Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
  Одной из главных задач в работе учителя биологии является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его ...полностью>>
'Семинар'
Есть два вида взаимоотношений с коллегами, которые заинтересуют нас здесь прежде всего. Первый - это общение на равных. Второй - целенаправленное вли...полностью>>
'Документ'
Целью выполнения курсовой работы слушателями курсов повышения квалификации является получение интеллектуального продукта, представляющего собой объек...полностью>>
'Документ'
Настоящие нормы и правила разработаны в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и предназначены для разработки и экспертизы пр...полностью>>

Главная > Реферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский государственный университет культуры

и искусств

Факультет народной художественной культуры

и музейного дела

Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы

НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ТВОРЧЕСТВО

Сборник программ

Москва – 2002

Народное художественное творчество: Сб. программ / Науч. ред. Т.И.Бакланова.- М.,2002

Содержание

Русская традиционная культура (Е. Б. Ангелина)

Изобразительное искусство (И.Л.Голованова)

Театральное творчество (Н.И.Ивушкина)

Русские народные музыкальные инструменты (Ермолова С.А.)

Хореография (Т.В. Савинко, С.А. Куприянова)

Введение

Данный сборник посвящен довузовскому уровню этнохудожественного образования, который активно развивается в России в последнее десятилетие. Формирование и развитие интереса личности к народной художественной культуре необходимо начинать с раннего детства. Именно в детском возрасте приобщение к духовно-нравственным ценностям и идеалам народного художественного творчества, к лучшим традициям отечественной культуры и искусства – наиболее эффективный путь этнокультурного, патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан России, повышения их культуры межнационального общения.

В сборнике представлены некоторые программы, разработанны педагогами-экспериментаторами прогимназии № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы. С этим учебным заведением Московский государственный университет культуры и искусств заключил договор о творческом сотрудничестве.

С 1992 г. педагогический коллектив прогимназии № 1667, возглавляемый Заслуженным учителем РФ Юлией Ивановной Фоминой, участвует в целевой программе Московского департамента образования «Столичное образование». На этой экспериментальной площадке проводится исследование на тему «Создание аксиологической модели образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей отечественной культуры»

Актуальность исследования обусловлена современными тенденциями в российской государственной образовательной и культурной политике, связанными с существенным повышением значимости традиционных духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры как основы гуманизации и обновления содержания деятельности общеобразовательных школы, повышения их роли в преодолении деструктивных тенденций в духовно-нравственной сфере современного российского общества. Эти тенденции нашли яркое отражение в принятой недавно «Национальной доктрине развития образования», в федеральной программе «Сохранение и развитие отечественной культуры», в решении совместного заседания Коллегии Министерства образования РФ и Министерства культуры РФ 15 ноября 1999г., посвященном взаимодействию органов и учреждений культуры и образования в художественном воспитании детей.

С середины 90-х годов в Москве развивается сеть дошкольных учреждений и школ с углубленным изучением этнокультурных и этнохудожественных дисциплин, создан центр межнационального образования «Этносфера», разрабатываются теоретико-методологические и методические основы формирования и развития личности детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры.

Студенты факультета народной художесвтенной культуры и музейного дела Московского государственного университета культуры и искусств изучают опыт работы прогимназии №1667, участвуют в отдельных мероприятиях, анализируют созданные педагогами-экспериментаторами данного образовательного учреждения авторские программы, стобюы в последствии использовать их в своей профессиональной педагогической и научной деятельности.

В настоящее время в прогимназии № 1667 создана развивающая этнокультурная образовательная среда, разработаны программ с этнокультурным компонентом базовым дисциплинам учебного плана (русскому языку, чтению, изобразительному искусству), а также комплекс преемственных программ по дополнительному образованию («Введение в русскую культуру», «Театральное творчество», «Русские народные инструменты» и др.), создано учебное пособие «Русская традиционная культура» для 1-4 классов (автор Е.Б.Ангелина).

В течение ряда лет на экспериментальной площадке осуществляется психологическое обоснование эксперимента и проводится психолого-педагогическая диагностика дошкольников и младших школьников.

Одним из важных показателей эффективности разрабатываемой на площадки модели образования является то, что преподаватель русской традиционной культуры Е.Б. Ангелина заняла первое место на окружном конкурсе педагогов дополнительного образования и достойно выступила на аналогичном городском московском конкурсе. Учащиеся и педагоги прогимназии №1667 стали также победителями других окружных конкурсов и олимпиад.

Среди педагогов экспериментальной площадки – два кандидата наук. Ряд педагогов работают над кандидатскими диссертациями.

Цель исследования разработка интегрированной аксиологической преемственной модели развивающего образования в дошкольных учреждениях и начальной школе на основе духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной отечественной культуры.

Объект исследованияобразовательная среда школы с углубленным изучением русской традиционной культуры

Предмет исследования - педагогическая технология моделирования развивающей образовательной среды средней школы, позволяющей эффективно решать комплекс наиболее актуальных проблем формирования и развития личности учащихся и их психофизического оздоровления в реальных социокультурных условиях.

Гипотезы исследования:

1. Преобладающая в современных образовательных учреждениях когнитивная модель образования, ориентированная на приоритетное развитие интеллектуальной сферы детей, не в полной мере обеспечивает решение наиболее актуальных для современной отечественной педагогики задач, связанных с духовно-нравственным воспитанием, социализацией личности, психолого-педагогической коррекцией, укреплением здоровья нового поколения россиян, их экологическим воспитанием, гармонизацией интеллектуального, эмоционального и нравственного развития.

2. Эффективное решение комплекса этих актуальных задач возможно в условиях интеграции различных видов детской деятельности в развивающей образовательной среде, семантическое пространство которой построено на основе наиболее характерных для традиционного российского типа сознания духовно-нравственных ценностей (в том числе, на ценностном отношении к Родине, к родной природе, к своему дому, к семье, к учебной и трудовой деятельности, к отечественному культурно-историческому наследию; к таким добродетелям, как милосердие, сострадание, взаимопомощь и др.), и на архетипических образах-идеалах человека.

Основные методы исследования: анализ научной литературы, программ и методик, современной практики деятельности дошкольных учреждений и школ с углубленным изучением русской традиционной культуры; анкетирование, тестирование, педагогическое проектирование и педагогический эксперимент.

Основные этапы исследования:

1 этап – 1999-2002 уч. гг. – разработка, апробация и внедрение на экспериментальной площадке – в прогимназии №::1667, преемственной модели дошкольного и начального образования, содержание которого построено на основе традиционных духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры. Данная модель будет включать:

  • теоретико-методологическое обоснование;

  • экспериментальный учебный план;

  • комплекс интегрированных образовательных программ: по базовым дисциплинам (с этнокультурным компонентом), и по дисциплинам дополнительного образования (театру, хореографии, и т.д.);

  • комплекс учебно-методических пособий и рекомендаций, обеспечивающих реализацию данной модели (примерные поурочные планы, конспекты уроков, рабочие тетради, наглядные материалы, сценарии досуговых мероприятий и т.д.);

  • комплекс материалов по психолого-педагогической диагностике эффективности предложенной модели образования

2 этап – 2002-2003 уч. гг. – диагностика эффективности разработанной модели образования, анализ и обобщение результатов эксперимента, оформление научного отчета, проведение семинаров для учителей с целью трансляции результатов эксперимента в столичное образование.

Исследование проводиться во взаимодействии с факультетом народной художественной культуры и музейного дела Московского государственного университета культуры и искусств, где осуществляется подготовка и переподготовка педагогов-этнокультурологов в рамках специализации «Теория и история народной художественной культуры».

В основу исследования положена наша концепция « Русская традиционная культура в целостном образовательном пространстве дошкольного учреждения и начальной школе». Дошкольный уровень образовательной модели назван «Кто на свете всех милее?». В его основе – русские народные сказки, детских музыкальный фольклор и другие виды традиционного русского народного творчества. Уровень начальной школы назван «От Руси до России» и предусматривает последовательное знакомство детей с различными пластами отечественной традиционной культуры, со своеобразием семейно-бытовой и празднично-обрядовой народной культуры, с произведениями народного, классического и церковного искусства, отражающими национальный характер и национальные образы мира русского народа.

Содержание образования в каждом классе интегрировано на основе сквозных тем:

1 класс – «Как прекрасен этот мир»

2 класс – «Русь изначальная»

3 класс – « На Святой Руси»

4 класс – «Россия в зеркале мировой культуры»

С четвертого класса предусмотрено постепенное вхождение детей в мировой культурное пространство. Тем самым выстраивается преемственность между начальной и средней школой, где внедряются программа и учебники Т.И.Баклановой и Н.М.Сокольниковой «Мировая художественная культура» (5-9кл.) М., 2000-2002гг., основанные на традициях художественной культуры разных народов мира, а также с программой Т.И. Баклановой «Художественная культура России» (5-8кл.) М., Просвещение, 2000г.

Поскольку разрабатываемая в прогимназии № 1667 модель образования имеет художественно-экологическую направленность, программное содержание для каждой четверти начальной школы условно структурировано на основе традиционных для культур многих народов мира представлений о четырех природных стихиях. В них сделан акцент на неразрывную связь народной культуры и художественного творчества с природой, на стремление народа жить в гармонии с природой, на древние традиции почитания природы.

Представленные в сборнике программы – лишь часть комплекса интегрированных программ, разработанных в прогимназии № 1667 и заслуживающих широкого внедрения.

Т.И.Бакланова, доктор педагогических наук, профессор

Е.Б. Ангелина

РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Программа учебного курса

для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

Программа «Русская традиционная культура» задумана как информационная основа всех интегрированных учебных курсов в рамках эксперимента «Русская традиционная культура в целостном образовательном пространстве прогимназии». Учащиеся получают знания, которые станут базой для занятий по другим предметам (театральное искусство, изобразительная деятельность, музыка и т. д.). Однако знания не самоцель таких занятий. В ходе бесед педагога с учениками, с применением различных педагогических технологий, осуществляется нравственное, патриотическое воспитание детей, формирование их культуротворческого потенциала на основе культурного наследия России. Это и есть важнейшая цель всего курса.

Задачи учебного курса «Русская традиционная культура»:

  1. Дать детям общее представление о корнях и особенностях русской традиционной культуры и ее важнейшей основы – народного художественного творчества.

  2. Формировать у детей в процессе изучения русской традиционной культуры ценностное отношение к своей Родине и родной природе, к народу, семье и домашнему очагу, к матери и материнству, к учебе и Учителю.

  3. Воспитывать у детей на материале русской традиционной культуры эстетическое отношение к природе и к жизни, доброту, милосердие, сострадание, честность, трудолюбие и другие высшие духовно-нравственные качества личности.

  4. Показать взаимосвязь духовно-нравственных основ русской культуры и культур других народов.

  5. Формировать у детей потребность в изучении, освоении, сохранении и развитии отечественного культурного наследия.

Программа рассчитана на 3 года обучения:

1 класс - «Земля моих предков». Введение в отечественную культуру. Бытовая культура России.

2 класс - «Русь изначальная». В мире славянских мифов и сказок.

3 класс - «На Святой Руси». Культура православной России.

4 класс - «Русская традиционная художественная культура».

Занятия проводятся в разнообразных формах (беседы, игры, театрализация, экскурсии и др.). На них факты истории русской культуры становятся поводом для обсуждения духовно-нравственных проблем современной жизни.

Уроки обогащены зрительными образами: широко используются слайды, иллюстрации, схемы, кино и мультфильмы, фрагменты учебных передач. Многие занятия проходят на фоне народной и классической музыки. На каждом занятии предусматриваются творческие познавательные задания, например, сочинение сказок, стихов и т.д.

Новое в содержании предмета «Русская традиционная культура» - это опора на архетипические образы русского традиционного искусства, что, на наш взгляд, облегчает усвоение материала для младших школьников. Образы природы и природных стихий являются для детей проводником в многообразный и сложный мир художественного творчества. Например, в первом классе - любуемся огнем в печи и фантазируем, во втором - узнаем о его магических свойствах их русских сказок и мифов. В третьем и четвертом классах, продолжая знакомить детей с архетипическими образами русского искусства, делаем акцент на духовно-нравственные ценности традиционной отечественной культуры, а так же на «общечеловеческие» духовно-нравственные ценности:

  1. Ценностное отношение к матери.

  2. Ценность семьи и традиционных семейных отношений.

  3. Ценность родной земли, Родины.

  4. Ценность трудолюбия и труда.

  5. Ценность здорового образа жизни.

  6. Ценность знаний и умений.

Универсальная природа образов-архетипов позволяет выстроить в образовательной системе диалектику национального и полинационального культурного пространства. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности, воплощенные в архетипических образах матери, героя, младенца и др., могут быть перенесены во внутренний план деятельности личности и войти в систему ее ценностей и жизненных смыслов.

В итоге знакомства с культурой русского народа и последующего вхождения на этой основе в мировую художественную культуру формируются у детей важнейшие качества гражданина России и мира.

Изучение первого раздела курса – «Земля моих предков» - проходит в форме игры или игры-путешествия в мир прошлого. Проводником в игре и главной рассказчицей может стать кукла-сказательница. Формы работы должны подбираться с учетом юного возраста учеников. И в то же время первый год обучения закладывает основы будущих знаний и умений, главным образом, умения учиться. Таким образом, педагог должен научить детей коротким устным ответам, ведению записей и оформлению творческих работ, участию в различных уроках с итоговыми элементами, а также закреплению навыков чтения и устной речи.

В рамках реализации интегрированной программы этот курс является вводным. Ребята знакомятся с четырьмя архетипическими образами: Землей, Воздухом, Огнем и Водой, которые помогут им в постижении народной культуры.

Предметом изучения этого курса является бытовая, материальная культура народа, жизнь, быт, занятия и жизненные принципы наших предков. Важной частью курса должны стать занятия, на которых дети познакомятся с народным творчеством, художественными ремеслами. Здесь особенно ясно будет прослеживаться, как тот или иной архетипический образ отразился в изделии народного художника, как щедрость Земли обернулась многоцветием Золотой Хохломы. Как фантазии морозного Воздуха вдохновили гжельских мастеров и Вологодских Кружевниц. Как вышли из Огня глиняные игрушки Дымки и Каргополья. Как в зеркале Воды увидели свое отражение Городецкие кони.

Несколько слов о проведении самих занятий... Кроме педагога и «Бабушки-сказательницы», проводником в мир прошлого должна стать книга - учебное пособие. Книга создана педагогами нашей школы как главное пособие для занятий на уроке и домашнего чтения. Пособие дает возможность самостоятельной творческой работы учащихся.

Мы предлагаем завести альбом, где дети будут рисовать, составлять аппликации, записывать короткие тексты. Можно записывать в альбом народные пословицы и поговорки по теме занятия или незнакомые слова из прошлого, поясняя их смысл. Обязательно в альбоме должны появиться работы по мотивам народных ремесел: Хохлома, Гжель и т.д. Это даст возможность ребенку ближе познакомиться с данным видом декоративно-прикладного искусства, и с архетипическим образом, запечатленном в нем.

Уроки с младшими школьниками должны быть хорошо иллюстрированы, их могут обогатить слайды из аудиовизуального комплекта М.Ю. Новицкой «Человек и природа в народной культуре», а также отрывки из кинофильмов и мультфильмов.

Чтобы все услышанное на уроке стало реальнее, мы рекомендуем выходить или выезжать с детьми на экскурсии, в мастерские народных художников, в музеи деревянного зодчества и т. д.

Итогом знакомства с темой может стать выставка творческих работ детей, альбомов. Можно увлечь ребят собиранием небольшого школьного музея народного быта «Из бабушкиных сундуков». Экспонаты этого музея станут реквизитом в играх и инсценировках, разыгрываемых на уроках.. Итоговые занятия по каждому разделу планируются как праздник народного быта и традиций, где дети в соревновательной форме, через различные виды деятельности покажут, насколько органично чувствуют они себя в этой народной среде, ощущают ли себя частью этого народа. И если это так, то цель достигнута.

Второй раздел - «Русь изначальная» - изучается во втором классе. Его содержание наполнено атмосферой сказки, мифологическими образами древних славян. На втором году обучения ребята узнают, как наши предки представляли себе окружающий мир.

Обращение к вопросам веры и традиций, знакомство с символикой и славянскими обрядами предполагает определенную серьезность в проведении занятий, но нельзя разрушать серьезным и «взрослым» анализом очарование русской сказки, древнего мифа. Необходимо создать атмосферу игры, позволить ребенку фантазировать, представить себя в образе каких-либо сказочных персонажей, сочинять стихи, сказки, мастерить, рисовать. Поэтому проводником в сказку может стать, постоянно действующий персонаж из прошлого, у нас это - Дед-Баюнок (мягкая кукла).

Архетипические образы Земли, Воздуха, Огня, Воды на втором году обучения привязаны к земледельческому календарю и делятся по сезонам. Это для того, чтобы создать у детей как бы образ одного из четырех времен года: Осени, когда Мать-Сыра-Земля отдает свои богатства человеку, который трудится на ней; Зимы, когда с небес падает снег, на полях царствуют ветра, а усталые труженики могут отдохнуть и заняться творчеством, а после праздника Корочун, когда «рождается» солнце, есть повод поговорить об Огненной стихии; и наконец, когда, зазвенит ручьями Весна, разольются шумные реки, наш курс познакомит ребят со сказочными водными образами.

А теперь несколько методических рекомендаций по проведению данного курса в школе.

Учителю в подготовке урока может помочь аудиовизуальный комплекс «Человек и природа в народной культуре», хрестоматия и методические рекомендации М.Ю.Новицкой. Особенно полезными могут стать слайды из этого комплекта, где учитель может почерпнуть богатый иллюстрированный материал по народной культуре и использовать виды российской природы, крестьянской избы, народных праздников.

Из музыкального ряда, предлагаемого комплектом М.Ю.Новицкой, для уроков по данному курсу прекрасно подойдет запись календарно-обрядовых произведений. Это поможет погружению детей в атмосферу русской старины.

Чтобы дать простор детской фантазии, нужно позволить ей выплеснуться в рисунках, поделках, сказках. Для этого мы советуем вести с детьми альбомы для творческих заданий, поэтически назвать их и оформить. После «Путешествия в сказку» в таком альбоме может появиться портрет персонажа, с которым сегодня повстречались, его короткая характеристика или даже стихотворение о нем, сказка, придуманная ребенком. Итогом одного или нескольких занятий может быть макет или тематическое коллективное панно, например «Языческое капище», «Загадочный мир поднебесья» и т.д.

Итоговые занятия и праздники готовятся на всех предметах интегрированной программы: музыкальных, театральных, художественных. В таком мероприятии сразу станет заметно, достигли ли мы своей цели - заинтересовать и «влюбить» детей с исконную российскую культуру, показать и поразить глубиной образов русской сказки, красотой русской песни, широтой и удалью народного праздника.

Раздел «На Святой Руси» (третий класс) посвящен знакомству с православной культурой России. Несколько веков православие было основой духовной, культурной и политической жизни нашей страны. И сегодня оно играет все более заметную роль в отечественной культуре.

Особенность данного курса состоит в том, что он затрагивает вопросы веры и религии, что вызывает определенные сложности в условиях общеобразовательного учреждения. Необходимо помнить, что педагог не должен навязывать свое мнение - религиозное или атеистическое. Библейские сюжеты и народные традиции являются основой для мировоззренческих бесед. Дети ознакомятся с корнями православной культуры и основами христианства, некоторыми христианскими обрядами, таинствами.

Архетипические образы на данном году обучения предстают перед детьми как одухотворенные стихии и связаны, как и в предыдущем курсе, с календарем народных и православных праздников.

Как и при проведении занятий по другим курсам необходима работа детей в альбомах для творчества. Только, кроме рисунков, схем, сочинений детей, по темам данного курса можно также собирать статьи из газет, фотографии и открытки. Если увлечь ребят оформлением своего альбома, то в конце года он может превратиться в энциклопедию народных традиций, собранную самим ребенком.

Чтобы этот довольно сложный, во многом теоретизированный курс приблизить к жизни и повысить к нему интерес учащихся, нужно чаще «выносить» уроки из класса. Для этого шире использовать местные возможности: соседнюю церковь, иконописную мастерскую, монастырь в окрестностях и т.д.

Школьные народные праздники также превращают процесс познания в деятельный процесс, процесс самостоятельного, активного освоения народной культуры.

И содержание, и различные формы работы с детьми на уроке и вне урока должны служить главной цели: зародить, развить интерес детей к своим корням, к истокам отечественной культуры и духовности.

Раздел «Русская традиционная художественная культура» является завер­шающим этапом изучения основ русской традиционной культуры. Его цель – обобщить и систематизировать, полученные за три года учащимися, знания, углубить и дополнить их, подводя некоторые итоги по курсу начальной школы.

При современном обилии информации в области культуры, младшему школьнику необходимо обладать начальными сведениями о направлениях развития искусства в целом и его видов, чтобы, сталкиваясь с различными явлениям культурной жизни, ребенок мог найти им место в общей системе мировой культуры.

Однако, получение знаний не является самоцелью. На их основе мы стремимся воспитывать в детях чувство гордости достижения­ми отечественной культуры и искусства, побуждать к ак­тивному участию в творчестве и культурной жизни страны.

Разделы программы как бы предлагают нам заглянуть в гости к крестьянину, боярину, дворянину, купцу, к самому государю, а также пройтись по улицам, театрам, музеям, картинным галереям современного города. Такой ход изложения близок детям младшего школьного возраста, так как предполагает путешествие с погружением в иную историческую и художественную среду.

Специфика занятий предполагает широкое использование художественных иллюстраций, фрагменты литературных и музыкальных произведений, а так же документальных, научно-популярных и учебных филь­мов. Среди прочих ставится задача познакомить детей с конкретными име­нами, произведениями искусства, историческими фактами. Необходимо обратить внимание на обилие имен в содержании некоторых занятий. Конечно, это не предполагает ознакомление с творчеством каждого из этих деятелей культуры. Каж­дый педагог вправе выбирать самое, на его взгляд, характерное произ­ведение для данной эпохи или данного направления (в зависимости от имеющегося иллюстративного материала). Можно выбрать отрывок из произведения, картину и проследить, как в ней отразились особенности жанра, стиля. На наш взгляд, подход через архетипические образы искусства облегчает эту задачу. При подборе иллюстративного материала рекомендуется отбирать произведения искусства, содержащие образы четырёх стихий.

Часто в самом содержании урока ставится вопрос нравственный или культурологический, например: «Какова роль художника в жизни общества?» Обсуждать этот вопрос дети будут на основе своих представлений и небольшого жизненного опыта, а также на исторических фактах. Роль учителя в данном случае заключается в организации дискуссии и расстановке необходимых акцентов.

Для лучшего усвоения материала мы рекомендуем делать записи и зарисовки в альбомах для творчества. В них можно записывать короткие определения, зарисовывать схемы и опорные сигналы, выпол­нять творческие задания. В итоге эти записи должны помочь детям в подготовке к урокам дома.

Часть занятий предполагает подготовку учениками устных со­общений по материалам, рекомендованным учителем, с привлечением родителей при подготовке. Эта форма работы должна развивать уст­ную речь и прививать навыки самостоятельной работы с литературой.

Итог прохождения курса - занятия, на которых дети в зани­мательной форме викторины или показательных выступлений вспоминают пройденное. Эти занятия могут включать в себя материалы, изу­ченные в курсах изобразительного искусства, архитектуры, музыки, театра и т.д. И главное, они должны дать детям возможность проявить себя как творческую лич­ность.

Надеемся, что уроки этого учебного курса станут праздником прикоснове­ния к прекрасному, началом знакомства с многогранной культурой, созданной русским народом на протяжении веков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сборник программ для основного общего образования

    Документ
    Авторский коллектив: Воронцов А.Б. (составитель сборника), Высоцкая Е.В., Восторгова Е.В., Горбов С.Ф., Грук В.Ю., Заславский В.М., Зайцева В.Е., Кудина Г.
  2. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. 2-е и: щ, дораб. М.: Дрофа, 2005. 95, [1] с. (Элективные курсы). Isbn 5-7107-9401-5 в сборник программ элективных курсов по литературе включено шесть авторских программ

    Литература
    в настоящее время одной из эффективных форм про­фильного обучения являются элективные курсы. Уча­щиеся старших классов изучают базовый курс по про­филю и выбирают несколько элективных курсов.
  3. Сборник программ практик составлен в соответствии с требова­ниями государственного стандарта России

    Документ
    Составители: Бедрина С.Л., ст. преп. кафедры информатики, инже­нерной и компьютерной графики; Богданова О.Б., ст. преп. кафедры информатики, инже­нерной и компьютерной графики
  4. Программа формирования ууд программа отдельных предметов, курсов и внеурочной деятельности. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

    Программа
    Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы, дополняет традиционное
  5. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсируюшего вида аля детсй с нарушениями речи коррекция

    Программа
    Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93— 953 . Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать с ори­гинал-макета 07.

Другие похожие документы..