Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конспект'
Развивать: умение определять ускорение по графику или по формулам равноускоренного движения , а по заданиям начальных условий при равноускоренном движ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии с требованиями к о...полностью>>
'Документ'
Целью Инкотермс является обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней тор...полностью>>
'Сочинение'
Идея написать сочинение типа реквиема сидела во мне уже довольно давно, но я опять же, как это уже было со мной в пушкинском цикле, никак не мог найт...полностью>>

Главная > Элективный курс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Г.Л.Савинкова,

МОУ СОШ № 176, г. Самара

Элективный курс «Измерения в физике». 10 кл., 34 ч/год

Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов, изучающих физику как на базовом уровне, так и на профильном уровне. Элективный курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю). Включённая в Обязательный минимум содержания образования по физике, экспериментальная подготовка, занимает важное место в учебном процессе. В современной концепции физического образования особое внимание уделяется необходимости освоения учащимися научного метода познания, в том числе и его экспериментальной составляющей. В связи с введением профильного обучения на старшей ступени образования возникает необходимость внедрения дополнительных спецкурсов, направленных на формирование как общекультурных, так и предметных компетенций. Основным принципом реализации концепции профильного образования является дифференциация образования. При этом ученик получает возможность выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию. Данный элективный курс будет интересен учащимся, изучающим физику на базовом уровне, так как позволит скомпенсировать уменьшение часов, отводимых на изучение предмета в рамках программ базового уровня. Особый интерес курс «Измерения в физике» представляет для учеников, выбирающих изучение физики на углублённом уровне и ориентированных на поступление в технические ВУЗы. В рамках данного курса учащиеся получают более полное представление о методах измерения физических величин, принципах действия измерительных приборов, способах обработки результатов измерений и видах их представления; приобретают навыки планирования и организации экспериментальной деятельности, выбора рационального метода измерений и анализа полученных результатов, опыт самостоятельного выполнения экспериментов, решения заданий исследовательского типа. Для учащихся, изучающих физику на профильном уровне, также большой интерес представляют методики решения практико-ориентированных заданий, аналогичных заданиям, предлагаемым ЕГЭ.

Разработаны критерии эффективности обучения по курсу для разных уровней усвоения материала.

Критерии эффективности обучения курсу «Измерения в физике»

Использование измерительных приборов

Оценка погрешности

Проведение эксперимента

Обработка результатов эксперимента

Анализ результатов эксперимента

Средний уровень

Ученик определяет цену деления шкалы прибора и правильно определяет показания прибора

Ученик умеет определить абсолютную погрешность прямых однократных измерений

Ученик выполняет экспериментальную работу по инструкции

Ученик записывает результат измерения с учётом погрешности, представляет результаты измерения в виде таблицы с заданной структурой, строит график в указанных осях с заданным масштабом без указания погрешности

Ученик делает вывод относительно достижения цели работы

Достаточный уровень

Определяет погрешность измерения прибора

Умеет определять абсолютную погрешность косвенных измерений, пользуясь заранее заданным способом

Самостоятельно планирует эксперимент по заданной цели

Самостоятельно задаёт структуру таблицы для представления результатов эксперимента, строит график в указанных осях, самостоятельно выбирая масштаб, указывает погрешность измерения на графике

Делает вывод о достижении цели с указанием точности эксперимента

Высокий уровень

Самостоятельно выбирает измерительные приборы, соотносит класс точности прибора с целью эксперимента

Выбирает способ оценки погрешности, исходя из цели эксперимента

Самостоятельно решает экспериментальное задание

Самостоятельно определяет способ представления результатов эксперимента

Предлагает способы повышения точности эксперимента

Оценка эффективности обучения может быть проведена как по 5-бальной системе, так и в безотметочной форме. Для проведения контрольного этапа предусмотрено время в количестве 4 часа в первом полугодии и 4 – во втором. Учащиеся выполняют зачётную работу в виде мини-исследования по механике в первом полугодии и по молекулярной физике – во втором. Рекомендуемые темы исследований приведены в Приложении 2. Результаты исследования предоставляются на итоговом занятии. Работы выполняются в группе или индивидуально, в зависимости от профиля изучения предмета. Учитель наблюдает за ходом выполнения работы и проверяет отчёт о выполненном исследовании. Вывод об уровне сформированности знаний и умений делается в соответствии с критериями эффективности обучения.

Цели курса – создание условий для формирования и развития:

• интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента,

• умения самостоятельно производить физические измерения,

• умения оценивать точность измерения,

• умения самостоятельно планировать лабораторный эксперимент, обрабатывать результаты, анализировать и представлять полученные результаты,

• умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Задачи курса:

1. Формирование и развитие у учащихся:

• интереса к изучению физики,

• интереса к практическому проведению экспериментов и исследований, позволяющих исследовать явления природы и проверять физические законы на практике,

• умения работать в группе, представлять результаты эксперимента, отстаивать свою точку зрения.

2. Приобретение конкретных умений:

• пользоваться измерительными приборами,

• оценивать погрешность прямых и косвенных измерений,

• планировать проведение экспериментальной работы, отбирать необходимое лабораторное оборудование,

• предоставлять результаты измерений в виде таблиц и графиков,

• анализировать полученные результаты, делать выводы.

3. Формирование знаний:

• о способах измерения физических величин,

• устройства и принципов работы измерительных приборов,

• правил работы с измерительными приборами,

• правил вычисления абсолютной и относительной погрешности прямых и косвенных измерений, записи результата измерения с учётом погрешности.

Методы и формы работы, а также средства обучения, определяются содержанием курса. Элективный курс предусматривает как теоретические занятия, знакомящие учащихся с основами теории погрешностей, так и практические работы, позволяющие освоить определение погрешностей на практике. Особое внимание уделяется обработке результатов измерения, умению представлять информацию в табличном и графическом виде, анализировать полученные результаты и делать выводы. Курс сопровождается выполнением лабораторных работ по темам, соответствующим программе физики 10 класса. Выполнение лабораторных работ предусматривает как групповую форму работы, так и индивидуальную. При этом возможно дифференцирование по уровню изучения предмета: учащиеся либо работают по готовому описанию лабораторной работы, либо самостоятельно планируют и проводят исследование в соответствии с поставленной целью. Основным средством обучения является индивидуальный лабораторный стол ученика, оснащённый необходимым оборудованием. Полный перечень оборудования приведён в Приложении 1.

Общие рекомендации по проведению курса:

• Перед выполнением лабораторных работ необходимо проведение инструктажа по технике безопасности.

• Перед каждой лабораторной работой необходимо организовать повторение теоретического материала по теме работы.

• Для организации работы учащихся, изучающих физику на базовом уровне, рекомендуется использовать инструкции по проведению практических и лабораторных работ. Для учеников, изучающих предмет на профильном уровне, по мере формирования навыков предлагать самостоятельно планировать проведение лабораторной работы.

• Для учащихся, изучающих физику на базовом уровне, рекомендуется в большей степени использовать групповые формы работы, а для учеников, изучающих предмет на профильном уровне, – самостоятельные и индивидуальные формы работы.

• Перечень лабораторных работ может быть изменён, исходя из профиля обучения и наличия лабораторного оборудования.

Содержание курса

I. Введение (8 часов)

Физические величины и их измерение, погрешности прямых и косвенных измерений, обработка результатов измерений, построение графиков.

II. Измерение в механике (9 часов)

Лабораторный практикум по измерению механических величин: ускорения, силы, работы, коэффициента трения, жёсткости.

III. Измерения в молекулярной физике (14 часов)

Измерение температуры и тепловых величин. Лабораторный практикум по измерению тепловых характеристик вещества, изучению газовых законов, измерению модуля Юнга, коэффициента поверхностного натяжения, диаметра капилляров.

Список практических и лабораторных работ с указанием лабораторного оборудования и материалов, необходимых для проведения работ приведён в Приложении 1.

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

В том числе

теор. занятия

практич.

занятия

1

Физические величины и их измерения

1

0,5

0,5

2

Практическая работа «Измерение массы, объёма, линейных размеров»

1

1

3

Погрешности прямых однократных измерений

1

0,5

0,5

4–5

Оценка границ случайных погрешностей измерения

2

1

1

6

Обработка результатов измерения

1

0,5

0,5

7

Практическая работа «Измерение линейных размеров, площади и объёма»

1

1

8

Построение графиков

1

0,5

0,5

9

Лабораторная работа «Измерение коэффициента трения скольжения»

1

1

10

Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения»

1

1

11

Практическая работа «Измерение механической работы»

1

1

12

Лабораторная работа «Проверка закона сохранения энергии при действии силы тяжести и силы упругости»

1

1

13

Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и силы упругости»

1

1

14–17

Выполнение и защита зачётной работы

4

4

18–19

Измерение тепловых величин

2

1

1

20–21

Измерение микроскопических величин: массы атома, скорости хаотичного движения молекул, количества молекул

2

1

1

22

Лабораторная работа «Измерение удельной теплоты плавления льда»

1

1

23

Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

1

1

24

Лабораторная работа «Измерение КПД установки с нагревателем – спиртовкой»

1

1

25

Лабораторная работа «Изучение изотермического процесса»

1

1

26

Лабораторная работа «Изучение изобарного процесса»

1

1

27

Лабораторная работа «Измерение модуля Юнга резины»

1

1

28

Лабораторная работа «Измерение диаметра капилляра»

29

Лабораторная работа «Измерение коэффициента поверхностного натяжения»

1

1

30

Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха»

1

1

31–34

Выполнение и защиты зачётной работы

4

4

Краткое содержание тем

1. Физические величины и их измерения (1 час)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-исследовательская программа история безгина О. А. Кпроблеме возникновения сельской кредитной кооперации в России

    Программа
    В статье рассмотрены некоторые пути повышения интереса студентов к философской отрасли знания. Особое внимание уделено обучению формулировке предельно общих вопросов, доходящих до метафизических, на основе анализа конкретных ситуаций

Другие похожие документы..