Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
01. 5 Высшее агроном Бабиничский сельский исполнительный комитет, председатель д.Бабиничи,ул. Советская д. 8 кв. 4. 907 90 5 Белыновичский № 4 Ивашкев...полностью>>
'Курс лекцій'
Вивчення предмета культурології потрібно починати з визначення поняття культурології. Культурологія – це наука про культуру. Закономірно виникає пита...полностью>>
'Документ'
День 23 февраля в нашей стране стал отмечаться с 1918 года как День Советской Армии и Военно-Морского флота. 1918 год ознаменовался массовым вступлен...полностью>>
'Лекция'
Римляне все чаще использовали германцев в качестве наемных солдат и поселяли их на своих границах. В V в. высшие звания римских магистратов стали нос...полностью>>

Главная > Методические рекомендации

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации по организации образовательного

процесса по географии в 11 классе в IV четверти

В целях оказания методической помощи педагогам, работающим в 11 классе в 2009/2010 учебном году, предлагаем материал по проведению уроков для второго полугодия текущего учебного года.

В методических разработках, которые предлагают авторы, главный упор сделан на оптимизацию образовательного процесса, организацию активной познавательной деятельности школьников по максимальному усвоению материала на уроке, в том числе отработку предметных умений, и минимизацию домашнего задания. Важным компонентом в структуре урока выступает закрепление изучаемого, которое проводится как параллельно с изучением отдельных блоков материала, так и в конце урока после изучения всего объема. Это будет способствовать снижению затрат времени у учащихся на подготовку домашнего задания.

В целях повышения эффективности образовательного процесса рекомендуется использовать:

В 11 кл.:

- лекционно-семинарскую форму обучения, выполнение практикумов,

написание рефератов, защиту проектов, ведение диалогов и дискуссий;

- методические приёмы для развития географического мышления и интереса к предмету;

- использовать материалы СМИ по экономическим, социальным,

экологическим и другим вопросам развития общества.

- знакомство с отраслями хозяйства, в которых востребованы

географические знания;

Обращаем внимание, что по курсу «Общая география» разработаны примерные планы всех уроков, которые проводятся во втором полугодии текущего учебного года.

Раздел V. Глобальные проблемы

Глобальные проблемы человечества и роль географии в их решении

Тема: «Сущность понятия «глобальные проблемы». Геоэкологические проблемы» (§ 28)

Цели:

обеспечить усвоение понятий: глобальные проблемы, природное разнообразие;

организовать деятельность по углублению и обобщению знаний о типах природоохранных территорий, и основных направлениях природоохранной деятельности;

создать условия для осознания сущности геоэкологических проблем, причин их возникновения и обострения на современном этапе развития общества, роли международного сотрудничества и географической науки в их решении, определения районов мира со сложной экологической ситуацией;

обеспечить условия для мотивации учащихся на выполнение практической работы краеведческого характера и организации подготовки материалов для ее выполнения.

Оборудование: «Политическая карта мира», справочники, энциклопедии и другие дополнительные источники информации. На доске (таблица) эпиграф «Мысли глобально, действуй локально».

Тип, форма урока: изучение нового материала; конференция

План конференции (примерный)

  1. Сущность понятия «Глобальные проблемы человечества».

  2. Геоэкология как наука и ее задачи.

  3. Геоэкологические проблемы.

  4. Потеря продуктивности земли (опустынивание).

  5. Разрушение озонового экрана.

  6. Усиление парникового эффекта.

  7. Проблема обеспечения пресной водой.

  8. Проблема загрязнения Мирового океана.

  9. Проблема сохранения видового разнообразия растений и животных.

Ход урока

Изучение нового материала

Актуализация знаний:

- Почему возникают проблемы планетарного масштаба?

- Какие проблемы человечества вы знаете?

Содержание беседы и знакомство с текстом учебного пособия подводит учащихся к усвоению понятия «глобальные проблемы», осознанию их актуальности.

Далее учащиеся анализируют таблицу учебного пособия «Динамика воздействия мирового хозяйства на биосферу» и делают вывод, о степени отрицательного влияния на состояние биосферы различных показателей.

Учитель формулирует определение науки «геоэкология» и знакомит учащихся с ее задачами. Называет глобальные геоэкологические проблемы и вместе с учащимися делает вывод о лидерстве геоэкологических проблемы как фокусе глобальных проблем человечества.

Этот вывод является мотивационным и позволяет сделать переход к рассмотрению вопросов конференции.

Учащиеся докладчики знакомят класс с особенностями геоэкологических проблем на основе заранее подготовленного в группах материала:

    • 1 гр. – Потеря продуктивности земли – опустынивание.

    • 2 гр. – Разрушение озонового экрана.

    • 3 гр. – Усиление парникового эффекта.

    • 4 гр. – Проблема обеспечения пресной водой.

    • 5 гр. – Проблема загрязнения Мирового океана.

    • 6 гр. – Проблема сохранения видового разнообразия растений и животных.

План докладов может быть следующим:

      1. Сущность проблемы.

      2. Причины возникновения проблемы.

      3. Пути решения проблемы.

(Время выступлений учащихся ограничивается 3 – 4 минутами).

Как общий вывод конференции учащиеся обсуждают и записывают в тетрадь следующие возможные пути решения геоэкологических проблем:

1. Возникновение и деятельность разного рода движений и организаций (общественных, частных государственных либо организаций смешанного типа), например «Green Peace´a» и др.

2. Существование государственных или общественных природоохранных инициатив. Например, природоохранное законодательство в России, Беларуси и других странах мира, различные международные соглашения или система «Красных книг».

3. Внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использования природных ресурсов.

4. Повышение экологической культуры человека, серьезное экологическое образование и воспитание, все то, что искореняет главный экологический конфликт – конфликт между дикарем-потребителем и разумным обитателем хрупкого мира – существующий в сознании человека.

Обращаясь к эпиграфу урока, учитель проводит подготовку к выполнению практической работы № 5* «Экологическое состояние природных комплексов своей местности и меры по их охране»

Организационный и подготовительный этапы (инструктаж):

При обсуждении организационных вопросов состоится знакомство учащихся с планом выполнения практической работы. Учитель информирует о том, что выполнение может быть индивидуальным или коллективным, подготовленным 2-4 учащимися, и иметь форму письменной работы, выполненной в тетрадях, мультимедийной презентации, проекта.

Учитывая, что изучению темы «Глобальные проблемы человечества и роль географии в их решении» отводится 4 часа, проверка практической работы может осуществляться в несколько этапов (на нескольких уроках):

    • проверка индивидуальных письменных работ;

    • стендовая или мультимедийная презентация;

    • защита коллективных проектов и др.

План (примерный):

        1. Обоснование выбора природного комплекса своей местности.

        2. Описание современного состояния выбранного природного комплекса и степень антропогенного воздействия на него.

        3. Проводимые (возможные) мероприятия по охране природного комплекса.

        4. Предложения по охране (сохранению) природного комплекса своей местности.

Закрепление изученного материала

Дискуссия

*1. Как вы понимаете высказывание, что в скором времени на первом плане во всем мире окажутся не идеологические, а экологические проблемы и доминировать будут не отношения между нациями, а отношения между нациями и природой?

*2. Развивающиеся страны обвиняют развитый мир в нежелании признавать ответственность за загрязнение окружающей среды, расширение озоновой дыры, парниковый эффект и т.д. Они считают, что экономически развитые страны должны взять на себя ведущую роль в глобальных действиях по предотвращению экологической катастрофы. Вероятнее всего мировое сообщество примет компромиссное решение. Но станет ли оно выполняться? Выскажите свое мнение.

Задания:

- Составить синквейн с ключевым словом «геоэкология» или выражением «Глобальные проблемы».

-Выполнить задания на контурной карте № 1, 2 «Глобальные геоэкологические проблемы человечества».

Домашнее задание: § 28, задание № 3 на контурной карте (с. 42 – 43). Подготовить материал для выполнения на следующем уроке практической работы № 5* «Экологическое состояние природных комплексов своей местности и меры по их охране»

Тема: «Демографическая проблема. Демографическая политика» (§ 29)

Цели:

обеспечить усвоение понятия «демографическая проблема»;

организовать деятельность по усвоению сущности демографической проблемы и её связи с проблемами продовольственной, качества и образа жизни в различных регионах, способах и путях решения демографической проблемы; по осознанию причин голода и нищеты в мире;

обеспечить усвоение знаний стран и регионов мира с различным уровнем ИРЧП.

Оборудование: карта «Урбанизация. Плотность населения мира»; логический опорный конспект (ЛОК) новой темы на доске (на листе ватмана или в электронном варианте).

Тип, форма урока: изучение нового материала; практикум, лекция (с элементами эвристической беседы).

Ход урока

Выполнение практической работы № 5* «Экологическое состояние природных комплексов своей местности и меры по их охране»

Используя примерный план, предложенный на предыдущем уроке, учащиеся выполняют практическую работу. При наличии времени может состояться стендовая или мультимедийная презентация подготовленных материалов, защита проектов в рамках практической работы.

Изучение нового материала

План:

1. Демографическая проблема: демографический взрыв, демографический кризис.

2. Проблемы, порожденные демографической проблемой

3. Демографическая политика.

Определяются цели изучения нового материала, предлагается план, который записывается учащимися в тетради. Обсуждаются способы деятельности учащихся: слушание лекции, работа с картами, составление логического опорного конспекта.

Вопросы темы раскрываются учителем на основе материала, приведенного в таблице.

Сущность демографической проблемы заключается не в общем высоком уровне прироста населения планеты, а в территориальной диспропорции динамики роста между развитыми и развивающимися странами мира.

Демографическая проблема (таблица для учителя)

Суть проблемы

Особенности

Пути решения

Экономически развитые страны

Экономически развивающиеся страны

Экономически развитые страны

Экономически развивающиеся страны

Увеличение численности населения Земли. «Сколько людей может прокормить Земля?»

Демографический кризис

Доля в приросте населения мира все больше уменьшается.

За 1990 – 1997 гг. население увеличилось на 4,9 %.

С 1970 г. по 2005 г. доля населения уменьшилась с 28,4 % до 19,7 %

Демографический взрыв

Доля в приросте населения мира все больше растет.

За 1990 – 1997 гг. население увеличилось на 15,6 %.

С 1970 г. по 2005 г доля населения увеличилась с 71,6 % до 81,3 %

Цели:

1) увеличение уровня рождаемости 2) увеличение миграционного притока.

Методы решения: социальные поощрения

1) единовременные ссуды молодоженам;

2) пособия при рождении каждого ребенка;

3) ежемесячные пособия для детей

4) льготы многодетным семьям при распределении жилья и др.

Цели:

1) снижение уровня рождаемости;

2) снижение уровня смертности.

Методы решения: социальные ограничения

1) ведется целенаправленная плановая политика по снижению рождаемости

2) изменение возраста регистрации браков,

3) за одного ребенка в семье государство доплачивает ежемесячно и др.

Демографическая политика – система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении.

Проблемы, порожденные демографической проблемой (схема для учителя)

Качество жизни населения

Образ жизни населения


1) Недостаток продуктов питания (следствие нерационального размещения продуктов питания.)

В настоящее время в мире более 500 млн человек голодают и более 1 млрд жителей Земли не имеют достаточного количества питания. Почти 2/3 человечества проживает в странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов. Ежегодно умирает от голода 10 – 30 млн человек.

2) Недостаточная калорийность потребляемой пищи Особенностью продовольственной проблемы является, с одной стороны, недостаток продуктов питания во многих развивающихся странах, с другой – их качественная неполноценность. Калорийность потребляемой пищи должна быть не меньше 2300 – 2600 ккал и 70 – 100 г белка в сутки. Средняя калорийность питания населения в высокоразвитых странах превышает 3000 ккал/сутки. Напротив, в этих странах становится все больше переедающих, имеющих излишнюю массу тела. Наблюдается рост средней калорийности питания в развивающихся странах, однако суточное потребление в расчете на 1 человека на 850 – 1000 калорий меньше. Для многих стран мира характерен так называемый «скрытый голод», когда при довольно большом количественном объеме потребляемых продуктов, в пищевом рационе населения не хватает жизненно важных веществ, чаще всего белков животного происхождения.

Доступность:

1) чистой питьевой воды, Более 1 млрд. человек не имеют доступа к чистой питьевой воде, а 2,4 млрд. – лишены к водопроводу и канализации.

2) чистого воздуха

3) жилья

4) медицинского обслуживания.

В высокоразвитых странах медицинское обслуживание доступно для всего населения. Затраты на здравоохранение составляют 8 % – 10 % от ВВП. Затраты на здравоохранение в развивающихся странах составляют 2 % – 0,3 % от ВВП. 1300 млн человек лишены медицинского обслуживания, или оно доступно для меньшей части населения. В некоторых странах на 100 тыс населения приходится менее 10 врачей.

5) рабочих мест приложения труда и т.п.

Богатые страны,

Бедные страны

неравномерность уровней социально-экономического развития:

Одной из главных причин бедности является высокий уровень потребления природных ресурсов в богатых странах.

Богатые страны потребляют ¾ важнейших природных ресурсов, а живут в них лишь 25 % населения.

В бедных странах около 1200 млн человек живут в условиях крайнего обнищания

1) отличия в продолжительности жизни;

Средняя продолжительность жизни в мире составляет 65,8 лет.

В высокоразвитых странах средняя ожидаемая продолжительность жизни составляет 74 года, (для мужчин – 71 год, для женщин – 79 лет), наиболее высокий уровень в Андорре - 83,5 года и Японии 82,0 года.

В развивающихся странах средняя ожидаемая продолжительность жизни составляет 63 года, (для мужчин –62 года, для женщин – 65 лет), наиболее низкий уровень в Анголе - 37,6 лет и Свазиленде - 32,2 года

2) значительные отличия в образовательном уровне и квалификации;

Квалификация рабочей силы является ведущим компонентом производительных сил и влияет не только на социально-экономическое развитие, но и на размещение производства.

Процент неграмотного населения старше 15 лет в высокоразвитых странах минимальный.

В развивающихся странах более 870 млн человек – неграмотные среди взрослого населения , более 200 млн человек – дети не имеющие возможности посещать школу. В наименее развитых странах неграмотность составляет 52,7 %.

3) различия в ИРЧП.

ИЧПР включает:

а) младенческую смертности до 1 года на 1000родившихся живыми и дожившими до 1 года;

б) ожидаемая средняя продолжительность жизни населения;

в) грамотность населения (число неграмотных старше 15 лет);

г) реальный ВВП на душу населения. (Валовой внутренний продукт на душу населения в мире составляет 10 000 (долларов США, 2007 г.). Самые высокие показатели ВВП на душу населения: Люксембург – 80 800, катар – 75 900, Норвегия –55 600. Самые низкие показатели ВВП на душу населения: Зимбабве, Либерия – 500, Демократическая Республика Конго - 300

Богатые страны имеют высокие показатели ИЧПР.

Бедные страны имеют низкие показатели ИЧПР

Вывод: Ведущие специалисты в области демографии считают, что по мере повышения уровня экономического развития, страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства населения, что будет способствовать решению демографической проблемы.

Закрепление изученного материала

Задания по контурной карте «Демографическая проблема» № 1, 2, 4 (можно выполнить по вариантам).

Вопросы:

- Какие социальные проблемы были вызваны быстрым ростом населения Земли в XX в.?

- Назовите основные причины демографического взрыва двадцатого столетия.

- Проанализируйте таблицу «Масштабы отсталости развивающихся стран на конец 90-х гг. XX в» (используйте материал учебного пособия), сделайте вывод.

- Какие существуют различия в затратах на здравоохранение и медицинское обслуживание в высокоразвитых и развивающихся странах?

- Какие существуют различия в уровне образования и квалификации трудовых ресурсов в экономически развитых и развивающихся странах.

- Как связаны между собой демографическая проблема с продовольственной проблемой и проблемой качества и образа жизни в различных регионах;

- Назовите причины голода и нищеты в мире и возможные пути решения этих проблем.

раскрывать;

- Приведите примеры стран с самым высоким и самым низким уровнем ИРЧП.

Домашнее задание

§ 29, конспект. Задание № 3 на контурной карте «Демографическая проблема» (с. 38 – 39)

ЛОК

Демографическая проблема

Суть проблемы

Особенности

Пути решения

Экономически развитые страны

Экономически развивающиеся страны

Экономически развитые страны

Экономически развивающиеся страны

Увеличение численности населения Земли. «Сколько людей может прокормить Земля?»

Демографический кризис – характерен для стран с «нулевым» или близким к нему естественным приростом или с отрицательным приростом

Демографический взрыв – резкий скачек численности населения

Цели:

1) увеличение уровня рождаемости 2) увеличение миграционного притока.

Методы решения: социальные поощрения

1) единовременные ссуды молодоженам;

2) пособия при рождении каждого ребенка;

3) ежемесячные пособия для детей

4) льготы многодетным семьям при распределении жилья и др.

Цели:

1) снижение уровня рождаемости;

2) снижение уровня смертности.

Методы решения: социальные ограничения

1) ведется целенаправленная плановая политика по снижению рождаемости

2) изменение возраста регистрации браков,

3) за одного ребенка в семье государство доплачивает ежемесячно и др.

Демографическая политика – система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лот №3 Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме (1)

    Документ
    Поставка печатных изданий на бумажных и электронных носителях Государственному бюджетному учреждению культуры Новосибирской области «Областная детская библиотека им.
  2. Программы, реализуемые в школе. 6 стр. Дополнительные образовательные услуги. 8 стр

    Задача
    Надеемся, Вам не безразлично, что происходит в современном образовании, каким будет образование Ваших детей, чему и как учат в школе, Вы готовы обсуждать направления и результаты деятельности образовательных учреждений, сотрудничать
  3. Публичный доклад муниципального общеобразовательного учреждения (9)

    Доклад
    Учредитель: администрация г. Кемерово в лице комитета по управлению муниципальным имуществом. Россия, 65 , г. Кемерово, ул. Притомская набережная,7, т.
  4. Публичный доклад об итогах деятельности (2)

    Доклад
    В 2008-2009 учебном году педагогический коллектив школы работал над проблемой: «Гуманизация, универсализация и модернизация образования, как основополагающий фактор социального развития общества».
  5. Отчёт об эффективности деятельности руководителя мбоу лицея №135 Чкаловского района в 2010-2011 учебном году. Критерии

    Публичный отчет
    Устав МБОУ лицея № 135 от 17.12.2010 г. № 328-у (Перечень локальных актов, положений дан в разделе № 8.1 «Регламентация деятельности») Положение о Совет лицея (локальный акт № 3), Положение о Педагогическом совет (локальный акт № 4),

Другие похожие документы..