Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
25 октября 2011 г. глава Кабардино-Балкарской Республики Арсен Каноков сообщил, что режим контртеррористичнской операции (КТО) в Эльбрусском районе К...полностью>>
'Документ'
Москаленко Л.Б.КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (КРАТКИЙ ОЧЕРК О РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ В 80-Е – 90-Е ГОДЫ XIX ВЕК...полностью>>
'Документ'
3.6. Технологія митного оформлення вантажів, що надходять та зберігаються на митних ліцензійних складах (на прикладі Типової технології Київської рег...полностью>>
'Документ'
Издревле считалось, что любой экзамен - это испытание не только для учеников, но и для их учителей. Как указывается в официальных документах,назначен...полностью>>

Главная > Доклад

Сохрани ссылку в одной из сетей:


Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации
2007 год

проект

Москва

Оглавление

Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации
2007 год 1

Часть 1. Гражданское общество России – групповой портрет 7

Степень известности и привлекательности гражданской активности 7

Отношение граждан к деятельности некоммерческих организаций 10

Уровень гражданской активности 13

Статистический портрет «третьего сектора» 20

Экономический портрет некоммерческого сектора России 25

Инфраструктура некоммерческого сектора 29

Нормативно-правовое обеспечение «третьего сектора» и общественной активности в целом 32

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" 35

Поддержка институтов гражданского общества 37

Механизмы и формы взаимодействия общества с государством и органами местного самоуправления 39

Местные сообщества 45

Неформальные сообщества 47

Экспертное сообщество 50

Часть 2. Гражданская самоорганизация: потенциал и влияние 52

Роль гражданского общества в социальной защите населения 56

Организации гражданского общества и антагонистический парадокс здравоохранения 64

Гражданское общество в защите природы и экологии 70

Общественное влияние в сфере образования и науки 79

Институты гражданского общества в сфере культуры 89

Конфессиональный и этнонациональный фактор в общественной жизни 93

Гражданская самоорганизация в экономике 105

Вовлеченность граждан в политическую активность на различных уровнях. 119

Часть 3. 2007 год: актуальная повестка дня 124

Актуальная повестка дня: сфера правозащиты 124

Местное самоуправление – возможности гражданской активности 132

Развитие средств массовой информации, саморегулирование журналистского сообщества, отношения власти и прессы 140

Введение

Ежегодный Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (далее - Доклад) подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона №32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».

Гражданское общество в широком смысле представляет собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам и их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы. Опираясь на это определение и развивая подходы, принятые при создании аналогичного документа в 2006 году, при работе над Докладом был проанализирован большой объем фактической информации, объективно отражающей состояние институтов гражданского общества в стране. В Докладе проанализировано состояние общественной жизни в 2007 году, выявлена актуальная повестка дня. Кроме того, впервые в практике подготовки докладов Общественной палаты Российской Федерации предпринята попытка оценить влияние институтов гражданского общества на принятие решений в различных сферах жизни страны.

При подготовке Доклада использовались материалы социологических исследований, данные государственного статистического учета и мнения экспертов в различных сферах.

В первой части Доклада представлена статистическая и социологическая информация, отражающая состояние гражданского общества в России, проанализированы и отражены основные показатели, характеризующие гражданское общество России, показан общий уровень гражданской активности в стране. Кроме того, в данной части Доклада представлен экономический портрет некоммерческого сектора, описана его инфраструктура, приведены данные о действующих механизмах поддержки гражданских инициатив со стороны государства и бизнеса. Отдельный раздел содержит подробное описание нормативно-правового обеспечения общественной активности, а так же анализ деятельности «неформальных сообществ», то есть юридически неоформленных объединений граждан.

Во второй части Доклада проанализирована степень влияния гражданских организаций в различных сферах общественной жизни: в политике, экономике, социальной защите, здравоохранении, защите природы, культуре, образовании и науке. При этом по каждому из разделов представлена не только общая информация о степени влияния институтов гражданского общества, но и раскрыты механизмы взаимодействия между институтами гражданского общества, властью и/или бизнесом в 2007 году. Анализ проиллюстрирован примерами из практики такого взаимодействия.

В этой части отражена и деятельность общественных организаций граждан, созданных на этнокультурной основе, общественных организаций верующих, а так же организаций и групп националистического и экстремистского характера. Все они оказывают существенное и разнонаправленное влияние на российское многонациональное и многоконфессиональное общество. Здесь же освещен вопрос о формировании российской гражданской идентичности и ее соотношении с региональными идентичностями и этническим самосознанием.

Третья часть посвящена актуальной повестке дня гражданского общества России. В ней отражены вопросы соблюдения прав человека и правоприменительной практики, участия граждан в работе органов местного самоуправления, а так же состояния информационного поля. При работе над третьей частью Доклада были использованы материалы, предоставленные комиссиями Общественной Палаты РФ.

Часть 1. Гражданское общество России – групповой портрет

В фокусе внимания исследований, которые были положены в основу данной части Доклада, – некоммерческие и общественные организации граждан, созданные и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством. Именно они составляют авангард гражданского общества и его институциональную основу, и потому анализ их деятельности и условий, в которых они развиваются, дает представление об уровне участия граждан в жизни общества в целом.

Степень известности и привлекательности гражданской активности

Некоммерческие и общественные объединения граждан как формальные, так и неформальные, существуют в России как минимум последние 15 лет, однако информированность граждан, даже вовлеченных в их деятельность, о существовании подобных институтов остается на очень низком уровне.

По результатам опросов общественного мнения более половины россиян (55%) ничего не знают и не слышали о деятельности некоммерческих организаций в регионе своего проживания.

Более того, по данным опроса Фонда «Общественное мнение» более трети россиян (35%) заявили, что впервые услышали выражение «некоммерческая организация» в ходе интервью, и только каждый пятый респондент сообщил, что знает это словосочетание.

Данные цифры также подтверждаются и результатами опроса, по которому только около четверти граждан (22%) посчитали, что в России существуют и развиты независимые организации. Большинство респондентов дали негативный ответ (49%), и еще треть затруднились с ответом. Если сравнить эти ответы с ответами на вопрос, развиты ли в стране независимые средства массовой информации, то положительные ответы дали 49% всех опрошенных (отрицательно ответили 33%). Таким образом, жители страны не очень хорошо разбираются в том, что включает в себя понятие «независимость» и каковы ее критерии.

Граждане наиболее информированы о деятельности таких общественных структур, как профсоюзы, садовые и дачные товарищества, объединения ветеранов и инвалидов, общества защиты прав потребителей, хотя большинство из них не было готово классифицировать их как общественные организации. Информированность о деятельности подобных институтов различается в зависимости от размера поселения от 38% до 44% опрошенных. Несколько менее известна деятельность товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов и т.п., благотворительных организаций, домовых комитетов, спортивных, туристических, охотничьих, автомобилистских и т.п. объединений и клубов, экологических организаций (от 20% до 30%). О деятельности в своих населенных пунктах культурных, краеведческих движений и клубов, объединяющих людей по их интересам, знают 19% респондентов; о деятельности правозащитных организаций - 18%, о молодежных политических объединениях – 15%, о молодежных неформальных объединений неполитического характера – 13%, о группах и органах школьного и студенческого самоуправления – 14%, об объединениях родителей – 13% и т.д.

При этом, если судить по результатам репрезентативного опроса ГУ-ВШЭ и ФОМа, то более чем 1% взрослого населения страны принимает участие в деятельности таких общественных структур, как профсоюзы, садовые и дачные товарищества, спортивные, туристические, охотничьи и т.п. клубы, религиозные общины, объединения ветеранов и инвалидов, органы территориального общественного самоуправления, органы школьного (студенческого) самоуправления и культурные, краеведческие и т. п. движения и группы (клубы по интересам). В таком качестве, несомненно, идентифицировали себя главным образом активисты. Например, только 4% опрошенных заявили об участии в деятельности профсоюзов, численность членов которых, разумеется, значительно выше.

Таким образом, информированность граждан о понятии «некоммерческая общественная организация» и типах подобных организаций остается неудовлетворительно низкой и неизменной на протяжении последних нескольких лет, несмотря на увеличившееся количество публикаций в СМИ и деятельность общественных палат и советов разных уровней, а также более активную позицию бизнеса по взаимоотношению с данными структурами.

Отношение граждан к деятельности некоммерческих организаций

Отношение разных целевых аудиторий – граждан, представителей власти и бизнеса - к деятельности НКО демонстрирует понимание основ гражданского общества. Именно поэтому социологические исследования отношения к некоммерческим организациям стали в последнее время обязательными для всех ведущих социологических служб.

В виду того, что общая информированность граждан о деятельности некоммерческих организаций остается достаточно низкой, говорить об устойчивом отношении к их деятельности будет некорректно.

В общественном мнении деятельность НКО воспринимается, прежде всего, как правозащитная. Важно, что такое же число респондентов считает, что деятельность НКО для большинства граждан незаметна и неважна, однако несогласных с этим утверждением чуть больше. Другие ответы представлены на рисунке 2.

Восприятие НКО как организаций, способных осуществлять независимый контроль за деятельностью бизнеса и государства, в представлении граждан вызывает скорее отрицание, чем поддержку. При этом число неопределившихся по данным вопросам составляет чуть больше половины опрошенных (52% и 51% соответственно). Более того, не существует и твердого понимания возможности изменения данного положения вещей. Так, 20% респондентов считает, что роль НКО во влиянии на власть и бизнес будет оставаться на нынешнем уровне, 30%, что данная роль будет возрастать, а 44% затруднились с ответом. Можно сказать, что в представлении граждан какой-либо контроль за деятельностью как бизнеса, так и власти и влияние на них, представляется слабо возможным. Возможно также, что граждане не представляют, как контроль и влияние могут быть реализованы.

Дополняет картину несформированности общественного мнения в отношении деятельности НКО ответ на вопрос Фонда «Общественное мнение» о том, приносит ли гражданам лично пользу деятельность НКО. Большая часть ответов (56%) не смогла дать какой-либо ответ. Остальные ответы распределились почти поровну – 19% посчитали, что никакой пользы нет, а 25% - что польза большая или небольшая, но все-таки есть.

Однако исследования демонстрируют довольно четкое понимание граждан в отношении того, чем, по их мнению, должны заниматься некоммерческие организации (Рисунок 3).

По результатам опросов выделяются три приоритетных темы: охрана материнства и детства (39%), помощь социально-уязвимым слоям населения (29%), благоустройство жилья, дворов и улиц (29%), а также в примерно равных долях медицина и образование (21-22 %). Значительно отстают от этих параметров защита общественных интересов (13%) и правозащитная деятельность (10%), с которым, как показано выше, ассоциируется деятельность НКО.

Значительно более точные данные проявляются при анализе отношения граждан к конкретным действиям и мероприятиям, организованным НКО.

Как видно из диаграммы, наибольшую поддержку граждан вызывает благотворительная деятельность, акции по защите окружающей среды и действия по защите трудовых прав.

Таким образом, отношение граждан к деятельности некоммерческих и общественных организаций остается несформированным.

Уровень гражданской активности

Гражданское общество проявляет себя в первую очередь через общественную активность своих членов. По данным опросов, общественно активными считают себя 28% граждан, а среди лиц с высшим образованием таких 33%. При этом в большинстве своем (60%) респонденты отмечают, что проявляли бы более высокую активность, во всяком случае, по месту жительства, если бы вокруг них было больше людей, с которыми они ощущают много общего. Большинство опрошенных (две трети) считает, что в России сегодня трудно быть общественно активным человеком. Но при этом, 46% опрошенных утверждают, что среди тех, кого они знают лично, люди, занимающиеся общественной работой, вызывают большее доверие, чем остальные. Противоположную позицию заняли лишь 15% респондентов.

То есть, налицо, с одной стороны, заинтересованность в общественной активности и личное позитивное отношение к общественно активным людям, а с другой – уверенность, что люди плохо относятся к активности граждан.

Примерно половина опрошенных указали, что у них есть опыт общественной работы (что больше, чем в предыдущие годы). Каждый третий (32%) приобрел опыт общественной активности по месту работы, 18% - по месту учебы, 8% - по месту жительства, 4% - в армии. Почти каждый седьмой (15%) респондент сам становился за последний год инициаторами коллективных действий, направленных на решение какой-либо своей проблемы, и каждый пятый (21%) - коллективных действий, направленных на решение чужих проблем.

Тем не менее, если проанализировать мотивы участия в общественной жизни, можно выделить возможность принести пользу людям (46%) и общение с интересными людьми (24%). К сожалению, лишь незначительно число людей рассматривает общественную активность как возможность реализовать собственные идеи (6%) и повысить свой социальный статус (5%).

Опрос подтвердил, что общественная деятельность не всегда бывает по-настоящему добровольной: 37% опрошенных указали, что за последние несколько лет им приходилось принимать в ней участие по просьбе или под давлением начальства либо местных властей.

В то же время, потенциал укрепления гражданского общества в огромной степени зависит от того, насколько распространены проявления бытовой солидарности и самоорганизации, которые при благоприятных условиях эволюционируют в направлении более развитых форм. Бытовая солидарность и самоорганизация, в отличие от общественной работы, не были скомпрометированы советской практикой и являются привычными и общераспространенными.

Согласно результатам проведенных опросов, почти две трети россиян вовлечены в добровольческую деятельность: 61% опрошенных утвердительно ответили на вопрос, приходилось ли им за последний год оказывать по собственной инициативе помощь, поддержку кому-либо (кроме членов семьи и ближайших родственников), совершать поступки на благо других людей, заниматься благотворительностью. Чаще других в подобных инициативах участвовали люди с высшим образованием, с самым высоким уровнем дохода на члена семьи и высокими субъективными оценками уровня жизни (начиная от тех, кому денег не хватает только на новую машину, квартиру, дом, и, заканчивая теми, кому денег хватает на все). Среди жителей разных населенных пунктов чаще всего в добровольческой деятельности участвуют москвичи, а жители других городов и населенных пунктов разных размеров – примерно на одинаковом уровне (58-62%).

В течение последнего года примерно одна четверть респондентов безвозмездно помогали деньгами людям, не являющимся их близкими родственниками, а почти одна треть оказывали таким людям помощь вещами, 12% безвозмездно присматривали за чужими детьми или престарелыми, 11% давали профессиональные консультации, читали лекции, давали уроки, 6% помогали в решении вопросов с официальными учреждениями и т.д.

На вопросы о том, сколько примерно времени респонденты потратили за год на добровольную безвозмездную работу по месту жительства и на участие в общественных и иных НКО, были получены разнообразные ответы. Но в среднем у людей, отвечавших, что они принимали участие в такой активности, затраты времени на работу по месту жительства составляли около 15 часов в год, а на деятельность в НКО – примерно 20 часов в год.

Если говорить об участии в деятельности именно некоммерческих организаций, то число таких граждан тоже невелико.

Кроме того, число граждан, реально участвующих в деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций значительно различается по регионам России.

Этот низкий уровень участия граждан в деятельности общественных объединений связан и с тем, что они не чувствуют своей ответственности за происходящее вокруг них в достаточной степени. Это хорошо видно на следующей карте:

78% тех, кто заявили о причастности к деятельности общественных структур, удовлетворены своим участием в них. При этом 63% активистов полагают, что общественная работа приносит реальную пользу им самим, 45% - что она полезна их друзьям и знакомым, и только 40% - что она приносит реальную пользу неизвестным респонденту людям. Это объясняется наибольшей реальной вовлеченностью многих людей в те относительно небольшие по охвату локальные структуры, которые объединяют людей на основе конкретных общих проблем, интересов и увлечений.

Что касается участия граждан в местном самоуправлении, то самыми распространенными формами такого участия по ответам глав муниципальных образований, являются обращения граждан в органы местного самоуправления и публичные слушания. Судя по ответам респондентов, в 83% муниципальных образований имеют место обращения граждан в органы местного самоуправления, причем по отдельным типам муниципальных образований эта доля находится в интервале от 82% до 91%. При этом считают эту форму наиболее полезной в современных условиях лишь 72% опрошенных.

С точки зрения представителей власти (глав муниципальных образований), активная гражданская позиция способствует решению социальных вопросов, стоящих перед обществом. Однако граждане могли бы быть более активны в данной деятельности.

По мнению властей, главным препятствием для активной гражданской позиции является привычка надеяться на готовое и на то, что кто-то все сделает за них (советский менталитет), общее безразличие к общим делам и недостаток знаний и некомпетентность. Одновременно респонденты демонстрируют свидетельства того, что в сельской местности сильнее выражены отношения взаимопомощи. Среди мотивов, которые могли бы подвигнуть жителей на участие в общественной жизни, лидирующее место занимают четыре – возможность улучшить качество жизни, благоустроить окружающую территорию (57%); возможность заработать (53%); гарантии того, что эта деятельность принесет результаты (48%), возможность решить проблему (47%), волнующую лично.

Опираясь на проведенный анализ, можно сделать вывод о том, что участие граждан в общественной жизни остается низким и пока не является нормой жизни, с одной стороны, а с другой – даже добровольчество и личная благотворительность не рассматривается россиянами как гражданская активность.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (1)

    Доклад
    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" 34
  2. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (3)

    Доклад
    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" 33
  3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (4)

    Доклад
    Влияние граждан на принимаемые в стране решения, возможность участия в политической и общественной жизни страны закреплено Конституцией Российской Федерации1 и обеспечивается, в том числе, и через деятельность общественных объединений,
  4. Проект доклад о состоянии гражданского общества в российской федерации за 2011 год москва

    Доклад
    Межкомиссионная рабочая группа Общественной палаты по подготовке Доклада: Велихов Е.П. (руководитель группы), Ачкасов Е.Е., Бычков В.В., Глазычев В.Л.
  5. Рубрика – Актив Подрубрика – Научный зал Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации в 2008 году

    Доклад
    Ежегодный доклад о состоянии гражданского общества в РФ был подготовлен Общественной палатой РФ в соответствии со статьей 22 ФЗ от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (извлечение).

Другие похожие документы..