

  3. Бюджетный кодекс РФ  Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года.

  4. Атабиева З. Б., Ахмадова М.-Э. И., Ахмадова М. И. и др. Актуальные проблемы развития региональной и муниципальной экономики / под науч. ред. Татуева А. А. - Пятигорск : РИА-КМВ, 2009

  5. Гранберг А.Г. Динамические модели народного хозяйства изд.во Экономика 1885

  6. Конференция ООН В Рио-де-Жанейро по окружающей среде (1992 год) /files/fil_rio1992

  7. Умаханов М.И. Устойчивое развитие региона: модель, основные направления, концепция: монография/ М.И.Умаханов, Р.Д.Шахпазова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.

  8. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление – М.: ИНФРА-М, 2006.

  9. Bartlett C, Ghoshal S. Changing the role of top management: beyond strategy to //Harvard business review, 1994, No.6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мировой экономики, управления и права (1)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 (6) [Текст]: научно-аналитический журнал (издается с 2007 г.).Тюмень: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП), 2008.

Другие похожие документы..