Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Оскуолађa аан бастаан киирбит кэрэ бэлиэ түгэммин хаҺаан да умнубаппын. Маңнайгы кылааска миигин ийэм Анна Васильевна сиэтэн киллэрбитэ. БиҺиэхэ анаа...полностью>>
'Методические указания'
Целью данной курсовой работы является повышение уровня практических навыков студентов специальности 240100 «Организация перевозок и управление на тра...полностью>>
'Программа'
Создание единого воспитательного пространства в школе с целью формирования духовно-нравственных и гражданско – патриотических качеств подрастающего по...полностью>>
'Документ'
Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, которое приводит к стойким нарушениям мозговой функции. Частота от 1,3-7,4 на 1 в год. Япония – 1...полностью>>

Компетентностный подход в реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Компетентностный подход в реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Н.П.Карпиченко, первый проректор

Московского нового юридического института,

доктор исторических наук, профессор

В статье раскрываются основные проблемы компетентностного подхода в реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция». Автор считает, что, положив в основу реализации основной образовательной программы компетентностный подход, юридический вуз обеспечивает гарантию качества подготовки обучающихся на всех этапах образовательного процесса, выпуск квалифицированных, компетентных бакалавров юриспруденции.

Ключевые слова: компетентностный подход, образовательная программа, юриспруденция, направление подготовки, высшее профессиональное образование.

Назревшая необходимость модернизации отечественной системы высшей школы, базировавшейся в основном на передаче знаний, на репродуктивной системе обучения, привела к появлению новых, активных и интерактивных методов и приемов обучения, новых педагогических технологий, призванных актуализировать все области содержания высшего образования, ориентировать его на результативность, на достижение высокого уровня компетенции выпускников.

Одной из таких современных педагогических технологий образования является предложенный Координационным советом учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы модульно-компетентностный подход к организации учебного процесса. Он представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает овладение совокупностью необходимых компетенций для обучающегося как будущего специалиста, а в качестве средства достижения цели – модульное построение структуры и содержания профессионального образования.

Модуль, включенный в данную программу, представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной компетенции или группы компетенций. Другими словами – модуль – это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на его выходе. Соответственно, модульная образовательная программа – это совокупность и определенная последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.

Компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной работы в определенной области. Она представляет собой интегральную характеристику обучающегося, т.е. динамичную совокупность его знаний, умений, навыков, способностей и личных качеств, которую он обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Они подразделяются на общекультурные и профессиональные. Общекультурные компетенции являются переносимыми, они менее жестко привязаны к объекту и предмету труда. Профессиональные компетенции отражают профессиональную квалификацию обучающегося и различаются для различных направлений подготовки. Компетенции как результаты образования выражаются в терминах порогового (минимального, необходимого) уровня, который, как ожидается, должен быть достигнут обучающимся по завершении освоения того или иного модуля,

При изучении студентами модулей за каждый из них начисляется определенное количество кредитов (зачетных единиц), выступающих в качестве меры трудоемкости учебной работы и выражающих совокупность всех составляющих учебного процесса. При начислении кредитов (зачетных единиц) за модуль в трудоемкость засчитываются: аудиторная нагрузка, самостоятельная работа студента, курсовые работы, подготовка и сдача зачетов и экзаменов, а также практики, НИР студента, написание им выпускной квалификационной работы и т.п. Целью освоения образовательной программы становится приобретение студентом определенных компетенций, средством их формирования – модуль как самостоятельная единица этой программы, а системой учета трудоемкости обучения – кредиты (зачетные единицы), начисляемые за освоение каждого модуля.

Таким образом, складывается программа обучения, как установленная совокупность курсовых единиц или модулей, официально признаваемых для присуждения обучающемуся конкретной степени (квалификации) при достижении им определенного количества кредитов (зачетных единиц). При этом, компетенции как результаты образования рассматриваются в качестве главных целевых установок в реализации образовательной программы, как интегрирующие начала компетентностной модели выпускника.

Именно на таком принципе построена основная образовательная программа (ООП) высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция в Московском новом юридическом институте, реализующая компетентностный подход в подготовке бакалавра юриспруденции. Программа разработана с учетом требований рынка труда на основе и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного и введенного в действие приказом Минобрнауки России от 04 мая 2010 г. №464.

Она представляет собой комплекс документов, регламентирующих учебный процесс в вузе по данному направлению подготовки: рабочие учебные планы для различных форм обучения, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы практик, научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарные учебные графики, другие материалы, обеспечивающие реализацию компетентностной образовательной технологии. ООП устанавливает цели, планируемые результаты, структуру и содержание образования, условия и технологии реализации образовательного процесса, системы деятельности профессорско-преподавательского состава, обучающихся, организаторов образования, средства и технологии оценки и аттестации качества подготовки обучающихся на всех этапах их обучения в вузе в соответствующие сроки и с соответствующей трудоемкостью. Другими словами, основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция является основной документацией института, которую он самостоятельно разработал, сформировал соответствующим образом и продвигает на рынке образовательных услуг.

Срок освоения ООП в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск, составляет 4 года; для очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения – 5 лет. Трудоемкость освоения основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год в среднем равна 60 зачетным единицам, за весь период обучения - 240 зачетным единицам (при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам). Лицам, освоившим основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки Юриспруденция (набравшим за весь период обучения 240 зачетных единиц), присуждается квалификация ( степень) «бакалавр».

При формировании ООП бакалавриата проанализирован перечень видов и задач профессиональной деятельности будущего выпускника, осуществлена их конкретизация в соответствии с профилем подготовки. Будущий бакалавр юриспруденции в процессе обучения готовится к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической. В соответствии с этими (определенными ФГОС ВПО) видами профессиональной деятельности он призван решать такие профессиональные задачи, как: участие в подготовке нормативно-правовых актов (в процессе нормотворческой деятельности); обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов (в процессе правоприменительной деятельности); обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности (в процессе правоохранительной деятельности); консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов (в процессе экспертно-консультационной деятельности); а также преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания (в процессе педагогической деятельности).

Основная образовательная программа устанавливает обязательный перечень общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник Московского нового юридического института. Общекультурные компетенции (ОК) - это: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способен понимать сущность и значение информатики в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13); владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом (ОК-14).

В результате освоения ООП выпускник призван обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в нормотворческой деятельности – способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); в правоприменительной деятельности – способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); в правоохранительной деятельности – готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); в экспертно-консультационной деятельности – готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способен толковать различные правовые акты (ПК-15); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); в педагогической деятельности – способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Исходя из приведенного перечня общекультурных и профессиональных компетенций, при формировании ООП определено содержание образования в виде перечней учебных курсов, дисциплин (модулей), практик, в процессе освоения которых должны быть приобретены знания, умения и владения, входящие в состав конкретных компетенций. По каждой из компетенций создан паспорт, раскрывающий как общую технологию формирования компетенции, так и технологии ее формирования при изучении соответствующих дисциплин (модулей).

Так, паспорт компетенции ПК-2 (Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры) определяет: общие требования к освоению компетенции (что конкретно должен знать, уметь и чем владеть выпускник в соответствии с этой компетенцией); модель ее формирования, включающую в себя перечень учебных дисциплин (теория государства и права, конституционное право России, история правовых и политических учений, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран), практик и итоговой государственной аттестации, освоение которых позволяет сформировать данную компетенцию; технологию ее формирования (в процессе лекций, практических занятий, семинаров, самостоятельной работы, подготовки курсовой работы, прохождения учебной практики); формы оценочных средств (тестирование, выступление на семинаре, эссе, письменная контрольная работа, курсовая работа, зашита курсовой работы, защита отчета по учебной практике, зачет, экзамен), позволяющих оценить знания, умения и уровень приобретенной компетенции, а также технологии формирования компетенции при изучении приведенных выше конкретных дисциплин, формирующих данную компетенцию.

Для формирования у выпускников вышеназванных общекультурных и профессиональных компетенций основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в институте, предусматривает изучение следующих учебных циклов:

- гуманитарный, социальный и экономический цикл;

- информационно-правовой цикл;

- профессиональный цикл

и разделов:

- учебная и производственная практики;

- итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет: инвариантную - базовую часть, установленную стандартом и обязательную для изучения во всех вузах, осуществляющих подготовку бакалавров юриспруденции, и вариативную (профильную) часть, устанавливаемую вузом и ориентированную на формирование компетенций, соответствующих специфике определенного профиля (при этом, не менее одной трети вариативной части суммарно по всем циклам составляют дисциплины по выбору).

Базовая (обязательная) часть призвана формировать базовые знания, умения и компетенции для будущей профессиональной деятельности. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения образования в магистратуре. Дисциплины (модули) по выбору гуманитарного, социального и экономического, а также информационно-правового циклов нацелены на углубление общекультурных компетенций, а профессионального – на овладение профессиональными компетенциями в соответствии с профилем подготовки. Кроме того, для студентов очной формы обучения предоставляется возможность освоения (по желанию) факультативных дисциплин (модулей) в объеме 9 зачетных единиц сверх обязательных 240 по ФГОС ВПО.

В качестве профилей подготовки (специализаций) для выбора студенту предлагаются два профиля: гражданско-правовой и уголовно-правовой со своими, соответствующими конкретному профилю подготовки дисциплинами (модулями).

Базовая часть гуманитарного, социального и экономического цикла предусматривает освоение следующих обязательных дисциплин (модулей): «Философия», «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Экономика», «Профессиональная этика», «Безопасность жизнедеятельности». Вариативная часть предполагает освоение дисциплин (модулей): «Логика», «Социология», «История», «Психология и педагогика». Дисциплины по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла представлены дисциплинами: «Русский язык и культура речи», «Культурология». Трудоемкость по циклу – 30 зачетных единиц.

Базовая часть информационно-правового цикла предполагает освоение дисциплины (модуля) «Информационные технологии в юридической деятельности», вариативная часть – дисциплины (модуля) «Методы принятия управленческих решений», дисциплины по выбору представлены «Концепциями современного естествознания» и «Правовой статистикой». Трудоемкость – 10 зачетных единиц.

Профессиональный цикл - самый крупный, с общей трудоемкостью 185 зачетных единиц. Его базовая часть представлена следующими дисциплинами (модулями): «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», «Трудовое право», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Экологическое право», «Земельное право», «Финансовое право», «Налоговое право», «Предпринимательское право», «Международное право», «Международное частное право», «Криминалистика», «Право социального обеспечения».

Вариативная (профильная) часть включает дисциплины (модули): «Римское право», «Историю политических и правовых учений», «Муниципальное право России», «Правоохранительные органы», «Уголовно-исполнительное право», «Прокурорский надзор», «Адвокатуру», «Юридическую психологию», «Актуальные проблемы государства и права», а также «Актуальные проблемы гражданского права» - для гражданско-правового профиля и «Актуальные проблемы уголовного права» - для уголовно-правового профиля.

Дисциплины по выбору для гражданско-правового профиля представлены «Правом интеллектуальной собственности», «Жилищным правом», «Банковским правом», «Наследственным правом», «Страховым правом», «Корпоративной социальной ответственностью», для уголовно правового профиля – «Правовыми основами оперативно-розыскной деятельности», «Методикой расследования преступлений», «Криминологией», «Методами исследования преступлений», «Назначением наказания по российскому уголовному праву» и «Научными основами квалификации преступлений».

В качестве факультативных дисциплин студентам, обучающимся по гражданско-правовому профилю, предлагаются дисциплины «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности», «Криминология», «Назначение наказания по российскому уголовному праву»; обучающимся по уголовно-правовому профилю – «Банковское право», «Право интеллектуальной собственности» и «Страховое право».

Общая трудоемкость каждой дисциплины (за исключением дисциплин по выбору обучающихся) составляет не менее 2 зачетных единиц. Их освоение завершается зачетом. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет 3 и более единиц, выставляется дифференцированная оценка (п.7.4 ФГОС ВПО).

Основным видом учебной работы студента является теоретическое обучение. Оно направлено на формирование фундаментальных знаний, необходимых для освоения ООП и служащих базой для формирования всего комплекса социально-личностных и профессиональных компетенций выпускника. Теоретическое обучение включает в себя занятия в аудитории с преподавателем (лекционного типа и практические) и внеаудиторную самостоятельную работу. При этом, занятия лекционного типа, предусматривающие формирование у обучающихся общекультурных компетенций, составляют менее 40 процентов аудиторных занятий, а формирующие у обучаемых профессиональные компетенции – менее 30 процентов аудиторных занятий, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (п.7.3, п.7.13). Как видно, упор делается на практические занятия. Кроме того, в учебном процессе предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, деловых и ролевых игр, анализа конкретных правовых ситуаций и материалов судебной практики, моделирования схем разрешения трудовых споров и других), удельный вес которых составляет 25 процентов аудиторных занятий (требование ФГОС ВПО (п.7.3) – не менее 20 процентов), проведение встреч с российскими и зарубежными юристами, государственными и общественными деятелями, мастер-классов экспертов и специалистов в рамках учебных курсов.

Максимальный объем аудиторных занятий в неделю при освоении ООП бакалавриата при очной форме обучения не превышает 27 академических часов. При этом, в указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. Дисциплина (модуль) «Физическая культура» реализуется при очной форме обучения вне расписания учебных занятий в объеме 400 часов, из них 360 часов приходятся на практические занятия, в том числе игровые виды подготовки. Минимальный объем аудиторной нагрузки для обучающегося при очно-заочной (вечерней) форме обучения в среднем за весь период теоретического обучения составляет не менее 12 часов и не более 16 часов в неделю, а для заочной формы обучения – не менее 160 и не более 200 часов в год. Выполнение итоговых контрольных мероприятий по дисциплинам теоретического обучения построено по модульному принципу и осуществляется по окончании каждого модуля.

Обязательным разделом основной образовательной программы является раздел «Учебная и производственная практики». Учебная и производственная практики непосредственно ориентированы на профессионально-практичекую подготовку обучающихся, на их будущую профессиональную деятельность, приобретение и закрепление ими общекультурных и профессиональных компетенций в процессе выполнения профессиональных обязанностей юриста в условиях реальной практической работы. При этом, выбор места производственной практики обязательно определяется профилем подготовки (гражданско-правовым или уголовно-правовым). Аттестация по итогам практики предусматривает наличие плана практики, характеристики с места практики, отзыва руководителя практики и письменного отчета обучающегося. По результатам аттестации обучающемуся выставляется дифференцированная оценка. Трудоемкость этого раздела ООП -12 зачетных единиц.

Реализация основной образовательной программы обеспечена научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. При этом, доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс, составляет 67 процентов (требование ФГОС ВПО – не менее 60 процентов), ученую степень доктора наук и (или) ученую степень профессора – около 20 процентов (требование ФГОС ВПО – не менее 10 процентов). Все преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по профессиональному циклу, имеют высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, около 80 процентов из них являются кандидатами и докторами наук. Программой предусматривается также привлечение к образовательному процессу не менее 5 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций и служб. Доля преподавателей из числа внешних совместителей, привлекаемых к учебному процессу по дисциплинам профессионального цикла, не превышает в соответствии с ФГОС ВПО 40 процентов.

В структуре института функционируют четыре кафедры юридического профиля: кафедра теории и истории государства и права, кафедра государственно-правовых дисциплин, кафедра гражданско-правовых дисциплин и кафедра уголовно-правовых дисциплин.

Основная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям). По каждой из учебных дисциплин (модулей) в соответствии с методическими рекомендациями для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов «Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основных образовательных программ, реализующих федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования», изданными Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов и Координационным советом учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы в 2009 году, в институте разработаны компетентностно-ориентированные учебно-методические комплексы (УМК).

Каждый из них помимо традиционных требований к освоению дисциплины (модуля) включает требования, обусловленные компетентностым подходом, в частности: перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения, и соответствующих компетенций; матрицу распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины; перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций; перечень форм, методов, типовых заданий для контроля и самооценки уровня сформированности заявленных в программе дисциплины результатов образования (компетенций) и другие.

Так, учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право», как и УМК по всем другим дисциплинам ООП, состоит из 10 разделов. В первом разделе определены цели и задачи освоения дисциплины, показано ее место в структуре ООП и междисциплинарные связи, представлены объем (трудоемкость в зачетных единицах и часах) и виды учебной работы по дисциплине для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения, ее дидактические единицы, сформулированы требования к результатам освоения дисциплины (т.е. что должен знать, уметь и чем владеть обучающийся), формированию соответствующих компонентов компетенций ОК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-10, ПК-12, ПК-14, ПК-17.

Во втором разделе УМК представлены тематические планы изучения дисциплины для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения в ходе аудиторных занятий (с указанием на то, какие из этих занятий проводятся в традиционной, а какие в активной и интерактивной формах), а также в процессе их самостоятельной работы.

В третьем разделе сосредоточена структурированная по частям, разделам и темам рабочая учебная программа дисциплины «Уголовное право» с указанием источников, обязательной и дополнительной литературы для изучения по каждой теме; в четвертом – требования к формированию компетенций, представленные матрицей распределения компетенций, формируемых дисциплиной, по разделам и темам (с раскрытием содержания соответствующих компонентов компетенций).

В пятом разделе сосредоточены планы семинарских и практических занятий для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения.

В шестом разделе УМК представлен перечень образовательных технологий (традиционных, активных и интерактивных), используемых в учебном процессе по дисциплине для формирования соответствующих компетенций при очной, очно-заочной и заочной формах обучения, раскрыта методика проведения различных видов учебных занятий по конкретным темам в активной и интерактивной формах.

Раздел седьмой «Организация самостоятельной работы студентов» содержит тематические планы самостоятельной работы студентов различных форм обучения (очной, очно-заочной, заочной), в которых распределено время на работу по конспектированию источников и учебной литературы, решению практических задач, выполнению тестовых заданий и письменных работ, подготовке сообщений и докладов, а также конкретные задания для самостоятельной работы студентов по определенным темам рабочей учебной программы с указанием их цели, содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема, отчетности и метода оценки.

Восьмой раздел УМК посвящен оценке качества освоения дисциплины и содержит технологию контроля и самооценки уровня сформированности соответствующих компетенций по формам обучения, а также фонды оценочных средств, включающие оценку знаний, умений и навыков на практических занятиях, тестовые задания, тренинги, задачи по разрешению конкретных правовых ситуаций, тематику курсовых и контрольных работ, перечни вопросов для текущей, промежуточной и итоговой оценки компетенций как результатов образования.

В девятом разделе сосредоточены источники: нормативные правовые акты, судебная практика, комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации, основная и дополнительная литература по уголовному праву, интернет-ресурсы.

Последний (десятый) раздел – это глоссарий, представляющий собой совокупность понятий для достижения целей и задач, стоящих перед уголовным законом, определения и раскрытия содержания уголовно-правовой оценки преступлений.

Разработанные в институте современные компетентностно-ориентированные учебно-методические комплексы по дисциплинам ООП, являются важнейшими, но не единственными инструментами реализации компетентностного подхода в подготовке бакалавра юриспруденции. Институт располагает необходимой учебно-материальной базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся. К услугам студентов специализированные аудитории, оборудованные для проведения занятий по теории государства и права, гражданскому праву, уголовному праву, криминалистике; просторный учебный зал судебных заседаний; собственная библиотека с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму и необходимыми условиями их хранения и пользования. Библиотечный фонд укомплектован в соответствии с нормативными требованиями. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к электронно-библиотечной системе , дающей возможность индивидуального доступа из любой точки, подключенной к сети Интернет.

Оценка компетенций как результатов образования осуществляется в ходе текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников с помощью разработанных кафедрами и утвержденных ученым советом фондов оценочных средств, позволяющих выявить уровень сформированности компетенций и получить достоверную информацию о качестве подготовки. Конкретные формы, технологии и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации по каждой дисциплине также разработаны вузом и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. Итоговая государственная аттестация выпускников включает в себя два междисциплинарных государственных экзамена по нескольким дисциплинам профессионального цикла: первый – общий для всех выпускников, второй – профильный.

Таким образом, положив в основу реализации основной образовательной программы компетентностный подход, институт обеспечивает гарантию качества подготовки обучающихся на всех этапах образовательного процесса, выпуск квалифицированных, компетентных бакалавров юриспруденции.

Литература

Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. С.17-22.

Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. М., 2005.

Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2005. С.54 -56.

Подходы к разработке нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / В.А.Богословский, С.Н.Гончаренко, Е.В.Караваева, Е.Н.Ковтун, Н.И.Максимов, В.А.Петров. М., 2008.

Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 г. №71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».

Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 г. №464 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)».

Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. М., 2005.

Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Под ред. профессора Н.А.Селезневой. М., 2009.

Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. М., 2009.

Об авторе:

Карпиченко Николай Петрович - первый проректор Московского нового юридического института, доктор исторических наук, профессор (karpichenko@mnui.ru)/



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки по направлению 030900 Юриспруденция 2 Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция

    Основная образовательная программа
    1.3 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (аннотация) (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030900 Юриспруденция и профилям подготовки.
  3. Программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030900. 62 "Юриспруденция". Нормативные документы для разработки

    Программа
    4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 030900.62 "Юриспруденция".
  4. Образовательный стандарт высшего профессионального образования федерального государственного образовательного учреждения (2)

    Образовательный стандарт
    Образовательный стандарт ВПО ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина» по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» профиль «Государственно-правовой», «Гражданско-правовой» разработан на основе
  5. Задачи дисциплины   раскрыть основные понятия философии, основные этапы её развития, основные направления (2)

    Регламент
      раскрыть основные подходы к проблеме законов общественного развития, основные теории, посвященные смыслу и структуре истории, основы философской антропологии,

Другие похожие документы..