Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа курса'
Курс «Основы психолингвистики и теории коммуникации» предназначен для студентов, получающих специализацию по кафедре общей теории словесности (теории ...полностью>>
'Документ'
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельно­сти преподавателя и учащихся, направленные на воспитание и, развитие будущих специалистов в п...полностью>>
'Программа'
В 09.00 час встреча с гидом в холле отеля. Автобусно-пешеходная экскурсия по Мюнхену с осмотром красивейших площадей города Мариенплац, Кёнигсплац, О...полностью>>
'Образовательный стандарт'
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность ...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Комплексная ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2011–2015 годы

УФА – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 4

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ городского округа город УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 8

1.1. Общая характеристика города (экономико-географическое положение) 8

1.2. Сравнительный экономический анализ развития г. Уфы с крупными российскими городами 9

1.3. Вклад г. Уфы в экономику Республики Башкортостан 11

2. SWOT-АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ Городского округа город УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 14

2.1. Конкурентные преимущества г. Уфы 14

2.2. Ключевые проблемы социально-экономического развития города 16

2.3. Внутренние и внешние угрозы социально-экономическому развитию города 18

2.4. Основные факторы перспективного развития города 22

3. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 26

городского округа город УФа РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 26

3.1. Миссия и цель развития города 26

3.2. Стратегические приоритеты и целевые ориентиры 26

социально-экономического развития г. Уфы до 2015 года 26

3.2.1. Городское пространство, комфортное для жизни и хозяйственной деятельности 26

3.2.2. Благоприятная социальная среда 27

3.2.3. Конкурентоспособная экономика 28

3.2.4. Эффективное муниципальное управление 29

4. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ городского округа город УФа республики башкортостан НА 2011–2015 годы 31

4.1. Городское пространство 31

4.1.1. Градостроительство 31

4.1.2. Жилищное строительство 33

4.1.3. Жилищное хозяйство 35

4.1.4. Инженерное обеспечение и улично-дорожная инфраструктура города 37

4.1.5. Транспортный комплекс 42

4.1.6. Система информатизации и связи 44

4.1.7. Окружающая среда 46

4.1.8. Общественная безопасность 49

4.1.9. Безопасность жизнедеятельности и защита от чрезвычайных ситуаций 51

4.2. Демографическая ситуация 54

4.3. Занятость и трудовые ресурсы 56

4.4. Уровень и качество жизни населения 57

4.5. Социальная сфера 59

4.5.1. Образование 59

4.5.2. Здравоохранение 62

4.5.3. Культура 64

4.5.4. Физическая культура и спорт 67

4.5.5. Молодежная политика 70

4.5.6. СМИ и информационная открытость города 72

4.5.7. Социальная защита 75

4.6. Экономика 78

4.6.1. Промышленное производство 78

4.6.2. Строительство 83

4.6.3. Инвестиционная деятельность 84

4.6.4. Наука и инновации 87

4.6.5. Содействие формированию и развитию кластеров 89

4.6.6. Энергоэффективность и энергосбережение 90

4.6.7. Потребительский рынок товаров и услуг 92

4.6.8. Внешнеэкономическая деятельность и межмуниципальные взаимодействия 95

4.6.9. Малое и среднее предпринимательство 96

4.6.10. Сельское хозяйство 100

4.6.11. Муниципальные финансы 102

Сводный доклад Международного Форума МАГ «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве». Астана, 4–6 июля 2008 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: /documents/astana_2008/svod_doclad_2008.htm. 102

4.6.12. Муниципальная собственность 108

4.7. Муниципальное управление 110

5. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 115

6. ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 116

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ городского округа 116

город Уфа республики башкортостан НА 2011–2015 годы 116

7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ комплексной ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ городского округа город УФА республики башкортостан НА 2011–2015 годы 123

8. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ комплексной программы СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ городского округа город УФА республики башкортостан НА 2011–2015 годы 125

9. МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ комплексной программы социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011–2015 годы (ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ) 127

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Комплексная программа социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 20112015 годы

Основание для разработки программы

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 02.04.2010 г. №104 «Об итогах социально-экономического развития Республики Башкортостан в 2009 году и задачах на 2010 год»;

Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года (постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2009 г. № 370);

Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 5460 от 15.09.2010 г. «О разработке программы социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 20112015 годы»

Основной разработчик программы

Учреждение Российской академии наук Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН

Цель программы

Устойчивое развитие города для повышения качества жизни населения

Основные задачи программы

  • трансформация городского пространства;

  • повышение доступности и обеспеченности населения жильем;

  • развитие инженерного обеспечения и улично-дорожной инфраструктуры города;

  • повышение обеспеченности населения города услугами системы жилищно-коммунального хозяйства;

  • развитие транспортного комплекса города;

  • повышение качества окружающей среды, в том числе развитие рекреационных зон;

  • улучшение демографической ситуации в городе;

  • повышение уровня и качества жизни населения;

  • повышение уровня занятости и снижение безработицы;

  • совершенствование системы социальной защиты населения;

  • повышение качества и доступности услуг социальной сферы;

  • формирование здорового образа жизни;

  • привлечение инвестиций;

  • модернизация и инновационное развитие экономики города;

  • содействие формированию кластерной структуры экономики;

  • создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

  • повышение энергоэффективности и энергосбережения;

  • развитие потребительского рынка и сферы услуг;

  • повышение экспортного потенциала экономики и эффективности межрегиональных взаимодействий;

  • развитие муниципальных финансов;

  • повышение квалификации и профессионализма управленческого персонала города;

  • информатизация управленческих процессов

Сроки и этапы реализации программы

20112015 годы

Основные исполнители и соисполнители

Управления, комитеты и отделы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, предприятия, организации и учреждения различных форм собственности

Предметные области, охватываемые программой

Городское пространство, жилищно-коммунальное хозяйство города, социальная сфера, промышленность, строительство и инвестиции, сфера экологии, сельское хозяйство

Финансовое обеспечение программы

На реализацию программных мероприятий на 20112015 гг. по расчетам будет направлено 256,5 млрд руб., в том числе:

  • из бюджета г. Уфы – 16,04 млрд руб.;

  • из бюджета Республики Башкортостан – 34,88 млрд руб.;

  • из бюджета Российской Федерации – 56,36 млрд руб.;

  • внебюджетные средства, всего – 149,22 млрд руб.;

в том числе:

  • собственные средства хозяйствующих субъектов – 116,33 млрд руб.;

  • привлеченные внутренние и внешние кредиты, вложения капиталов инвесторов – 32,89 млрд руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы (по сравнению с уровнем 2010 г.)

Экономическая эффективность:

  • рост объема отгруженных товаров собственного производства и выполненных работ собственными силами в 1,3 раза;

  • рост объема инвестиций в основной капитал в 1,4 раза;

  • рост объема реализации платных услуг населению в 1,25 раза;

  • рост оборота розничной торговли на душу населения в 1,3 раза;

  • рост производительности труда в 1,24 раза;

  • увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг) города в 1,2 раза.

Социальная эффективность:

  • обеспечение роста денежных доходов на душу населения на 20%;

  • обеспечение ежегодного прироста среднемесячной заработной платы до 10,0%;

  • рост доли занятых в субъектах малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых в экономике города на 14,5%;

  • рост обеспеченности населения жильем до 23,3 кв. м на чел.;

  • рост обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных учреждениях в 1,3 раза;

  • поддержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,52,2%.

Бюджетная эффективность:

  • рост собственных доходов бюджета г. Уфы до 9,96 млрд. руб., с ростом на 20,0%;

  • обеспечение роста расходов бюджета на социальную сферу в 1,2 раза;

  • обеспечение формирования бездефицитного бюджета.

Экологическая эффективность:

  • снижение удельного объема выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух, в расчете на единицу территории в 1,2 раза (до 3,6 т/га);

  • снижение объема вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения и транспортными средствами на 13,5%;

  • снижение массы сброса загрязняющих веществ со сточными водами на 38,0%;

  • рост доли переработанных отходов в общем объеме образования отходов в 10,0 раз.

ВВЕДЕНИЕ

Потребность общества в устойчивом и стабильном развитии, основанном на понимании будущих перспектив, формирует активизацию процесса разработки эффективных программ развития.

Разработка и принятие Комплексной программы социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 20112015 годы (далее – Программа) продиктованы необходимостью определения общей идеологии устойчивого развития города и определения наиболее приоритетных и перспективных направлений деятельности городского сообщества.

Программа реализует на муниципальном уровне основные положения Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 г. в едином экономическом и правовом пространстве.

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ городского округа город УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

1.1. Общая характеристика города (экономико-географическое положение)

Городской округ город Уфа – столица Республики Башкортостан, основан в 1574 г. и является административно-политическим, экономическим, научно-образовательным и культурным центром России – опорным ресурсом развития экономики республики. Город вытянут с юго-запада на северо-восток более чем на 50 км. Его площадь составляет 716,4 кв. км, численность населения – более 1 млн чел., свыше 100 национальностей.

Город, занимающий уникальное экономико-географическое положение на границе Европы и Азии, находится на пересечении железнодорожных, воздушных, речных, трубопроводных и автомобильных магистралей, связывающих европейскую часть России с Уралом и Сибирью, что дает ему широкие возможности для межрегионального обмена товарами и услугами.

Промышленный комплекс Уфы имеет многоотраслевую производственную структуру. В Уфе сосредоточено около 200 крупных и средних промышленных предприятий. Объем отгруженных товаров собственного производства сектора промышленного производства за 9 месяцев 2010 г. составил 295,8 млрд руб. Индекс промышленного производства за этот период составил 110,5%. В общереспубликанском объеме производства доля уфимских предприятий превышает 50,0%, свою продукцию они экспортируют в 55 стран мира.

Наибольший удельный вес в промышленном комплексе столицы Башкортостана занимают отрасли топливно-энергетического комплекса, химии и нефтехимии, машиностроения. В городе перерабатывается каждая десятая тонна российской нефти, производится каждая восьмая тонна автомобильного бензина и каждая девятая тонна дизельного топлива страны. В числе наиболее крупных предприятий: ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» и ОАО «Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Уфанефтеоргсинтез» и др.

Машиностроительный комплекс, специализирующийся на изготовлении наукоемких, точных и сложных машин и оборудования для отраслей народного хозяйства, динамично развивается. Безусловный лидер – ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение». Крупными предприятиями отрасли являются: ФГУП «Уфимское агрегатное производственное объединение», ФГУП «Уфимское приборостроительное производственное объединение», ФГУП УАП «Гидравлика», ОАО «Электроаппарат», ОАО «Промсвязь», ФГУП «Уфимский завод микроэлектроники «Магнетрон», ОАО «Башкирский троллейбусный завод» и др.

Предприятия пищевой промышленности столицы, в числе которых: ОАО «Уфимский мясоконсервный комбинат», ООО «Новоуфимский мясокомбинат «Нумик», филиал ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН» «Уфамолагропром», ОАО «Уфамолзавод», ОАО «Уфимский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Уфимский хлеб» ОАО «Уфимский хлебзавод № 7», ОАО «Уфимское хлебообъединение Восход» и др., имеют большое значение для развития АПК не только Уфы и республики, но и Российской Федерации в целом.

Медицинская промышленность представлена одним из крупнейших в России и странах СНГ научно-промышленным комплексом – филиалом «Иммунопрепарат» ФГУП НПО «Микроген» Минздравсоцразвития РФ, специализирующимся на производстве медицинских иммунобиологических и лекарственных препаратов, а также ОАО «Фармстандарт – УфаВита».

Уфа является финансовым центром республики с концентрацией ряда государственных и коммерческих банков. В число наиболее крупных по имеющимся активам входят: Национальный банк Республики Башкортостан, Башкирское отделение Сбербанка России, филиал в г. Уфа ОАО «УралСиб», ОАО «Инвесткапиталбанк», ОАО «Башкомснаббанк», ОАО «Социнвестбанк», ОАО «АФ Банк», ОАО «Региональный банк развития».

Уфа обладает развитым многопрофильным научно-образовательным комплексом. В научно-исследовательских институтах Уфимского научного центра Российской академии наук и Академии наук Республики Башкортостан, отраслевых и проектных институтах, конструкторских бюро ведется активная научно-исследовательская деятельность.

Сфера высшего образования представлена ГОУ ВПО Башкирский государственный университет, ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет», ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», ГОУ ВПО «Уфимская государственная академия экономики и сервиса», ГОУ ВПО «Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова», ГОУ ВПО «Уфимский юридический институт МВД РФ», а также различными институтами повышения квалификации, филиалами вузов из других городов и негосударственными учебными заведениями, в которых обучается 128,82 тыс. студентов.

В г. Уфе 157 государственных и муниципальных дневных общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, в которых на начало 2009/2010 учеб. г. обучалось 96,7 тыс. учащихся. Действуют: авиационный, библиотечный, кооперативный, нефтяной техникумы, автотранспортный, механико-технологический, энергетический, медицинские и педагогические колледжи, хореографическое, командное речное училища, училище искусств и другие средние специальные учебные заведения.

Культурно-духовные потребности уфимцев обеспечивают Национальная библиотека им. А.-З. Валиди, Башкирский государственный музей, художественный музей им. М. В. Нестерова, музей археологии и этнографии УНЦ РАН, Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури, Республиканский русский драматический театр, Башкирский государственный театр оперы и балета, Национальный молодежный театр, Республиканский татарский театр «Нур», Башкирский государственный театр кукол, Башкирская государственная филармония с органным залом, Уфимский государственный цирк, а также дворцы культуры и клубные учреждения, кинотеатры.

На территории города действуют 27 культовых сооружений различных конфессий.

1.2. Сравнительный экономический анализ развития г. Уфы с крупными российскими городами

На современном этапе развития глобализационных процессов возрастает конкуренция не только между странами и регионами, но и между городами за различные виды ресурсов, за место в международном разделении труда, в цепочке по созданию добавленной стоимости. Крупнейшие города становятся полноправными, самостоятельными экономическими агентами в конкурентных процессах, проходящих на различных уровнях. С этих позиций, в целях оценки сильных и слабых сторон развития г. Уфы, проведен сравнительный анализ социально-экономического положения города с крупнейшими российскими городами.

Уфа за период с 2005 по 2009 гг. сохраняет лидирующие позиции по ряду показателей социально-экономического развития среди крупных городов России, с населением свыше 1 млн чел. Об этом свидетельствуют следующие факты:

  • начиная с 2008 г. Уфа единственный город (среди городов-миллионников) с положительным естественным приростом населения (1,9 промиле на 1000 чел. населения). В 2009 г. у города наилучший показатель рождаемости – 13,5 чел. на 1000 чел. населения и наименьший показатель смертности – 11,6 чел. Улучшение демографической ситуации в городе косвенно свидетельствует о стабильности социально-экономического развития и относительно высоком качестве жизни населения;

  • по объему отгруженных товаров собственного производства в расчете на душу населения в 2009 г. (224,3 тыс. руб./чел.) город занял 2 место, уступая по этому показателю г. Омску. Удовлетворение потребностей населения преимущественно за счет собственного производства способствует достижению высокого уровня экономической безопасности города;

  • по показателю среднемесячной заработной платы (по крупным и средним предприятиям) в 2009 г. (19,9 тыс. руб./чел.) город занимал 3 место, уступая лишь г. Екатеринбургу (23,1 тыс. руб./чел.) и г. Новосибирску (21,2 тыс. руб./чел.), что свидетельствует о высокой покупательной способности населения города;

  • по показателям оборота розничной торговли, индексу промышленного оборота, оборота бытовых услуг, оборота общественного питания в 2009 г. город занимал лидирующие позиции в рейтинге российских городов-миллионников (первое место – по объему платных услуг (87,57 млрд руб.); второе – по объему отгруженной продукции (г. Омск – 311,90 млрд руб., г. Уфа – 232,84 млрд руб.), индексу промышленного производства (г. Казань – 100,8%, г. Уфа – 97,6%); обороту розничной торговли (г. Екатеринбург – 377,00 млрд руб., г. Уфа – 270,04 млрд руб.) и общественного питания (г. Екатеринбург – 14,9 млрд руб., г. Уфа – 9,97 млрд руб.);

  • предприятия г. Уфы, благодаря своевременно принятым антикризисным мерам, менее болезненно, чем другие города-миллионники ощутили влияние глобального финансово-экономического кризиса – доля убыточных предприятий по итогам 2009 г. наименьшая в анализируемой группе городов – 16,7%; сальдированный финансовый результат предприятий и организаций в 2009 г. снизился лишь на 15,9% относительно уровня 2008 г. – второе место в рейтинге;

  • снижение уровня безработицы с 2,15% до 1,88% за период с 01.10.2009 по 01.10.2010 гг.

Вместе с тем у г. Уфы имеются слабые стороны, в числе которых:

  • низкая обеспеченность жильем по состоянию на 01.10.2010 г. – 21,1 кв. м на чел., что соответствует последнему месту в рейтинге 10 российских городов-миллионников. С учетом положительной динамики прироста населения город остро нуждается в активизации жилищного строительства и повышении доступности жилья населению;

  • по темпам роста показателей эффективности экономики (производительности труда, фондоотдачи и капиталоотдачи) в 2005–2009 гг. Уфа занимает средние позиции, что не соответствует ее экономическому потенциалу;

  • по показателю охвата детей дошкольными образовательными учреждениями (59,1%) город занимает 6 место, с превышением уровня укомплектованности детских садов на 40,0–50,0%.

Таким образом, в настоящее время город сохраняет лидерство среди крупнейших российских городов по ряду показателей социально-экономического развития. Однако для укрепления конкурентных позиций целесообразным является нивелирование слабых сторон в развитии столицы, что предполагает необходимость системной реализации комплекса мероприятий, намеченных в настоящей Программе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Комплексной программе социально-экономического развития городского округа город Сибай Республики Башкортостан на 2011- 2015 годы»

    Решение
    В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным Кодексом Российской Федерации,
  2. Итоги реализации программы развития системы образования городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2007-2011 годы

    Документ
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых (повышения квалификации) «Учебно-методический центр» городского округа город Салават Республики Башкортостан
  3. Совет городского округа город сибай республики Башкортостан

    Документ
    В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным Кодексом Российской Федерации,
  4. Публичный доклад муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №88 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по итогам 2010-2011 учебного года Раздел Общая характеристика  учреждения 

    Доклад
    Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №88 Октябрьского района ГО г.Уфа РБ реализует программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на основании лицензии (серия А №349152 рег.
  5. Краткий отчет о научной деятельности Учреждения Российской академии наук Уфимского научного центра ран за 2010 год Уфа-2011 г

    Публичный отчет
    В отчетном году институты Центра продолжали фундаментальные научные исследования в рамках 2 федеральных целевых научно-технических программ: «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы» (ИНК, ИБГ,

Другие похожие документы..